какая башня лучше литая или сварная

Какая башня лучше литая или сварная

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЛИТОЙ И ШТАМПОВАННОЙ ТАНКОВЫХ БАШЕН

В начале Великой Отечественной войны Уралмашзавод получил задание правительства в корот­кий срок освоить производство бронекорпусов и башен тяжелых танков KB и наладить серийное производство для поставки их Челябинскому трак­торному заводу (впоследствии Кировскому).

В короткий срок технические службы завода приспособили уникальное оборудование, произве­ли перепланировку механических сборочных и ча­стично заготовительных цехов. Срочно организова­ли подготовку электросварщиков как наиболее дефицитных специалистов для нового производства. При перестройке завода возникло много труд­ностей. Они возникли и при освоении сварной баш­ни тяжелого танка КВ.

Тревожило то обстоятельство, что сталелитей­ный цех не использовал своих мощностей, в то вре­мя как участки сварки и резки металла, в том числе и сварной башни тяжелого танка, не справ­лялись с увеличивающимся объемом работ. И тогда было принято решение освоить на заводе выпуск цельнолитых танковых башен. Такое пред­ложение было заманчивым, оно открывало боль­шие перспективы. До сих пор почти все броневые детали были штампованными и сварными из ката­ной брони. Кроме того, сварная башня танка про­ходила длительный по циклу и трудоемкий техно­логический процесс. Накануне войны ленинград­цами была создана и освоена новая марка броне­вой стали. Некоторые металлурги — создатели но­вой марки броневой стали, которые были эвакуи­рованы на Уралмашзавод (тт. Кватер, Канавина и др.) совместно с металлургами завода (тт. Покалов, Бадягин и др.) успешно внедрили новую броневую сталь для отливки танковых башен и других броневых деталей.

Литая башня родилась в мартеновском цехе. Мартеновцы быстро освоили и начали выдавать броневую сталь в нужном количестве. Имена луч­ших сталеваров — Дмитрия Сидоровского, Ибраги­ма Валеева, давших рекордные плавки, стали из­вестны всей стране (позже им было присвоено зва­ние лауреата Государственной премии СССР).

Много трудностей выпало на долю технологов литейного бюро под руководством тов. Шкабатуры, где были спроектированы модели и разработа­на технология литой башни. Первые опыты уда­лись, но не отвечали всем требованиям технологов: охлаждение башни длилось около четырех дней. Литейщики знали, что без серьезных мероприятий нельзя сократить время выдержки башни. Снова начались эксперименты, в итоге был применен новый метод набивки опок, что увеличило их срок службы до 50 отливок. Была осуществлена машин­ная формовка башни. Затем был внедрен способ отливки башни в металлический кокиль, который и обеспечивал более, чистую поверхность башни, и при этом отпала необходимость в механической обработке.

В кропотливых поисках, шаг за шагом, литей­щики добились сокращения срока охлаждения башни сначала вдвое, а затем довели его до восем­надцати и, наконец, до двенадцати часов, выдер­жав требования к качеству.

Только высокая квалификация и развитое чув­ство ответственности и патриотизма сталеваров и литейщиков позволило в такой короткий срок на­ладить отливку башен.

Первые литые башни подвергались всесторон­ним обследованиям, обмерам и испытаниям: про­верялись основные размеры башни, структура ме­талла, механические свойства, наличие рыхлостей, пористости и др. Все оказалось в пределах требо­ваний, заданных чертежами и техническими усло­виями. Были проведены сравнительные испытания обстрелом сварной и литой башен.

Если сварная башня после попадания 4—5 сна­рядов разрушалась по сварным швам, то литая башня даже при попадании 10—12 снарядов оста­валась в хорошем состоянии. Проведенные неодно­кратные испытания литой башни обстрелом пока­зали ее высокую бронестойкость. Литая башня хорошо себя показала во фронтовых условиях.

Это была крупная победа, имевшая общегосу­дарственное значение. Она дала возможность со­кратить цикл изготовления башен для тяжелого танка, удешевить их стоимость, высвободить много высококвалифицированных сварщиков, оборудова­ния и значительно сократить расход качественно­го металла. Уралмашзавод успешно решил пробле­му крупно-серийного изготовления цельнолитых танковых башен (рис. 1).

какая башня лучше литая или сварная. Смотреть фото какая башня лучше литая или сварная. Смотреть картинку какая башня лучше литая или сварная. Картинка про какая башня лучше литая или сварная. Фото какая башня лучше литая или сварная

Рис. 1. Тяжелый танк KB-IC с литой башней

Одновременно Уралмашзавод продолжал вы­пускать бронекорпуса и башни тяжелых танков КВ-1С.

В это время в конструкторском бюро Урал­машзавода разрабатывалась штампованная башня танка Т-34 (рис. 2).

В тех условиях казалось совершенно нереаль­ным на Уралмашзаводе освоить штампованную башню, так как считалось практически невозмож­ным в такой короткий срок изготовить оснастку для штампованной башни ввиду перегрузки ин­струментального цеха; мощный 10 000-тонный пресс, на котором намечается штамповать башню, был загружен до предела изготовлением уникаль­ных заготовок, в том числе авиационных лопастей. Ho приказ был таков: в двухмесячный срок закон­чить подготовку производства, изготовить оснастку и опробовать штамповку башен танка Т-34.

Нар­ком танковой промышленности тов. Малышев В. А. после ознакомления с проектом штампованной башни, обязал завод в месячный срок закончить подготовку производства и начинать штамповать башню Т-34. Штампованная башня удалась. Не­хватка в башнях танков Т-34 была ликвидирована — это была большая победа коллектива завода. Вот что написано по поводу создания штампован­ной башни: «На Уралмашзаводе была освоена штамповка башни танка Т-34 вместо литья. Штампованная башня Т-34 являлась техническим уни­кумом в танкостроении.

какая башня лучше литая или сварная. Смотреть фото какая башня лучше литая или сварная. Смотреть картинку какая башня лучше литая или сварная. Картинка про какая башня лучше литая или сварная. Фото какая башня лучше литая или сварная

Рис. 2. Средний танк Т-34 со штампован­ной башней

До этого ни в Советском Союзе, ни за грани­цей подобной штамповки из листа больших разме­ров и большой толщины не производили. За пол­тора года было изготовлено 2670 штампованных башен. При этом качество продукции улучшилось, ибо бронестойкость штампованной башни была выше, чем литой».

Большая заслуга в создании и освоении штам­пованной башни принадлежит: конструкторам тт. Вахрушеву и Ксюнину, технологам-штамповщикам тт. Бершадскому и Морозевич, руководите­лям завода, отделов и цехов тт. Музрукову, Кизи ме, Васильеву, Самойлову, Кватеру, Левандовскому, Глазырину и другим передовым рабочим в борьбе за повышение производительности труда и внедрение передовых методов работы бригаде штамповщиков тов. Коваленко.

Коллектив Уралмашзавода в годы Великой Отечественной войны с честью выполнил перед Родиной свой долг по оснащению Советской Армии передовой танковой техникой и со славой держал переходящее знамя Государственного комитета обороны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *