что такое технический тротуар
Где и зачем устанавливают технические тротуары
Тюменские улицы, ремонтируемые в рамках нацпроектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», обрамляются техническими тротуарами.
При строительстве и ремонте городских дорог, как правило, используется комплексный подход. Вместе с заменой дорожного полотна устанавливаются бордюрные камни, прокладываются пешеходные дорожки и тротуары. При необходимости обустраиваются пешеходные переходы и уличное освещение.
Нередко вдоль дорог различного значения можно увидеть узкие тротуары, их называют техническими. Главное предназначение этого элемента – сдерживание расползания и замокания грунта, воспрепятствование вылета транспортных средств за пределы проезжей части. Кроме того, такие тротуары становятся естественной защитой придорожной территории, повышают безопасность и эффективность уборки дорог. Обычно их ширина составляет 0,5 м.
Так, за последние строительные сезоны технические тротуары появились на участках улиц Осипенко, Комсомольской, Профсоюзной, Газовиков, Энергостроителей, Широтной и других.
— Технический тротуар располагается вдоль кромки проезжей части, как правило, на магистральных дорогах. Он не предназначен для передвижения пешеходов. Благодаря данным элементам укрепляется газон и конструкция дороги. Также, когда мы отделяем проезжую часть техническим тротуаром, лотковая часть дороги становится чище и ее проще убирать. Ширина технических тротуаров в Тюмени соответствует нормативам, – отметил Евгений Сорокин, заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города.
Комитет по связям с общественностью и СМИ
В администрации Оренбурга объяснили, зачем нужны «технические тротуары»
Оренбургские улицы, ремонтируемые в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», обрамляются «техническими тротуарами». В 2019 году в Оренбурге ремонт городских улиц в рамках федерального проекта осуществлялся с обязательной заменой бордюрного камня и созданием технических тротуаров, по этой новой схеме дорожные службы работали на Донгузском и Нежинском шоссе и других дорогах областного центра.
В этом году комплексное благоустройство городских улиц продолжается. Технические тротуары обустраиваются на ул. Мира, ул. Алтайской, пр. Бр. Коростелевых, ул. Цвиллинга, ул. Монтажников, Шарлыкском шоссе и на всех объектах, вошедших в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Технический тротуар – это тротуар, расположенный вдоль кромки проезжей части на магистральных улицах, по нормативу его ширина может составлять от 0,5 до 1м. Его основные задачи – сдерживание расползания и замокания грунта, воспрепятствование вылета транспортных средств за пределы проезжей части. Кроме того, такие тротуары становятся естественной защитой придорожной территории от реагентов и повышают безопасность и эффективность уборки дорог.
— Мы сегодня убеждаемся, что, когда мы отделяем проезжую часть техническим тротуаром, лотковая часть дороги становится значительно чище и значительно проще ее убирать», — рассказывает начальник управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга Дина Байгелова. — Благодаря техническому тротуару укрепляется газон и конструкция дороги: полоса является поддержкой для дорожных бордюров, которые ограничивают проезжую часть. Ширина технических тротуаров в Оренбурге соответствует нормативам.
3 комментария
Ну да, правильно! Полоса будет сдерживать сползание грунта на проезжую часть, но только в том случае, если уровень грунта ниже этой полосы, как показано на фото. Но увы, хотя бы взять Терешки, грунт выше этой полосы. И полоса превращается в бессмысленное сооружение, т.е. в отмывание денег. КОГДА Ж ВЫ НАЖРЕТЕСЬ, слуги народа?
Больше проблем то нет в городе с дорогами. Везде идеальный асфальт и пешеходные дорожки, что можно забавляться с «техническими тротуарами», которые кроме как для набития кармана подрядчика и подмахнувшего им чиновника не нужны!
РМД 32-18-2016 Санкт-Петербург. Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки
РМД 32-18-2016 Санкт-Петербург
ПО ПРИМЕНЕНИЮ МОЩЕНИЯ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВОЙ ЗАСТРОЙКИ
1 Разработан Ассоциацией производителей вибропрессованных изделий для строительства мощения и благоустройства (АПВИ)
2 Внесен отделом мониторинга и стандартизации Управления перспективного развития Комитета по строительству
3 Согласован Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по благоустройству, Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
4 Одобрен и рекомендован к применению в строительстве на территории Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по строительству от 20.09.2016 N 157
Актуализированная редакция РМД 32-18-2012 Санкт-Петербург
Введение
Настоящие Рекомендации разработаны с целью создания руководства по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации дорожных покрытий из камней и плит мощения на территориях жилой и общественно-деловой застройки.
