что такое раунд инвестиций

Какие бывают раунды привлечения инвестиций

Венчурное инвестирование предполагает привлечение стороннего капитала в перспективный стартап. Эти средства, в свою очередь, позволяют либо разработать новый продукт, либо развить (модернизировать) уже существующий бизнес. Такие вложения принято считать рискованными, однако риск подобных проектах оправдывает ожидание сверхприбыли, которая в случае венчурного инвестирования многократно превышает объём вложений.

Чтобы минимизировать риски и упорядочить вложения сам процесс финансирования проекта через венчурные фонды принято делить на несколько этапов. Они называются раундами привлечения инвестиций.В зависимости от конкретного случая, инвестор может проводить финансирование, реализуя все раунды или один из них.

вложения перед продажей компании стратегическому инвестору или перед выходом на IPO. Т.н. предпродажное финансирование.

Помимо основных раундов финансирования венчурные фонды могут выделять промежуточное этапы. Кроме того, в зависимости от конкретного проекта тот или иной раунд может быть смешанным. Например, когда в рамках одного раунда, в связи с какими-то особенностями, могут выделяться средства на запуск и на масштабирование (AB) или на масштабирование и достижение самообеспечения (ВС).

Следует также учитывать, что указанные минимальные объёмы финансирования достаточно условны и варьируются в зависимости от масштабности проекта, ситуации на рынке, самого инвестора. Например, известно, что американские венчурные инвесторы, как правило предоставляют в 2-2,5 раза больше денег на всех литерных (A,B,C,D) раундах, чем азиатские и европейские.

Источник

Что такое IPO и раунды инвестиций

что такое раунд инвестиций. Смотреть фото что такое раунд инвестиций. Смотреть картинку что такое раунд инвестиций. Картинка про что такое раунд инвестиций. Фото что такое раунд инвестиций

Что такое раунд привлечения инвестиций

Венчурный рынок переживает период глобальных изменений. Инвесторы предпочитают вкладывать больший объем средств в меньшее число проектов. Увеличивается средний чек, размер фондов. Становится больше крупных игроков, которым интересны зрелые проекты на поздних стадиях, а бизнес-ангелов, сфокусированных на ранних стадиях, — меньше.

Раундом называется этап финансирования проекта инвесторами. При делении на этапы учитывается стадия развития компании. Для каждой стадии характерен свой диапазон оценок и свой тип инвестора. Финансирование по раундам помогает разделить и минимизировать риски и упорядочить процесс вложения.

Pre-seed (предпосевной раунд)

На этом этапе проект еще не является проектом в полном смысле этого слова. У основателя есть лишь идея, а представление о том, что он будет делать и с кем, находится еще в процессе формирования. Разработка первого образца продукта только начинается, и если хватит финансовой поддержки и упорства, может появиться прототип продукта. Участники будущего проекта обычно полны энтузиазма. Они охотно рассказывают про идею всем, кто может сам ее купить или помочь ее реализовать.

Инвесторами на этом этапе становятся близкие основателя — семья, друзья или такие же эмоциональные энтузиасты, которые заразились идеей. Обычно их описывают классической триадой FFF — Friends, Fools, Family.

что такое раунд инвестиций. Смотреть фото что такое раунд инвестиций. Смотреть картинку что такое раунд инвестиций. Картинка про что такое раунд инвестиций. Фото что такое раунд инвестиций

Seed (посевной раунд)

С него начинается общепринятая классификация раундов финансирования. Посевной раунд один из самых длинных и сложных в жизни проекта — он может длиться год-полтора, с несколькими перезапусками. Основатели тестируют бизнес-модель, и если она перспективная, проект начинает расти и привлекать интерес инвесторов — бизнес-ангелов и венчурных фондов ранних стадий. В благополучные годы на этот этап приходилось до 40% сделок в количественном выражении. В денежном — доля меньше.

что такое раунд инвестиций. Смотреть фото что такое раунд инвестиций. Смотреть картинку что такое раунд инвестиций. Картинка про что такое раунд инвестиций. Фото что такое раунд инвестиций

Среди ключевых причин, которые мешают стартапу перейти на следующий этап:

Ангельские инвестиции

Бизнес-ангелы — люди, заинтересовавшиеся развитием идеи в основе стартапа — могут инвестировать в проект и на предыдущем этапе. Посевной и ангельский раунды часто объединены, если проект находит инвестора и ментора в одном лице. Главное отличие этого раунда от посевного в том, что помимо финансовой поддержки проект особенно нуждается в наставничестве. Поэтому для успешного перехода к следующему раунду бывает трудно понять, чего именно не хватает — финансирования или ментора. Лучшие бизнес-ангелы делятся с проектом такими возможностями в организации проекта, управлении средствами, по сравнению с которыми размер инвестиций может оказаться вторичен.

Раунд А

Раунд В

Источник

Какие бывают раунды привлечения инвестиций в стартап

Процесс инвестирования стартапа условно делится на несколько раундов, в зависимости от стадии и особенностей его развития. Молодой компании требуется именно постепенное финансирование, соответствующее задачам этапа, на котором она находится. Каждый инвестиционный пакет должен привлекаться не ранее и не позже, чем нужно проекту для реализации бизнес-процессов. При этом структура раундов финансирования достаточно гибкая и не предполагает обязательного прохождения всех существующих этапов.

Понятие и назначение раундов инвестиций

Раундом инвестиций называется этап финансирования проекта инвесторами. Определение стадии осуществляется на основании уровня развития, который имеет стартап на момент привлечения капитала. Венчурное финансирование в общем смысле решает две задачи: предоставление средств на разработку нового продукта либо на развитие (модернизацию) уже действующего бизнеса. В первом случае речь идет о ранних раундах инвестирования, во втором — о более поздних.

Деление на этапы позволяет упорядочить процесс вложения средств, минимизировать риски, понять стартапу и инвестору стадию развития бизнеса.

Для каждого раунда характерны определенные критерии, задачи, тип инвестора, суммы финансирования. Они изначально задают стартапам правильный вектор движения при поиске средств.

Например, если фаундеры ищут seed-финансирование, нет смысла обращаться в крупный венчурный фонд, который будет не заинтересован в проекте из-за небольших сумм участия. Инвесторы также могут сфокусироваться на подходящем по условиям сегменте, не принимая во внимание заявки от нерелевантных стартапов.

Какие бывают раунды привлечения инвестиций

Процесс финансирования стартапа начинается с аналитики: оцениваются продукт, спрос на него, размер рынка, финансовые показатели деятельности или их прогнозы, навыки и опыт команды, уровень управления, риски и другие факторы. От результата зависит выбор подходящего раунда инвестиций, типа инвестора (бизнес-ангел, акселератор, венчурный фонд и так далее), определение нужной компании суммы. Финансирование на каждом новом этапе предполагает привлечение все большего объема средств.

Раунды инвестиций классифицируются на:

Наиболее рискованными являются ранние стадии развития стартапа, когда высока вероятность провала. Но и выгода по таким сделкам в случае успеха самая максимальная. На начальном этапе инвестор при умеренном объеме финансирования может рассчитывать на выделение ему внушительной доли в бизнесе, поскольку идет на высокий риск.

По мере развития стартапа вероятность провала постепенно уменьшается, а потребности компании увеличиваются: нужны средства на масштабирование, захват рынка. На поздних раундах объем финансирования больше, но из-за снижения рисков доля инвестора, которую он получает в обмен на вложения, значительно меньше, чем на ранних стадиях.

Pre-Seed (предпосевной раунд)

Начальная стадия финансирования, которая приходится на этап идеи, проверки гипотез, разработки и запуска MVP (минимально жизнеспособного продукта). Рассматривается отдельно от общепринятой классификации раундов инвестиций. На данном этапе источником финансирования часто выступают собственные накопления основателей, а также средства родственников, друзей, единомышленников (так называемая, триада FFF — Friends, Fools, Family). Но очень часто собранных денег не хватает, и проект нуждается во внешних инвестициях.

На этом этапе компания только вливается в венчурную экосистему, подходящими источниками финансирования для нее выступают краудфандинг, бизнес-ангелы, стартап-студии, акселераторы, инкубаторы.

Фаундерам важно понимать: чем раньше привлекается крупный инвестор, тем большей долей бизнеса придется делиться.

Для получения финансирования проект должен соответствовать определенному списку требований, выдвинутому инвесторами. Оценить компанию на ранней стадии стандартными методами невозможно: нет финансовой отчетности, объективных данных по емкости рынка, спросу, конверсиям. Поэтому используется чек-лист, по которому стартап описывает продукт, его конкурентные преимущества, целевого потребителя, рыночную нишу, команду, указывает способы монетизации, подтверждает спрос и так далее.

Инвестору на данном этапе важно понять потенциал проекта и возможность его масштабирования. Если рынок узкий, настанет момент, когда рост стартапа остановится — такое вложение выгоды не представляет. В предпосевном раунде может использоваться инструмент конвертируемого займа, при котором инвестор получает право в дальнейшем требовать его погашения одним из способов:

Цель раунда Pre-Seed заключается в подготовке стартапа к стремительному росту, поиске потенциально масштабируемых каналов продаж.

Seed (посевной раунд)

С seed начинается общепринятая классификация раундов инвестиций. Этап считается наиболее сложным, поскольку включает тестирование бизнес-модели, анализ степени соответствия прогнозов реальным результатам.

Круг инвесторов в этом раунде включает бизнес-ангелов, стартап-студии, акселераторы, инкубаторы, венчурные компании. При принятии решения о финансировании оцениваются спрос на продукт, емкость рынка, эффективность бизнес-стратегии, уровень профессионализма команды, ее настрой и амбициозность. Анализируется финансовая модель, которая строится на основании имеющихся данных, прогнозов развития стартапа, потенциала сегмента рынка и показателей похожих компаний той же ниши.

Задача молодой компании — продемонстрировать инвесторам свои перспективы и правильно определить необходимый размер привлекаемого капитала.

Как и предыдущая, эта стадия считается высокорискованной для вложений. Основными причинами провала можно назвать:

Посевной раунд буквально закладывает «семена» будущего бизнеса, стимулируя его взрывной рост. На этой стадии у стартапа уже должны быть не только продукт и сформированная команда, но и определены прибыльные каналы продаж (в которых сходится юнит-экономика).

Посевные инвестиции дают компании возможность стремительно наращивать темпы развития, совершенствовать продукт, расширять штат (в разумных пределах), увеличивать клиентский сегмент.

«Ангельский» раунд

Эту стадию часто не рассматривают отдельно, считая разновидностью посевного раунда. Этап предполагает финансирование от частного инвестора — бизнес-ангела. Помимо материальной помощи, он оказывает и другую поддержку (связями, наставничеством), выступая ментором для фаундеров.

Частные инвесторы готовы рискнуть и вложиться в стартап в ранних раундах в обмен на значительную долю, если посчитают, что проект потенциально выгоден и имеет перспективу высокого роста доходности (от 50 % в год). Найти бизнес-ангелов можно на специализированных онлайн-площадках (РАВИ).

Раунд A

Для этого этапа финансирования характерны объемные венчурные вливания. Оценка компании этой стадии больше не вызывает сложностей. У стартапа уже есть работающая бизнес-модель с глубокими и проверенными каналами продаж, эффективная стратегия, перспектива развития, профессиональная команда, опыт взаимодействия с рынком, клиенты.

Зачастую уже инвесторы конкурируют за внимание компании — проектов, готовых к этому раунду, единицы.

Цель стадии — продолжать бурно расти, развивать продукт, захватить рынок или внушительную его часть. Раунд А считается первым значительным этапом венчурного финансирования и завершает ранние стадии инвестиций. Привилегированные акции этой серии распределяются на участников предыдущих стадий. Эти ценные бумаги часто конвертируются в обыкновенные при продаже стартапа или IPO.

Раунд В

При оценке компании инвесторы ориентируются на динамику проекта, показатели экономической деятельности, бизнес-стратегию, соответствие трендам, эффективность управления. Риски возможны при нерациональной работе команды, управленческих ошибках, неправильных решениях при масштабировании, непонимании, как достичь новых задач.

Среди целей, на которые привлекаются средства, могут быть рост прибыли, завоевание новых рынков, выход на международный уровень, приобретение конкурентов, пребывающих на более ранних этапах развития, и так далее.

Раунды С и D

Стоит отметить, что все литерные раунды инвестиций (с буквенным обозначением) обладают схожими функциями, структурой, задачами. Главное же отличие этих этапов — тип предлагаемых ценных бумаг. Серия А предполагает выдачу привилегированных бумаг А, серия В — акций В и так далее. Ценные бумаги отдельных раундов имеют разное достоинство.

Поздние серии инвестиций не всегда свидетельствуют в пользу компаний: они могут указывать на то, что стартап не достигает поставленных целей в пределах уже привлеченных сумм.

Увидев, что организацией пройдено слишком много раундов, инвесторы могут посчитать это признаком стагнации. Кроме того, фаундерам не стоит забывать о размытии долей.

Всегда ли соблюдается последовательность раундов

Деление финансирования на раунды весьма условное и не требует обязательного прохождения компанией всех этапов. Возможна реализация лишь некоторых из стадий, в том числе только одной.

Раунд А (В, С) может стать первым для стартапа, если предыдущие задачи были решены за счет собственных средств. В пример можно привести вышеназванные компании Cloudflare и Nest Labs. Первый стартап начал привлекать инвестиции сразу с раунда А, второй — с раунда С. Возможны ситуации, когда компании несколько раз поднимают раунды А,В,С (например, как Square).

Возможно, вам будет интересна статья о формах финансирования стартапа.

Canva: путь по раундам к успеху

Известный стартап Canva — один из лучших примеров правильной стратегии привлечения инвестиций. Компания поднимала новый раунд примерно раз в год-полтора и ровно в том объеме, сколько требовалось для решения возникающих задач. Рассмотрим подробнее серии финансирования этого проекта.

Сервис Canva (сайт и приложение) представляет собой платформу для графического дизайна с простым и понятным интерфейсом, который подходит как рядовому пользователю, так и профессионалу. Стартап был создан Мелани Перкинс в 2012 году и за 6 лет сумел достичь статуса «единорога», составив конкуренцию Adobe и Microsoft. Но в начале пути все было не так радужно.

В 2012 году Мелани Перкинс совместно с сооснователем стартапа Клиффом Обрехтом активно занялись поиском инвесторов, поскольку средств на реализацию грандиозных планов у команды не было. Однако попытки привлечь инвестиции на стадии pre-seed успехом не увенчались. Несколько месяцев Мелани регулярно посещала могущественных капиталистов Кремниевой долины, ночуя на полу в квартире брата. Но все 100 переговоров с инвесторами закончились неудачей.

Итак, в статье были рассмотрены основные раунды инвестиций, в том числе на примере известного стартапа. Деление на стадии финансирования дает представление о том, по какому сценарию развивается компания, показывает ее динамику и темпы роста. Кроме того, разбивка на раунды позволяет инвестору и фаундеру быстрее найти друг друга, не растрачивая силы на нерелевантные предложения.

P. S. Если у вас остались вопросы по данной теме, то можно обсудить их в чате Admitad Projects в Telegram. Еще больше информации о стартапах — на нашем канале «Раунд, экзит, два пивота».

Источник

Что такое раунды инвестиций. Объясняем простыми словами

Инвестиции в стартап считаются рискованными, поэтому финансирование проекта разбивается на этапы — это минимизирует риск и позволяет оценить промежуточные результаты. Понимание того, на каком этапе жизненного цикла находится стартап, помогает выбрать правильную инвестиционную стратегию и подходящего инвестора.

Пример употребления на «Секрете»

«Мы посоветовали им не проводить новые раунды инвестиций. Им не нужно было столько денег. Компания, привлекающая слишком большой объём инвестиций сразу, в будущем может испытывать сложности с тем, что впоследствии может испытывать трудности из-за завышенных ожиданий инвесторов. Сейчас им остаётся только вернуть деньги, которые они привлекли, а не вкладывать их в какие-то новые проекты».

(Управляющий партнёр фонда Google Ventures Билл Марис — о сервисе Secret и его основателях.)

Нюансы

Раунды инвестиций делят на:

pre-seed: на этом этапе стартаперы вкладывают собственные средства, просят у родителей и друзей; такие инвестиции ещё называют FFF (family, friends, fools — «семья, друзья, дураки»; под дураками подразумеваются инвесторы без опыта);

seed, или посевные инвестиции: доработка главного продукта, поиска product-market fit и первые продажи. В большинстве случаев компании на ранних стадиях убыточны;

раунд А: компания становится самостоятельной и вызывает интерес инвесторов. У неё уже есть готовый продукт, средства привлекаются на масштабирование продаж;

раунд В: компания привлекает средства также на масштабирование продаж, расширение географии;

раунд С и так далее. Последующие раунды не так важны — они обозначают лишь количество проведённых раундов.

Любая компания, которая привлекает средства от венчурных инвесторов, должна обеспечить ликвидность их инвестиций. Это можно обеспечить продажей компании стратегическому инвестору (M&A) или выходом на IPO.

Перед выходом на биржу есть Pre-IPO-раунд, в котором также могут принимать участие андеррайтеры, то есть инвестбанки.

Источник

Раунды инвестиций

Знание разных этапов финансирования стартапов может помочь предпринимателям подготовиться. Они узнают, что ждёт их впереди и как эффективно управлять средствами стартапа. Это позволит легко разобраться, когда следует обратиться к инвесторам для правильного привлечения средств.

Немного о раундах инвестиций

Раунды инвестиций — это стадии привлечения средств на развитие бизнеса. Есть ранние и поздние этапы привлечения. К ранним относится Pre-seed, Seed и Round A. К поздним — Round B, Round C и т. д. Деление на раунды совсем не обязательно, но оно помогает собственникам и инвесторам понимать стадию бизнеса. На деле встречается много вариантов. Проект SFERA не ограничивается одним раундом, а использует сразу несколько. Сейчас, например, мы находимся где-то между pre-seed и seed-фандингом. Давайте разберём подробнее каждый из раундов инвестиций для большей наглядности.

Задача стадии Pre-seed — проверить гипотезы бизнес-идеи, выбрать направление деятельности и превратить его в продукт.

Это первый этап финансирования стартапов, поскольку он включает в себя взносы, сделанные основателями из их собственных карманов. Своих финансов обычно достаточно, чтобы запустить основную деятельность стартапа. В среднем основатели стартапов вкладывают по крайней мере 10 000 долларов в свою идею, прежде чем перейти к следующему этапу инвестирования. Однако, если вы состоятельный человек, стоит ожидать, что вы вложите гораздо больше.

Если вы понимаете, что собственных инвестиций не хватает, не спешите сразу бежать к инвесторам за помощью. Сначала обратитесь к друзьям и близким и попросите их вложить в вашу идею часть сбережений. Но будьте осторожны. Многие основатели сжигают мосты со своими близкими после этой фазы: продают слишком много акций или предлагают их не тем людям.

Seed funding или посевные инвестиции

Посевной капитал — это предварительное финансирование, привлечённое стартапом из внешних источников. Это стадия, когда производится первоначальная оценка стартапа и инвесторы имеют все сведения о клиентах, спросе и предложении на продукт или услугу, а также риске, связанном с бизнесом. На этом этапе начинающему стартапу уместно обратиться за советом к консультантам. Они позволят предпринимателю заранее подготовиться к привлечению более значительного объёма начального финансирования. Многие эксперты рекомендуют искать средства на срок от 8 до 18 месяцев. Так вы сможете добиться результата, пока деньги не закончатся.

3. Финансирование бизнес-ангелами.

Бизнес-ангелы — это богатые люди, не входящие в круг друзей и родственников, которые инвестируют в стартап и получают привилегированные акции в бизнесе. Как правило, этот раунд финансируется профессиональными или полупрофессиональными бизнес-ангелами индивидуально либо в группе инвесторов. Ангельское финансирование — это более значительная сумма по сравнению с начальным капиталом, а также означает первое вовлечение инвесторов в компанию. Основатели и инвесторы должны соответствовать своему видению бизнеса, а ангельские инвесторы получают существенное влияние на функциональные возможности.

Во время посевного раунда вы можете ожидать привлечения 1—2 миллионов долларов в обмен на не более чем 20% вашей компании. Во многих случаях первый раунд будет состоять из двух отдельных инвестиций. Например, ангел может инвестировать 200 000 долларов по более низкой оценке и ждать, пока ваша компания достигнет определённых рубежей, а затем инвестировать дополнительные 800 000 долларов по более высокой оценке.

4. Венчурное финансирование (венчурный капитал).

Здесь ситуация становится гораздо более серьёзной, поскольку это стадия финансирования стартапа, когда продукт или услуга достигли своей целевой аудитории и компания генерирует некоторый доход. Венчурное финансирование делится на серии (или раунды) финансирования:

5. Первое публичное размещение своих акций на бирже (IPO).

Первичное публичное размещение акций или IPO означает выход на рынок. IPO вступает в силу, когда стартап решает стать публичным и привлечь средства, предложив акции компании широкой публике. Процесс IPO включает в себя сложные юридические процедуры c Комиссией по ценным бумагам и биржам. Перед тем как прибегнуть к этому раунду инвестиций, компании обычно оцениваются более чем в несколько сотен миллионов, если не в миллиард долларов.

Финансирование стартапов — это сложный лабиринт, и начинающие предприниматели должны заранее понимать различные этапы, чтобы знать, что их ждёт в будущем, и лучше планировать бизнес. Когда предпринимателям не хватает необходимых ноу-хау или они ищут руководства по сбору средств, они должны консультироваться с экспертами, чтобы получить правильные решения и развеять свои сомнения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *