индивидуальное качество человека позволяющее ему успешно заниматься каким либо видом деятельности
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»
Ирина Алексеевна Началова
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»
Педагог – психолог, методист Началова И. А.
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»
Цели лекции:
1. Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонности», «задатки» «способности»; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей.
2. Развивать умение осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей.
3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей
Ход лекции
Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.
Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересыобусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении, общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности, материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.
Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.
Интересы различают:
1. по содержанию (например, музыкальные, технические);
2. по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);
3. по глубине (глубокие или поверхностные);
4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)
Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.
Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».
Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.
Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.
Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.
Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.
Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они прояв-ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.
Виды способностей
В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.
Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности.
Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)
Литературные Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков
Технические Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.
Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца
Математические Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление
Педагогические Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний
Художественные Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность
Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.
Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.
Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.
Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.
Интернет-ресурсы по данной теме:
1. Закрепление знаний учащихся
1.1 Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?
1.2 В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?
1.3 Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?
1.4 Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7
1.5 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?
1.6 Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?
1.7 Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?
2.1 Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.
2.2 Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.
2.3 Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.
3. Практическая работа «Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик»
«Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО,
«Коммуникативно-организаторские склонности» (КОС,
«Методика определения профессиональных интересов и направленности личности»,
«Карта интересов»
3.1 Вводный инструктаж
3.2 Самостоятельная работа учащихся
3.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
3.3.1 Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся;
3.3.2 Усвоение новых знаний: проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД);
3.3.3 Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению задания;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
3.3.4 Заключительный инструктаж:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащимися;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
7. Подведение итогов урока учителем
сообщение учителя о достижении целей урока;
объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;
сообщение о теме следующего урока;
задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
9. Уборка рабочих мест
Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей.
Технические Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания
Математические Способности к литературной деятельности, овладение языками
Педагогические Творческое воображение, образное мышление
Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми
Литературно-лингвистические Умение логически мыслить, анализировать, обобщать
Способности к искусствам Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.
Задание: необходимо вставить в предлагаемых определениях пропущенные слова.
1. Под интересом понимается. познавательная. человека на той или иной.
Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.
Методическая разработка «Дерево чудес» В оследние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.
Методическая разработка «Дом, в котором мы живем» Методические рекомендации «Дом,в котором мы живем» Пояснительная записка С 2012 года вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому.
Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.
Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.
Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.
Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.
Методическая разработка занятия по математике Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10; пространственной ориентировки на листе бумаги,увеличении.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Выбранный для просмотра документ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ РИСКА В ШКОЛЕ.doc
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ РИСКА В ШКОЛЕ
учитель начальных классов
МБОУ ПГО «Пышминская СОШ»
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Среди целей и задач образовательной политики Стратегии развития Российского образования наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрировать в современный высокотехнологичный мир знаний и информации, Ибо главным двигателем прогресса на современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука-технология-инновация», а современный специалист, работающий в той, или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять.
В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми.
Проблема одаренных детей.
Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частые, обыденные наблюдения простых людей.
Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не доступно.
Однако в философских трактатах прошлого первоначально чаще используется не термин «одаренность» а другой – «гений» (то лат. – genius – дух). Изначально, еще в античной культуре «гений» – нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком.
Вслед за терминами «гений» и «гениальность» приходит термин «талант» (от греческого – “talanton”). В более поздние времена талантом стали называть высокую степень развития способностей, а гениальностью – высшую степень проявления таланта
Кого считать одаренными детьми?
Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными:
-дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,
— дети с высокой креативность (способностью к творчеству).
Другой специалист в области психологии интеллекта, М.А.Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть 6: »сообразительные», »блестящие ученики», »креативы», »компетентные», »талантливые», »мудрые».
Последний список излишне дифференцирован, но, наверное, в теории возможно и еще более тонкое и дробное деление.
Несложно заметить, что реально принято выделять обычно 3 категории, названные Н.С.Лейтесом, и ещё 1 не отмеченную им
– это академическая одаренность.
Таким образом, одаренными чаще всего называют:
— детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
— детей с высоким уровнем творческих способностей;
— детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
— детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
В современной науке существуют десятки трактовок понятия детской одаренности, многие из них крайне противоречивы. Поэтому приходится довольствовать «усредненным» понятием одаренности, Представленным на слайде, по которому одаренность – это индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности.
Из понятия следует, какой ребенок может быть одаренным .
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В этом определении содержатся три характеристики:
-Высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности (например, умственных способностей для интеллектуального типа одаренности).
-Высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей).
-Сформированность эффективных способов деятельности-обучения, познания и /или творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности).
В настоящее время число концепций одаренности весьма велико, но самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж.Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик:
-интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень)
-настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Концепции, которая выражала бы теоретическую модель, которая вобрала бы в себя все лучшие достижений современной зарубежной и отечественной психологии.
Это позволило бы ей сыграть роль своего рода государственной директивы, служить точкой отсчета, от которой берут начало прикладные и педагогическая практика. С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых.
Созданную ими концепцию видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает сама «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д.Б.Богоявленской и В.Д. Шадрикова).
Авторы дают определение одаренности и, по определению авторов концепции: «Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Давая ему собственную оценку, они отмечают: «В предлагаемом определении удалось отойти от житейского представления об одаренности как о количественной степени выражения способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества».
Авторы «Рабочей концепции» провели разделение интеллекта и креативности внутри так называемого «инструментального компонента» одаренности.
Мотивация дифференцирована авторами более традиционно. Она содержит пять основных признаков:
-повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности;
-ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом;
-повышенная познавательная потребность;
-предпочтение парадоксальной противоречивой и неопределенной информации;
-высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Принципиально иначе авторами рассмотрена проблема видов одаренности.
Ими выделено пять критериев для их определения;
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (виды деятельности; практическая, теоретическая, художественно эстетическая коммуникативная и духовно-ценностная; сферы психики: интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая)
2. Степень сформулированности (потенциальная и актуальная)
3. Форма проявлений (явная и скрытая одаренность)
4. Широта проявлений (общая и специальная)
5. Особенности возрастного развития (ранняя и поздняя одаренность)
Вероятно, в дальнейшем данная модель будет доработана и внедрена в образовательную практику.
На сегодняшний день большинство психологов признает. Что Качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка ( игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Тот или другой ребенок может проявлять свою успешность в достаточно широком спектре деятельности.
Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности ( в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения.
Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу.
В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога .
В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка.
Таим образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде.
«Все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем» (Из Рабочей концепции одаренности).
Стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей предполагает два основных подхода в решении этой проблемы:
1) изменение количественных характеристик (объем учебного материала и темп обучения);
2) изменение качественных характеристик (соотношение различных направлений, моделирование содержания, характер его подачи – алгоритмизированный, эвристический и т.п.);
На основе изменения количественных характеристик выделены две основные стратегии «ускорения», «интенсификации», а на основе изменения количественных характеристик – сформировалось направление «обогащения»: стратегия «углубления», «проблематизации», «исследовательская».
Обучение одаренных детей в условиях нашей школы осуществляется на основе принципов дифференциации и индивидуализации, чему способствуют УМК, по которым организована учебная деятельность.
Большие возможности содержатся в такой форме как организация исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания и закладывает прочные основы для получения знаний в старших классах
С учетом уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект.
Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенными в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей его одаренности. Могут быть групповые проекты, либо индивидуальные.
Благоприятные возможности для обучения одаренных детей могут быть представлены в других формах обучения:
— обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы (в этом случае осуществляется замена части занятий на занятия, соответствующие их познавательным возможностям);
— группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям ит.п.) – эта форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Создаются оптимальные условия развития для всех групп учащихся благодаря дифференциации и индивидуализации.
Здесь следует отметить, что при группировке очень важно учитывать правильно примененные методы и содержание работы. Иначе, отличие будет только в темпе работы одаренных детей, что не является достаточным для их развития.
Одаренные дети участвуют различных конкурсах и олимпиадах.
Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации (недопущения) отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной в педагогике.
Вопросы обучения слабоуспевающих школьников находятся в центре внимания современной педагогики. В отечественных психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы обучения слабоуспевaющих учащихся: определение видов слабой успеваемости и поиск ее причин, выявление типов и характерных признаков слабоуспевающих.
Известными педагогами-психологами анализируются возможности повышения успеваемости отстающих учеников по отдельным предметам, показывается необходимость дифференцированного и индивидуального подхода, изучается обучаемость детей, особенности проявлений различных психических функций, общие и специфические умственные способности.
В большинстве работ констатируется, что слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления.
Основа для развития слабой успеваемости может закладываться в первые учебные недели, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников
Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей, отвлекаются в те моменты, когда идет поиск, требуется напряжение мысли.
Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнительных занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ученика, что порождает у него чувство неполноценности, неверие в свои силы, неуравновешенность, а порой озлобленность и враждебное отношение к школе. Но эти действия не позволяют в должной степени осуществлять эффективную работу с учащимися по предупреждению слабой успеваемости.
Теоретический анализ состояния проблемы показал, что существуют различные виды слабой успеваемости. Их выделяют по тем или иным параметрам, из которых основными являются глубина и стойкость.
С точки зрения содержания различаются психические, педагогические, бытовые, медицинские факторы успеваемости
Анализируя значение личностных особенностей ученика для его успеваемости, мы пришли к выводу о необходимости целенаправленного воздействия на развитие ребенка. Это позволяет преодолевать слабую успеваемость или предупреждать ее появление.
Используя данные различных исследований, а также практический опыт учителей, мы составили перечень трудностей при обучении : ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ В РАЗДАТОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫХ НОСИТЕЛЯХ.
На основе проведенной работы и полученных данных, нами составлены рекомендации для последующей работы с учащимися:
Дети учебной группы риска могут добиться успехов в другом виде деятельности и добиваются их.
Подводя итог вышесказанному, акцентируя внимание на инновационных подходах в работе с одаренными учащимися и детьми учебной группы риска, следует отметить, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности; развитие творческих и лидерских способностей у учащихся; углубление дифференциации по целям, содержанию и методам обучения; использование специализированных программ педагогического наставничества.
2. Боровикова О.Н., Дежникова Н.С., Ришар Е.Н. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки. – М.: – 1993.
3. Воробьев Н.Е. Развитие содержания среднего образования в США. – Волгоград: ВГАФК.– 1997.
4. Воробьев Н.Е., Бабашев А.Э. Школьное образование в США и Западной Европе. Луганск.– 2004.
5. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003.
6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999.
7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994. 222 с. Ключевая идея реформы. (О реформе школьного образования в США) //
10. Мосин И.П. В поисках талантов // США: Экономика, политика, идеология. – 1988.– №8.
11. Невструева О.В. Компенсирующее обучение в начальной школе США. – М., 2002.
Использованы материалы с сайта http://eidos.ru/
Выбранный для просмотра документ Одаренные дети в школе и дети учебной группы.ppt