что такое сельга в карелии
Сельги
Смотреть что такое «Сельги» в других словарях:
сельги — Общее название грядоподобных форм рельефа в Карелии, Финляндии и Эстонии … Словарь по географии
Сельги — У этого термина существуют и другие значения, см. Сельги (значения). Сельги общее название грядообразных форм ледникового рельефа, распространённых в бассейне Балтийского моря (Финляндия, Карелия). Сельги могут быть как образованы… … Википедия
Сельги — название грядообразных форм ледникового рельефа в Карельской АССР. Сложены кристаллическими породами или рыхлыми отложениями. Чередование С., покрытых сосновыми борами, с понижениями рельефа, занятыми болотами и озёрами, создаёт т. н.… … Большая советская энциклопедия
Сельги — см. Озы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сельги — 186334, Карелия Республики, Медвежьегорского … Населённые пункты и индексы России
Сельги (значения) — Сельги может означать: Сельги название грядообразных форм рельефа в Карелии и Финляндии; Сельги деревня в Медвежьегорском районе Карелии … Википедия
186334 — Сельги, Карелия Республики, Медвежьегорского … Населённые пункты и индексы России
Озёра Карелии — … Википедия
Олонецкая губерния — I одна из северных губерний Европейской России, между 60°21 и 65°16 северной широты и 29°42 и 41°57 восточной долготы. Граничит с севера и северо востока с Архангельской губернией, с юго востока с Вологодской, с юга с Новгородской и С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Онежское озеро — У этого термина существуют и другие значения, см. Онега. Онежское озеро карельск. Oniegu фин. Ääninen, Äänisjärvi вепсск. Änine … Википедия
Большая Сельга, деревня в Олонецком районе. Карелия.
Большая Сельга (деревня в Олонецком районе Карелии)
Большая Сельга или встречается как Сельга (карел. Selgi; также Большая Сельга) — старинная карельская деревня в составе Куйтежского сельского поселения Олонецкого национального района Республики Карелия.
Деревня Большая Сельга располагается на юго-западе Олонецкой равнины, на водоразделе рек Олонка и Мегрега, на берегу лесной ламбы, в 16 км от города Олонца. Первые упоминания о поселении известны с 1707 года. Сохранившиеся постройки и планировка относятся ко второй половине XIX века.
Деревня включена в перечень исторических населённых мест Приказом Министерства культуры Республики Карелия № 31 от 18 февраля 1998 года.
Ильин день — традиционное празднование престольного праздника деревни.
Музей — открытая площадка этнокультурного центра «Большая Сельга» Олонецкого национального музея карелов-ливвиков имени Н. Г. Прилукина.
В Олонецком районе издавна поддерживают традиции исторических сельских поселений. За счет этого во многих олонецких деревнях сохранился стародавний карельский быт. Среди деревень большей популярностью у туристов и любителей старины пользуется Большая Сельга. Это деревня почти нетронута современностью. Здесь до сих пор сохранились старинные обряды и традиции и историческая планировка застройки.
В олонецком районе развита торговля с автолавки и в Большую Сельгу из цивилизации приезжает передвижная лавка с промышленными и продуктовыми товарами. Многие продукты питания жители деревни выращивают сами.
В домах Большой Сельги много посуды из бересты и дерева. Береста была популярным любимый материал в Карелии. Её может заготовить каждый житель, сходя в лес и набрав в любых количествах. Такая посуда из бересты и дерева не очень красивая, но зато очень прочная, поэтому ей так долго пользуются.
Архитектура в деревне Большая Сельга.
В деревне находятся есть несколько памятников архитектуры.
Дом Дубровина, построенный в начале XX века.
Наиболее интересным является дом Дубровина (нач.XXв.) Дом представляет собой подлинное произведение народной архитектуры с богатой резьбой на декоративных деталях. В интерьере жилой части дома сохранились изделия мастера Дубровина – столы, стулья, шкафы.
К сожалению дом Дубровина разрушается. Хозяйственная часть провалилась, кровля протекает, декор отваливается.
Часовня Ильи Пророка в деревне Большая Сельга.
В Большой Сельге есть небольшая православная часовня, которая была построена в 2014 году почти в самом центре деревни, а освящена в 2015 году.
Водосвятный молебен в день чествования пророка Илии 2 августа 2015 года совершил благочинный Олонецкого благочиния, настоятель Смоленского собора г. Олонца протоиерей Михаил Тереняк.
Руины неизвестной церкви или часовни в Большой Сельге.
Не многин знают, что историческая часовня была на северном краю деревни, на высоком холме, стоящая в настоящее время на краю сельскохозяйственного поля. От того исторического храма остались руины, которые еще достаточно хорошо различимы.
Текст: Наталья Тимина (2013-2019 гг).
Фотографии: Илья Тимин (май 2019).
Телефоны: +7(921)7273595; +7(921)2213861;
Для почты: 185014, Карелия, Петрозаводск, Пятый Лучевой Проезд, д.2
Большая сельга. (деревня ливвиковских карел.)
Старинная карельская деревня в составе Куйтежского сельского поселения Олонецкого национального района Республики Карелия. Находится в 10 км от г. Олонца. Первые упоминания о поселении относятся к 1707 году, существующие постройки и планировка относятся ко второй половине XIX века.
Показать полностью.
Многодворная сележная деревня расположена на пересеченном рельефе, основная часть построек находиться на возвышенности «сельге», в низинах на берегу небольшой ламбы расположены группы бань. Застройку деревни составляют в основном крупномасштабные дома-комплексы типа «брус», характерные для олонецких карелов. Поселение сохранило исторический облик традиционной карельской деревни в живописном природном окружении.
В деревне находятся несколько памятников архитектуры. Наиболее интересным является дом Дубровина (нач.XXв.) Дом представляет собой подлинное произведение народной архитектуры с богатой резьбой на декоративных деталях.Этногенез ливвиков, как собственно и вообще карел, остается недостаточно изученным. Общепринятой является точка зрения, что субэтнос сформировался в процессе межэтнического контакта средневековой корелы с весью, вероятно с преобладанием второй компоненты, что и обусловило в конечном итоге своеобразие языка и культуры ливвиков. В ряде источников высказывались версии о прибалтийском происхождении ливвиков, поскольку их название на собственно карельском (карел. livvikoi) практически идентично самоназванию ливов. Возможно, часть ливов в раннем Средневековье мигрировала в Приладожье и смешалась с корелой, сохранив однако память о своей этнической своеобычности. Д. В. Бубрих отмечал, что памятники средневековой материальной культуры свидетельствуют именно о миграции с юга населения, образовавшего вместе с автохтонными карелами субэтнос ливвиков.
Однако первое письменное упоминание о ливвиках предположительно относится ещё к VI веку: в книге Иордана «О происхождении и деяниях гетов» перечислен ряд прибалтийско-финских народов, покоренных предводителем готов Германарихом. Большинство исследователей (Ю.Коскинен, К.Мюлленгофф, В.Томашек и др.) обоснованно считают, что данный список был просто позаимствован Иорданом из недошедшего до нас итинерария. В этом списке наряду с мерей и мордвой присутствует народ под названием «Thiudos in Aunxis», то есть, согласно Ф.Брауну, «чудь олонецкая» (на большинстве карельских и прибалтийско-финских языков Олонец до настоящего времени называется Aunus, в соответствующем падеже Aunuksis).
Столицей ливвиков со времен раннего Средневековья был город Олонец; дата основания крепости на этом месте достоверно неизвестна, впервые в письменных источниках Олонец упоминается в уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича, выданной в 1137 году Софийскому собору о изменении сборов в пользу новгородской епархии. Территория ливвиков входила в состав Карельской земли, Обонежской пятины Новгородской земли. Вместе с Новгородской землёй ливвики вошли при Иване III в состав Московского государства, Олонецкая крепость была капитально перестроена в 1649 году. В 1773 году Екатерина Великая учредила Олонецкую область в составе Новгородского наместничества, в которую вошли все земли ливвиков и столицей которой до 1782 года был Олонец.
В Отечественную войну 1812 года прославились олонецкие стрелки — добровольное ополчение карел-ливвиков, сформированное из профессиональных охотников на пушного зверя и сражавшееся подобно егерям в рассыпном строю.
До второй трети XX века значительное количество ливвиков проживало на территории Финляндии, сохраняя свои язык и культуру, однако к настоящему времени по данным финских исследователей они полностью ассимилированы и включены в состав финского этноса.Этногенез ливвиков, как собственно и вообще карел, остается недостаточно изученным. Общепринятой является точка зрения, что субэтнос сформировался в процессе межэтнического контакта средневековой корелы с весью, вероятно с преобладанием второй компоненты, что и обусловило в конечном итоге