что такое тип голосования
Типология и процедура голосования
Выборы подразделяются на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок (способ) волеизъявления, когда избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы будут прямыми. Так. Например, избиратели Финляндии голосуют за кандидатов в парламент, отдавая свои голоса тем из них, которых предпочитают. Те же финские избиратели при избрании президента до 1991 г. голосовали не за кандидатов на должность главы государства, а за кандидатов в выборщики, которые и избирали президента. Такие выборы не являются прямыми.
Избирательное право предполагает определение типа голосования в ходе выборов, т.е. регламентацию основной процедуры избирательной кампании.
Выделяют три основных типа голосования: альтернативное, кумулятивное, лимитированное.
1. Первое предполагает наличие у пришедшего на избирательный участок участника одного голоса, который он может отдать «за» или «против» определенной кандидатуры. Этот вид голосования более распространенным, прежде всего в нашей стране и в СНГ.
2. Здесь число голосов у избирателя больше, чем количество зарегистрированных кандидатов, избиратель может отдать все свои голоса одному из кандидатов, либо распределить их в известной пропорции сообразно своим интересам.
3. При лимитированном голосовании у избирателя. Число голосов меньше, чем число кандидатов. И он, как и в предыдущем случае, имеет возможность отдать их одному кандидату либо распределить между несколькими. Здесь возможны различные модификации: так, например, при выборах в верхнюю палату Федерального собрания России в 1993 г. был применен такой вид лимитированного голосования, при котором избиратель не мог отдать свои голоса одному из кандидатов.
Существуют (хотя и реже применяются) другие способы голосования, в т.ч. так называемые рейтинговые системы, например, такие, как «плампинг». Она позволяет избирателю вычеркнуть либо оставить в бюллетене то число кандидатов, которое он сочтет необходимым. В итоге кандидат, набравший наибольшее число голосов, считается избранным.
«Пойнт система» предполагает примерно ту же процедуру, но без вычеркивания кандидата в бюллетене. При ней в бюллетене отмечается рейтинг кандидата (или избирательного объединения), например, баллами 1,2, 3, 4, 5 и т.п.. В таком случае выборы выигрывает тот кандидат, который получил наивысшие оценки своих избирателей.
Выборы традиционно проводятся в установленные законом сроки. В странах, которые не знают института парламентской ответственности (президентские республики), глава государства обычно не имеет права роспуска парламента. Поэтому парламентские выборы в них проводятся в строго установленные сроки через определенные промежутки времени.
В парламентских республиках и парламентских монархиях парламентские выборы в обычных условиях проводятся по истечении срока полномочий общенационального представительного органа. Такие выборы называют очередными. В случае досрочного роспуска парламента главой государства проводятся внеочередные выборы. В этих странах (Англия, Япония, Франция, Италия, Бельгия и т.д.) сроки проведения парламентских выборов могут меняться в зависимости от политической ситуации.
Обычно выборы объявляются указом главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная компания, которая завершается к моменту окончания голосования.
Обычно законодательство предписывает необходимость образования равных округов с тем, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей или населения.
Избирательный округ подразделяется на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам проводится регистрация избирателей; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.
Для осуществления всех действий, связанных с избирательной компанией, создаются особые органы по проведению выборов, на которые возлагается обязанность проведения регистрации избирателей и составления избирательных списков, регистрации кандидатов на выборные должности, проведения голосования, подсчет голосов определение результатов голосования. В каждой стране существует своя система организации таких органов; применительно к России это ЦИК (Центральная избирательная комиссия).
При периодической системе регистрации в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь и тем самым составляются новые избирательные списки. Эта система применяется в Великобритании, Канаде, Франции и других странах.
Избирательный список является важнейшим документом, так как он определяет круг участников голосования и удостоверяет право гражданина на участие в голосовании.
Важным этапом в избирательной компании является выдвижение кандидатов в депутаты, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты. Существует множество способов и методов выдвижения кандидатов в депутаты, которые, тем не менее, в общем виде можно свести к следующим.
1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей.
2. Выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей.
Также выдвижение кандидатов осуществляется самими партиями, которые заранее подбирают кандидатов на выборные должности по избирательным округам. Делают это центральные или местные партийные органы либо для этого собираются партийные собрания и съезды. Помимо партий, гражданин имеет право принять участие в избирательной борьбе, в качестве «независимого кандидата», но в этом случае он может рассчитывать лишь на самого себя и своих друзей. Партийный аппарат с его организационной и финансовой силой будет против него.
Кандидат в депутаты должен обладать безупречной моральной репутацией, хотя к этой моральной норме в разных странах подходят по-разному. Так, например, в Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Швеции закон очень строг к случаям коррупции на выборах, неплатежеспособности или банкротства кандидатов. В отдельных странах считается неэтичным баллотироваться в тех округах, где в силу занимаемой должности кандидат может оказать давление на избирателей.
Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. В настоящее время после длительной борьбы за тайное голосование как за атрибут демократической системы выборов введено в большинстве стран, за исключением диктаторских режимов.
Исход выборов в значительной степени зависит от того, какими денежными средствами располагают партии и кандидаты. Избирательная компания не везде и не полностью проводится за счет государства, поэтому партии и кандидаты сами несут расходы по проведению митингов, собраний, изданию плакатов, листовок, и т.д.
Голосование является завершающим этапом избирательной кампании, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов.
Любую избирательную систему нужно рассматривать во взаимосвязи с существующим в стране политическим режимом, с формой правления и типом политической системы, а также с политической культурой населения. Следовательно, и сам процесс изменения избирательного права должен связываться с изменением других институтов государства и общества, особенно, если речь идет об их радикальном реформировании, наподобие нашей страны и других постсоветских государств.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Голосование
Из Википедии — свободной энциклопедии
Голосова́ние — способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путём подсчета голосов членов группы.
Голосованию обычно предшествует обсуждение. Альтернативными формами принятия решения являются выработка консенсуса или жеребьёвка.
В демократической системе голосование проводится при выборах должностных лиц и при принятии решений, касающихся сообщества.
Голосование может быть открытым или тайным. При открытом голосовании не скрывается, как проголосовал тот или иной участник. При тайном голосовании, наоборот, принимаются меры, чтобы эта информация была недоступна. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя или давления на него. Это необходимо для защиты проголосовавших «неправильно» от преследования. С другой стороны, тайное голосование невозможно верифицировать после проведения, что приводит к манипуляциям на выборах и фальсификациям результатов голосования.
Проведение тайного голосования требует специальных помещений и приспособлений (например, избирательный участок, оборудованный кабинками для заполнения бюллетеня и урнами для голосования).
При оценке результатов голосования подсчитываются голоса. Во многих видах голосования каждый участник имеет один голос; однако возможны и другие варианты.
В большинстве стран принятие участия в голосовании на выборах — личное дело каждого. Существуют, однако, страны (Австралия, Бельгия, Бразилия), в которых голосование на выборах в органы государственной власти обязательно.
То, что в стране проводится голосование на выборах, не означает, что такая страна автоматически является демократической. В некоторых странах кандидаты назначаются заранее и конкурентов на выборах нет.
Конституционное право
Голосование: классификация видов и итоги
Классификация видов голосования
1. По времени голосование вне избирательных участков может подразделяться: (1) на досрочное голосование; (2) голосование, осуществляемое непосредственно в день выборов; (3) повторное голосование.
2. По территориальному принципу голосование подразделяется на проводящееся: (1) только на избирательных участках в пределах того избирательного округа, где зарегистрирован избиратель; (2) в ограниченном числе избирательных округов; (3) на территории любого избирательного округа, на котором проводится голосование в день выборов; (4) на избирательных участках за пределами страны (на территории иностранных государств — в посольских и консульских учреждениях).
3. По месту проведения голосование подразделяется на проводимое: (1) на передвижных избирательных пунктах, когда члены избирательной комиссии с избирательным ящиком посещают отдельные, как правило, отдаленные и труднодоступные районы, входящие в избирательный участок; (2) по месту жительства (нахождения) избирателя в сочетании с обычным голосованием; (3) на избирательных участках по открепительным удостоверениям.
4. По механизму реализации активного избирательного права голосование подразделяется на осуществляемое: (1) лично избирателем; (2) по доверенности (от имени избирателя другими лицами).
5. По способу доставки заполненного избирательного бюллетеня голосование подразделяется: (1) наличный; (2) по почте, в том числе электронной; (3) смешанный способ (например, когда заполненный бюллетень для голосования по почте доставляется на избирательный участок лично избирателем или другими лицами по его просьбе).
6. По форме реализации права на голосование вне избирательного участка оно подразделяется: на осуществляемое (1) по предварительному письменному заявлению; (2) по специальной отметке в списках избирателей; (3) любым избирателем, который в день выборов посетит специальный передвижной пункт для голосования вне избирательного участка.
Кроме того, по различным основаниям виды голосования, приведенные в данной классификации, могут применяться в сочетании. Так, например, досрочное голосование может быть организовано на передвижных избирательных участках или по почте и т.п. Хотя некоторые виды голосования, приведенные в классификации, в России законодательством не регламентируются, но на практике они актуальны.
Критериями оценки надежности и эффективности приведенных способов голосования являются: безопасность, связанная с тем, что демократизация и модернизация избирательных процедур не должны искажать результаты голосования; тайна, связанная с невозможностью установить результат голосования конкретного избирателя; простота процесса голосования; быстрота и точность определения результатов выборов; избежание возможных задержек, связанных с процессом подсчета голосов; влияние на процент явки граждан на избирательные участки: по механизму своего осуществления способ голосования должен побудить как можно большее число избирателей проголосовать (явиться в день выборов на избирательные участки), однако это не должно происходить за счет ограничения других качеств (точности, тайны и др.); возможные затраты.
В Российской Федерации наряду с основным традиционным способом голосования, когда гражданин является на избирательный участок и, заполнив избирательный бюллетень, опускает его в урну, выразив тем самым свое волеизъявление, в целях обеспечения избирательных прав граждан, которые в день выборов по тем или иным причинам на избирательный участок прибыть не могут, существуют также иные способы: досрочное голосование, голосование по открепительному удостоверению и голосование вне помещения для голосования при помощи переносного избирательного ящика. Характерная особенность этих способов — то, что обязанность по обеспечению избирательных прав лежит в первую очередь на самом гражданине, который до даты проведения выборов должен явиться в избирательную комиссию для досрочного голосования или получения открепительного удостоверения либо написать заявление о своем желании проголосовать на дому, в лечебном учреждении и т.п.
Следующий вид голосования, применяющийся в России, — голосование вне помещения избирательного участка. Этот вид голосования касается тех избирателей, которые внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (обязательно подтвержденного письменным заявлением) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за четыре часа до истечения времени голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления в специальном реестре.
Голосование на выборах по открепительным удостоверениям имеет свои особенности. Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, в день голосования, вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение (о чем в списке избирателей этого избирательного участка обязательно делается отметка) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, где он будет находиться в день голосования (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом). По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель должен быть включен в список избирателей на любом избирательном участке в пределах избирательного округа, где он обладает активным избирательным правом, после чего открепительное удостоверение изымается.
Голосование на передвижных избирательных участках применяется в тех случаях, когда использование обычных (стационарных) избирательных участков или мест для голосования не представляется возможным. Действующее федеральное законодательство не предусматривает подобной формы голосования. Ее законодательное закрепление во многом было бы обусловлено потребностями практики, которая столкнулась с проблемами реального обеспечения всеобщности и равенства избирательных прав граждан при возникновении экстремальных ситуаций в масштабах отдельных избирательных участков (хотя в законодательной практике отдельных регионов данная норма получила юридическое отражение).
Так, в соответствии со ст. 71 Избирательного кодекса Свердловской области, если голосование на избирательном участке невозможно вследствие действия непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств), по решению окружной избирательной комиссии могут использоваться передвижные избирательные участки. Порядок и организация голосования на передвижных избирательных участках определяются окружной избирательной комиссией.
Вместе с тем наличие подобной нормы в законодательстве отдельных субъектов Российской Федерации в целом не снимает вопроса о необходимости регулирования данного вида голосования применительно ко всей территории Российской Федерации. Практическая значимость данного способа голосования была подтверждена его применением в условиях чрезвычайных ситуаций: эпидемии, пожара, минирования (или реальной его угрозы) избирательных участков и т.д.
Порядок подсчета голосов избирателей и установления результатов выборов регулируется Федеральным законом об основных гарантиях, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а при проведении выборов в органы местного самоуправления — также уставами муниципальных образований. При этом особо оговариваются очередность действий избирательных комиссий различного уровня, порядок подсчета и обработки голосов избирателей, требования, предъявляемые к составлению протоколов об итогах голосования и результатах выборов, правила определения результатов выборов, гарантии гласности осуществления всех процедур, связанных с подсчетом голосов и установлением результатов воле туп всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, представителям, доверенным лицам, представителям СМИ и т.д. При непосредственном подсчете голосов отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете не учитываются.
В первую очередь подсчитываются бюллетени, находившиеся в переносных ящиках для голосования, затем — в стационарных. Вскрытию избирательных ящиков предшествует проверка неповрежденности пломб и печатей на них. Одновременно отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. После сортировки производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Подсчитываются избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). Полученные данные вносятся в протокол об итогах голосования. Протокол подписывается всеми членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, первый экземпляр вместе с заверенным и опечатанным списком избирателей и другой установленной законом документацией незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит; второй — хранится в опечатанном виде в охраняемом помещении до конца работы комиссии, третий — вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования и после предварительной проверки правильности их составления соответствующая вышестоящая избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на территории, в округе, в субъекте РФ и в Российской Федерации в целом.
По итогам голосования вышестоящая избирательная комиссия составляет протокол, в который вносятся данные о числе непосредственно нижестоящих избирательных комиссий на территории, в округе, в субъекте Федерации, в Российской Федерации, о числе поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий.
Федеральный закон об основных гарантиях предусматривает возможность в случаях, предусмотренных федеральными и региональными избирательными законами, использования участковыми избирательными комиссиями при голосовании технических средств подсчета голосов, в том числе сканеров избирательных бюллетеней, а данные о ходе голосования и его результаты обрабатываются через ГАС «Выборы». Они являются предварительной, не имеющей юридического значения, информацией, за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Определение результатов выборов
Избирательная комиссия, наделенная таким правом соответствующим законом, может признать выборы недействительными в случае, если: (1) допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; (2) они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; (3) по решению суда.
Методика определения результатов голосования и распределения депутатских мандатов
Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
Если после проведенного первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отлается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.
После распределения депутатских мандатов проводится их распределение внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.
Нели после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов в следующем порядке.
Сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Российской Федерации (в группах субъектов Российской Федерации, на частях территорий субъектов Российской Федерации), которым соответствуют региональные группы кандидатов, на которые был разделен федеральный список кандидатов, делится на число оставшихся не распределенными внутри федерального списка кандидатов депутатских мандатов.
Полученный результат есть второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.
Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов в одной региональной группе кандидатов или нескольких региональных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между региональными группами того же федерального списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Если на момент проведения дополнительного распределения депутатских мандатов окажутся региональные группы кандидатов, не получившие депутатских мандатов в процессе их распределения, и среди них окажутся группы, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, мандаты передаются по одному каждой из указанных региональных групп кандидатов. При этом сохраняется очередность передачи депутатских мандатов (в соответствии со значениями дробных частей), определяемая на основе первоначально вычисленного второго избирательного частного.
Если в процессе дополнительного распределения после исчерпания региональных групп кандидатов, не получивших депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии со значениями дробных частей, остаются нераспределенные депутатские мандаты, они распределяются по одному тем региональным группам кандидатов, в которых оказывается наименьшим коэффициент дополнительного распределения, вычисляемый для каждой из региональных групп кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов.
Названный коэффициент вычисляется путем деления числа полученных региональной группой кандидатов депутатских мандатов на число полученных ею голосов избирателей. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается той региональной группе кандидатов, которая получила большее число голосов избирателей.
Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа региональных групп кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново.
В процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов может возникнуть ситуация, когда не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов. В таком случае оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Государственной Думы.
Законодатель также предусмотрел ситуацию, когда Государственная Дума может остаться в неправомочном составе. Тогда нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов, получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное. При этом каждый из указанных списков вправе получить депутатские мандаты в количестве, не превышающем числа депутатских мандатов, которое он мог бы получить, если бы был допущен к распределению депутатских мандатов.
Такие депутатские мандаты распределяются между федеральными списками кандидатов, не допущенными к распределению депутатских мандатов, получившими число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное, пропорционально полученному ими числу голосов избирателей в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов.
Повторные выборы и повторное голосование
Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными или аннулированными по указанному ранее обстоятельству, назначаются повторные выборы.
Так, повторные выборы Президента РФ назначаются также в случаях, если оба зарегистрированных кандидата, по которым было назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ. При проведении повторных выборов Президента РФ кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первоначальных выборах либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При повторных выборах сроки осуществления избирательных действий по решению ЦИК России могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Повторное голосование предполагает в случаях, предусмотренных избирательным законодательством, проведение второго тура голосования, если по итогам голосования в первом туре ни один из кандидатов не получил достаточного для избрания числа голосов избирателей. В таком случае повторное голосование проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.
Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению соответствующей избирательной комиссии передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату при наличии его письменного согласия о проведении по его кандидатуре повторного голосования.
В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» избранным на должность Президента по итогам повторного голосования считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата. Повторное голосование может проводиться и по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента РФ, если он получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Опубликование итогов голосования и результатов выборов
Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу (или по каждому субъекту Федерации) в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий, представляются для ознакомления любым избирателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям СМИ по их требованию незамедлительно после подписания протоколов по итогам голосования членами той избирательной комиссии, в которую поступило такое требование.
Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов в СМИ в течение суток после определения результатов выборов. Официальное опубликование результатов выборов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в сроки, установленные законом, но не позднее одного месяца со дня голосования. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. После официального опубликования общих результатов выборов соответствующая избирательная комиссия регистрирует избранного депутата и выдает ему удостоверение об избрании.
В качестве гарантий надлежащей реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации законодатель предусмотрел различные виды юридической ответственности. Федеральный закон об основных гарантиях закрепил в отношении лиц, препятствующих свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, возможность применения мер уголовной, административной и иной ответственности. В качестве упомянутой в законе иной ответственности может подразумеваться ответственность по избирательному праву. ЦИК России в своих докладах говорит о «государственно-правовой ответственности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений». Под иной ответственностью можно понимать и дисциплинарную ответственность, к которой, в частности, может быть привлечен муниципальный служащий, использующий в целях избрания кого-либо из кандидатов свое должностное положение.
Основанием конституционной ответственности субъектов избирательного процесса является нарушение норм избирательных правоотношений. Нарушения могут выражаться в различных формах (посягательства на избирательные права граждан, злоупотребление субъектом своими избирательными правами, невыполнение или ненадлежащее выполнение им своих юридических обязанностей и т.д.), причем стоит обратить внимание на то, что, в отличие от иных правонарушений, конституционные деликты не систематизированы и не кодифицированы.
Все большую роль в совершенствовании избирательного процесса играют современные технологии. Среди них Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы»). Работу ГАС «Выборы» регламентируют около 200 различных нормативных правовых актов. Это Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления МИК России и нормативные акты субъекта Федерации.
ГАС — это не только крупнейшая территориально распределенная многоуровневая автоматизированная система, которая применяется для автоматизации информационных процессов и обеспечения деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов и референдумов, это также объективная база данных информационного общества, обеспечивающая народовластие, гарантирующая каждому гражданину оперативное и достоверное получение данных о подготовке и проведении выборов.
При изучении влияния ГАС «Выборы» на информационно-правовое пространство затрагивается несколько отраслей правовой науки, и во многом нормы, регламентирующие функционирование ГАС «Выборы», имеют двойную отраслевую природу. Принятый Закон о ГАС «Выборы» является первым комплексным правовым актом высшей юридической силы, регулирующим вопросы автоматизации и системы информационного обеспечения в ходе проведения избирательной кампании.
Опытная эксплуатация ГАС «Выборы» была введена в 1996 г. Реализованная как совокупность комплексов средств автоматизации (КСА), развернутых в информационных центрах избирательных комиссий и связанных между собой коммутируемыми и выделенными каналами связи и персонала, обеспечивающих эксплуатацию этих комплексов, система действовала на трех уровнях: КСА ЦИК, КСА информационных центров избирательных комиссий субъектов РФ и КСА при информационных центрах территориальных избирательных комиссий. Для автоматизации процессов обработки информации при проведении голосования были разработаны функциональные комплексы задач (ФКЗ): «Избиратель», «Территория», «Кандидат», «Картография», «Итоги». Для контроля за использованием средств автоматизации в каждой избирательной комиссии образовывалась специальная группа (контрольная группа) из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса. Большое внимание уделялось разработке и опытному использованию ФКЗ «Право» и других, например, «Итоги», «Контроль финансов», который обеспечивал информационную поддержку процесса контроля специальных избирательных фондов кандидатов.
На современном этапе проведены доработка и модификация системы. У модернизированной системы появились новые функциональные и эксплуатационные возможности, позволяющие отобразить данные о ходе и итогах голосования по каждому избирательному участку, расширен объем передаваемых данных, увеличена скорость передачи и обработки информации, созданы подсистема цифровой связи и подсистема информационной безопасности, защищенный интернет-портал, подсистемы видеоконференцсвязи, отображения и представления информации в Интернет и телерадиокомпаниям из здания ЦИК России.
В системе расширены возможности обеспечения открытости и гласности при подготовке и проведении выборов, референдума, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума. Впервые в мировой практике информация о предварительных итогах голосования представляется СМИ в режиме on-line, в течение суток протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования размещаются в сети Интернет.
Обновленная система показала свою высокую эффективность в период подготовки и проведения избирательных кампаний 2003/2004; 2007/2008 и 2011/2012 гг.
Со вступлением в силу Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»» система законодательно приобрела статус федеральной автоматизированной информационной системы.