Что такое пер гюнт
Пер Гюнт. Путь Человека
Знаете, в YouTube полным-полно подборок «мелодий, которые вы слышали, но не знаете их названий». И довольно часто туда входят музыкальные композиции, написанные норвежцем Эдвардом Григом. Уверен, вы наверняка узнаете «Утро», «В пещере горного короля» и «Песню Сольвейг». И если первый порог вхождения в норвежскую классику требует знания имени композитора, то второй — знания пьесы-первоисточника за авторством Генрика Ибсена.
Пьеса Ибсена «Пер Гюнт», увидев свет в 1867 году, сперва получила отрицательный фидбек, и даже Ганс Христиан Андерсен обозвал ее «бессмыслицей» (интересно, что датская конкурирующая фирма в лице автора «Русалочки», тем не менее, использовала схожие мотивы в своем творчестве). А Нобелевский фонд писал следующее: «…премия, которой награждают творения, имеющие созидательное начало, несущие человечеству свет и дающие ему надежду на достойное будущее, не может быть вручена Ибсену за произведение столь негативной, разрушительной силы». Я уже говорил, что все известные миру рейтинги — та еще дрянь?
Впрочем, позднее случилась некоторая переоценка пьесы, и во многом этому поспособствовала музыка Грига, сочиненная специально для «Пера Гюнта». Неспроста сам Ибсен считал Грига полноправным соавтором одноименного спектакля, премьера которого прошла в 1876 году.
Я понимаю, почему поначалу история о норвежском антигерое вызвала такое непонимание у критиков, понимаю и то, почему сейчас она пользуется меньшим вниманием, чем, к примеру, трагедия о датском принце. А ведь монологи Пера по своей глубине не уступают, а во многом даже превосходят монологи Гамлета! Дело в том, что «Пер Гюнт» — сложное философское произведение с обилием символов, замысловатой композицией и нестандартным протагонистом. Такой текст требует не одного вниклого прочтения, подобно Заратустре Фридриха Ницше. А меж тем проблематика произведения и сегодня очень близка всем более-менее мыслящим людям.
Ибсен, будучи одним из создателей реалистической драмы, для создания главного героя «похитил» из мировой литературы фольклорного персонажа. Так же, как Гете позаимствовал образ Фауста (а Фауст — такой же герой «в поиске»), Ибсен взял сказочного Пера Гюнта, но наделил его поистине человеческой, экзистенциальной бедой: «Зачем я существую?» Пер не плохой и не хороший, он — всего лишь человек, стремящийся обрести свое предназначение и терпящий в этом путешествии неминуемое крушение (корабль, разбивающийся у берегов его родной Норвегии, это наглядно символизирует).
Фантастические элементы, добавленные драматургом в пьесу, представляют собой метафоры обычных людских забот. Так, мифическая Кривая мешает герою найти жизненный путь, а тролли во главе с Доврским дедом заражают еще юного Гюнта губительным тщеславием. Вот и плывет он по волнам своей судьбы со сбитым Кривой компасом, ослепленный самодовольством. При этом Пер изо всех сил пытается быть самим собой, но — все тщетно! Он участвует в работорговле, изображает из себя пророка, попадает в сумасшедший дом и лишь в самом конце ему удается соприкоснуться с истинным смыслом жизни.
«Написано иль сказано когда-то
И кем-то, — я не помню хорошенько, —
Что если даже обретешь всю землю,
Но потеряешь “самого себя” —
Венком на черепе разбитом будет
Твоя победа. Если не буквально
Так сказано, то нечто в этом роде,
И это не пустые ведь слова».
Пер Гюнт без конца бахвалится, провозглашает себя царем, но он все же не какой-то жалкий и самоуверенный неудачник. Напротив, успех ему всячески сопутствует. Да только счастья в этом нет, потому что, в конце концов, ни деньги, ни привилегированное положение сами по себе не имеют никакого смысла. А раз смысла нет при жизни, то не будет его и после смерти. Вот почему старого Пера (какой каламбур-то получился!) начинает преследовать зловещий Пуговичник. И его Гюнт страшится куда сильнее, чем самого черта! Ведь даже ад меркнет по сравнению с той жуткой участью, которую сулит ему Пуговичник — переплавку никчемной душонки:
«Ты — нечто среднее: ни то, ни се.
Сказать по правде, грешник настоящий
В наш век довольно редкое явленье:
Тут мало просто пачкаться в грязи;
Чтобы грешить серьезно, нужно силу
Душевную иметь, характер, волю. »
Этим, кстати, пьеса Ибсена перекликается со «Степным волком» Германа Гессе. В романе немецкого писателя наличествует сходная идея «выбора светлой или темной стороны силы», то есть необходимость быть либо законченным развратником, либо абсолютным святым. Мещанское же «ни то, ни се» тоже презирается. А сколько таких «ни тех, ни сех» шатается вокруг нас? Именно эта инертная масса тормозит прогресс своим конформизмом, обывательской трусостью перед переменами и удушливым дыханием для всякого творческого роста. Всего лишь сборище насекомых, порой достаточно способных, чтобы адаптироваться в механическом быте и выстроить блестящую карьеру, но недостаточно осознанных, для того чтобы ощутить всю полноту жизни.
Мрачновато, не так ли? Но лично я верю, что спасение есть. Верит в него и Ибсен. Кто-то по узости мышления посчитает такое решение банальным, назовет совет опостылевшим, изжившим; утопит тепло надежды в липкой прохладе цинизма, но так он совершит самую чудовищную ошибку из всех возможных, а недремлющий Пуговичник возникнет в страшный час из ниоткуда с ложкой за пазухой.
Итак, в чем же спасение? Оно — в любви! Любовь осветит путь всякому и в любое мгновение. Главное — открыть свое сердце, пусть даже незадолго до собственной гибели. Шанс есть всегда! Поэтому любовь в лице целомудренной и верной Сольвейг спасает горемычного странника Пера Гюнта. Преданная девушка, символизирующая вечную женственность, приняла противоречивую и буйную натуру блудного путешественника, который тихо и спокойно умер у нее на руках.
ПЕР ГЮНТ. Так говори же!
Где был «самим собою» я — таким,
Каким я создан был, — единым, цельным,
С печатью божьей на челе своем?
СОЛЬВЕЙГ. В надежде, вере и в любви моей!
ПЕР ГЮНТ (пораженный, откидываясь назад).
О, что ты говоришь! Молчи! Загадка
В самом ответе! Иль. сама ты мать
Тому, о ком ты говоришь!
СОЛЬВЕЙГ. Я мать.
А кто отец? Не тот ли, кто прощает
По просьбе матери?
Что такое пер гюнт
Эдвард Григ «Пер Гюнт»
Музыкальное сопровождение к театральному спектаклю, а впоследствии и две сюиты «Пер Гюнт» по праву входят в золотую коллекцию шедевров мирового искусства. Сотрудничество известного поэта и драматурга Генрика Ибсена с Эдвардом Григом принесло миру не только удивительную постановку, но и превосходную музыку.
Узнать историю создания «Пер Гюнта» Грига, прочитать интересные факты и сюжет, послушать композиции в исполнении лучших музыкантов современности, а также изучить музыкальную характеристику наиболее известных номеров можно на нашей странице.
История создания
Работа над пьесой продолжалась на протяжении 1867 года. Осенью, когда писатель находился в Сорренто он окончательно закончил работу над сочинением, состоящим из 5 актов, и не делящегося на картины. За основу был взят герой из народного фольклора Норвегии, при этом Ибсен постарался наполнить его характерными качествами романтика, который находится в постоянных странствиях, поисках, и упускает в своей жизни по-настоящему важное чувство. Тем не менее, главными качествами Пер Гюнта можно считать отважность, смелость и желание совершать отчаянные поступки.
В конце 1873 года началась редакция произведения для постановки. Ибсен был очень внимательным к каждой детали, особенно важную роль для него играла музыка. Писатель подумал, что никто лучше не справится с задачей сочинить такое музыкальное сопровождение, которое могло бы передать атмосферу действия, чем Эдвард Григ . В те времена композитор был известен на весь мир. До этого Григ не единожды писал романсы на стихи Ибсена, поэтому музыкант охотно согласился на сотрудничество. При этом писатель точно знал, какую музыку хочет для конкретного акта.
Творческому человеку, имеющему собственный взгляд и представление, достаточно сложно писать музыку, придерживаясь строгих рамок и авторских указаний. Возможно, именно по этой причине работа над сочинением музыки шла долго. Лирическая музыка, с использованием народных норвежских мотивов была закончена первой, остальная танцевальная часть представляла сложность. В первый срок постановки работа была не закончена, осенью композитор отправился в поездку по Европе, но и там продолжал активно сочинять новые номера и оркестровать уже готовые. Весной 1875 года партитура была полностью завершена.
Премьера спектакля состоялась в феврале следующего года, успех был ошеломительный. За сезон спектакль был поставлен 36 раз. Ибсен и Григ – это творческий союз, который сумел создать по-настоящему интересное театральное представление.
Спустя 10 лет, в Копенгагене состоялась повторная премьера, для которой композитор полностью переоркестровал музыкальный материал. Вновь успех и положительные рецензии, как театральных, так и музыкальных критиков.
В дальнейшем из наиболее ярких и самостоятельных номеров композитор создал две потрясающие сюиты. Первая сюита op.46 была полностью закончена в 1888 году, вторая сюита была составлена спустя три года. Музыка была узнаваема, поэтому многие дирижеры того времени мгновенно включили произведения в собственный репертуар. На сегодняшний день музыка не теряет собственной актуальности, она по-прежнему отражает национальный норвежский колорит, свойственный творчеству Эдварда Грига.
Интересные факты
Сюжет «Пер Гюнта»
Проходит время, мать Пер Гюнта Озе умирает. Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет Пер Гюгт возвращается в родное место и встречает ту, что провела всю жизнь в ожидании. Для нее он всегда будет оставаться самим собой.
Содержание
Музыка к спектаклю «Пер Гюнт» отличается колористичностью и красочностью. Отдельные номера, которые вошли в сюиты, представляют собой законченные музыкальные композиции. В каждом номере передается продуманная до мелочей атмосфера, композитор сумел проиллюстрировать самобытность других стран, использовав ряд профессиональных приемов, характерных для музыки иных национальностей. Рассмотрим музыкальную характеристику наиболее известных композиций.
С восходом солнца в сердце к тому, кто верит приходит надежда на лучшее. Новый день позволяет начать все по-другому. Возникает вопрос: можно ли изменить мир, не меняя себя. Как по завету горного короля и троллей: «всегда быть довольным собой?». И сколько преград нужно преодолеть, чтобы понять, что истинное счастье всегда находится ближе, чем кажется, и не нужно отправляться за три девять земель, чтобы обрести его.
Природа Норвегии, ощущение пространства дарит слушателю чувство спокойствия. Все бури улягутся сами собой, преграды будут преодолены, лишь бы был тот, кто верит и ждет, несмотря ни на что.
Выразительные средства, к которым обращается композитор – это пентатоника, чистая прозрачная гармония и тембры флейты , гобоя . Все это создает пасторальность картины «Утро» , пейзажность и живописность. Покой утренней природы – вот, что нужно, чтобы прийти к гармонии.
Смерть Озе
Невероятно лиричный и трагичный номер. В нем Григу удается передать целую палитру чувств от сосредоточенности до отчаяния и безудержного порыва к осуществлению дальнего путешествия. Постепенно эмоциональная температура нарастает и доходит до кульминации с использованием хорала, как символа смерти и конечности человеческого пути. Но вдруг наступает тишина, сменяющаяся на тихую и удивительно светлую музыку. Струнные инструменты позволяют передать теплоту момента прощания матери и сына. Лишь хроматические интонации, как символы болезни, омрачают музыкальный материал. Сочинение поражает сдержанностью и лаконичностью и вместе с тем, чувственностью и возвышенной лирикой.
Танец Анитры
Иллюстрация сцены танцующей Анитры, дочери шейха, сопровождается оригинальным танцем. Номер контрастен по сравнению с предыдущими сценами, связанными с норвежским колоритом. Гибкость, грациозность мелодии, и ее восточная красота подчеркивают ориентальный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство. В качестве украшений композитор использует звенящие трели.
Мрачное царство Доврского деда озвучено в тембрах низких струнных и фагота. Постепенно звучность приобретает все большую насыщенность и динамику. Мелодия немного примитивна, напоминает смесь шотландских мотивов и марша. С каждым тактом он набирает обороты, что приводит к кульминационному построению. Весь оркестр грохочет и поражает мощью и величественной полнотой звучания. Изумительна оркестровка «В пещере горного короля» . Особенно выделяются ударные инструменты, создающие не только ритмическую поступь, но и динамическую лавину, завершающую первую сюиту.
Жалоба Ингрид
Яркая многохарактерная зарисовка открывается небольшим эпизодом в стремительном темпе. Использование всех инструментов, за исключением тяжелой меди позволяет сразу привлечь внимание. Это гнев похищенной невесты. Продолжает миниатюру тема, имеющая прямое отношение к норвежскому фольклору, а именно свадебный народный танец. Секундовые интонации – это изображение плача невесты, продолжаются протяжной мелодией и завершается неистовым материалом вступления.
Арабский танец
Жара аравийской пустыни. Пер Гюнт бродит, проходя сквозь зыбучие пески. Он слышит изломанную мелодию в исполнении высоких духовых инструментов. Чёткий ритм большого барабана заставляет буквально пускаться в пляс. Постепенно извилистая мелодия переходит в партию струнных инструментов, воссоздавая ориентальность восточной музыки.
Возвращение Пера Гюнта
Годы странствий наложили видимый след на Пер Гюнта, и вот, он решил вернуться обратно. Но и здесь его ждут трудности. Море неспокойно, стихия бушует, волны вздымаются все выше и выше. Это стихийное бедствие использовано, как аллегория личной трагедии. Жизнь прожита зря, скитания не принесли ничего, кроме морщин на лице. Номер можно считать не только смысловой, но и трагической кульминацией.
Песня Сольвейг
Лирическая песня Сольвейг завершает сюиту. Двое на пустой дороге встретились спустя десятилетия. Они уже не молоды, годы никого не щадят. Но верная Сольвейг всегда знала, что дождется Пер Гюнта. Изящная, нежная музыка, наполнена искренностью. В ее образе композитор хочет воплотить черты родины, поэтому использует подлинную народную мелодию. Чистота, мудрость и поэтичность – вот, что характеризует героиню.
Музыка «Пер Гюнта» в кинематографе
Утро | Счастье (2017) |
Австралийский ниндзя (2017) | |
Мальчики и девочки (2017) | |
Книга жизни (2014) | |
Семейка Крудс (2013) | |
В пещере горного короля | Мерли (2016) |
Американская семейка (2013) | |
Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка (2011) | |
Социальная сеть (2010) | |
Смерть Озе | Неруда (2016) |
Доверие (2016) | |
Песня Сольвейг | Угли (2015) |
Рыцарь кубков (2015) | |
Танец Анитры | В Филадельфии всегда солнечно (2012) |
Идеальный хозяин (2010) | |
Она – мужчина (2006) |
Богатство образов, стилистическое разнообразие, использование необычных художественных приемов делают музыку по-настоящему уникальной и неповторимой. Эдварду Григу удалось воплотить в жизнь музыкальные образы и подчеркнуть характеры, прописанные Генриком Ибсеном. Мастерство и талант помогли возвысить театральную музыку, дав ей право на самостоятельное существование.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Эдвард Григ «Пер Гюнт»
ПЕР ГЮНТ
Полезное
Смотреть что такое «ПЕР ГЮНТ» в других словарях:
Пер Гюнт — Peer Gynt Фотография актёра Генриха Клаусена (Henrik Klausen) в роли Пера Гюнта в 1876 году Жанр: Драматическая поэма Автор … Википедия
«Пер Гюнт» — балет в 3 актах на муз. Э. Грига к драме Г. Ибсена. Сцен. и балетм. Н. И. Трегубов. 1940, Т р им. Франко. 2.11.1955, там же, балетм. тот же, худ. В. Борисовец, дирижёр Я. А. Вощак; Пер Гюнт О. С. Поспелов, Ингрид М. Белова, Сольвей … Балет. Энциклопедия
Пер Гюнт (фильм, 2006) — Пер Гюнт Peer Gynt Жанр … Википедия
Пер Гюнт (пьеса) — Пер Гюнт Фотография актёра Генриха Клаусена (Henrik Klausen) в роли Пер Гюнта в 1876 году Жанр: Драматическая поэма Автор: Генрик Ибсен Язык оригинала: норвежский Год написания … Википедия
Пер Гюнт (спектакль) — Пер Гюнт Основан на Пьесе Пер Гюнт Автор Генрик Ибсен Композитор Сергей Рудницкий Режиссёр Игорь Ф … Википедия
СЫР ПЕР ГЮНТ — Иран. Блокадное. О еде … Словарь Петербуржца
ГЮНТ — (в назв.; «Пер Гюнт» – драматическая поэма Г. Ибсена) Сольвейг прибегает на лыжах. Ибсен. «Пер Гюнт» Эпгрф. АБ906 (II,98) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Григ, Эдвард Хагеруп — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия
Григ Эдвард Хагеруп — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия
Григ Э. — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия
Пер Гюнт (пьеса)
Пер Гюнт (пьеса)
Пер Гюнт | |
Фотография актёра Генриха Клаусена (Henrik Klausen) в роли Пер Гюнта в 1876 году | |
Жанр: |
---|