Что такое энергетическая безопасность
Энергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности
Cложность, масштабность и глубина энергетических проблем современности выдвигает энергетическую безопасность в ряд наиболее важных составляющих национальной безопасности.
Как сегодня трактуется энергетическая безопасность
В настоящее время существует множество различных формулировок и трактовок понятия «энергетическая безопасность». Различные источники определяют энергетическую безопасность по‑разному, а именно:
• как энергетическую независимость государства;
• как характеристику теплоэнергетического комплекса страны;
• как состояние защищенности граждан, общества и государства от угрозы дефицита энергии и топливно-энергетических ресурсов;
• как состояние общества и экономики, которое позволяет поддерживать необходимый уровень в энергопотреблении;
• как совокупность условий, при которых отсутствует дефицит энергии;
• как средство экономического и политического воздействия и т. п.
По мнению авторов, ни одна из рассмотренных формулировок энергетической безопасности не может быть принята в качестве базового понятия, поскольку не только не отражает сущности энергетической безопасности, но и не содержит ее базовых основ, таких, как энергетические интересы, энергетические угрозы и энергетическая защита.
Анализ различных формулировок энергобезопасности показывает, что на сегодняшний день, к сожалению, единого определения данного термина не существует, что, в свою очередь, не позволяет разобраться в сущности этой важной составляющей национальной безопасности.
Аспекты, основа и уровни энергетической безопасности
Авторы предлагают рассматривать энергетическую безопасность комплексно с позиций системного подхода по крайней мере в трех аспектах. Во-первых, как подсистему, элемент, вид или составляющую системы более высокого уровня, каковой является национальная безопасность. Во-вторых, как самостоятельную отдельную сложную многоуровневую систему, включающую в себя свои не менее сложные подсистемы, элементы, виды или составляющие, но более низкого порядка. И наконец, как эксплуатационное свойство каждого вида энергоносителя и отдельного вида энергии.
Энергетическая безопасность так же, как и национальная безопасность, может быть внешней и внутренней, а в своей основе имеет три базовых понятия: «энергетические интересы», «энергетические угрозы» и «энергетическая защита».
Авторы предлагают свою формулировку понятия «энергетическая безопасность», которая, по их мнению, является наиболее полной и объективно отражает ее сущность.
Энергетическая безопасность – это внутреннее и внешнее состояние или положение страны, при котором:
• отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства и отдельных потребителей, возникающие в процессе добычи, переработки, транспортировки и использования природных энергоресурсов и получаемых на их основе всех видов энергии, а в случае возникновения угроз – система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов с целью устранения или минимизации негативных последствий;
• поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов;
• обеспечиваются необходимые условия как для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны, так и для достойной жизнедеятельности общества и каждого из его членов.
Применительно к энергоносителям энергетическую безопасность целесообразно рассматривать как их эксплуатационное свойство, проявляющееся в способности вырабатывать конкретный вид энергии в требуемом количестве и требуемого качества или способность переводить потенциальную энергию энергоносителя в другой требуемый вид энергии, например в электрическую, механическую, тепловую, световую и т. д.
На чем строится энергобезопасность
Основу любой безопасности, как известно, составляют интересы, угрозы и защита, поэтому очевидно, что энергетическая безопасность не является исключением и базируется на энергетических интересах, энергетических угрозах и энергетической защите.
Энергетические интересы государства и его граждан являются, безусловно, жизненно важными и долгосрочными. Суть энергетических интересов, в конечном итоге, сводится к рациональному использованию имеющихся энергоресурсов и получаемых за их счет всех видов энергии, а также к производству, сохранению и накоплению энергетического потенциала и энергоресурсов высокого качества, в том числе и за счет альтернативных источников получения энергии. Особая роль в системе энергетических интересов принадлежит научно-техническому прогрессу, поскольку именно он определяет уровень развития энергетики, промышленности и транспортной системы страны и, в конечном итоге, благосостояние граждан, подлинную независимость, международный авторитет и экономическую мощь любого государства.
Угрозы энергетической безопасности государства и его гражданам бывают реальные и потенциальные, они могут исходить как изнутри страны, так и извне. Внутри страны – от отдельных физических и юридических лиц (и государства в целом), деятельность которых значительно снижает, а в отдельных случаях и исключает производство, накопление и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение результатов научно-технического прогресса, тормозит поступательное развитие энергетики, промышленности и транспортного комплекса, например за счет необоснованного завышения стоимости сырья, энергоносителей и всех видов энергии. Извне – деятельность других государств, с одной стороны, делающая энергоресурсы инструментом политического и экономического давления, а с другой, приводящая к возникновению различных кризисов, в том числе и топливно-энергетических, а иногда и к военному противостоянию.
Под энергетической защитой понимаются различные мероприятия по обеспечению энергетической безопасности страны, а также меры, направленные на выявление, оценку и устранение реальных и потенциальных энергетических угроз. Очевидно, что меры, связанные с предупреждением угроз энергетическим интересам, следует считать пассивной защитой или пассивным обеспечением энергетической безопасности. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий появившихся угроз энергетическим интересам, можно назвать активной защитой или активным обеспечением энергетической безопасности.
Условия и факторы обеспечения энергетической безопасности
К факторам, препятствующим обеспечению энергетической безопасности, следует отнести неравномерность распределения запасов энергоресурсов по регионам планеты, возрастание внутренних и внешних террористических угроз, в том числе и энергетическим интересам отдельных стран и народов. Эти факторы становятся доминирующими на фоне отсутствия единой мировой энергетической концепции и мирового финансового кризиса. В то же время в качестве благоприятствующих факторов можно считать относительно теплые зимы последних 25 лет; достаточный уровень накопленных запасов энергоносителей, открытие новых месторождений энергоресурсов, увеличение доли использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, разработку, внедрение и применение безотходных и ресурсосберегающих технологий и др.
Следует отметить, что препятствующие и благоприятствующие факторы обеспечения энергетической безопасности находятся в постоянном противодействии, при этом повышение значимости той или иной группы указанных факторов неизбежно приводит к усилению или ослаблению национальной безопасности через ее энергетическую составляющую.
Энергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности
Cложность, масштабность и глубина энергетических проблем современности выдвигает энергетическую безопасность в ряд наиболее важных составляющих национальной безопасности.
Как сегодня трактуется энергетическая безопасность
В настоящее время существует множество различных формулировок и трактовок понятия «энергетическая безопасность». Различные источники определяют энергетическую безопасность по‑разному, а именно:
• как энергетическую независимость государства;
• как характеристику теплоэнергетического комплекса страны;
• как состояние защищенности граждан, общества и государства от угрозы дефицита энергии и топливно-энергетических ресурсов;
• как состояние общества и экономики, которое позволяет поддерживать необходимый уровень в энергопотреблении;
• как совокупность условий, при которых отсутствует дефицит энергии;
• как средство экономического и политического воздействия и т. п.
По мнению авторов, ни одна из рассмотренных формулировок энергетической безопасности не может быть принята в качестве базового понятия, поскольку не только не отражает сущности энергетической безопасности, но и не содержит ее базовых основ, таких, как энергетические интересы, энергетические угрозы и энергетическая защита.
Анализ различных формулировок энергобезопасности показывает, что на сегодняшний день, к сожалению, единого определения данного термина не существует, что, в свою очередь, не позволяет разобраться в сущности этой важной составляющей национальной безопасности.
Аспекты, основа и уровни энергетической безопасности
Авторы предлагают рассматривать энергетическую безопасность комплексно с позиций системного подхода по крайней мере в трех аспектах. Во-первых, как подсистему, элемент, вид или составляющую системы более высокого уровня, каковой является национальная безопасность. Во-вторых, как самостоятельную отдельную сложную многоуровневую систему, включающую в себя свои не менее сложные подсистемы, элементы, виды или составляющие, но более низкого порядка. И наконец, как эксплуатационное свойство каждого вида энергоносителя и отдельного вида энергии.
Энергетическая безопасность так же, как и национальная безопасность, может быть внешней и внутренней, а в своей основе имеет три базовых понятия: «энергетические интересы», «энергетические угрозы» и «энергетическая защита».
Авторы предлагают свою формулировку понятия «энергетическая безопасность», которая, по их мнению, является наиболее полной и объективно отражает ее сущность.
Энергетическая безопасность – это внутреннее и внешнее состояние или положение страны, при котором:
• отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства и отдельных потребителей, возникающие в процессе добычи, переработки, транспортировки и использования природных энергоресурсов и получаемых на их основе всех видов энергии, а в случае возникновения угроз – система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов с целью устранения или минимизации негативных последствий;
• поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов;
• обеспечиваются необходимые условия как для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны, так и для достойной жизнедеятельности общества и каждого из его членов.
Применительно к энергоносителям энергетическую безопасность целесообразно рассматривать как их эксплуатационное свойство, проявляющееся в способности вырабатывать конкретный вид энергии в требуемом количестве и требуемого качества или способность переводить потенциальную энергию энергоносителя в другой требуемый вид энергии, например в электрическую, механическую, тепловую, световую и т. д.
На чем строится энергобезопасность
Основу любой безопасности, как известно, составляют интересы, угрозы и защита, поэтому очевидно, что энергетическая безопасность не является исключением и базируется на энергетических интересах, энергетических угрозах и энергетической защите.
Энергетические интересы государства и его граждан являются, безусловно, жизненно важными и долгосрочными. Суть энергетических интересов, в конечном итоге, сводится к рациональному использованию имеющихся энергоресурсов и получаемых за их счет всех видов энергии, а также к производству, сохранению и накоплению энергетического потенциала и энергоресурсов высокого качества, в том числе и за счет альтернативных источников получения энергии. Особая роль в системе энергетических интересов принадлежит научно-техническому прогрессу, поскольку именно он определяет уровень развития энергетики, промышленности и транспортной системы страны и, в конечном итоге, благосостояние граждан, подлинную независимость, международный авторитет и экономическую мощь любого государства.
Угрозы энергетической безопасности государства и его гражданам бывают реальные и потенциальные, они могут исходить как изнутри страны, так и извне. Внутри страны – от отдельных физических и юридических лиц (и государства в целом), деятельность которых значительно снижает, а в отдельных случаях и исключает производство, накопление и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение результатов научно-технического прогресса, тормозит поступательное развитие энергетики, промышленности и транспортного комплекса, например за счет необоснованного завышения стоимости сырья, энергоносителей и всех видов энергии. Извне – деятельность других государств, с одной стороны, делающая энергоресурсы инструментом политического и экономического давления, а с другой, приводящая к возникновению различных кризисов, в том числе и топливно-энергетических, а иногда и к военному противостоянию.
Под энергетической защитой понимаются различные мероприятия по обеспечению энергетической безопасности страны, а также меры, направленные на выявление, оценку и устранение реальных и потенциальных энергетических угроз. Очевидно, что меры, связанные с предупреждением угроз энергетическим интересам, следует считать пассивной защитой или пассивным обеспечением энергетической безопасности. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий появившихся угроз энергетическим интересам, можно назвать активной защитой или активным обеспечением энергетической безопасности.
Условия и факторы обеспечения энергетической безопасности
К факторам, препятствующим обеспечению энергетической безопасности, следует отнести неравномерность распределения запасов энергоресурсов по регионам планеты, возрастание внутренних и внешних террористических угроз, в том числе и энергетическим интересам отдельных стран и народов. Эти факторы становятся доминирующими на фоне отсутствия единой мировой энергетической концепции и мирового финансового кризиса. В то же время в качестве благоприятствующих факторов можно считать относительно теплые зимы последних 25 лет; достаточный уровень накопленных запасов энергоносителей, открытие новых месторождений энергоресурсов, увеличение доли использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, разработку, внедрение и применение безотходных и ресурсосберегающих технологий и др.
Следует отметить, что препятствующие и благоприятствующие факторы обеспечения энергетической безопасности находятся в постоянном противодействии, при этом повышение значимости той или иной группы указанных факторов неизбежно приводит к усилению или ослаблению национальной безопасности через ее энергетическую составляющую.
Отправить на Email
Также читайте в номере № 06 (170) март 2011 года:
Стратегия и факторы обеспечения глобальной энергетической безопасности в странах
Энергетическая безопасность определяется Международным энергетическим агентством (МЭА) как безопасное и доступное энергоснабжение.
Энергетическая безопасность — это термин, обозначающий связь между национальной безопасностью и наличием природных ресурсов для потребления энергии.
В последние годы проблема изменения климата привела к тому, что концепция была уточнена до “предоставления по разумной цене, надежной и экологически чистой энергии».
Обеспечение энергетической безопасности означает обеспечение надежного предоставления энергетических услуг потребителям по цене, которую они могут себе позволить, и способом, который не наносит ущерб окружающей среде.
Энергетическая безопасность государства
Энергетическая безопасность государства означает разные интересы стран импортеров и экспортеров.
Интересы государств-импортеров энергии состоят в безопасности поставок и доступности по цене.
Государства-экспортеры энергоносителей, как правило, подчеркивают безопасность спроса. Они хотят гарантированно получать справедливую цену за свой экспорт энергии и что в будущем будет достаточный спрос, чтобы оправдать инвестиции в дорогостоящие энергетические проекты. Таким образом, существует явная разница между интересами стран-импортеров энергии и потребностями стран-экспортеров энергии.
Энергетическая безопасность, которая была нетрадиционной проблемой безопасности, теперь играет важную роль в национальной безопасности любой конкретной страны. Это стало одной из важнейших стратегических задач, стоящих сегодня перед миром.
Доступ к дешевой энергии стал необходимым условием функционирования современной экономики. Однако неравномерное распределение поставок энергии между странами привело к значительной уязвимости которая проявляется сейчас в связи с колебанием цен на энергоносители.
Факторы энергетической безопасности
Факторы энергетической безопасности включают, но не ограничиваются:
Концепция энергетической безопасности
Концепция энергетической безопасности должна заключаться в одновременном повышении доступности, эффективности и рационального использования энергетических услуг для конечных пользователей.
Доступность предполагает диверсификацию видов топлива и технологий в производстве энергии и минимизацию зависимости от импорта. Доступность по цене означает обеспечение электроэнергией и топливом в пределах доходов большинства потребителей.
Эффективность означает повышение производительности оборудования и снижение спроса на энергию. Руководство сводит к минимуму политические, социальные и экологические опасности, связанные с производством и потреблением энергии.
Энергетические разработки и проблемы, стоящие перед будущим энергетики
Сформировались антизападные альянсы производителей энергии, например, Венесуэла и Иран, а затем существует угроза международного терроризма для поставок энергоносителей. Не в последнюю очередь мы сталкиваемся с глобальными экологическими проблемами, возникающими в результате использования ископаемых видов топлива. Изменение климата может вызвать невиданную до сих пор миграцию, а также вспышку конфликтов из-за продовольствия, воды и энергии.
Проблемы энергетической безопасности
Проблемы энергетической безопасности сегодня стоят на первом месте в политической повестке дня во всем мире. В последние несколько лет все большее внимание уделяется проблеме энергетической безопасности. Угрозы энергетической безопасности включают политическую нестабильность некоторых стран-производителей энергии, манипулирование поставками, конкуренцию за источники энергии, нападения на инфраструктуру снабжения, а также аварии, стихийные бедствия, рост терроризма и зависимость доминирующих стран от иностранных поставок нефти.
Иностранные поставки нефти уязвимы для неестественных сбоев из-за конфликтов внутри государства, интересов экспортеров и негосударственных субъектов, нацеленных на поставку и транспортировку нефтяных ресурсов. Политическая и экономическая нестабильность, вызванная войной или другими факторами, такими как забастовки, также может помешать надлежащему функционированию энергетической отрасли в стране- поставщике.
Кроме того, у экспортеров могут быть политические или экономические стимулы ограничить свои зарубежные продажи или вызвать сбои в цепочке поставок. Нефтяное эмбарго 1973 года против США, Великобритании и др. является историческим примером, в котором поставки нефти арабскими странами были прекращены из-за поддержки Израиля.
Террористические нападения на нефтяные объекты, трубопроводы, танкеры, нефтеперерабатывающие заводы и нефтяные месторождения настолько распространены, что их называют “отраслевыми рисками». Инфраструктура для производства — ресурс крайне уязвим для саботажа. Одним из наихудших рисков для транспортировки нефти является воздействие океанских контрольно-пропускных пунктов, таких как Ормузский пролив, контролируемый Ираном, Суэцкий канал, контролируемый Египтом и т.п. Известно также, что доходы от экспорта нефти используются для финансирования террористических группировок, таких как ХАМАС, «Хезболла», Исламское государство.
Новые угрозы энергетической безопасности также возникли в форме усиления мировой конкуренции за энергетические ресурсы в связи с ускорением темпов индустриализации в таких странах, как Индия и Китай. Усиление конкуренции за энергетические ресурсы может также привести к заключению договоров о безопасности, которые позволят обеспечить справедливое распределение нефти и газа между крупными державами. Это может произойти за счет менее развитых экономик.
Ниже приведены показатели энергетической безопасности, хотя и не ограничиваются только ими:
Структура энергетической безопасности
Наша нынешняя энергетическая система основана в основном на углеводородах или ископаемом топливе: угле, нефти и газе. В настоящее время на эти три вида топлива приходится 85 % поставок первичной энергии, и, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2030 году на них все еще будет приходится 80% топлива. Это конечные невозобновляемые ресурсы, которые можно найти только в определенных частях мира.
Именно геология определяет базу энергетических ресурсов (общее количество запасов угля, нефти и газа, существующих на земле). История нефти говорит, что не вся ресурсная база доступна для использования. Многое из этого все еще остается нераскрытым, и из того, что существуют экономические условия для использования современных технологий.
То, что мы называем разведанными запасами, можно определить как те количества, которые, как показывает геологическая и инженерная информация, с достаточной степенью уверенности могут быть извлечены в будущее из известных коллекторов при существующих экономических и эксплуатационных условиях. Это означает, что в любой момент времени существует физический предел того, сколько нефти, газа или угля может быть добыто. На самом деле, все чаще не эти «подземные» геологические факторы ограничивают производство энергии и угрожают энергетической безопасности, а, скорее, геополитические, экономические и экологические факторы, которые ограничивают производство.
Некоторые промышленно развитые страны, главным образом Соединенные Штаты, имеют внутренний доступ к нефти. Другие, такие как европейские державы, должны развивать потенциал для поставки нефти из-за границы и транспортировать ее домой.
После Второй мировой войны экономика и геополитика добычи нефти и газа резко изменились.
Основные регионы-экспортеры нефти в мире, в первую очередь Ближний Восток, больше не являются объектом европейского колониализма и больше не находятся под контролем международных нефтяных компаний. Вместо этого богатые нефтью регионы теперь находятся под контролем независимых государств с их собственными национальными нефтяными компаниями. В случае с нефтью эти богатые нефтью государства создали картель, Организацию по экспорту нефти Страны (ОПЕК) для защиты своих интересов.
Распад Советского Союза привел к появлению новых государств- экспортеров нефти и газа, таких как Россия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. Точно так же в настоящее время в Африке существуют крупные государства-экспортеры нефти, Нигерия, Судан, Ангола и Латинская Америка, Колумбия, Эквадор и Венесуэла. Многие из этих государств создали свои собственные национальные нефтяные компании и ведут жесткую сделку, когда дело доходит до предоставления международным нефтяным компаниям доступа к своим запасам, тенденция, которую государства-импортеры энергии в развитых странах мира называют «ресурсным национализмом».
Можно также наблюдать значительный глобальный сдвиг в географии добычи нефти и газа от промышленно развитого севера в сторону так называемого развивающегося мира. Индия и Китай стали новыми центрами спроса в развивающемся мире, быстро меняя географический ландшафт спроса.
В настоящее время признано, что большая часть будущего роста спроса на энергию будет приходиться на развивающиеся страны, в которых по-прежнему наблюдаются высокие темпы роста населения, урбанизация и экономический рост. МЭА прогнозирует, что в период до 2030 года на развивающиеся страны будет приходиться 87% роста мирового спроса на энергию. Все это означает, что все больше государств и потребителей стремятся к ограниченному объему производства энергии.
Нефть остается ведущим мировым топливом, на нее приходится 33,1% мирового потребления энергии, но нефть продолжает терять долю рынка и ее нынешняя доля рынка является самой низкой в наборе данных. На развивающиеся экономики, особенно в Азии, – только на энергетику Китая приходится 71% роста мирового потребления энергии.
Таким образом, энергетическая безопасность связана с национальной безопасностью любого государства.