что такое соревнование в педагогике

Что такое соревнование в педагогике

Соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых отметим следующие.

1. Организация соревнования — основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным. Кроме того, пункты соревнования нужно сделать конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценить и сравнить. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для bqeu участников. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.

2. Должны быть установлены направленность и содержание соревнования. Классическим видом состязаний в учебных заведениях было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. В нашей школе последних десятилетий соревнование по конкретным показателям успеваемости не проводилось. Отмечались робкие попытки внедрить элементы соревнования в практику учебной работы с младшими школьниками по таким, например, показателям, как систематическое выполнение домашних заданий, прилежность, отсутствие замечаний на уроке, опрятность тетрадей, строгое выполнение школьного и домашнего режима дня, чтение дополнительной литературы. В частных школах, школах повышенных требований — гимназиях и лицеях эти традиции возрождаются.

3. Цель соревнования понятна всем — быть первым. Но так откровенно ее формулировать в школах до недавнего времени остерегались. В рекомендациях отмечалось: необходимо заботиться, чтобы соревнование не переродилось в конкуренцию, толкающую воспитанников на использование недопустимых средств. Многие педагоги, выполняя наставления и стремясь затушевать смысл вечной человеческой борьбы за существование, подменяли истинные цели соревнования псевдоцелями, облекали их в размытые, неконкретные формы. В результате соревнование выходило из-под контроля, принимало искаженные формы. Победить в честной, открытой, принципиальной борьбе возможности не было. Теперь же, в демократическом обществе, каждый человек получает право реализовать свои возможности, личные качества. Школа перестраивается и в отношении метода соревнования — соревнуясь, учащиеся выигрывают стипендии, гранты, право поступления в вуз без экзаменов.

Источник

Метод соревнования в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Использование соревнования в качестве воспитательного средства

Соревнование – это метод воспитания, который предполагает возбуждение духа соперничества и стремления к первенству в учащихся, дабы воспитать в них личностные качества, необходимые им для жизни в социуме.

Соревнование применяется и в качестве метода педагогического воздействия и, как средство, посредством применения которого организуются разнообразные виды деятельности учащихся. Воспитание в духе соревнования должно быть грамотно организовано, поскольку, не эффективно превращать стремление к соперничеству в самоцель. Оно должно помочь воспитать инициативность и способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся. Соревнование активно применяется в личностно-ориентированном подходе, поскольку оно нацелено на подчеркивание индивидуальных особенностей развития учащихся.

Применение метода соревнования в педагогике способствует эффективному разрешению приоритетных воспитательных задач. Оно стимулирует детей на выполнение конкретных видов деятельности, увлекает их и делает их деятельность более интересной и эмоционально насыщенной, что в итоге повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и позволяет достичь более продуктивных результатов.

Соревнование развивает навыки требовательного отношения к собственной личности, стремление к развитию ее важных качеств и непрерывному совершенствованию своих навыков. Также, повышается степень требовательности к другим людям и навыки оказания взаимопомощи и взаимовыручки.

Метод соревнования относится к важным методам организации деятельности учебного коллектива. В основе метода лежит сравнение свойств характера, объемов той или иной деятельности, степени развитости определенного навыка, учет результатов проделанной работы.

Проведение соревнования возможно в том случае, если происходит оценка роста показателей развития учащихся и коллектива т.е. сравниваются данные, которые были ранее и показатели на текущий временной момент, что оценить наличие прогресса или регресса в развитии. Если сравнение производить по видам деятельности, то они должно быть сопоставимы между собой и подвержены возможности их адекватного и продуктивного сравнения. Невозможно сравнивать суммарные результаты различных видов деятельности и усредненные показатели уровня освоения знаний и навыков.

Готовые работы на аналогичную тему

Метод соревнования применяется в том случае, если учебно-воспитательное учреждение должно выполнить деятельность, несущую социальную значимость и для ее реализации, развитии стимулов к ее осуществлению не подходят иные методики. Кроме того, соревнование активно применяется в спортивных направлениях воспитательной работы, а также в трудовой деятельности, при наличии возможности сравнивать ее итоги в количественном выражении.

Структура метода соревнования

По своему составу, метод соревнования основывается на следующих компонентах:

Условия эффективной организации соревнования

Соревнование, применяемое в педагогической практике при работе с детьми, существенно отличается от соревнований, проходящих в иных видах деятельности, поэтому данный процесс должен быть организован особым образом.