Документ разработан на основе отечественного и зарубежного опыта по устройству мощения. Требования к бетонным вибропрессованным камням/плитам мощения проработаны с участием заводов-изготовителей таких изделий. Помимо традиционных (нежестких) дорожных одежд с покрытием из камней мощения, в документе описываются жесткие конструкции, выполненные с применением растворов на основе вяжущих.
Дорожные покрытия из камней/плит мощения рассматриваются в комплексе с основанием. В документе содержаться требования к физико-механическим свойствам слоев дорожной одежды и методика их контроля в процессе строительства. Приводятся рекомендации по уплотнению слоев основания дорожной одежды с покрытием из камней/плит мощения.
Рекомендации предназначены для специалистов, связанных с вопросами благоустройства: заказчикам, архитекторам, проектировщикам, строителям и эксплуатационникам.
Авторский коллектив: к.т.н. Костиков Ю.Б., Маслова Е.Е. (раздел 5.1), к.т.н. Гунин С.О. (раздел 7.8), д.т.н. Шестопалов А.А. (раздел 8.1), Мошенжал А.В. и Резяпкин И.П.(Альбом дорожных конструкций).
Ответственный исполнитель:
к.т.н. Ю.Б. Костиков, (812) 953-89-35, kostikovspb@mail.ru.
1 Область применения
Рекомендации по применению мощения при устройстве дорожных покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки (далее — Рекомендации) распространяются на проектирование, монтаж и эксплуатацию существующих, вновь строящихся, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту покрытий из натуральных и искусственных камней, включая мощение:
— пешеходных коммуникаций (тротуары, аллеи, дорожки, тропинки);
— общественных пространств (свободных от транспорта территорий общего пользования, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений);
— транспортных проездов (элементы системы транспортных коммуникаций, не выделяемые красными линиями улично-дорожной сети города).
Применение настоящего документа становится обязательным для всех участников градостроительной деятельности, при включении требований о применении этого документа в задание на проектирование объекта, утвержденное в установленном порядке.
2 Нормативные ссылки
В настоящем документе приведены ссылки на следующие нормативные документы:
Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1)
Стандарты организаций. Общие положения
Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия (Взамен ГОСТ 8269.0-97 в части методов физико-механических испытаний. Поправка ИУС 2-90)
Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия
Камни бортовые из горных пород. Технические условия
Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
Песок для строительных работ. Методы испытаний
Песок для строительных работ. Технические условия
Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие положения
Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости
Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном переменном замораживании, оттаивании
Бетоны. Дилатометрический метод ускоренного определения морозостойкости (ИУС 1-3-2004)
Бетоны. Структурно-механический метод ускоренного определения морозостойкости
Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия. (Поправка ИУС 6-2001)
Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
Смеси бетонные. Методы испытаний
Бетоны. Метод определения водопоглощения
Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения
Бетоны. Методы определения истираемости
Плиты бетонные тротуарные. Технические условия
Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности
Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля. (Поправки ИУС 5-89, ИУС 9-2009)
Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
Изделия строительно-дорожные из природного камня
Грунты. Классификация
Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов
Бетоны. Ультразвуковой метод определения морозостойкости (ИУС 1-2-89)
Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения
Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления. (Поправка ИУС 12-90)
Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций
Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов (Изменения N 1 и N 2).
Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня
Изделия дорожно-строительные из природного камня
Оценка прочности нежестких дорожных одежд // Отраслевые дорожные нормы. — М., 2002 — 85 с
Проектирование нежестких дорожных одежд // Отраслевые дорожные нормы. — М., 2001 — 83 с.
Камни и плиты мощения бетонные вибропрессованные. Технические условия
Растворы на основе вяжущих tubag. Технические требования.
Кирпич керамический клинкерный для мощения. Технические условия
Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства. — М., 2013 г
Фрикционный противогололедный материал из плотных горных пород. Технические условия
Закон Санкт-Петербурга от 14.02.2014 N 23-9 (ред. от 14.02.2014 г.)
О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 22.01.2014 г.)
Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. N 891-180
О благоустройстве в Санкт-Петербурге (принят ЗС Санкт-Петербурга 23.12.2015 г.)
Примечание — При пользовании Рекомендациями необходимо проверять действие ссылочных документов по ежегодному Указателю «Нормативные документы по строительству, действующие на территории Российской Федерации» и руководствоваться измененными документами или документами, введенными взамен отмененных.
3 Термины и определения
4 Общие положения
4.1 Применение мощения в проектах благоустройства
4.2 Преимущества использования мощения
4.2.1 Основные характеристики дорожных покрытий из камней/плит мощения
Покрытие из плит и камней мощения обладает рядом преимуществ в части ремонтопригодности, экологичности и эстетическим свойствам (см. таблицу 4.1).
Срок службы дорожных покрытий из плит/камней мощения зависит от используемых материалов, эксплуатационных нагрузок, качества строительства, условий содержания и ремонта.
Сравнение дорожных конструкций (рис.4.1) с точки зрения LCA (метод оценки жизненного цикла в контексте использования ресурсов первичной энергии), показывает, что благоприятные общие решения могут быть достигнуты с дорожными покрытиями из бетонных камней [25].
Рисунок 4.1 — Дорожные конструкции тротуаров
Рисунок 4.1 — Дорожные конструкции тротуаров
Таблица 4.1 — Основные характеристики дорожных покрытий из камней/плит мощения
Несущая способность (восприятие внешних нагрузок)
Несущая способность дорожных покрытий из камней/плит мощения не зависит от температуры окружающего воздуха.
Имеется возможность механизированной укладки камней/плит в покрытие. Производительность укладчика до 800 м в смену.
Камни мощения многократно используются. Покрытие разбирается и восстанавливается обратно при прокладке и ремонте подземных коммуникаций. При ремонте не требуются специальные машины.
Бетон, естественные каменные материалы не выделяет в атмосферу вредных веществ. Возможно изготовление камней/плит мощения с фотокаталитической поверхностью [26] для очистки воздуха от вредных веществ.
Применение плит и камней мощения разнообразных цветов, форм и различной обработкой лицевой поверхности позволяет производить визуальное зонирование пространства, сформировать определенный зрительный образ городского пространства.
Покрытия могут быть водопроницаемые или водонепроницаемые. Специальные водопроницаемые (дренирующие) покрытия снижают нагрузку на ливневую систему.
4.2.2 Экономическая эффективность применения мощения
При выборе того или иного типа дорожного покрытия инженеры-проектировщики должны учитывать их обобщенный технико-экономический показатель. Обобщенный показатель объединяет следующие данные: 1) перспективную грузонапряженность и работу перевозок; 2) транспортные расходы; 3) размер затрат на приобретение подвижного состава; 4) стоимость постройки или реконструкцию дороги; 5) стоимость ремонта и ежегодного содержания дороги, c учетом стоимости капитального ремонта, производимого в течение срока службы дороги; 6) срок службы одежды; 7) размер ежегодной амортизации.
Для наглядной оценки экономической эффективности предлагается использовать годовой размер дорожных расходов D [11].
Годовой размер дорожных расходов слагается из первоначальных затрат на постройку данного участка дороги, приходящихся на год ее службы, расходов по ежегодному ее содержанию и ремонту и амортизационных отчислений, которые должны быть накоплены к тому году, когда возникает необходимость исправлять дорожное покрытие, и которые были бы достаточны для производства этой работы. В виде формулы размеры дорожных расходов могут быть представлены следующим образом:
,
где А — стоимость первоначального устройства дорожного покрытия (руб/м );
p — процент отчисления на расширенное воспроизводство;
Б — средняя годовая стоимость ремонта и содержания (руб/м );
О — остаточная стоимость дорожного покрытия по окончании срока его службы (руб/м );
— площадь дороги (м );
r — коэффициент, определяющий ежегодный размер амортизации и представляемый по формуле:
,
где n — число лет службы.
Расчеты показывают, что мощеные дорожные покрытия при стоимости их первоначального устройства больше, чем асфальтобетонные, имеют меньший дорожный расход. Существенное влияние на результат оказывают:
— остаточная стоимость дорожного покрытия по окончании срока его службы, которая для асфальтовых покрытий равна нулю;
— стоимость ремонта и содержания дорожного покрытия.
Особенно важно для достижения экономического эффекта правильно производить работы по вскрытию и восстановлению мощеных покрытий. При производстве вскрытий дорожных покрытий из камней мощения для ремонта и прокладки подземных сооружений требуется следить за тщательной разборкой покрытия без раскалывания отдельных камней, которые затем не должны сваливаться в кучу, а складываться в правильные штабели. Следует стремиться к максимальному использованию старых камней, предварительно очистив их поверхности от песка, раствора и других загрязнений (см. раздел 9.5).
5 Изделия для мощения
5.1 Бетонные (искусственные) плиты/камни мощения
Требования к бетонным (искусственным) плитам/камням приведены в ГОСТ 17608 и стандарте Ассоциации производителей вибропрессованных изделий для строительства мощения и благоустройства СТО 58357155-001-2016 «Камни и плиты мощения бетонные вибропрессованные. Технические условия». Стандарт устанавливает основные характеристики бетонных вибропрессованных изделий, общие технические требования к ним, общие правила приемки, маркировки, транспортирования, хранения и эксплуатации.
Стандарт является более подробным и совершенным документом, чем ГОСТ 17608. Поэтому, дальнейшая информация по вибропрессованным камням и плитам приведена из СТО 58357155-001-2016.
5.1.1 Классификация и условные обозначения
А) По назначению изделия подразделяются на классы и подклассы в соответствии с таблицей 5.1.
Таблица 5.1 — Классы изделий по назначению
Рекомендуемые условия эксплуатации
Портовые территории, контейнерные терминалы, аэродромы (рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов)
Сильное водонасыщение с применением антиобледенителей
Автомобильные дороги, транспортные проезды, автозаправочные станции с повышенной интенсивностью движения
Зоны умеренного водонасыщения с применением антиобледенителей
Тротуары городских улиц и дорог, пешеходные площади со средней интенсивностью движения, посадочные площадки общественного транспорта
Умеренное водонасыщение без антиобледенителей
Тротуары во внутриквартальных проездах, пешеходные площади с малой интенсивностью движения
Садово-парковые дорожки, индивидуальные частные участки, эксплуатируемые кровли зданий и сооружений
Слабое водонасыщение без антиобледенителей
Б) по технологии производства: однослойные или двухслойные;
В) по виду лицевой поверхности: с гладкой, текстурной (рельефной) или механически обработанной;
Г) по форме в плане: квадратные; прямоугольные; шестиугольные; сложной формы (К — квадратные; П — прямоугольные; МФ — мультиформатные; Ш — шестиугольные; Ф — фигурные плиты);
Д) по цвету: неокрашенные (серые из обычного бетона); цветные (окрашенные в лицевом слое или объемно окрашенные).
Изделия обозначают марками. Марку устанавливает Производитель в своем каталоге продукции. Марка должна включать в себя: форму, размеры, цвет лицевой поверхности, класс изделия.
5.1.2 Основные характеристики
Физико-механические свойства изделий должны соответствовать показателям, приведенным в таблице 5.2.
Таблица 5.2 — Физико-механические свойства изделий
Значение показателя для изделий
Основные (обязательные)
Класс бетона по прочности на сжатие, не менее
Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе*, не менее
Марка бетона по морозостойкости, не ниже
Водопоглощение, % по массе, не более
Дополнительные (рекомендуемые)
Рекомендуемая толщина, мм, не менее
Сопротивление удару, см, не менее
Сцепление между двумя слоями бетона двухслойных изделий
Отрыв не должен происходить по зоне контакта
Коэффициент хим. стойкости (маслобензостойкость)
0,5 Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе должно составлять не менее: 70% — в теплый период года; 90% — в холодный период года; то же, для мелкозернистого бетона — 90% в любое время года.
Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105, в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.
Изделия классов А1 и А2, к которым по условиям эксплуатации предъявляют повышенные требования по коррозионной стойкости, должны быть маслобензостойкими.
Изделия классов А1 и А2, к которым по условиям эксплуатации предъявляют особые требования, должны быть антистатичными и (или) безыскровыми.
Однослойные изделия, в зависимости от технического задания, допускается производить из тяжелого или мелкозернистого бетона.
Для повышения прочности, жесткости и трещиностойкости изделий допускается применять дисперсное армирование синтетическими волокнами.
5.1.3 Требования к геометрическим размерам и отклонениям от них
Изделия могут изготавливаться как с фасками и без них. Фаски представляют собой скосы верхних кромок брусчатки с размерами от 2 до 5 мм. При укладке и эксплуатации фаски имеют различные преимущества и недостатки.
Для облегчения укладки, с целью соблюдения ширины шва, на изделиях могут быть сделаны выступы толщиной не более 5 мм по длине и ширине.
Рисунок 1 — Фаски и выступы на камнях мощения
Рисунок 1 — Фаски и выступы на камнях мощения
________________
Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
Значения отклонения фактических размеров изделий от номинальных не должны превышать предельных, указанных в таблице 5.3.
Таблица 5.3 — Значения отклонений фактических размеров изделий от номинальных
Наименование отклонения геометрического
параметра
Предельное
отклонение, мм
Отклонение от линейного размера
Отклонение от прямолинейности профиля лицевой поверхности
Категория лицевой гладкой поверхности изделий — А6 по ГОСТ 13015. Качество рельефных, шероховатых, зернистых поверхностей, поверхностей с обнажением заполнителей должно соответствовать эталону отделки (в виде поверхности целого изделия или его фрагмента), утвержденному предприятием-изготовителем изделия или согласованному с Потребителем.
К договору на поставку цветных изделий по согласованию между заказчиком и производителем могут быть приложены образцы цветов. При производстве возможны отклонения по тону цвета, поэтому при укладке рекомендуется комбинировать изделия из разных транспортных поддонов или партий.
Допускается наличие известкового налета, который является результатом процесса гидратации цемента.
Загрязнения в виде жировых и ржавых пятен на лицевой поверхности не допускается.
Поверхность камней и плит не должна быть скользкой и травмоопасной. Методы оценки сцепных свойств дорожного покрытия из плит/камней мощения с пневматической шиной автомобиля или подошвой обуви пешехода отсутствуют. Методика измерения коэффициента сцепления на дорожных покрытиях из бетонных плит/камней мощения согласовывается и принимается совместно заинтересованными сторонами.
5.1.5 Маркировка
Маркировка должна соответствовать ГОСТ 13015. Маркировочные надписи и знаки указываются на этикетке, Маркировочная надпись должна содержать следующие маркировочные знаки:
— торговый знак предприятия-изготовителя или его краткое наименование;
— условное обозначение изделия;
— обозначение стандарта;
— штамп ОТК;
— номер партии;
— дату изготовления продукции;
— количество изделий на транспортном поддоне.
При маркировке изделий допускается нанесение дополнительных сведений, в том числе информационного и рекламного характера.
Способ маркировки должен обеспечивать сохранность маркировочных надписей и знаков до монтажа изделий и указываться в технологической документации.
5.1.6 Упаковка
Упаковка изделий должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 13015 и настоящего стандарта.
Изделия укладываются на многооборотные транспортные поддоны или на подкладки согласно схемам складирования, принятым в утвержденной технической документации. Допускается изменять упаковку при обеспечении сохранности при транспортировке.
Поддон с изделиями для обеспечения сохранности и предотвращения рассыпания изделий оборачивается стрейч-пленкой или закрепляется лентами в горизонтальном направлении и снабжается этикеткой. Допускаются иные способы упаковки, обеспечивающие сохранность изделий.
Этикетка устанавливается таким образом, чтобы избежать ее повреждения в процессе хранения и транспортировки поддона.
5.2 Изделия строительно-дорожные из природного камня
Плиты и камни из естественных каменных материалов должны соответствовать ГОСТ 32018-2012 «Изделия дорожно-строительные из природного камня». Стандарт устанавливает основные виды и размеры строительно-дорожных изделий, требования к горным породам, применяемым для изготовления изделий, а также правила приемки и методы контроля качества изделий. Основные типоразмеры.
Для мощения рекомендуется использовать плиты и камни с шероховатой поверхностью, получаемой в результате термической или механической обработки (бучардирование, пескоструйная обработка). Следует заранее уточнить производственные возможности поставщика изделий. Размеры плит (соотношения длины и ширины, высоты (толщины) к длине) рекомендуется согласовать с производителем. Для тактильных наземных указателей рекомендуется использовать контрастные цвета изделий по сравнению с примыкающей к ним поверхностью мощения (см. раздел 6).
- что такое психологическая служба
- Что такое шашки на дороге