к какому классу опасных грузов в соответствии с допог относятся твердые легковоспламеняющиеся
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом — правила и штрафы
Что такое опасный груз
Опасным грузом называют вещества, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и материальным ценностям в случае аварии при его транспортировке.
Перевозка опасных грузов регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR).
Список опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Каждое такое вещество имеет специальный идентификационный номер. Список разбит на классы.
В России действует государственный стандарт ГОСТ 19433-88, который разделяет опасные грузы на классы по уровню опасности. Требования этого стандарта разработаны в соответствии с ДОПОГ.
Классы опасных грузов
Каждому классу присвоены также подкласс, категория и степень опасности. Перевозить эти вещества может не каждый перевозчик.
Кто имеет право на перевозку опасных грузов
Транспортировать опасный груз могут перевозчики, обеспечивающие ряд специальных требований:
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Транспортировка опасных грузов должна быть организована с учетом требований, установленных следующими нормативными актами:
Пример обозначения автомобиля спереди и сзади:
Специальные обозначение на боковых сторонах цистерн, а также на боковых сторонах ТС и контейнеров:
Документы, необходимые для перевозки опасных грузов
Проверка штрафов для юр. лиц
Требования к водителям на перевозку опасных грузов
Чтобы управлять автомобилем с опасным грузом, водитель должен пройти курс обучения в специализированном учебном центре и получить свидетельство ДОПОГ о подготовке к перевозке опасных грузов международного образца.
Свидетельство содержит информацию о том, какой именно класс опасности может перевозить водитель. Это зависит от того, какой обучающий курс пройден.
Обучение на перевозку опасных веществ может пройти водитель с непрерывным стажем вождения соответствующей категории не менее трех лет.
Без свидетельства ДОПОГ управление автомобилем для перевозки опасных веществ запрещено.
Требования к автомобилю на перевозку опасных грузов
Перевозить опасные грузы можно только на специальном транспорте, который изготовлен либо дооборудован в соответствии с нормативными документами.
Также предварительно нужно получить свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных веществ.
10 января 2020 г. вступил в силу обновленный регламент по выдаче такого свидетельства.
Чтобы получить допуск на ТС, нужно:
До 1 января 2021 г. предъявлять свидетельства для цистерн не обязательно (постановление Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 285).
Должностное лицо проверит его на соответствие требованиям законодательства РФ, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в документах.
Согласно п. 20 регламента процедура не должна занимать более 3 часов.
Госпошлины или другой платы не предусмотрено, поэтому оформление допуска на перевозку опасных грузов бесплатно.
Отказать в выдаче свидетельства могут на основании:
Свидетельство действительно 6 месяцев. При этом срок действия свидетельства не может превышать срока действия техосмотра.
Например. Срок действия техосмотра закончится через три месяца. Разрешение будет выдано также на 3 месяца. Если следующий техосмотр нужно проходить через восемь месяцев, то разрешение будет действовать 6 месяцев.
Разрешение на движение ТС с опасным грузом
Перевозка опасных грузов, относящихся по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специального разрешения (пункт 1.1. статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Перечень грузов повышенной опасности изложен в таблице 1.10.5. ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:
Получить разрешение на перевозку особо опасных грузов можно на автомобиль, ранее внесенный в реестр категорированных транспортных средств Росавтодора (статья 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Порядок выдачи специального разрешения установлен Приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 №179. Оформляется разрешение в управлении Ространснадзора по месту регистрации заявителя. Можно отправить заявление с копиями документов по почте или заполнить его на портале госуслуг. Образец заявления есть в приложении № 2 к Приказу.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению:
Кроме этого нужно представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками. А также сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН.
Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений. Проверяет соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности.
В результате владельцам дорог, по которым проходит маршрут, направляется заявка на его согласование либо в выдаче разрешения отказывается.
Причины, по которым могут отказать в выдаче разрешения:
Госпошлина в соответствии с п. 111 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1300 рублей.
Соблюдение правил перевозки опасных грузов контролирует Госавтоинспекция и Ространснадзор. Нарушители несут административную ответственность.
Нарушения и размеры штрафов за неправильную перевозку ОГ
Как отмечают сотрудники ГИБДД, наиболее распространенными нарушениями в области перевозок опасных грузов являются несоответствие конструкции автомобиля требованиям и отсутствие разрешительных документов.
Ответственность за эти нарушения и несоблюдение других требований к перевозке опасных веществ установлена статьей 12.21.2 КоАП.
Ответственность предусмотрена за перевозку опасного груза при отсутствии:
Административные штрафы в этих случаях установлены в следующих размерах:
За остальные нарушения грозят штрафы в следующих размерах:
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Например, за отсутствие свидетельства ДОПОГ у сотрудника организации, ответственного за организацию перевозки, компания понесет ответственность в размере 150-200 тысяч рублей, а само должностное лицо заплатит 5-10 тысяч рублей.
Проверка штрафов для юр. лиц
Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их автоматически
Можно ли оплатить штраф за опасный груз со скидкой
Можно, скидка 50% действует в течение 20 дней со дня вручения постановления. Чтобы не пропускать оплату штрафов ГИБДД, можно воспользоваться специальным сервисом по контролю за штрафами юридических лиц onlinegibdd.ru.
Сервис автоматически отслеживает появление новых штрафов от ГИБДД, МУГАДН, АМПП, МАДИ, Платон в государственной информационной системе и присылает уведомления о сроках оплаты со скидкой. Сервис позволяет автоматически выгружать штрафы в учетную систему организации и платить их с расчетного счета компании.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
К какому классу опасных грузов в соответствии с допог относятся твердые легковоспламеняющиеся
2.2.41.1.1 Название класса 4.1 охватывает легковоспламеняющиеся вещества и изделия, десенсибилизированные взрывчатые вещества, являющиеся твердыми веществами в соответствии с подпунктом a) определения термина «твердое вещество», содержащегося в разделе 1.2.1, самореактивные жидкости или твердые вещества и полимеризующиеся вещества.
Класс 4.1 включает:
– легковоспламеняющиеся твердые вещества и изделия (см. пункты 2.2.41.1.3–2.2.41.1.8);
– самореактивные твердые вещества или жидкости (см. пункты 2.2.41.1.9–2.2.41.1.17);
– твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества (см. пункт 2.2.41.1.18);
– вещества, подобные самореактивным веществам (см. пункт 2.2.41.1.19);
– полимеризующиеся вещества (см. пункты 2.2.41.1.20 и 2.2.41.1.21).
2.2.41.1.2 Вещества и изделия класса 4.1 подразделяются следующим образом:
F легковоспламеняющиеся твердые вещества без дополнительной опасности:
F1 органические;
F2 органические расплавленные;
F3 неорганические;
F4 изделия;
FO легковоспламеняющиеся твердые вещества окисляющие;
FT легковоспламеняющиеся твердые вещества токсичные:
FT1 органические токсичные;
FT2 неорганические токсичные;
FC легковоспламеняющиеся твердые вещества коррозионные:
FC1 органические коррозионные;
FC2 неорганические коррозионные;
D твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества без дополнительной опасности;
DT твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества токсичные;
SR самореактивные вещества:
SR1 не требующие регулирования температуры;
SR2 требующие регулирования температуры;
PM полимеризующиеся вещества:
PM1 не требующие регулирования температуры;
PM2 требующие регулирования температуры.
Простыми словами про классификацию опасных грузов по ДОПОГ
Классификацию опасных грузов в ДОПОГ не профессионалу в перевозке опасных грузов сразу понять очень непросто. ДОПОГ представляет из себя 2 толстенные книги и при первом знакомстве с этим фундаментальным трудом возникает отторжение – мозг активно сопротивляется даже начинать воспринимать такой объем информации.
При более близком знакомстве с документом приходит понимание, что ДОПОГ достаточно хорошо структурирован и большой объем книги достигается за счет количества веществ, особенности перевозки которых приведены в нескончаемых правилах и таблицах.
Читать ДОПОГ как художественную книгу, от начала до конца, лучше не стоит, он не для этого предназначен! Но научиться им пользоваться необходимо, если Вы занимаетесь автомобильными перевозками опасных грузов. Давайте разбираться, как классифицируются опасные грузы по ДОПОГ!
Содержание:
Как строится классификация опасных грузов по ДОПОГ
Опасные грузы делятся на классы. При этом, на различных видах транспорта классы немного различаются. Некоторые классы, принятые на автомобильном транспорте, на морском называются подклассами. Но в целом система классификации опасных грузов достаточно гармонизирована. Согласной ДОПОГ выделяются 13 классов опасных грузов.
Внутри класса каждому грузу присваивается несколько обязательных атрибутов: номер ООН, наименование, классификационный код, группа упаковки. На основании их определяется позиция в таблице А ДОПОГ – перечне опасных грузов. Ряд опасных грузов может быть определен одним номером ООН, некоторые опасные грузы могут быть определены лишь как комбинация номера ООН, наименования, классификационного кода и группы упаковки.
Опасные грузы имеют параметр, характеризующий степень опасности – группа упаковки. Термин не совсем удачный, подразумевающий необходимость более надежной упаковки для более опасного груза, но тем не менее устоявшийся и широко используемый.
Ряд классов (1, 2, 7, 5.2) не имеет группы упаковки. Кроме того, часть грузов некоторых классов также не имеет группы упаковки. К таким относятся самореактивные вещества класса 4.1, и все грузы, кроме UN 3291 класса 6.2. Не имеют группы упаковки и изделия, такие как например батареи или средства спасательные самонадувные.
Идентификация груза, отнесение к номеру ООН
Перед перевозкой опасных грузов необходимо провести процедуру их идентификации — присвоение номера ООН, классификационного кода, группы упаковки и иных параметров. По части грузов идентификация проводится достаточно просто. Находится в таблице А ДОПОГ груз и определяются условия его перевозки. Однако, если данное наименование отсутствует в таблице или напротив, имеется несколько строк, необходим анализ свойств вещества или изделия.
Как правило, отнесение к номеру ООН и другим классификационным параметрам осуществляется на основе паспорта безопасности химической продукции (MSDS). Но может осуществляться и на основе других документов, содержащих набор химических и физических свойств, достаточных для проведения классификации.
Классы веществ и их «личные» качества
Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия содержащие взрывчатые вещества
К классу также относятся изделия, не являющиеся взрывчатыми, однако служащие для производства взрыва.
Степень опасности веществ и изделий 1 класса определяется подклассом. Чем подкласс меньше, тем груз опасней. Однако, если перевозятся несколько опасных грузов класса 1, вероятность детонации веществ чрезвычайно низкой чувствительности подкласса 1.5 и изделий подкласса 1.6 в значительной степени повышается и по степени опасности начиная с наиболее опасных подклассов выстраиваются в следующем порядке: 1.1, 1.5, 1.2, 1.3, 1.6, 1.4.
Кроме того, всем веществам и изделиям класса 1 присваивается группа совместимости. Группа совместимости характеризует само вещество или изделие, описывая отдельные свойства. Особо следует остановиться на группе совместимости S. Она присваивается в том случае, если срабатывание взрывчатого содержимого не выходят за пределы упаковки, а, следовательно, не может быть присвоена без испытаний совместно с упаковкой.
Большой проблемой классификации 1 класса является отсутствие системы, обеспечивающей ее проведение. Так, значительной части изделий 1 класса классификационный код должен присваиваться компетентным органом. Согласно п.5.4.2.(2).1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта данная задача возложена на Ространснадзор.
Во исполнение данного пункта был издан приказ Минтранса России от 23.11.2016 N 359 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, на применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также на применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащих условия перевозки опасных грузов».
Однако, насколько нам известно, в настоящее время ни одному опасному грузу так и не был присвоен классификационный код, так как согласно п.17 Приказа обязательным документом для получения данной государственной услуги должен быть протокол испытаний, свидетельствующий о проведении лабораторных испытаний образца груза по критериям к исследованиям в соответствии с положениями ДОПОГ с присвоением номера ООН вещества или изделия, выданных организациями, имеющими соответствующую аккредитацию, отвечающую требованиям законодательства Российской Федерации. А таких лабораторий в Российской Федерации нет.
Если быть точней имеется ряд лабораторий и испытательных центров аккредитованных на проведение испытаний на соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделии 006/2011 (ТР ТС 006/2011) и «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (ТР ТС 028/2012). Однако, компетенция данных лабораторий ограничена перечнем стандартов, применением которых достигаются требования технических регламентов. И пересечение этих стандартов с требованиями ДОПОГ если и есть, то весьма незначительное.
Класс 2 Газы
Классификация газов также отличается от общей принятой схемы. Во-первых, опасными считаются все газы, даже сжатый воздух. Но по большому счету, газы разделены на три группы:
— нетоксичные и невоспламеняющиеся
Классификация конкретных газов особых вопросов не вызывает. Определяется наименование, агрегатное состояние и некоторые дополнительные параметры. А вот в случаях смесей возникают проблемы, так от пропорции компонентов зависит требование к средствам удержания.
Так, например, широко распространенный UN 1965 ГАЗОВ УГЛЕВОДОРОДНЫХ СМЕСЬ СЖИЖЕННАЯ, Н.У.К, представляющая смесь пропана и бутана разделена на 9 групп. И если для смеси А, испытательное давление на которое рассчитана цистерна составляет 10 Бар, то для смеси С — 27 Бар, что в 2,7 раза больше. И если для данной смеси определить значения достаточно просто, зная концентрацию, то для некоторых смесей необходимо проведение серии испытаний.
Также грузами класса 2 являются и изделия содержащие газы в любом агрегатном состоянии.
Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости
Классификация легковоспламеняющихся жидкостей относится к классической. Главным параметром является определение группы упаковки. Группа упаковки определяется как сочетание двух параметров:
Впрочем, имеются некоторые отклонения от принятой схемы, они касаются в частности дизельного топлива, имеющего температуру вспышки более 60 о С но не выше 100 о С все равно считаются опасным грузом UN 1202 III группы упаковки. А вот в отношении вязких легковоспламеняющихся жидкостей таких, как лаки, клеи, эмали напротив требования к группе упаковки могут быть снижены.
Класс 4.1
Общее название для этого класса придумать сложно. На первый взгляд, может показаться, что в данный класс собраны абсолютно разные по свойствам вещества:
— легковоспламеняющиеся твердые вещества и изделия;
— самореактивные твердые вещества и жидкости;
— твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
— вещества, подобные саморективным;
Идентифицировать легковоспламеняющиеся твердые вещества исходя из физических или химических свойств достаточно проблематично. Как и с веществами 1 класса необходимо проведение серии испытаний в соответствии с Руководством по испытаниям и критериям. Например, к легковоспламеняющимся относятся вещества, загорающиеся при кратковременном контакте с открытым огнем или если скорость горения, превышает 2,2 мм/с. Классификационный код таких веществ всегда содержит букву F, а группа упаковки бывает только II или III.
Перевозка многих взрывчатых веществ невозможна без десенсибилизации – смачивания жидкостью для подавления взрывчатых свойств. По окончании перевозки жидкость выпаривают и вещество возвращает свои первоначальные характеристики. Если в результате десенсибилизации образуется жидкость, то она перевозится как вещество класса 3. А если оно остается твердым, то является веществом класса 4.1.
Полимеризующиеся вещества, это вещества склонные к образованию более сложных молекул – полимеров. Реакция полимеризации идет с интенсивным выделением тепла и может быть самоускоряющейся.
Таким образом можно выделить общие черты веществ, по которым они отнесены к классу 4.1. Это реакция горения, как с участием кислорода, так и без него, либо интенсивная экзотермическая реакция.
Класс 4.2 Вещества, склонные к самовозгоранию
В данный класс входят и вещества, которые способны к самовозгоранию, но в больших количествах и по прошествии объема времени многократно превышающего время перевозки. Условно их называют самонагревающимися. Испытания проводятся согласно Руководству по критериям и испытаниям.
Твердое вещество является пирофорным, если после падения образца с высоты 1 м оно загорелось в течение 5 мин. Жидкое вещество, вылитое на инертный материал должно самовоспламениться в течение 5 мин или обуглить ватманскую бумагу. Таким веществам назначается группа упаковки I.
Для отнесения к самонагревающимся веществам необходимо кубический образец вещества объемом 10 см 3 выдержать 24 часа при температуре 140 о С. Если его температура поднимется до 200 о С или произойдет самовоспламенение, то вещество считается отнесенным к классу 4.2 группы упаковки II или III.
Класс 4.3 Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой
К веществам данного класса относят вещества, если при соприкосновении с водой килограмм вещества выделяет за час литр газа, или во время испытания произошло самопроизвольное воспламенение выделяемого газа. Группа упаковки зависит от интенсивности выделения газа.
Класс 5.1 Окисляющие вещества
Окисляющие вещества – вызывают и поддерживают горение. Как правило они выделяют кислород. Однако, горение бывает не только кислородным.
При отнесении веществ к классу 5.1 смешивают вещество с целлюлозой. Целлюлоза должна самовоспламениться или гореть со скоростью не меньшей скорости эталонной смеси.
Класс 5.2 Органические пероксиды
Данные вещества склонны к экзотермическому разложению. Классификация органических пероксидов особых проблем не вызывает, но имеет свою особенность. Если для большинства опасных грузов техническое название является частью, дополняющей надлежащее отгрузочное наименование, то классификация пероксида начинается с названия. Затем, определяется номер ООН и методы упаковки.
По каждому из допущенных к перевозке органических пероксидов, если указана контрольная и аварийная температуры, перевозчик обязан обеспечивать установленный температурный режим. Значительное количество пероксидов обладает дополнительной опасностью и также, как самореактивные вещества может взрываться. Перевозка таких грузов с другими опасными грузами должна быть исключена.
Класс 6.1 Токсичные вещества
Подход к отнесению веществ к токсичным близок к критериям отнесения к легковоспламеняющимся.
В основе физические свойства Таб.2:
Данные о токсичности жидкостей обязательно приведены в паспорте безопасности химической продукции. Кроме того, к токсичным жидкостям относят жидкости, выделяющие токсичные пары, однако, данный показатель фигурирует в паспортах значительно реже.
Класс 6.2 Инфекционные вещества
— А – способные в том виде, котором перевозятся создать реальную угрозу жизни и здоровью людей и животных
Класс 7 Радиоактивные материалы
Класс 7 является наиболее не вписываемым в общую систему классификации ДОПОГ. Разработка правил безопасной перевозки радиоактивных материалов проводится МАГАТЭ и затем эти правила, в практически неизменном виде встраиваются в ДОПОГ.
Для классификации груза необходимо знать ряд параметров:
Особый подход, отличный от всего класса 7 принят к перевозке гексафторида урана. В нормальных условиях он представляет собой летучие кристаллы, слаборадиоактивные, но зато ядовитые и сильно коррозионные. В малых количествах (менее 0,1 кг на упаковку) он вообще перевозится под UN 3507 класса 6.1. При нагревании до 56 о С сразу, из твердого состояния переходит в газообразное, минуя жидкую фазу. А при небольшом увеличении давления становится жидкостью. К перевозке допускается только в твердом состоянии и внутреннем давлении не превышающем атмосферное.
Класс 8 Коррозионные вещества
Коррозионные вещества могут причинить необратимые повреждения кожи или разъедание предметов, а также нанесение ущерба природе. Коррозионные вещества делятся на:
Имеют три группы упаковки Таб.4 и данные свойства прописываются в паспорте безопасности.
Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия
Класс 9 содержит опасные грузы, не подходящие под другие классы:
— вещества, выделяющие опасную для здоровья при вдыхании пыль;
— вещества, выделяющие диоксины;
— вещества, опасные для окружающей среды;
— генетически измененные микроорганизмы;
— вещества при высокой температуре;
— прочие опасные вещества и изделия.
Среди веществ класса 9 не бывает относящихся к I группе упаковки. Четверть номеров ООН класса 9 не попадет под действие ДОПОГ. Это означает, что они являются опасными на всех видах транспорта, кроме автомобильного.
Заключение
Мы живем в опасном мире, кругом куча опасных для человека, для природы веществ, которые мы как-то научились применять в производстве, в повседневной жизни. Знание классификации и, как следствие, знание правил техники безопасности при обращении, а в частности при перевозке, с этими веществами дает нам надежду на то, что опасности, вреда от этих опасных веществ не будет.
Те, кто по долгу службы, работы сталкивается с опасными веществами должен знать, как саму классификацию опасных грузов по ДОПОГ, так и правила обращения с каждым классом веществ. Для консультантов по перевозке опасных грузов знание классификации обязательно!
Для того, что бы быть в курсе последних новостей по перевозкам опасных грузов вступайте в нашу группу в контакте (откроется в новой вкладке). В группе публикуется как актуальная информация по тематике перевозки опасных грузов, так и информация о распродажах, скидках, обновлениях программных продуктов «Эксперт ОГ».(откроется в новой вкладке).
Покупайте программу «Эксперт ОГ» (откроется в новой вкладке) и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по