Основными условиями реализации метода соревнования, позволяющими достичь необходимых результатов являются:

Источник

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Методические принципы современного урока

Три постулата заложены в основание новой технологии урока.

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе, и инновационной педагогике.

Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока.

Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий.

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке таковы:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные, обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

— контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

— саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Требования к технике проведения урока

— урок должен быть эмоциональным;

вызывать интерес к учению;

воспитывать потребность в знаниях;

темп и ритм урока должны быть оптимальными;

действия учителя и учащихся завершёнными;

Требования к содержанию урока и процессу учения

Критерии эффективности современного урока

Обучение через открытие.

Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам.

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

на уроке физической культуры.

Наиболее актуальной проблемой в наше время (в век компьютерных технологий, интернета и т.п.) является мотивация к занятиям физической культурой, спортом и учебной деятельности в целом. Я бы хотела сконцентрировать внимание на соревновательном и игровом методе воспитания, который в полной мере соответствует всем требованиям ФГОС.

Как метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного социально-психологического фактора, что детям начальной школы, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в различных видах деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторства, ответственности. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования имеющегося опыта. Действенность соревнования существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциями. Соревновательный метод — это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет :

стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

выявлять и оценивать качество владения двигательными дей­ствиями;

обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

содействовать воспитанию волевых качеств.

В игровом методе тоже присутствует соревновательный момент, особенно если это спортивные игры.

В системе физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового и соревновательного метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Источник

СОРЕВНОВАНИЕ

Смотреть что такое «СОРЕВНОВАНИЕ» в других словарях:

СОРЕВНОВАНИЕ — СОРЕВНОВАНИЕ, соревнования, ср. Действие по гл. соревновать и соревноваться. Социалистическое соревнование (соревнование трудящихся в повышении производительности социалистического труда, в лучшей организации и выполнении всех видов работы и… … Толковый словарь Ушакова

соревнование — См. соперничество. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. соревнование конкуренция, соперничество; состязание, матч, конкурс; борьба; игра, спартакиада, чемпионат, мушайра,… … Словарь синонимов

СОРЕВНОВАНИЕ — СОРЕВНОВАНИЕ, я, ср. Форма деятельности (работы, игры), при к рой участвующие стремятся превзойти друг друга. Вступить в с. Спортивные соревнования. С. в стрельбе. Соревнования по фигурному катанию. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

СОРЕВНОВАНИЕ — англ. competition; нем. Wettbewerb. Состязание, конкуренция. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

соревнование — СОРЕВНОВАНИЕ1, встреча, игра, матч, матч турнир, первенство, поединок, состязание, турнир, чемпионат, спец. единоборство, спец. схватка СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ, матчевый, состязательный, турнирный СОРЕВНОВАТЬСЯ, состязаться СОРЕВНОВАНИЕ2 … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Соревнование — Запрос «Состязание» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Значок «Отличник соцсоревновани … Википедия

соревнование — ▲ соперничество ↑ в соответствии с, условный, правило спортивное соревнование соперничество в каком л. условном виде деятельности. встреча (футбольная #). матч. товарищеский (# встреча). ристалище (стар). чемпионат. розыгрыш. олимпиада.… … Идеографический словарь русского языка

СОРЕВНОВАНИЕ — метод организации и воспитания коллектива, активизирующий и стимулирующий общественно полезную деятельность путем сравнения и оценки ее результатов, обеспечивающий успех индивидуального и коллективного труда, его производительность,… … Профессиональное образование. Словарь

СОРЕВНОВАНИЕ — отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности людей, выражающиеся во взаимном стимулировании активности друг друга и в конечном увеличении полезных результатов совокупных действий и тех и др. С. может возникать при самых различных… … Словарь по этике

соревнование — проходит соревнование • действие, субъект … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Источник

Соревнование как метод педагогического стимулирования

Роль педагогического стимулирования в образовательном процессе, его сущность. Соревнование: понятие, требования к организации. Реализации соревнований в образовательном процессе. Особенности применения метода соревнования в обучении и воспитании.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления21.02.2019
Размер файла55,3 K

что такое соревнование в педагогике. Смотреть фото что такое соревнование в педагогике. Смотреть картинку что такое соревнование в педагогике. Картинка про что такое соревнование в педагогике. Фото что такое соревнование в педагогике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский государственный университет

Кафедра «Педагогика и психология»

по дисциплине «Педагогика»

на тему «Соревнование как метод педагогического стимулирования»

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование

Профиль подготовки: История и Обществознание

Выполнил студент: Шадчнева Вера Алексеевна

Руководитель: Воскрекасенко Ольга александровна

Глава 1. Роль педагогического стимулирования в образовательном процессе

1.1 Сущность понятия педагогическое стимулирование

1.2 Соревнование: понятие, требования к организации

Глава 2. Реализации соревнований в образовательном процессе

2.1 Применение метода соревнования в обучении

2.2 Применение метода соревнования в воспитании

педагогический стимулирование образовательный соревнование

Актуальность: в педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, то есть того, как воздействовать на человека, чтобы добиться от него желаемого поведения.

Одним из методов педагогического стимулирования является соревнование. Метод соревнования в различных формах его реализации давно стал неотъемлемой частью учебного процесса.

В отечественной педагогике метод соревнования классически считается очень эффективным методом стимулирования деятельности и поведения. Его применение доступно для любого, даже не очень опытного педагога, поэтому школьные учителя часто используют этот метод в образовательном процессе, полагаясь на его действенность.

Несмотря на то, что метод соревнования широко используется в образовательном процессе, в педагогической науке недостаточно полно раскрыты вопросы об условиях организации и реализации соревнования как метода педагогического стимулирования, так же недостаточно представлено информации о ситуациях, в которых метод соревнования применим и эффективен. На подобную тематику мало публикаций в научных педагогических журналах, практически отсутствуют монографии.

Поэтому целью данной работы будет являться обобщение имеющегося теоретического материала по вопросу соревнование как метод педагогического стимулирования и его анализ.

Объект исследования: педагогическое стимулирование

Предмет: соревнование как его метод.

Задачи данной работы:

1. Проанализировать теоретические работы по теме педагогическое стимулирование и соревнование как один из его методов;

2. Раскрыть роль педагогического стимулирования в образовательном процессе;

3. Осветить проблему реализации метода соревнования в процессах обучения и воспитания.

Методы исследования: анализ, сравнение, синтез и обобщение теоретических данных, представленных в психолого-педагогической литературе по заявленной теме.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.

Глава 1. Роль педагогического стимулирования в образовательном процессе

1.1 Сущность понятия педагогическое стимулирование

Исходные теоретические положения, условия и закономерности стимулирования исследовали И.З. Гликман, Л.Ю. Гордин, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др. В теории воспитания стимулы определяются как побудители социальной активности, выполняющие функции нравственного развития личности, как методы и средства воспитания, стимулирующие развитие потребности личности в нравственном самовоспитании, что напрямую влияет на успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми как показателя его социального развития [22].

Л.Ю. Гордин предполагал, что педагогические стимулы есть не что иное, как особые побудители деятельности и активности ученика, которые опосредствуют цели и средства их достижения, связывают их, образуя промежуточные сегменты системы [7, с.4].

По мнению З.И. Равкина [19, с.61] педагогическое стимулирование определяется как процесс активизации личностных внутренних движущих сил человека с помощью внешних, обособленных средств побуждения, эффективность действия которых зависит от общественной и индивидуальной значимости стимулируемой деятельности. Без правильно выстроенной системы педагогического стимулирования нравственных отношений невозможно добиться и зафиксировать какие-либо положительные результаты в социальном развитии личности. Методы педагогического стимулирования оказывают влияние на сознание и чувства ребенка (поиск «резонансных зон»), отношение к людям, к самому себе, формируют устойчивые моральные взгляды и убеждения, побуждают к переосмыслению собственного опыта, дают возможность пережить нравственные отношения как значимые для себя.

Деятельность обучаемых происходит под влиянием многообразных внешних воздействий. Некоторые из них при определенных обстоятельствах выступают как ее побудители (внешние стимулы). Проанализировав работы В.П.Шумана, З.И. Равкина, Л.А. Гордона, О.Н. Майкиной, Г.И.Щукиной [25, 19, 8, 14, 26], будем понимать стимул как причину, побуждающую к деятельности, создающую благоприятные условия для развития. При этом можно выделить стимул педагогический как качественно своеобразное средство педагогического воздействия.

Стимулирование в педагогике базируется на использовании свойства человека реагировать на оказываемые, на него воздействия, что позволяет направлять его деятельность в определенное русло. Педагоги и психологи выделяют в своих работах различные виды стимулирования. Есипов Б.П. и Щукина Г.И. [11, 26] отмечают возможность непосредственного и опосредованного стимулирования.

Непосредственное стимулирование осуществляется стимулами, которые прямо или косвенно вызывают активную деятельность учащихся. Сюда относятся все стимулы, побуждающие интерес учащихся, оценка их знаний преподавателем, методы активизации познавательной деятельности, проблемный подход в обучении, коллективная деятельность и коллективная заинтересованность в ее результатах, учебная перспектива, показ практической значимости знаний, одобрение и т.д. Общий и главный признак этих стимулов заключается в том, что они связаны с целями самой деятельности, которую они вызывают.

Опосредованное стимулирование осуществляется стимулами, которые связаны с целями, лежащими не внутри, а вне данной деятельности. В случае непосредственного стимулирования, обучаемые участвуют в той или иной деятельности потому, что им интересно в ней участвовать, хочется ею заниматься, им нравится сама эта деятельность. В случае опосредованной стимуляцией учащиеся участвуют в деятельности потому, что это в их интересах, это способствует достижению целей, но препятствием к этому выступает сама деятельность. К таким стимулам относятся: обещание наград, льгот, поощрений в случае выполнения какой-либо деятельности, организация соревнований, ожидание будущих благ в связи с успехами в той или иной деятельности, наказания, угрозы и т.д.

Педагогическое стимулирование призвано развить индивидуальность каждого воспитанника, но вместе с тем должно предупредить формирование у отдельных детей, наделенных от природы яркими задатками и способностями, таких качеств, как крайний индивидуализм, излишний эгоизм, чрезмерные честолюбивые стремления, пренебрежение к своим товарищам, окружающим людям[14].

Методика педагогического стимулирования представляет собой систему средств, используемую для педагогически целесообразной организации общественно полезной деятельности детей, отношений между ними в коллективе и направленную на побуждение активности, интересов, нравственных мотивов их поведения. Так достигается превращение сложных и трудных обязанностей в источник радости, их выполнение становится осмысленным и творческим, сопровождается положительными эмоциями.

Основными методами педагогического стимулирования являются требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение, соревнование [17].

Требование обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий, поступков и в целом поведения учащихся путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику. Необходимо различать требование как метод педагогического стимулирования и единые педагогические требования как метод организации коллектива. Если единые педагогические требования обеспечивают содержание стимулируемой общественно полезной деятельности детей и пути достижения единства действий педагогов и детей в сплочении коллектива, то требование представляет собой опирающийся на личные отношения способ реализации норм поведения и деятельности в поступках и действиях детей [17]. Иными словами, если метод единых педагогических требований позволяет ответить на вопросы «что требовать?» и «кто требует?», то требование как метод педагогического стимулирования дает возможность ответить на вопрос «как требовать?».

Рассмотрим общие правила применения методов педагогического стимулирования. Обязательным условием эффективности методики педагогического стимулирования является подлинный гуманизм отношения педагога к детям.

Сущность отношений педагога и воспитанника раскрыта в известной формуле А. С. Макаренко: «. Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. У нас к личности предъявляются глубокие, основательные и общие требования, но, с другой стороны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиально отличное уважение. Это. не две разные вещи, а одно и то же. И наши требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям, и в нашем уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности» [11, с. 128].

Правильное применение любого метода стимулирования не только приводит к частным изменениям в деятельности и поведений детей, но и всегда активно работает на развитие отношений между педагогами и воспитанниками.

Второе общее правило эффективного использования методов педагогического стимулирования состоит в том, что применение каждого из них должно быть разумным, подготовленным. Педагог обязан взвешивать, предвидеть, насколько возможно использование того или иного метода. Если нет достаточных оснований считать, что метод сработает, лучше его не применять, сосредоточить усилия на подготовке необходимых условий, ибо частые неудачи и связанные с ними конфликты подрывают авторитет учителя.

Учет реальных возможностей детей, их возрастных особенностей, способности выполнить действия, которые стимулирует воспитатель, составляет суть дифференцированного и индивидуального подхода в использовании методов педагогического стимулирования.

Необходимо также правильно оценивать педагогическую ситуацию, в которой используются те или иные методы педагогического стимулирования. Без этого невозможны верный выбор методов и успех их применения [20].

Наконец, в любой ситуации необходимо учитывать психическое состояние детей, к которым обращается педагог с тем или иным заданием: они могут быть веселы и спокойны, огорчены чем-либо и взволнованы. И это опять-таки имеет огромное значение для правильного выбора и успешного применения методов стимулирования.

1.2 Соревнование: понятие, требования к организации

В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится, и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную литературу [17].

Существенную роль играет показ результатов соревнования. Формы учета и показа итогов соревнования надо применять простые и наглядные, больше использовать для этого новые информационные системы на базе ПК.

Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог не просто «регистрирует» события, он направляет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их неумелые действия [16].

Характер влияния соревнования на решение воспитательных задач зависит от того, как оно организовано. В связи с этим важно знать и соблюдать требования к организации соревнования, при определении которых следует иметь в виду, что соревнование в детском коллективе по своим идеям, целям и назначению существенно отличается от соревнований, которые организуются в среде взрослых, профессионалов:

2. Совершенно очевидно, что соревноваться могут равные по силам участники соревнования, оно недопустимо при неравных возможностях соревнующихся, когда заранее известно, кто станет победителем. Деятельность, в которой соревнуются дети, должна быть доступна всем участникам.

4. Организаторам важно предусмотреть и стимулировать осуществление в процессе соревнования взаимопомощи друг другу, между участниками своей команды, между командами, что также важно отразить в положении о соревновании. Именно это позволит повысить ценность соревнования как важного средства нравственного воспитания школьников в детском коллективе.

5. Необходимо подчеркивать и детям, и педагогам, что завоевание первого места, звания победителя не должно превращаться в самоцель, поэтому, прежде всего, детям разъясняется общественная значимость деятельности, в которой они участвуют. Также при организации соревнования важно предусмотреть, чтобы каждый коллектив (группа, ребенок) выполнял какую-то часть общего дела и осознавал, что от его усилий зависит общий успех этого дела.

6. В педагогической практике при организации соревнований возникает немало проблем, многие из которых связаны с отсутствием четко разработанных условий подготовки, проведения и подведения итогов. Иначе говоря, любое соревнование предполагает, что его организаторы и участники разрабатывают и принимают положение о соревновании, которое регламентирует отношения участников и организаторов соревнования.

7. При организации соревнований в образовательном учреждении с целью реализации воспитательных возможностей состязательности надо найти каждому коллективу, ребенку дело, где он может стать победителем, лучшим, добиться успеха и признания. Для этого важно предусмотреть организацию различных видов соревнований в детском коллективе; при подведении итогов соревнования определять не только абсолютных победителей в результате сложения разных показателей, но и победителей по направлениям, по отдельным показателям.

8. Чтобы соревнование не теряло постоянного стимулирующего влияния на деятельность детей, важно обеспечить гласность соревнования по ходу его проведения, то есть процесс соревнования должен регулярно отражаться, все участники должны знать условия и ход соревнования. Итоги соревнования доводятся до всех и представляются в яркой, наглядной, доступной форме.

9. Особого внимания организаторов и педагогов требует подведение итогов соревнования, которое должно вызвать удовлетворение у всех участников соревнования от затраченных усилий и полученных результатов, желание продолжить свою деятельность в данном направлении. Для этого важно соблюдать два важных правила: называть, отмечать только победителей, лучших; о побежденных не говорить, а причины неудач разбирать с теми, кого это касается; найти у каждого участника соревнования положительные достижения, которые можно отметить при подведении итогов.

10. При анализе опыта соревнований обнаруживается, что ряд нравственных издержек возникает в связи с подведением итогов, в частности при поощрении победителей соревнования. Акцент на материальном поощрении, чрезмерное его использование снижают воспитательную ценность соревнования, поэтому преимущественно следует прибегать к моральному поощрению. Сама победа приятна, а любой вариант поощрения детьми принимается положительно.

Нарушение одного из указанных требований ведет к формализму в соревновании и грубым педагогическим ошибкам

При грамотной организации соревновательных мероприятий удается включить школьников в самые непривлекательные, но очень важные и полезные дела, повысить их активность, вызвать энтузиазм в различных делах [3]. А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что удавалось добиться высоких результатов в трудовых делах воспитанников благодаря соревнованию [13].

Если соревнование организовано методически неверно, то оно может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами. Возникает ложное чувство товарищества (ради победы скрываются недостойные поступки) или начинаются ссоры и конфликты. Вот почему организация соревнования требует соблюдения ряда важных педагогических условий.

1. Соревнование организуется в связи с конкретной педагогической задачей. Например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, к которой детей надо привлечь, или помочь завершить трудную работу, снять напряжение.

2. Не все виды деятельности детей требуют применения метода соревнования. В детской среде не должно быть соревнований во внешности, хотя взрослые охотно проводят конкурсы разнообразных «мисс». Совершенно недопустимо соревноваться в проявлении нравственных качеств: кто у нас самый добрый, самый вежливый, самый милосердный.

Соревнование возможно в учебной деятельности при условии, что сравниваются результаты относительно роста показателей самого учащегося, коллектива (сравнивается, что было и что стало); по сравнимым видам деятельности. Соревнование недопустимо по суммарным показателям, охватывающим разные виды деятельности: в тимуровской, следопытской работе, охране памятников; в волонтерской деятельности; по отметкам, средним показателям в учебе [3].

Данные примеры не являются однозначными для руководства к действию, так как при решении вопроса об использовании соревнования необходимо учитывать многие факторы (возраст детей, их психологические особенности, опыт участия в соревновательной деятельности и др.) и условия образовательной организации, детского коллектива (характер, традиции воспитательной системы школы, состав коллектива, отношения между детьми, учащимися и взрослыми, стиль управления и т. д.). Однозначно, что соревнование должно быть востребовано детьми, должно способствовать решению воспитательных задач и не провоцировать детей на безнравственные поступки.

В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований, которые якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Можно, утверждается, сравнивать только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодняшнего с самим собой, но вчерашним. Однако при продуманности организации соревнования оно ничуть не противоречит идее уважения личности. Более того, его действенность существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики образовательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями [15].

В западной педагогической науке соревнование как метод обучения не выделяется, но при этом является сущностной характеристикой некоторых из методов или, так называемых, стратегий обучения. Хотя, согласно мнению некоторых исследователей, в западной педагогике не наблюдается единства в определении понятия «метод обучения», одна из предлагаемых в литературе трактовок является все же достаточно близкой к принятой в российской педагогике и дидактике. Речь идет об определении метода обучения как способа практической реализации теоретического знания конкретного учителя. По характеру познавательной деятельности E. M. Леммер в своей классификации выделяет наряду с другими групповые и дискуссионные методы, включающие в себя викторины, дебаты, групповые проекты и дискуссионные группы [21]. Некоторые исследователи отмечают, однако, что метод соревнования является в известной степени насильственным, так как основан на конкуренции и, по мнению Г. Домана, порождает агрессивность [10, с. 297].

Данный метод имеет положительные и отрицательные стороны, поэтому при его использовании педагогам нужно быть предельно внимательным. Чтобы правильно организовать соревнование, нужно соблюдать определенные требования. Их нарушение ведет к формализму и грубым педагогическим ошибкам. Чтобы добиться эффективного результата, необходимо так же соблюдать ряд определенных условий.

Глава 2. Реализации соревнований в образовательном процессе

2.1 Применение метода соревнования в обучении

В российской педагогической науке метод соревнования классически считается очень эффективным методом стимулирования деятельности и поведения. Его применение доступно для любого, даже не очень опытного педагога, поэтому школьные учителя часто используют этот метод на уроках, полагаясь на его действенность.

В процессе обучения метод соревнования присутствует в таких его видах, как конкурс, викторина и некоторых других, выходящих за рамки урока, например фестиваль, смотр, олимпиада. Выделяется также такой тип урока, как урок-соревнование (урок-турнир, урок-конкурс), который относят к нетрадиционным формам урока. Все эти формы активно используются в практической работе учителями различных предметов.

В то же время педагоги отмечают, что при использовании игр и конкурсов на уроке необходимо учитывать множество факторов: уровень подготовки учащихся, конкретные цели и условия проведения урока, актуальное настроение учащихся и пр. Но неосторожное применение данного метода в работе с учащимися иногда может привести к фрустрации, к снижению самооценки и активности этих школьников. Метод соревнования, таким образом, не всегда применим. Он не рекомендуется, например, в ситуации сниженной успеваемости [21].

Существует некоторый разрыв между отношением учеников к методу соревнования на уроках и представлениями учителей об этом отношении. Большинство учителей уверены, что детям нравятся формы занятий, содержащие соревновательный аспект, некоторые учителя испытывают в этом определенные сомнения и только единицы отмечают возможность проявления негативного отношения со стороны школьников [5].

Часть учителей осознает, что «разрыв между результатом и ожиданием у младших школьников может привести к психологической травме и падению интереса к коммуникации вообще» и, следовательно, «осуществление контроля и подведение итогов нужно проводить в мягкой и корректной форме» [15, с. 70]. В целом, использование метода соревнования должно носить умеренный характер.

Рассмотрим различные формы применения данного метода на уроках в российских школах. Практика показывает большую вариативность состояний процессов соревнования. Педагоги выбирают такие организационные формы, которые отвечают интересам, способностям, склонностям каждого ученика. Этот выбор также зависит от целей и задач урока, сложности учебного материала, степени усвоения темы, объёма предстоящей работы, лимита времени, психологического климата класса. Состязаться могут два ученика между собой, лидер с целым классом, ряд с рядом, девочки с мальчиками, класс с учителем, класс с классом. К выбору формы соревнования подходят очень продуманно: здесь необходимо вести активную работу, направленную на преемственность между предшкольным и начальным образованием в условиях современного образования.

Довольно часто педагогами используется индивидуальная форма соревнований. Она как рентген, просвечивает школьника, обнажая не только особенности мыслительной деятельности, но и психологические свойства личности: настойчивость, волю к победе, способность преодолевать трудности и противостоять тормозящим факторам (нехватке знаний, неожиданным ситуациям, чувству неуверенности и т.д.). Слабым по характеру, нерешительным натурам трудно одержать победу в индивидуальном соперничестве [8]. Используя эту форму, учитель учитывает то, что в классе могут быть отверженные дети. Их положение среди сверстников в лучшем случае сносно. Вызов к доске такого ребенка, да ещё слабоуспевающего, усугубляет его и без того плачевное положение. Но учителя все равно не отказываются от этой формы соревнований на уроке, так как в каждом классе находятся ученики, которые с удовольствием могут продемонстрируют свои знания.

Состязание учителя с целым классом очень продуктивно. Учащиеся мгновенно превращаются в монолит. В этой ситуации положение, авторитет и преимущества возраста теряют свою силу. Безусловно, такую форму соревнования позволяют только те учителя, у которых доверительные отношения с классом и глубокое знание предмета.

При организации любой формы соревнований самые знающие и сообразительные ребята выходят в лидеры и затмевают других. В школе часто отличников недолюбливают. Но в соревновательной ситуации эти ребята на вес золота. И если сказано, что у класса всего две попытки ответить, коллектив последнюю попытку обязательно оставит самым знающим. И при этом учащиеся с большим вниманием выслушают своего, теперь уже уважаемого, лидера, нежели выслушали бы учителя. В этой ситуации не приходится говорить о том, что, работая на «среднего» ученика, учителя теряют талантливых детей.

При реализации соревнования в обучении обращают внимание на то, что если предлагаемый для исследования новый или закрепляющий материал нетруден, то лучше ограничить ответы детей двумя попытками. Это организовывает ребят, не позволяет им распыляться. Если же новый материал не базируется на пройденных темах, то учащимся дается конкретное время и возможность высказывать любые версии, пока они не нащупают верный подход. Ну а если материал совсем уже сложный, ученикам даются опоры[15].

При классическом урочном обучении в современной школе элемент соревновательности присутствует в неявном виде даже при таком режиме работы, как фронтальный опрос. В этой ситуации медлительные дети, учащиеся с инертным типом нервной системы или неуверенные в себе, тревожные школьники постоянно испытывают негативные чувства, попадают в ситуацию неуспеха, поскольку не успевают ответить на вопрос учителя вовремя или раньше других. Это оказывает деструктивное влияние на всю их деятельность. Регулярно переживаемое чувство неуспеха вызывает фрустрацию, способствует формированию и закреплению мотивации избегания неудач, приводит часть детей к выученной беспомощности. Некоторые дети легко падают духом, когда неправильно отвечают перед всем классом. Таким образом, соревнование, используемое как метод стимулирования деятельности, оказывает обратное влияние, приводит некоторых учащихся к пассивности.

Школьники с подвижным типом нервной системы, как правило, не испытывают при фронтальном опросе какой-либо дискомфорт, так как всегда успевают дать учителю ответ на поставленный вопрос. Даже если ответ оказывается неполным или вовсе неверным, эта группа учащихся, тем не менее, переживает ощущение успеха в выполняемой деятельности.

По данным исследователей, мальчикам и девочкам в разной степени свойственно стремление к соревнованию, конкуренции в группе. Девочки настроены на сотрудничество, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики начинают соперничество, стремятся установить правила, иерархию в группе.

В то же время, особенности мальчиков учитываются в школьном обучении в минимальной степени, поскольку формы и методы работы на уроке рассчитаны в большей степени на девочек и требуют прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости. На мальчиков такая учебная среда действует отчуждающе. Использование соревнований на уроках отвечает преимущественно интересам мальчиков, так как им необходимы активность, вызов, четкие инструкции.

Не столько в образовательных, сколько в воспитательных целях можно изредка устраивать соревнования между девочками и мальчиками. Девочки, как правило, ведут себя сдержаннее, а вот у представителей сильного пола возникает желание проявить себя бестактно. Эта форма состязания раскрывает любопытную особенность: у девочек и знания, и активность мыслительных процессов, как правило, предсказуемы. У мальчиков же намного повышается активность. Те, кто пассивно и без интереса учился в течение многих лет, вдруг начинают заинтересованно работать, у них обнаруживается нестандартное мышление, хорошая реакция, способность идти на риск и брать на себя ответственность[9].

В целом метод соревнования нужно использовать с учетом всех этих особенностей и часто можно заменить на не менее эффективные, но менее насильственные приемы и методы обучения и стимулирования деятельности и поведения. Современная личностноориентированная концепция образования, согласно которой ученик, его интересы и потребности поставлены в центр образовательной системы, предполагает оценивание достижений школьника не только в сравнении с достижениями других учеников или с общепринятыми эталонами. Особенно важным становится применение субъективных (индивидуальных) эталонов оценки достижений, реализующих принцип «сегодня ты стал лучше, чем вчера» (а не «… лучше, чем другие»!) [3].

Итак, можно выделить следующие ситуации на уроке при которых использование метода соревнования нежелательно:

В то же время существует ряд ситуаций на уроке, в которых использование метода соревнования возможно и даже желательно:

1) с целью стимулирования активной работы на уроке при доброжелательных взаимоотношениях учащихся и психологически комфортной обстановке в учебной группе;

2) при обучении мальчиков;

3) в ситуации, когда нужно сплотить коллектив для достижения личностно-значимой для школьников цели или активизировать умственную деятельность учащихся для решения какой-либо задачи (в данном случае применим и прием «мозгового штурма»);

4) при необходимости разнообразить вид деятельности, с целью оживления восприятия учебного материала;

5) на этапе закрепления пройденного материала, побуждая детей к продуктивному использованию полученных знаний и навыков [12].

2.2 Применение метода соревнования в воспитании

Соревнование является важным методом стимулирования активности детей и развития их индивидуальных способностей. В современных школах оно используется как вспомогательное средство в различных видах деятельности во внеурочных занятиях, когда вводится элемент состязательности, сравнения достижений учащихся. Соревнование как метод педагогического стимулирования реализует большие воспитательные возможности. Оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, например, в трудовой, физической деятельности детей, особенно если деятельность длительная и уже «потускнела» ее привлекательность; соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать; соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу.

Соревновательные элементы присутствуют в воспитательном процессе школы, используются в различных видах деятельности детей. Хотят или нет взрослые и педагоги, дети все равно будут соревноваться, потому что для них естественно стремление сравнивать себя с другими, напрягать свои силы, получая удовольствие от более высоких достижений. Элементы соревнования возникают в любой деятельности, даже тогда, когда воспитатель хвалит ребенка.

Соревнование помогает решать воспитательные задачи, при помощи его легче мобилизовать детей на конкретные дела. Соревнование делает жизнь коллективов более интересной, эмоционально насыщенной. Под его влиянием стимулируется формирование отношения взаимовыручки, сопереживание, способность радоваться успеху товарищей. Дети становятся требовательными к себе и другим. Однако можно наблюдать, что соревнование иногда приносит не пользу, а обиду детям, не сплачивает, а дезорганизует коллектив. Это часто происходит потому, что не соблюдается чувство меры в использовании соревновательных средств, на первый план выходит цель не добиться важных, значимых результатов, сделать полезное дело, а одержать победу любыми способами, занять первое место, что толкает детей на совершение безнравственных действий и обман [3].

Особо следует подчеркнуть, что соревнование используется в том случае, если не срабатывают другие стимулы при организации деятельности коллектива. В первую очередь, необходимо мотивировать детей на то или иное дело, показывая его личную и общественную значимость, привлекательную перспективу, пользу от достижения положительных результатов, увлекая личным примером. Если срабатывают эти стимулы, вряд ли целесообразно включать соревновательные средства в деятельность детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *