как закончить экскурсию какими словами
Экскурсия по микрорайону. Текст экскурсовода. Пример.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольный текст экскурсии.
Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут __________, сегодня я буду вашим экскурсоводом. Во время экскурсии я попрошу вас не отставать от группы.
Итак, первая наша точка это школа № 25. У нашей школы два дня рождения: свою первую линейку коллектив школы № 25 проводил 1 сентября 1981 года у школы № 28( рис.1), где ученики и учителя занимались во вторую смену. А в новом школьном здании еще кипела работа: шла отделка помещений и благоустройство территории. Будущие хозяева помогали строителям: убирали мусор, мыли окна.
И вот, наступил торжественный момент. 15 марта 1982 года новое здание было открыто. Да еще какое! Просторные светлые классы, красивые коридоры. В 1981 году в школе было 24 учителя, 19 классов, 641 ученик, а в 2016 году 68 учителей, 43 класса 1018 учеников.
В 1983 году школа выпустила первых своих учеников. Классным руководителем была Прибыткина Лидия Васильевна.
По сей день школу возглавляет первый директор Черноскутова Лариса Михайловна. Именно ей был вручен символический ключ. Под ее руководством школа добилась больших успехов.
Сейчас мы с вами мысленно пройдем вокруг школы и выйдем к стадиону школы, который был открыт 1 сентября 2017 года.
Это самый большой школьный стадион города, который включает в себя:
п оле для игры в футбол, две беговые дорожки: прямая и вокруг поля, детский комплекс, волейбольно-баскетбольная площадка, яма для прыжков в длину, а еще саженцы, тротуары и новое ограждение.
Площадь школьного стадиона 17 254 квадратных метра. 5 400 квадратов его территории занимает футбольное поле с искусственной травой.
Ввод стадиона в эксплуатацию позволит открыть здесь две секции по футболу, организовать общефизическую подготовку спортсменов, занимающихся народной греблей, создать условия для тренировок 150 человек.
Сейчас мы с вами опять же мысленно отправляемся в близлежащий двор, находящийся на улице Каменская. Если вы посмотрите на карту, то вы увидите, что дома расположены особым образом, формируя дворы внутри квартала. Внутри двора находился детский сад и озелененная территория. Дома панельные 5-тиэтажные, построенные в 80-х – 90-х года, здания лишены архитектурной выразительности, но представляют собой композиционно- организованную городскую среду.
Продолжим нашу экскурсию. И мы выходим на улицу Каменская. Эта улица является одной из основных градообразующих магистралей. На ней расположено много памятников архитектуры, это и всеми известный спортивный комплекс «Салют», и Детский культурный центр, ранее Дом пионеров. Эти здания строились в проекте под названием Молодежный комплекс, с целью того, что бы дети на практике применяли полученные знания. На улице Каменская так же расположен всеми любимый парк отдыха и досуга, ранее называемый Парка УАЗа. На этой улице появились первые благоустроенные дома. Сейчас вы видите какая оживленная это дорога, с большим количеством парковок. Хотелось бы вам показать фотографии транспорта 20 века.
Прошу перейти к последней точки нашей экскурсии – «Байновский сад». Сад назван именем деревни Байново. По некоторым источникам говорится, что на этом месте было поселение деревни. Сейчас сад выглядит заброшено, несмотря на то, что администрация города и волонтеры ежегодна убирают мусор. Вы так же можете присоединиться с числу волонтеров и преображать наш микрорайон. Кроме того, чисто не там где убирают, а там где не мусорят, поэтому соблюдайте чистоту при посещении лесопарковых зон города.
На этом наша экскурсия подошла к концу, надеюсь она вас не утомила и была не интересной и познавательной.
Особенности создания текста для экскурсии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Требования, предъявляемые к контрольному тексту
После формирования маршрута творческая группа приступает к созданию контрольного текста экскурсии. Данный текст состоит из основных положений, фактического материала для максимального раскрытия всех подтем, которые входят в экскурсию.
Главными требованиями, предъявляемыми к контрольному тексту, является:
Текст экскурсии разрабатывается творческой группой при формировании новой темы и выполняет определенной функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен формирует свой рассказ согласно требованиям конкретного текста.
Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный по источникам материалом, который излагается в соответствии с критериями научности и партийности.
Готовые работы на аналогичную тему
В некоторых ситуациях, когда информацию нельзя оформить в хронологическом порядке, например, при организации обзорной городской экскурсии, контрольный текст выступает основой подтем экскурсионных мероприятий.
Требования, предъявляемые к индивидуальному тексту
Другим видом экскурсионного текста является индивидуальный. Данный текст экскурсовод, готовящийся проводить экскурсию, оформляет самостоятельно.
Главным отличием индивидуального текста является отражение структуры экскурсии и построение соответственно с маршрутом. Информация в индивидуальном тексте оформляется исключительно в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст подразделяется на отдельные части, каждая из которых посвящена одной подтеме.
Также является недопустимым изложение фактов без дат, ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.
Основные части экскурсионного текста
Вторая часть вступления также называется информационной. Здесь содержится краткое изложение предстоящей экскурсии, ее основные задачи. Здесь указываются отдельные подтемы, сообщаются названия двух-трех наиболее интересных объекта. Не стоит в материалах вступительной части кратко излагать текст экскурсии, давать подробную характеристику объектам показа.
Вступление содержит информацию по организационным вопросам. Задача экскурсовода – обратить внимание аудитории на достопримечательности, которые будут показаны, и к самой теме. Основными требованиями к вводному слову являются лаконичность и динамичность. Оно не должно вызывать чувство утомления. Продолжительность вступления по времени должно быть не более 5-7 мин.
Отличительной чертой вступительной части является то, что рассказ экскурсовода не должен сопровождаться демонстрацией экскурсионных объектов. Вступление проводится сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы здания и объекты природы за окном не отвлекали экскурсантов. От степени их внимания к информации, которую сообщает экскурсовод, зависит успех всей экскурсии.
Также у экскурсии есть заключительная часть, подводящая итоги того, что увидел и услышал экскурсант. Заключительная часть содержит краткое изложение выводов по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.
excursovod_ru
Экскурсоводы и гиды-переводчики
Работа с туристами:
Под конец вводной части представьте своих коллег по работе (если работаете в паре с другим экскурсоводом или с водителем), представьтесь сами. Если это сделать в середине вводной части, люди это не запомнят. Ведь запоминается информация, поданная в начале или в конце.
Следите за количеством туристов, пересчитывайте людей. Предупредите о времени ожидания опоздавших, чтобы для людей не было неожиданностью, что автобус после 10 минут ожидания уехал. Чтобы защитить себя, вы можете написать документ о факте неявки туристов в положенное время и о последующем отъезде автобуса. На этом документе необходимы подписи двух туристов.
Если у вас школьная группа, то на нее положены учителя или организаторы, которые следят за детьми. Напомните им об этой обязанности. Иначе учителя сядут в автобусе на последний ряд и устроят там «педсовет», а дети меж тем будут тыкать друг другу в глаз флажками и перекидываться сувенирами по салону.
Не нужно забывать, что экскурсия это:
— не пропаганда;
— не нравоучения;
— не лекция;
— не личное мнение;
— не эмоции.
Это информация, собранная из проверенных источников, и поданная так, чтобы слушателям было максимально удобно ее понять и запомнить. Также важно стуктурировать текст и подводить итоги.
Конечно, для восприятия информации слушатель должен быть подготовлен. У него должен быть определенный объем знаний, он должен слушать и успевать воспринимать информацию.
Подача информации будет разной для младших, старших школьников, для случайных людей и для подготовленной группы. В зависимости от этого нужно выбрать подходящий уровень общения, использование специфических терминов, более или менее широкое освещение темы.
Будет полезно предупредить туристов о том, как построена ваша работа, что вы сначала показываете объекты, потом непременно даете свободное время. Людям важно знать о структуре поездки. Знание дает спокойствие.
Если у вас группа иностранцев и вы работаете под перевод, делайте паузы, чтобы их гид все успевал и услышать, и переводить. Иначе получится как в Самаре на экскурсии по бункеру Сталина:
«Дочь подарила экскурсию на киностудию «Мосфильм». Экскурсия началась с Сухаревской площади. Нас посадили в автобус, очень хороший, с кондиционером. Часовая экскурсия по Москве, по тем местам, которые так или иначе связаны с историей кино. Что касается истории кино, то экскурсовод провела ее блестяще. Очень хорошо рассказала об истории Новодевичьего монастыря, о других примечательных церквях города. Мне показалось,что она специалист по Москве православной. Но когда она стала рассказывать об актерах и их фильмографии, то с этим оказалось хуже. Тем более, что рассказывала об актерах еще советских, а сама далеко немолодая женщина. Не смогла вспомнить наиболее значительные роли в кино Ю.Никулина, Е.Леонова. Грустно..» источник
Если во время прогулки вы посещаете какие-то музеи, организации, стоит заранее выяснить если ли какие-то ограничения на фотосъемку. Эту информацию нужно заранее донести туристам, не доводя до эксцессов. Есть внутренние порядки, которые нужно соблюдать. Например, во время экскурсии по Мосфильму туристам разрешают фотографировать везде, кроме съемочных павильонов, ведь там идет съемочный процесс, создатели фильма не хотят раскрывать своих профессиональных тайн.
Во время посещения музеев вы обязаны быть рядом с группой. Конечно, вы как сопровождающий проходите бесплатно.
Если вы с высоты показываете панораму, следуйте правилу: начните рассказ с более дальних объектов, постепенно переходя к ближним. И рассказывайте слева направо или справа налево, как вам угодно, не не прыгайте от объекта к объекту в хаотическом порядке. Это путает людей и снижает внимание. В случае плохой видимости (туман, дождь, снегопад) начните рассказ наоборот, с ближних объектов. Возможно, к концу рассказа погода улучшиться и вы сможете рассказать о том, что вдали.
excursovod_ru
Экскурсоводы и гиды-переводчики
Работа с туристами (продолжение)
Всегда тщательно взвешивайте что вы говорите. Пользуйтесь уважаемыми источниками, перепроверяйте информацию по нескольку раз. Даже если неправильная информация встречается часто, она от этого правильной не становится и не нужно ее рассказывать туристам. В качестве источников информации предпочтительны научные лекции, специализированные музейные издания, краеведческие журналы, книги, написанные историками. Телевидение, газеты, журналы, интернет стоят на последнем месте, т.к. там преобладает непроверенная или искаженная информация.
Во время экскурсии не нужно рассказывать кто из знаменитых людей где живет, где прописан. Не нужно увеличивать толп поклонников и воров. Оставьте людям право на спокойную жизнь. Иначе может получиться так:
Выстраивая рассказ не забывайте, что в группе люди, которые по разному воспринимают информацию: большинство, конечно, визуалы, но есть и кинестетики, и аудиалы. Поэтому при описании объектов используйте слова, которые характеризуют не только ширину, объем дома, но и яркую окраску витражей, шорох листьев возле дома, неровности кирпичей в кладке. Есть люди, которым достаточно посмотреть на памятник, а есть те, которым для знакомства с предметом нужно его потрогать, ощутить.
Экскурсовод лишь передает информацию, взятую из проверенных источников. Он не выражает собственного мнения, тем более не навязывает его. Люди едут отдохнуть, узнать что-то новое, но не получить нравственные наставления или посвящение в какую-либо религию. В тоне разговора не должно быть давления, агрессии. Люди это чувствуют и далее поездка превращается в пытку, в навязывание мнения.
«Я, как профессиональный историк, прекрасно знаю, как увлечь аудиторию интереснейшими рассказами на исторические темы. Для своих лекций готовил десятки примеров, чтобы излагаемая под запись лекция не была слишком «сухой» и академичной, чтобы слушателям было интересно. Здесь же совсем не требуется готовить материал на уровне лекций. Достаточно знать основные факты и травить байки на эту тему, благо их более чем достаточно.
За границей так и происходит. Помимо того, что общий уровень знаний экскурсоводов на порядок выше, чем в московских турагенствах, никто не пытается учить туристов жизни, проповедовать им свои религиозные взгляды и политические воззрения. Возможно это связано с тем, что на экскурсии там попадает немного другой контингент. Хотя я не могу сказать, что на местных маршрутах ездят люди, которые ничего в жизни не видели и не бывали за границей. Но почему же уровень экскурсоводов «на экспорт» гораздо выше уровня «доморощенных»?
Обратно мы ехали без экскурсовода, избежав довольно скучной лекции о его религиозных воззрениях вперемешку с квасным патриотизмом. А той части группы, с которой он остался я не завидую, не смотря на то, что им представилась возможность просто погулять по этому невероятному городу. « источник
Если вам предстоит вести экскурсию в храме, нужно заранее получить на это разрешение (благословение) у священника. Если вы получили его, не забывайте, что рассказ нужно вести относительно тихим голосом, не мешая находящимся в храме верующим. Громкий голос в храме неуместен. Также стоит помнить, что спиной к алтарю, к иконам не стоят. Можно встать к ним боком или чуть в стороне, образуя треугольник с группой.
«Да, это беда многих рассказчиков и экскурсоводов: они не всегда понимают, что собеседникам могут быть интересны причины необычных (нелогичных) технических решений, а не только история создания» источник
«Были на экскурсии по Минску 25 июля. Минск понравился очень, а экскурсовод Маргарита нет. Экскурсия не была познавательной, одни сухие исторические факты, даты. Сама Маргарита изнывала от жары и постоянно жаловалась, что ей плохо.» источник
Говорите достаточно медленно, с выражением. Темп речи и ее подача должны быть такой, чтобы вас хотелось слушать, чтобы можно было запомнить и осознать услышанное. Иначе может получиться так:
«. я была просто ошарашена. Мой мозг не то что не успевал переваривать информацию, некоторую он просто не воспринимал 🙂 Гид говорил очень быстро, очень самоуверенно, не всегда связно и такие вещи, которые противоречат школьным учебникам (в частности — об образовании Петербурга)» источник
«. экскурсовод, молодая девушка, студентка очень внимательно и по делу рассказывала про город и легенды города. В конце экскурсии в автобусе раздались аплодисменты, экскурсовод и водитель несколько смутились. 🙂 А нам даже уходить от них не хотелось» источник
Обобщайте увиденное, подводите итог сказанному. Это поможет туристам лучше запомнить и понять увиденное.
«Убедилась, что экскурсовод таки нужен, ибо он структуризирует увиденно-услышанное.» источник
Если вас пытаются перебить вопросом на середине рассказа, не обращайте внимания. Когда закончите рассказ можете обратиться к человеку, попросить повторить его вопрос.
Если во время рассказа вокруг совершается что-то внезапное, что отвлекает внимание людей (например, свадебная процессия, собаки, белки), стоит выдержать небольшую паузу и затем продолжить.
Выстраивая рассказ, говорите от общего к частному. Сначала расскажите где находимся, что нас окружает и затем уже приступайте к описанию конкретного объекта. Нельзя начать рассказ сразу с какой-то истории, которая произошла в некоем доме. Люди просто не поймут о каком именно доме идет речь, куда смотреть и где вообще они находятся.
Используйте логические переходы. Не прыгайте от факта к факту. Куча мала информации никому не нужна. Отрывочные сведения усваиваются с трудом.
Конечно, не стоит в работе использовать слова-паразиты «вот», «ааа. «, «так», «короче», «чо», «эээ. «, «значит». Если произносите термин «замечательный» относительно здания, обязательно раскройте тему, почему это здание замечательное и чем именно оно такое выдающееся.
Когда говорите важную информацию, давайте ссылку на источники. Иначе вашу речь могут почитать голословной или выдумкой.
Понятно, что трудно после трехсотого или тысячного раза рассказывать так, как будто в первый раз. Но все же от вашего актерского таланта, воодушевления, зависит мнение людей и полученные ими эмоции о прогулке.
«А более всего запомнились экскурсоводы, которые включены в стоимость билетов, и я послушал лекции аж от трех. Так живо, с душой и в красках рассказывают! Последнюю, третью девушку-экскурсовода я даже начал записывать на диктофон» источник
Не размахивайте бессмысленно руками, отслеживайте свои жесты. Движениями рук вы направляете взгляд туристов, помогаете им не только смотреть, но и видеть.
При общении с людьми не пользуйтесь излишне темными солнечными очками. Люди должны видеть ваши глаза, это уважение. Если солнце очень сильно мешает, поможет головной убор с широкими полями.
Давайте то, количество информации, которое люди могут усвоить. Не нужно перегружать их лишними фактами, отвлеченными темами и специфическими терминами. Делайте маленькие паузы. Они необходимы для осознания и усвоения информации.
Иногда на экскурсиях бывают люди, которые испытывают недостаток общения. Они задают вопросы, на которые им не нужны ответы. Им нужно время и внимание. Если у вас есть возможность, подарите им это.
По окончании экскурсии напомните туристам, что вы можете ответить на их вопросы. А вопросов обычно много.
Экскурсовод старается сделать прогулку интересной, наполненной достоверной информацией. Причем подает ее так, что туристы многое понимают и запоминают. Они получают знания и возможность для дальнейших размышлений и, возможно, самостоятельного чтения и прогулок. Здорово, когда работа одного человека побуждает находить интересное в новых объектах.
Текст вступления экскурсии
Содержание
1. Технология подготовки экскурсии
1.2 Отбор литературы
1.3 Отбор экскурсионных объектов
2. Методическая разработка экскурсии
2.1 Вариант маршрута экскурсии
2.2 Текст вступления экскурсии
2.3 Методическая разработка
3. Портфель экскурсовода
3.1 Паспорта экскурсионных объектов
3.2 Индивидуальный текст экскурсии
3.3 Оценка экономической эффективности разработанного экскурсионного продукта
Технология подготовки экскурсии
Выбор темы
В качестве темы для экскурсии мною была выбрана тема «Новосибирск развлекательный».
В данной теме мы рассмотрим культурно-развлекательные места города Новосибирска.
Отбор литературы
Отбор экскурсионных объектов
Основными экскурсионными объектами будут:
· Кинотеатр им. Маяковского
· Новосибирский Академический Молодёжный Театр «Глобус»
· Новосибирский Государственный Академический театр Оперы и Балета,
· Новосибирский Областной Театр кукол
· Новосибирский Государственный театр Музыкальной комедии
Методическая разработка экскурсии
Вариант маршрута экскурсии
Условные обозначения:
— места остановок;
Н –начало экскурсии;
К –конец экскурсии;
— пути маршрута экскурсии.
Цифрами на схемах обозначены:
1 – Кинотеатр Аврора
2 – Новосибирский Государственный Драматический Театр Старый дом
3 – Кинотеатр им. Маяковского
Выбор маршрута:
В рассмотренном маршруте путь экскурсии проходит по наиболее заметным улицам города. Длина маршрута составляет 12 км 750 м. Путь следования автобуса проходит по улицам: Маркса, Ленина, проспекту Димитрова, Фрунзе, Каменская, Чаплыгина, Серебренниковская, Октябрьской магистрали, Кирова, Сакко и Ванцетти, Нижегородской, Восход, Большевистской, Красному проспекту.
Текст вступления экскурсии
«Добрый день, уважаемые жители и гости города. Сегодня мы с вами проведём экскурсию по городу на тему: «Новосибирск театральный». Вести экскурсию и отвечать на ваши вопросы будет экскурсовод Васильев Виталий Николаевич. Водитель автобуса – водитель первого класса Симоненко Андрей Васильевич. Стаж его вождения 7 лет. Наша экскурсия продлится около двух часов, после чего вы сможете самостоятельно походить по центральной части города в течение часа. Большая просьба, во время остановок далеко от автобуса не отходить. Дорогу переходите внимательнее. При соблюдении этих несложных правил наша экскурсия получится интересной и занимательной
Наше путешествие начнётся с центральной площади Новосибирска – площади Ленина. Примерно через полтора часа наша экскурсия закончится недалеко от этого места – возле Новосибирской Государственной Архитектурно-Художественной Академии. Именно с этого момента в вашем распоряжении будет час на самостоятельное изучение Новосибирска, а также на вопросы, которые у вас будут после экскурсии».
Место пересечение реки Обь железной дорогой давшее жизнь городу, было найдено инженерами, создававших Транссиб в начале 90-х годов 19-ого столетия. Изыскательскую партию возглавлял известный инженер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Представители купечества и губернские власти планировали построить мост у Колывани, чтобы железная дорога затем прошла через Томск. Но изучив местность Гарин-Михайловский отверг этот вариант и доказал преимущество строительства моста здесь у села Кровощёково. 30 апреля 1893 года для строительства моста к устью Каменки прибыл отряд мостостроителей, ставшими первыми жителями новоиспеченного поселка Александровского. Так здесь в устье речки Каменки началась история города Новосибирска. Вопреки вековым традициям, когда место для города выбиралось интуитивно, здесь место выбирал расчёт, инженерная целесообразность и тот особый дух, наполнивший жизнь, город и породивший его быстрый и неровный рост был заложен импульс рациональной инженерной мысли в последние десятилетия 19-ого века. Всего за 4 года, к апреля 1897года, проект железнодорожного моста через Обь, одного из крупнейших сооружений России 19 века был претворен в жизнь. Мост, построенный основателями города, верой и правдой прослужил Новосибирску и всей России более 100 лет. Только в апреле 1984 на опорах первого железнодорожного моста через Обь были установлены новые мостовые пролеты. Старый мост был демонтирован, а сейчас один из его пролетов планируется превратить в памятник строителям города.
С первых лет поселок, вскоре сменивший название на Новониколаевский, стал стремительно расти и застраиваться. Первой улицей будущего города стала улица Хлебная, ныне Фабричная, названная так из-за мукомольных предприятий и хлебного завода в считанные месяцы возведенного здесь, тонко понимавшими нужды великой стройки купцами. Украшением улиц, да и всего поселка стал Александровский сад, первое место культурного отдыха горожан. Здесь же на Хлебной возник первый Новониколаевский городской театр, в котором публику развлекали будущие знаменитые артисты. Просуществовал он не долго. После пожара 1909года от театра, как и от Александровского сада, остались лишь несколько фотографий.
И все же первоначально город практически был деревянным. От той эпохи сохранилось чуть более 10 домов, разбросанных по старому центру Новониколаевска. Впрочем, история деревянного Новониколаевска была недолгой. Молодой и энергичный город лишь в 1908 году получивший самоуправление стремительно одевался в столичные каменные одежды. Новая эра застройки города, тесно связанна с именем выдающегося архитектора и инженера Андрея Дмитриевича Крячкого, хорошо известного во многих сибирских городах. В крае бедным специалистами Крячков нашел широкое поле для деятельности. Сегодня, после его смерти, здания известного зодчего до сих пор являются ведущими в архитектурном ансамбле Новосибирска. В 1910году в центре Ярмарочной площади, ныне площадь Ленина, по инициативе местных властей по проекту и под руководством Крячкого был выстроен городской торговый корпус, главное административное здание Новониколаевска. Здесь обосновались Городская Дума, Управа и казначейство. А на первом этаже разместились многочисленные конторы местных предпринимателей. В конце 80-х судьба Торгового корпуса изменилась. В 1987 году здесь распахнул свои двери Краеведческий музей Новосибирской области, который и находиться здесь до сих пор.
За последние, предреволюционные года Новониколаевск достиг такого уровня благоустройства к которому другие города шли десятки лет. В это время был построен рад грандиозных, для своего времени, сооружений. В том числе кирпичный завод, инфекционная больница и 12 прекрасно оборудованных каменных школ, являвшихся образцом не только для Сибири, но и для европейской части России. Началось мощение улиц города и устройство асфальтовых тротуаров, появились телефон и электрическое освещение города. Проявлением больших амбиций молодого города стала воздвигнутая в 1915 году по проекту архитекторов Фрамана и Крячкого часовня Святителя Николая, посвящённая 300-летию дома Романовых. Ярмарочная площадь Новониколаевска была принята за географический центр всей российской империи, а часовня была призвана этот факт наглядно отразить. Об этом красноречиво свидетельствовала табличка на ее фасаде, и в целом выполненная в стилизованных формах великорусской архитектуры 12-14 веков часовня Святителя Николая как бы ставила честолюбивый город в один ряд со столицей, показывая единство великой державы с политическим центром в Москве и географическим – в Новониколаевске. После революции памятную табличку сняли, потом и саму часовню разрушили. Во время подготовки к празднованию 100 летнего юбилея Новосибирска часовня Святителя Николая была вновь выстроена на этом месте, и хотя статуса географического центра страны ей не присвоили, новосибирцы, как в старые времена, продолжают именовать её «часовня-центр России», а новобрачные обязательно включают её посещение в список свадебных мероприятий.
В середине 20-х годов на Николаевском проспекте было возведено здание, история строительства которого, необычайно любопытна. Дело в том, что этот не много похожий на мавзолей образец архитектуры тех лет, получивший название Дом Ленина, был сооружен полностью на деньги горожан. Для сбора средств на его строительство было выпущено миллион 10-копеечных карточек по числу кирпичей, необходимых для постройки. Карточки распространили по всей Сибири и на площади вырос дворец. И хотя в 1944 году он был реконструирован под театр юного зрителя, а сейчас здесь разместилась Новосибирская Государственная Филармония, горожане продолжают величать его домом Ленина. Кстати именно с домом Ленина связанно последнее переименование нашего города. Ставшим в начале 20 века Новониколаевском, город проносил это название немногим более 2-х десятилетий. После окончательного становления советской власти, решено было переименовать город. В конкурсе приняли участие 10-ки названий: Красноград, Сибкрайград, Смирновск и даже Ленинознаменск на Оби. Но в 1925 году, собравшийся в дома Ленина первый сибирский краевой съезд советов утвердил сравнительно нейтральное название – Новосибирск. В середине 80-х годов на волне повального переименования всего и вся в прессе был поднят вопрос о возвращение Новосибирску прежнего имени, но дальше газетных страниц дело не пошло. И Новосибирск остался Новосибирском.
Центром города с первых лет его основания считалась Ярмарочная площадь. Сейчас площадь имени Ленина. Активно застраиваться площадь начала в 1930годах. За стилистическую основу был принят очень модный в молодой советской республике стиль под названием конструктивизм. Его главной отличительной чертой были огромные окна зданий и богатая палитра серого цвета. Застраивать столицу новой социалистической Сибири поручили москвичам. И за считанные годы площадь значительно преобразилась.
Выросли здания Облпотребсоюза, Госбанка, на месте деревянного постоялого двора появилась новая гостиница (ныне торговый дом «Аркада»). В это же время на площади Ленина началось строительство здания, которому суждено было стать архитектурным символом Новосибирска. Это сооружение задумывалось как синтетический театр. Другими словами многофункциональный развлекательный центр, своего рода гибрид театра, цирка и планетария. В результате родился грандиозный проект дл сих пор по многим параметрам не имеющим аналогов в мире. Строительство синтетического театра началось в 1931 году. Однако идея не прижилась. И вскоре московские архитекторы Барт и Курилка переработали проект под театр Оперы и Балета. Начало Великой отечественной войны будущий театр встретил еще не достроенным. Почти с 1-ых дней войны он принял ценности, эвакуированных Ленинградских Военно-артиллерийского и этнографического музеев, Третьяковской галереи, Эрмитажа и музея изобразительных искусств, музеев Новгорода, Калинина и Севастополя. Все было бережно сохранено и 1944 году культурные ценности стали возвращаться в свои города. Но несмотря на войну строительство театра не прекращалось и 12 мая 1945 года ровно через 3 дня после победы, здесь состоялась премьера опера Глинки «Иван Сусанин». Здание театра уникально. Это огромное просторное сооружение с самой большой сценой в мире оставило позади даже Большой театр в Москве. А купол Новосибирского оперного, рассчитанный профессором Пастернаком вообще не имеет аналогов в мире. Это поражающее воображение полусфера, 35 метров в высоту и 55 метров диаметром и толщиной 8 см, покрытое сотнями серебряных чешуек стало христоматийным примером уникального инженерного сооружения. [1] Сегодня Новосибирск – развлекательный город. Предложенный маршрут позволяет обойти все крупнейшие развлекательные места города. История города и области отражена в экспозициях музеев с числом экспонатов основного фонда свыше 4 тысяч. В них широко представлены живопись, предметы археологии, нумизматики, фотографии и документы. Среди музеев ведущими являются Новосибирский областной краеведческий музей с филиалами и Новосибирская картинная галерея. В городе под охраной государства находятся 145 памятников архитектуры, истории, монументального искусства и археологии, среди них есть интересные образцы деревянного и каменного зодчества, формирующие облик современного Новосибирска».
Методическая разработка
Отрезок маршрута | Остановки | Объекты показа | Время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Методические приёмы показа | Методические приёмы рассказа | Организационные указания |
Пл. Маркса | Студенческая (Начало маршрута) | Кинотеатр Аврора | 30 мин. | Дата открытия, первые фильмы, анонс идущих фильмов | Панорамного показа | Экскурсионная справка, описание, объяснение | Знакомство экскурсовода с группой происходит до начала экскурсии (Студенческая) (организационная часть), на месте остановки (Кинотеатр Аврора) – выход экскурсантов из автобуса и расстановка напротив кинотеатра. Производится обход кинотеатра, затем вход внутрь. После показа внутренней части кинотеатра экскурсанты могут задавать вопросы |
Речной вокзал | Речной вокзал | Театр Старый дом | 20 мин. | Дата открытия, открытие первого театрального сезона, первые режиссёры, репертуар театра | Панорамного показа | Экскурсионная справка, описание, объяснение | Производится обход театра, затем вход внутрь. После показа внутренней части театра экскурсанты могут задавать вопросы |
Пл. Ленина | Пл. Ленина | Кинотеатр им. Маяковского | 30 мин. | Дата открытия, первые фильмы, анонс идущих фильмов | Панорамного показа | Экскурсионная справка, описание, объяснение | Производится обход кинотеатра, затем вход внутрь. После показа внутренней части кинотеатра экскурсанты могут задавать вопросы |
Октябрьская магистраль | Октябрьская магистраль (возле фонтана) | Новосибирский Академический Молодёжный Театр «Глобус» | 25 мин | Название театра, актёрский состав, спектакли | Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, зрительный монтаж | Экскурсионная справка, описание, комментирование | При рассказе о «Глобусе», следует обратить внимание на уникальность формы; дать людям самим походить вокруг театра. |
ул. Чаплыгина | ул. Каменская – ул. Чаплыгина | Новосибирский Государственный Академический театр Оперы и Балета, | 35 мин | Идея строительства, датировка памятника, уникальность здания, репертуар театра, творческий персонал театра | Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, зрительная аналогия, зрительный монтаж | Экскурсионная справка, описание, характеристика | На оперный театр уйдёт максимум внимания; после выхода экскурсантов из автобуса, во время рассказа, следует обойти театр со всех сторон; следует обращать внимание слушателей на уникальную форму и размеры театра; после справочной части дать экскурсантам возможность походить вокруг театра и внутри. |
Ул. Дуси Ковальчук – ул. Челюскинцев | На пересечении с ул. Челюскинцев | Краеведческий музей | 20 мин | Датировка памятника, строительство, архитектура здания | Зрительной реконструкции, ассоциации | Экскурсионная справка, описание | Краеведческий музей – одно из старейших зданий Новосибирска. В данном случае больше всего заинтересовать экскурсантов можно, ссылаясь на историю возникновения памятника. |
Пл. Ленина – проспект Димитрова | Пл. Ленина, Красный факел | Красный факел | 20 мин. | Название театра, актёрский состав, спектакли | Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, зрительная аналогия, зрительный монтаж | Экскурсионная справка, описание | Производится обход театра, затем вход внутрь. После показа внутренней части театра экскурсанты могут задавать вопросы |
Пл. Ленина – проспект Димитрова | Пл. Ленина, областной Театр кукол | Новосибирский Областной Театр кукол | 20 мин. | Дата открытия, открытие первого театрального сезона, первые режиссёры, репертуар театра | Панорамного показа | Экскурсионная справка, описание, объяснение | Производится обход театра, затем вход внутрь. После показа внутренней части театра экскурсанты могут задавать вопросы |
Ул. Фрунзе | Пересечение ул. Орджоникидзе и ул. Каменская; | Новосибирский Государственный театр Музыкальной комедии | 15 мин | Идея строительства, датировка памятника, уникальность здания, репертуар театра, творческий персонал театра | Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, зрительная аналогия, зрительный монтаж | Экскурсионная справка, описание, характеристика | Производится обход театра, затем вход внутрь. После показа внутренней части театра экскурсанты могут задавать вопросы |
Станция метро Заельцовская | Ул. Тимирязева, 71/1 | Зоопарк | 1 час | Рассказ об идеи строительства, о зверях | Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, | Приём вопросов-ответов | Экскурсовод не должен удаляться в автобус; он должен быть всегда на виду, чтобы экскурсанты всегда могли обратиться к нему за помощью. |
Портфель экскурсовода
«Портфель экскурсовода» содержит ряд документов и прочей вспомогательной информации, которые помогут при ведении экскурсии донести информацию до экскурсантов в максимально полном объёме. Сюда входят: папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцами продукции предприятий, другими наглядными пособиями.
В нашем случае полезно иметь в «Портфеле экскурсовода» фотографии театров в периоды их строительства и на первых гастролях. Следует иметь также документы (копии документов), на создание театров. В данной экскурсии чрезвычайно полезными, даже необходимыми, будут планы внутреннего строения данных театров, размещения мест для зрителей и т. п.