Что такое шариатский брак

Свадьба по шариату – залог семейного счастья

Что такое шариатский брак. Смотреть фото Что такое шариатский брак. Смотреть картинку Что такое шариатский брак. Картинка про Что такое шариатский брак. Фото Что такое шариатский брак

Женитьба является первым шагом к продолжению рода и увеличению общины мусульман, поэтому чрезвычайно важно, чтобы и выбор супруга, и последующая семейная жизнь проходили в соответствии с исламскими правилами семейного уклада. У обеих сторон должны быть ясные представления о смысле создания семьи.

Известно множество хадисов Пророка ﷺ о важности заключения союза между молодыми людьми. Создание семьи входит в разряд наиболее ценных деяний в Исламе, однако не многие понимают истинные цели брака.

Всевышний Аллах указал нам путь развития семейных отношений в полном совершенстве, и только прилежное и неукоснительное следование предписаниям Ислама приведёт нас к счастливому супружеству, к милости Аллаха и Его безграничной щедрости. Поэтому особенно важно начать этот путь в правильном направлении.

Каждый мусульманин знает, что при намерении заключить брак необходимо совершить никях согласно правилам шариата. После обряда бракосочетания обычно проводится валима (свадьба). Она имеет важное значение с точки зрения подтверждения законности отношений брачующихся и проводится для оповещения людей о создании новой семьи. Угощение гостей является очень желательным действием. Передаётся от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф женился, Пророк ﷺ сказал ему: «Приготовь свадебное угощение, хотя бы зарезав овечку». (Муслим)

У всех народов свои традиции и обычаи, и у всех принято по-разному устраивать торжества. Главное, чтобы при проведении праздника не было допущено ничего из того, что является запретным в религии.

Однако, к великому сожалению, многие современные мусульманские свадьбы выходят за рамки дозволенного. Одним из самых основных нарушений законов Ислама при праздновании свадеб является смешение полов. Мужчины и женщины ни в коем случае не должны веселиться на свадьбе вместе. Сегодня же мы зачастую закрываем на это глаза, считая этот устой пережитком прошлого и ошибочно полагая, что ничего греховного в совместных праздниках нет.

Следующее нарушение, которое повсеместно происходит на наших свадьбах – присутствие музыки и алкогольных напитков для увеселения гостей. Мерзкое зрелище: женщина кружит в танце с посторонним мужчиной, услаждая взоры других, в то время как её муж занят выпивкой. Совершение греха лишает его ревности и рождает безразличие к тому, что происходит вокруг.

Ещё одно дурное новшество на свадьбах – это показное расточительство, которое, к сожалению, присуще многим народам и в корне противоречит духу нашей религии.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

إن أعظم النكاح بركة أيسره مؤنة

«Самый превосходный никях в плане бараката – это самый лёгкий в расходах». (Байхаки)

Кто даст больший калым, у кого машины солиднее, чьё платье дороже. «Побольше и подороже» в сознании людей служит безусловным знаком качества, но это никак не соответствует основам нашей религии. Баракатв умеренности и скромности.

Также многие гордятся количеством авторитетных людей на своих свадьбах, но важно знать, что на торжественное застолье приглашаются не только богатые друзья и близкие, но и неимущие.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал:

بئْسَ الطَّعَامُ طَعَامُ الوَلِيمَةِ يُدْعَى إِلَيْهَا الأغْنِيَاءُ ويُتْرَكُ الفُقَراءُ

«Плохой едой является угощение на том свадебном пиру, на который приглашают богатых и отказываются звать бедных». (Бухари, Муслим)

Но самое страшное и опасное заключается в том, что люди, погружаясь в атмосферу запретного веселья и низменных страстей, танцуя лезгинку под громкие улюлюкания, распивая горячительные напитки, напрочь забывают о своевременном совершении молитвы.

Ислам представляет собой систему, которая полностью соответствует естеству человека и оберегает это естество. Поэтому установлены очень широкие рамки дозволенного, благодаря которым у человека не возникает необходимости прибегать к греху.

Заблуждение полагать, что проведение валимы в рамках шариата является скучным мероприятием. Во время свадьбы люди должны иметь возможность веселиться, не преступая при этом границ дозволенного. На праздник можно пригласить людей, исполняющих религиозные нашиды. Также можно предоставить место для выступлений с речами, посвящёнными важности этого дня. Разрешается разнообразить свадьбу всевозможными играми и конкурсами, чтением стихов.

Молодой глава семейства обязательно должен принимать непосредственное участие в организации собственного свадебного торжества, а не перекладывать её на плечи родителей, которые могут быть подвержены влиянию родственников и боязни пересудов людей в случае отказа от современной свадьбы с музыкой и алкоголем.

Мужчина должен знать, что в вопросах харама и халяля не может быть компромиссов и что свадьба – это УЖЕ начало его личной жизни. В его интересах проконтролировать каждый этап церемонии, не становясь безучастным свидетелем того, как важное мероприятие обретает форму шайтанского шабаша, где неблагочестивые знакомые и не боящиеся наказания Аллаха родственники пляшут до упаду после алкогольных возлияний.

Несоблюдение предписанных нам указаний лишает семью милости Всевышнего Аллаха, его довольства и бараката, с которого могла бы начаться семейная жизнь. Чем больше будет соответствовать свадьба учению Ислама, тем больше она будет благословенна, тем больше гармонии и любви будет между супругами, и тем меньше проблем их будет ожидать в будущем. Ведь если свадьба основана на хараме, то какого счастья мы ожидаем от неё?

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Источник

Тайна третьей жены

Мужчина отвечает за все

В шариате самым главным в семейных отношениях является продолжение рода, действует строгий запрет добрачных отношений и за нарушение запрета предусмотрено наказание.

Есть еще один запрет, связанный. с кормлением грудью. Шариатский закон приравнивает ребенка, вскормленного кормилицей, к ее собственным детям. В этом случае ребенок становится сыном или дочерью кормилицы и братом или сестрой всех ее детей, независимо от того, появились они на свет до или после кормления. Дети мужа кормилицы также становятся братьями и сестрами этого ребенка.

И, наконец, поскольку законы шариата возлагают всю материальную ответственность за содержание семьи исключительно на плечи мужчины, то в отсутствие возможности достойно содержать семью мужчине не рекомендуется вступать в брак.

Насильно мил не будешь

Вопреки распространенному заблуждению о том, что по шариату выдают замуж без согласия невесты, такой порядок предусмотрен только в одном случае: этим правом наделяются отец и дед невесты, которые могут выдать замуж девушку против ее воли, но за равного ей.

Да убоится жена мужа?

Общую тональность взаимоотношений в мусульманской семье можно выразить двумя фразами: «Муж не должен забывать о том, что у жены есть права. Жена не должна забывать, что у нее есть обязанности по отношению к мужу».

По шариату недопустимо усыновление или удочерение, при котором настоящие родители ребенка перестают считаться таковыми. В то же время, ввиду различных причин, супруга одного мужчины может воспитывать сына или дочь второй жены. Но при этом матерью ребенка остается только та женщина, которая родила его. С правовой точки зрения это скажется, например, на том, что сын или дочь будут наследовать имущество только своей матери.

А теперь о самом интересном положении шариата, допускающем многоженство. По канонам, у мусульманина может быть одновременно четыре жены, при этом он должен уделять им равное внимание и выполнять свои супружеские обязанности по отношению к каждой из них. Но каков статус полигамной мусульманской семьи в современной России? С одной стороны, отсутствие возможности официально зарегистрировать отношения со второй женой не препятствует заключению религиозного брака с несколькими женщинами, поскольку брак, оформленный в ЗАГСе, сам по себе автоматически не может считаться шариатским, и наоборот: для того, чтобы исламский брачный контракт считался законным, ЗАГС в принципе не нужен.

Тот, у кого больше одной жены, обязан равномерно делить между ними средства и уделять им одинаковое внимание. Предпочтение, которое отдает муж одной из жен, ущемляет права других, а при многоженстве это недопустимо.

Поскольку в настоящее время светское семейное право позволяет присвоить ребенку фамилию отца, даже если он не состоит в официальном браке с матерью этого ребенка, права детей, рожденных в полигамных браках, тоже не ущемляются. Права же жены, с которой не оформлен брак в ЗАГСе, можно закрепить нотариально.

Поэтому в России права всех жен одного мужчины и их детей защитить можно в отличие, скажем, от детей вторых жен в Турции, которым власти отказывают даже в гражданстве.

С другой стороны, заключение официального брака в ЗАГСе все же дает некоторые объективные юридические привилегии. В случае если все жены, с точки зрения нешариатского российского законодательства, являются гражданскими, почвы для ущемления прав одной из них в пользу другой обычно не возникает, если сам мужчина не проявляет несправедливости по собственной вине.

Но представим себе ситуацию, когда семья планирует временный выезд за рубеж, но лишь с одной из жен у мусульманина брак официально зарегистрирован. В таком случае он вынужден оставить дома других своих супруг, ибо по гражданскому законодательству они не считаются женами.

Как правило, по шариату женщина не может сама инициировать расторжение брака. Но при наличии причин, нарушающих ее права, развод может объявить имам, шариатский судья. Такими уважительными причинами считаются физические и психические болезни мужа, бесплодие, исчезновение без вести, плохое отношение мужа к жене, другие недостатки супругов, препятствующие семейной жизни. Кстати, жена имеет право просить аннулировать брак, если муж не в состоянии материально ее обеспечить.

Неожиданное судебное решение показывает, каким может быть компромисс между двумя такими разными системами права, как светское российское и законы шариата. В Советском районном суде Махачкалы рассматривалось дело, которое выиграла гражданка Мамедова. Она настаивала на признании за ней права собственности на долю частного домовладения, ссылаясь на то, что оно было построено ею совместно с мужем Ахметовым, с которым она вступила в брак по шариату еще в 1936 году. Сын другой, официальной жены утверждал, что истица не может быть признана супругой его покойного отца, поскольку брак между ними не был зарегистрирован в органах ЗАГСа. Тем не менее суд удовлетворил иск, признав, что Мамедова в период с 1936 по 1954 год находилась в фактических брачных отношениях с Ахмедовым, и в силу этого признал за ней право на собственность. Фактические брачные отношения или религиозный брак, заключенный до Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года, могут иметь те же правовые последствия, что и зарегистрированный в ЗАГСе. Другое дело, что воспользоваться этим могут только долгожители.

Источник

Действия мужа и жены по законам шариата

Священная книга у мусульман — безусловно, Коран. Его почитают все приверженцы любых мусульманских направлений. Эта книга является основой и религиозного, и гражданского законодательства. На Коран опираются все законы шариата. Если кто-то из вас полюбил и хочет зарегистрировать отношения с представителем такой веры, как ислам, то уделите пару минут для прочтения данной статьи. Быть может, некоторые правила не будут соответствовать вашим религиозным взглядам, к примеру, если вы православный христианин.

Что представляют собой законы шариата?

В шариате собраны основные юридические нормы, нравственные принципы и правила, по которым должен вести себя мусульманин.

Что такое шариатский брак. Смотреть фото Что такое шариатский брак. Смотреть картинку Что такое шариатский брак. Картинка про Что такое шариатский брак. Фото Что такое шариатский брак

В исламе все души одинаковы, но Бог поместил их в разные тела, определив при этом для каждого свои обязанности и права. Законы шариата прописывают нормы поведения мужчины и женщины в семье и их обязанности по отношению друг к другу. Помимо супружеского поведения, в своде законов прописан почти каждый шаг и действие человека, но о других правилах поведения мужчины и женщины в отдельности каждый желающий сможет прочесть самостоятельно.

Обязательные действия

Законы шариата определяют ряд действий, которые обязан выполнять каждый мусульманин независимо от пола и возраста. Поскольку мы говорим о браке, то хотелось бы остановиться на основных действиях, которые относятся к семейным отношениям.

Одним из таких действий, которые предполагают обязательное выполнение предписаний шариата, является фарз, делящийся, в свою очередь, на два вида: фарз айн и фарз кифая.

Фарз айн

По фарз айн муж обязан:

Что такое шариатский брак. Смотреть фото Что такое шариатский брак. Смотреть картинку Что такое шариатский брак. Картинка про Что такое шариатский брак. Фото Что такое шариатский брак

Ваджиб

Так же, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За его выполнение человек вознаграждается Аллахом, невыполнение считается большим грехом:

Что такое шариатский брак. Смотреть фото Что такое шариатский брак. Смотреть картинку Что такое шариатский брак. Картинка про Что такое шариатский брак. Фото Что такое шариатский брак

Суннат

Эти действия выполнял пророк, за их выполнение человек получает вознаграждение и в день суда будет иметь заступника — пророка:

Мустахаб

Что такое шариатский брак. Смотреть фото Что такое шариатский брак. Смотреть картинку Что такое шариатский брак. Картинка про Что такое шариатский брак. Фото Что такое шариатский брак

За действия, которые часто выполнял пророк, люди, их выполняющие, будут вознаграждены (саваб), а не соблюдающих привлекут к ответу в день суда:

Мубах

Это такое действие, которое можно выполнять и не выполнять. Не будет греха, если не выполнять таких законов. Все то, что не обязывается и не осуждается шариатом, входит в мубах:

Харам

Действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Совершающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от харама, тот будет вознагражден Аллахом.

Что такое шариатский брак. Смотреть фото Что такое шариатский брак. Смотреть картинку Что такое шариатский брак. Картинка про Что такое шариатский брак. Фото Что такое шариатский брак

Харам бывает двух видов — харам зулми и харам гайри зулми.

Харам зулми

Это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего:

Возможно, вы забыли, что в исламе женщину считают чистым и святым созданием, поэтому ее и облачают в паранджу, а вы же посмели посягнуть на честь этого невинного ребенка?! Как вам только не стыдно! …Считает себя праведным мусульманином?! Отрастить бороду не означает стать благородным мусульманином! Мусульманин, который не уважает честь и достоинство женщины, не может быть мусульманином!

Харам гайри зулми

Это харам, совершение которого приносит вред только производящему его:

Макрух тахрими

Это действия, которые Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать:

Что такое шариатский брак. Смотреть фото Что такое шариатский брак. Смотреть картинку Что такое шариатский брак. Картинка про Что такое шариатский брак. Фото Что такое шариатский брак

В исламской общине созданы специальные суды, которые занимаются семейными делами. Бракоразводный процесс исламом разрешен, но он не приветствуется Богом, поэтому мужа и жену стараются примирить, а уж потом, приняв все меры, могут развести.

Законы шариата очень подробно расписывают каждое действие, поэтому, если православной женщине или мужчине захотелось заключить брак с мусульманином или мусульманкой, непременно прочитайте каждую строчку и ознакомьтесь с исламом поближе.

Юнус-бек Евкуров о шариате:

Источник

Процесс бракосочетания (никях)

Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.

Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность[1].

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Примерная последовательность брачной проповеди:

Вступительное слово: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь».

Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:

«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. Св. Коран, 4:1).

Далее следует самостоятельный комментарий о важности богобоязненности, особенно во взаимоотношениях между мужем и женой. В Священном Коране сказано:

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (см. Св. Коран, 24:32).

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров[2].

Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

— «Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]»[3];

— «Каждый из вас управленец[4]. И каждый ответит за свое управление: имам[5] управляет [теми, кто за ним], и будет спрошен; муж — глава семьи, и ответственен [за нее пред Богом и обществом]; жена — управленец в доме мужа, за что и будет спрошена… Внемлите! Каждый из вас — управляющий [чем-то руководит], и будет спрошен [за управляемое им пред Богом в Судный День]»[6].

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».

Перевод:

«Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом»[7].

Также можно прочитать следующее ду‘а:

«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».

Перевод:

«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Господи! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Церемонию бракосочетания можно проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)»[8].

Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а)[9].

4. Упоминание свадебного подарка (махра).

Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана»[10]. Большая часть богословов считает, что свадебное угощение — обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб)[11].

Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:

— «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть непременно придет»[12];

— «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть ответит [приходом]»[13];

— «Если кто-то из вас приглашен на угощение, то пусть ответит на него [приходом]. Захочет — поест, не захочет — не будет есть»[14].

Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, за которым распивают спиртное (алкоголь)»[15]. В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, когда один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.

6. Чтение молитвы.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь»[16].

Перевод:

«Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».

Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.

Ответы на вопросы по теме

Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.

Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.

Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?

В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.

В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?

В Рамадан сочетаться браком можно.

Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных][17]. [Господь заложил во всем этом благо.]» (Св. Коран, 5:97). Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.

Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.

Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.

Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?

Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.

Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.

Можно ли прочитать никях тайно, скрыв от мамы на год-два до официальной свадьбы? Отец у меня умер, а опекуна нет. Будет ли считаться наш никях действительным? Алиса, 19 лет.

Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.

Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.

1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.

2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.

3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии[18]. В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).

4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах — загсе.

У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.

Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.

Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.

Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.

Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?

Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.

Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?

1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.

2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.

Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.

Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?

Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание — это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!

1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.

2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.

1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше — и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!

2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.

1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?

2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.

1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.

2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.

Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?

Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном — на ваше усмотрение.

Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена — немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас?

Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.

Я и мой будущий муж — мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.

Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае — необязательное условие.

Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.

На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.

Питье воды условием никяха не является. Главное — вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.

Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.

Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.

Никях повторять не надо. Единственное — лучше зарегистрировать брак и в загсе.

Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.

Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям — традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте — важное условие, о чем сказано в Коране:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. Св. Коран, 4:4).

Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз — здесь, а второй — у себя на родине. Бек.

Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.

Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.

Советую вам припомнить, как все происходило.

1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. Св. Коран, 4:4).

В Исламе есть понятие махр — свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это — лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом[19], о чем упомянуто в Священном Коране[20].

2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования — двое мужчин либо мужчина и две женщины.

3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).

4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность[21].

Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.

Что касается «он взрослый, ему 44 года», то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:

«Человек [ведь] сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие росту личности и самосовершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и строгая самодисциплина.]» (см. Св. Коран, 4:28).

Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.

А вот относительно «накажет ли» в Коране четко сказано:

«[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно[22] воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., — причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Аллаха (Бога, Господа)»[23] (Св. Коран, 4:123).

Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.

Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.

[2] Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

[3] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».

[4] С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки — в Судный День ему держать ответ за них.

[5] Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга — качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

[7] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.

[9] В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.

[10] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.

[11] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.

[12] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).

[13] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).

[14] Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.

[15] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3774, «сахих»; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.

[16] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».

[17] Паломники специально вешали на шеи жертвенных животных, которых брали с собой, украшения. Видевшие это понимали, что данное животное будет принесено в жертву и мясо его будет роздано бедным и неимущим, и уважительно относились к нему. См.: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 124.

[18] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2986.

[19] См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 442.

[21] Подробнее о временном браке см. в отдельном материале данной книги.

[22] Грамматическая расстановка слов требует именно такого перевода, то есть «непременно».

[23] Также см., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 170, хадис № 2910, «сахих», и № 2923.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *