Что такое эстетическое восприятие
ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Полезное
Смотреть что такое «ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» в других словарях:
восприятие эстетическое — см. эстетическое восприятие … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. на основе… … Философская энциклопедия
Эстетическое — Наиболее общая категория эстетики; метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве категории сформировалась в эстетике в XX в. на… … Энциклопедия культурологии
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… … Большая советская энциклопедия
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… … Эстетика: Словарь
Эстетическое развитие — развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эстетическое воспитание — одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно предметного и нравственно смыслового содержания сказки, как особой литературно художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Краткий словарь по эстетике
ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (художественное) — протекающее во времени специфическое отражение человеком и общественным коллективом произведений искусства (художественное восприятие) а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств. Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности субъекта. Способность человека к эстетическому восприятию — результат длительною общественного развития, социальной шлифовки органов чувств. Индивидуальный акт эстетического восприятия детерминирован опосредствованно: социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного коллектива, эстетическими нормами, а также непосредственно: глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями.
Эстетическое восприятие имеет много общих черт с художественным восприятием: и в том и в другом случае восприятие неотделимо от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой, зачастую неосознаваемой реакцией на цвет, звучание, пространственные формы и их соотношения. И в той и в другой сфере действует механизм эстетического вкуса, применяются критерии красоты, соразмерности, целостности и выразительности формы. Возникает сходное чувство духовной радости и удовольствия. Наконец, восприятие эстетических аспектов природы, социального бытия, предметов культуры, с одной стороны, и восприятие искусства — с другой, духовно обогащает человека и способно пробудить его творческие возможности.
Вместе с тем нельзя не видеть глубоких различий между этими темами восприятий. Комфортность и эстетическая выразительность предметной среды не могут заменить собой искусства, с его специфическим отражением мира, идейно-эмоциональной направленностью и обращенностью к самым глубинным и интимным сторонам духовной жизни человека. Художественное восприятие не ограничивается «прочитыванием» выразительной формы, а увлекается в сферу познавательно-ценностного содержания (см. Содержание художественное). Произведение искусства требует особой концентрации внимания, сосредоточенности, а также активизации духовного потенциала личности, интуиции, напряженной работы воображения, высокой степени самоотдачи. При этом необходимо знание и понимание специального языка искусства, его видов и жанров приобретенного человеком в процессе обучения и в результате общения с искусством. Одним словом, восприятие искусства требует напряженного духовного труда и сотворчества.
Диалектика художественного восприятия заключается в том, что оно, с одной стороны, не требует признания произведений искусства за действительность, с другой — создает вслед за художником воображаемый мир, наделенный особой художественной достоверностью. С одной стороны, оно направлено на чувственно-созерцаемый предмет (красочную фактуру живописного полотна, объемные формы, соотношения музыкальных звуков, звукоречевые структуры), с другой — как бы отрывается от них и уходит с помощью воображения в образно-смысловую, духовную сферу эстетически ценностного объекта, возвращаясь, однако, постоянно к чувственному созерцанию. В первичном художественном восприятии взаимодействуют подтверждение ожидания следующей его фазы (развития мелодии, ритма, конфликта, сюжета и т. п.) и одновременно опровержение этих предугадываний также вызывающие особое взаимоотношение и удовольствия и неудовольствия.
Художественное восприятие может быть первичным и многократным, специально или случайно подготовленным (суждением критики, других зрителей, предварительным знакомством с копиями и т. п.) или неподготовленным. В каждом из этих случаев будет своя специфическая точка отсчета (непосредственная предварительная эмоция, суждение о произведении, «предчувствие» его и предварительный абрис, целостный образ-представление и т. п.), свое соотношение рационального и эмоционального, ожидания и неожиданности, созерцательного успокоения и поискового беспокойства.
Следует различать чувственное восприятие как отправной путь всякого познания и художественное восприятие как целостный, многоуровневый процесс. Оно основывается на чувственной ступени познания, в том числе на чувственном восприятии, но не ограничивается чувственной ступенью как таковой, а включает как образное, так и логическое мышление.
Художественное восприятие, кроме того, представляет единство познания и оценки, оно носит глубоко личностный характер, приобретает форму эстетического переживания и сопровождается формированием эстетических чувств.
Особую проблему для современного эстетического восприятия представляет вопрос о соотношении исторического изучения художественной литературы и других видов искусства с непосредственным художественным восприятием. Всякое изучение искусства должно опираться на его восприятие и корректироваться им. Никакой самый совершенный научный анализ искусства не способен заменить непосредственного контакта с ним. Изучение призвано не «оголять», рационализировать и сводить к готовым формулам смысл произведения, тем самым разрушать художественное восприятие, а, напротив, развивать его, обогащать, делать более глубоким.
