что такое психологическая служба
психологическая служба
Полезное
Смотреть что такое «психологическая служба» в других словарях:
Психологическая служба — см. Служба психологическая. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Психологическая Служба — система психологической сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные органы) … Психологический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др. В… … Профессиональное образование. Словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — в школе, форма практич. деятельности психологов, осуществляемая с целью повышения качества уч. и воспитат. работы. В основе деятельности П. с. лежит учёт и использование фактов и закономерностей возрастной и педагогической психологии. Служба… … Российская педагогическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — – система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах управления, производства, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Психологическая служба — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка,… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, спорта, охраны правопорядка и т.д … Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — общественная организация, часть структуры общества, сообщество людей, оказывающих профессиональные психологические услуги населению. П. с. существует как официальная часть общества и включает в себя профессиональных психологов, оказывающих… … Словарь терминов по психологическому консультированию
психологическая служба образования — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Система психологического сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития учащихся. Одной из… … Большая психологическая энциклопедия
Психологическая Служба Образования — система психологической сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития учащихся … Психологический словарь
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.
Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для’решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под термином «психологическая служба»?
2. Чем было обусловлено появление психологической службы в 70-е годы XX века?
3. Какова цель психологической службы?
4. Что понимается под термином «психологическая помощь»?
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Современные концепции школьной психологической службы
Школьный психолог является членом педколлектива и напрямую участвует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.
Основные направления деятельности
Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям.
Психопрофилактическая работа
В русле психопрофилактического направления работники психологической службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:
— проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период;
— проводят обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
— участвуют в приеме детей в первые классы; совместно с учителями
намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения;
— проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе;
— ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения;
— организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;
— ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении: оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе, способствуют улучшению форм общения педагога с детьми;
— консультируют педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
Психодиагностическая работа
В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:
— проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;
— проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
— проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам;;, выявляют психологические причины нарушения общения;
— совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм, наркомании, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.
Развивающая и психокоррекционная работа
Данное направление предполагает активное воздействие психолога м процесс формирования личности и индивидуальности ребенка:
— психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.’ на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
— психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребвн^’. Психологическая часть этих программ планируется и осуществляется психг логом, а педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с у»« телем, воспитателем, мастером, родителями и выполняется последними с помощью психолога.
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми или с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей и друп«>; родственников ребенка.
В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
Консультативная работа
В рамках данного направления работники психологической службы
— консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества;
— проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;
— способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъеди- нениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций;
— выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений;
— в качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.
Права, обязанности и ответственность работника психологической службы образования
В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:
— самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы;
— требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
— отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам его работы;
— знакомиться с документацией;
— обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;
— участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;
— участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов, оценке их эффективности;
— проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей;
— выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и пр.;
— вести пропаганду психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений;
— иметь учебную и факультативную работу в объеме до 240 часов в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией;
— обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.);
— обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьников.
Психолог обязан:
— руководствоваться правительственными и нормативными документами по соответствующим типам учебно-воспитательных учреждений, Положением о психологической службе в системе образования, приказами и инструкциями Государственного комитета по образованию;
— рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
— знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
— препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
— в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;
— выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны специалистов, руководящих им по профессиональной линии. Применительно к своей работе в целом психолог обязан выполнять распоряжения администрации учебно-воспитательного учреждения, управления образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств;
— оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. В решении вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т. е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, педагогов, третьих лиц;
— хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ребенку или его окружению;
— работать в тесном контакте с администрацией и педагогическими коллективами детских учреждений;
— вести запись и регистрацию всех видов работ.
Ответственность работника психологической службы:
— психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций;
— психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.
Структура психологической службы образования
Психологическая служба образования представляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев: 1) детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении; 2) психологический кабинет управления образованием (районный, городской, областной); 3) центр психологической службы образования.
Центр является головной организацией, руководящей деятельностью псиологов воспитательно-образовательных учреждений и специалистов других психолого-педагогических служб определенного региона, отвечает за научно-методическое и организационное обеспечение этих служб. Центр целесообразно организовать для обслуживания большого города, области или небольшой республики из расчета один Центр на 5-8 млн жителей.
Центр состоит из следующих подразделений: отдел индивидуальной помощи; отдел психологического обеспечения учебно-воспитательных учреждений и медико-психолого-педагогических комиссий; отдел психологической диагностики; стационар; инженерно-математический отдел; библиотека; административно-управленческий аппарат. Центр может существовать на бюджетной, хозрасчетной и комбинированной основе, возможен также постепенный переход от бюджетного финансирования к полному хозрасчету и самофинансированию.
Отдел индивидуальной помощи осуществляет диспетчерский прием лиц, обратившихся в Центр с индивидуальным запросом, с целью дифференциации случаев с психологической проблематикой от случаев, требующих медицинской, юридической, социальной и тому подобной помощи; определения подразделения Центра, которое в дальнейшем будет курировать каждый конкретный случай.
Консультативный сектор данного отдела ведет индивидуальное консультирование родителей; педагогов, детей, подростков и юношей. При консультативном секторе работают телефон доверия для подростков и юношей и группа консультирования по переписке.
Сектор психологического развития и коррекции отдела осуществляет психологическую помощь в разных формах: групповая и индивидуальная психотерапия, социально-психологический тренинг, коррекция развития отдельных психологических функций и процессов, профессиональный тренинг учителей, арттерапия и др.
Отдел психологического обеспечения учебно-воспитательных учреждений и медико-психолого-педагогических комиссий включает два сектора.
Сектор работы с практическими психологами осуществляет научно-методическое и организационное руководство деятельностью низовых звеньев психологической службы школы и других детских образовательных учреждений, а также психологов в медико-психолого-педагогических комиссиях. В функции сектора входят обеспечение работников низовых звеньев необходимыми средствами и методами работы, контроль за их применением, экспертная оценка деятельности психологов, работающих в учебно-воспитательных учреждениях и медико-психолого-педагогических комиссиях, их аттестация. Сектор ведет работу по повышению квалификации практических психологов, организуя семинары, стажировки, группы профессионального тренинга, практику начинающих специалистов.
Сектор оперативной психологической помощи учреждениям образования по запросам руководства этих учреждений осуществляет психологическую помощь в решении задач улучшения психологического климата, преодоления конфликтных ситуаций, массовой комплексной диагностики, проведения деловых игр и тому подобное посредством выезда на места бригад специалистов соответствующего профиля.
Отдел психологической диагностики также состоит из двух секторов.
Сектор диагностики осуществляет психологическую диагностику и комплексную диагностику (с привлечением специалистов смежных специальностей).
Сектор психологических методик ведет работу по подбору и разработке диагностических методик, а также необходимой документации для всех видов психологических служб, разработке и изготовлению аппаратуры для психологической диагностики.
В стационаре проводится диагностико-коррекционная работа с детьми, подростками и юношами в наиболее сложных случаях.
— оказывает помощь педагогам в выработке методов, методик и форм общения с учащимися и воспитанниками;
— проводит исследование способностей, интересов, склонностей учащихся с целью оказания им помощи в личностном и профессиональном самоопределении;
— разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии учащихся или в их поведении.
Статус практического психолога образовательного учреждения
Практические психологи образовательного учреждения имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Средняя норма их рабочего времени в месяц составляет 144 рабочих часа, соответственно 36 часов в неделю, из которых 12 являются методическими (изучение специальной литературы, освоение новых психологических технологий, оформление документации, работа со специалистами смежной квалификации, коллегиальное консультирование, участие в региональных мероприятиях и т. д.).
Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, коррекционной, развивающей и консультативной работы. Оформление и содержание психологического кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Со дня зачисления на работу практическому психологу предоставляется подготовительный период работы сроком два месяца для составления проекта программы работы психологической службы образовательного учреждения. На данный период распорядок работы определяется самим психологом при согласовании с директором учебно-воспитательного заведения или лицом, его заменяющим. Подготовительный период считается завершенным со дня принятия педагогическим советом первого варианта программы работы психологической службы.
Формы учета деятельности и отчетность психологов образовательного учреждения
Психологи, работающие в образовательных учреждениях, ведут учет проводимой работы по следующим формам:
1) План работы психолога образовательного учреждения.
2) Заключения по результатам проведенных психодиагностических исследований.
3) Журнал консультаций психолога.
4) Журнал учета групповых форм работы.
5) Психологическая карта.
6) Программа работы психолога с группой.
7) Коррекционная работа.
8) Программа коррекционно-развивающих занятий.
9) Аналитический отчет о работе психолога по итогам года, который предоставляется руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
Требования к плану работы психолога образовательного учреждения
При составлении плана необходимо учитывать:
— цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
— приоритет прав и интересов ребенка;
— нормы расхода времени на каждый вид деятельности. План работы должен включать следующие графы:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА (англ. psychological service) — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, медицины, образования, культуры, спорта, правоохранительной деятельности. (И. В. Дубровина.)
Смотреть что такое ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА в других словарях:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
— система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др. Прообразом П. с. являются психотехнические (промышленность, транспорт) и педологические (народное образование) лаборатории, существовавшие на предприятиях и в учреждениях в 20-х — начале 30-х гг. XX в. Современный этап становления П. с. в нашей стране ведет отсчет с начала 70-х годов и обусловлен как потребностями общественной практики, так и определенным уровнем развития фундаментальных и прикладных исследований в области социальной психологии, психологии труда, медицинской, педагогической психологии и т. д. В организационном отношении П. с. существуют либо как профессиональные психологические консультации (служба семьи и брака, профконсультация и профориентация, управленческое консультирование и т. д.), либо как специализированные психологические подразделения в структуре соответствующих организаций. Профессиональная научно-практическая деятельность психологов в П. с. имеет, как правило, комплексный характер — в ней используются достижения различных психологических дисциплин.Объектами деятельности П. с. в разного рода организациях являются: организация как таковая, группы, ее составляющие, и отдельные люди. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
– система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах управления, производства, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка, вооруженных сил и др. Прообразом П. с. являются психотехнические (промышленность, транспорт) и педологические (народное образование) лаборатории, существовавшие на предприятиях и в учреждениях СССР в 20 – начале 30-х гг. XX в. В организационном отношении П. с. существуют либо как профессиональные психологические консультации (служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, управленческое консультирование и т. д.), либо как специализированные психологические подразделения в структуре соответствующих организаций. Профессиональная научно-практическая деятельность психологов в П. с. имеет комплексный характер – в ней используются достижения различных психологических дисциплин. Объектами деятельности П. с. в разного рода организациях являются: организация как таковая, группы, ее составляющие, и отдельные люди. Одной из задач П. с. является оказание квалифицированной помощи в разрешении организационных, производственных и семейных конфликтов. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др. В организационном отношении психологическая служба существует либо в виде профессиональных психологических консультаций (служба семьи и брака, профконсультация и профориентация, управленческое консультирование и т. д.), либо как специализированные психологические подразделения в структуре соответствующих организаций. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
официально созданная система специальных учреждений, в задачу которых входит оказание людям оперативной психологической помощи. Такая служба создается в различных социальных институтах и организациях, например, в образовании, в медицине, в экономике, в политике, в армии, а также в органах правопорядка и ряде других. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производ. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
общественная организация, часть структуры общества, сообщество людей, оказывающих профессиональные психологические услуги населению. П. с. существует как официальная часть общества и включает в себя профессиональных психологов, оказывающих соответствующие услуги. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
см. Служба психологическая.EdwART.Словарь терминов МЧС,2010
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В МВД
Иерархически организованная система специализированных подразделений – аппаратов управления и практических работников, профессиональная деятельность которых направлена на психологическое обеспечение ОВД. В структуру ПС входят: на федеральном уровне – отдел психологического обеспечения деятельности ОВД Управления по работе с личным составом Главного управления кадров МВД России; на региональном уровне – ПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ведомственных учебных заведений; на исполнительском (низовом) уровне – подразделения психологического обеспечения, центры психологической диагностики, психологи в составе кадровых аппаратов органов внутренних дел и подразделений внутренних войск МВД России. Первые штатные психологи в МВД начали вводиться в 80-х гг. В круг решаемых ими задач были включены: профессионально-психологический отбор на службу в органы внутренних дел, психологическая помощь сотрудникам