что должен делать музыкальный руководитель в доу
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе «Квалификационных характеристик должностей работников образования» утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. N761н. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13г. №1155.
1.3. На должность музыкального руководителя назначается лицо, которое имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
1.2. Музыкальный руководитель относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим МБДОУ д/с № 26 в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.3.Музыкальный руководитель непосредственно подчиняется заведующему МБДОУ д/с № 26, заместителю заведующего по безопасности, и старшему воспитателю.
1.4. Музыкальный руководитель работает по графику, утвержденному заведующим МБДОУ д/с № 26, с нагрузкой на одну ставку 24 ч в неделю.
1.5. Музыкальный руководитель в своей деятельности руководствуется:
— Конвенцией о правах ребенка, инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №223-ФЗ;
— Законодательными актами РФ, Московской области, г. Красногорска;
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
— Правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;
— Уставом и другими локальными актами МБДОУ д/с № 26;
— Настоящей должностной инструкцией, Трудовым договором, Договором с родителями.
1.6. Музыкальный руководитель должен знать:
— Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, региона и муниципалитета;
— Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Конвенцию ООН о правах ребенка;
— Устав и другие локальные акты организации;
— Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
— Правила по охране труда и пожарной безопасности;
— Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.
— Педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию, санитарию и гигиену;
— Индивидуальные и возрастные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;
— Методы и формы проверки результатов деятельности музыкально-художественной деятельности воспитанников, приобщения к музыкальному искусству;
— Музыкальные произведения детского репертуара;
— Современные образовательные музыкальные технологии;
— Достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;
— Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
— Основы экологии, социологии, педагогическую этику;
— Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами.
1.7. Музыкальный руководитель соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
1.8. По производственной необходимости может осуществиться перевод музыкального руководителя на вакантную должность по приказу руководителя.
2. Требования к квалификации
2.1. Музыкальный руководитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
2.2. Музыкальный руководитель должен обладать основными компетенциями в организации:
— Мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое и музыкально-художественное развитие;
— Различных видов деятельности и общения воспитанников;
— Образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»);
— Взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
— Методического обеспечения реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
— Овладения информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.
2.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»:
— педагогический работник должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности;
— педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
— Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
— Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
— Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
— Имеют установленную первую квалификационную категорию;
— Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
— Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
— Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания на уровне региона и России.
3. Должностные обязанности
3.1. Музыкальный руководитель осуществляет:
— Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников;
— Деятельность по воспитанию, образованию и развитию воспитанников, обеспечивая выполнение общеобразовательной программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
— Тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в музыкальном зале;
— Изучение индивидуальных способностей, склонностей и интересов детей в области музыкально-художественной деятельности и музыкального искусства;
— Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, содействие развитию музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку;
— Сотрудничество с детскими садами и социумом по вопросам музыкального воспитания.
3.2. Музыкальный руководитель определяет:
— Направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, их творческих способностей, широко используя условия развивающей среды;
— Содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры.
3.3. Музыкальный руководитель обеспечивает:
— Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
— Выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»);
— Стабильные результаты освоения воспитанниками образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и показатели динамики их достижений выше средних в г. Красногорске;
— Индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
— Использование музыкальных технологий, возможность самовыражения воспитанников в музыкально-художественной деятельности.
3.4. Музыкальный руководитель владеет:
— Современными музыкальными технологиями и методиками и эффективно применяет их в профессиональной деятельности;
— Информационно-коммуникационными технологиями и применяет их в воспитательно-образовательном процессе.
3.5. Музыкальный руководитель доводит информацию до воспитателя, старшего воспитателя и родителя о продвижении ребенка в освоении образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» через различные формы.
3.6. Музыкальный руководитель участвует:
— в разработке образовательной программы образовательной организации;
— в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательной организации (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия);
— в организации и проведении спортивных мероприятий с воспитанниками, обеспечивая их музыкальное сопровождение;
— в проведении утренней гимнастики с воспитанниками;
— в организации и проведении интегрированных, итоговых и других видов занятий совместно с педагогами, воспитателями и специалистами;
— в организации игровой деятельности во второй половине дня, проводит музыкально-дидактические игры с пением, театрализованные игры, музыкально-ритмические игры;
— в оснащении развивающей предметно-пространственной среды для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальном и театральном зале, в групповых помещениях и способствующей развитию инициативы и самовыражения;
— в проведении родительских собраний и иных форм взаимодействия с семьей;
— в педсоветах и других формах методической работы в организации, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром округа;
— в проведении проверки результатов деятельности воспитанников:
• в начале учебного года — для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
• в конце года — в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», динамики формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками музыкальной деятельности».
3.7. Музыкальный руководитель вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
3.8. Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
3.9. Поддерживает порядок на своем рабочем месте, в музыкальном зале. Проводит санитарно-гигиеническую обработку игрушек и музыкальных пособий в соответствии с требованиями СанПиН. Бережно использует имущество организации, методическую литературу, пособия.
3.10. Координирует работу педагогического персонала и родителей (законных представителей) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей;
3.11. Ведет документацию музыкального руководителя согласно номенклатуре дел в организации в соответствии с приказом.
3.12. Проходит медицинский осмотр в нерабочее время в соответствии с графиком.
3.13. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) не реже чем каждые 3 года.
3.14. Музыкальный руководитель содействует:
— Всестороннему развитию воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в организации;
— Формированию общей культуры личности, социализации, развитию музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
3.15. Музыкальный руководитель соблюдает:
— Права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;
— Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;
— Трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
3.16. Музыкальный руководитель обеспечивает:
— Охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
— Строгое выполнение расписания непосредственно образовательной деятельности;
— Выполнение требований заведующего МБДОУ д/с № 26, заместителя заведующего по безопасности, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
4.1. Музыкальный руководитель имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом детского сада, Коллективным договором и другими локальными актами организации.
4.2. Музыкальный руководитель в пределах своей компетенции имеет право:
— Принимать участие в работе творческих групп;
— Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
— Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;
— Вносить предложения при разработке образовательной программы и годового плана организации;
— Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной организацией;
— Представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях, и в печатных изданиях специализированной направленности;
— Знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;
— Требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
— Участвовать в работе органов самоуправления.
4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).
5.1. Музыкальный руководитель несет персональную ответственность:
— За жизнь и здоровье воспитанников во время проведения образовательного процесса (реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»);
— За нарушение прав и свобод ребенка;
— За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.2. В случае нарушения Устава организации, условий коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего музыкальный руководитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.
Деятельность музыкального руководителя в соответствии с ФГОС
Татьяна Евина
Деятельность музыкального руководителя в соответствии с ФГОС
Евина Татьяна Анатольевна
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 32
Центрального района Санкт-Петербурга
Евина Татьяна Анатольевна
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 32
Центрального района Санкт-Петербурга
Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС: деятельность музыкального руководителя
Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду».
К сожалению,приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.
Задачи музыкального воспитания
ФГОС в музыкальном образовании ДОУ С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?
1. Ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.
2. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки личности детей дошкольного возраста.
3. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.
Приказы Минобрнауки России утратили силу:
«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
«Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. Важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.
Итак, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»предполагает:
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
2. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
3. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях.
• образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
• Образовательная область «Познавательное развитие».
Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
• Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
• Образовательная область «Физическое развитие».
Развитие физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Деятельность музыкального руководителя направлена на введение ребёнка в мир музыки, развитие в нем музыкальной эрудиции и культуры, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Через это формируется у ребенка опыт восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам.
Через деятельность музыкального руководителя ребенок знакомится с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано,даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
Музыкальный руководитель, создавая музыкальную среду, должен опираться на следующие критерии еёкачества:
• функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество, каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
восприятие музыки—пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
воспроизведение музыки—пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца и т. п. ; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
Содержание музыкальной среды по ФГОС должно отражать принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Специфика занятий музыкального искусства заключается и в том, что в искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Каждая новая встреча со знакомым произведением должна обогащаться новыми впечатлениями.
Наличие слайдов, репродукций, альбомов по искусству обеспечивает синтез музыкального искусства с литературой, театром, живописью, скульптурой и архитек-турой.
Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.
Функциональный и эмоциональный комфорт детей
Комфорт обеспечивается оформлением музыкальных мини-центров. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего иметь дидактическую направленность. Предметная среда должна быть доступна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания,строится на следующих основах:
Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в младенчестве — ориентировочно-исследовательская деятельность,осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;
Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию, все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны). Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;
Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.). Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.
Специфика музыкальной деятельности в детском саду предъявляет особые требования к рабочему месту музыкального руководителя: оно должно быть укомплектовано современными техническими средствами.
Виды совместной музыкальной деятельности в детском саду:
музыкально-дидактические игры;
слушание музыки;
танцевальное, игровое, песенное творчество;
музыкальные сюжетно-ролевые игры;
концерты, музыкальные гостиные;
театральная деятельность.
Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ
Исходное требование к среде — еёпроблемность и развивающий характер: она через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его творчества.
Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды
(музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы и т. д.). К нему относится и репертуар, который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой. Все эти аудио-, видео- и тактильные составляющие среды предоставляют информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребёнок конструирует свой музыкальный мир.
Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребёнка, которые выступают в качестве партнёров в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.
Организация нерегламентированной деятельноститребует соблюдения следующих условий:
Наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной деятельности,
Наличие в группе всех наглядных пособий,
Наличие магнитофона и кассет
Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности
Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества.Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они становятся своего рода катализатором данного процесса.
Разнообразная предметно-развивающая среда в ДОУ, творческий подход и заинтересованность педагогов помогают нашим детям окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, развить воображение, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь.
Познание музыки и ее красоты происходит не только на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, но и в музыкальных уголках каждой группы.
Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний (круглые столы, дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи («Почтовый ящик», анкетирование, информирование родителей через ежемесячную газету (компьютерный вариант, создание фотоальбомов «Моя семья», «Музыкальный дневник группы», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы).
Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, выставки работ ребёнка и его родителей на тему «Рисуем музыку», конкурсы на лучший музыкальный ребус, кроссворд, лучший самодельный детский музыкальный инструмент. Многие из названных выше форм работы являются традиционными, но можно использовать и такие, как дискуссионный круглый стол, КВН, музыкальный абонемент «Детская филармония».
Самой привычной формой взаимодействия остаются родительские собрания, но и их можно проводить в форме дискуссий и круглых столов, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. Родителям нравится такая форма общения, и они охотно идут на контакт, проявляя интерес к тому, как живут дети в ДОУ, чем занимаются.
Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребёнка людьми.
Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор, который может стать положительным эмоциональным фоном в процессе приобщения ребёнка к музыкальному творчеству.
Итак,мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
1. Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», М., 2004
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Веракса М. : Мозаика-Синтез, 2011.
4. М. Б. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет // Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2006г.
5. Н. А. Ветлугина. Музыкальное воспитание в детском саду // Москва, «Просвещение», 1981г
6. Методика музыкального воспитания в детском саду. Издание второе, исправленное и дополненное, под редакцией Н. А. Ветлугиной // Москва, «Просвещение», 1982г.
7. Новиковская О. А. Практическое пособие «Логоритмика» Игры и упражнения для дошкольников. Издательство Санкт – Петербург Корона принт 2005.
8. Новоскольцева И., Капллунова И. Программа «Ладушки». СПб., 2002
9. Справочник музыкального руководителя № 6 – 2015,ЗАО «МЦФЭР», М., 2015
Театральная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС. Виды театров в разных группах ДОУ Театрализованная деятельность дошкольников. Данный материал, интересен и полезен для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей.
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса.
Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Дошкольное образование – главная ступень системы обучения. Именно оно закладывает.
Картотека игр музыкального руководителя на тему «Певческая деятельность в развитии речевого дыхания дошкольников» «Певческая деятельность в развитии речевого дыхания дошкольников» Выполнила музыкальный руководитель: Ещенко Елизавета Юрьевна Ростов-на-Дону.
Эссе музыкального руководителя Я – Здравствуйте! Я работаю музыкальным руководителем в ЦРР детский сад №8. Я всегда знала, что буду заниматься музыкой с детьми но произошло.
Образовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной.
Портфолио музыкального руководителя Каменец Е. А Основной функцией музыкального руководителя считаю воспитание любви к музыке, создание атмосферы познания, стремления узнать.