что такое тос в жкх
Что такое ТОС?
Что такое территориальное общественное самоуправление (ТОС)
Что это такое?
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.
Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении.
В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы местного самоуправления. ТОСы с юридическим лицом — территориальные органы Минюста.
Для чего нам это?
ТОС — это эффективная форма реализации инициатив граждан, направленных на улучшение качества жизни на своей территории.
Формы организации ТОС?
Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.
ТОС без образования юридического лица:
ТОС в качестве юридического лица:
Какие вопросы решает ТОС?
ТОСы добровольно, с энтузиазмом и безвозмездно занимаются в границах отведенной им территории:
И другими вопросами, относящимися к «вопросам местного значения».
Финансирование
Финансовые ресурсы ТОС могут состоять из собственных привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления поселения.
Источниками финансирования деятельности ТОС являются:
Кто может участвовать в деятельности ТОС?
Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.
Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.
Кто принимает решения?
Собрание или конференция является высшим органом ТОС.
Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.
Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории.
Как ТОС взаимодействуют с властью?
Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.
Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.
Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.
Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.
Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов порядке.
Границы ТОС
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по предложению населения, проживающего на данной территории.
ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.
Что такое тос в жкх
Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 556-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ, от 27.12.2018 N 556-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
(п. 7 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
8.1. Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Разъяснения по созданию и организации деятельности территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением (далее – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС носит общественный характер:
создается по инициативе граждан и не может быть создано по решению органов местного самоуправления;
не наделено законом обязательной компетенцией и решает только добровольно принятые на себя вопросы, за которые несет ответственность;
не имеет собственных властных полномочий, принимаемые решения носят рекомендательный характер;
создается для решения вопросов местного значения;
в любое время может прекратить свою деятельность и ликвидироваться.
2. Нормативно-правовое регулирование ТОС в муниципальном образовании.
Правовую основу деятельности ТОС образуют:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— устав муниципального образования;
— муниципальные нормативные правовые акты;
Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района.
Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
4. Устав территориального общественного самоуправления.
В уставе ТОС необходимо закрепить положения:
1) о территории, на которой осуществляется ТОС;
2) о целях, задачах, формах и основных направлениях деятельности ТОС;
3) о порядке формирования, прекращения полномочий, правах и обязанностях, сроке полномочий органов ТОС;
4) о порядке принятия решений;
5) о порядке приобретения имущества, а также порядке пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) о порядке прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
5. Установление границ территории, на которой осуществляется ТОС.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения, городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории.
6. Территория деятельности ТОС.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:
— подъезд многоквартирного жилого дома;
— многоквартирный жилой дом;
— группа жилых домов;
— сельский населенный пункт, не являющийся поселением.
Данный перечень не является исчерпывающим, представительные органы муниципальных образований вправе дополнить его новыми видами проживания граждан.
7. Формы осуществления ТОС.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется:
1) непосредственно населением:
— посредством проведения собраний граждан;
— посредством проведения конференций граждан;
2) посредством создания органов ТОС.
8. Собрания и конференции граждан по вопросам организации и осуществления ТОС.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
9. Полномочия собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС.
К исключительным полномочиям собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС, можно отнести:
1) установление структуры органов ТОС;
2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов ТОС;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Граждане самостоятельно определяют структуру и наименование органов ТОС, их численность, срок полномочий.
Избрание членов органа ТОС осуществляется в порядке, определенном Уставом ТОС.
К органам ТОС можно отнести:
— советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков;
— объединений жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества;
— квартальные, уличные, домовые комитеты (советы);
— контрольно-ревизионная комиссия (ревизор) (образование контрольно-ревизионного органа ТОС не является обязательным, если ТОС не будет зарегистрирован в качестве юридического лица).
В Уставе ТОС для организации деятельности и оперативного управления ТОС может быть предусмотрена должность руководителя органа ТОС (председатель).
Для организации и проведения определенного вида работ при органе ТОС могут создаваться группы (комиссии) по различным вопросам (например, по строительству, социальной, культурно-массовой работе и т.п.) из числа жителей ТОС.
11. Права и полномочия органов ТОС.
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Реализуя данные правомочия, органы ТОС:
организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и обеспечивают их исполнение;
привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;
содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;
участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;
выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;
осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;
принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;
выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, нецелевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;
кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;
участвуют в охране общественного порядка;
принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;
взаимодействуют в своей работе с общественными организациями
(женсоветами, советами ветеранов и др.);
информируют население о своей работе;
рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения;
осуществляют контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС (контроль осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля).
12. Экономические основы деятельности территориального общественного самоуправления.
Финансовые средства ТОС могут складываться из:
— собственных средств (доходы от экономической деятельности органов ТОС, добровольные взносы и пожертвования граждан, проживающих на соответствующей территории, добровольные взносы и пожертвования предприятий, учреждений, организаций, иные поступления (в соответствии с законодательством);
— привлеченных средств (заемные средства и средства, перечисляемые органами местного самоуправления, гранты).
Органы ТОС самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с установленными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
ТОС может иметь собственные средства и имущество только в случае, если оно является юридическим лицом.
В случае если ТОС не является юридическим лицом, на собрании (конференции) ТОС могут приниматься лишь решения о добровольных взносах населения на определенные цели.
Органы ТОС ежегодно отчитываются об исполнении сметы доходов и расходов перед собранием, конференций граждан, проживающих на территории ТОС.
Порядок составления, утверждения, исполнения сметы доходов и расходов, а также порядок общественного контроля за исполнением сметы устанавливается уставом ТОС.
13. Формы экономической поддержки территориального общественного самоуправления.
Рекомендуются следующие формы экономической поддержки ТОС органами местного самоуправления:
— выделение бюджетных средств на создание и развитие, включая финансирование текущей деятельности;
— материальное поощрение активистов;
— предоставление на безвозмездной основе помещений и оборудования для временного пользования органами ТОС, компенсация расходов;
— конкурсное распределение денежных средств на реализацию социально-значимых программ органами ТОС.
Что такое тос в жкх
Информация о работе территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как форма непосредственной демократии в последнее время претерпело существенные изменения. На городских и сельских территориях появились совершенно новые, современные модели общественного самоуправления, которые при встраивании в работу местной администрации могут давать неплохие результаты. На сегодня территориальное общественное самоуправление обладает мощным социальным потенциалом и способно стать одним из важнейших инструментов стратегического развития российских муниципалитетов.
Федеральный закон от 06.03.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) содержит регламентацию процедур народного волеизъявления, обеспечивающих деятельность граждан в системе местного самоуправления. При этом народное волеизъявление может выражаться в двух формах: как непосредственное осуществление местного самоуправления и как участие граждан в осуществлении местного самоуправления.
В первом случае, когда речь идет о выборах и референдумах, проявляется публично- властный характер местного самоуправления, а во втором – общественный. ТОС предусматривает управление территорией непосредственно жителями и позволяет им самостоятельно определять и решать те проблемы, которые зачастую органам власти сложно заметить в силу приоритета других задач и отсутствия необходимых финансовых средств.
Прямое участие жителей в территориальном общественном самоуправлении обучает их разделять с муниципальной властью ответственность за развитие своего города и поселка.
Совместное участие в решении вопросов местного значения позволяет аккумулировать человеческие и финансовые ресурсы муниципалитета.
Создавая комфортную среду жизнедеятельности на основе потребностей самих жителей, ТОС мотивирует жителей активного трудового возраста на проживание именно в этом муниципальном образовании. Опора муниципальных властей на мнения и ожидания жителей при принятии решений снижает социальную напряженность в муниципалитете.
Таким образом, эффективная деятельность территориального общественного самоуправления позволяет повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования в целом.
При организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами.
Сфера деятельности ТОС может включать в себя:
— Обустройство и благоустройство места проживания. Создание детских и спортивных площадок, организацию мест отдыха, озеленение территории.
— Создание и содержание инфраструктуры. Ремонт дорог, организацию водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов.
— Сохранение культурно-исторического наследия своей территории. Создание и реконструкцию памятников и мемориальных комплексов, организацию и проведение культурных мероприятий, соревнований, организацию музейной деятельности.
— Внесение предложений в развитие своей территории в органах местного самоуправления. Разработку проектов развития территории с последующим их включением в различные программы финансирования.
Если в муниципальном образовании достигнуто понимание о необходимости формирования ТОС и принято решение проводить политику активного содействия по формированию и развитию ТОС, то деятельность по ее реализации необходимо выстроить следующим образом:
1. Создание базовых условий для формирования ТОС: правовых, информационно-методических, организационных;
2. Широкое информирование населения о ТОС и возможностях участия в нем, работа с потенциальными лидерами и активом ТОС;
3. Формирование механизма поддержки деятельности ТОС на местном уровне;
4. Построение сбалансированного взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС.
Важно помнить, что взаимодействие с ТОС –это обязанность органов местного самоуправления и органов государственной власти.
В соответствии с п.2. ст.33 Федерального закона №131-ФЗ государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участию населения в осуществлении местного самоуправления.
Первоочередная цель деятельности ТОС – формирование прочных соседских сообществ, куда входят жители двора или нескольких дворов, в сознании которых общность с некоторой территорией имеет определенную значимость.
ТОС – это решение социальных и бытовых проблем жителей, повышение жизненного уровня на территории ТОС, защита прав и законных интересов жителей, благоустройство территории ТОС.
Рекомендации по организации ТОС:
1. Начинать работу следует с формирования необходимых правовых условий для создания ТОС и регламентации деятельности должностных лиц местного самоуправления по работе с ТОС. Нормативная правовая база для осуществления ТОС в поселении может быть разной по составу актов.
Так, порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета могут определяться отдельным нормативным правовым актом или предусматриваться непосредственно в Уставе муниципального образования.
Порядок регистрации уставов ТОС может быть регламентирован прямо в «Положении о территориальном общественном самоуправлении» или принят отдельным правовым актом.
2. Помимо правовой базы, необходимо организовать пространство (возможно и виртуальное) для возможности получения информационной и методической поддержки активистов и органов ТОС. Формы поддержки могут быть различными: выездные семинары-совещания, информационные стенды, статьи в печатных изданиях, методические сборники в местных библиотеках, раздел на сайте муниципального образования, ресурсные центры и т.д. В зависимости от количества жителей муниципалитета, а также организационных и финансовых ресурсов органов местного самоуправления для информирования жителей о ТОС могут быть подготовлены передачи и публикации в СМИ, организованы специальные мероприятия, проведены индивидуальные консультации и т.п.
Широкое информирование является хотя и необходимым, но далеко не достаточным условием для появления инициатив граждан. Необходимо, чтобы появились активисты (лидеры) ТОС, которые смогли бы повести за собой людей. Практика территорий, где сформировалось и успешно функционирует движение ТОС, говорит о необходимости первоначально найти и подготовить лидерский актив. Это особенно важно на первом этапе, когда практика работы ТОС еще не сложилась. Но первые ТОС, своим примером демонстрирующие возможности этой формы общественной активности, фактически создают систему подготовки новых активистов.
3. Формирование муниципальной системы поддержки деятельности ТОС позволяет объединить усилия органов местного самоуправления и инициативных жителей по совместному решению вопросов местного значения и решению иных задач социально-экономического развития муниципального образования.
Система муниципальной поддержки деятельности ТОС создает основу для его работы и обеспечивает формирование партнерских отношений между органами ТОС и органами местного самоуправления. Формы и методы поддержки вырабатываются исходя из финансовых и организационных возможностей регионов и муниципалитетов, уровня активности населения, существующих культурных традиций, уровня доходов населения и т.д.
Территория, на которой может осуществляться ТОС: подъезд многоквартирного дома многоквартирный жилой дом группы жилых домов жилой микрорайон сельский населенный пункт, не являющийся поселением иные территории проживания граждан.
Процесс создания муниципального механизма поддержки деятельности ТОС включает в себя несколько этапов:
1. Определение видов и форм поддержки, которые будут осуществляться в муниципальном образовании;
2. Закрепление данных видов и форм поддержки в муниципальных нормативных правовых актах;
3. Разработка и принятие муниципальных нормативных правовых актов по порядку оказания поддержки в разных формах (напри- мер, Положение о муниципальном гранте; Положение о субсидиях; Положение о порядке оказания имущественной поддержки в муниципальном образовании); Закрепление полномочий, обязанностей и ответственности уполномоченных структурных подразделений /должностных лиц/специалистов по осуществлению деятельности по оказанию поддержки, в том числе формированию и ведению реестров получателей поддержки.
После создания правовой и организационной базы для осуществления муниципальной поддержки необходимо обеспечить ее устойчивое функционирование:
— запланировать деятельность и необходимый объем расходов для ее осуществления;
— проконтролировать целевое использование средств, передаваемых ТОС, то есть оценить влияние поддержки на расширение, развитие и активизацию ТОС.
— на основе проведенной оценки скорректировать или сохранить в неизменном виде систему муниципальной поддержки для развития территориального общественного самоуправления.
Регистрация
Первую регистрацию ТОС проходит в органе местного самоуправления муниципального образования (для города – в соответствующей администрации), вторая регистрация — в налоговой инспекции. Налоги и сборы на территории ТОС имеет право устанавливать только население.
Органы ТОС могут зарегистрироваться как социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), как различные профессиональные объединения территориальных общественных самоуправлений (комитеты, ассоциации и пр.)
Какую поддержку ТОС возможно создать?
Организационную, информационную, финансовую и имущественную. Рассмотрим их содержание.
Организационная поддержка:
— Содействие в проведении собраний, регистрации ТОС, проведении мероприятий, проведение обучения актива ТОС. Жители, выразившие инициативу по созданию или участию в территориальном общественном самоуправлении, редко владеют необходимой информацией и знаниями по организации этого процесса.
— Создание/поддержка инфраструктурных организаций для ТОС. Достаточно эффективной формой содействия развитию ТОС является практика создания (или поддержка уже существующих) организаций, выполняющих роль инфраструктурных организации для ТОС. Инфраструктурная организация берет на себя основные функции по работе с ТОС: обучение, консультирование, проведение мероприятий, конкурсов, посредничество в оказании финансовой и имущественной поддержки.
Имущественная поддержка:
— Предоставление/содержание помещений для работы ТОС. В ряде муниципалитетов для организации работы органов ТОС им предоставляются в безвозмездное пользование муниципальные помещения, в которых проводится прием граждан, ведется прием граждан, ведется документооборот и т.п.
— Выделение иного муниципального имущества для работы ТОС.
Финансовая поддержка:
— Субсидирование деятельности и предоставление преференций. В практике ряда территорий есть опыт субсидирования деятельности ТОС, когда за счет средств бюджета компенсируется часть расходов ТОС, например, на оплату коммунальных расходов, расходные материалы, проведение мероприятий. Также ТОС освобождается от выплат в местный бюджет.
— Муниципальные гранты. Достаточно широко распространена практика проведения конкурсов проектов для ТОС с выдачей победителям муниципальных грантов на реализацию проектов. Данная форма позволяет оформить инициативы, а получение гранта дает ресурсы для их осуществления. Такая форма поддержки наиболее реалистична на уровне регионов или крупных муниципальных образований – муниципальных районов и городских округов, так как у поселений (особенно небольших сельских) нет финансовой, да и организационной возможности проводить конкурсы и софинансировать проекты. Муниципальный грант является также формой реализации полномочия по поддержке социально-ориентированных организаций.
— Финансирование программ ТОС. Эта форма отличается тем, что каждый ТОС формирует свою небольшую программу работ, исходя из основных потребностей территорий. В отличие от грантов (на грант подается один проект), в программу могут входить несколько разнонаправленных мероприятий и видов деятельности: решение вопросов благоустройства, формирование детских дворовых команд, ремонт/строительство спортивных сооружений и многое другое. Важным является то, что происходит развитие конкретной территории. При этом часть мероприятий в программах ТОС осуществляется их собственными силами, а в наиболее сложных – с привлечением муниципалитетом специалистов.
Процедура создания ТОС:
1. подготовительный (создание инициативной группы, определение вопросов деятельности ТОС, его границ и т.п.);
2. учредительный (проведение учредительного мероприятия – собрания/конференции);
3. регистрационный (регистрация Устава, в случае необходимости государственная регистрация ТОС в качестве юр.лица).
Отдельное внимание хотелось бы обратить на особенности организации и проведения учредительного мероприятия ТОС. Это связано, прежде всего, с тем, что от того, насколько понятно, открыто и эффективно будет пройден этап подготовки и проведения учредительного собрания или конференции, во многом будет зависеть эффективность деятельности ТОС в муниципалитете и уровень доверия жителей к данной форме участия в местном самоуправлении.
В первую очередь необходимо верно определить форму проведения учредительного мероприятия. Собрание граждан проводится при численности жителей на территории ТОС не более 300 человек. Если жителей больше, необходимо проводить учредительную конференцию. Подготовкой и организацией учредительного мероприятия должна заниматься инициативная группа. Задачей органов местного самоуправления является оказание содействия в процессе подготовки мероприятия, а также консультирование инициативной группы по организационным и процедурным вопросам. На данном этапе важно создать для жителей возможности для ознакомления с проектом устава ТОС, направления своих предложений и замечаний по организационным и содержательным вопросам осуществления территориального общественного самоуправления.
При подготовке мероприятия необходимо подготовить информационные материалы для жителей о том, что такое ТОС, «зачем ТОС нужен в нашем МО», какова сфера его деятельности и т.д. Важно, чтобы эта информация была изложена понятным для жителей языком.
При определении даты и времени проведения учредительного мероприятия необходимо учитывать следующие факторы: возможность участия в мероприятии представителей органов местного самоуправления и удобство даты, времени, места проведения для жителей предполагаемой территории ТОС.
В завершении мероприятия необходимо проинформировать жителей о дальнейших действиях по созданию и деятельности ТОС.
В уставе ТОС устанавливаются:
Территория, на которой оно осуществляется;
Цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
Порядок принятия решений;
Порядок приобретения имуществ, а также порядок пользования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами;
Порядок прекращения осуществления ТОС.
1. ТОС может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе.
2. Имущество может находиться во владении и (или) пользовании ТОС на основании соответствующего договора.
3. Владение, пользование и распоряжение имуществом ТОС осуществляет Совет в соответствии с решениями собрания участников ТОС, в том числе с утвержденной собранием сметой доходов и расходов ТОС.
Финансовые средства ТОС
1. Финансовые средства ТОС подразделяются на:
а) собственные средства;
б) заемные средства;
в) средства, переданные ТОС органами местного самоуправления, для осуществления органами территориального общественного самоуправления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения на территории ТОС.
2. Собственные финансовые средства ТОС формируются за счет:
а) добровольных взносов и пожертвований;
б) доходов от собственной деятельности, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), в целях удовлетворения потребностей граждан соответствующей территории;
в) средств бюджета, передаваемые местной администрацией в соответствии с договорами для осуществления инициатив по вопросам местного значения;
г) иных поступлений, не противоречащих действующему законодательству.
3. Собрание участников ТОС принимает решение о сборе добровольных взносов и пожертвований среди участников ТОС. Собрание участников ТОС, а также органы территориального общественного самоуправления не вправе устанавливать обязательные сборы с участников ТОС.
4. ТОС использует имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы строго в соответствии с уставными целями и направлениями деятельности.
Плюсы для муниципального образования
Социально-экономическое развитие территории муниципалитета становится более управляемым за счет укрепления взаимодействия органов МСУ с населением. Гарантируется участие жителей в решении наиболее острых проблем территории. Гарантируется экономия расходов бюджета за счет необязательности для ТОСов выполнять требования ФЗ-44 и иного антимонопольного законодательства. Предоставление органу МСУ полного контроля над эффективностью расходования ТОСами выделяемых бюджетных средств. Появление возможности для создания муниципального кадрового резерва, прежде всего, для представительного органа МСУ.
Каждый житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении. Каждый житель может реализовать свой личный потенциал для улучшения качества жизни на своей территории и заслужить тем самым уважение соседей. Каждый житель может воспользоваться механизмами ТОСа для создания своего позитивного политического имиджа, для старта в своей политической или управленческой карьере.
Жители территории получают реальные, определенные и защищенные законодательством возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств и контроле над эффективностью бюджетных расходов.