в кризисных ситуациях, обучение психологическим знаниям и развитие профессионально важных качеств. С 90-х гг. в МВД начала формироваться единая система ПС. С целью нормативного и научно-методического обеспечения деятельности ПС разработаны основополагающие документы. Система психологического обеспечения реально охватывает все этапы прохождения службы сотрудников, начиная с момента поступления на работу, вхождения в должность, адаптации к профессии и сопровождения профессиональной деятельности сотрудника в течение всего периода службы в ОВД, включая его психологическую подготовку перед уходом на заслуженный отдых. Система психологического обеспечения предусматривает: а) проведение профессионального психологического обследования лиц, принимаемых на службу в ОВД, сотрудников, перемещаемых на другую должность в системе МВД России; б) осуществление психологического сопровождения и поддержки сотрудников, проведение мероприятий по их психологической реабилитации и восстановлению профессиональной работоспособности; в) проведение социально-психологической работы, обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективах, психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, а также сотрудников и членов их семей; г) осуществление профессиональной психологической подготовки сотрудников, оказание сотрудникам, вновь принятым на службу, психологической помощи в адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности; д) психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников, в том числе в экстремальных условиях. На начало 2002 года ПС МВД России насчитывала более 2100 должностей психологов. В среднем по органам внутренних дел на 1 психолога приходится около 600 сотрудников. В течение ряда лет создавалась и совершенствовалась материально-техническая база ПС. Ныне в распоряжении психологов более 700 комнат психологической регуляции, оборудованных видео-музыкальной аппаратурой и специальными техническими средствами психологической работы; 1200 рабочих кабинетов с компьютерной техникой, профессиональными библиотеками и наборами методик. Большое значение имеет комплектование службы квалифицированными кадрами. Основная подготовка специалистов психологического профиля осуществляется сегодня на шестимесячных курсах во Всероссийском институте повышения квалификации МВД России (около 50 психологов в год). Функционируют краткосрочные (двухнедельные и двухмесячные) курсы переподготовки психологов на базе ведомственных образовательных учреждений по региональному принципу с выдачей соответствующих сертификатов, удостоверяющих уровень подготовленности специалиста. Развитие психологической службы идет по следующим направлениям:: повышение статуса ПС в решении насущных вопросов ОВД; повышение статуса психолога; совершенствование системы оценки психологического состояния личного состава; поиск и использование новых методов и технологий работы с людьми; повышение уровня взаимодействия между различными подразделениями ПС; укрепление и подготовка кадрового потенциала; совершенствование материально-технической базы; развитие научно-методической базы; совершенствование психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности; осуществление комплекса мероприятий по психологическому сопровождению оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности; применение психологических знаний в решении задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. (Марьин М.И., Бродченко О.И., Петров В.Е.) Литература: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: Сборник тезисов выступлений участников всероссийского совещания руководителей подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск. – М., 2000. – 304с. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
Впервые психологи были зачислены в штат управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 1991 г. Основным направлением их работы служила психологическая оценка кандидатов на должности руководителей прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур. В первой половине 90-х гг. были разработаны теоретические и методические основы психологического отбора кадров в органы прокуратуры (см.), подготовлено соответствующее руководство. В 1998 г. психологи были приняты на службу в прокуратуры г. Москвы, Саратовской и Свердловской областей, а ныне они трудятся в прокуратурах около полутора десятков субъектов РФ. С 2000 г. начала формироваться психологическая служба в системе органов военной прокуратуры. Психологи работают в структуре кадровых подразделений органов прокуратуры и их задачи, а также основные направления деятельности связаны с психологическим обеспечением работы с кадрами: психологическим отбором кандидатов на службу, абитуриентов, поступающих в специализированные высшие учебные заведения ведомства – Институты прокуратуры, психологической оценкой кадрового резерва на выдвижение. В ряде прокуратур психологи решают и другие задачи: психологической поддержки и адаптация молодых специалистов; изучения социально-психологического климата в коллективах, профилактики, анализа и разрешения конфликтных ситуаций; участия в работе аттестационных комиссий; изучения общественного мнения прокурорских работников по актуальным вопросам; изучения причин профессиональной деформации прокуроров и следователей и разработка мер по ее предупреждению; психологического обучения прокурорских работников; индивидуального консультирования прокурорских работников и членов их семей по личным вопросам; психологического сопровождения учебной деятельности студентов Институтов прокуратуры. В прокуратурах некоторых субъектов РФ психологи привлекаются и для оказания помощи следственным работникам, например, при проведении следственных действий с несовершеннолетними, жертвами насилия и др.В целом психологическая служба в органах прокуратуры еще находится в стадии формирования, накопления опыта практической работы. Большую роль в ее становлении играют ежегодные совещания психологов ведомства, которые проводятся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации с 1998 г. Психологи работают не только в органах, но и в учреждениях прокуратуры – научных и учебных заведениях. Психологическое обучение студентов осуществляется в Иркутском институте Генеральной прокуратуры РФ, Институте прокуратуры Уральской государственной юридической академии, Институте прокуратуры Саратовской государственной академии права. В Санкт-Петербургском юридическом институте Генеральной прокуратуры РФ с 1992 г. работает кафедра правовой психологии. Здесь основам психологических знаний обучают как студентов, так и практических работников органов прокуратуры. Одним из ведущих центров юридической психологии в России является отдел юридической психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, созданный в 1968 г. доктором юридических наук А.Р. Ратиновым. Помимо фундаментальных проблем ЮП здесь разрабатываются и различные аспекты научно-методического обеспечения деятельности психологической службы ведомства, совместно с психологами-практиками с мест проводятся прикладные исследования. (М.В. Кроз) Литература: Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическое пособие. – М., 1994. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
это введение в систему педагогической и управленческой деятельности функций по психологической диагностике, психологической помощи и защите учащихся и педагогов. Психологическую службу отождествляют также с введением должности штатного психолога, в обязанности которого затем включается создание системы мер по изучению педагогами психофизиологических особенностей учащихся и консультации коллектива в реализации принципа природосообразности обучения. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ШКОЛЕ
форма практич. деятельности психологов, осуществляемая с целью повышения качества уч. и воспитат. работы. В основе деятельности П. с. лежит учёт и использование фактов и закономерностей возрастной и педагогической психологии. Служба призвана решать проблемы из области психологической диагностики, психогигиены, психотерапии, профориентации и др., возникающие в условиях работы конкретной школы. Ещё с нач. 20 в. задачи психодиагностики применительно к пед. практике решал А. Бине, основавший в 1905 пед. лабораторию. В 1913 в Великобритании приступил к работе первый шк. психолог С. Берт, в 1915 в США — А. Гезелл. В 1920 в Берне (Швейцария) открылся первый психол. консультац. пункт. В 1952 под эгидой ЮНЕСКО состоялась конференция, где рассматривался вопрос. о возможностях эффективного использования психол. знаний в школе. Был обобщён практич. опыт разных стран и сделаны попытки выявить наиб. эффективные пути функционирования П. с. С сер. 80-х гг. П. с. в разл. формах существует в ряде стран. В Бельгии, Нидерландах, Франции П. с. в первую очередь выполняет профориентац. задачи. В США П. с. представляет собой консультац. центр. обслуживающий целую сеть школ (преим. внимание уделяется вопросам психодиагностики и психотерапии). В Швеции шк. психологи работают группами из трёх человек. Они приезжают в школу и решают проблемы, выдвинутые учителями и учащимися; для этого проводятся разл. измерения, опросы, беседы, консультации. Во мн. странах психолог является штатным сотрудником школы. В кон. 20-х — нач. 30-х гг. в СССР функции П. с. взяли на себя шк. педологи (см. Педология). Критика «педологич. извращений», подкреплённая адм. решениями (1936), повлекла за собой полное свёртывание большинства практич. психол. мероприятий в школах. С нач. 70-х гг. в ряде школ в порядке эксперимента введена должность шк. психолога. С нач. 80-х гг. проводились всес. симпозиумы и т. п. по теме «Психол. служба в школе». В сер. 80-х гг. в России эксперимент по внедрению П. с. расширен. Определены содержание и формы работы шк. психолога, его функции, права, обязанности и проф. умения и навыки. Выявлен круг конкретных задач П. с. в школе. Среди них важное место занимает выявление готовности к школьному обучению; на этой основе совм. с учителями намечается программа индивидуальной работы с первоклассниками с целью их лучшей адаптации к школе. Повышенный контроль П. с. требуется и на др. переходных этапах жизни школьника — переход из нач. школы в неполную среднюю и из неполной средней — в ср. общеобразоват. и профессиональную. С неуспевающими и недисциплиниров. школьниками проводится диагностико-коррекционная работа. Роль П. с. не сводится к констатации тех или иных особенностей школьников. Её деятельность направлена прежде всего на осуществление индивидуального подхода к учащимся в интересах развития их личности, для оптимизации учебной и трудовой деятельности. Осн. проблемы, с к-рыми имеет дело П. с., связаны с нежеланием нек-рых учеников учиться, с низкой успеваемостью отд. учащихся, с жалобами педагогов на то, что тот или иной ученик учится ниже своих возможностей. Часто оказывается, что за внеш. проявлением нежелания учиться скрывается неумение это делать. Психолог, владеющий необходимыми проф. средствами, позволяющими понять особенности интеллектуального и мотивационного развития школьника, предлагает конкретную индивидуальную психол. ого-пед. программу работы с ним. П. с., помимо учебных, занимается т. н. личностными проблемами учащихся, такими, как тревожность, неадекватная самооценка, разл. рода комплексы, трудности в поведении, в общении с др. людьми и т. п. Психологи участвуют вместе с педагогами в составлении программы работы с «трудными» классами, прежде всего с подростковыми, работают с детьми из неблагополучных семей, помогают преодолеть и предупредить конфликты между учащимися и учителями, родителями и детьми, наладить взаимодействие между школой и семьёй. С этим связана необходимость консультирования администрации школы, учителей, родителей по психол. проблемам обучения и воспитания детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, развития их внимания, памяти, мышления, воли, характера, способностей и т. д. Психолог в школе помогает, содействует эффективности уч.-воспитат. процесса, осуществляет синтез практич. пед. опыта с данными психол. науки. П. с. необходима опора на опыт учителей, воспитателей, классных руководителей. Т. о., от эффективности сотрудничества П. с. и пед. коллектива зависит успех в решении их общих задач. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ЮРИДИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД
Основы развития психологической службы заложены в приказах МВД РФ от 25.06.1990 г. №42 «О создании в учебных заведениях МВД СССР групп психофизиологического обеспечения и от 17.05.1995 г. №185 «Об утверждении Правил приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России». Традиционным полем деятельности подразделениях психологического обеспечения являлось проведение психологического отбора среди абитуриентов. После утверждения Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России (Приказ МВД России от 30.12.97 г. №862) психологическая служба в вузе получила существенное развитие, а ее использование приобрело большие возможности в подготовке молодых профессиональных кадров. В настоящее время работа подразделений психологического обеспечения ведется в следующих основных направлениях: психологический отбор кандидатов на учебу; адаптация курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности; развитие у обучающихся профессионально значимых качеств; психологическая подготовка выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности. Целью этой работы высупает оптимизация профессионально-личностного становления специалиста, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи. На этапе психологического отбора проводится обследование кандидатов на учебу, выявляются их личностные особенности, мотивационные характеристики и др. подготавливаются заключения о пригодности, разрабатываются рекомендации по комплектованию учебных групп, выдвигаются кандидаты на должности младших командиров. На этапе адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, изучается социально-психологический климат в группах и на курсе, выявляются причины трудностей, негативных настроений, неуспеваемости, нарушений дисциплины. Разрабатываются и реализуются программы по помощи курсантам и слушателям в адаптации к учебе, проводится индивидуальное консультирование и групповая работа. На этапе развития у обучающихся профессионально значимых качеств разрабатываются пролонгированные программы профессионально-личностного роста, осуществляется индивидуальное диагностирование роста, проводятся консультации и психокоррекционные мероприятия. На этапе подготовки выпускников к самостоятельной работе оценивается индивидуально их реальная психологическая готовность в службе в МВД и принимаются меры по ее повышению. Выполняемая ныне службой психологического обеспечения работа может рассматриваться лишь как находящаяся в стадии становления и развития. Приоритетные направления дальнейшего совершенствования ее: построение полностью адаптированной к специфике подготовки юристов системы психодиагностической, формирующей, профилактической, психокоррекционной работы с курсантами и слушателями; разработка эффективных, отвечающих специфике отечественного образования и подготовке юристов психотехнологий работы с курсантами и слушателями; разработка единого научно обоснованного критериального аппарата для диагностики на всех этапах и видах работы; обеспечение сквозной психодиагностики профессионально-личностного становления курсантов и слушателей; разработка системы помощи в повышении личностно-формирующей роли образовательного процесса и всей жизни образовательного учреждения. Необходимыми условиями повышения эффективности деятельности подразделений психологического обеспечения выступают: расширение оргштатной структуры, обеспечение современной экспериментально-психологической аппаратурой, компьютеризация работы, улучшение комплектования профессиональными кадрами. (Ю.В. Драчева). смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МЧС РОССИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ
— один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей, средством — создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. П. с. о. — интегральное явление, представляющее собой единство четырех составляющих или аспектов — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки. Научный аспект предполагает проведение научных исследований практических проблем психологии образования, методическое и теоретическое обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования; прикладной — психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов, подготовку кадров и пр.; практический — непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (школах, детских садах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах П. с; организационный — создание структуры П. с. о. Развитие прикладного, практического и организационного аспектов зависит от научного, являющегося теоретической базой и тем самым определяющего содержание, функции и модель П. с. о. Существуют два направления деятельности П. с. о. — актуальное и перспективное. Первое ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских учреждениях много таких проблем, и оказание конкретной помощи — существенная задача П. с. сегодняшнего дня. Однако эта задача не должна стать единственной. Перспективное направление нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к самоопределению, к созидательной жизни в обществе. Эти направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, их родителям, воспитателям, учителям.Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание деятельности практического психолога: а) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста (сензитивность того или иного возрастного периода, зона ближайшего развития и пр.); б) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, жизненных планов и пр.; в) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками; г) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Он ответственен прежде всего за соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, пониманию им своих способностей, интересов, его отношению к себе, к людям, к окружающему миру, происходящим семейным и другим существенным событиям, к жизни как таковой и пр. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Задача взрослых — помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть способами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Эффективность деятельности практического психолога определяется уровнем его профессиональной подготовки, которая включает не только хорошее знание психологии, не только высокий уровень владения разнообразными психологическими методами изучения и обследования ребенка, но и способностью профессионально грамотно интерпретировать полученные данные. Практический психолог образования должен владеть сложнейшими видами деятельности практической психологии: психологическим просвещением, психопрофилактикой, психодиагностикой, психокоррекцией, специальной работой по развитию, психологическим консультированием. Практический психолог образования, будучи специалистом в области психологии, является также полноправным членом педагогического коллектива образовательного учреждения и имеет двойное подчинение: по административной линии — руководителю учреждения, по профессиональной — психологическому научно-методическому центру. П. с. о. проектируется как единая система в образовательном пространстве страны. Эта система выстроена в единую вертикальную структуру: психологическая служба образовательных учреждений (детских садов, школ, гимназий, лицеев, детских домов, школ-интернатов, ПТУ) — городской, областной центр психологической службы образования — региональный центр психологической службы образования — отдел психологической службы Министерства образования России. Каждое звено этой структуры имеет свои четко определенные функции. Профессиональное взаимодействие всех подразделений структуры может гарантировать высокий уровень деятельности П. с. о., научно-методическую разработку ее проблем, методическое оснащение и материальное обеспечение, профессиональную оценку результатов деятельности службы. И. В.Дубровина. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ — один из компонентов системы образования страны. Цель П. с. о. — психологическое здоровье детей; задача П. с. о. — создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья; средство — содействие психическому, физическому и личностному развитию детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. П. с. о. — интегральное явление, представляющее собой единство 3 аспектов: научного, прикладного и практического; каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки. Научный аспект предполагает исследование проблем П. с. о., методологическое и теоретическое обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования; прикладной — психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов; практический — непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (детских садах, школах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах П. с. о.
Выделяются 2 направления деятельности П. с. о.: актуальное и перспективное. Актуальное ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с имеющимися трудностями в обучении и воспитании детей, формировании личности; в детских учреждениях немало таких проблем, и оказание конкретной помощи — задача П. с. о. Перспективное направление нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к самоопределению, к созидательной жизни в обществе. Эти направления неразрывно связаны: решая перспективные задачи, психолог повседневно оказывает конкретную помощь детям, родителям, воспитателям, учителям.
П. с. о. в РФ проектируется как единая вертикальная система в образовательном пространстве страны: психологическая служба отдельных образовательных учреждений — городской, областной центр П. с. о. — региональный центр П. с. о. — отдел психологической службы Министерства образования. Каждое звено должно иметь четко определенные границы. Профессиональное взаимодействие всех подразделений структуры может гарантировать высокий уровень деятельности П. с. о., научно-методическую разработку ее проблем, методическое оснащение и материальное обеспечение, профессиональную оценку результатов деятельности службы. См. также Практический психолог системы образования. (И. В. Дубровина.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ
специализированное подразделение в структуре предприятия, предназначенное для проведения практической психологической работы. Цель ее деятельности — разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих использование психологических факторов повышения эффективности производства, совершенствование управления социальными процессами в трудовых коллективах, развитие производственной активности работников и создание условий для развития личности. В задачи П. с. п. входит: социальное развитие коллектива предприятия, его стабилизация; совершенствование системы и методов управления, подбора и расстановки кадров; вовлечение трудящихся в управление производством; оптимизация психологического климата в коллективах; разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов; обогащение содержания труда; совершенствование рабочих мест и процесса труда и др. В деятельности службы решаются две основные задачи: 1) психологическая диагностика состояния объектов; 2) воздействие на них с целью оптимизации и развития; оно осуществляется: а) посредством разработки рекомендаций, внедрение которых зависит от руководителей; б) деятельностью самой службы через психологическое обучение персонала, консультирование, психологическое обеспечение процессов и мероприятий и др. Работники П. с. п. обязательно должны участвовать в психофизиологическом обосновании норм труда, разработке режимов труда и отдыха, оптимизации условий труда, психологической поддержке работников. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Первые должности психологов в УИС России стали вводиться в начале 70-х годов в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Однако, дефицит специалистов, низкий должностной статус психолога в учреждениях не способствовали их закреплению в УИС. Второй этап развития ПС УИС приходится на конец 80-х годов. В исправительных колониях Пермской и Саратовской области, в порядке эксперимента были созданы две психологические лаборатории со штатом пять человек. В одной из них (Саратов) апробировались методы психодиагностики осужденных, а во второй (Пермь) отрабатывались программы психокоррекционной работы со спецконтингентом. Начиная с 1992 года, психологические лаборатории стали создаваться и в других регионах, как структурные подразделения исправительных учреждений и следственных изоляторов. Третий этап развития психологической службы – с конца 90-х и по настоящее время. Он совпадает с передачей УИС из МВД в Минюст России. Если в 1998 году в УИС насчитывалось около 800 психологов, то за последующие 2,5 года их численность выросла более чем в 2 раза и составляет 1740 единиц. Для данного этапа развития службы характерен не только рост численности психологов, но более высокий научно-методический уровень ее функционирования. В июле 2001 года руководством Минюста России утверждена Концепция развития психологической службы УИС до 2005 года (см. Концепция развития психологической службы УИС). ПС УИС имеет четкую иерархическую структуру: на федеральном уровне (ГУИН Минюста России) – самостоятельный отдел психологической службы; на региональном – межрегиональные психологические лаборатории (см. отдельное слово); на уровне субъектов федерации – психологические службы территориальных органов управления УИС; на исполнительском (низовом) уровне (в следственных изоляторах, исправительных учреждениях) – психологические лаборатории или один-два психолога. Главная миссия ПС УИС – поднять процесс исполнения наказаний на более высокий профессиональный уровень за счет использования научно-обоснованных методов психологической диагностики и коррекции личности осужденных. ПС УИС осуществляет два направления деятельности: психологическое обеспечение работы со спецконтингентом и психологическое обеспечение деятельности персонала УИС. Работа с персоналом, хотя и имеет свои особенности, но в целом, осуществляется в русле психологического обеспечения деятельности сотрудников правоохранительных органов. Психологическое обеспечение работы со спецконтингентом предполагает: изучение осужденных в следственном изоляторе и карантине исправительных учреждений; типологизацию осужденных и разработку рекомендаций по индивидуализации процесса социальной реабилитации; выявление лиц с психологическими аномалиями (акцентуациями), постановка их на учет и проведение психокоррекционных мероприятий (психопрофилактическая работа); оказание экстренной психологической помощи осужденным при различных инцидентах (суицидальные попытки, конфликты, отказы от приема пищи и т.д.); проведение психокоррекционных мероприятий с осужденными (индивидуальное консультирование, групповая психотерапия, социально-психологические тренинги и др.); психологическая диагностика осужденных на предмет их условно-досрочного освобождения, перевода в колонию-поселение, предоставление права передвижения без конвоя; психологическая подготовка осужденных к освобождению; исследование социально-психологических явлений в первичных коллективах осужденных (отрядах, бригадах), выявление лидеров, изучение особенностей межличностных отношений и их коррекция. Успешное решение задач стоящих перед ПС УИС требует глубокой научно-методической проработки всех направлений деятельности практических психологов. (М.Г. Дебольский) Литература: Башкатов И.П. Саблина П. С. Психолог ВТК. – М., 1977; Дебольский М.Г. Психологическая служба в уголовно-исполнительной системе.// Преступление и наказание. 1995. №4-5; Рабочая книга пенитенциарного психолога УИС. – М., 1998; Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в XX столетии. – М. 2000. смотреть