к какому ордену представлен ляпкин тяпкин
Образ и характеристика Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Основными героями комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» являются чиновники одного из уездных городов России. Один из них — судья уездного суда Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.
Внешность, речевая характеристика
В «Замечаниях для господ актёров» Н, В. Гоголь отмечает, что актёр, играющий судью, «должен всегда сохранять в лице своём значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом». Автор сравнивает речь Ляпкина-Тяпкина со старинными часами, «которые прежде шипят, а затем уже бьют». Судья «каждому слову своему даёт вес».
В «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» Гоголь написал, что судья «говорит и в то же время смотрит, какой эффект производят на других его слова».
Судья красноречив, попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника говорит ему: «У вас, что ни слово, то Цицерон с языка слетел» (действие 4, явление 1).
Карьера
Хлестакову Аммос Фёдорович сообщает, что был выбран судьёй на трёхлетие по воле дворянства в 1816 году и продолжает «должность до сего времени».
Ляпкин-Тяпкин был представлен к ордену Владимира четвёртой степени.
Значение фамилии. Отношение к службе
Значение фамилии Ляпкина-Тяпкина прекрасно показывает его отношение к своей службе. Эта фамилия образовалась от фразеологизма «тяп-ляп», который означает быструю, но грубую и небрежную работу. Действительно, службой Аммос Фёдорович занимается очень небрежно.
Халатность и небрежность по отношению к службе видны уже в передней суда (там сторожа содержат гусей) и в присутствии (то есть приёмной), где над шкафом висит охотничий арапник. Озабоченный возможным приездом ревизора городничий даёт указание судье удалить из присутственных мест гусей и снять арапник со стены. Городничий озабочен тем, что ревизор едет инкогнито, и пугает чиновников, что ревизор прикажет: «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина». Эти слова стали фразеологизмом, крылатым выражением, иносказательно означающим намерение наказать виновного.
Пренебрежение служебными обязанностями видно и в том, что Аммос Фёдорович выносит судебные решения не по закону, а исходя из своих предпочтений. Дела он решает в пользу того, кто даёт ему в виде взятки борзых щенков, зная страсть судьи к псовой охоте. Аммос Фёдорович считает такие взятки совсем безобидными и откровенно говорит о них, полагая, что «грешки грешкам — рознь» (действие 1, явление 1).
Когда судятся помещики, они, чтобы задобрить судью, разрешают ему охотиться на своих землях. «Чептович с Варховинским затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого», — говорит судья (действие 1, явление 2). Судья даже не подозревает, что из-за своей страсти к охоте выносит несправедливые решения в суде.
Поведение Ляпкина-Тяпкина при Хлестакове
Поведение Ляпкина-Тяпкина является коррупционным. Судья опасается подсунуть взятку мнимому ревизору, так как считает его государственным человеком. Он предлагает чиновникам дать ему взятку «в виде приношенья со стороны дворянства на какой-нибудь памятник» (действие 4, явление 1).
Ляпкин-Тяпкин первым является представляться Хлестакову. Он чётко представляется, но очень трусит, не зная как безопасно дать «ревизору» взятку. Судья, понемногу высовывает вперёд кулак с деньгами и теряется, когда Хлестаков спрашивает, что у него в руке. От растерянности и страха Ляпкин-Тяпкин роняет деньги и думает, что попадёт за взятку под суд. Когда Хлестаков просит эти деньги взаймы, судья поспешно соглашается и подобострастно заверяет, что для него это большая честь. Затем Ляпкин-Тяпкин спрашивает у Хлестакова, не будет ли какого-нибудь приказания уездному суду. Получив отрицательный ответ, судья, довольный тем, что ловко дал взятку, уходит.
Авторская характеристика
В «Замечаниях для господ актёров» Гоголь сообщает, что судья прочитал 5 или 6 книг, поэтому немного вольнодумен. Далее автор пишет, что Ляпкин-Тяпкин — большой охотник на догадки, поэтому «каждому слову своему даёт вес».
На трусость судьи и его страх перед «ревизором» указывают следующие авторские ремарки в тексте:
Черты характера
Ляпкин-Тяпкин любит рассуждать, строить догадки. Например, узнав от городничего, что едет ревизор, он предположил, что это неспроста. По его мнению, причина этого состоит в том, что Россия хочет вести войну, и правительство послало «чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены» (действие 1, явление 1).
Судья считает себя умным человеком, гордится своим умом и догадливостью. Он не верит в бога. Когда городничий упрекает его в том, что он неверно говорит о сотворении мира, Ляпкин-Тяпкин гордо заявляет: «Да ведь сам собою дошёл, собственным умом» (действие 1, явление 1). Но в трудные минуты он обращается за помощью к богу и пресвятой матери. Например, когда приходит представляться «ревизору» и очень боится дать ему взятку (действие 4, явление 3).
Гордящийся своим умом Аммос Фёдорович верит заверениям заседателя, что от этого человека всегда немного пахнет водкой, потому что «в детстве мамка его ушибла» (действие 1, явление 1).
Судья очень любопытен, именно он просит городничего рассказать, каким образом Хлестаков сделал предложение его дочери.
Аммос Фёдорович подобострастен и двуличен. Когда городничий признаётся, что хочет быть генералом, судья говорит: «Большому кораблю — большое плаванье» — а в сторону добавляет: «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло». Он о себе высокого мнения, это видно из реплики, которую он говорит в сторону: «Тут и почище тебя есть, а до сих пор не генералы» (действие 5, явление 7).
Заключение
Характеристика Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина позволяет выявить недостатки судебной системы России первой половины 19 века: коррупционность многих судей, некомпетентность, халатное отношение к службе. Те, кто должны соблюдать законы и способствовать тому, чтобы их соблюдали и другие люди, нередко сами являлись нарушителями закона.
Характеристика образа Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Ляпкин-Тяпкин в комедии «Ревизор»: характеристика образ, описание | Cудья Аммос Федорович
Ляпкин-Тяпкин. Художник П. Боклевский |
Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин является одним из чиновников города N в знаменитой комедии «Ревизор» Гоголя.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика судьи Ляпкина-Тяпкина в «Ревизоре», описание персонажа в цитатах.
Смотрите: Все материалы по комедии «Ревизор»
Характеристика Ляпкина-Тяпкина в комедии «Ревизор»: образ, описание (судья Аммос Федорович)
«Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор Ляпкин Тяпкин.» (действие 4 явление III)
«Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле. « (действие 1 явление III)
«С восемьсот шестнадцатого был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени. » (действие 4 явление III)
«. хотя он мне родня и приятель. » (Земляника о Ляпкине-Тяпкине, действие 4 явление VI)
«. ты берешь пример с дочерей Ляпкина‑Тяпкина. » (слова городничихи Анны Андреевны, действие 4 явление XIV)
«Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда. « (действие 1 явление III)
«За три трехлетия представлен к Владимиру четвертой степени с одобрения со стороны начальства. « (действие 4 явление III)
« Судья тоже, который только что был пред моим приходом, ездит только за зайцами. » (Земляника о нем, действие 4 явление VI)
«Я знаю, вы любите охоту. » (городничий о нем, действие 1 явление I)
«. твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев. » (действие 5 явление I)
Когда между двумя местными помещиками, Чептовичем и Варховинским, начинается судебная тяжба за землю, судья Ляпкин-Тяпкин радуется этому событию, так как теперь он имеет возможность охотиться на зайцев на территории обоих помещиков. Судя по всему, он не спешит поставить точку в этом судебном разбирательстве, так как ему выгоден этот конфликт:
«. Чептович с Варховинским затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого. « (действие 1 явление II)
«. судья‑собачник, с которым ты ездишь травить зайцев. » (Анна Андреевна о нем, действие 5 явление I)
« Аммос Федорович. Я, пожалуй, Антон Антонович, продам вам того кобелька, которого торговали.
Городничий. Нет, мне теперь не до кобельков.
Аммос Федорович. Ну, не хотите, на другой собаке сойдемся.» (действие 5 явление VII)
Чиновник Ляпкин-Тяпкин берет взятки, но не деньгами, а борзыми щенками. При этом он считает, что взятки щенками – «это совсем иное дело»:
«Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
Городничий. Ну, щенками или чем другим – всё взятки.
Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович.« (действие 1 явление I)
По словам чиновника Земляники, господин Ляпкин-Тяпкин держит собак прямо на работе, в здании суда:
«Городничий. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично… Я и прежде хотел вам это заметить, но все как то позабывал.
Аммос Федорович. А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню.» (действие 1 явление I)
(*арапник — длинный охотничий кнут, который применяют в охоте)
По словам Хлестакова, судья Ляпкин-Тяпкин является невоспитанным человеком, «моветоном»:
«Судья Ляпкин‑Тяпкин в сильнейшей степени моветон*. « (действие 5 явление VIII)
(*моветон – то есть невоспитанность, дурной тон)
Коробкин (продолжает). «Судья Ляпкин Тяпкин в сильнейшей степени моветон…» (Останавливается). Должно быть, французское слово.
Аммос Федорович. А черт его знает, что оно значит! Еще хорошо, если только мошенник, а может быть, и того еще хуже.» (действие 5 явление VIII)
«Зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите. « (действие 1 явление I)
Ляпкин-Тяпкин любит философствовать и говорить о сотворении мира, вавилонском столпотворении и т.д. За это приятели-чиновники сравнивают его с Цицероном, древнеримским оратором:
«У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел. » (Земляника о нем, действие 4 явление I)
«Нет, вы не только о собаках, вы и о столпотворении. » (все чиновники о нем, действие 4 явление I)
«О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются. » (действие 1 явление I)
«. Ляпкин‑Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес.
Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину.
Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. «
(из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя, 1846 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Ляпкина-Тяпкина в комедии «Ревизор» Гоголя: описание судьи Аммоса Федоровича.
Аммос Ляпкин-Тяпкин
История персонажа
Аммос Ляпкин-Тяпкин — персонаж комедии великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Уездный судья с говорящей фамилией увлекается охотой, игнорирует прямые обязанности и предпочитает взятки в натуральном выражении — в виде борзых щенков.
История создания персонажа
Идея создания пьесы на злободневную тему крутилась в голове Николая Гоголя давно. А вот с сюжетом произведения возникали проблемы. По одной из версий, источником вдохновения для автора стала история, рассказанная Александром Сергеевичем Пушкиным.
Так, русский классик поведал о забавной ситуации, случившейся в Бессарабии. Некий Павел Свиньин, путешествуя, выдал себя за чиновника из Санкт-Петербурга. Пользуясь таким положением, он довольно вольготно себя чувствовал, пока обман не раскрылся.
Исследователи считают, что прототипом Ивана Хлестакова стал сам Пушкин, которого спутали с чиновником в Нижегородской области.
Существует еще несколько гипотез касательно истории создания произведения. Строятся они на том, что сходная тема была распространена в литературных кругах. Похожее сочинение было опубликовано за год до «Ревизора» — «Неистовый Роланд» Александра Фомича Вельтмана.
Николай Гоголь принялся за написание комедии осенью 1835-го. А через год состоялась первая постановка пьесы, на которой присутствовал Николай I. Несмотря на то что в ней присутствовало сатирическое изображение чиновников, отзывы были положительные. Впрочем, не обошлось и без критики, но лояльное отношение царя оказалось решающим.
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, Городничий, Артемий Филиппович Земляника худ. П. М. Боклевский
Место действия в произведении — некий уездный город. Слух о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга наводит страх на городничего, судью, помещиков и прочих высокопоставленных лиц. Ситуация обостряется тем, что никто не знает, как зовут таинственного проверяющего и как он выглядит.
Поэтому когда в город прибывает никому не известный человек, его по ошибке принимают за ревизора. А дальше все происходящее приобретает комедийный характер. Каждый пытается всунуть Хлестакову взятку, дабы выслужиться перед питерским чиновником и избежать тотальной проверки.
Хлестаков, понимая, что его с кем-то спутали, не спешит раскрывать карты. Он берет деньги, позиционируя это как одолжение, и даже сватается к дочери городничего, Марье Антоновне. Слуга же его, Остап, видит, что ситуация шаткая, и советует хозяину немедленно уезжать, пока правда не всплыла на поверхность.
Николай Гоголь указал в своем бессмертном творении на все дурное в России. Взяточничество, необразованность, лицемерие, несправедливость и другие пороки общества нашли отражение в комедии и не теряют своей актуальности даже сегодня.
Писатель стремился к совершенству, поэтому 6 раз редактировал книгу. Автор тщательно прописывал образы и характеры героев. Поэтому Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин с редким именем и интересной фамилией при первом же описании Гоголя моментально вызывает ощущение неприятия.
Чиновник выполняет служебные обязанности спустя рукава, для галочки, на тяп-ляп. Чин коллежского асессора позволяет ему беспрепятственно вершить свои дела. Так как должность уездного судьи выборная, персонаж не утруждает себя получением одобрения городничего. Однако вся спесь мгновенно улетучивается, когда Аммос Федорович узнает о приезде ревизора.
Образ и биография Аммоса Ляпкина-Тяпкина
В предисловии к пьесе Гоголь в нескольких словах дает характеристику герою. Читатель понимает, что местный судья — человек необразованный, ведь за всю жизнь удосужился прочитать не более 6 книг.
Обычных людей он старается не замечать. А когда ему приносят докладную, то только машет рукой, считая, что даже «Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».
Авторская характеристика подтверждается дальнейшими репликами персонажей. Читатель узнает, что судья не только мало уделяет внимания прямым обязанностям, но даже не следит за местом службы. Там, куда приходят посетители для обращения, мужчина разводит гусей с гусятами. А на замечание городничего в отношении этого нарушения Аммос отвечает перевешиванием вины на сторожей.
Словесный портрет как таковой в произведении отсутствует. Но внешность Ляпкина-Тяпкина описал сам Гоголь в рисунке к последней сцене. Мужчина среднего возраста, грузен, одутловат, неприятен лицом. Не обременен излишней мозговой деятельностью и жизненными целями. Чувствует себя комфортно, даже не пытаясь изображать трудовую активность.
Профессия и служба ему не очень интересны. Единственная страсть героя — охота. Даже в рабочем помещении над шкафом с бумагами у Аммоса Федоровича висит арапник. А если кто-либо из посетителей изволит подкупить уездного судью, то Ляпкин-Тяпкин благосклонно примет дары в виде борзых щенков. И не потому, что любит собак, а сугубо из охотничьих интересов. Персонаж свято верит, что такая взятка законна, поэтому даже не скрывает этого факта.
Рудаков Константин Иванович(1891-1949). Судья Ляпкин-Тяпкин. Эскиз к пьесе «Ревизор». 1948. Художник-график, педагог.
О биографии героя известно то, что он пребывал в должности не менее 15 лет, буквально слившись с судейским стулом. Арапник (хлыст) над его головой может трактоваться как то, что мужчина больше занимается охотой, чем урегулированием споров жителей города. Также предмет является отсылкой к использованию телесных наказаний прямо в зале заседаний.
Среди других действующих лиц в пьесе есть схожий персонаж — Артемий Земляника, занимающийся обеспечением богоугодных заведений. Он неуклюж и неповоротлив, пронырлив и хитер. К службе оба человека относятся одинаково халатно. Состояние больниц у Артемия Филипповича плачевно. Как и Аммос Федорович, он мало думает о пациентах, заботясь исключительно о собственном благосостоянии.
Описание дальнейших поступков Ляпкина-Тяпкина ожидаемо. Как и остальные персонажи пьесы, герой пытается умаслить Ивана Хлестакова. Видно, что мужчина не умеет давать взятки, поскольку привык быть по другую сторону в коррупционных связях.
Смелости Аммоса Федоровича хватает лишь на то, чтобы зажать 300 рублей в руке и нечаянно выронить подношение. А затем облегченно вздохнуть, когда мнимый ревизор сам предложил взять «одалживаемое». Спутанная речь судьи наполнена смиренным преклонением перед петербургским чиновником, ведь это единственный человек, который способен повлиять на сохранение его в должности.
Аммос Ляпкин-Тяпкин в фильмах
Первой экранизацией пьесы Гоголя стал чехословацкий фильм 1933 года. Сюжет передал суть произведения, продемонстрировав эпоху, описываемую русским писателем. В киноленте роль судьи исполнил актер Теодор Пиштек.
На студии «Мосфильм» в 1952-м вышел второй фильм, четко соответствующий оригинальному тексту комедии. Режиссер Владимир Петров тщательно следил за точностью переложения образов героев на экран. Ляпкина-Тяпкина сыграл советский лауреат 2 сталинский премий Сергей Блинников.
Аммос Ляпкин-Тяпкин в исполнении Олега Янковского (Кадр из фильма «Ревизор»)
Следующая экранизация — работа Леонида Гайдая под названием «Инкогнито из Петербурга». Фильм-комедия в должной режиссеру манере и с хлесткими цитатами выворачивает наизнанку жизнь власть имущих. Роль любителя охоты и борзых щенков исполнил Анатолий Кузнецов.
Российский фильм Сергея Газарова 1996 года также нельзя назвать вольной интерпретацией произведения русского классика. Подхалима, разводящего гусей в здании суда, сыграл Олег Янковский.
Цитаты
«Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».
«Ну, нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…»
«Да вам чего бояться? Колпаки чистые надел на больных, да и концы в воду».
Характеристика Ляпкина-Тяпкина
Один из ярких персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» – судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин. Это собирательный образ крупных чиновников небольших провинциальных городков, которые раздуваются от собственной значимости, но на деле выполняют свои обязанности спустя рукава. Характеристика Ляпкина-Тяпкина более полно раскрывает проблему взяточничества, коррупции, чиновничьего произвола и полной его безнаказанности. Герой является отражением несправедливой и некомпетентной судебной системы царской России, погубившей немало судеб.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Полное имя — Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.
Возраст — не указан, мужчина зрелого возраста.
Род занятий — судья.
Семья — известно, что у судьи есть дочери.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств, но недостаточное.
Внешность — имеет очень важный, напыщенный вид, говорит густым басом.
Характер — ленивый, лицемерный, равнодушный к людям и их проблемам, корыстолюбивый.
Положительные черты — любит собак.
Отрицательные черты — невежественный, с завышенной самооценкой, взяточник и коррупционер, бесчестный человек.
Произведение — «Ревизор».
Автор — Николай Васильевич Гоголь.
Цитатная характеристика
Описание Ляпкина-Тяпкина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет героя основан на том, что он является судьёй уездного города N.
«Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья».
Источник: «Действующие лица»
Источник: «Замечания для господ актёров»
Аммос Фёдорович занимает пост судьи уже 15 лет.
«Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле…»
Источник: Действие первое, явление 3
Ляпкин-Тяпкин имеет чин коллежского асессора, который соответствовал 8-му классу Табели о рангах и давал право на потомственное дворянство.
«…судья здешнего уездного суда, коллежский асессор Ляпкин-Тяпкин».
Источник: Действие четвёртое, явление 3
Аммос Фёдорович был избран судьёй по воле местного дворянства и за все 15 лет ни разу не переизбирался.
«С восемьсот шестнадцатого был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени».
Источник: Действие четвёртое, явление 3
Начальство довольно службой Ляпкина-Тяпкина, который на своём посту получил высокую награду за отменную службу.
Ляпкин-Тяпкин находится в родстве с попечителем богоугодных заведений Земляникой.
«…хотя он мне родня и приятель…»
Источник: Действие четвёртое, явление 6
Известно, что у Ляпкина-Тяпкина есть дочери.
«…ты берёшь пример с дочерей Ляпкина‑Тяпкина…»
Источник: Действие четвёртое, явление 14
Внешность
Внешний вид Ляпкина-Тяпкина весьма важный, значительный.
«Представляющий его должен всегда сохранять в лице своём значительную мину».
Источник: «Замечания для господ актёров»
У Аммоса Фёдоровича густой, хриплый голос, при разговоре он растягивает звуки.
«Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
Источник: «Замечания для господ актёров»
Черты характера и поступки
За всю жизнь судья Ляпкин-Тяпкин прочёл всего несколько книг. Для среды, в которой он живёт, это уже немало, и потому он заслуженно считает себя прогрессивным человеком.
«…прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен…»
Источник: «Замечания для господ актёров»
Аммос Фёдорович обладает живым умом и очень любит строить разные предположения касательно того или иного события.
«Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес».
Источник: «Замечания для господ актёров»
Судья — большой любитель наделять события большей значимостью, нежели есть на самом деле. Даже в приезде столичного ревизора он видит начало серьёзных политических изменений в стране.
«Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия… да… хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены».
Источник: Действие первое, явление 1
Ляпкин-Тяпкин несерьёзно относится к своим обязанностям и к месту, где он работает. Так, в здании суда, в приёмной, находятся гуси, которых завели сторожа.
«Вам тоже посоветовал бы, Аммос Фёдорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично… Я и прежде хотел вам это заметить, но всё как-то позабывал».
Источник: Действие первое, явление 1
Ляпкин-Тяпкин — большой любитель охоты. Даже в суде у него находится арапник — длинный охотничий кнут.
«Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но всё на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить».
Источник: Действие первое, явление 1
«…ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак…»
Источник: Действие четвёртое, явление 6
Особую страсть судья испытывает к породистым охотничьим собакам. Товарищи и коллеги за глаза называют Ляпкина-Тяпкина не иначе как «судья-собачник».
«Что иной раз увлечёшься, говоря о домашней своре или гончей ищейке…»
Источник: Действие четвёртое, явление 1
«…судья-собачник…»
Источник: Действие пятое, явление 1
Судья признаёт, что за ним имеются грехи, но он научился воспринимать их спокойно и не придавать им особого значения. Ляпкин-Тяпкин не сомневается, что все его грехи смехотворны.
«Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь».
Источник: Действие первое, явление 1
Аммос Фёдорович — взяточник и не скрывает этого. Однако он считает, что если взятка дана не деньгами, а породистыми щенками, то она и не взятка вовсе.
«Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».
Источник: Действие первое, явление 1
Ляпкин-Тяпкин — атеист, не посещает церковь.
«…вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите…»
Источник: Действие первое, явление 1
Имея живой, подвижный ум, судья стремится найти собственное объяснение всего сущего на земле. Канонический религиозный вариант его не устраивает.
Ляпкин-Тяпкин пользуется славой красноречивого, умного человека.
«Артемий Филиппович. Да, Аммос Фёдорович, кроме вас, некому. У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел».
Источник: Действие четвёртое, явление 1
Судья без зазрения совести пользуется своим служебным положением: пока два помещика судятся между собой за земли, он беспрепятственно охотится в их владениях.
«Ведь вы слышали, что Чептович с Варховинским затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и другого».
Источник: Действие первое, явление 2
Ляпкин-Тяпкин не справляется со своими служебными обязанностями. Несмотря на то, что на посту судьи он находится вот уже 15 лет, он никак не может определять противозаконные действия, восстанавливать справедливость в делах.
«В самом деле, кто зайдёт в уездный суд? А если и заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад. Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку — а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».
Источник: Действие первое, явление 3
Ляпкин-Тяпкин не отличается порядочностью и щепетильностью в амурных делах и имеет связь с женой помещика Добчинского.
«…поведения самого предосудительного. Здесь есть один помещик, Добчинский, которого вы изволили видеть; и как только этот Добчинский куда-нибудь выйдет из дому, то он там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья».
Источник: Действие четвёртое, явление 6
Воспитание
Ляпкин-Тяпкин не владеет французским языком, что говорит о его недостаточном образовании, поскольку в XIX веке образованные дворяне владели иностранными языками, в частности, французским.
Ляпкин-Тяпкин считает себя глубоко образованным, даже вольнодумным человеком только потому, что за всю жизнь прочёл несколько книг. Это свидетельствует о том, что образование его было неполным.
«…прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен…»
Источник: «Замечания для господ актёров»
Характеристика Хлестакова другими героями
Городничий
Городничий указывает на недочёты работы судьи. Всё это время он сквозь пальцы смотрел на подобные вольности, но приезд столичного ревизора заставляет его навести подобие порядка в городе.
«Вам тоже посоветовал бы, Аммос Фёдорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично… Я и прежде хотел вам это заметить, но всё как-то позабывал».
Источник: Действие первое, явление 1
Источник: Действие первое, явление 1
Городничий пренебрежительно относится к судье, который не верит в бога и не посещает церковь. Он считает это большим недостатком.
«…вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере твёрд и каждое воскресенье бываю в церкви».
Источник: Действие первое, явление 1
Городничий считает Аммоса Фёдоровича опасным вольнодумцем, поскольку тот осмелился «своим умом» найти собственную версию сотворения мира.
«О, я знаю вас: вы если начнёте говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются».
Источник: Действие первое, явление 1
Земляника
Земляника считает судью красноречивым человеком, способным красиво и грамотно изъясняться.
Земляника указывает «ревизору» на пороки судьи, среди которых большая страсть к охоте и предосудительная связь с замужней женщиной.
«Судья тоже, который только что был перед моим приходом, ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак и поведения, если признаться пред вами, — конечно, для пользы отечества я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель, — поведения самого предосудительного. Здесь есть один помещик, Добчинский, которого вы изволили видеть; и как только этот Добчинский куда-нибудь выйдет из дому, то он там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья».
Источник: Действие четвёртое, явление 6
Хлестаков
Хлестаков называет судью «моветоном», то есть человеком невоспитанным, неприличным (от франц. «моветон» — невоспитанность, дурной тон).
«Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон…»
Источник: Действие пятое явление 8
Речевая характеристика Ляпкина-Тяпкина
Речевая характеристика судьи Ляпкина-Тяпкина позволяет в полной мере сделать выводы об особенностях его личности. Автор сравнивает речь данного персонажа со старинными часами, «которые прежде шипят, а затем уже бьют». Он говорит с большой важностью, придавая вес каждому, даже самому пустому, незначительному своему слову.
Аммос Фёдорович выражает свои мысли с самодовольным видом «просвещённого» человека, хотя на деле является лишь напыщенным невеждой, прочитавшим всего несколько книг. Однако общество, в котором вращается судья, является ещё более невежественным, и на фоне своих коллег и приятелей он имеет славу красноречивого человека: «У вас, что ни слово, то Цицерон с языка слетел».
Речь Ляпкина-Тяпкина неправильна и бессвязна, ей не хватает выразительности. Словарный запас и интонации героя определяются его претензиями на «умствования», превосходство в знаниях над окружающими: «Да, обстоятельство такое… необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром», «Нет, я вам скажу, вы не того… вы не… Начальство имеет тонкие виды». При этом герой очень гордится тем, что «сам собою дошёл, собственным умом».
Авторская характеристика Ляпкина-Тяпкина
Комедия «Ревизор» неоднократно переписывалась и дополнялась Гоголем, который хотел максимально точно донести до читателя свой замысел. По этой причине автор дополнил пьесу особым разделом — «Замечания для господ актёров», в котором кратко и ёмко дал собственную оценку каждому из персонажей.
Из данного раздела становится понятно, что Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — типичный провинциальный невежда, «прочитавший пять или шесть книг», и потому, по ироничному замечанию автора, считающий себя вольнодумцем.
Судья — «охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес». Н. В. Гоголь сделал специальную отметку, что актёр, изображающий Ляпкина-Тяпкина, «должен всегда сохранять в лице своём значительную мину».
Особое внимание писатель уделил особенностям речи героя, который «говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Ляпкина-Тяпкина вместе!
Биография
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — судья уездного суда в одном из провинциальных городов России. На этот пост был единодушно избран местным дворянством в 1816 году и на протяжении последних 15 лет остаётся бессменным судьёй.
Ляпкин-Тяпкин настолько поверхностно, наплевательски относится к своим обязанностям, что даже не пытается разбираться в официальных бумагах, документах. Однако начальство вполне устраивает подобная «отменная» работа, и судья получает награду — Орден Святого Владимира четвёртой степени, который выдавался за военные отличия и гражданские заслуги.
Аммос Фёдорович является большим любителем охоты и всё своё свободное время посвящает любимому занятию. Даже взятки он берёт не деньгами, как все местные чиновники, а породистыми охотничьими щенками.
В городе Аммос Фёдорович пользуется славой дамского угодника и, по слухам, имеет связь с женой помещика Добчинского.
Образ Ляпкина-Тяпкина
Сущность данного персонажа полностью заключается в его говорящей фамилии: Ляпкин-Тяпкин — человек, привыкший всё делать «тяп-ляп», то есть небрежно, грубо, лишь бы как. Занимая видный пост в городе и будучи представителем закона и порядка, Аммос Фёдорович не удосуживается внимательно читать важные бумаги и решения принимает соответствующие. Для него судейская должность означает лишь тёплое, сытое место и возможность безнаказанно брать взятки.
Ляпкин-Тяпкин халатно относится не только к своим прямым обязанностям. Так, в здании суда с его молчаливого равнодушного согласия сторожа заводят гусей, а на важных бумагах валяется охотничий кнут.
Судья не видит ничего предосудительного в том, чтобы брать взятки. Разница между ним и прочими чиновниками заключается лишь в том, что взятки он берёт в виде породистых щенков. Охота является главной страстью судьи, который может часами обсуждать эту тему.
Будучи малограмотным, невежественным человеком, относит себя к местной интеллигенции, поскольку прочёл несколько книг. Имеет собственное суждение насчёт многих вопросов бытия и среди коллег считается Цицероном — прекрасным оратором и философом.
Ляпкин-Тяпкин представляет собой классический продукт бюрократической системы царской России. Это ленивый, лицемерный, корыстолюбивый чиновник, готовый на что угодно ради собственной наживы.