Однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает что
Решение по жалобе в отношении
о рассмотрении жалобы на определение об отказе
в возбуждении административного дела
«24» мая 2018 г. г. Москва
Я, заместитель начальника Правового управления ФАС России Алексей Сергеевич Крюков, рассмотрев материалы жалобы на вынесенное заместителем руководителя Краснодарского УФАС России постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 325А/2017 от 16.11.2017,
В ФАС России поступило обращение (вх. от 15.02.2018 № 23644-ЭП/18) с жалобой на действия АО «НЭСК-электросети» в части препятствования перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства (далее — Заявитель) по результатом рассмотрения которой установлено следующее.
Как следует из материалов, приложенных к обращению, 15.06.2017 Заявителем в адрес АО «НЭСК-электросети» направлена заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ДНТ, «Наука» участок № 425
(далее – Объект).
Заявка зарегистрирована в АО «НЭСК-электросети» 15.06.2017
№ Зо-001шЗ.
В Заявке на технологическое присоединение указана присоединяемая мощность 8 кВт., в том числе ранее присоединенная 0 кВт., класс напряжения 0,22 кВ, категория надежности III.
Из материалов, приложенных к обращению, следует, что исключен из состава членов ДНТ «Наука».
Согласно п. 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации.
Учитывая дату регистрации Заявки (15.06.2017), сетевая организация должна была направить в адрес Заявителя, подписанный со своей стороны проект Договора и ТУ 30.06.2017.
На дату составления протокола, отсутствуют сведения, подтверждающие наличие ранее имеющегося технологического присоединения Объекта
АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности — услуги по передачи электрической энергии.
Ранее АО «НЭСК-электросети» Краснодарским УФАС России было привлечено к административной ответственности по ч. 1 статьи 9.21 КоАП.
А именно: 05.06.2017 руководителем Краснодарского УФАС России по результатам рассмотрения материалов дела № 171А/2017 вынесено постановление в отношении АО «НЭСК-электросети» о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП за нарушение Правил в виде штрафа на сумму 600 000 рублей.
АО «НЭСК-электросети» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарского УФАС России по делу
№ 171А/2017 от 05.06.2017 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2017 по делу № АЗ2-4809/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 по делу № А32-24809/2017 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «НЭСК-Электросети» без удовлетворения.
Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со
ст. 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Таким образом, на момент вынесения настоящего постановления AО «НЭСК-электросети» считается подвергнутым административному наказанию, так как ранее АО «НЭСК-электросети» было подвергнуто административному наказанию по ч. 2 ст. 9.21 КоАП.
В связи с чем, в адрес АО «НЭСК-электросети» направлено определение от 04.08.2017 о возбуждении дела об административном правонарушении
№ 325А/2017 и проведении административного расследования посредством почтовой связи.
Законному представителю с документом, удостоверяющим личность, либо представителю с надлежаще оформленными полномочиями на участие в административном производстве для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания и получения протокола об административном правонарушении указано явиться 04.09.2017 в 09:30 Определение от 04.08.2017 о возбуждении дела № 325А/2017 получено АО «НЭСК-электросети» 18.08.2017 согласно почтовому уведомлению.
04.09.2017 в связи с необходимостью истребования дополнительных сведении и документов для рассмотрения дела № 325А/2017, должностным лицом Краснодарского УФАС России вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 325А/2017. Срок проведения административного расследования по делу № 325А/2017 продлен до 04.10.2017 Определением об отложении составления протокола от 04.09.2017 по делу № 325А/2017 назначена дата составления протокола – 02.10.2017 в 10:00. Определение от 04.09.2017 получены АО «НЭСК-электросети» 15.09.2017 согласно почтовому уведомлению.
02.10.2017 в присутствии представителя
АО «НЭСК- электросети» по доверенности от 01.01.2017 № 09.НС-27/17-78, должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен протокол по делу № 325А/2017 об административном правонарушении и вынесено определение от 02.10.2017 о назначении дела № 325А/2017 к рассмотрению на 16.10.2017 Протокол и определение от 02.10.2017 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 325А/2017 получены представителем АО «НЭСК-электросети» нарочно.
Исходя из письма председателя ДНТ «Наука» № 56 от 31.08.2017, направленного в адрес АО «НЭСК-электросети», следует, что у проживающего на участке № 425 ДНТ «Наука», имеется технологическое присоединение от электрических сетей ДНТ «Наука», потребитель своевременно производит оплату за потребленную электроэнергию.
В соответствии с Актом обследования электроустановки от 16.10.2017, составленным АО «НЭСК-электросети» в присутствии установлено, что Объект (домовладение), по адресу: ДНТ «Наука»
ул. Цветочная 425 присоединен пррводом СИП 2х/6 Е-114 к электрическим сетям BJI-0,4 кВ. у Заявителя установлен счетчик Меркурий 200 № 11214261.
01.01.2015 между ОАО «Кубаньэнерго» и ДНТ «Наука» заключен договор энергоснабжения № 1160512 разрешенная мощность составляет 120 кВт, согласно техническим условиям № 2-2005-Д от 01.02.2005 согласно перечню точек поставки (приложение к договору энергоснабжения) место установки учета напряжения ТП АГР7- Ц18п.
Факт наличия присоединенной к ДНТ «Наука» мощности в размере 120 кВт также подтверждается заключением Ростехнадзора № 37 от 15.02.2005.
Исходя из вышеизложенного, следует, что Объект Заявителя, расположенный по адресу: г. Краснодар, ДНТ «Наука», участок № 425, имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» через электрические сети ДНТ «Наука».
Согласно п. 2 ч. 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, в действиях АО «НЭСК-электросети», связанных с ненаправлением в адрес Заявителя договора и ТУ, с учетом того, что данный Заявитель имеет технологическое присоединение к электрическим сетям, отсутствует нарушение п. 15 Правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП.
16.11.2017 заместителем руководителя Краснодарского УФАС России Иващенко И.В. по результатам рассмотрения материалов дела № 325А/2017 в присутствии Зайцевой Д.В. представителя АО «НЭСК-электросети» по доверенности от 01.01.2017 №. 09.НС-27/17-17, Родионовой Ю.С. представителя АО «НЭСК-электросети» по доверенности от 13.03.2017
№ 09.НС-27/17-185, вынесено постановление о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения по ч. 2
ст. 9.21 КоАП.
Из представленных Краснодарским УФАС России материалов следует, что
энергопринимающее устройство Заявителя, расположенное на участке № 425 в ДНТ «Наука», уже имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» через электрические сети ДНТ «Наука», а также установлен счетчик, по которому Заявитель производит плату за электрическую энергию.
Согласно письму АО «НЭСК-электросети», представленному по запросу Краснодарским УФАС России, АО «НЭСК-электросети» 16.10.2017 осуществлен осмотр объекта Заявителя. В результате осмотра установлен факт наличия технологического присоединения ЭПУ жилого дома Заявителя от сетей
Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что:
– плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения;
– изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение;
– реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение мощности энергопринимающего устройства, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.
При осуществлении первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, все технические параметры такого
присоединения закрепляются за присоединенными энергопринимающими устройствами и фиксируются в документах о технологическом присоединении, в частности в акте об осуществлении технологического присоединения. Такими техническими параметрами являются: максимальная мощность энергопринимающих устройств, категория надежности, количество точек присоединения, уровень напряжения, на котором присоединены энергопринимающие устройства.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее –энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, определяется Правилами, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям.
Согласно пункту 2 Правил действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 2(2) действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно пункту 4 Правил установлено, что л юбые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, ФАС России установлено отсутствуе:
сведений, подтверждающих наличие ранее имеющегося договора о выполнении технологического присоединения объекта (расположенного по адресу г. Краснодар, ДНТ «Наука», участок
№ 425) к электрическим сетям ДНТ «Наука» или
АО «НЭСК-Электросети».
копии квитанции об оплате за технологическое присоединение.
копии акта о выполнении технологического присоединения.
Вместе с тем, Краснодарским УФАС не исследован вопрос, непосредственной близости электрических сетей объекта расположенного по адресу г. Краснодар, ДНТ «Наука», участок
№ 425, кадастровый номер 23:43:0417023:848.
На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,
В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на п остановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Однократность технологического присоединения к электрическим сетям
В своей практике достаточно часто сталкиваюсь с ситуациями, когда потребители обращаются за новым технологическим присоединением своего объекта, который ранее уже был подключен к электрическим сетям, но в силу различных обстоятельств потребитель об этом не догадывается. Для потребителя это, прежде всего, необоснованные финансовые расходы, траты времени и сил. Для сетевой организации такое присоединение – это нарушение принципа однократности технологического присоединения, предусмотренного частью 1 статьи 26 Федеральным законом от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Законодательство
Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах о технологическом присоединении.
По сути, однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что:
Что это означает на практике?
Подключившись однажды к электрической сети по определенным техническими условиями параметрам, субъекты электроэнергетики не вправе будут требовать от потребителя повторно выполнить эту процедуру и заплатить за неё.
Исключением являются только те случаи, при которых, как уже было написано, потребителю необходимо увеличить максимальную мощность, изменить категорию надежности, точки присоединения к внешней электрической сети и осуществить изменение схемы внешнего электроснабжение, в связи с изменениями в производственной деятельности потребителя. При перечисленных обстоятельствах удовлетворение потребности заявителя в указанных изменениях электроснабжения осуществляется через процедуру технологического присоединения и требует соответствующей оплаты.
Важно понимать, что при осуществлении первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, все технические параметры такого присоединения, указанные в технических условиях, закрепляются за подключенными энергопринимающими устройствами и фиксируются в документах о технологическом присоединении, в частности в акте об осуществлении технологического присоединения.
Такими техническими параметрами являются:
При продаже, передаче в аренду, временное пользование и пр., то есть при отчуждении прав на энергопринимающие устройства, земельный участок под них, или иной подключенный к сетям объект, новый владелец (собственник) должен запросить у отчуждающего лица документы о технологическом присоединении и обязан в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» уведомить сетевую организацию о смене собственника (законного владельца) энергопринимающих устройств.
Для чего это необходимо:
Зачастую бывает так, что права на отчуждаемый объект передаются без документов о технологическом присоединении, а сам объект обесточен и отключен от электрической сети, однако новый собственник (владелец) понимает, что объект когда-то был подключен к электроэнергетической инфраструктуре, поскольку электрическая сеть к нему проложена. Вот здесь как раз и должен работать принцип однократности технологического присоединения.
Какой должен быть порядок действий потребителя в таких случаях?
Рассмотрим наиболее короткий и эффективный.
Потребитель, владеющий объектом на праве собственности или ином основании, предусмотренном действующим законодательством РФ, обращается в сетевую организацию за восстановлением документов о технологическом присоединении – они потребуются для заключения договора энергоснабжения / купли-продажи электрической энергии (мощности). Если у сетевой организации отсутствуют какие-либо сведения и документы, подтверждающие факт ранее выполненного присоединения к сетям, то потребителю следует обратиться к гарантирующему поставщику (энергосбытовую компанию) с запросом о ранее имевшихся договорных отношениях по данному объекту, установить с его помощью сетевую организацию, а также, подтвердив тем самым факт ранее имевшегося подключения к сетям, повторно обратиться за восстановлением документов в соответствующую сетевую организацию.
Нередки случаи, когда лицо, приобрело цех, ангар или иное строение на территории крупного промышленного объекта, а также выделенный земельный участок на территории, к примеру, обанкротившегося завода, морского порта и т.д. Такому потребителю требуется отдельный договор энергоснабжения (отдельный счетчик электрической энергии).
Договориться с собственниками соседних электрифицированных зданий не получается, а ближайшая сетевая организация отказывает в новом технологическом присоединении по причине того, что данное строение (земельный участок) уже были технологически присоединены в составе территории того самого завода, порта и пр., из которого впоследствии был выделен земельный участок, а также строение и передано данному потребителю. То есть, сетевая организация ссылается на принцип однократности технологического присоединения, обосновывая свой отказ в подключении.
Что остается потребителю?
Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы России однократность подключения к сетям действительно может служить причиной отказа, но ровно до тех пор, пока заявитель не докажет отсутствие технологической связи с иными объектами и(или) основным земельным участком, ранее технологически присоединенными к электрическим сетям. Т.е. сетевая организация будет не вправе отказать в подключении такому потребителю, чей земельный участок и(или) объект недвижимого имущества выделен из состава ранее присоединенного к сетям основного участка (объекта), если будет установлен факт отсутствия технологической связи между основным и вновь выделенным участком (объектом) заявителя. Под технологической связью в данном контексте понимается неразрывная связь в ходе одного производственного процесса. К примеру, такой технологической связью двух земельных участков (объектов) с разными собственниками может быть признана связь, при которой на обоих участках работает единая транспортная лента, доставляя груз с основного участка на выделенный и вновь образованный, принадлежащий заявителю.
Конечно, различных ситуаций может быть много и зачастую разобраться в них достаточно сложно. Для этих целей в Правилах технологического присоединения имеются отдельные пункты и разделы. Особняком стоят вопросы технологического присоединения дачных участков и гаражей, входящих и не входящих в состав различного рода объединений. Для таких заявителей действует ряд правил и ограничений. Понятие однократности технологического присоединения здесь уже вышло за рамки вышеописанного определения.
Статья 26. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ статья 26 изложена в новой редакции
Статья 26. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии
Информация об изменениях:
Допускается осуществлять технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, только энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии с уровнем напряжения 110 киловольт и выше, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
Допускается осуществлять технологическое присоединение объектов микрогенерации только к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:
правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;
процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов микрогенерации (в том числе типовую форму договора об осуществлении технологического присоединения объекта микрогенерации к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;
правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;
состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;
ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.
Информация об изменениях:
Технологическое присоединение объектов микрогенерации должно предусматривать обеспечение технического ограничения выдачи электрической энергии в сеть с максимальной мощностью, не превышающей величину максимальной мощности принимающих устройств потребителя электрической энергии, которому принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты микрогенерации, и составляющей не более 15 киловатт.
Лица, обратившиеся к сетевой организации для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения или заключившие такие договоры, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части технологического присоединения должно предусматриваться раскрытие сетевыми организациями:
информации, являющейся существенной для принятия юридическими и физическими лицами решений об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, в том числе о предполагаемом размере платы за технологическое присоединение и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению, а также согласованных с системным оператором планов развития сетевой инфраструктуры;
сведений о полученных заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения, плановых и фактических сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению.
Фактические прием или подача напряжения в ходе технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства осуществляется после получения разрешения на допуск в эксплуатацию, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, в порядке, в случаях и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ в пункт 2 статьи 26 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие ранее
2. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.
При необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством.
Сетевая организация в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков вправе отказать покупателю в исполнении своих обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в случае, если такой организации стало известно о неисполнении покупателем своих обязательств по договору купли-продажи электрической энергии.
Потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
ГАРАНТ:
Абзац шестой пункта 2 статьи 26 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 г.
Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие услуги по передаче электрической энергии для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по передаче электрической энергии уплачивают сетевой организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
ГАРАНТ:
Абзац седьмой пункта 2 статьи 26 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 г.
Управляющие организации, приобретающие услуги по передаче электрической энергии для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по передаче электрической энергии уплачивают сетевой организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
3. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:
правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров;
порядок доступа к электрическим сетям в условиях их ограниченной пропускной способности;
порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети;
порядок предоставления информации о стоимости услуг по передаче электрической энергии и наличии пропускной способности электрических сетей;
порядок рассмотрения жалоб и заявлений по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим жалобам и заявлениям решений, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами;
порядок раскрытия информации о пропускной способности электрических сетей, об их технических характеристиках организациями, осуществляющими деятельность по передаче электрической энергии (сетевыми компаниями), в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь.
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии исключается в условиях ограниченной пропускной способности электрических сетей возможность взимания дополнительной платы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ статья 26 дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющимся на правоотношения, возникшие ранее
3.1. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливают критерии, при соответствии которым у энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления сетевой организации обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, а также порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, требования к условиям его предоставления.
При установлении критериев, при соответствии которым у указанных в абзаце первом настоящего пункта потребителей услуг по передаче электрической энергии возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате данных услуг, Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии у лиц, не имеющих неисполненных обязательств по оплате данных услуг.
Правила определения суммы, на которую гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация предоставляют сетевой организации обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации исходя из размера не исполненных гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей услуг по передаче электрической энергии, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Сетевые организации обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, энергосбытовые организации и гарантирующих поставщиков, которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии. В направляемом указанным потребителям услуг по передаче электрической энергии уведомлении указываются основания возникновения у них обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено сетевой организации, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель услуг по передаче электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии устранил допущенное нарушение обязательств по оплате данных услуг, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей услуг по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых сетевыми организациями установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Информация об устранении потребителем услуг по передаче электрической энергии допущенных нарушений обязательств по оплате данных услуг учитывается при ведении предусмотренного настоящим пунктом перечня потребителей услуг по передаче электрической энергии, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии предоставляется потребителями услуг по передаче электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными сетевыми организациями в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении сетевой организацией гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем услуг по передаче электрической энергии обеспечиваемых гарантиями обязательств.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых по договорам оказания данных услуг.
Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, сетевая организация обязана принять указанные гарантии в качестве обеспечения.
Указанными в настоящем пункте потребителями услуг по передаче электрической энергии по согласованию с сетевой организацией может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Расходы потребителей услуг по передаче электрической энергии, связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, не учитываются при установлении (утверждении) для указанных потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов).
Срок, в течение которого действует обязанность потребителя услуг по передаче электрической энергии, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного сетевой организацией, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ в пункт 4 статьи 26 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие ранее
4. В случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
При установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального закона