как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть картинку как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Картинка про как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегоднякак узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть картинку как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Картинка про как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегоднякак узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть картинку как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Картинка про как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегоднякак узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть картинку как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Картинка про как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегоднякак узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть картинку как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Картинка про как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня

как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть картинку как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Картинка про как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня

Главные новости

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Архив

Богослужебные указания за 5 ноября 2021 года

23. Пятница. Апостола Иакова, брата Господня по плоти.

Служба ап. Иакова славословная, совершается вместе со службой Октоиха.

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Кровию мучения…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры апостола, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Началопастыря Христа…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся паче смысла. ».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся паче смысла. ».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны апостола (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и апостола на 6.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры апостола, глас 8-й – 4. «Слава» – апостола, глас 1-й: «Во огненней зари…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся паче смысла. ».

На часах – тропарь и кондак апостола.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны апостола, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь апостола; кондак храма. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и апостола.

Источник

Какие службы есть в Церкви и что они означают?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.

Что такое богослужебный круг?

Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.

Какие службы входят в суточный круг?

В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.

Вечерня

Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.

Утреня

Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.

Всенощное бдение

Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Часы

Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.

Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.

Литургия

Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:

Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.

Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.

Повечерие

Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).

Полунощница

Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.

Как все выглядит на практике?

Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.

Источник

Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?

В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть картинку как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Картинка про как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня
В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова. Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно.

Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий.

Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5-е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу.

Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5-й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1-й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит.

Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье).

Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста. Да, общеизвестно, что двух литургий в одни день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.

Итак, у нас есть две «полные» литургии, т. е. такие литургии, на которых совершается освящение Даров. Прежде всего надо сказать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древней Церкви было много чинов литургии – и отличались они друг от друга весьма существенно. На фоне этих различий последования Златоуста и каппадокийского святителя – почти близнецы. С точки зрения нынешних мирян, стоящих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслушивающихся и вдумывающихся в службу, главное отличие редкой литургии свт. Василия Великого от более «обыденной» Златоустовой в том, что на последней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе радуется…». Ну и прочие песнопения исполняются в разной манере: на литургии святителя Василия они звучат более протяжно.

Но неужто к этому сводятся все отличия, неужели из-за этого в церковном календаре всякий раз отмечается, что в такой-то день совершается именно литургия Василия Великого? Конечно, нет. Литургия – это не только общая молитва, и уж совершенно точно – не одни лишь красивые песнопения. Литургия – это служба, на которой Христос вновь и вновь приносит Себя в жертву; это служба-благодарение (евхаристия) – наше благодарение за спасение, дарованное нам Христом. И средоточие литургии – евхаристические молитвы, которые священник читает после пения Символа веры. К величайшему сожалению и, без преувеличения, к нашей беде, эти молитвы последние полторы тысячи лет читаются священником «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, вполголоса). Между тем именно в этих молитвах и содержится всё богословие литургии. На деле же миряне вынуждены довольствоваться обрывками этих молитв – причастными оборотами и придаточными предложениями.

Если вернуться к вопросу, который мы задали вначале – чем одна литургия отличается от другой? – то ответ должен быть таким: они отличаются своими евхаристическими молитвами. В литургии святителя Василия Великого эти молитвы гораздо более пространны (именно поэтому и песнопения этой литургии более протяжны – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвного чтения молитв). Собственно говоря, Златоустова литургия, как принято считать, представляет собой сокращение литургии Василиевой.

Приведем в качестве примера хотя бы первую из евхаристических молитв (в учебниках она называется prefatio – вступление) и непосредственно связанное с ней песнопение «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).

Литургия свт. Иоанна Златоуста

Литургия свт. Василия Великого

Священник (тайно):

Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные…

Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях…

Вслух:

… победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие:

«Свят, свят, свят Господь Саваоф!

Полны небо и земля славою Твоей!

Благословен Грядущий во имя Господне!

Повторю: этих и прочих евхаристических молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они произносятся не от лица одного лишь священника, но от имени всех христиан, всей общины – поэтому наше участие в литургии остается неполноценным, если мы не слышим самого главного. Дождемся ли мы в обозримом будущем гласного чтения евхаристических молитв – вопрос открытый. Но ничто не мешает мирянину уже сейчас найти в интернете полный текст обеих литургий, прочесть все молитвы, вдуматься в них, прочитать комментарии.

Думается, если бы все наши прихожане были бы знакомы с молитвами литургии – и св. Иоанна Златоуста, и св. Василия Великого – то в головах бы было гораздо меньше всяких суеверий, предрассудков и прочих далеких от Евангелия представлений о вере и спасении.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Код для размещения ссылки на данный материал:

Как будет выглядеть ссылка:

как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Смотреть картинку как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Картинка про как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня. Фото как узнать какая литургия совершалась в храме сегодня

В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

Источник

Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?

свя­щен­ник Феодор Людо­гов­ский

В наши дни (и это уже мно­го­ве­ко­вая прак­тика) может слу­житься одна из трех литур­гий: свт. Иоанна Зла­то­уста, свт. Васи­лия Вели­кого и свт. Гри­го­рия Двое­слова. Есть дни, когда литур­гии вовсе быть не должно.

Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста слу­жится, так ска­зать, по умол­ча­нию, вне особых усло­вий.

Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого совер­ша­ется 10 раз в году: в рож­де­ствен­ский и кре­щен­ский сочель­ники, в день памяти самого свя­ти­теля, в вос­кре­се­нья Вели­кого поста (с 1 по 5‑е), а также в Вели­кий Чет­верг и в Вели­кую суб­боту.

Литур­гия свт. Гри­го­рия Двое­слова (литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров) – это не вполне литур­гия: на ней не про­ис­хо­дит освя­ще­ния Даров. Фак­ти­че­ски это вечерня, на кото­рой совер­ша­ется при­ча­ще­ние. Слу­жится она по средам и пят­ни­цам Вели­кого поста (на 5‑й сед­мице – еще и в чет­верг), а также в первые три дня Страст­ной сед­мицы. Кроме того, она совер­ша­ется также в тех слу­чаях, когда празд­ник 1‑го и 2‑го обре­те­ния главы Иоанна Пред­течи (24 фев­раля по цер­ков­ному кален­дарю) и память 40 муче­ни­ков Сева­стий­ских (9 марта) при­хо­дится на поне­дель­ник, втор­ник или чет­верг (за исклю­че­нием 1‑й сед­мицы поста); было бы логично рас­про­стра­нить это пра­вило на память свт. Гри­го­рия Двое­слова (12 марта), однако обычно этого не про­ис­хо­дит.

Нако­нец, литур­гия не совер­ша­ется в среду и пят­ницу Сырной сед­мицы, в Вели­кую пят­ницу, а также в пят­ницу, пред­ше­ству­ю­щую празд­ни­кам Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния в том случае, если эти празд­ники при­хо­дятся на вос­кре­се­нье или поне­дель­ник (а их сочель­ники, соот­вет­ственно, – на суб­боту или вос­кре­се­нье).

Отно­си­тельно кану­нов тех вели­чай­ших празд­ни­ков (Пасхи, Бого­яв­ле­ния и Рож­де­ства Хри­стова) сле­дует заме­тить, что литур­гия, кото­рая совер­ша­ется в эти дни, соеди­ня­ется с вечер­ней: сна­чала слу­жится вечерня, кото­рая затем пере­хо­дит в литур­гию свт. Васи­лия Вели­кого (и по уставу, во всех трех слу­чаях эта служба должна иметь место во второй поло­вине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литур­ги­че­ский день начи­на­ется с вечерни, можно ска­зать, что литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого, совер­ша­е­мая в канун Пасхи, Бого­яв­ле­ния и Рож­де­ства, отно­сится уже к самому празд­нику. Точнее, это первая празд­нич­ная литур­гия – а вторая слу­жится утром, и это литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста. Да, обще­из­вестно, что двух литур­гий в одни день быть не может, но именно так среди других дней цер­ков­ного года выде­лены три этих празд­ника.

Итак, у нас есть две «полные» литур­гии, т. е. такие литур­гии, на кото­рых совер­ша­ется освя­ще­ние Даров. Прежде всего надо ска­зать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древ­ней Церкви было много чинов литур­гии – и отли­ча­лись они друг от друга весьма суще­ственно. На фоне этих раз­ли­чий после­до­ва­ния Зла­то­уста и кап­па­до­кий­ского свя­ти­теля – почти близ­нецы. С точки зрения нынеш­них мирян, сто­я­щих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслу­ши­ва­ю­щихся и вду­мы­ва­ю­щихся в службу, глав­ное отли­чие редкой литур­гии свт. Васи­лия Вели­кого от более «обы­ден­ной» Зла­то­усто­вой в том, что на послед­ней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе раду­ется…». Ну и прочие пес­но­пе­ния испол­ня­ются в разной манере: на литур­гии свя­ти­теля Васи­лия они звучат более про­тяжно.

Но неужто к этому сво­дятся все отли­чия, неужели из-за этого в цер­ков­ном кален­даре всякий раз отме­ча­ется, что в такой-то день совер­ша­ется именно литур­гия Васи­лия Вели­кого? Конечно, нет. Литур­гия – это не только общая молитва, и уж совер­шенно точно – не одни лишь кра­си­вые пес­но­пе­ния. Литур­гия – это служба, на кото­рой Хри­стос вновь и вновь при­но­сит Себя в жертву; это служба-бла­го­да­ре­ние (евха­ри­стия) – наше бла­го­да­ре­ние за спа­се­ние, даро­ван­ное нам Хри­стом. И сре­до­то­чие литур­гии – евха­ри­сти­че­ские молитвы, кото­рые свя­щен­ник читает после пения Сим­вола веры. К вели­чай­шему сожа­ле­нию и, без пре­уве­ли­че­ния, к нашей беде, эти молитвы послед­ние пол­торы тысячи лет чита­ются свя­щен­ни­ком «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, впол­го­лоса). Между тем именно в этих молит­вах и содер­жится всё бого­сло­вие литур­гии. На деле же миряне вынуж­дены доволь­ство­ваться обрыв­ками этих молитв – при­част­ными обо­ро­тами и при­да­точ­ными пред­ло­же­ни­ями.

Если вер­нуться к вопросу, кото­рый мы задали вна­чале – чем одна литур­гия отли­ча­ется от другой? – то ответ должен быть таким: они отли­ча­ются своими евха­ри­сти­че­скими молит­вами. В литур­гии свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого эти молитвы гораздо более про­странны (именно поэтому и пес­но­пе­ния этой литур­гии более про­тяжны – хор должен «запол­нить паузу», воз­ни­ка­ю­щую во время без­молв­ного чтения молитв). Соб­ственно говоря, Зла­то­устова литур­гия, как при­нято счи­тать, пред­став­ляет собой сокра­ще­ние литур­гии Васи­ли­е­вой.

При­ве­дем в каче­стве при­мера хотя бы первую из евха­ри­сти­че­ских молитв (в учеб­ни­ках она назы­ва­ется prefatio – вступ­ле­ние) и непо­сред­ственно свя­зан­ное с ней пес­но­пе­ние «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в рус­ском пере­воде иером. Амвро­сия (Тим­рота).

Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста

Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого

Свя­щен­ник (тайно):

Достойно и пра­ведно Тебя вос­пе­вать, Тебя бла­го­слов­лять, Тебя вос­хва­лять, Тебя бла­го­да­рить, Тебе покло­няться на всяком месте вла­ды­че­ства Твоего, ибо Ты – Бог неиз­ре­чен­ный, непо­зна­ва­е­мый, неви­ди­мый, непо­сти­жи­мый, вечно суще­ству­ю­щий, так же суще­ству­ю­щий, Ты и еди­но­род­ный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небы­тия в бытие нас привел, и отпад­ших вос­ста­вил снова, и неот­ступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даро­вал нам Цар­ство Твое буду­щее. За все это бла­го­да­рим Тебя, и еди­но­род­ного Твоего Сына и Духа Твоего Свя­того, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неве­до­мые бла­го­де­я­ния, совер­шив­ши­еся для нас. Бла­го­да­рим Тебя и за это общее слу­же­ние, кото­рое Ты при­нять из рук наших бла­го­во­лил, хотя и пред­стоят Тебе тысячи Архан­ге­лов и мири­ады Анге­лов, Херу­вимы и Сера­фимы шести­кры­лые, мно­го­окие, вос­па­ря­ю­щие, окры­лен­ные…

Сущий, Вла­дыка Гос­поди, Боже Отче Все­дер­жи­тель, покло­ня­е­мый! Поис­тине достойно и спра­вед­ливо и сооб­разно вели­ко­ле­пию свя­то­сти Твоей Тебя хва­лить, Тебя вос­пе­вать, Тебя бла­го­слов­лять, Тебе покло­няться, Тебя бла­го­да­рить, Тебя сла­вить, еди­ного истинно суще­ству­ю­щего Бога, и Тебе при­но­сить с серд­цем сокру­шен­ным и духом сми­ре­ния это сло­вес­ное слу­же­ние наше, ибо Ты даро­вал нам позна­ние Твоей истины. И кто спо­со­бен изречь могу­ще­ство Твое, сде­лать извест­ными все хвалы Твои, или пове­дать о всех чуде­сах Твоих во всякое время? Вла­дыка всех, Гос­поди неба и земли и всего тво­ре­ния, как види­мого, так и неви­ди­мого, сидя­щий на пре­столе славы и взи­ра­ю­щий на бездны, без­на­чаль­ный, неви­ди­мый, непо­сти­жи­мый, неопи­су­е­мый, неиз­мен­ный, Отче Гос­пода нашего Иисуса Христа, вели­кого Бога и Спа­си­теля, надежды нашей, Кото­рый есть образ Твоей бла­го­сти, печать рав­но­об­раз­ная, в Самом Себе пока­зы­ва­ю­щий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истин­ный, пред­веч­ная пре­муд­рость, жизнь, освя­ще­ние, сила, свет истин­ный, чрез Кото­рого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усы­нов­ле­ния, залог буду­щего насле­дия, нача­ток вечных благ, живо­тво­ря­щая сила, источ­ник освя­ще­ния, Кото­рым укреп­ля­ясь все тво­ре­ние и сло­вес­ное, и разум­ное Тебе служит и Тебе вос­сы­лает вечное сла­во­сло­вие; ибо все под­чи­нено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архан­гелы, Пре­столы, Гос­под­ства, Началь­ства, Власти, Силы и мно­го­окие Херу­вимы; пред Тобою вокруг стоят Сера­фимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у дру­гого, и двумя они покры­вают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взы­вают друг к другу не умол­ка­ю­щими устами и в непре­стан­ных сла­во­сло­виях…

Вслух:

…побед­ную песнь поющие, взы­ва­ю­щие, вос­кли­ца­ю­щие и гово­ря­щие:

«Свят, свят, свят Гос­подь Саваоф!
Полны небо и земля славою Твоей!
Осанна в вышних!
Бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­подне!
Осанна в вышних!»

Повторю: этих и прочих евха­ри­сти­че­ских молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они про­из­но­сятся не от лица одного лишь свя­щен­ника, но от имени всех хри­стиан, всей общины – поэтому наше уча­стие в литур­гии оста­ется непол­но­цен­ным, если мы не слышим самого глав­ного. Дождемся ли мы в обо­зри­мом буду­щем глас­ного чтения евха­ри­сти­че­ских молитв – вопрос откры­тый. Но ничто не мешает миря­нину уже сейчас найти в интер­нете полный текст обеих литур­гий, про­честь все молитвы, вду­маться в них, про­чи­тать ком­мен­та­рии.

Дума­ется, если бы все наши при­хо­жане были бы зна­комы с молит­вами литур­гии – и св. Иоанна Зла­то­уста, и св. Васи­лия Вели­кого – то в голо­вах бы было гораздо меньше всяких суе­ве­рий, пред­рас­суд­ков и прочих дале­ких от Еван­ге­лия пред­став­ле­ний о вере и спа­се­нии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *