что такое учебно исследовательская деятельность
Доклад «Учебно-исследовательская деятельность учащихся».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель физики Никитина И.Н.
МОУ «СОШ №22» Г.Саратов
« Учебно – исследовательская деятельность учащихся»
Мир, в котором мы живем,
В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность.
Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу.
В современных социально-экономических условиях усиливается роль исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы. Исследовательская деятельность в наибольшей степени содействует формированию творчески мыслящей, конкурентоспособной личности.
Цели исследовательской деятельности:
1. привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
2. развитие творческих способностей и познавательных интересов;
3. углубление общеобразовательной подготовки;
4. развитие личностных качеств учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность как фактор, интегрирующий учебно-воспитательный процесс в единую систему позволяет решать следующие задачи :
достижение учащихся уровня образованности, который создает осно ву для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблемы в различных сферах жизнедеятельности;
самореализация учащихся в индивидуально ориентированной учеб ной деятельности исследовательского характера;
овладение навыками научно-исследовательской деятельности, основ ными интеллектуальными и практическими умениями и навыками, развитие способностей учащихся к творческому решению поставленных перед ними задач учебного характера;
обеспечение единства учебной и внеучебной деятельности как фактор обогащения образовательной среды;
интеграция исследовательской деятельности ученых, учителей, уча щихся в создании единого ценностного пространства;
создание условий управления качеством образования, способствующих формированию модели личности вы пускника.
Функции исследовательского подхода.
Существует несколько функций исследовательского подхода и все они находятся во взаимодействии:
· воспитание познавательного интереса;
· создание положительной мотивации учения и образования;
· формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
· развитие интеллектуальной сферы личности;
· формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;
· развитие познавательной активности и самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
· во введении общих и частных методов исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
· в организации учебной и внеу рочной образовательной и поисково-творческой деятельности;
· в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
Общие методы исследования:
Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение.
Теоретические методы исследования: абстрагирование, формализация.
Комплексные методы исследования: анализ, синтез, моделирование.
Виды исследовательской деятельности.
Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.
Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления
Приобщаясь к исследовательской работе, учащимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира. Этот метод познания связан с интеллектуальной деятельностью человека. Приобщение учащихся к исследованию начинается с мотивации.
Именно на этой стадии каждый ученик должен увидеть конкретные результаты своей деятельности. Прежде исследовательская деятельность ученика должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, во-вторых, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, решая понятные для него творческие задачи.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
В исследованиях В.И. Андреева, С.П. Арсенова, Л.В. Гурьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Л.М. Федоряк, З.А. Хайретдиновой, Д.Б. Эльконина и др. подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.
В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний. Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов учащегося. Вместе с тем по–прежнему актуальна более узкая трактовка, согласно которой обучение в целом есть вид (или часть) научного познания и исследовательская деятельность школьников является результатом выявления особенности обучения по сравнению с научным исследованием.
Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.
Несмотря на то, что идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), в последствии широко использовался в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.).
Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественно-научный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др. Выделяют также квазиисследовательскую деятельность — исследовательский путь учащегося, который предполагает пройти путь ученого, в результате которого открываются понятия, законы, правила. Существует ряд дидактических концепций применения исследовательского метода в процессе обучения.
Исследовательская деятельность обучаемых, как творческая по характеру, проходит следующие этапы:
— возникновение идеи или проблемы;
— решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование);
— реализация идеи на практике.
Творческая деятельность предполагает создание нечто качественно нового, ранее неизвестного. Английским ученым Г. Уоллсом (1924) были выделены четыре фазы творческого процесса: подготовка, созревание (идеи), озарение и проверка. Таким образом, учебно-исследовательская и творческая деятельность взаимно дополняют друг друга.
Процесс обучения, исходя из субъект-субъектного подхода к ученикам, заложенного Л.С. Выготским, понимается как сотрудничество более опытного человека с менее опытным (опираясь на зону ближайшего развития), благодаря которому происходит приобщение к культуре. Таким образом, можно дать определение исследовательской деятельности учащихся как творческому процессу совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, творческий процесс познания мира.
В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одна из наиболее устоявшихся – концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой. Это процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности.
При изучении и оценке качества знаний, умений и навыков учащихся ученые выделяют три уровня: репродуктивный, конструктивный и творческий. Многолетней практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности.
Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
— формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
— значительно расширяется кругозор в предметных областях;
— происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
— наилучшим образом развиваются творческие задатки.
К основным видам творческой деятельности школьников относятся следующие виды работ:
натуралистические и описательные;
Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего компиляция литературных данных. В случае реферативных работ компиляция является основным содержанием работы, в случае трех последних выступает в качестве литературного обзора. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).
Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.
Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Исследовательские работы начальной школы.
Особенно актуальна проблема формирование исследовательской культуры для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье.
Формирование исследовательских навыков школьников среднего звена.
Формирование исследовательской культуры школьников среднего звена основано на совершенствовании приобретенных ими ранее навыков и умений. В пятом классе помимо совершенствования приобретенных ранее навыков, можно начать формировать навыки элементарного теоретического анализа; развивать умения выделять главное; учить разделять информацию на логические части и сравнивать их, сортируя материалы, отделяя главное от второстепенного. В шестом классе школьники учатся анализировать сущность явлений, событий, выделять и анализировать причинно-следственные связи и другие зависимости. В седьмом классе – формировать умение осуществлять несложное теоретическое обобщение на основе исходных данных, обобщающих схем, моделей. Школьники учатся высказывать обоснованную гипотезу, самостоятельно строить план решения познавательных задач, осуществлять учет альтернатив решения проблем; сравнивать разные пути решения, оформлять результаты решения в различной форме. А в восьмом классе ребята учатся анализировать полученную информацию; формировать умение выполнять целостный анализ единства содержания; составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста. В 8-9-ых классах формировать исследовательские навыки учащихся, использовать групповые работы, задания по решение экспериментальных задач и т.д. В 9 – 10-ых классах осуществлять внепредметные исследовательские работы, интегрированные проекты. С учащимися 10 – 11-ых классов проводить конференции на школьном, городском и региональном уровне, так как здесь требуются навыки экспериментальной работы, умение оформить и доложить свою практическую часть работы.
II этап: ( для среднего звена) Исследовательские проекты
III этап: ( для старшеклассников) Научно – исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность
Развиваются умения освещать события, факты и явления неизвестные ранее, делать собственные умозаключения, самостоятельно и творчески мыслить.
Обогащение содержания образовательной среды исследовательскими методами обучения.
Создание «ситуации успеха» через участие в многочисленных интеллектуальных конкурсах, марафонах, проектах, олимпиадах и конференциях;
Моделирование исследовательского мышления через индивидуальный творческий маршрут, где учебный материал конструируется через выявление логических и информационных связей между предметами, проецируясь на индивидуальные исследование, творческий проект.
Индивидуализация обучения в сочетании с групповыми формами обучения через использование технологий развития критического мышления.
Развитие продуктивного мышления, практико-ориентированное обучение через реализацию метода учебных проектов по программе Intel ® «Обучение для будущего».
6. Оценка динамики достижения учащихся через создание и наполнение портфолио.
Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся»
Дата публикации: 10.05.2019 2019-05-10
Статья просмотрена: 1116 раз
Библиографическое описание:
Журкина, М. И. Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся» / М. И. Журкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58885/ (дата обращения: 11.12.2021).
В данной статье рассматриваются различные взгляды на определение понятия «учебно-исследовательская деятельность» в методической литературе.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, этапы учебно-исследовательской деятельности учащихся, средства организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, учебно-исследовательская задача, учебное исследование.
Понятие «учебно-исследовательская деятельность», несмотря на широкое распространение в современной отечественной педагогике, не имеет однозначного толкования.
Приведем различные формулировки определения понятия «учебно-исследовательская деятельность», которые в наибольшей мере отражают сущность данного понятия.
Учебно-исследовательская деятельность рассматривается как:
1) целенаправленная и упорядоченная совокупность действий, обеспечивающих мотивационное и активное вхождение учащегося в процесс учебного познания, в ходе которого он исследует объективно новую для себя проблему (Т. И. Чернецкая) [1];
2) деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения субъективно нового знания и развития личностных характеристик учащегося, способствующих продолжению его образования (Е. А. Маркова) [2];
3) вид деятельности, характеризуемой определенной профильной направленностью, которая предопределяет возможности повышения эффективности профессионального самоопределения с точки зрения соответствия особенностям личности, способствующую развитию потребностей познания, а также удовлетворению интересов учащихся (В. И. Андреев) [3];
4) форма проявления учебно-познавательной творческой деятельности учащихся школ, которая заключается в приобретении ими субъективно нового знания при решении учебных исследовательских задач и способствующая развитию личности субъекта учения (К. А. Халатян) [4].
Вследствие всего вышесказанного определим понятие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность учащихся по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что представляет собой условие и средство развития у учащихся творческих исследовательских умений.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся состоит из следующих основных этапов: ориентирование, проблематизация, планирование, определение средств, сбор материалов или проведение эксперимента, анализ и рефлексия (таблица 1) [5].
Основные этапы учебно-исследовательской деятельности
Этап учебно-исследовательской деятельности
Операционная составляющая (действия на этапе) учащегося
Операционная составляющая (действия на этапе) педагога
Выделение предметной области осуществления исследования
Указание определенных параметров выбора темы, при непосредственной опоре на интерес и мотивацию учащегося
Выделение и осознание проблемы — конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент времени ответа, постановка цели исследования
Создание проблемной ситуации посредством использования различных проблемных заданий
Формулирование задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска
Формирование среды, провоцирующей учащегося к самораспределению и самоуправлению, создание ситуаций, в которых учащемуся необходимо принимать самостоятельные решения
Освоение способов действия, подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования
Координирование учащегося при определении методов исследования, круга изучаемых источников, демонстрирование основ работы в библиотеке и сети Интернет, демонстрирование принципов работы с литературой
Сбор материалов или проведение эксперимента
Сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных
Организация работы по сбору материалов, систематизация совместно с учащимся материала
Обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных
Проведение совместно с учащимся анализа полученных данных, критика отобранных идей, объяснение плюсов и минусов различных вариантов решения проблемы
Соотнесение собственных выводов с полученными ранее, с процессом проведения исследования, с существующими знаниями и данными
Корректирование выступления учащегося, разъяснение принципов публичного выступления, составление плана дальнейших исследований
Участие учащихся в учебно-исследовательской деятельности, особенно по математике (в силу специфики математической учебно-исследовательской деятельности) требует от учащихся определенной интеллектуальной и психологической подготовки, поэтому многие разработанные в настоящее время методики адресованы более подготовленным учащимся классов и школ с углубленным изучением математики, при этом перенос таких методик в обычный класс весьма затруднителен [6].
Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при: выявлении существенных свойств понятий или отношений между ними; установлении связей данного понятия с другими; ознакомлении с фактом, отраженном в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы; обобщении теоремы; составлении обратной теоремы и проверке ее истинности; выделении частных случаев некоторого факта в математике; обобщении различных вопросов; классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики; решении задач различными способами; составлении новых задач, вытекающих из решения данных; построении контрпримеров и т. д. [7].
В качестве средств организации учебно-исследовательской деятельности учащихся целесообразно использовать учебно-исследовательские задачи и учебные исследования [6].
Под учебно-исследовательской задачей понимается математическая задача, процесс решения которой предполагает осуществление учащимся учебно-исследовательской деятельности в полном объеме или отдельных ее этапов.
Учебно-исследовательская задача занимает промежуточное положение между учебной задачей, алгоритм решения которой неизвестен только учащемуся, и научно-исследовательской задачей, которая формулируется самим исследователем, способ решения которой, как правило, неизвестен, а ее решение представляет собой объективно новые знания [8].
Пример 1. Докажите, что два соседних числа Фибоначчи и
взаимно просты.
Пример 2. Пусть – различные простые числа. Докажите, что числа
не могут быть членами одной арифметической прогрессии.
Под учебным исследованием будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений: добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей обучения; формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т. п. [9].
Учебное исследование сохраняет логику научного исследования, но отличается тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний, и имеет своим результатом изменения, которые происходят в учащемся [10].
Учебные исследования как средство организации учебно-исследовательской деятельности учащихся могут проводиться в форме мастерских и исследовательских проектов.
Учитывая все вышеизложенное, отметим, что для эффективной организации учебно-исследовательской деятельности необходимо учитывать исходный исследовательский потенциал учащихся, стимулировать положительную мотивацию учащихся на участие в учебно-исследовательской деятельности, формировать недостаточно развитые умения посредством организации соответствующих этапов учебно-исследовательской деятельности. Эффективными средствами организации учебно-исследовательской деятельности учащихся и ее отдельных этапов являются учебно-исследовательские задачи и учебные исследования. Цель использования данных средств состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное [6].