что такое санкции в крыму
ЕС объявил новый срок «крымских санкций» против России
Евросоюз на год продлил санкции, введенные против России после присоединения Крыма, сообщается на сайте Совета ЕС. Они будут действовать до 23 июня 2021 года.
Ограничения включают запрет на импорт товаров из Республики Крым и Севастополя в Евросоюз, на инвестиции и оказание туристических услуг. Под ограничения также подпадает экспорт из ЕС некоторых товаров и услуг для крымских компаний или для использования в Крыму в транспортном, телекоммуникационном и энергетическом секторах, а также для добычи нефти, газа и минеральных ресурсов.
В заявлении указано, что ЕС по-прежнему не признает присоединение Крыма к России и считает его незаконной аннексией и нарушением международного права.
В МИД России перспективы отмены санкций считают более чем туманными, заявил директор департамента Общеевропейского сотрудничества ведомства Андрей Кобринец. «Они продлеваются регулярно, раз в полгода, и ничего нового в этом нет», — приводит его слова «Интерфакс». По словам Кобринца, Россия научилась жить под санкциями, «хотя это, наверное, и тяжело, и вредит во многом нашей экономике».
В марте 2014 года по итогам референдума Крым вошел в состав России. В июне того же года Совет ЕС в качестве реакции на «незаконную аннексию» ввел ограничительные меры, они применяются к физическим лицам ЕС и компаниям, базирующимся в Евросоюзе. В последний раз санкции были продлены в июне 2019 года.
В отношении России действуют также экономические санкции Евросоюза, они затрагивают финансовый, энергетический и оборонный сектора. Из-за санкций приостановлены переговоры о безвизовом режиме, многим российским должностным лицам и предпринимателям запрещен въезд в страны ЕС, там также заморожены их активы.
Подробный гид по санкциям
Нет единого списка компаний, которые находятся под санкциями: регулятор каждой страны составляет свой перечень. В этой подборке мы собрали самые часто задаваемые вопросы о санкциях и постарались ответить на них максимально подробно и понятно.
Кому важно знать о компаниях, которые состоят в санкционных списках?
Санкции накладывают ограничения по ведению внешнеэкономической деятельности на юридических и физических лиц.
Проверять своих контрагентов по санкционным спискам в первую очередь должны:
Например, головная компания зарегистрирована на территории страны, которая поддерживает санкции. В таком случае ее филиалам и представительствам тоже требуется соблюдать ограничительные правила.
Если вы ведете бизнес внутри одной страны и не сотрудничаете с зарубежными партнерами, то проблема санкций вряд ли коснется вашей компании.
В каких случаях российские компании могут нарушить санкционные требования?
Наибольший риск возникает:
Какие риски несет сотрудничество с физическим или юридическим лицами, которые попали под санкции?
Риски зависят от профиля организации и аспектов сотрудничества. Если банк допустил, что его клиент проводит операции с контрагентом из санкционного списка, то финансовую организацию могут:
Правильно трактовать санкционные ограничения — задача комплаенс-специалистов.
Какие виды санкций выделяют?
Выделяют два вида санкций.
Блокирующие санкции
Запрещают любые операции с физическими или юридическими лицами из санкционного списка.
Если лица состоят в санкционном списке Европейского союза, то ЕС запрещает другим организациям:
Если лица состоят в списке OFAC, США запрещает другим компаниям:
Секторальные санкции
Связаны с ограничением финансирования и распространяются на банки, предприятия нефтяной и оборонной промышленности.
Как выяснить, что компания находится под санкциями?
Чтобы проверить, находится ли ваш контрагент под санкциями, нужно зайти на официальный сайт регулятора интересующей страны и изучить его сведения.
Важно учитывать, что каждый контролирующий орган составляет свой перечень, и единой, мировой базы данных по санкциям нет.
Санкционные списки ведут более 20 стран и организаций. Среди них США (OFAC SDN, NON SDN), Великобритания (HM Treasury), Швейцария (SECO), Евросоюз (ЕС), ООН (UN) и другие.
Что такое «Правило 50»?
Согласно правилу, любая организация, которая на 50 % и больше принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Сложность в том, что этих организаций нет в санкционных списках. Даже проверка по санкционным спискам не дает уверенности, что физическое или юридическое лицо не находится под санкциями.
Поэтому важно изучать и структуру компании-контрагента, чтобы выявлять ее реальные связи.
Основные изменения санкционных требований в отношении России за 2020 год
Пополнились санкции OFAC США
29 января 2020 пополнен список санкций в отношении физических лиц России/Украины.
15 июля 2020 в список вошли 3 физических и 5 юридических лиц.
23 сентября 2020 пополнен список санкций.
23 октября 2020 пополнен список программы CAATSA — Россия.
Приняты новые санкции Бюро промышленности и безопасности США
В августе 2020 Бюро промышленности и безопасности министерства торговли США опубликовало новый санкционный список. В список попали 5 организаций из России.
Пополнились санкции Государственного департамента
В феврале 2020 США ввели санкции против 3 российских предприятий.
В ноябре 2020 под американские санкции попали 3 организации.
Расширились санкции ЕС
29 июня 2020 Совет ЕС объявил о продлении до 31 января 2021 года секторальных экономических санкций против России.
Введены новые санкции Великобритании
В июле 2020 Великобритания ввела санкции против 25 россиян. Ограничительные меры будут действовать до 31 декабря 2020 года.
Расширены санкции Украины
В санкционные списки Украины против России включены 377 физических и 235 юридических лиц.
Проверка каждого контрагента в санкционных списках — серьезная нагрузка на бизнес. Компания, сотрудничающая с клиентом из санкционного списка, рискует получить крупный штраф или лишиться лицензии.
Сервис Контур.Призма объединил 85 % данных о глобальных санкциях. Загружено почти 10 000 профилей физический и юридических лиц.
Оцените возможности Призмы и проверьте контрагентов по санкционным спискам
С помощью Призмы вы за минуту можете проверить клиентов по спискам США, Великобритании, EC, UN, SECO и другим. Для этого в интерфейсе Призмы введите ФИО или наименование компании, нажмите кнопку «Проверить» и увидите список с совпадениями. С помощью API можете выгрузить всю базу санкций в формате.xml.
Юлия Елисеева, руководитель ООО «Комплаенс Рус
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Зеленский ввел новые санкции против России из-за выборов в Крыму
Президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны страны о новом пакете санкций против России. Меры затронули в том числе лиц, причастных к организации выборов в Госдуму в Крыму и на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.
Зеленский подписал четыре указа, документы № 556, № 557, № 558 и № 559 опубликованы на сайте главы государства. В общей сложности ограничительные меры введены против 140 физических и 49 юридических лиц, уточняет «Интерфакс-Украина».
В списках, в частности, оказались губернатор Севастополя Михаил Развозжаев, председатель Заксобрания Севастополя Владимир Немцев, бывший глава ЦИК самопровозглашенной Донецкой народной республики Роман Лягин. Также санкции введены против представителей силовых ведомств и судебной системы, которых украинская сторона считает причастными к преследованию крымских татар.
Кроме того, под ограничения попали бизнесмены Александр Щеглов, Андрей, Сергей и Иван Шнайдеры и Андрей Вейкулайнен. «РБК Украина» отмечает, что они «пытались вывести на украинский рынок сеть супермаркетов MERE». СНБО запретил работу магазинов сети в стране в середине октября.
Ограничения предусматривают блокировку активов на Украине и запрет на въезд в страну сроком на три года.
СНБО утвердил санкции за организацию думских выборов 15 октября. По словам главы ведомства Алексея Данилова, под них попали 237 человек.
Выборы в Госдуму проходили с 17 по 19 сентября. В семи регионах, в том числе Севастополе, можно было проголосовать дистанционно. Кроме того, проголосовать на выборах в России могли жители ДНР и ЛНР с российским паспортом.
Киев заявил о санкциях, связанных с выборами, в первый день их проведения. Данилов говорил, что у России нет права организовывать выборы в Крыму и Донбассе. Тогда под ограничения попали 53 члена территориальных избирательных комиссий и 33 кандидата в депутаты. Позже санкционный список расширился на 95 физических и четыре юридических лица.
Алексей Зубец: Запад снимет санкции с Крыма, когда поймет их бесполезность
Об этом директор Института социально-экономических исследований Финансового института при Правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Какого-то серьезного удара недостаток воды пока не нанес. Действительно, пострадало сельское хозяйство, но все-таки основная индустрия полуострова — это туризм, который пока чувствует себя неплохо.
На сегодняшний день эта проблема не решена, потому что предполагалось, что отношения с Украиной наладятся и не надо будет строить серьезных инфраструктурных объектов, чтобы обеспечить водоснабжение Крыма.
Какие есть варианты? Первый — это опреснительные установки, а второй — поставка воды из Дона по трубопроводу, который будет проложен по дну Азовского моря. Есть крупные российские производители труб, которые готовы проложить такой трубопровод.
На сегодняшний день проблема состоит в том, что необходимо продержаться до того, как появятся опреснительные установки, обеспечивающие нужное количество воды, либо будет проложен такой трубопровод. Третий вариант — это чуть ли не поставки воды танкерами из того же Дона.
До сих пор ни один из этих вариантов не был реализован, так как рассчитывали на нормализацию отношений с Украиной, теперь эту проблему приходится решать в ускоренном порядке и с большими затратами.
В 2021 году эта проблема вряд ли будет решена, а в следующем, надеюсь, появятся какие-то решения, которые позволят обеспечить функционирование гражданского сектора экономики Крыма, в том числе и за счет поставок воды. Хотя в перспективе нескольких лет, возможно, удастся обеспечить поставки воды и по Крымскому каналу, так как экономическое положение на Украине все хуже и хуже, и рано или поздно произойдет смена власти. Но эти несколько лет надо продержаться.
— Что происходит с крымской промышленностью после воссоединения с Россией?
— Предприниматели, с которыми я разговаривал в последнее время, говорят, что проблемы есть. Есть такая вещь, как непривычка платить налоги. При украинской власти было проще договориться и вести бизнес, потому что можно было дать взятку и решить свои проблемы. Необходимость платить налоги и соблюдать законы для многих предпринимателей, которые ведут дела в Крыму, — обременение.
Это многочисленные инвестиции, «жирные» строительные проекты, это повышение платежеспособности населения. Дело в том, что официальная статистика, которая показывает, что население Крыма находится на общероссийском уровне по уровню жизни, не совсем правильная статистика. Потому что в Крыму весьма велика «серая зона» экономики и есть военные. То есть общая денежная масса, которая попадает на рынок Крыма, в официальной статистике отражается слабо, потому что там не участвуют военные и не отражается «серый сектор». Поэтому общий уровень жизни очевидно выше, чем был шесть лет назад.
Общий баланс положительный, и если посмотреть на уровень протестной активности по разным городам России, то в Крыму он очень низкий. Да, проблемы есть, их много, и они не завтра будут решены, но отсутствие протестного фона в Крыму говорит о том, что люди, сравнивая с тем, что было при Украине, довольны тем, как развиваются дела.
— «Серая зона» экономики, как и прослойка чиновников, которые привыкли работать в тени, достались Крыму в наследство от Украины. Это, как утверждают, и является одной из главных проблем региона. Как ее можно решить?
— Средний уровень кадров сильно отличается от того, который есть в материковой России. Первый путь (решения проблемы) — это ротация кадров, замена старых кадров на тех людей, которые хорошо себя показали после присоединения к России, и таких немало. Кроме того, стажировка местных кадров в материковой России, где они увидят, как построена коммуникация с населением и внутри самой власти.
Проблема не в том, что у людей нет знаний, а в том, что у них другой менталитет.
То есть культура ведения бизнеса, в том числе культура управления, были тогда достаточно низкими. Это в Киеве. В Крыму все было еще хуже. Таким образом, слом менталитета — очень серьезная проблема, и решать ее надо более интенсивным обновлением кадров. В России ротация чиновников происходит очень быстро, никто не прощает губернаторам утраты доверия населением, их просто снимают.
То же самое должно происходить и в Крыму на верхнем и на низовом уровнях чиновничьего аппарата. Понятно, что есть политические соображения, но если прослойку неэффективных менеджеров жалеть, то стагнация будет продолжаться.
А стагнация еще хуже для социально-экономических и политических настроений в Крыму, чем низкие темпы роста.
— Насколько сильно санкции мешают развитию Крыма и удастся ли России изменить позицию западных партнеров относительно статуса полуострова?
— В ближайшее время изменений не будет. В дальнейшем снятие каких-то санкций с Крыма возможно, но это произойдет, когда наши партнеры поймут, что давление бесполезно. Но в ближайшие годы Крым будет жить под санкциями.
Остальные сектора экономики, судостроение, добывающая промышленность, сельское хозяйство, услуги, все-таки завязаны на внутренний рынок, поэтому преувеличивать влияние санкций на экономику Крыма я бы не стал. Экономика Крыма в гораздо большей степени зависит от остальной России, чем от международных связей.
Власти предложили для Крыма особый правовой режим для защиты от санкций
Федеральные власти решили привлечь инвестиции в Крым, создав на полуострове «особые административные районы» (ОАР) в дополнение к действующей свободной экономической зоне (СЭЗ). Минэкономразвития России разработало законопроект о введении особого правового режима на территориях Республики Крым и Севастополя, главным преимуществом которого станет конфиденциальность инвесторов из других регионов России как способ защиты от западных санкций. Законопроект есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил представитель министерства.
Ранее с подобными инициативами выступали крымские чиновники: так, в 2017 году глава Крыма Сергей Аксенов рассказывал в интервью РБК об обсуждении проекта офшорной зоны в Крыму с гарантией анонимности инвесторов.
В 2014 году США ввели в отношении Крыма практически полное торговое эмбарго и уполномочили себя вводить санкции против любых российских компаний, которые ведут бизнес на полуострове. На этом основании в санкционных списках оказались, например, финансовый холдинг «ИФД Капиталъ», крымский банк РНКБ и железнодорожный оператор «Гранд Сервис Экспресс». Евросоюз вводил аналогичные санкции против «Мостотреста» и других компаний, участвовавших в строительстве Керченского моста, крымского судостроительного завода «Залив» и т.д. При введении ограничительных мер американцы и европейцы опирались в основном на публичные сообщения и сведения российских государственных реестров.
Большинство российских федеральных компаний не выходят на крымский рынок, опасаясь санкций, которые отрежут компании от долларового фондирования и торговли с европейскими партнерами. Правительство России пытается компенсировать дефицит частных инвестиций в Крыму бюджетными вложениями (в частности, через ФЦП Крыма и Севастополя объемом более 1 трлн руб.), но чиновники Минэкономразвития признавались, что даже исполнению ФЦП мешают санкции, усложняя привлечение федеральных подрядчиков.
В самом законопроекте и пояснительной записке к нему (тоже есть у РБК) ничего не говорится про западные санкции, но предлагается режим конфиденциальности информации об инвесторе — участнике ОАР, который снижает риск их введения.
Особые административные районы будут привлекательными для российских компаний, которые уже попали под санкции или рискуют стать подсанкционными, в том числе из-за деятельности в Крыму, подтвердили РБК в пресс-службе Минэкономразвития. Ограничение доступа к данным поможет российскому бизнесу осуществлять инвестиционную деятельность в указанных регионах без опасения расширения санкционного списка и вне зависимости от региона их «прописки», указали в министерстве.
Детали особого режима
Особые административные районы в Крыму и Севастополе создаются «с учетом геополитического положения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в целях ускорения их социально-экономического развития и формирования инвестиционно-привлекательной среды посредством реализации системно значимых инвестиционных проектов», следует из текста законопроекта.
Налоговые льготы плюс анонимность
Принципиальной особенностью специального правового режима в Крыму будет возможность для компаний совмещать статусы участника ОАР (с режимом анонимности) и СЭЗ. В таком случае инвестор сможет пользоваться льготными режимами налогообложения и обложения страховыми взносами, характерными для СЭЗ, и использовать другие преимущества СЭЗ, например получать земельные участки в аренду без торгов.
В настоящее время участниками СЭЗ в Крыму и Севастополе являются почти 1700 компаний и индивидуальных предпринимателей. Срок ее функционирования — до конца 2039 года. В обмен на реализацию инвестпроектов участники СЭЗ пользуются пониженными налогами (например, нулевым налогом на имущество в течение десяти лет), а самой востребованной льготой, по данным Минэкономразвития, является возможность пониженных тарифов страховых взносов (7,6%, в том числе 6% на пенсионное страхование). 18 января 2021 года правительство России расширило льготы по страховым взносам для крымской СЭЗ: были установлены коэффициенты, необходимые для определения размера льготы в зависимости от вида экономической деятельности участника, получившего этот статус после 1 января 2018 года. По данным Минэкономразвития, резиденты СЭЗ Крыма и Севастополя в 2015–2019 годах инвестировали в общей сложности 157 млрд руб.
«Несмотря на достаточно большой объем государственных денег, инвестированных в крымскую инфраструктуру за последние годы, уровень инвестиций в регионе остается относительно низким, учитывая недоинвестированность крымской экономики в период нахождения в составе Украины», — говорит управляющий директор группы рейтингов органов власти рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. В 2017–2019 годах 71% всех инвестиций в основной капитал в Республике Крым приходился на бюджетные средства (334 млрд из 470 млрд руб.), следует из данных Крымстата. Но Пискунов считает, что уровень льгот для инвесторов в Крым должен быть существенно выше по сравнению с прочими особыми налоговыми режимами — как компенсация за риск. «В данном случае инвестор несет повышенный риск — помимо работы в достаточно проблемном с инвестиционной точки зрения регионе (уровень развития инфраструктуры, логистика, узкий рынок, сезонность спроса, кадры, водоснабжение и т.д.), в случае потери анонимности инвестор рискует своим основным бизнесом, который может оказаться под санкциями», — рассуждает он.
Режим особых административных районов позволит привлечь новые инвестиции в регион с учетом сохранения возможности конфиденциальности информации, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц об участнике ОАР, сказала РБК сенатор от Крыма Ольга Ковитиди. Особые административные районы с режимом защиты информации об инвесторе — это новый, не известный действующему законодательству режим, отмечает заместитель руководителя направления «Правовое развитие» ЦСР Элеонора Витоль. По ее мнению, Минэкономразвития стремится согласовать новое регулирование с действующими специальными правовыми режимами, такими как СЭЗ и специальные административные районы в Приморье и Калининграде. При этом предусмотрено исключение дублирования преференций — «то, за что обычно критикуют новые преференциальные режимы», говорит Витоль.
Реагируя на западные санкции, правительство уже применяет режимы изъятия публичной информации о юрлицах в целях минимизации санкционных рисков. Так, в 2019 году правительство утвердило перечень сведений (например, о руководстве, активах, структуре собственности), которые банки и компании могут скрывать от публики, чтобы снизить потенциальный ущерб от санкций. Компании стали пользоваться этими возможностями. Например, свою отчетность засекретил крымский банк РНКБ. Помимо этого существуют и другие способы закрытия информации, например использование непубличного акционерного общества (АО), не раскрывающего своих участников. Так, крымский застройщик «Консоль-Строй», внесенный в санкционный список США, почти на 100% принадлежит АО «Шархинский карьер», чьи собственники в ЕГРЮЛ не раскрываются.
Новаторством предлагаемого регулирования будет ограничение публичного доступа не только к сведениям из ЕГРЮЛ, но и к данным Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписки из него предоставляет Росреестр (в 2020 году перешел из-под управления Минэкономразвития под контроль правительства). Доступ к сведениям ЕГРН об объектах недвижимости на территориях особых административных районов в Крыму и Севастополе ограничивается, говорится в законопроекте. Такие сведения будут предоставляться только органам власти, внебюджетных фондов, Центральному банку и судам.
Снижение прозрачности в отношении крымских инвесторов повышает коррупционные риски, считает директор французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин. «Помимо очевидных вопросов о порядке выбора победителей контрактов необходимо учесть непрозрачность в предоставлении субсидий, налоговых поблажек и прочих материальных преимуществ за счет налогоплательщиков», — рассуждает он.
Волошин считает, что одного механизма обеспечения конфиденциальности инвесторов может быть недостаточно для стимулирования дополнительных инвестиций. «Наверняка потребуются какие-нибудь дополнительные госгарантии (федерального правительства) на случай, если информация об инвесторах все же станет публичной и они окажутся в зоне санкционного риска», — говорит он. Властям придется осуществлять жесткий контроль над любой циркулирующей информацией, но «в век высоких технологий избежать огласки или утечек практически невозможно», скептичен эксперт.