что такое феска головной убор
Что носят на голове восточные мужчины: Тюрбан, тюбетейка, феска и др
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тюбетейка
Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».
Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.
В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.
Тюрбан (чалма)
Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.
Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.
Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.
Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.
Феска
Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.
С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.
Куфия
Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.
На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.
Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.
Тагельмуст
Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Феска
Феска или фес — головной убор в Османской империи, странах северной Африки и др.; представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью. Имеет первоначально византийское происхождение. Название феска или фес происходит от города Феса в Марокко, где изготовлялись эти головные уборы. С 1826 г. феска или фес была введена вместо тюрбана как форменный головной убор для османских чиновников и солдат.
Мода на европейскую одежду, начавшая распространяться в правление Махмуда II (1808—1839), не затронула феску, поскольку та идеально соответствовала ритуалу мусульманских молитвенных поклонов, в отличие от шляп с полями и т. п.
В Турции феска отменена при введении европейского костюма при Ататюрке в 1920-е годы. В Италии мода на фески черного цвета получила распространение в эпоху фашизма в 1920-1940-х гг, став одним из символов этого движения. В Египте сохранилась до 50-х годов.
В сленговом обороте слово феска может использоваться как обозначение любого головного убора. Также феской называется вязаная шерстяная шапочка — часть водолазного снаряжения. Также является излюбленным головным убором Одиннадцатого Доктора из сериала «Доктор Кто».
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Феска» в других словарях:
ФЕСКА — головной убор в виде круглой высокой шапочки с кистью наверху. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ФЕСКА тур. fez, fes, по имени города Феца, в Африке. Турецкая темно красная, шерстяная… … Словарь иностранных слов русского языка
феска — фес, фесочка, шапочка Словарь русских синонимов. феска сущ., кол во синонимов: 4 • убор (133) • фес (2) … Словарь синонимов
феска — ФЕСКА, и, ж. 1. Милиционер. 2. Т. н. «лицо южной национальности». У фесок ничего не покупай. Общеупотр. «феска» головной убор в некоторых странах Ближнего Востока … Словарь русского арго
ФЕСКА — (Фес) (от названия г. Фес в Марокко) мужская шапочка из красного фетра или шерсти в форме усеченного конуса, обычно с кисточкой, в странах Сев. Африки и Передней Азии, в некоторых районах Албании и Греции … Большой Энциклопедический словарь
ФЕСКА — ФЕСКА, и, род. мн. сок, жен. Шапочка в виде усечённого конуса с кисточкой, головной убор в нек рых странах Ближнего Востока. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Феска — ■ Необходимая принадлежность кабинетного учёного; придаёт лицу величественное выражение … Лексикон прописных истин
ФЕСКА — (от назв. г. Фес в Марокко), мужская шапочка из шерсти в виде усечённого конуса с кисточкой у народов Ближнего Востока, Северной Африки и Балкан … Этнографический словарь
феска — (от названия г. Фес в Марокко), мужская шапочка из шерсти в виде усечённого конуса с кисточкой у народов Ближнего Востока, Сев. Африки и Балкан … Энциклопедия «Народы и религии мира»
феска — ФЕС а, м., ФЕСКА и, ж. 1. Жесткая без полей шапочка в форме усеченного конуса с плоским дном, нередко украшенным кистью. Название от г. Фес (марокко), крупнейшего центра производства Ф. Марокканская Ф. обычно красного цвета, с золотой кистью. В… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
феска — и; мн. род. сок, дат. скам; ж.; ФЕС, а; м. [тур. fes] В странах Северной Африки и Передней Азии: мужская шапочка из фетра или шерсти в форме усечённого конуса, обычно с кисточкой (является принадлежностью национального костюма в некоторых районах … Энциклопедический словарь
История стамбульской фески — более 500 лет успеха
В своих мемуарах об эмиграции Александр Вертинский начинает рассказ о Стамбуле с восклицания: «Красные фески! Море красных фесок!» И действительно, турецкая феска на протяжении столетий была самой узнаваемой деталью костюма подданного Османской империи.
Феска – невысокий войлочный колпак с плоским верхом и шелковой кисточкой. Он получил свое название от марроканского города Фес, где было развито производство этих головных уборов. Но мало кто знает, что родиной фески является Византия. Во времена императоров фески носили и придворные, и простые горожане. Сегодня феска стала неофициальным символом Стамбула
.
Зародившись на берегах Босфора, феска была успешно заимствована турками-сельджуками, захватившими город в 15 веке. Почему же деталь костюма «неверных» так прижилась у турков-мусульман? Ответ прост – феска как головной убор без полей идеально подходила для ритуала мусульманских молитвенных поклонов, когда верующий должен касаться пола лбом. Также феска легко превращалась в основу для тюрбана любой формы.
В начале 19 в. феска получила в Османской империи официальный статус, как фирменный головной убор чиновников и солдат.
Распространявшаяся в Стамбуле мода на европейские костюмы не затронула традиционную феску. Но она не устояла перед революционной политикой Ататюрка и его борьбой с османскими обычаями.
По словам Ататюрка, феска являлась «символом невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и цивилизации». Специальным указом ношение фески в Турецкой республике было запрещено. Стамбульцы надели европейские шляпы и носят их до сих пор.
В наши дни традиционная феска превратилась в товар для туристов, которые с удовольствием приобретают их в сувенирных магазинах и увозят на память, не подозревая о богатой истории такого сувенира. Возможно, такие же фески покупали наши далекие славянские предки в еще христианском Константинополе.
Когда феска получила свое имя от названия города Фес, одного из больших городов Марокко, который был городом многочисленных школ, библиотек и известного университета. Фес прежде имел монополию на изготовление этой специфической формы головного убора, потому что это владел регионом, где произрастала ягода, сок которой использовался в покраске фески.
Но с момента открытия синтетических анилиновых цветов, фески начали изготавливаться во Франции, Германии и Австрии. В начале 20го столетия Австрия стала главным центром производства фесок. Страны, где фески наиболее интенсивно использовались, не имели ни единого собственного завода-изготовителя фесок.
Форма фески — это обрезанный конус, знакомый всей Знати Мистической Святыни. Она делалась из красного фетра (войлока), в середину вершины вставлялась черная кисточка.
В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески — красная с черной кисточкой. А в Тунисе, Триполи и Марокко фески в два или три раза длиннее этого распространенного типа и имеют синие шелковые кисточки, которые намного длиннее и тяжелее чем в Америке и Турции. В начале девятнадцатого столетия Феска была сделана частью турецкого официального платья Османским султаном Махмудом II. Она считалась особым признаком Османа и ее должен был носить любой житель империи даже если он не был мусульманином. Женщины так же как мужчины носили фески, но они были маленькие и без кисточек.
Вскоре после инаугурации нового турецкого режима Младотурков, произошло недоразумение национального масштаба между турками и австрийцами. Турки поклялись, что они будут бойкотировать все австрийские товары, включая феску. Повсюду в Турции люди, носившие фески в течение нескольких месяцев уничтожали их, отказывались покупать новые и носили на головах персидские шапки или любые другие головные уборы, которые они могли придумать.
Феска носилась с тюрбаном или без мусульманами, христианами и евреями. Турецкие солдаты и бюрократический аппарат в Турции, включая Султана, за исключением определенных духовных сановников, носили фески без тюрбана. Среди мусульман прямые потомки Мохаммеда носили зеленые тюрбаны, все другие носили белый или темного цвета, принятого местной традицией, или выбранного по личным предпочтениям.
Обычный костюм Знати Мистической Святыни состоял из вечернего костюма с красной феской, на которой было обычно название храма, полумесяца и голова сфинкса, вышитая в золоте.
Приблизительно в 980 г. нашей эры, когда паломничества в Мекку были прерваны крестовыми походами, последователи Мохаммеда и те мусульмане, которые жили к западу от Нила, стали ходить в паломничество в город Фес в Марокко, почитая его как Святой Город.
Изготовитель в Фесе поставлял студентам университета алые фески, которые были отличительными знаками школы. Это было с готовностью принято студентами. Паломники стали также носить подобную феску. Вскоре феску стали носить по всему северу Африки, и ее использованию постепенно простиралось к востоку от Нила.
Что такое феска головной убор
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Шляпы, часть 7. От фески до шуте.
В настоящее время феска является скорее элементом исторического костюма, в общемировую моду она больше не входила.
Эта модель шляпы появилась в конце XIX века в немецком городе Бад-Хобург, где было налажено их производство. Долгое время хомбург носили только в Германии. В общеевропейскую моду хомбург ввел король Великобритании Эдуард VII, и эта шляпа сохраняла актуальность до 1950-х годов, будучи практически обязательным элементом официального мужского костюма.
В настоящее время цилиндр уместен, пожалуй, только в трех случаях:
— он обязателен для мужчин в королевские дни на скачках в Аскоте;
— является элементом профессионального костюма: иллюзиониста либо жокея в выездке);
— в качестве дополнения исторического либо стилизованного (в частности, в стилистике стимпанк) костюма.
Цилиндр может быть разных цветов, декорирован лентами, может варьироваться высота тульи и ширина полей. Некоторые разновидности цилиндра получили собственные имена.
Также шуте иногда называют женскую модель цилиндра. От мужской она отличается более низкой тульей и отделкой.
Про феску
История фески как головного убора с таким названием, широко известна, история фески как головного убора вообще, загадочна и не до конца изучена.
Понятно только, что это очень древний головной убор, который под разными названиями и в слегка разном виде даже не много веков, а несколько тысячелетий существовал на Ближнем Востоке, в Южной и Восточной Европе и в Северной Африке.
Монеты с изображением императора Константина 306 — 337 гг н. э. Император в паннонской шапке
Император Константин, как известно, сделал христианство государственной религией, и он же перенес столицу Римской империи в Константинополь. Соответственно войлочный пилеус был традиционным головным убором в Византийской империи.
Фрагмент скульптурной композиции «Четыре тетрарха» на венецианском соборе Сан-Марко, примерно 300 г. н.э. Была вывезена из константинопольского Филадельфейона после Четвертого Крестового похода (1202—1204 год) и разграбления Константинополя Те же самые военные паннонские пилeусы
Скиадий/камилавка иногда приобретали очень причудливые формы, посмотрим на более релевантное.
Камилавка существует до сих пор и сейчас прочно ассоциируeтся с одеждой православных священников, причем в России и Греции камилавки выглядят слегка по-разному.
Слева греческий священник в камилавке, справа русские православные священники. Не уверена, что современные камилавки делают именно из шерсти верблюда
Византийская империя пала в 1453 году, на месте Византии образовалась Османская империя, а там носили тюрбаны.
Но не все. В Турции были такие янычары, а в Египте были некие мамлюки. И янычары, и мамлюки были профессиональной военной кастой, воспитаной из рабов. И вот эти мамлюки с янычарами носили свои собственные головные уборы, причем высокие.
Изображение египетского мамлюка. 1779 год
До конца XIX века единственным местом в мире, где валяли такие головные уборы, крася их красной краской из коры кизила, был марокканский город Фес. Кстати, сами марокканцы не носили красных тарбушей-фесок, по крайней мере, согласно всем сохранившимся историческим изображениям, крайне редким, знать вся ходила в тюрбанах, а не в тарбушах)
Город Фес был столицей Марокко и центром кожевенной промышленности, где кожи не только дубили, но и красили. И красильни эти красить кроме кожи могли и одежду тоже. Кстати, эти средневековые красильни до сих пор сохранились и до сих пор действуют. Выглядят они вот так
В 1826 году турецкий султан Махмуд II провел реформу одежды, заменив тюрбан, как форменный головной убор для османских чиновников и солдат, на феску, которая ассоциировалась с Византией и в большей степени с Западом и западной культурой. Этот головной убор на самом деле был очень удобен для мусульман. Поскольку фески не имели полей, в них было удобно молиться.
Слева султан Махмуд II (1808—1839) в феске, на портрете после реформы одежды 1826 года. Справа композитор Деде Эфенди (1778, Стамбул — 1846) в феске с повязанным сверху на манер тюрбана полотном.
В 1920-е годы Ататюрк отменил ношение фески, введя ношение европейского костюма с европейскими шляпами. Эта отмена получила название «шляпная революция» или «революция шляп»
В Италии под влиянием Итало-турецкой войны мода на фески получила распространение среди «чёрнорубашечников». В эпоху фашизма в 1920—1940-х годах фески чёрного цвета стали одним из символов этого движения.
Черная феска чернорубашечников
В Египте фески сохранилась до 1950-х годов.
Сейчас феску носит мало кто. Во-первых, это официальный головной убор некой масонской организации под названием Shriners
Shriners
Во-вторых, это национальный головной убор крымских татар
Крымскотатарские фески с орнаментом орнек. Орнек — крымскотатарский орнамент, цветовая гамма которого в большинстве состоит из нежных оттенков: розового, зеленого, желтого, синего. Основная символика орнамента: цветы и деревья. Популярным является образ «древа жизни», сильное разветвление ветвей служит пожеланием большого потомства крымскотатарской семье.
Крымско-татарские фески не являются»‘классическими» фесками, так как, во-первых, они в большей степени женские головные уборы, а не мужские, во-вторых, их украшают вышивкой, а в-третьих, их могут делать не из фетра, а из бархата, таким образом крымско-татарская феска превращается в некий вариант тюбетейки, только другой формы
Дело в том, что с начала XIX в. и до начала XX века крымские татары носили нижние шапочки «такъие», которые шили из легких тканей по форме головы и часто расшивали узором, а иногда вдоль нижнего края околыша пришивалась еще и тесьма. До середины XIX в. на «такъие» навивалась чалма, а позднее стали надевать феску. Ну и раз под феской узора «такъие» не видно, значит надо узор на феску нанести. А заодно и использовать более привычный материал (ну откуда верблюды в Крыму?) И форму сделать больше как у тюбетейки, а не как у камилавки или папахи. Кисточка, правда, осталась
В 2018 году на праздник Хыдырлез в Бахчисарае сделали самую большую феску в мире