Восприятие (эстетическое)
Эстетическое восприятие является основой и предпосылкой для эстетической оценки, которая по этой причине может быть только очным.
Эстетическое восприятие может происходить только в конкретных социально-культурных рамках. Восприятие уже в той или иной мере детерминировано окружающей общественной и культурно-исторической действительностью, а также индивидуальными вкусами и предпочтениями.
Предметом эстетического восприятия может выступать любой объект, будь то природного характера или общественного. Если следовать И. Канту, то подлинно эстетически воспринимать что-либо возможно только в случае отсутствия интереса (вожделения) к этому, поскольку только в последнем случае мы имеем дело с эстетическим чувством.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В психоаналитической теории Жака Лакана, ‘objet petit a’ понимается как недостижимый объект желания. Его также называют объектом-причиной желания. Жак Лакан всегда настаивал на том, что данный термин должен оставаться непереведенным, «таким образом достигая статуса алгебраического знака» («Écrits»).
Индийскую эстетику можно представить как древнюю эстетическую традицию, которая берет свое начало в Древней Индии и теоретически сформировывается в средневековье. Индийское искусство развивалось с акцентом на призыв специальных духовных или философских состояний в человеке или символическое представление этих состояний. Её отличительные особенности — выдвижение эмоционального начала в качестве главного содержания искусства и тщательная разработка психологических аспектов эстетического восприятия.
Эстетическое восприятие – это отражение личностью либо коллективом окружающих объектов, явлений, произведений искусства, которые обладают определенной ценностью. По сути, это создание чувственного образа предмета. Содержание его определяет непосредственно объект восприятия – явления, произведения.
Процесс
В ходе эстетического восприятия реальность видится человеку в новых свойствах. Благодаря ему личность раскрывает для себя суть героических поступков, красоты окружающего мира, трагедий. Отдельным содержанием обладают для эстетического восприятия художественные произведения.
Вам будет интересно: Харьковский художественный музей: обзор экспозиции, отзывы посетителей
В данном случае человек создает отдельный чувственный образ, впоследствии переходя к размышлениям, учитывает ассоциации для понимания содержания. При этом считается, что восприятие произведений искусства включает объективные данные, субъективные, индивидуальные. Оно способствует тому, что личность становится более богатой. В эстетическом плане. Человек начинает глубже проникать в окружающие реалии, лучше воспринимать объекты действительности.
Считается, что в ходе эстетического, художественного восприятия у детей развивается творческая активность. Ведь в таком случае субъект становится неким соавтором увиденного, добавляя во все свой собственный взгляд, оценивая происходящее, интерпретируя его.
Оценка человеком окружающих явлений находится в зависимости от познаний и предыдущего опыта. Эстетическое восприятие искусства доставляет особое удовольствие в зависимости от способностей человека чувствовать его и от глубины и наполненности произведения.
Вам будет интересно: Отчество Игоревна: характеристика, нумерологическое значение, подходящие имена
Как правило, процесс сопровождается именно позитивными эмоциями – субъект удивляется, испытывает радость и наслаждение вне зависимости от того, трактует он трагедию или нечто веселое. Все дело в том, что эстетическое восприятие произведения возможно лишь в случаях, когда речь идет о красивом, прекрасном. По этой причине отвратительные объекты могут наделяться той же ценностью благодаря их отрицанию, а значит, утверждение эстетических ценностей.
У младшего поколения
На сегодняшний день имеется тенденция среди родителей заниматься развитием эстетического, художественного восприятия у детей. Если игнорировать данный аспект, эмоциональное развитие ребенка может стать замедленным. Кто-то уделяет внимание исключительно интеллекту подрастающего поколения, в результате подобного воспитания беднеет и страдает личность.
Немало людей не замечает того, как происходит формирование эстетического восприятия, как ребенок тянется к музыке, рисункам, поэзии либо театру. С ранних лет он способен осознавать, что прекрасно, а что нет. Богатая палитра впечатлений в раннем возрасте откладывает свой отпечаток на способность личности воспринимать впоследствии искусство. Они обогащают спектр доступных ей эмоций, благодаря им закладывается основа эстетического восприятия окружающего мира. Так формируются и нравственные ориентиры.
Вам будет интересно: Народные промыслы Дагестана: названия с фото, история появления и этапы развития
По этим причинам введение ребенка в мир прекрасного является важнейшей задачей родителей. Необходимо знакомить его с искусством. Чем раньше взрослые задумаются о том, как развить эстетическое восприятия и предпримут меры, тем богаче окажется внутренний мир чада.
С чего начинать
Для начала стоит показать малышу предметы изобразительного искусства, которые он сумеет понять. Как правило, эстетическое восприятие детьми природы, людей, которые близки их опыту, будут понятны малышам. Необходимо учитывать, что одного лишь показа картин будет не хватать. Важно, чтобы смысл раскрывал ребенку взрослый человек, обогащая эстетическое восприятие окружающего мира, природы, культурным опытом и дополнительным смыслом.
Проще говоря, нужно своими словами объяснять, что творец пытается передать картиной, какими методами он это делал. Стоит поведать о том, какой образ возникает непосредственно у родителя, когда он слушает какую-либо музыку. Необходимо делиться с малышом своими эмоциями. Но подбирать объекты для развития эстетического восприятия нужно с учетом возраста ребенка. Едва ли он разберется в кубизме Пикассо либо осознает, насколько прекрасны вальсы Шопена. Никакой восторг родителя не поможет малышу понять, что в этом прекрасного, пока он не дойдет до определенной стадии взросления.
Эстетическое восприятие окружающего мира немыслимо без оценки человеческого тела. Лучше будет, если чадо начнет восторгаться произведениями искусства, а не рекламными видео. Нужно объяснить ребенку, что внешняя красота отображает внутренний мир человека, его мысли, состояние. Тогда форма эстетического восприятия человеческого тела пойдет в нужное русло. Стоит вложить понимание того, что каждый может быть красивым.
Лиц дошкольного возраста едва ли имеет смысл водить на выставки либо концерты, а после искренне удивляться их капризам. Формирование эстетического восприятия в этом возрасте находится на слишком ранней стадии для понимания подобных мероприятий и экспозиций, пусть и самых прекрасных.
Немало совместных переживаний доставит обращение внимания чада на красивые явления в повседневной жизни. К примеру, стоит показывать ему красоту только что распустившегося цветка, брызг солнечных лучей ранним утром и хрустальной росы в них.
Стоит обращать внимание на то, каков интерьер помещения, в котором проживает человек. Ведь в формировании эстетического восприятия это может иметь решающее значение. Доподлинно известно, что обстановка, которую человек видит в первые же годы жизни, способна закладывать понятие о красивом и некрасивом. Ранний опыт крайне важен. Необходимо добиться того, чтобы ребенок находился в интерьере, оформленном со вкусом.
Вам будет интересно: Имя Алия: значение имени, характер и судьба. Известные люди с именем Алия
Лучше всего показывать ему, как сочетаются цвета в одежде. Необходимо уделять внимание разным видам эстетического восприятия, в частности, касающихся внешнего вида человека. Известно, что дети копируют своих родителей, поэтому в первую очередь стоит позаботиться о хорошем вкусе в своей одежде.
Сенсорное воспитание чада – также важный момент во взрослении. Кроме того, оно способно утончать эстетическое восприятие. Гармония, прекрасное не терпит людей с чрезмерно грубыми чувствами. Чем тоньше человек различает цвета, музыкальные тона, ароматы, тем скорее он будет испытывать наслаждение от явлений окружающего мира, тем более развитым будет его эстетическое чувство. Если же оно не развивалось в достаточно мере, человек будет склонен искать грубые раздражители, чтобы испытать удовольствие. Ведь это единственное, что будет ему доступно в отсутствие способности различать тонкие тона и штрихи.
Деятельность
Важная часть развития эстетического восприятия – это непосредственная деятельность человека. Чем больше он занимается художественной деятельностью, тем тоньше начинает чувствовать мир. Уже после стадии младенчества человек, как правило, тянется к рисованию, музыкальным инструментам.
Важнейшая задача на этом этапе – своевременно выявить интересы ребенка и предоставить ему условия для реализации его задумок. Ошибкой часто бывает попытка заставить его интересоваться тем, в чем некогда не реализовались сами родители. Интересы каждой личности индивидуальны, и об этом стоит помнить. Даже если ребенок начнет заниматься художественным видом деятельности, выбранным родителем, его всегда будет тянуть к области, которая была ему интересна с рождения. А это гораздо более благодатная почва для будущих успехов.
Создание среды
Рекомендуется в детской комнате сформировать развивающую среду. Здесь понадобятся краски, бумага, пластилин, музыкальный инструмент. Материалы должны предоставлять ребенку свободу действий. Лучше сделать так, чтобы они всегда были у него под рукой, находились в удобных и доступных местах. Пусть чадо само пробует материалы так, как захочет. Поначалу дети начинают рвать бумагу, катать карандаши, и не стоит этому мешать.
Пусть интерес к ним возрастает, и тогда они со временем начинают открывать новые и гораздо более интересные функции окружающих их предметов. Не стоит навязывать ребенку определенные способы взаимодействия с представленными материалами, пусть это будут только игры и свобода действий.
Для пробуждения в нем духа экспериментатора рекомендуется продемонстрировать, как смешиваются между собой краски и как образуются новые интересные оттенки. Наряду с обычной краской стоит купить и пальчиковую, кусочки губки, которые пропитаны красками.
Малыши наслаждаются рисованием. Тем более, вплоть до 3-4 лет они не могут удерживать в руках карандаши и кисточки. Бумага может быть самого разного формата и цвета, могут присутствовать и дощечки, иные поверхности.
Сблизиться детям поможет лист ватмана, разложенный по полу рядом с материалами для рисования. Лучше дополнительно стимулировать фантазию малышей. К примеру, можно показать им неопределенные рисунки, чтобы они додумывали, что на них, заканчивали их сами.
Подойдут заготовки в виде деревьев, животных, чтобы они самостоятельно разукрашивали их. Весьма хорошим приемом считается использование иллюстраций к сказкам. Интереснее процесс становится, если взрослый придумал историю про кота, нарисовал его, а затем предложил изобразить для него дом и так далее.
Стоит наполнять жизнь чада множеством впечатлений от новых и прекрасных мест, уникальных природных явлений. В случаях, если эмоций возникает постоянно много, ребенок захочет выражать их через бумагу.
Рекомендуется включать в подобное воспитание и лепку из пластичных материалов для того, чтобы художественно-эстетическое восприятие детей развивалось по всем направлениям. Готовые фигурки можно разукрашивать, использовать впоследствии в играх. Например, это могут быть фрукты, ягоды для кукол. Часто используется и изготовление аппликаций из листьев, желудей, шишек, кусочков тканей, ваты и так далее.
Отношение взрослых
Большую роль в формировании эстетического восприятия сыграет отношение взрослого к продуктам деятельности ребенка. Стоит хвалить его за то, что он старался, показывать искреннее отношение к его трудам. Не рекомендуется убирать подальше от глаз его творения, лучшим вариантом будет создание маленькой выставки его работ у себя дома. Это закрепит позитивное самоощущение, в дальнейшем ребенок будет больше склонен к творчеству.
Музыкальное развитие
Немыслимо эстетическое восприятие без звуковой составляющей. Чтобы научить человек тоньше чувствовать музыку, рекомендуется дома постоянно включать музыка. Нет необходимости останавливаться только на классической ее разновидности – лучше подмечать, какие мелодии и стили нравятся конкретно малышу. Нужно учитывать, что услышанное в ранний период жизни наложит свой значимый отпечаток на то, какую музыку человек будет выбирать, будучи взрослым. Лучше всего петь вместе с малышом, научить его танцевать, приобретать музыкальные инструменты, чтобы он играл на них. Стоит обращать внимание на его ассоциации с определенными звуками, способствовать тому, чтобы возникали образы, связанные с отдельными мелодиями.
Благодаря этому у человека сформируется эстетическое восприятие. Он сумеет находить прекрасное даже в повседневных вещах, выражая все, что чувствует, в художественной форме. Жизнь такой личности всегда наполняется множеством впечатлений. Тяга ко всему красивому способна привести и к красивым поступкам, а там и к такой же жизни.
Особенности восприятия образов
В эстетическом восприятии мира сочетается несколько механизмов: художественно-смысловой, разгадывание образного языка, эмпатическое попадание в произведение, чувство наслаждения. Взаимодействие данных компонентов обеспечивается воображением человека.
В художественных образах есть как субъективная, так и объективная сторона. Вторая проявляется в том, что автор уже вложил достаточные для понимания вещи в свое произведение. Это основа для дополнительных трактовок. Если же восприятие зрителей окажется таким же, как и изначальный замысел произведения, речь идет об образе-клише, репродукции.
Вам будет интересно: Французские женские имена: список, происхождение, значение
Но если образ был сформирован вне традиционных рамок, воображение зрителя будет рисовать весьма эксцентрические картины при ознакомлении с произведением. Суть его будет отложена в сторону, а на первый план выйдет непосредственно художественность.
Также эстетическое восприятие обладает двумя планами. Особым образом здесь соотносятся механизмы, посредством которых зритель отделяет реакцию на жизненные явления от реакции на роль образа в художественном контексте.
Если произведение в достаточной мере отражает некую реальность, соучастие в восприятии будет усиливаться. В то время как второй механизм связан с тем, насколько развито эстетическое восприятие зрителя. Многое зависит от опыта, познаний в искусстве, видения мира.
В случаях, когда полностью исключается первый механизм, произведение оказывается лишенным эстетических чувств. В то время как если нет второго компонента, образ превращается в нечто эмпиричное и инфантильное, в нем не будет самой специфики искусства. Таким образом, особенностью эстетического восприятия является соприкосновение этих двух граней. Благодаря этому формируется художественный эффект.
Примечательно, что до наших дней дошли сведения о том, как эстетическое восприятие природы, культуры и мира в целом формировал у своих учеников мастер своего дела Леонардо да Винчи. Он заставлял их на протяжении долгого времени высматривать пятна церковных стен, которые становились ярче со временем от сырости. Он считал, что таким образом ученики начинали воспринимать больше оттенков.
Ученый Якобсон описывал разглядывание облаков, клякс, поломанных веток при интерпретации их как изображений животных, пейзажей, произведений искусства. Советский артист Образцов также советовал обращать внимание на эти предметы, развивая свое эстетическое восприятие. Он считал, что подлинные эстеты воспринимают творения природы в качестве величайших произведений искусства.
Главная особенность
Главная особенность эстетического чувства заключается в его бескорыстности. Оно не связывается с удовлетворением материальной потребности, с утолением голода либо сохранением жизни и прочими инстинктами. Любуясь фруктами, человек не испытывает тяги их съесть – это не взаимосвязанные вещи. В основе такого чувства находится особая потребность, присущая человечеству – в эстетических переживаниях. Она появилась еще в первобытные времена.
Когда люди создавали предметы быта, они украшали их, придавали им особые формы для удовлетворения именно этой своей потребности, хотя на качество предмета и его пригодность для использования в быту украшения никак не влияли. Наибольший экстаз вызывали предметы гармоничных форм, некие идеальные симметричные сочетания. С развитием человечества усложнялась и форма удовлетворения потребности в эстетических переживаниях. Так появились различные виды искусства.
Модель художественного образа
Художественный образ – это «единица», которая содержит отношение человека к искусству. Здесь и эмоции, и эстетические оценки увиденного. При этом у разных людей готовность воспринимать данные элементы совершенно разная.
И знакомясь с явлениями окружающей среды, люди, склонные к эмоциональному восприятию, обычно восклицают: «Как интересно», «Люблю чувствовать в руках дерево», «Ветка отталкивающая». Во всех этих выражениях заключены эмоциональные реакции – радость, восхищение, отвращение.
Бывают люди, склонные к активному эстетическому восприятию произведений искусства. Они рассматривают явление со множества ракурсов, их реакции часто бывают аффективными, если не удалось выстроить конструктивный образ: «Сюжет не срастается», «Приходят на ум банальные вещи» и так далее.
Если диспозиция у человека адекватная, ассоциации у него рождаются соответствующие контексту, в рамках определенных конфигураций. Но если нет, ассоциации могут не иметь ничего общего с особенностями исходного явления.
Согласно результатам множества исследований, важная роль в эстетическом восприятии отведена творчеству. Это способ приобщиться к высшим духовным ценностям общества. Благодаря творчеству личность входит в культурное пространство цивилизации. Это способ выразить отношение к миру, людям и себе.
Важно учитывать, что невозможно понять особенности эстетического восприятия, не принимая во внимание того, что именно оно отражает. Только при исследовании и объекта, и самого способа его отражения возможно понять особенности восприятия. Ни одно ощущение никогда не появляется само собой, без причины. Только человек может не осознавать причины, в то время как она есть.
Чувственная картина мира является совокупностью всего, что человек способен увидеть, услышать, обонять, осязать. Она определена тем, как воздействует окружающая среда на личность. Куда бы человек не смотрел, при развитом эстетическом восприятии и нахождении в соответствующем состоянии найдется нечто, что будет казаться ему красивым. Это может быть сочетание цветов, фигура, черты лица, пейзаж. Порой даже решение задачи воспринимается как нечто прекрасное. И чем более развито эстетическое восприятие мира конкретной личностью, тем в более красивой атмосфере она живет.
При этом чувство прекрасного возникает и при созерцании предметов окружающего действительности, и при активных действий. К примеру, человек может испытывать соответствующее удовольствие от красоты чужого танца, а также от собственного.