что делать если танец тяжело учиться
Как научиться танцевать: лайфхаки для новичков
Как научиться танцевать в домашних условиях
Вдохновитесь!
Вдохновения не нужно ждать, ведь можно создать его себе самостоятельно. С мотивацией помогут танцевальные видео и музыкальные клипы. Тогда и заставлять себя не нужно – ноги сами пойдут в пляс. После просмотра роликов с профессиональными танцорами усидеть на месте очень сложно и хочется скорее научиться так же.
Слушайте музыку
Любой опытный танцор вам скажет, что техника – это, конечно, важно, но ещё важнее музыкальность. Чтобы развить музыкальный слух и чувство ритма, нужно стать настоящим меломаном. Слушайте разные жанры и разных артистов – это даст вам возможность расширить музыкальный кругозор и точнее определить, какое направление в танце вам ближе. К счастью, музыку можно слушать везде: в наушниках на прогулке, дома во время уборки или в колонках автомобиля. Отмечайте про себя интересные мелодические приёмы, отбивайте биты, при любой возможности пританцовывайте.
Занимайтесь физической подготовкой
Научиться хорошо танцевать невозможно без натренированного тела. У вас должен быть определённый уровень выносливости, мышечной силы и гибкости, чтобы успешно осваивать хореографические элементы и не выбиваться из сил в середине тренировки.
Где научиться танцевать?
Самый простой и эффективный способ – записаться в студию танцев. Многие танцевальные школы организуют бесплатные открытые уроки, на которых вы можете присмотреться к определённому стилю танца и понять, подходит ли вам манера преподавания этого педагога.
Конечно, научиться танцевать можно и дома по видео, но всё-таки под руководством профессионального преподавателя вы будете прогрессировать гораздо быстрее. Кроме того, в студии вы полностью погружаетесь в атмосферу, вас ничего не отвлекает, а тренер всегда объяснит правильную и безопасную технику движений.
Отец певицы Бейонсе постоянно обижал ее маму Тину Ноулз. Об изменах мужчины знали все вокруг. В 2009 году стало известно, что у мужчины родился ребенок на стороне. Тина Ноулз подала на развод, который был окончательно оформлен в 2011 году. Бейонсе официально объявила о том, что ее отец больше не представляет ее деловые интересы и прекратила с ним всяческое общение.
Как научиться танцевать современные танцы для женщин?
Для начала нужно определиться со стилем танца, которым вы хотите заниматься. Среди современных направлений с подчёркнуто женственной подачей можно выделить стрип-пластику, high heels, джаз-фанк, vogue, twerk, dancehall.
Где научиться танцевать современные танцы женщине?
Лучший способ начать заниматься танцами новичку – это, конечно, специализированная студия. При её выборе опирайтесь на рекомендации знакомых. Смотрите сайт и страницы танцевальной школы в соцсетях. В том же «Инстаграме», например, студии публикуют видео со своими преподавателями, и вы сможете выбрать, у кого хотели бы заниматься.
Если вы решили заниматься дома, убедитесь, что располагаете свободным пространством площадью от 2 квадратных метров. Также вам понадобится большое зеркало в полный рост, чтобы вы могли контролировать правильность выполнения движений.
Как научиться танцевать девушке с нуля?
Прежде всего, начиная заниматься танцами, не требуйте от себя невозможного. У всех свои возможности и свой темп развития. Будьте амбициозными, но не самокритичными! Подбадривайте себя и не позволяйте себе расстраиваться, если что-то получается не сразу.
Главное в тренировках – это регулярность. Продумайте своё расписание и выделите 2-3 дня, в которые вы точно собираетесь посещать занятия и не будете пропускать.
Отрабатывайте дома то, что изучали на тренировке. Так вы будете развиваться гораздо быстрее и вскоре превратитесь во вполне уверенного танцора. Параллельно полезно заниматься растяжкой, особенно это кстати после тренировки, когда мышцы разогреты и податливы.
Современные направления танца
Контемпорари
Каждый, кто знакомится с современной хореографией, сперва узнаёт о стиле контемпорари. Это название так и переводится – «современный». Направление объединяет в себе элементы разных стилей, но своё начало берёт из стиля модерн. Для контемпорари вам пригодятся гибкость и хорошая растяжка.
Хип-хоп
Прародитель практически всех современных направлений. Хотя хип-хоп появился почти полвека назад, он до сих пор остаётся одним из самых популярных стилей танца. Сегодня хип-хоп танцуют и мужчины, и женщины. За последние годы направление обогатилось элементами из других стилей, а движения из хип-хопа, в свою очередь, пополнили арсенал более молодых стилей танца. Чтобы научиться танцевать хип-хоп с нуля, вам нужно отработать базовые движения – сделать это можно по видеоурокам.
Брейк-данс
Такой эффектный и впечатляющий стиль, как брейк-данс, лучше изучать в танцевальной школе под контролем педагога, поскольку движения брейка достаточно травмоопасны, особенно для новичков. Танцоры брейк-данса имеют в своём арсенале множество силовых элементов и головокружительных трюков, от которых захватывает дух.
Popping
Уличный стиль, основанный на резких сокращениях мышц, которые чередуются с волнами, скольжениями, фиксированными позами. Всё это объединяется в причудливый перформанс с яркими акцентами. Традиционно исполняется под музыку в стиле фанк или хип-хоп.
Джаз-фанк
Его ещё иногда называют коммерческой хореографией. Этот стиль танцуют под самые популярные хиты, и он включает в себя манерные и пластичные движения с максимально экспрессивной подачей. Если вы залипаете на клипы поп-звёзд, таких как Джей Ло, Леди Гага, Ариана Гранде, Бейонсе, этот стиль для вас!
Тверк
Этот провокационный стиль имеет как множество поклонников, так и немало хейтеров. Кто-то находит хореография в стиле тверка сочной и дерзкой, в кто-то считает танец пошлостью. Одно мы знаем точно: занятия тверком помогают отлично прокачать ягодицы, а также тренируют бёдра, пресс и нижнюю часть спины.
Стрип-пластика
Максимально женственный и пластичный стиль танца, который исполняют на очень высоких каблуках. Включает в себя сексуальные плавные движения, в основном на полу. Современная стрип-пластика вобрала в себя элементы других стилей, поэтому вы точно не соскучитесь от однообразия.
Pole dance
Этот стиль состоит из акробатических элементов на пилоне, исполняемых под музыку. Отсюда и его название: pole dance означает «танец на пилоне». Выделяют также направление exotic pole dance, в котором классический танец на пилоне сочетается со стрип-пластикой на полу.
Dancehall
Танец родом из Ямайки, основанный на базовых движениях – степах. Выделяют женскую и мужскую и разновидность дэнсхолла. В женской версии много сексуальных движений ягодицами и тазом, есть тряски из тверка и резкие акценты. Танец исполняется под музыку в одноимённом стиле.
High heels
Женственная хореография на каблуках с чередованием плавных и резких движений. High heels вобрал в себя черты практически всех известных стилей, а значит, у вас как танцора будет большой простор для самовыражения.
Vogue
Этот стиль танца неразрывно связан с модой, о чём напоминает его название. Vogue имеет несколько подстилей, среди которых runway, old way, new way и vogue femme. На занятиях по runway обучают искусству красивой походки под музыку в стиле house. Old way включает в себя позировки, при которых тело танцора принимает эффектные геометрические положения, а в new way добавляется растяжка. Vogue femme основан на некоторых базовых элементах, которые объединяются в утрированно женственный эксцентричный перформанс. Представители стиля Vogue соревнуются между собой на особых мероприятиях, называемых vogue-балами, где демонстрируют не только танцевальное мастерство, но и эффектные тематические костюмы.
Реггетон
Это название объединяет музыкальный и танцевальный стили, которые зародились в Пуэрто-Рико. На занятиях по реггетону вас ждёт бодрая зажигательная музыка и много очень энергичных движений бёдрами, грудью и корпусом. Ярким представителем музыкального стиля реггетон является известный исполнитель Sean Paul.
15 советов тем, кто хочет заниматься танцами
После шести лет занятий танцами Маша Ботвинина выяснила, можно ли, танцуя, похудеть, и какая часть тела обычно больше всего мешает танцору. Ее советы новичкам — бесценны.
Несколько лет назад я записалась в школу танцев. Просто так. Совершенно случайно увидела объявление в ленте ЖЖ. У меня не было глобальных задач вроде «похудеть вот здесь» или «подкачать вот там». Мне нужна была нескучная физическая нагрузка — и я вдруг решила, что танцы — то, что нужно.
А недавно меня неожиданно осенило: я занимаюсь уже шестой год. Мысленно перебрала последние несколько лет: сменила 3 места работы и 4 парней, а танцы никуда не делись!
Поэтому, если вы тоже начинаете заниматься танцами или подумываете об этом — вот вам практические советы, проверенные на личном опыте.
1. Занимаясь 1-2 раза в неделю, можно вполне привести мышцы в тонус, некоторые накачать, а некоторые даже очень неплохо накачать. Но — не все. Незадействованные в танцах системы (например, бицепсы-трицепсы) будут плачевно выделяться на фоне тех, что задействованы.
2. Немного похудеть — да, можно. А радикально — нельзя. Танцы — это не тренажерка, поэтому у вас, ура, будут отличные мышцы, а сверху, увы, ваш родной жирок.
3. Всех новичков обычно волнует вопрос «смогу ли я потом круто танцевать на дискотеке?» Все зависит от вас и от танцев. Если учиться танцевать хип-хоп — и пойти в хип-хоп клуб — да. А вот мои ирландские танцы помогут разве что в пабе)))
4. Танцевать может научиться каждый. Вы — тоже. Если ваш преподаватель говорит, что танцы не для вас — можете смело сжечь его взглядом: \это не ваш преподаватель, да и вообще не преподаватель.
5. Учиться танцевать никогда не поздно. В современных школах нет ограничения по возрасту. Даже в балетных школах есть группы для взрослых. Так чего же вы теряете?
Танцевать никогда не поздно!
6. Если вы пришли на первое занятие, и в вашей группе оказалось полно народу — не пугайтесь: на второе занятие треть не придёт, потому что им не понравится непривычно большая нагрузка. Через месяц не придёт ещё треть, чьё желание заниматься будет сломлено осознанием того, что «как в Ривердансе» за месяц чо-то не получилось… Затем от тех, кто остался, останется еще одна треть — остальные что-нибудь себе растянут, сломают, переедут в другой город или просто забьют. Так осуществляется естественный отбор и приведение групп к нормальной численности.
7. У вас наверняка появится часть тела, которая будет постоянно мешаться и норовить делать не то, что вам надо. Например, в моих ирландских — это руки. Тут они нужны, чтоб завязывать шнурки, а все остальное время — нет. Возможно, иногда вам будет хотеться их оторвать. В такие моменты помните, что зубами шнурки завязывать совсем не комильфо. А еще есть шанс, что вы соберетесь на групповые ирландские танцы. Ходят слухи, что там двигают и руками тоже.
Это я. Думаю, как мешают руки)))
8. Скорее всего, вам понадобится специальная обувь. Если, опять-таки, вы пойдете на ирландские танцы, на которые хожу я, вам потребуется минимум 2 пары обуви: «степовки» и мягкие кожаные тапочки. Если вы купили обувь и она кажется вам удобной, сходите в ней на занятие. Если вы до сих пор думаете, что она удобная — это не ваша обувь. При взгляде на именно Вашу обувь вам должно хотеться замотать ноги пластырем до колена. Если эти жертвы не для вас, попробуйте танцы, где танцуют в кроссовках или вообще босиком.
Ботинки для степа, они же «харды», они же степовки
9. Через полгода занятий вы научитесь пафосно перепрыгивать лужи. Это один из самых главных бонусов. Однако через пару лет все лужи вы будете аккуратно обходить боком, потому что для прыжков нужно разогреться, быть в правильной обуви и вообще тут улица, а не сцена.
10. Метро — лучшее место, чтобы тренироваться разворачивать носки ног. К тому же, при виде вашего лица во время этого занятия даже беременные бабушки будут уступать вам место.
11. Если на соревнованиях вы увидели цветастое блестящее платье и подумали, что никогда в жизни не наденете такую безвкусицу, просто подождите. Через год-другой вы сами будете выбирать стразы к такому же.
Платья для ирландских танцев всегда «очень»: очень яркие, очень блестящие и очень короткие
В бальных танцах тоже своя мода, весьма своеобразная)
12. Соревнования по танцам — практически единственное место, где взрослым тетям можно носить короны, диадемы и стразы, а еще красить лицо так, что мама не горюй. В конце концов, это ли не повод поучаствовать?))
13. Судьи на соревнованиях очень коварны и могут снижать оценки из-за всякой фигни. Например, если у вас сполз один носок. Хитрые ирландские танцоры ради медалей даже придумали клей для носков! Теперь вы видели все)
Клей для носков — не вымысел, а суровая реальность
14. А нет, еще не все. Парик и пучок — тоже важная деталь костюма. А вы хотели с хвостиком на сцене танцевать??
Для ирландских танцоров есть специальные парики с бешеными кудряшками
Бальные танцоры делают пучки и заливают парой-тройкой баллонов лака
15. Вы узнаете вкус побед и поражений. Почему бы не постоять на пьедестале, если есть такая возможность? Правда, только вы будете знать, каким трудом достаются эти места.
Вот в эти моменты понимаешь, зачем тебе все это
Кстати, если вы однажды решитесь участвовать в соревнованиях, про обычный отдых скорей всего придется забыть — весь ваш график путешествий будет подчинен графику проведения соревнований. Именно поэтому я уже третий год езжу в отпуск в апреле, и примерно столько же не была на теплом море! А все потому, что в апреле моя танцевальная ассоциация — World Irish Dance Association — проводит большое событие: Чемпионат мира, Чемпионат Европы и Grade Feis («Большие соревнования») — и весь этот пирог со свечками разом за 3-4 дня где-нибудь в Европе. В чемпионатах я пока не участвую, а вот с Grade Feis у меня есть два серебра 🙂
Из-за накладок в расписании не успела на собственное награждение! Пришлось лезть на пьедестал, когда уже все ушли!
За все свои достижения огромное спасибо моему преподавателю и основательнице «Московской школы ирландского танца Марии Сингал» — Маше Сингал и всем остальным преподавателям, потому что за эти 6 лет я успела позаниматься у каждого, и точно знаю, что они чудесные 🙂
Уверена, среди наших читателей много танцоров. А что танцуете вы?
Почему учиться танцам так хреново? Не получается же!
Как пробить свой танцевальный потолок, мы уже поняли. Теперь понять бы, как его достичь.
И вообще — почему мне так некомфортно на уроках? Это я неталантлив, или препод — вредная зверюга? А в соседней школе препод хороший, хвалит. Или он всё-таки халтурщик? Почему люди в танцах – ненормальные. Да, и как учатся танцевать, наконец.
Ожидания «нормальных» людей
«Нормальные» люди ожидают, что чем больше учишься, тем большему научишься. Чем больше тратишь своего времени, тем пропорционально больше будет результат. На рисунке показана такая пропорциональная «кривая научения».
Люди ожидают, что каждый урок/месяц/год принесет пропорциональный рост навыков. Чем больше посещено уроков, потрачено месяцев и лет, тем больше будет рост. Кстати, в танго-объявлениях при поиске партнера люди пишут, сколько лет занимаются, как будто это отражает квалификацию.
К сожалению, затраченное вами время не всегда конвертируется напрямую в навыки как курс рубля к доллару. Частенько бывает, что время тратится, а толку мало. И кривая научения оказывается не такой прямой, как на этом графике ожиданий.
Если что-то не совпадает с ожиданиями, то человек расстраивается. Например, если за урок нет очевидного прогресса, то «нормальный» человек делает вывод, что преподаватель плохой или, по крайней мере, лично ему не подходит, «плохо объясняет». Если за месяц нет очевидного прогресса, то либо «надо менять школу», либо обрушить свою самооценку, считать себя глупым и неспособным.
Нормальные люди ожидают, что объяснения и упражнения на уроке будут просты и понятны, что к концу урока появится новый небольшой навык, а к концу месяца появится набор навыков. Если такое впечатление у человека появляется, то эта школа называется «хорошей», а преподавателя в отзывах называют «хорошим». Потому, чтобы стать «хорошим», преподаватель должен не учить, а давать легкие задания и хвалить учеников в любом случае. Нормальные люди очень любят похвалу.
Как ощутить себя «талантом» и как стать «педагогом от Бога»
Процесс обучения может оказаться и более успешным, чем ожидания (см. рисунок). Это кривая запоминания. Такое происходит, например, при запоминании иностранных слов. Достаточно несколько раз повторить и навык растет быстрее, чем затраченное время. Если все время обучения навыку разбить поровну на три этапа, то уже 1й этап принесет высокий результат.
На рисунке показано, что 80% успеха получены за первую треть урока/месяца/года. Это приносит ученику восторг от скорости своего обучения и, если такое происходит уже не первый раз, он начинает считать себя талантливым («я быстро схватываю!»), у него повышается самооценка, а своего преподавателя в восторженных отзывах называет «педагог от Бога!».
Нормальные люди верят, что именно всякие секреты и делают человека мастером. Кроме того, будут в восторге от вашего внимания и персонального отношения. Они станут связывать свои успехи с вашими подсказками, а не своими трудами, и впадут в зависимость. Будьте осторожны, а то начнут на вас молиться. 😉
Эта кривая обучения означает, что обучения новому навыку НЕ происходит. И это означает, что если вы получаете удовольствие от обучения, вам легко, вы имеете успех уже в начале обучения (урока/курса/месяца/года), то вы не осваиваете новые навыки, а только комбинируете имеющиеся и тренируете память. И это означает, что если вы кажетесь себе талантом, то это автоматически не так. И если преподаватель у вас явно «педагог от Бога», значит это не обучение новому, а профанация.
Рекомендация преподавателям: все приходящие к нам учиться являются изначально «нормальными» людьми с ожиданиями, что сразу все будет понятно и хорошо получаться. Они этого ожидают, и если это не получат, то решат «видимо, это не мое», «мне это не дано» и уйдут, так и не узнав, что могли бы научиться.
Поэтому новичкам стоит давать простые задания и все время хвалить. Это укрепит их веру в себя. Заодно они будут хвалить нас, нашу педагогику. Возможно, назовут вас «педагог от Бога». Это надо выдержать и не воспринимать всерьез. Это пройдет, когда вы дадите им настоящие задачи. Вот тогда-то вы узнаете, что хорошо учили их только в начале.
Сам я делаю не совсем так. У меня задача помочь им повзрослеть, поэтому сразу стараюсь предупредить, что «будет медленно и больно», и не надо насчет этого переживать и принимать на свой счет. Вы все научитесь, позже.
Как происходит освоение нового навыка на самом деле
Освоение НОВОГО НАВЫКА выглядит вот так. Поначалу успех меньше ожидаемого, позже успех растет выше ожидаемого. За сходство с буквой S эта кривая называется S-образной (S-shaped learning curve). Это не кривая запоминания новой информации (которая была выше), это именно формирование нового двигательного навыка.
Это в школе и институте мы тренировали память, и привыкли к той веселой кривой, которая была выше. А вот это то, с чем мы столкнемся, например, на спортивных тренировках. Разберем, что происходит с эмоциями человека, который оказался на такой настоящей учебе.
На первом этапе, который занимает не меньше трети времени обучения любому навыку, а может занимать вообще большую часть времени – прогресс очень слабый. Ученик ощущает себя лузером, неспособным к освоению, начинает подозревать «это не моё», «я не смогу». На этом этапе человек находится в стрессе и у него капитально падает самооценка. Обычно «нормальные» люди на этом бросают обучение.
Если вы «нормальный» человек, если вы не из тех, кто «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус», то кривая никуда дальше не пойдет. Дальше человек переключается на более простые задачи, где он привык сходу получать радость успеха (смотри выше веселую кривую профанации и запоминания).
На этом первом этапе ученика надо поддержать морально. Старшие товарищи, которые уже осваивали этот навык, поддерживают его — говорят ему: «У нас тоже так было, мы через это прошли и ты пройдешь, не сдавайся». Но «нормальный» человек уже думает, что они все таланты, а вот ему лично – не дано. Поэтому дайте ему прочитать эту статью.
Мое мнение: нету талантов, есть люди, которые бросили занятия и те, кто не бросил. Есть те, кто на занятиях удовольствие получают (в том числе от общения друг с другом и от шуток педагогов), а есть те, кто старательно тренируются как в спорте.
Из вышесказанного и двух графиков следует, что:
Скажите своему мозгу, что он не самый умный, и чтобы не мешал.
Стресс новичка
Именно в этой фазе находятся люди в начинающей группе. Они в постоянном стрессе от попыток освоить новые навыки. У них рушится самооценка. Они теряют веру в себя и хотят бросить учебу.
Все эти эмоции очень понятны, но посмотрите на S-образную кривую научения и вы поймете, что все в порядке, что так и должно быть. На этом этапе вам предстоит освоить морально-психологическую устойчивость. Она вам потом пригодится еще не раз. Это же не последний раз вы начинаете осваивать новое. А все новое сначала вообще не получается, это просто признак нового.
Не принимайте это на свой счет. Это не вы неспособны, это доказательство наличия новизны. Все, кто этому научился, в том числе ваши преподаватели, прошли через этот этап. Не получается – радуйтесь – вы на верном пути. Хуже было бы, если б получалось.
Как правильно стрессировать людей
Преподаватель должен правильно выбирать уровень сложности заданий: если задания будут слишком легкими, то люди будут справляться, и от этого будут в восторге, но ничему не научатся, обучение будет долгим; если задачи будут слишком сложными, то люди впадут в расстройство и сбегут.
Ориентиром можно взять правило 50%: уровень сложности брать такой, чтобы за урок только 50% учеников понимали задание и справлялись с задачей; чтобы каждый ученик смог выполнить только 50% материала, данного за урок.
Если вам легко и понятно – радоваться не надо, это значит преподаватель дал вам слишком простое задание и надо дать вам упражнение потруднее. Если вам трудно и непонятно – хорошо. Впереди вас ждет радость понимания.
Радости и расстройства продолжающих
Когда вы преодолеете первый этап, самый долгий и тяжелый, начнется второй – будет ощущение прорыва, и здесь вы будете ощущать постоянный прогресс. Навык наконец станет расти ощутимо и быстро. На этом этапе вы будете рады, что наконец-то «все стало понятно» и возникнет эйфория.
Вы будете удивляться «и как это я раньше не понимал?». Вам будет казаться, что теперь уж прогресс всегда будет только расти. Очевидно, вы уже догнали своего преподавателя, начинаете перерастать и совсем скоро вы догоните звезд. Вы выучили имена звезд, которые совсем скоро станут вашими друзьями и пакуете чемоданы в новую чудесную жизнь.
После этапа эйфории, который характерен для продолжающей группы, люди в старшей группе утыкаются в некий потолок – навык почти перестает расти. И теперь каждое небольшое улучшение требует все больших усилий. Опять начинается расстройство.
Оказывается, волшебное открытие, сделанное недавно, вовсе не вечно. Волшебство прекратилось и головой ощущаешь упор в какой-то невидимый потолок. Самооценка снова падает, так как становится ясно, что звездой в этот заход стать не удалось, а, казалось бы, оставалось совсем немного.
Некоторое время вы еще походите по инерции к своему педагогу, но вскоре разочаруетесь в нем и его методах обучения – вам становится ясно, что все, что он мог, – он вам уже дал. Разумеется, виноват преподаватель, самое время в нем разочароваться, раз он не развивает вас дальше чудесный образом – очевидно, вы его теперь переросли, и вы идете искать другого, «более квалифицированного». Поскольку теперь, вы полагаете, догнали своего преподавателя, то самое логичное – пойти учиться к самым звездам – нам нужен новый волшебник, с которым снова будет чудесный рост.
Тут «нормальные» люди делают одно из первых своих открытий: «учиться надо у звезд!». Проблема, очевидно, в преподавателе. А поскольку у нас уже запакованы чемоданы к звездам, то теперь идем учиться к тем, кто скоро станет нам ровней.
Расстраиваться тут не надо. Надо радоваться – вы закончили трехфазовую S-образную кривую научения по этому навыку. Отметьте это шампанским. И начинайте поиск нового навыка, которым теперь займетесь. Это может быть та же тема, но на более глубоком уровне, начнете более продвинутый уровень навыка.
Итого, освоение нового навыка (на каждом уровне его освоения) пройдет в три фазы– 1. страдание, 2. эйфория, 3. расстройство. Вы будете проходить эти фазы довольно часто, поэтому со временем станете относиться к ним более спокойно. С опытом страдание новичка превратится в озабоченность, эйфория продолжающего превратится в радость, а расстройство завершающего в удовлетворение.
Как жить дальше после разочарования в педагоге?
Процесс обучения за долгий период (годы) превратится в периоды S-образных научений и периоды простоя, в которые навыки не растут. Большую часть времени вы проведете в расстройстве от того, что навыки не растут, а когда пытаетесь учиться – не получается. Изредка будут короткие фазы эйфории от средних фаз S-образных кривых. И столько же будет утыканий в свой потолок. Потом долгие периоды поиска как же продвинуться дальше (отмечены смайлами). Для продвижения нужно искать что-то принципиально новое.
Как распознать «новое» — читайте в предыдущем разделе. Да, вас снова ждет начинающая группа, в определенном смысле. Ищите того, кто «размажет вас по стенке», «ткнет носом» и т.п. Но теперь вам будет уже легче – вы уже знаете что такое «стресс новичка» и вам будет легче проходить эту ломку повторно.
Теперь вы уже «продвинутый», а это означает только одно – вы знаете как устроен учебный процесс, вы морально-психологически устойчивы к «не получается», радуетесь критике, не интересуетесь похвалой, не переживаете за самооценку. Понимаете, что все эти кривые – не про вас лично, это объективные закономерности учебного процесса. Знаете, что на какой бы фазе вы сейчас ни находились, это не хорошо и не плохо.
Вы просто идете по дороге. И подбадриваете новичков: «У меня тоже так было, ничего, ты справишься, не бросай», «понимаю, все через это проходят, продолжай тренироваться».
Сами вы можете иногда впадать в состояния «я знаю, что ничего не знаю», «понятно, что ничего не понятно», которые говорят о том, что вы начали понимать, что такое учебный процесс. Вдалеке будет уровень «мастер» — когда вообще не думаешь о самооценке, а просто учишься и развиваешься.
Переучивание
А, допустим, вы уже что-то умеете и хотите улучшить навык. Позади застой, навык не растет давно. Вы идете на новый курс к новому преподавателю, и, как «нормальный» человек, ожидаете, что сейчас будет резкий рост.
Вместо этого происходит расстройство. Этот новый преподаватель говорит, что вы все делаете неправильно и пытается вас переучить. Естественно, старым способом делать запрещает и успешность сразу падает.
Вместо ожидаемого роста у вас провал. Самооценка не хочет роняться и возникает желание бросить этого негодного преподавателя — «мне стало только хуже!». Однако, хочу вас обрадовать – вы попали на U-образную кривую переучивания (U-shaped learning curve). Конечно, вы можете прервать это расстройство и вернуться к старому способу — получится как на рисунке. Друзьям скажете, что это плохой педагог, негодный доктор, неправильная техника, плохое лекарство, от которого становится только хуже. В общем, дадите отрицательные отзывы. В этом вы можете оказаться и правы.
Но может быть и так, что вы продолжите свое переучивание. В этом случае яма будет глубже, готовьтесь морально. Зато потом может произойти подьем и выйдете на новый уровень. И будете высокомерно смеяться над теми, кто сдался, испугавшись временной ямы.
Как выбрать – что именно осваивать? Жизнь показывает, что именно в том, где мы считаем себя специалистом, находится главный провал. Он маскируется под умение. Поэтому выбирая, что именно улучшить – обратите внимание и на то, в чем вы не сомневаетесь.
Для педагогов – чему учите других, возможно, именно этим плохо владеете сами. А то, что считаете своими слабыми сторонами, могут оказаться не столь слабыми и даже, окажется, недооцениваете свое умение. Настоящий провал прячет себя от вашего взора. И он очень завязан на самооценке. В чем считаете себя умехой? Что считаете зазорным осваивать?
Как становятся «нормальными»
В детстве мы ходим в школу, потом в институт, где все обучение направлено на тренировку памяти. Каждый получает 15 лет стажа тренировки мозгов. От этого наш мозг начинает считать себя гением и уверяется, что ему все должно быть быстро понятно, что он все быстро схватывает и быстро учится.
Но мозг учится совсем не так как тело. Мозг действительно способен что-то понять и запомнить за пару минут. Телесные навыки осваиваются совсем иначе.
Кто из нас имел опыт освоения двигательных навыков в спортивной секции – понимает, что за год нельзя научиться хорошо играть в футбол, а за один урок нельзя освоить один финт достаточно хорошо, а можно только начать его осваивать. Поэтому тем, кто занимался спортом, и от этого уже перестал быть «нормальным», обучение танцам дается психологически легче. Освоение двигательных навыков – это процесс, постепенное улучшение и шлифовка в течение долгого срока.
Как перестать быть нормальным. Эпилог?
«Нормальный» человек радуется, когда получается. Расстраивается, когда не получается. Ценит свои успехи и любит похвалу. Не любит критику, ибо это боль. Хочет как можно дольше находиться в состоянии радости. Хочет верить, что владеет навыком и увязывает свою самооценку с наличием навыков. Подозрения в своем неумении считает возмутительным.
Я предлагаю быть не «нормальным»: радоваться когда не получается (значит нащупали новое) и расстраиваться когда получается (значит это уже не новое), искать критику (поможет найти новое) и игнорировать похвалу (не информативна), позитивно относиться к любой смене учебных фаз (динамика это хорошо); получать удовольствие от применения навыка и не заниматься самооценкой.
Однако, «нормальные» люди так не делают, и вы можете потерять своих «нормальных» друзей, так как перестанете понимать друг друга.
Если вы все же решите остаться «нормальным», то хотя бы более спокойно воспринимайте свой стресс новичка, если не хотите радоваться этому состоянию, как я советую.
Ну, или там шоколадки ешьте – поощряйте себя как-то за обучение и стойкость.
Я несколько раз начинал обучение заново в начинающих группах в разных школах, чтоб заново поработать над базой. Я бы сейчас предпочел заплатить тому, кто «размажет меня по стенке» и отправит меня в начинающую, был бы почти счастлив. Сейчас, когда у меня бывает стресс, я думаю: «Вот обидно, кардиодатчика с собой нет, было бы интересно пульс записать». Не бросайте учебу, вы тоже станете толстокожим.