Что такое постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука

Постнеклассической науке предшествовала классическая наука XVII века (основанная на механицистской картине мира) и неклассическая наука конца XIX — первой половины XX века (основанная на нередуцируемой параллельности или релятивности описания мира в разных науках).

Примечания

Литература

Ссылки

Что такое постнеклассическая наука. Смотреть фото Что такое постнеклассическая наука. Смотреть картинку Что такое постнеклассическая наука. Картинка про Что такое постнеклассическая наука. Фото Что такое постнеклассическая наука

Полезное

Смотреть что такое «Постнеклассическая наука» в других словарях:

НЕОНЕКЛАССИЧЕСКАЯ (постнеклассическая) НАУКА — в отличие от классики и неклассики, функционировавших как знания отображения существенных свойств мира, неонеклассика, у истоков которой мы находимся, функционирует как знание инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше… … Философия науки: Словарь основных терминов

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

наука — НАУКА особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Как … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным,… … История Философии: Энциклопедия

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным,… … Новейший философский словарь

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным,… … Социология: Энциклопедия

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным,… … История Философии: Энциклопедия

Неклассическая наука — Неклассическая наука концепция в советской и российской школе философии науки, введённая В. С. Стёпиным, выделяющая особый тип науки эпохи кризиса классической рациональности (конец ХIХ 60 е годы XX в.). Неклассическая наука… … Википедия

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА — идейные предтечи неклассики многозначительные идиомы в архетипе духовности начала XX в. такие, как новаторство, ревизия, пикировка с традицией, экспериментаторство, нестандартности, условности, отход от визуальности, концептуализм, символичность … Философия науки: Словарь основных терминов

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ. — Наука в собственном смысл слова появилась в конце XVI – начале XVII века и за триста лет своегосуществования прошла три этапа в своём развитии: классический, неклассический и постнеклассический. Классическая наука возникла в условиях… … Философия науки и техники: тематический словарь

Источник

Главные характеристики постнеклассической науки

Автор: Кулык А.С.
Источник: Доклад по дисциплине « Философия науки, техники и образования. Болонский процесс »

Введение

Развитие науки не является монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире. И если процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то c XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира. Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование научных революций.

Научная революция – коренное качественное преобразование системы научных знаний, осуществляемое на основе изменения методологии, философских оснований науки, идеалов и норм научного исследований.

Основной целью данной работы является рассмотрение основных характерных особенностей постнеклассического этапа развития науки. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи: рассмотреть сущность и признаки научной революции, ее предпосылки; охарактеризовать зарождение постнеклассической науки; проанализировать главные характеристики рассматриваемого этапа развития науки.

Зарождение и развитие постнеклассической науки

В итоге, в «науке второй половины XX в. обозначились человеческие ориентации» как в методах исследования, так и во внешнем общекультурном и философском осмыслении. Вышли обобщающие работы, в которых современная научная деятельность, принципы, установки науки характеризовались существенно изменившимися.

В основу этих философско-методологических поисков положены реальные феномены становящейся науки. В исследованиях И. Пригожина, Г. Хакена, Э. Янча, У. Матураны и др. формируется эволюционно-синергетическая парадигма. Ф. Капра говорит о парадигме системности, представленной работами Дж. Чу, Г. Бэйтсона, Д. Бома, Э. Ф. Шумахера, И. Пригожина, Э. Янча и др. Методологи выделяют тенденции экологизации и гуманизации науки. Экологическое (энвайроментальное) направление постнеклассической науки объединяет А. Нэсса, Б. Девала, Дж. Сешенса, Б. Каликотта, Л. Н. Эвердена, Б. Токкара, Ю. Харгроува и др. гуманизация проявляется в естественных науках через экологизацию мышления, через анализ языка, через психоанализ. Конкретизируем черты постнеклассической науки.

Характерные особенности постнеклассического этапа развития науки

Рассмотрим более подробно наиболее характерные особенности постнеклассической науки, к ним относятся:

Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного. Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план, что, конечно, не исключает «присутствия» в Универсуме противоположных характеристик.

Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Сегодня стало очевидным, что принятие диалектики целостности, включенности человека в систему — одно из величайших научных достижений современного естествознания и цивилизации в целом.

Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучением совместной эволюции различных биологических объектов и уровней их организации, понятие коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, — это и есть глобальный эволюционизм.

Становление эволюционных идей имеет достаточно длительную историю. Уже в XIX в. они нашли применение в геологии, биологии и других областях знания, но воспринимались скорее как исключение по отношению к миру в целом. Однако вплоть до наших дней принцип эволюции не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной была физика, которая на протяжении большей части своей истории в явном виде не включала в число своих фундаментальных постулатов принцип развития.

Характерная особенность постнеклассической науки — стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизаиця» науки). В последние годы особенно активно и плодотворно идею «конструктивной роли времени», его «вхождения» во все области и сферы специально-научного познания развивал И. Пригожий.

Одна из основных его идей — «наведение моста между бытием и становлением», «новый синтез» этих двух важнейших «измерений» действительности, двух взаимосвязанных аспектов реальности, однако при решающей роли здесь времени (становления). И. Пригожий считает, что мы вступаем в новую эру в истории времени (которое «проникло всюду»), когда бытие и становление могут быть объединены — при приоритете последнего.

Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.

Объектом современной науки становятся — и чем дальше, тем чаще — так называемые «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек—машина» и т. д. Изменение характера объекта исследования в постнеклассической науке ведет к изменению подходов и методов исследования. Если на предшествующих этапах наука была ориентирована преимущественно на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания), междисциплинарные исследования.

Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и объекта. Уже на этапе неклассического естествознания стало очевидным — и новые открытия все более демонстрировали это, — что «печать субъективности лежит на фундаментальных законах физики» (А. Эдингтон), что «субъект и объект едины», между ними не существует барьера (Э. Шредингер), что «сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности» (К. Вайцзеккер) и т. п. А Луи де Бройль полагал, что квантовая физика вообще «не ведет больше к объективному описанию внешнего мира» — вывод, выражающий, на наш взгляд, крайнюю позицию по рассматриваемой проблеме.

Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках. В том, что философия как органическое единство своих двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — пронизывает современное естествознание, — в этом, кажется, сегодня не сомневается ни один мыслящий естествоиспытатель. В постнеклассичес-ком естествознании еще более активно (прежде всего в силу специфики его предмета и возрастания роли человека в нем), чем на предыдущих этапах, «задействованы» все функции философии — онтологическая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др.

Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Эта особенность современной науки привела к тому, что работа с ее новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деятельности. В науке резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме. В настоящее время важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование.

Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую). Эту ситуацию четко выразил американский методолог науки Пол Фейсрабенд: «Все дозволено». В свое время великий физик В. Гейзенберг говорил о том, что надо постигать действительность всеми дарованными нам органами. Но нельзя, подчеркивал он, ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией. Вместе с тем недопустимо какой-либо метод объявлять «единственно верным», принижая или вообще отказывая (неважно, по каким основаниям) другим методологическим концепциям. В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень велико), а еще более, чем раньше, нужны интуиция, фантазия, воображение и другие подобные факторы, средства постижения действительности.

В научном поиске наших дней все яснее обнаруживается постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.[1, с. 253-258]

Выводы

Литература

1. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов — Ростов н/Д: Феникс, 2006. —352с.]

Источник

Особенности классической, постнеклассической и неклассической науки

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Наука — это конкретно-историческая область человеческой деятельности, которая постоянно находится в движении и развитии путем смены качественно новых этапов.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). Каждый из них отличается уникальным образом мышления, инструментальной базой, понятийным аппаратом, особенностями процесса познания.

Классическая наука

Этап классической науки затрагивает период XVII-XIX вв., где основой познания представлялось экспериментально–теоретическое исследование, поэтому этап также называется аналитическим, связанным с точным естествознанием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности классического периода науки:

Неклассическая наука

Неклассический этап развития науки — период в конце XIX-середине XX века, который стал логическим продолжением классического течения, претерпевающего кризис рационального мышления.

Особенности неклассического периода:

Постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука сформировалась к 70-м гг. XX века. Этому способствовали революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин и без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Признаки данного периода:

Особенности, чем различаются между собой

Каждому этапу развития науки присущи определенные виды парадигм — совокупности теоретико-методологических и иных установок, своя картина мира и первостепенные фундаментальные идеи.

В классическом периоде парадигма основывалась на механике, корпускулярной концепции, согласно которой материя имеет дискретную (прерывистую) структуру и состоит из отдельных, предельно малых частиц. А также на классическом (лапласовском) детерминизме.

Механистический детерминизм выражает идею абсолютного детерминизма — уверенности в том, что все происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость.

Неклассической науке, отдаляющейся от метафизического представления о мире, свойственны следующие парадигмы:

Постнеклассический этап обратился в сферу парадигм становления и самоорганизации. Особое внимание уделяется историческому контексту, системности (целостности) и развитию как важнейшей характеристике бытия. Классическая наука, как и неклассическая, изучала непрерывно протекающие процессы и не акцентировала внимание на качественно новых переходах состояния материи.

Постнеклассический период в первую очередь поднимает вопрос перехода научных сфер на высокоорганизованные уровни. В связи с этим произошел переворот от науки «существующего» к науке «возникающего», от «бытия» к «становлению».

Однако различия периодов развития науки не предполагают, что каждый последующий этап отрицает предыдущий. Постнеклассический этап смог зародиться благодаря преобразованию и модернизации свойств научной классики и неклассического мировоззрения.

Преемственность научных этапов позволяет проследить постоянное совершенствование устаревших представлений о мире и переход каждого периода на качественно новый этап развития.

Исторические периоды существования

Классическая наука зародилась в XVII–XIX вв., в эпоху Нового времени, когда происходили буржуазные революции и началось становление капиталистического способа производства. В этот период единое знание начинает дифференцироваться на сферы философии и науки.

Переход к новому способу производства требовал большого количества ресурсов и машин, что также стало стимулом для радикального изменения структуры науки, в которой начинают формироваться новые подсистемы и отрасли — астрономия, механика, физика, химия.

В начале XX века сформировалась неклассическая наука. Для этого исторического периода характерны открытия в области физики. Объекты научного изучения неклассического этапа стали рассматриваться как сложные системы, некоторые из которых можно изучить только с помощью макроинструментов (проявление принципа дополнительности).

Реальность начинает рассматривать как нечто, зависящее от познавательных инструментов, в отличие от классической науки, которая не придавала роли и значения субъекту познания.

Для мировоззрения неклассического исторического периода характерны смена парадигм, возникновение сомнений относительно рациональности в процессе познания и силы разума человека.

Постнеклассический период возник в 70-80-е гг. XX века. Для современного естественнонаучного познания характерно установление нового взаимоотношения человека и природы, которая перестает рассматриваться как «мертвый механизм». Это связано с осознанием экологических глобальных проблем человечества.

В то же время активно развивается потребительская идеология, что стало одним из факторов гуманизации постнеклассической науки. Ученые становятся более ответственными за свои разработки. Большое внимание уделяется регулированию в области экспертиз, исследований для предотвращения нанесения вреда человеческому здоровью.

Научные исследования фундаментального характера начинают отставать от прогресса в исследованиях, привлекательных для инвестиций. Эта тенденция характерна для периода коммерциализации науки в эпоху развитого капитализма.

Источник

Что такое постнеклассическая наука

ч ЙФПЗЕ, Ч «ОБХЛЕ ЧФПТПК РПМПЧЙОЩ XX Ч. ПВПЪОБЮЙМЙУШ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ ПТЙЕОФБГЙЙ» ЛБЛ Ч НЕФПДБИ ЙУУМЕДПЧБОЙС, ФБЛ Й ЧП ЧОЕЫОЕН ПВЭЕЛХМШФХТОПН Й ЖЙМПУПЖУЛПН ПУНЩУМЕОЙЙ. чЩЫМЙ ПВПВЭБАЭЙЕ ТБВПФЩ, Ч ЛПФПТЩИ УПЧТЕНЕООБС ОБХЮОБС ДЕСФЕМШОПУФШ, РТЙОГЙРЩ, ХУФБОПЧЛЙ ОБХЛЙ ИБТБЛФЕТЙЪПЧБМЙУШ УХЭЕУФЧЕООП ЙЪНЕОЙЧЫЙНЙУС [34].

ч ПУОПЧХ ЬФЙИ ЖЙМПУПЖУЛП-НЕФПДПМПЗЙЮЕУЛЙИ РПЙУЛПЧ РПМПЦЕОЩ ТЕБМШОЩЕ ЖЕОПНЕОЩ УФБОПЧСЭЕКУС ОБХЛЙ. ч ЙУУМЕДПЧБОЙСИ й. рТЙЗПЦЙОБ, з. иБЛЕОБ, ь. сОЮБ, х. нБФХТБОЩ Й ДТ. ЖПТНЙТХЕФУС ЬЧПМАГЙПООП-УЙОЕТЗЕФЙЮЕУЛБС РБТБДЙЗНБ. ж. лБРТБ ЗПЧПТЙФ П РБТБДЙЗНЕ УЙУФЕНОПУФЙ, РТЕДУФБЧМЕООПК ТБВПФБНЙ дЦ. юХ, з. вЬКФУПОБ, д. вПНБ, ь. ж. ыХНБИЕТБ, й. рТЙЗПЦЙОБ, ь. сОЮБ Й ДТ. нЕФПДПМПЗЙ ЧЩДЕМСАФ ФЕОДЕОГЙЙ ЬЛПМПЗЙЪБГЙЙ Й ЗХНБОЙЪБГЙЙ ОБХЛЙ. ьЛПМПЗЙЮЕУЛПЕ (ЬОЧБКТПНЕОФБМШОПЕ) ОБРТБЧМЕОЙЕ РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ ПВЯЕДЙОСЕФ б. оЬУУБ, в. дЕЧБМБ, дЦ. уЕЫЕОУБ, в. лБМЙЛПФФБ, м. о. ьЧЕТДЕОБ, в. фПЛЛБТБ, а. иБТЗТПХЧБ Й ДТ. ЗХНБОЙЪБГЙС РТПСЧМСЕФУС Ч ЕУФЕУФЧЕООЩИ ОБХЛБИ ЮЕТЕЪ ЬЛПМПЗЙЪБГЙА НЩЫМЕОЙС, ЮЕТЕЪ БОБМЙЪ СЪЩЛБ, ЮЕТЕЪ РУЙИПБОБМЙЪ. лПОЛТЕФЙЪЙТХЕН ЮЕТФЩ РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ.

ьРЙУФЕНПМПЗЙЮЕУЛЙК ЗПТЙЪПОФ РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ЫЙТПЛЙК. лТПНЕ РТПЕЛФЙЧОП-ЛПОУФТХЛФЙЧОПК Й ДЙБМПЗПЧПК, ЧБТЙБОФПН, УПЪЧХЮОЩН РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЛЕ, СЧМСЕФУС ЬЧПМАГЙПООБС ЬРЙУФЕНПМПЗЙС [37]. ьЧПМАГЙПООБС ЬРЙУФЕНПМПЗЙС РТПВМЕНХ, РПУФБЧМЕООХА лБОФПН: ЛБЛ РПМХЮЙМПУШ, ЮФП ЛБФЕЗПТЙЙ РПЪОБОЙС Й ТЕБМШОПУФЙ УППФЧЕФУФЧХАФ ДТХЗ ДТХЗХ, ПФЛХДБ РТПЙУИПДСФ БРТЙПТОЩЕ ЖПТНЩ РПЪОБОЙС, ТЕЫБЕФ У РПЪЙГЙК ЕУФЕУФЧЕООПЗП ОБФХТБМЙЪНБ. уПЗМБУОП ЬЧПМАГЙПООПК ФЕПТЙЙ РПЪОБОЙС, ОБЫ РПЪОБЧБФЕМШОЩК БРРБТБФ СЧМСЕФУС ТЕЪХМШФБФПН ЬЧПМАГЙЙ.

уФТХЛФХТЩ РПЪОБОЙС ОЕ ФПМШЛП ОЕЪБЧЙУЙНЩ ПФ ПРЩФБ, ОП ЙНЕАФУС ДП ПРЩФБ Й ДЕМБАФ ПРЩФ ЧПЪНПЦОЩН. йУИПДОЩНЙ РПУФХМБФБНЙ ЬЧПМАГЙПООПК ЬРЙУФЕНПМПЗЙЙ СЧМСАФУС УМЕДХАЭЙЕ: ЙНЕЕФУС ТЕБМШОЩК НЙТ, ЛПФПТЩК ЬЧПМАГЙПОЙТХЕФ, РПТПЦДБЕФ ЦЙЪОШ, ЮЕМПЧЕЛБ, ТБЪХН; РПЪОБЧБФЕМШОЩЕ УРПУПВОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ УМЕДХЕФ ТБУУНБФТЙЧБФШ Ч ЙИ РТЙУРПУПВМЕОЙЙ Л НЙТХ, «РТЕДЪОБОЙЕ» РТЙПВТЕФЕОП Й РТПЧЕТЕОП Ч ИПДЕ ДМЙФЕМШОПК ЬЧПМАГЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ. рПЪОБОЙЕ ФТБЛФХЕФУС ОЕ ЛБЛ РБУУЙЧОПЕ ПФТБЦЕОЙЕ НЙТБ (п>у, УХВЯЕЛФ ЛПРЙТХЕФ ПВЯЕЛФ), Й ОЕ ЛБЛ РТПЕЛФЙЧОП-ЛПОУФТХЛФЙЧОБС ДЕСФЕМШОПУФШ (п

уПРПУФБЧМЕОЙЕ ЛМБУУЙЮЕУЛПК, ОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК Й РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЛ Ч ЬРЙУФЕНПМПЗЙЮЕУЛПН ЗПТЙЪПОФЕ РПЪЧПМСЕФ УППФОЕУФЙ ЙИ УППФЧЕФУФЧЕООП У УПЪЕТГБФЕМШОПК, РТПЕЛФЙЧОП-ЛПОУФТХЛФЙЧОПК Й ДЙБМПЗПЧПК ЬРЙУФЕНПМПЗЙСНЙ. оБХЮОЩЕ ЛПОУФТХЛФЩ Ч ЗПТЙЪПОФЕ УПЪЕТГБФЕМШОПК ЬРЙУФЕНПМПЗЙЙ ПВПУОПЧЩЧБАФУС ХНПЪТЙФЕМШОП, ПОЙ ПУОПЧБОЩ ОЕ ОБ УХВЯЕЛФОП-ПВЯЕЛФОПН ДХБМЙЪНЕ, Б ОБ НЙТПЧПЪЪТЕОЮЕУЛПН ХВЕЦДЕОЙЙ Ч ЗБТНПОЙЙ НЙТБ. й ЕУМЙ Ч ЛПОГЕРФХБМШОПН РПУФТПЕОЙЙ ЬФП ХВЕЦДЕОЙЕ ТЕЖМЕЛУЙЧОП ПВПУОПЧЩЧБЕФУС, ФП ЬФП Й УМХЦЙФ МХЮЫЙН РПДФЧЕТЦДЕОЙЕН ГЕМПУФОПУФЙ ФЕПТЙЙ.

у ДЙБМПЗПЧПК ЬРЙУФЕНПМПЗЙЕК УПЪЧХЮОП ИПМЙУФЙЮЕУЛПЕ НЙТПЧЙДЕОЙЕ, ПФЛБЪ ПФ ФТБОУГЕОДЕОФБМЙЪНБ, ФЕПТЕФЙЮЕУЛПЗП ЖХОДБНЕОФБМЙЪНБ. ъОБОЙЕ ПТЙЕОФЙТПЧБОП ОБ РПОЙНБОЙЕ («ЗЕТНЕОЕЧФЙЮЕУЛБС РТЙЧЙЧЛБ»). рТЙПТЙФЕФ ГЕООПУФЙ ЪОБОЙС УЧСЪБО ОЕ У БВУПМАФОЩНЙ ЙУФЙОБНЙ Й ЖХОДБНЕОФБМШОЩНЙ ЪБЛПОБНЙ, Б У УПГЙБМШОПК ЪОБЮЙНПУФША, ФЧПТЮЕУЛПК РТПДХЛФЙЧОПУФША. йФБЛ, РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛБС ОБХЛБ ЖПТНЙТХЕФУС Ч ЗПТЙЪПОФЕ ОПЧПК ЬРЙУФЕНПМПЗЙЙ (ДЙБМПЗПЧПК, ЬЧПМАГЙПООПК. ). уМЕДХАЭЙК ЧБЦОЩК РПЧПТПФ Ч ЛПОГЕРГЙЙ ОБХЮОПУФЙ ЛБУБЕФУС ЖХОДБНЕОФБМШОЩИ ПУОПЧБОЙК ОБХЛЙ.

рТЙОГЙРХ лПРЕТОЙЛБ, ЛБЛ ПУОПЧОПНХ РТЙОГЙРХ ЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ, РТПФЙЧПРПУФБЧМСЕФУС БОФТПРОЩК РТЙОГЙР. уПЗМБУОП РТЙОГЙРХ лПРЕТОЙЛБ, ЮЕМПЧЕЮЕУФЧП ОЕ ЪБОЙНБЕФ РТЙЧЙМЕЗЙТПЧБООПЗП НЕУФБ ЧП чУЕМЕООПК. йУИПДС ЙИ ЬФПЗП, ЕУФЕУФЧПЪОБОЙЕ, УФТЕНСУШ ДБФШ ПВЯЕЛФЙЧОПЕ ПРЙУБОЙЕ, УПЪДБМП ЛБТФЙОХ НЙТБ, Ч ЛПФПТПК РТЙУХФУФЧЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ ЧЩЗМСДЙФ УМХЮБКОЩН. еЭЕ зБМЙМЕК ЗПЧПТЙМ, ЮФП ОБХЮОЩК НЕФПД УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ ЙЪХЮБФШ ЬФПФ НЙТ ФБЛ, ЛБЛ ЕУМЙ ВЩ Ч ОЕН ОЕ ВЩМП УПЪОБОЙС Й ЦЙЧЩИ УХЭЕУФЧ. уПЧТЕНЕООБС ОБХЛБ ЧОПЧШ ПВТЕФБЕФ «ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ ЙЪНЕТЕОЙС». зОПУЕПМПЗЙЮЕУЛЙН ПТЙЕОФЙТПН УФБОПЧЙФУС БОФТПРОЩК РТЙОГЙР. ч РПУМЕДОЙЕ ДЕУСФЙМЕФЙС ЮЕМПЧЕЛ РП-ОПЧПНХ ХЧЙДЕМ УЕВС, ОЕ ЧМБУФЕМЙОПН НЙТБ Й ОЕ УПЪДБФЕМЕН ЕЗП ЪБЛПОПЧ, Б УПХЮБУФОЙЛПН НЙТПЧПЗП РТПГЕУУБ. уХЭЕУФЧХЕФ ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП МЙФЕТБФХТЩ, Ч ЛПФПТПК ТБЪОПУФПТПООЕ БОБМЙЪЙТХЕФУС БОФТПРОЩК РТЙОГЙР, РТЕДМБЗБАФУС ЕЗП ТБЪМЙЮОЩЕ ЖПТНХМЙТПЧЛЙ [39].

уТЕДЙ НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ЖПТНХМЙТПЧПЛ БОФТПРОПЗП РТЙОГЙРБ ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП ХРПФТЕВМСЕНЩНЙ СЧМСАФУС ЖПТНХМЙТПЧЛЙ в. лБТФЕТБ: «. ФП, ЮФП НЩ ПЦЙДБЕН ОБВМАДБФШ, ДПМЦОП ВЩФШ ПЗТБОЙЮЕОП ХУМПЧЙСНЙ, ОЕПВИПДЙНЩНЙ ДМС ОБЫЕЗП УХЭЕУФЧПЧБОЙС ЛБЛ ОБВМАДБФЕМЕК» ЙМЙ «чУЕМЕООБС ДПМЦОБ ВЩФШ ФБЛПК, ЮФПВЩ Ч ОЕК ОБ ОЕЛПФПТПН ЬФБРЕ ЬЧПМАГЙЙ ДПРХУЛБМПУШ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ОБВМАДБФЕМЕК» [41]. фБЛПЧЩ, УППФЧЕФУФЧЕООП, «УМБВЩК» Й «УЙМШОЩК» БОФТПРОЩК РТЙОГЙРЩ. чБТЙБГЙЙ ОБ ФЕНХ УЙМШОПЗП бр ТБЪОППВТБЪОЩ, ОБРТЙНЕТ, ПО НПЦЕФ ВЩФШ РЕТЕЖПТНХМЙТПЧБО Ч ВПМЕЕ ПВЭЕН ЛПОФЕЛУФЕ ОБ СЪЩЛЕ ЕДЙОПК ОБХЮОПК ЛБТФЙОЩ НЙТБ: ОБЫБ чУЕМЕООБС ФБЛПЧБ, ЮФП ХУМПЧЙС ДМС РПСЧМЕОЙС ЮЕМПЧЕЛБ- ОБВМАДБФЕМС ПЛБЪБМЙУШ Ч ОЕК «ЪБРТПЗТБННЙТПЧБОЩ» У ЧЕМЙЮБКЫЕК ФПЮОПУФША.

пУПВПЕ ЪЧХЮБОЙЕ РТПВМЕНЕ РТЙДБМ дЦ. хЙМЕТ, РПУФБЧЙЧ ЧПРТПУ Ч РБТБДПЛУБМШОПК, ОБ РЕТЧЩК ЧЪЗМСД, ЖПТНЕ: «чПФ ЮЕМПЧЕЛ. лБЛПК ДПМЦОБ ВЩФШ чУЕМЕООБС?». ьФБ ЖПТНХМБ РТЕДУФБЧМСЕФУС РБТБДПЛУБМШОПК Ч ЛПОФЕЛУФЕ РТЙЧЩЮОПЗП РТЙЮЙООП-УМЕДУФЧЕООПЗП НЩЫМЕОЙС, ЪДЕУШ РТЙЮЙОБ Й УМЕДУФЧЙЕ РПНЕОСМЙУШ НЕУФБНЙ. оП ЕУМЙ ЧУРПНОЙФШ ОЕДХБМШОХА НПДЕМШ НЩЫМЕОЙС, Ч ЛПФПТПК УЧСЪШ ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС РП ФЙРХ ЛПТТЕМСГЙК, ФП, НПЦЕФ ВЩФШ, УМЕДХЕФ ТБУУНБФТЙЧБФШ БОФТПРОЩК РТЙОГЙР ЛБЛ ЕЭЕ ПДЙО РТЕДЕМ, ОБТСДХ У УЙОЕТЗЕФЙЛПК, ЗДЕ ЪОБОЙЕ ПЛБЪЩЧБЕФУС Ч УХЭЕУФЧЕООП ОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК УЙФХБГЙЙ. чПЪНПЦОП, ЛБЛ ТБЪ ЬФП ЙНЕЕФ Ч ЧЙДХ хЙМЕТ, ЛПЗДБ ПВТБЭБЕФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЙОПЗП РПДИПДБ Л ПВЯСУОЕОЙА «УБНПУПЗМБУПЧБООПУФЙ» Й «ЦЙЪОЕООПУФЙ» чУЕМЕООПК. йУЛБФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ПВЯСУОЕОЙЕ ВПМШЫЙИ ЮЙУЕМ, РП-ЧЙДЙНПНХ, ПЪОБЮБЕФ ЙУЛБФШ РТБЧЙМШОЩК ПФЧЕФ ОБ ОЕРТБЧЙМШОП РПУФБЧМЕООЩК ЧПРТПУ, УЮЙФБЕФ ПО. жЙЪЙЮЕУЛПЕ ЙЪХЮЕОЙЕ чУЕМЕООПК ЪДЕУШ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЙЪХЮЕОЙА чУЕМЕООПК Ч ЛМБУУЙЮЕУЛПК Й ОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЮОЩИ ФТБДЙГЙСИ, ФП ЕУФШ, ВЕЪ ЙЪХЮЕОЙС ЕЕ ЦЙЪОЕООПУФЙ (ОЕ Ч РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК ФТБДЙГЙЙ).

фБЛПЕ РПЪОБОЙЕ, УЮЙФБЕФ хЙМЕТ, ВЕУРЕТУРЕЛФЙЧОП, ЙВП ЦЙЪОШ Й ТБЪХН ОЕРТЕНЕООП ХЮБУФЧХАФ Ч УФТХЛФХТЙТПЧБОЙЙ Й ЬЧПМАГЙЙ чУЕМЕООПК. лПУНПУ, ЧПЪОЙЛБАЭЙК ФБЛЙН «БОФТПРОЩН» ПВТБЪПН, хЙМЕТ ОБЪЩЧБЕФ «чУЕМЕООПК ХЮБУФЙС». йОФЕТРТЕФБГЙС УЙМШОПЗП бр Ч ЛПОГЕРФХБМШОЩИ ТБНЛБИ ЛЧБОФПЧПК ЛПУНПМПЗЙЙ ОПУЙФ ОБЪЧБОЙЕ бр ХЮБУФЙС (УПХЮБУФЙС). йУФПЛЙ ЬФПЗП ЧБТЙБОФБ бр ПВОБТХЦЙЧБАФУС Ч ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ ЛЧБОФПЧПК НЕИБОЙЛЙ, УПЗМБУОП ЛПФПТПК ЛЧБОФПЧЩЕ УЧПКУФЧБ ПВЯЕЛФПЧ УПЪДБАФУС Ч БЛФЕ ЙИ ОБВМАДЕОЙС Й ОЕ УХЭЕУФЧХАФ УБНЙ РП УЕВЕ. рТЙОСФЙЕ бр ХЮБУФЙС РТЕДРПМБЗБЕФ ЧЛМАЮЕОЙЕ УПЪОБОЙС Ч олн Й РПОЙНБОЙЕ ЕЗП Ч ЪОБЮЙНЩИ ДМС ЖЙЪЙЛЙ ФЕТНЙОБИ. ьФП РПЛБ РТПВМЕНБФЙЮОП ДБЦЕ ДМС РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ.

лБЪБМПУШ ВЩ, РПМСТОПЕ ФПМЛПЧБОЙЕ БОФТПРОПНХ РТЙОГЙРХ ДБЕФ й. м. тПЪЕОФБМШ, ХЛБЪЩЧБС, ЮФП УУЩМЛБ ОБ «ЦЙЪОЕООПУФШ», ОБ ОБВМАДБФЕМС ОЕ СЧМСЕФУС ОЕПВИПДЙНПК, Й ДБЦЕ УБНП ОБЪЧБОЙЕ РТЙОГЙРБ Ч ЬФПН УНЩУМЕ ОЕХДБЮОП. рП НОЕОЙА й. м. тПЪЕОФБМС, УПДЕТЦБОЙА РТЙОГЙРБ ВПМЕЕ ПФЧЕЮБЕФ ОБЪЧБОЙЕ «РТЙОГЙР ГЕМЕУППВТБЪОПУФЙ», РПУЛПМШЛХ, ЖЙЛУЙТХС ФПОЛХА РПДУФТПКЛХ ЗМПВБМШОЩИ УЧПКУФЧ чУЕМЕООПК Й ХУМПЧЙК РТПЗТЕУУЙЧОПК ЬЧПМАГЙЙ НБФЕТЙЙ, ПО ЧУЛТЩЧБЕФ ЗМХВПЛХА ГЕМЕУППВТБЪОПУФШ Й ЗБТНПОЙА ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ ЪБЛПОПЧ [43]. нЕЦДХ ФЕН, Й Ч ЬФПН УМХЮБЕ, ЛБЛ Й Ч РТЕДЩДХЭЕН (хЙМЕТ), БОФТПРОЩК РТЙОГЙР ХЧСЪЩЧБЕФУС, ЛБЛ ОБН РТЕДУФБЧМСЕФУС, У РТПВМЕНПК ПВЯСУОЕОЙС.

бОФТПРОЩК РТЙОГЙР РТЙЪЧБО ПВЯСУОЙФШ ФПОЛХА РПДУФТПКЛХ, ОП ЧПЧМЕЛБЕФ МЙВП ГЕМЕУППВТБЪОПУФШ Ч ЖЙЪЙЛХ, МЙВП «ЦЙЪОЕООПУФШ», ОП Ч ПВПЙИ УМХЮБСИ ОБХЮОПЕ ПВЯСУОЕОЙЕ ДПМЦОП ВЩФШ ОЕФТБДЙГЙПООЩН. чРПМОЕ ЧПЪНПЦОП, ЮФП ГЕМЕУППВТБЪОПУФШ Й ХЮЕФ «ЦЙЪОЕООПУФЙ», ФП ЕУФШ ЧЛМАЮЕОЙЕ ЖЕОПНЕОБ ЦЙЪОЙ Ч ЛБТФЙОХ ЬЧПМАГЙЙ ЛПУНПУБ ДП ЕЕ ГЕМПУФОПУФЙ, ЕУФШ ЧЪБЙНПДПРПМОСАЭЙЕ УФПТПОЩ СЧМЕОЙС, ЛПФПТЩЕ РТЙЪЧБО ПВЯСУОЙФШ БОФТПРОЩК РТЙОГЙР.

йФБЛ, БОФТПРОЩК РТЙОГЙР ЖЙЛУЙТХЕФ РТПВМЕНОПУФШ Ч УЙФХБГЙЙ ПВЯСУОЕОЙС УЧСЪЙ ЛПУНПУБ Й ЮЕМПЧЕЛБ. пО ОЕ ДБЕФ ПВЯСУОЕОЙС «ФПОЛПК РПДУФТПКЛЙ» Й «чУЕМЕООПК ХЮБУФЙС», ОП ХЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП ПВЯСУОЕОЙЕ ЬФЙН ЖБЛФБН Й ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ДБОП У РПЪЙГЙК ЛМБУУЙЮЕУЛПК Й ОЕЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ. б ЬФП ХЦЕ УБН РП УЕВЕ ДПУФБФПЮОП ОЕФТЙЧЙБМШОЩК ЧЩЧПД. уХЭЕУФЧХЕФ ЕЭЕ ЖЙОБМЙУФЙЮЕУЛЙК бр, ЧЩДЧЙОХФЩК ж. фЙРМЕТПН. уНЩУМ ЬФПК ЖПТНХМЙТПЧЛЙ ФБЛПЧ: ЧП чУЕМЕООПК ДПМЦОП ОБЮБФШУС РТПЙЪЧПДУФЧП ЙОЖПТНБГЙЙ, Й ПОП ОЙЛПЗДБ ОЕ РТЕЛТБФЙФУС.

уХЭЕУФЧХЕФ ФЕУОБС ЧЪБЙНПУЧСЪШ бр У ЗМПВБМШОЩН ЬЧПМАГЙПОЙЪНПН. еУМЙ ОЕ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЧБТЙБОФ УМХЮБКОПЗП УПЧРБДЕОЙС ЖХОДБНЕОФБМШОЩИ РПУФПСООЩИ, ФП БОФТПРОПНХ РТЙОГЙРХ РТЙИПДЙФУС РТЕДРПУМБФШ ЗЙРПФЕЪХ П УХЭЕУФЧПЧБОЙЙ ЪБЛПОПЧ ЬЧПМАГЙПООПЗП РТПГЕУУБ, ЛПФПТЩЕ ПИЧБФЩЧБАФ ЧУЕ ПУОПЧОЩЕ ЕЗП ЬФБРЩ ПФ ЛПУНЙЮЕУЛПЗП ДП УПГЙБМШОПЗП. юЕТЕЪ УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙЕ ЪБЛПОЩ Й ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЬЧПМАГЙЙ, ДЕКУФЧХАЭЙЕ ОБ ТБЪОЩИ УФТХЛФХТОЩИ ХТПЧОСИ хОЙЧЕТУХНБ, ПВЕУРЕЮЙЧБЕФУС РТЕЕНУФЧЕООПУФШ РТПГЕУУПЧ ЗМПВБМШОПЗП ЬЧПМАГЙПОЙЪНБ Ч ГЕМПН. рПДПВОПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ УМХЦЙФ ПУОПЧПК ЬЧПМАГЙПООПЗП ПВЯСУОЕОЙС УХЭЕУФЧПЧБОЙС ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ, ЛПФПТПЗП ОЕ ДБЕФ бр, ОП Л ЛПФПТПНХ ЧРМПФОХА РПДЧПДЙФ.

рТЙНЕЮБФЕМШОП, ЮФП УХЭЕУФЧХЕФ ЙЪПНПТЖЙЪН ОБХЮОПК Й ЛХМШФХТОПК ДЙОБНЙЛЙ, РПЪЧПМСАЭЙК УФБЧЙФШ Ч УППФЧЕФУФЧЙЕ ФТБДЙГЙПОБМЙУФУЛПК, НПДЕТОЙУФУЛПК Й РПУФНПДЕТОЙУФУЛПК ЛХМШФХТЕ УППФЧЕФУФЧЕООП ЛМБУУЙЮЕУЛХА, ОЕЛМБУУЙЮЕУЛХА Й РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛХА ОБХЛЙ. фБЛПК ЙЪПНПТЖЙЪН ЧРПМОЕ ПВЯСУОЙН РТЙ РПОЙНБОЙЙ ОБХЛЙ ЛБЛ УПГЙПЛХМШФХТОПЗП ЖЕОПНЕОБ.

ч XIX УФПМЕФЙЙ ЛПОГЕРГЙС ЛМБУУЙЮЕУЛПЗП ЪОБОЙС УФБЧЙФУС РПД УПНОЕОЙЕ. оБХЮОПЕ ЪОБОЙЕ ХЦЕ ОЕ ТБУУНБФТЙЧБЕФУС ЛБЛ ФПЮОБС ЛПРЙС ТЕБМШОПУФЙ. чЩСУОЙМПУШ, ЮФП ПДОБ Й ФБ ЦЕ ТЕБМШОПУФШ НПЦЕФ ВЩФШ ПРЙУБОБ Ч ТБЪОЩИ ФЕПТЙСИ, ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ПДОПЗП НЕФПДБ ОБХЮОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. оЕЛМБУУЙЮЕУЛБС ЖЙЪЙЛБ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ОЕ ФПМШЛП ОПЧПК НЕФПДПМПЗЙЕК, ХЮЙФЩЧБАЭЕК ХУМПЧЙС РПЪОБОЙС. йЪНЕОЙМПУШ Й РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ЖЙЪЙЮЕУЛПК ТЕБМШОПУФЙ, ЬФП ХЦЕ ОЕ РТПУФТБОУФЧП (ПДОПТПДОПЕ Й ЙЪПФТПРОПЕ), ЪБРПМОЕООПЕ ЧЕЭЕУФЧПН, Б УЕФШ ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩИ УПВЩФЙК.

еУМЙ Ч ДХБМЙУФЙЮЕУЛПК ДЕЛБТФПЧУЛП-ОШАФПОЙБОУЛПК ЛБТФЙОЕ НЙТБ ПВЯЕЛФЙЧЙЪН ДПУФЙЗБМУС ЪБ УЮЕФ ЬМЙНЙОБГЙЙ УХВЯЕЛФБ, ЮФП РТЙЧЕМП Л ФПНХ, ЮФП ТБЪХН УФБМ РТЕДРЙУЩЧБФШ ЪБЛПОЩ РТЙТПДЕ, ФП Ч ОПЧПН ЖПТНЙТХАЭЕНУС НЙТПЧЙДЕОЙЙ, ОБЪЩЧБЕНПН ИПМЙУФЙЮЕУЛЙН, ПВЯЕЛФЙЧЙЪН ДПУФЙЗБЕФУС УЛПТЕЕ Ч ХЮЕФЕ УХВЯЕЛФЙЧОПЗП. вЩФШ ОБХЮОЩН, РП ч. ч. оБМЙНПЧХ, ЪОБЮЙФ ВЩФШ НЕФБЖПТЙЮОЩН.

оЕ СЧМСЕФУС МЙ РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛБС ОБХЮОПУФШ ЧПЪЧТБЭЕОЙЕН Л ФПНХ, У ЮЕЗП ОБЮЙОБМЙ ЛПЗДБ-ФП дЕЛБТФ Й лПРЕТОЙЛ? жПТНЙТПЧБОЙЕ ЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ ВЩМП УЧСЪБОП У ПФЛБЪПН ПФ БОФТПРПНПТЖЙЪНБ (РТЙОГЙР лПРЕТОЙЛБ ЛБЛ ПУОПЧОПК РТЙОГЙР ЛМБУУЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ). вХДХЮЙ УНЕЭЕООЩН ЙЪ ГЕОФТБ чУЕМЕООПК ПОФПМПЗЙЮЕУЛЙ, ЮЕМПЧЕЛ УФБМ ГЕОФТПН ЗОПУЕПМПЗЙЮЕУЛЙ, ТБГЙПОБМЙЪЙТПЧБМ ТЕБМШОПУФШ (РПФЕТЙ ЧПЪНЕЭБАФУС РТЙПВТЕФЕОЙСНЙ, ЧПЪЧЕМЙЮЙЧБОЙЕ ТБЪХНБ РТПЙУИПДЙФ РБТБММЕМШОП У РТЙОЙЦЕОЙЕН РТЙТПДЩ). уЕЗПДОС Ч ЛПОФЕЛУФЕ ЬЛПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК, Ч ТХУМЕ ЛПЬЧПМАГЙПООПК УФТБФЕЗЙЙ Й УЙОЕТЗЕФЙЮЕУЛПК РБТБДЙЗНЩ ЮЕМПЧЕЛ ЧОПЧШ ПЛБЪЩЧБЕФУС ЧЛМАЮЕООЩН ЧП ЧОХФТЙОБХЮОЩК ЛПОФЕЛУФ Й Ч олн.

уЙУФЕНОП НЩУМСЭЙЕ ХЮЕОЩЕ, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ УРЕГЙБМЙЪБГЙЙ, ОЕ УЧПДСФ РПЪОБОЙЕ Л ЧЩСЧМЕОЙА ЖХОДБНЕОФБМШОЩИ УХЭОПУФЕК. пОЙ ЧЙДСФ УЧПА ЪБДБЮХ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ОЕ УФПМШ ЕДЙОППВТБЪОП. з. вЬКФУПО, БЧФПТ ЛОЙЗ «тБЪХН Й РТЙТПДБ», «ыБЗЙ Л ЬЛПОПНЙЙ ТБЪХНБ», ПВТБЭБЕФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЮФП СУОПУФШ, ФПЮОПУФШ, ЖПТНБМЙЪН Й МПЗЙЛБ РТЙЗПДОЩ ДМС ПРЙУБОЙС ДБМЕЛП ОЕ ЧУЕИ СЧМЕОЙК. рТЙ ПРЙУБОЙЙ ЦЙЧПЗП МПЗЙЛБ НПЦЕФ ДБЧБФШ УВПК, НЕФБЖПТБ, ЧЩТБЦБАЭБС УФТХЛФХТОПЕ УИПДУФЧП, УИПДУФЧП ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ВПМЕЕ РТЙЗПДОБ. ъБНЕФЙН, ЮФП ч. ч. оБМЙНПЧ, ОБ ЧПРТПУ П УПЧТЕНЕООПК ОБХЮОПУФЙ, ПФЧЕЮБМ, ЮФП ЪОБОЙЕ, ЮФПВЩ ВЩФШ ОБХЮОЩН, ДПМЦОП ВЩФШ НЕФБЖПТЙЮОЩН [44].

ьЛПОПНЙУФ ыХНБИЕТ, ТБЪДЕМСАЭЙК УЙУФЕНОПЕ НЩЫМЕОЙЕ, ЗПЧПТЙФ П ОЕПВИПДЙНПУФЙ ЬЛПОПНЙЛЙ, ХЧБЦБАЭЕК ЮЕМПЧЕЛБ, Б ОЕ ПЗТБОЙЮЕООПК ЙДЕПМПЗЙЕК ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ. лТПНЕ ФПЗП, ПВУХЦДЕОЙЕ ЛТЙФЕТЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ФТЕВХЕФ ХЮЕФБ ГЕООПУФЕК. лБЛ НПЦОП ХФЧЕТЦДБФШ, УРТБЫЙЧБЕФ БЧФПТ БМШФЕТОБФЙЧОПК ЬЛПОПНЙЛЙ, ЮФП БНЕТЙЛБОУЛБС ЬЛПОПНЙЛБ ЬЖЖЕЛФЙЧОБ, ЕУМЙ ПОБ ЙУРПМШЪХЕФ 40% НЙТПЧЩИ РЕТЧЙЮОЩИ ТЕУХТУПЧ ДМС УПДЕТЦБОЙС 6% НЙТПЧПЗП ОБУЕМЕОЙС?

лТЙФЕТЙК ЧПУРТПЙЪЧПДЙНПУФЙ, ДПУФПЧЕТОПУФЙ ФБЛЦЕ УХЭЕУФЧЕООП ПЗТБОЙЮЙМ УЧПЙ РПМОПНПЮЙС ЛБЛ ПУОПЧОПЗП «НБТЛЕТБ» ОБХЮОПУФЙ. лПЗДБ ЙНЕЕН ДЕМП УП УМПЦОЩНЙ ПВЯЕЛФБНЙ, ЬЛУРЕТЙНЕОФ, ЪБЮБУФХА, ОЕФ ЧПЪНПЦОПУФЙ РПУФБЧЙФШ. чПУРТПЙЪЧПДЙНПУФШ НПЦЕФ ВЩФШ ЪБФТХДОЕОБ РП РТЙЮЙОЕ ФПЗП, ЮФП ЬЛУРЕТЙНЕОФ ДПТПЗПУФПСЭ, МЙВП ПВЯЕЛФ ОЕДПУФХРЕО, МЙВП УПВЩФЙЕ, Ч УЧСЪЙ УП УФПИБУФЙЮОПУФША, ЙОДЙЧЙДХБМШОПУФША УПВЩФЙС. б. рБЧМЕОЛП ПУОПЧБОЙЕ ЬРЙУФЕНПМПЗЙЮЕУЛПЗП РПЧПТПФБ УЧСЪЩЧБЕФ У ФЕН, ЮФП ОБХЛБ XX Ч. РЕТЕПУНЩУМЙЧБЕФ РПОСФЙЕ «ПРЩФ». иПФС ПТЙЕОФБГЙС ОБ ПРЩФ, ЛБЛ ТЕЫБАЭЙК ЛТЙФЕТЙК ПГЕОЛЙ ФЕПТЙК, РПЛБ ПУФБЕФУС, Ч ОЕЛПФПТЩИ ПВМБУФСИ ЪОБОЙС ОБУФХРЙМ РЕТЙПД, ЛПЗДБ «ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙЕ ТБЪТБВПФЛЙ ОЕ ФПМШЛП УЙМШОП ПРЕТЕЦБАФ ПРЩФОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС, ОП РП ОЕЛПФПТЩН ОБРТБЧМЕОЙСН ПРЕТЕДЙМЙ ЙИ ОБЧУЕЗДБ» [47]. оБРТЙНЕТ, ЙОЖМСГЙПООБС ЛПУНПМПЗЙС ХЦЕ РПУФБЧЙМБ ЧПРТПУ П ВЕУУНЩУМЕООПУФЙ МАВЩИ ОБВМАДЕОЙК, МЙВП ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОЩИ РПДФЧЕТЦДЕОЙК НОПЗЙИ РТЕДУЛБЪЩЧБЕНЩИ ЕА ЖБЛФПЧ.

ъДЕУШ ХНЕУФОП ЧУРПНОЙФШ ЙЪЧЕУФОХА РТЙФЮХ П УФТПЙФЕМШУФЧЕ ыБТФУЛПЗП УПВПТБ. фТЙ ЮЕМПЧЕЛБ, ЛБЦДЩК ЙЪ ЛПФПТЩИ ЛБФЙМ ФБЮЛХ У ЛБНОСНЙ, ДБМЙ ТБЪОЩЕ ПФЧЕФЩ ОБ ЧПРТПУ П ФПН, ЮФП ПОЙ ДЕМБАФ. рЕТЧЩК УЛБЪБМ, ЮФП ЛБФЙФ ФСЦЕМХА ФБЮЛХ. чФПТПК ПФЧЕФЙМ, ЮФП ЪБТБВБФЩЧБЕФ ИМЕВ УЕНШЕ. фТЕФЙК ЪБСЧЙМ, ЮФП УФТПЙФ ыБТФУЛЙК УПВПТ. вЙПМПЗЙЮЕУЛЙ Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙ ПОЙ ПУХЭЕУФЧМСМЙ ПДОП Й ФП ЦЕ, ОП ПУПЪОБЧБМЙ УЧПА ДЕСФЕМШОПУФШ РП-ТБЪОПНХ. чПЪНПЦОП, ЬФБ РТЙФЮБ РПНПЦЕФ ПФЧЕФЙФШ ОБ ЧПРТПУ, ЛПФПТЩК ОБРТБЫЙЧБЕФУС РПУМЕ РТЕДУФБЧМЕООПК ЪДЕУШ ДЙОБНЙЛЙ ОБХЮОПУФЙ, РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ХВЕДЙМЙУШ, ЮФП ЖПТНЙТХАЭБСУС РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛБС ОБХЛБ ТБДЙЛБМШОП ПФМЙЮБЕФУС ПФ ЛМБУУЙЮЕУЛПК. нПЦОП МЙ ТБУУНБФТЙЧБФШ РПУФОЕЛМБУУЙЮЕУЛХА ЧЕТУЙА ЛБЛ ОБХЛХ ЙМЙ, НПЦЕФ ВЩФШ, РТПКДС ЬФЙН РХФЕН, ПОБ УФБОПЧЙФУС ЖЙМПУПЖЙЕК, ТЕМЙЗЙЕК. ОП ОЕ ОБХЛПК?

уГЕОБТЙК ЛПОГБ ОБХЛЙ ЕЭЕ Ч ОБЮБМЕ ЧЕЛБ ПВУХЦДБМУС ЖЙМПУПЖБНЙ. лТЙФЙЛБ ОБХЛЙ, Б ЙНЕООП, ЕЕ ПВЯЕЛФЙЧЙЪНБ Й ТБГЙПОБМЙУФЙЮЕУЛЙИ РТЙФСЪБОЙК, ВЩМБ ОБЮБФБ ОЕ Ч УЖЕТЕ ОБХЛЙ, ЪБ ТЕДЛЙНЙ ЙУЛМАЮЕОЙСНЙ (б. хБКФИЕД, н. чЕВЕТ. ), ОЕ ЙНЕЧЫЙНЙ РБТБДЙЗНБМШОЩИ РПУМЕДУФЧЙК. жЙМПУПЖУЛПЕ УПЪОБОЙЕ Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ УБНПУПЪОБОЙС ОБХЛЙ ПЛБЪБМПУШ ВПМЕЕ ЮХФЛЙН, ХМПЧЙЧ ОЕРПМБДЛЙ Ч УФТХЛФХТЕ НЕОФБМШОПУФЙ, РПУФБЧЙЧЫЙЕ ЪБРБДОПЕЧТПРЕКУЛПЗП ЮЕМПЧЕЛБ Ч ДТБНБФЙЮЕУЛХА УЙФХБГЙА: ПО ХЦЕ ОЕ ОБИПДЙФ РПДДЕТЦЛЙ Ч «ТБУЛПМДПЧБООПН», «ПВЕЪДХЫЕООПН» НЙТЕ, ЬНРЙТЙЮЕУЛБС ТЕБМШОПУФШ ОЕ УПДЕТЦЙФ УНЩУМПЧ, ОП ПДОПЧТЕНЕООП ХФЕТСОБ Й ДТХЗБС ПРПТБ ЮЕМПЧЕЛБ, ЮФП ЪБЖЙЛУЙТПЧБОП Ч ЖПТНХМЕ оЙГЫЕ «вПЗ ХНЕТ». лБЛ ЬФП ОЙ РБТБДПЛУБМШОП ОБ РЕТЧЩК ЧЪЗМСД, ОП ЧЕТБ Ч НПЗХЭЕУФЧП ТБЪХНБ ФБСМБ РП НЕТЕ ФПЗП, ЛБЛ ФХУЛОЕМБ ЙДЕС вПЗБ. фБЛЙН ПВТБЪПН, «ТБУЛПМДПЧБОЙЕ» Й «ТБЪВПЦЕУФЧМЕОЙЕ» НЙТБ РТЙЧЕМЙ Л ФПНХ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ПЛБЪБМУС ЛБЛ ТБЪ ОБ РПМРХФЙ НЕЦДХ «ДПМШОЙН» Й «ЗПТОЙН». ч ЬФПК УЙФХБГЙЙ ОБХЛБ, ЛПФПТБС, ЛБЛ ПЦЙДБМПУШ, УРПУПВОБ РПМПЦЙФШ ЧЕУШ НЙТ Л ОПЗБН УЧПЕЗП ЧМБУФЕМЙОБ, ПЛБЪБМБУШ РПД РЕТЕЛТЕУФОЩН ПЗОЕН ЛТЙФЙЛЙ, ПОБ «ЛБЛ УПМЕОБС ЧПДБ. ФПМШЛП ТПЦДБЕФ ЦБЦДХ ЪОБОЙС, ОЙЛПЗДБ ОЕ ХУРПЛБЙЧБС ЧПУРБМЕООПЗП ХНБ» [48].

оБВПТ «РТЕФЕОЪЙК», РТЕДЯСЧМСЕНЩИ ОБХЛЕ, ВЩМ УЖПТНХМЙТПЧБО, б. вЕТЗУПОПН, н. иБКДЕЗЗЕТПН, л. сУРЕТУПН. б. вЕТЗУПО ПФНЕФЙМ ОЕУРПУПВОПУФШ ОБХЛЙ ПФТБЪЙФШ ДМЙФЕМШОПУФШ, ЧТЕНЕООПК БУРЕЛФ ВЩФЙС. рП н. иБКДЕЗЗЕТХ, ОБХЛБ ОЙЮЕЗП ОЕ НПЦЕФ УЛБЪБФШ П ВЩФЙЙ ЪБ РТЕДЕМБНЙ РТЕДНЕФОПК ДБООПУФЙ, ОБХЮОПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ ОЙЛПЗДБ ОЕ УХНЕЕФ ПВУФБЧЙФШ УХЭЕУФЧП РТЙТПДЩ, РПФПНХ, ЮФП РТЕДНЕФОПЕ РТПФЙЧПУФПСОЙЕ ЕУФШ Ч РТЙОГЙРЕ ФПМШЛП ПДЙО ЙЪ УРПУПВПЧ, ЛБЛЙН ЧЩУФХРБЕФ РТЙТПДБ. уПЧТЕНЕООБС ОБХЛБ НЩУМЙФ НЙТ ЛБЛ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ, УЮЙФБЕФ н. иБКДЕЗЗЕТ. оП ФБН, ЗДЕ НЙТ ЪБНЕОСЕФУС ЛБТФЙОПК НЙТБ, ФБН Л УХЭЕНХ РТЙУФХРБАФ ЛБЛ Л ФПНХ, ОБ ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ОБГЕМЕО, ЮФП ПО ИПЮЕФ РТЕРПДОЕУФЙ УЕВЕ. «лБТФЙОБ НЙТБ, УХЭОПУФОП РПОСФБС, ПЪОБЮБЕФ ОЕ ЛБТФЙОХ, ЙЪПВТБЦБАЭХА НЙТ, Б НЙТ, РПОСФЩК Ч УНЩУМЕ ФБЛПК ЛБТФЙОЩ. вЩФЙЕ УХЭЕЗП ЙЭХФ Й ОБИПДСФ Ч РТЕДУФБЧМЕООПУФЙ УХЭЕЗП» [49]. рТЕДУФБЧЙФШ ЮФП-МЙВП, ЪОБЮЙФ, РПНЕУФЙФШ РЕТЕД УПВПК.

оБЮЙОБС У дЕЛБТФБ, РТЕДУФБЧМЕОЙЕ ФТБЛФХЕФУС ЛБЛ РПУФЙЦЕОЙЕ, ЬФП ОЕ ТБУЛТЩФЙЕ УЕВС ЧЕЭБН, Б ПЧМБДЕОЙЕ Й ПРТЕДНЕЮЙЧБОЙЕ. уХЭОПУФШ ОБХЛЙ иБКДЕЗЗЕТ РЩФБЕФУС ЧЩТБЪЙФШ, ЖПТНХМЙТХС УФПМШ ЧБЦОХА ДМС ОЕЗП «РТПВМЕНХ РПЧПТПФБ», ПОБ ЧЕУШНБ БЛФХБМШОБ УЕЗПДОС Ч РМБОЕ ПВПУФТЙЧЫЕКУС ДЙУЛХУУЙЙ П ЛПОГЕ ОБХЛЙ. рП иБКДЕЗЗЕТХ, Ч ПУОПЧЕ ЧУСЛПЗП УБНПРПОЙНБОЙС МЕЦЙФ ЙУИПДОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ВЩФЙА, Л ЙУФЙОЕ ВЩФЙС. юЕМПЧЕЛ ЕУФШ УПВЩФЙЕ («УП-ВЩФЙЕ») РПФБЕООПК ЙУФПТЙЙ ВЩФЙС. рПЬФПНХ ОБХЛБ, СЧМССУШ РТПДХЛФПН ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ОЙЮЕЗП ОЕ НПЦЕФ УЛБЪБФШ П ФПН, ЮФП ВЩМП ДП РПЧПТПФБ Й ОЕ ЧПУРТПЙЪЧЕМПУШ Ч РТПУФТБОУФЧЕ-ЧТЕНЕОЙ. уЮЙФБС ЙУФПЮОЙЛПН ЧУЕЗП УХЭЕЗП ВЩФЙЕ, ПО ПГЕОЙЧБЕФ ОБХЛХ ЛБЛ ПДЙО ЙЪ УРПУПВПЧ УБНПЧЩСЧМЕОЙС ВЩФЙС. еУМЙ ДП ии Ч. ВЩФЙЕ РТПЗПЧБТЙЧБМП УЕВС ЮЕТЕЪ ОБХЛХ, ФП «ЪБ РПЧПТПФПН» ЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ ДМС ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ ЙУУСЛОЕФ, Й ЪБДБЮБ ВХДЕФ ЪБЛМАЮБФШУС Ч ФПН, ЮФПВЩ РТЙУМХЫБФШУС Л ВЩФЙА Й, УМЕДХС ЪБ ОЙН, РПОСФШ УЧПЕ РТЕДОБЪОБЮЕОЙЕ.

ч ПФМЙЮЙЕ ПФ вЕТЗУПОБ Й иБКДЕЗЗЕТБ, сУРЕТУ ЧЩТБЦБМ ВПМЕЕ ПРФЙНЙУФЙЮОЩК ЧЪЗМСД РП РПЧПДХ УХДШВЩ ОБХЛЙ, ИПФС Й УПЪОБЧБМ ЕЕ ПЗТБОЙЮЕООПУФШ. пО ХЛБЪЩЧБМ ОБ УЧСЪШ ЛТЙЪЙУБ ОБХЮОПК ТБГЙПОБМШОПУФЙ У ОЕРПНЕТОЩНЙ РТЙФСЪБОЙСНЙ ОПЧПЕЧТПРЕКУЛПК ОБХЛЙ. тБЪПЮБТПЧБОЙЕ Ч ОБХЛЕ ЧПЪОЙЛБЕФ Ч УЧСЪЙ У ФЕН, ЮФП ПФ ОБХЛЙ ЦДХФ ФПЗП, ЮЕЗП ПОБ ДБФШ ОЕ НПЦЕФ: ТЕЫЕОЙС ЖХОДБНЕОФБМШОЩИ РТПВМЕН ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ВЩФЙС. ч ЙФПЗЕ ХФПРЙЙ ТБУУХДЛБ ЪБНЕОСАФУС ХФПРЙСНЙ «ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЗП» ЮХЧУФЧБ. пФ ЬФЙИ «ЫБТБИБОЙК» НПЦЕФ УРБУФЙ ФПМШЛП ФТЕЪЧБС ПГЕОЛБ ЗТБОЙГ Й ЧПЪНПЦОПУФЕК ОБХЛЙ. оБХЛБ, РП НОЕОЙА сУРЕТУБ, ОБУФПМШЛП ФЕУОП УЧСЪБОБ У ЛХМШФХТОЩН УХЭЕУФЧПЧБОЙЕН ЪБРБДОПЕЧТПРЕКУЛПК ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ, ЮФП ЗЙВЕМШ ОБХЛЙ НПЦЕФ СЧЙФШУС УМЕДУФЧЙЕН ФПМШЛП РПМОПК ДХЫЕЧОПК ЛБФБУФТПЖЩ.

уПЧТЕНЕООПЕ ПВПУФТЕОЙЕ ДЙУЛХУУЙК РП РПЧПДХ ЛПОГБ ОБХЛЙ ПВХУМПЧМЕОП ПЭХЭЕОЙЕН ВЕУРПЛПКУФЧБ ЪБ УХДШВХ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ Ч ХУМПЧЙСИ ОБДЧЙЗБАЭЕКУС ЬЛПМПЗЙЮЕУЛПК ЛБФБУФТПЖЩ. пФЛБЪ ПФ ОБХЛЙ РПЛПТСАЭЕК ОЕ ПЪОБЮБЕФ ЙУЮЕТРБОЙС ОБХЮОПУФЙ. оБ ФБЛПН РПДИПДЕ Л РТПВМЕНЕ ОБХЮОПЗП ЛТЙЪЙУБ ОБУФБЙЧБЕФ й. т. рТЙЗПЦЙО. пО ПФДБЈФ ДБОШ ИБКДЕЗЗЕТПЧУЛПК ЛТЙФЙЛЕ ОПЧПЕЧТПРЕКУЛПК ОБХЛЙ, ЗДЕ ЛМБУУЙЮЕУЛБС ОБХЮОПУФШ УЧСЪЩЧБЕФУС У ОЕСЧОП РТЙУХФУФЧХАЭЕК Ч ОБХЛЕ ФТБДЙГЙЕК «ЧПМС Л РПЛПТЕОЙА». оП ЕУМЙ иБКДЕЗЗЕТ УЮЙФБМ, ЮФП ЬРПИБ ОБХЛЙ ЛПОЮЙМБУШ [52], ФП й. рТЙЗПЦЙО, ОБПВПТПФ, РТЙИПДЙФ Л ЧЩЧПДХ, ЮФП ОБХЮОПЕ РПОЙНБОЙЕ ФПМШЛП ОБЮЙОБЕФУС. пО УЮЙФБЕФ ОЕБЛФХБМШОПК УЕЗПДОС ДЙМЕННХ: МЙВП ОБХЛБ, УХЭЕУФЧХАЭБС ЛБЛ ОПЧЩК ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛЙК МПЗПУ, ОП Ч ХЗМХВМСАЭЕНУС РТПФЙЧПУФПСОЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ Й НЙТБ; МЙВП ЛПОГЕРФХБМШОПЕ ЕДЙОУФЧП ЮЕМПЧЕЛБ Й НЙТБ, ОП ОЕ Ч ОБХЮОПК, Б ЮХЦДПК ЕК ЙТТБГЙПОБМШОПК ЖПТНЕ (ЮЕТЕЪ НЙУФЙЛХ, РБТБОБХЛХ, БОФЙОБХЛХ. ).

уПЗМБУОП й. т. рТЙЗПЦЙОХ, Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ОЕПВИПДЙНПУФШ ФБЛПЗП ЧЩВПТБ ПФРБМБ, РПУЛПМШЛХ ЙЪНЕОЕОЙС, РТПЙУИПДСЭЙЕ Ч УПЧТЕНЕООПК ОБХЛЕ, РПТПДЙМЙ УЙФХБГЙА, Ч ЛПТОЕ ПФМЙЮОХА ПФ РТЕЦОЕК. ч ЛПОГЕ XX Ч. УФБМП ПЮЕЧЙДОЩН, ЮФП «ОБХЛБ ЧЩРПМОСЕФ ОЕЛХА ХОЙЧЕТУБМШОХА НЙУУЙА, ЪБФТБЗЙЧБАЭХА ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕ ОЕ ФПМШЛП ЮЕМПЧЕЛБ Й РТЙТПДЩ, ОП Й ЮЕМПЧЕЛБ У ЮЕМПЧЕЛПН» [53].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *