что такое факты общественной жизни
Что такое факты общественной жизни
Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами динамизм социальной структуры.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Общество — это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность — переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах — называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своём сознании определённые факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (в смысле района проживания).
Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё. И всё же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
. социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определённое русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что ещё не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университета — это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.
Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет — это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путём переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.
Социальный факт: концепция, примеры и приложения
Содержание:
Известный как социальный факт к каждой идее или человеческому поведению, которое порождается жизнью в сообществе и является внешним по отношению к самому человеку. Эту концепцию придумал французский социолог Эмиль Дюркгейм в своей книге. Правила социологического метода (1895) и охватывает большинство явлений, происходящих в обществе.
Примером такого поведения являются аплодисменты, которые раздаются после исполнения песни на музыкальном концерте или в театральном представлении. Это коллективная реакция, усвоенная бессознательно, которая является частью культуры и существует вне индивидуального сознания.
Таким образом, социальные факты относятся к способам действий, мышления и чувств, присутствующим в сообществе и находящимся под влиянием этого сообщества и его контекста. Они формируют структуры, нормы и ценности, которые управляют жизнью в обществе.
Понятие социального факта у дюркгейма
Дюркгейм определял социальный факт как «любой способ действия, фиксированный или нет, который может оказывать внешнее принуждение к индивиду, и который является общим во всем масштабе данного общества и в то же время имеет собственное независимое существование. их индивидуальных проявлений ».
Для французского социолога эти идеи и поведение были внешними по отношению к человеку, но в то же время они формировали его и предрасполагали к определенным действиям.
По его словам, это произошло на основе культурных заповедей, которые каждый человек включил в процесс социализации и которые сознательно или бессознательно влияли на его поведение и мысли.
Основные понятия социального факта
Из определения Дюркгейма вытекают 3 основных характеристики социальных фактов:
1. Они являются внешними по отношению к человеку: эти мысли и поведение не являются частью биологической или психологической конституции человека. Напротив, они приходят извне и даются групповым путем по традиции, обычаю или повторению.
2- Они коллективны: это способы действий, которые разделяет подавляющее большинство членов сообщества, и их нельзя понимать как индивидуальные проявления.
3. Они являются принудительными: эти способы чувства, мышления и действия навязываются обществом, и, если бы это «обязательство» не существовало, люди не могли бы проявлять такой тип поведения.
Социальный факт в социологии
Для этого он постулировал их изучение с помощью эмпирического метода, основанного на наблюдении и экспериментировании, который был максимально приближен к тем, которые используются в точных науках.
Французский мыслитель определил эти идеи и поведение как «вещи», потому что они были внешними по отношению к каждому человеку и потому что их оценка не могла быть сведена к человеку, поскольку они были общими для всего общества.
В этом смысле для своего исследования он упомянул необходимость отбросить все предвзятые идеи, избегая предрассудков и субъективных ощущений.
Кроме того, он понимал, что этот метод должен проверять его гипотезы посредством логических рассуждений, использования статистики, наблюдения реальности и эмпирической проверки.
Типы социальных фактов
С социологической точки зрения социальные факты делятся на 3 группы:
-Морфологический: охватывает те виды поведения, которые определяют участие людей в различных условиях сообщества.
-Учреждения: состоят из действий, которые являются неотъемлемой частью жизни в обществе.
— Текущее мнение: состоит из мод, идей и, как правило, мимолетных тенденций, которые приводят к занятию субъективной позиции по определенной теме.
Социальный факт в законе
Его можно понимать как социальный факт, поскольку его правила и ценности являются коллективными, внешними по отношению к личности и навязываются принудительным образом.
Это неотъемлемая часть жизни общества, поскольку ее основы определяют и поддерживают порядок и преобладающую культуру в данном населении. Кроме того, закон отвечает за формирование членов сообщества и предрасполагает их действовать и думать определенным образом, связанным с группой.
Когда человек возражает против этого коллективного мандата, его обычно наказывают. В зависимости от серьезности поступка вы можете получить моральное неодобрение, подвергнуться цензуре, отстранению, изгнанию или наказанию в гражданском или уголовном порядке.
Короче говоря, социальная жизнь не мыслится без существования правовой системы, и, следовательно, закон присутствует в каждой группе людей. В свою очередь, когда люди принимают это как социальный факт, это означает, что они признают себя членами определенного сообщества.
Примеры социальных фактов
Все условности, юридические предписания и моральные обязательства являются примерами социальных фактов.
Большинство людей в детстве учат читать и писать на определенном языке, есть со столовыми приборами, уважительно относиться к старшим и ходить в школу для получения образования и обучения.
Позже они также узнают, что они должны работать, чтобы зарабатывать на жизнь, оплачивать покупки деньгами, одеваться определенным образом, платить налоги и выполнять контракты, а также супружеские и семейные обязанности.
Все эти виды поведения, которые человек выполняет почти естественно, являются социальными фактами, которые не являются его собственными, но были «навязаны» сообществом, в котором он живет.
Другими примерами являются определенные обычаи, являющиеся частью религии, такие как факт перекрещивания себя или крестное знамение католиков в определенных ситуациях.
Наконец, национальный пыл и демонстрация уважения к флагу и другим национальным символам, демонстрации как форма протеста, а также расистские и ксенофобские идеи против иностранцев, возникающие в определенных общинах, также являются социальными фактами.
Ссылки
Виды психологических тестов: их функции и характеристики
Социальный факт
Социальный факт — единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.
Смотреть что такое «Социальный факт» в других словарях:
Социальный факт — Social fact единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и… … Словарь бизнес-терминов
Социальный факт — (см. Факт социальный) … Экология человека
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ — (SOCIAL FACT) Э. Дюркгейм (Durkheim, 1895) настаивал на том, что социальные явления не могут быть сведены к индивидуальным состояниям, биологическим или психологическим, а зависят от социальных факторов. Так, он утверждал, что невозможно… … Социологический словарь
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ — по Э. Дюркгейму собственная предметная область социологической науки. Концепция С.Ф. разрабатывалась Дюркгеймом в контексте онтологического и методологического аспекта его социологической теории. Согласно Дюркгейму (онтологический аспект): 1)… … Социология: Энциклопедия
Социальный факт — это описание в терминах социологической теории тех событий, о которых накануне мы получили числовые характеристики … Социология: словарь
ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. fact, social; нем. Fakt, sozialer;фр. fait social; 1. Единичное, общественно значимое событие или нек рая совокупность однородных событий, типических для той или иной сферы соц. жизни или характерных для определенных соц. процессов. 2.… … Энциклопедия социологии
СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ — парадигмальная установка социально исторического познания, основанная на трактовке общества и его исторической эволюции в качестве объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию в рамках субъектно объектной оппозиции. Различают… … Новейший философский словарь
Социальный страховой риск — Социальный страховой риск предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск… … Википедия
Факт социальный — единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типических для той или иной сферы общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В обычном смысле факты социальные события, имевшие… … Экология человека
Социальный и политический кризис эллинистических государств — Конец III в. до н. э. представляет известную грань в социально экономической истории эллинистических государств. Процесс развития рабовладения во всём Средиземноморье принимает с этого времени ещё более интенсивный характер. Всё чаще практикуется … Всемирная история. Энциклопедия
Разбор задания №29 ОГЭ по обществознанию
Привлечение сторонней информации
В задании С4 или №29 ОГЭ по обществознанию требуется привести примеры из окружающей нас общественной жизни для ответа на поставленный вопрос. Вопрос связан непосредственно с прочитанным текстом.
Теория к заданию №29 ОГЭ по обществознанию
Итак, как я уже упомянул выше, задание С4 предполагает выход за рамки содержания текста и привлекает знания обществоведческого курса, фактов общественной жизни или нашего личного социального опыта.
Задание может иметь несколько модификаций:
Ниже мы разберем требования к выполнению заданий:
Во-первых, точность и корректность приводимых фактов, их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям.
Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.
Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации.
В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления, другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты общего.
Разбор типовых вариантов задания №29 ОГЭ по обществознанию
Разберем следующий пример:
Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как
Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.
Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.
К данному тексту нам предлагается следующее задание:
Почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
Необходимо немного подумать, вспомнить какие-либо примеры или рассуждения. После этого наш ответ должен выглядеть примерно так:
Посмотрим еще один пример с уже знакомым нам текстом:
Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами. В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.
Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».
Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.
В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.
В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.
Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.
Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.
Можно привести следующие три примера:
Что такое факты общественной жизни
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые компонента, образующие социальный опыт, названные в тексте (всего три примера).
(В каждом случае сначала укажите компонент социального опыта, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Прочитайте текст и выполните задания 17−20.
Культура может быть интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения людей). Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и исторической динамике они образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт.
Таким образом, наряду с генетическим кодом, который закрепляет и передаёт от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система, передающая от человека к человеку, от поколения к поколению надбиологические программы, регулирующие социальную жизнь.
Этот сложный развивающийся массив регуляторов человеческой жизнедеятельности системно организован, и есть основания, обеспечивающие его системную целостность. Такими основаниями выступают фундаментальные жизненные смыслы и ценности. Их обозначают по-разному, называют концептами, категориями культуры, универсалиями культуры. К ним относятся фундаментальные базисные ценности и жизненные смыслы, составляющие содержание категорий «человек», «природа», «пространство», «время», «личность», «деятельность», «свобода», «справедливость», «истина», «красота», и т. д.
Человек усваивает их в процессе воспитания и социализации, через образцы поведения и деятельности, через включение в разные виды деятельности, через язык, через транслируемые в культуре знания, которые он приобретает. Часто он не осознает всего содержания этих категорий, хотя и понимает и переживает их. Он имеет о них неявное знание. Если спросить человека, не занимающегося философией, на уровне его обыденного сознания, что такое справедливость, то, опираясь на конкретные примеры, он покажет, что есть справедливые и несправедливые поступки, но не сможет дать обобщающего определения справедливости.