что делают юристы на предприятии

Должностная инструкция юриста

Должностная инструкция не входит в пакет документации, которая должна быть у предприятий и организаций в обязательном порядке. Тем не менее, это очень важный документ, который по сути дела определяет перечень трудовых обязанностей, прав и ответственность всех работников, включая юристов. Иногда, в случае возникновения разногласий и конфликтов между работодателем и подчиненным, должностные инструкции становятся доказательными документами в судебных инстанциях.

Кто разрабатывает документ

Разработка документа может входить в функцию руководителя юридического отдела, специалиста кадровой службы или секретаря организации. Но независимо от того, кто работает над должностной инструкцией, она обязательно должна быть заверена руководителем предприятия.

Основные особенности заполнения

Документ не имеет единого образца – в разных компаниях используются разные его формы, но некоторый стандарт заполнения все же есть. Как правило, должностная инструкция делится на несколько разделов:

При необходимости этот список может быть дополнен и другими пунктами, например, «Условия работы», «Право подписи» и т.п.

Документ оформляется в единственном экземпляре, который обязательно должен быть подписан сотрудником, занимающим пост юриста, а также его непосредственным начальником и руководителем компании. Если в организации несколько юристов, то их должностные инструкции могут в некоторой степени отличаться друг от друга, поскольку в этом случае исключается возможность дублирования одних и тех же функций.

Печать на документе ставить не обязательно, поскольку он относится ко внутреннему документообороту предприятия (к тому же с 2016 года юридические лица, как ранее и ИП, могут не применять в своей работе штампы и печати).

Образец заполнения должностной инструкции юриста

Сначала вверху документа пишется его название, затем с правой стороны отводится несколько строк для утверждения руководителем организации. Тут нужно вписать его должность, полное название предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строчку для подписи с обязательной расшифровкой.

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятии

Общие положения

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятии

Должностные обязанности юриста

Далее идет раздел «Должностные обязанности», в котором тщательно прописываются все функции и задачи, решение которых входит в компетенцию юриста. Обязанности должны быть расписаны максимально подробно, при этом необходимо учитывать рабочее время сотрудника и его режим, во избежание чрезмерной или, напротив, недостаточной рабочей нагрузки..

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятии

Права юриста

В раздел «Права» включаются полномочия, которыми наделяется юрист с целью наиболее плодотворного и эффективного исполнения вмененных ему обязанностей, в том числе возможность проявлять инициативу, требовать определенных условий труда и вносить различные конструктивные предложения. Тут же особо указывается его право на взаимодействие с руководством компании, всеми его подразделениями и специалистами при появлении такой потребности.

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятии

Ответственность юриста

Раздел «Ответственность» содержит в себе четкий перечень нарушений и проступков, за которые может последовать наказание в виде дисциплинарных взысканий. В одном из пунктов можно отдельно указать, что все применяемые требования, а также возможные меры воздействия входят в рамки законодательства РФ.

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятии

В конце должностную инструкцию надо согласовать с тем человеком, который несет ответственность за соблюдением прописанных в документе норм и правил (это может быть непосредственный начальник юриста, руководитель кадровой службы и т.д.). Тут следует вписать его должность, название компании, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

В следующей строке нужно указать данные о самом юристе: полностью его фамилию, имя, отчество, опять же название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом.

Источник

Преимущества наличия юриста на предприятии

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятии

В настоящее время эффективную предпринимательскую деятельность сложно осуществлять, не разбираясь досконально в российском законодательстве.

Для организации грамотного правового регулирования работы предприятия руководители нанимают юриста.

Специалист контролирует заключение сделок, формирует договорную базу, повышает юридическую грамотность руководителя и сотрудников, представляет интересы компании и выполняет множество иных функций.

Нормативная база

Юрист организации – это должностное лицо, которое регулирует правовые аспекты деятельности предприятия.

Данная должность может быть предусмотрена как в государственных учреждениях, так и в частных организациях.

В крупной компании правовой деятельностью может заниматься целая юридическая служба (отдел).

Юрист организации, прежде всего, должен быть хорошо ознакомлен с положениями Гражданского кодекса.

Специалист обязан не просто хорошо знать содержание кодекса, но и легко ориентироваться в данном документе.

Поскольку Гражданский кодекс постоянно дополняется различными правками, работнику необходимо отслеживать все изменения и быть в курсе новых положений закона.

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятии

Кроме Гражданского кодекса юристу важно разбираться в Трудовом кодексе, поскольку его работа часто связана с решением различного рода вопросов, возникающих в кадровой сфере.

Работники отдела кадров нередко обращаются за помощью к юристам.

Например, при разработке методики аттестации сотрудников, при приеме на работу или увольнении, при объявлении выговоров и т.д.

Помимо основных законодательных актов юрист должен разбираться в нормативных документах, регламентирующих деятельность его организации.

Вид нормативного документа зависит от того, к какой организационной правовой форме относится данное предприятие.

Так, юрист некоммерческой организации (НКО) должен разбираться в действующих законах, регулирующих деятельность НКО.

Преимущества штатного юриста

Организация может решать свои юридические вопросы двумя способами: заключить договор с юридической компанией (адвокатским бюро) и обращаться к ним при необходимости за правовой помощью, либо оформить в штат постоянного сотрудника.

В первом случае главным преимуществом является то, что в распоряжении компании оказывается целая юридическая организация, в которой работают специалисты разного профиля.

Это позволяет рассчитывать на получение квалифицированной помощи по любому вопросу.

Но подобные юридические конторы работают с несколькими клиентами одновременно, поэтому решение срочного вопроса для конкретного заказчика может затянуться.

К тому же, отсутствует возможность получения моментальной юридической помощи по незначительным текущим делам, поскольку нужный специалист не находится непосредственно на предприятии.

Главный минус работы с юридическими конторами – высокая стоимость подобных услуг.

Наличие штатного юриста, либо целого юридического отдела дает руководству организации целый ряд преимуществ.

К ним относятся:

Особенности деятельности юриста

Юрист может быть принят на работу в организацию, где уже существует юридическая структура с наработанной правовой базой, либо стать первым подобным специалистом.

В первом случае специалисту достаточно разобраться в уже налаженной правовой системе, ознакомиться с принятыми формами договоров, должностными инструкциями и т.д.

В такой ситуации риск совершить ошибку, которая приведет к негативным юридическим последствиям для организации, сведен к минимуму.

В иную ситуацию попадает специалист, который пришел на только что образовавшуюся должность юриста в компанию.

В таком случае работнику предстоит самостоятельно разрабатывать правовую базу, на которой будет основываться деятельность предприятия.

Сюда относится разработка должностных инструкций, подготовка проектов типовых договоров, принятие дополнительных соглашений, создание стандартных юридических формулировок, учет возможных сложностей и «подводных камней» и т.д.

Для успешного решения подобных вопросов юристу важно не только разбираться в российском законодательстве и особенностях деятельности конкретной организации, но, также, заручиться поддержкой руководства предприятия.

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятии

В государственных структурах и на крупных предприятиях вся деятельность юридического отдела четко зафиксирована в соответствующих положениях. Это позволяет обозначить рамки для специалиста и наделить его конкретными полномочиями.

В небольших частных организациях положение юриста часто не определено соответствующими нормативными актами и сфера его деятельности остается достаточно расплывчатой, что значительно осложняет работу специалиста.

Руководители небольших предприятий часто стремятся оставить за собой право принятия решения, в том числе и в сфере правового регулирования деятельности компании.

Стремление ограничить юриста в полномочиях и принятие важных юридических решений без его участия может привести к негативным последствиям для организации.

Предпринимательские интересы не должны противоречить нормам закона.

И только полное посвящение юриста во все дела фирмы и его осведомленность о тонкостях ведения конкретного дела позволит найти баланс между соблюдением интересов бизнеса и юридической чистотой сделок.

Любой квалифицированный юрист, пришедший в новую организацию, изначально проверяет договорную базу предприятия.

Если в договорах существуют ошибки правового характера (например, вместо подписи руководителя в документе стоит подпись его заместителя, не наделенного соответствующими полномочиями), юрист потребует их исправления.

Наличие уважения между руководителем и юристом является важным условием построения выгодного сотрудничества.

В организации юрист должен занимать особое положение доверенного лица руководителя, не являясь лишь простым наемным работником.

Наличие личной заинтересованности в коммерческом успехе организации является мощным стимулом для качественного выполнения возложенных на специалиста обязанностей.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Договор подряда», где подробно объясняется какие права есть у подрядчика

Или ТУТ вы узнаете как составляется договор комиссии

Где можно ознакомиться с решениями арбитражных судов:

Как стать юристом предприятия

Для того чтобы стать грамотным юристом организации молодому специалисту необходимо соответствовать следующим требованиям:

Эффективность работы юриста во многом зависит от его технической оснащенности.

На компьютере специалиста обязательно должна быть установлена справочная база данных, постоянно обновляемая.

Это может быть система «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

Кроме того, у юриста должна быть подписка на периодические издания («Российская газета», «Экономика и жизнь» и т.д.).

Чем лучше юрист осведомлен обо всех изменениях и событиях, происходящих в законодательной сфере, тем эффективнее он будет строить свою работу.

Также, специалист должен получать своевременную информацию обо всех изменениях в той сфере деятельности, к которой относится работа предприятия.

Например, юрист медицинской организации должен быть в курсе всех изменений, которые происходят в области правового регулирования системы здравоохранения.

Должностные обязанности юриста

В должностной инструкции юриста обычно указаны следующие обязанности:

Таким образом, претендуя на должность юриста предприятия важно учитывать следующие аспекты:

Источник

Юрист на предприятии. Какие у него обязанности?

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятииРазнообразие юридических вопросов, регулярно встающих перед руководством любого предприятия, заставляет включать в штат организации юриста. Большие и средние компании имеют целые юридические отделы, занимающиеся вопросами соблюдения законности в процессе функционирования, защитой прав и интересов предприятия, отслеживания и своевременного реагирования на все изменения в законодательстве.

Маленькие компании ограничиваются одним юристом, разбирающимся в разных направлениях юриспруденции (жилищное, налоговое, семейное, уголовное и другие виды права).

В некоторых случаях компания вовсе не имеет собственного юриста, а все вопросы решаются по договору с юридической фирмой.

В обязанности юриста в компании входит:

Одной из самых важных обязанностей юриста является участие в составлении договоров. Прежде, чем договор будет подписан руководителем, он должен пройти всестороннюю проверку, в том числе проверку лицензий, допусков, разрешений. От правильности составленного и подписанного договора может напрямую зависеть финансовое благополучие предприятия.

Чем крупнее компания и разнообразнее её деятельность, тем большее количество юридических вопросов приходится решать её руководству. Юридические отделы таких компаний состоят из специалистов, занимающихся решением вопросов по разным направлениям права. Узкая специализация позволяет юристам компаний решать самые сложные что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятиивопросы в какой-то определённой области.

Для обеспечения непредвзятости в решениях юристы (или юридические отделы) на предприятии, как правило, подчиняются непосредственно руководителю компании.

Мелкие компании и предприятия используют в своей работе два варианта юридического обеспечения:

Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки и выбор, каким будет юридическое обеспечение, в конкретном случае принимается с учётом всех особенностей ситуации.

Собственный юрист удобен тем, что он всегда готов оказать консультацию. За время работы в компании он успевает ознакомиться с особенностями её коммерческой и хозяйственной деятельности, поэтому его консультации всегда максимально полезны и информативны.

С другой стороны, один юрист, даже самый опытный, не в состоянии одинаково хорошо разбираться в разных областях права. Наличие в штате дополнительного работника заставляет работодателя нести дополнительные затраты в виде регулярных выплат (заработная плата, отчисления в социальные фонды и так далее).

Привлечение юридических компаний позволяет получить консультацию наиболее опытных специалистов в данной области права. Однако, подобные консультации, а тем более судебные сопровождения каких-либо дел, имеют высокую стоимость.

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятииНаиболее целесообразным является привлечение юридических компаний для решения сложных вопросов, а также ведения дел в судах низшей, арбитражной или кассационной инстанции. Собственный же юрист эффективен для решения повседневных вопросов или небольших проблем юридического характера.

Существование современных предприятий без юридической поддержки невозможно. Только грамотный специалист способен минимизировать правовые риски компании при осуществлении производственной, хозяйственной или административной деятельности.

Источник

Стандарт юридического сопровождения деятельности предприятия, учреждения, организации

Стандарт юридического сопровождения деятельности предприятия, учреждения, организации

Такими документами являются:

Третье – договорная работа на предприятии. Это наиболее распространенные в деятельности любого предприятия виды коммерческих договоров со следующими условиями:

а) какой именно товар поставляется/покупается – пищевое сырье или промышленное оборудование с каким сроком годности/или гарантийным сроком – с подробным описанием, называемым «спецификация»;

б) в какие сроки – в течение ________________; еже______________; либо – в какой срок с момента предварительной оплаты, и др.;

в) на каких условиях оплачивается покупаемый товар – в рассрочку, с отсрочкой платежа и под какие гарантии – например, личное поручительство руководителя организации-покупателя;

е) порядок разрешения споров – без предъявления претензии сразу идем в суд или сначала долго переписываемся и выясняем причины и обстоятельства конфликта;

з) момент, с которого договор считается заключенным – с момента подписания, или др. момента (возможно ранее даты подписания), способ согласования его изменений/дополнений по адресу электронной почты в сети Интернет;

2) Договор подряда – на изготовление/или переработку вещи, в котором должны быть обязательно названы вид работы, результат, который Заказчик ожидает получить от Подрядчика и сроки как начала, так и сдачи готового результата работы; остальные условия о порядке приемки-сдачи работ, условиях оплаты /с авансом или после итоговой сдачи работ, и другие, аналогично п.п. д)-ж) п.1 по договору поставки;

Уважаемые коллеги, предлагаю познакомиться в соцсетях:

Спасибо за внимание, с уважением, автор Татьяна Григорьева.

Источник

Юридическая служба компании

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятии

Начиная выстраивать работу юридической службы в компании, нужно, во-первых, четко определить, что она собой представляет, сферы ее деятельности и влияния. Во-вторых, установить ее место и роль в организации: с кем и как она взаимодействует, какова ее роль и зачем она нужна.

Понятие юридической службы

В законодательстве отсутствуют какие-либо нормативные или разъяснительные акты, в которых достаточно подробно давалось бы понятие и описание юридической службы (ЮС). Давно устарели советские стандарты 70-х годов прошлого века, например, из-за использования таких фраз: «Руководитель юридической службы консультирует работников по вопросам трудового права». Скорее всего, сегодня юрист, давший работнику подробную инструкцию, как избежать увольнения, вскоре сам потеряет работу. Мы предлагаем базовое, короткое и емкое определение:

Юридическая служба организации — это подразделение, осуществляющее правовое обеспечение ее деятельности.

Именно юрист определяет, что законно или незаконно в деятельности компании, защищает ее права и обязанности, выстраивает схемы сделки, формирует договорную базу и политику.

Как организовать работу юридической службы

Организация работы ЮС, определяющая ее место в компании, должна идти по трем направлениям:

Внутри самой службы: организация работы в коллективе, порядок проверки юристами документов, разработка требований к контрагентам, договорам, налоговым рискам.

В компании в целом. Эта сфера работы службы пересекается с первой. Нужно помнить, что в любой организации юридически значимые действия (то есть те, что имеют правовые последствия) совершают не только юристы. Только последние понимают риски и как правильно действовать.

Например
Юрист не подписывает акт приема-передачи, и полномочия того, кому товар отгружен, проверяют водитель или экспедитор. Нарочный, доставляя документы, проверяет полномочия у секретаря — получателя. Сотрудник финансового отдела обещает скидку с корпоративного адреса (при этом Верховный Суд признает, что электронная почта может быть доказательством обмена юридически значимыми сообщениями при достоверном установлении получателя и адресата). Все эти действия могут иметь правовые последствия. А рядовой финансист, бухгалтер, кадровик, экспедитор, снабженец не всегда это осознают. Таким образом, важно взаимодействовать с другими подразделениями, сотрудниками, советом директоров, генеральным директором для грамотного построения работы, объяснения правовых рисков.

Внешние контрагенты. Это могут быть поставщики, покупатели, арендодатели, госорганы. Например, такие, как правоохранительные органы, суд – в случае необходимости участия в судебном заседании, приходится распределять обязанности между юристами, решать, кто пойдет на заседание и кто будет вести судебное дело. Более того, даже подготовка письма в ответ на поступивший запрос – это тоже взаимодействие с внешними контрагентами. Вам придется разработать разъяснения, указания, оспорить действия налогового органа, в конце концов. Таких ситуаций достаточно много.

3 задачи юридической службы

Задачи юридической службы определяют ее основные роли, каждая из которых делится на подзадачи. Давайте разберем поле приложения сил сотрудников юридической службы.

1. Обеспечение законности в деятельности организации, защита ее прав и интересов

Роль юриста — контролировать законность всех действий, решений, договоров, отчисления налогов. Обратная сторона процесса — когда обычный юрист говорит в ответ на поставленную клиентом/доверителем/работодателем задачу: «Это невозможно в соответствии с такими-то законами».

Однако нанимателя не интересует законность, ему нужно решение проблемы, поэтому квалифицированный и грамотный специалист будет искать варианты, которые, к сожалению, иногда бывают и в самом деле незаконны. И это уже вопрос ответственности работодателя, о которой он должен узнать именно от юриста.

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятииАлексей Голощапов, кандидат юридических наук, преподаватель Русской Школы Управления

Мои клиенты готовили заявление от сотрудников, которые участвовали в государственных конкурсах на 200-300 млн руб. Вопрос заключался в том, что они изначально не знали, какие именно конкурсы будут объявлены в 2019 году. Юристы компании заявили, что закон о персональных данных требует понимания, кому передается информация о сотрудниках, поэтому участие в конкурсах невозможно. Но я посчитал, что работник предоставляет компании информацию о себе с целью участия в конкурсе и последующей ее передаче в госорганы, которые его объявят. Даже если компании выпишут административный штраф за разглашение персональных данных и потребуют устранить утечку, можно подписать соответствующие соглашения с самими сотрудниками, лишь бы не пропустить такое выгодное участие.

Работа юриста заключается не только в тактических действиях (разработка документооборота, подготовка типового договора), но и в стратегических, которые оправдывают ожидания работодателя или клиента. Когда работодатель поймет, что юрист решает его проблемы (выигрывает суды, разрабатывает договоры, благодаря которым его права не нарушаются), юрист сможет просить повышения зарплаты, расширения штата.

Совет: доказывайте свой профессионализм. И подчеркивайте свою значимость. Даже если вы знаете, как мгновенно решить проблему, лучше ознакомьтесь еще раз с документами, сверьтесь с правовыми системами и возьмите несколько дней на подготовку ответа.

Тонкости защиты прав и интересов организации. Юрист всеми способами, не противоречащими Кодексу, должен оберегать интересы своего клиента, доверителя, работодателя. Но есть два важных аспекта, на которые не всегда обращают внимание:

Опытный юрист должен всегда предвосхищать развитие событий. Это означает, что анализируя сделку или текст договора, построение группы компаний, покупку акций, вхождение в качестве участника в другое юридическое лицо, он каждый шаг сделки или пункт договора анализирует с точки зрения «А что, если…». «Что будет, если товар не поставят?», «Что будет, если товар поставят, но не в том ассортименте, или он дефектный, или без документов?», «Что будет, если этот пункт будет выполнен?». На подобные вопросы юристы часто отвечают после того, как договор подписан и возникла критическая ситуация. В ее предотвращении важную роль играет организация работы юридической службы. Руководитель службы и его подчиненные должны все анализировать заранее.

Юрист должен управлять правовыми рисками. Это обязательное условие управления и организации работы юридической службы. И начать руководитель должен с себя. Тем более, этот навык сейчас выводится на законодательный уровень: с 2020 года в законе об акционерных обществах вступает в силу новая норма, обязывающая иметь службу внутреннего аудита в публичных АО. Эта служба будет заниматься правовыми рисками. Безусловно, есть контрагенты, у которых уже сложилась репутация и с ними работать проще. Но при контрактах на большие суммы лучше заранее предположить худшее, чтобы избежать неприятностей.

Два подрядчика некачественно выполнили работу. Обычно по договору подряда заказчик может отправить мотивированный отказ в течение 5-7 рабочих дней, иначе работа считается выполненной и принятой без замечаний. Итак, отказ отправлен нарочным и принят секретарем на соответствующем бланке с подписью и входящим номером. Какие здесь могут быть правовые риски?

Подрядчики могут обратиться в суд, поскольку работа не оплачена, и потребовать пени за неустойку. Заказчик возражает: направлен мотивированный отказ, на его основании некачественная работа не должна оплачиваться. Недобросовестные контрагенты в ответ заявляют: «Отказ сфальсифицирован, чтобы не принимать работу. Потому что человек с такой фамилией (который принял документ) вообще у нас не работает, можете сделать запрос в Пенсионный фонд. По штатному расписанию у нас есть офис-менеджер, а в ваших бумагах фигурирует секретарь. А согласно положению о документообороте, утвержденном директором, на входящую корреспонденцию ставится круглая печать, а не красная треугольная, как у вас».

Это, безусловно, правовой риск, который юрист должен учитывать и управлять им, направляя отказ или любой другой правовой документ контрагентам.

2. Обеспечение правовыми средствами сохранности имущества, поддержание и развитие правовой культуры организации

Отсутствие привычки мыслить по шаблону — один из ключевых навыков юриста. Задача обеспечения сохранности имущества, поддержание и развитие правовой культуры организации требует именно такого подхода. С недвижимым имуществом часто возникают спорные моменты: если заканчивается срок исковой давности, оспорить сделку уже невозможно. Здесь и пригодится умение искать новые пути.

Юрист проиграл иск по одному требованию, соответственно, подать по нему новый иск уже нельзя. Но можно найти другое обоснование для оспаривания. Так, существует п.52 совместного постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов 10/22, где установлен еще один способ защиты нарушенных прав, которого нет в Гражданском Кодексе. Это иск о признании права отсутствующим. Он может спасти безнадежную ситуацию, поскольку, согласно постановлению Пленума Верховного суда №43 от 29.09.2015, на требование о признании права отсутствующим срок исковой давности не распространяется. И такого рода иски можно предъявлять через много лет с момента, когда право было нарушено.

Устав компании — это тоже рубеж обороны юриста. В нем можно прописать определенные требования к одобрению крупных сделок. Или вообще указать, что сделки с акциями, долями, займами, кредитами, недвижимостью требуют единогласного одобрения. Установить особый порядок созыва и подготовки общего собрания не только через Почту России (письма могут перехватить рейдеры), но и дублируя информацию с помощью публикации в газете.

Воздействовать на недобросовестного поставщика, защищая имущество работодателя, тоже бывает нелегко. Он нарушает сроки, меняет ассортимент, не соблюдает качество товара, нарушает требования к таре и упаковке. Какие существуют правовые механизмы обеспечения, например, сроков поставки? В договоре, конечно, прописана неустойка, но ведь ее еще нужно взыскать! Значит, юристу придется открывать дело, идти в суд, платить госпошлину. Не проще ли перепасовать мяч судебного разбирательства на контрагента?

Это возможно, если в договоре указать: «Из всех сумм, подлежащих уплате поставщику, покупатель вправе удерживать пени, убытки, штрафы и т.д.». Таким образом, если компания должна заплатить такому поставщику миллион рублей, 100-110 тыс. руб. будет удерживаться в качестве пеней и неустоек, после направления контрагенту соответствующего письма. И теперь пусть уже поставщик, несогласный с суммой неустойки, идет в суд — закон дает такую возможность. Теперь уже он будет писать претензию, оплачивать госпошлину и юриста, идти в суд и дожидаться непонятного результата. Этот пример демонстрирует две важные вещи: как важно предвосхитить развитие событий, указав соответствующую строку в договоре, и управлять правовыми рисками (в данном случае — задержки оплаты или доставки).

Безусловно, ситуация будет другой, если ваш контрагент — монополист. Он является сильной стороной и навязывает компаниям свои условия. Это банки, страховые компании, такие структуры, как РЖД или Газпром. Но даже после заключения договора с ними у компании есть возможность обжаловать определенные пункты через суд, ссылаясь на то, что она — слабая сторона и условия соглашения были навязаны. При этом можно указать, что заключить договор с кем-либо еще невозможно, приложить заключение ФАС, что контрагент действительно единственный поставщик в этом регионе.

Поддержание и развитие правовой культуры организации обязывает юриста объяснять неблагоприятные правовые последствия решений тем сотрудникам, которые участвуют в правовой, договорной деятельности компании. Их много и они могут не иметь юридического образования и лично не подчиняться юридической службе.

что делают юристы на предприятии. Смотреть фото что делают юристы на предприятии. Смотреть картинку что делают юристы на предприятии. Картинка про что делают юристы на предприятии. Фото что делают юристы на предприятииАлексей Голощапов, кандидат юридических наук, преподаватель Русской Школы Управления

Кадровики не уточнили у юриста, есть ли доверенность у увольняющегося сотрудника. (Замечу: я советую всегда включать юриста в обходной лист. Это особенно полезно, если компания плохо расстается с работником, который по доверенности может подписать любые документы от имени компании, в которой уже не работает). Или, допустим, компания дополнительно нанимает по договору маркетинговую компанию для проведения акции в помощь уже имеющимся в штате маркетологам. У юристов сразу возникают налоговые риски, поскольку Налоговая инспекция может счесть необоснованным расходом сумму на сторонних специалистов.

Или грузчики перепутали место доставки и привезли мебель не тому человеку, который все принял и расписался в получении. Юрист знает, что возник большой правовой риск и помнит ст. 312 ГК РФ, в которой сказано: «Должник, исполняя обязательство, обязан убедится в личности кредитора и обязан потребовать от кредитора доказательств, что он является надлежащим получателем товаров, работ и услуг». Но грузчики этого не знают. И не проверяют получателя. Отсюда возникает большое количество споров, которые отчасти относятся к области управления правовыми рисками.

Здесь может помочь принцип Эстоппель, который подразумевает запрет на непоследовательное поведение. То есть нельзя поступать в противоречии со своими предыдущими поступками и высказываниями. В ГК его нет, но он активно применяется судами в экстренных ситуациях (потеря накладной, ее подписание лицом без полномочий). Например, кладовщик принял по доверенности партию товара, покупатель ее оплатил. Но во второй раз у него доверенности не было, между тем, партию он принял. А покупатель оказывается платить за доставленный товар, мотивируя это отсутствием разрешительных документов у кладовщика. Но на вторую партию доставки правовые нормы начинают действовать по принципу «из обстановки». То есть, если в первый раз оплаченный товар был доставлен, принят этим человеком и все было в порядке, то противоположное поведение компании может быть оспорено.

Юрист не может прогнозировать планы работы отделов продаж, маркетинга, но может наладить взаимодействие с разными подразделениями, чтобы их руководители и сотрудники тоже понимали правовые риски своих решений. В этом случае маркетологи напишут служебную записку, что они сами не справляются с поставленной задачей, или поменяют должность — здесь уже юрист подскажет выход.

Эффективным механизмом поддержания правовой культуры организации станет консультирование коллег, работников. Как о внутреннем распорядке, так и о действующем законодательстве. Это может быть инструктаж, подготовка памятки: в какой ситуации запросить доверенность, когда она не может быть ксерокопией (которые не являются доказательством в суде), где нужно включить текст о полномочиях в договор (в отношении тех, кто подписывает акт выполненных работ или приема-передачи, отгружает груз). Проведите ревизию должностей, на которых сотрудники совершают действия с правовыми последствиями, и напишите для них памятку. В ней укажите алгоритм действий, а затем соберите общее собрание и объясните все правовые риски. Памятку можно раздать под роспись.

3. Глобальное обеспечение законности в компании

Это касается сферы проведения юридической экспертизы проектов внутренних нормативных актов компании на предмет их соответствия действующему законодательству.

Что должна контролировать юридическая служба

В случае необходимости юристам стоит участвовать в их подготовке.

Работа с контрагентами

Претензионно-исковая работа

В итоге нужно представить руководству рекомендации, как избежать претензий и отвечать на иски, как списать безнадежную задолженность, как организовать работу приема качества и количества товара.

В некоторых компаниях есть претензионные отделы, не входящие в юридическую службу. Им тоже нужно писать инструкцию по подготовке претензий. Ведь она теперь не просто формальный документ, а основание для подачи иска. Стоит сделать типовую форму претензий в текстовом формате, в которой какие-то формы будут неизменны. Это облегчит работу и юристу, и подразделениям компании.

Работа с доверенностями

Один из важнейших инструментов, который требует внимания к деталям. Нужен журнал который для систематизации учета доверенностей можно вести в электронном виде, в форме таблицы. Не забудьте поставить «напоминалки» (в том же Excel) об окончании срока доверенности.

Кроме учета важно контролировать отмену доверенности. Не только в отношении увольняемых сотрудников, но и в качестве стратегического рычага ее выдачи. Основной риск юридической службы — подписание документов лицом без полномочий. Сейчас число сделок по поддельным доверенностям или по доверенностям, отозванным задним числом, приобрело массовый характер. Этот риск тоже надо учитывать.

Корпоративное управление

Корпоративное управление подразумевает обеспечение законности работы органов управления компании и контроль акционерной организации, участие в подготовке проектов решений совета директоров, в подготовке выпуска и обращения ценных бумаг, информировании акционеров о деятельности компании и их консультированию. Например, в случае непредставления информации, члену АО кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф от 500-700 тыс. руб. А иногда за нарушение порядка проведения общего собрания можно получить до 1 млн руб. штрафа административной ответственности.

Область недвижимости

Задача юриста — обеспечить систематизированный учет объектов недвижимости организации и обеспечить его государственную регистрацию. Один из механизмов обезопасить недвижимость клиента — запрет на совершение сделок без личного присутствия. Необходимо обратиться в Росреестр, чтобы собственник компании написал, что сделки по доверенности невозможны.

Любая компания — живой организм. Эффективность работы ее сотрудников (и юристов в том числе) зависит от степени взаимодействия с другими сотрудниками и подразделениями. Именно юристы сталкиваются с самыми негативными сторонами работы компании: несвоевременными поставками, жалобами клиентов, исками. На первый взгляд, многие сложности работы компании от них не зависят. Но любое отклонение от условий договора — это вызов юристу. Поэтому лучше предупредить удар: самая лучшая битва — та, которой не было.

Текст: Светлана Щербак

Материал подготовлен на основе части практического курса кандидата юридических наук Алексея Голощапова, преподавателя Русской Школы Управления. Узнать больше и повысить свою квалификацию в области юриспруденции вы сможете на наших курсах:

Смотрите отрывок занятия:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *