Что такое пейзажный парк
Пейзажный парк
Пейза́жный (англи́йский, иррегуля́рный, ландша́фтный) парк — направление в садово-парковом искусстве, сложившееся в XVIII веке в Англии на контрасте с барочным, регулярным парком во «французском стиле» Ленотра.
Содержание
Английские истоки
Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.
Первые мастера английского сада — палладианец Уильям Кент и садовод Чарльз Бриджмен — черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена, представлявших идеализированные картины природной гармонии. Увлечение лорреновскими пейзажами привело к созданию ненавязчивых в своём разнообразии парков в Кларемонте и Стоурхеде. Трудами Кента самый грандиозный регулярный парк Англии, Стоу в Бакингемшире, был постепенно очищен от геометрических форм и переосмыслен как естественное продолжение окружающего пейзажа. Изначально система пейзажного парка воплощала руссоистскую идею преклонения перед природой, красотой её естественных пейзажей. Создатели таких парков стремились к постижению равновесия и гармонии, существующих в природе.
Мастера английского парка отводили большое место элементу непредсказуемости и сюрприза. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждёт его за очередным поворотом аллеи. Как правило, пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны в Палладиевом стиле, навеянные архитектурными набросками Палладио и его учеников. С пейзажным парком иногда сочетались и вкрапления восточной экзотики (как, например, шинуазри Уильяма Чемберса в садах Кью) либо готические мотивы (впервые использованные Г. Уолполом в Строберри-хилле).
Наиболее востребованными продолжателями школы английского парка во второй половине XVIII века выступили Ланселот Браун и Хамфри Рептон, которые «привели в гармонию» тысячи гектаров угодий по всей Британии. Для Брауна характерно упрощение структуры парка за счёт окончательного отказа от геометрических линий аллей и партеров. В его садах открытые пространства (полянки и лужайки) открывают захватывающие перспективы и зрительно расширяют пределы парка. В садах изобилуют искусственные каналы, замаскированные под заросшие тростником речушки. Рептон более густо засаживает свои сады кустами и деревьями, организованными в группы различной плотности.
Континентальные парки
В середине XVIII века вместе с архитектурой рококо и барокко стал выходить из моды и регулярный парк. Распространению культа природной естественности более других мыслителей способствовал Жан-Жак Руссо, который одним из первых перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. При Людовике XVI английский парк получил уже всеобщее распространение, а его супруга Мария-Антуанетта устроила в Версале ферму с огородом, где под крестьянскую посуду был стилизован драгоценный севрский фарфор.
Наибольшее распространение на континенте английский парк получил в Германии, где одним из первых его образцов стало «парковое королевство» близ Дессау — фантазия на тему Стоу, Стоурхеда и Кларемонта. Этот обширный парк признан памятником Всемирного наследия, равно как и ещё более протяжённый парк князя Пюклера в Бад-Мускау. Другие характерные примеры пейзажных парков в Центральной и Восточной Европе — Английский парк в Мюнхене, парк Браниц в Пруссии, Лазенковский и Уяздовский парки в Варшаве, Царицынский парк в Москве, Екатерининский и Павловский парки под Петербургом и парк Монрепо в Выборге.
Характеристики
Рептон сформулировал следующие принципы построения пейзажного парка:
В построении пейзажного сада приветствуется неровный рельеф — возвышенности, склоны, овраги, природные водоёмы и даже болотца. Все природные недостатки местности сглаживаются, а достоинства обыгрываются. Плоский ландшафт требуется изменить искусственно, создать водоем, насыпи или впадины, затушевывая их рукотворность.
Архитектурные сооружения в пейзажном парке второстепенны, они должны быть вписаны в пейзаж. Например, с помощью растительного объёма значительно превышающего объём сооружений. Растительностью маскируют все острые углы и вспомогательные конструкции.
Эффект пейзажного сада — впечатление будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. Несмотря на то, что пейзажный сад, вроде бы просто воссоздаёт природный пейзаж, в нём существует свой порядок, иерархия, строгий подбор растений, следуя которым создается сад, одинаково великолепный во все времена года.
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Пейзажный парк» в других словарях:
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК — (английский парк) парк со свободной планировкой, как бы воспроизводящей естественный ландшафт … Большой Энциклопедический словарь
пейзажный парк — Парк со свободной планировкой, как бы воспроизводящей естественный ландшафт … Словарь по географии
пейзажный парк — (английский парк), парк со свободной планировкой, как бы воспроизводящей естественный ландшафт. * * * ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК (английский парк), парк со свободной планировкой, как бы воспроизводящей естественный ландшафт … Энциклопедический словарь
Пейзажный парк — английский парк, иррегулярный парк, как бы воспроизводящий естественный ландшафт, со свободным расположением посадок, водоёмов, дорожек, сооружений. Подробнее см. в ст. Садово парковое искусство. Илл. см. к ст. Павловск … Большая советская энциклопедия
Пейзажный парк — (английский парк) Парк со свободной планировкой и такой же компоновкой насаждений, в подражание природе. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
Парк Монрепо — фр. Mon Repos Парк Монрепо осенью … Википедия
Парк Кинского — чеш. Kinského zahrada … Википедия
Парк Семпионе — Parco Sempione … Википедия
Парк (земельный участок) — Парк (от позднелат. parricus отгороженное место), земельный участок с естественной или специально посаженной растительностью, с дорогами, аллеями, водоёмами, предназначенный для прогулок, отдыха, игр. Регулярный парк (например, Нижний парк в… … Большая советская энциклопедия
Пейзажный парк
Пейзажный (английский, иррегулярный, ландшафтный) парк — направление в садово-парковом искусстве, сложившееся в XVIII веке в Англии на контрасте с барочным регулярным парком во «французском стиле» Ленотра.
Английские истоки
Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.
Первые мастера английского сада — палладианец Уильям Кент и садовод Чарльз Бриджмен — черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена, представлявших идеализированные картины природной гармонии. Увлечение лорреновскими пейзажами привело к созданию ненавязчивых в своём разнообразии парков в Кларемонте и Стоурхеде. Трудами Кента самый грандиозный регулярный парк Англии, Стоу в Бакингемшире, был постепенно очищен от геометрических форм и переосмыслен как естественное продолжение окружающего пейзажа. Изначально система пейзажного парка воплощала руссоистскую идею преклонения перед природой, красотой её естественных пейзажей. Создатели таких парков стремились к постижению равновесия и гармонии, существующих в природе.
Мастера английского парка отводили большое место элементу непредсказуемости и сюрприза. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждёт его за очередным поворотом аллеи. Как правило, пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны в палладиевом стиле, навеянные архитектурными набросками Палладио и его учеников. С пейзажным парком иногда сочетались и вкрапления восточной экзотики (как, например, шинуазри Уильяма Чемберса в садах Кью) либо готические мотивы (впервые использованные Г. Уолполом в Строберри-хилле).
Наиболее востребованными продолжателями школы английского парка во второй половине XVIII века выступили Ланселот Браун и Хамфри Рептон, которые «привели в гармонию» тысячи гектаров угодий по всей Британии. Для Брауна характерно упрощение структуры парка за счёт окончательного отказа от геометрических линий аллей и партеров. В его садах открытые пространства (полянки и лужайки) открывают захватывающие перспективы и зрительно расширяют пределы парка. В садах изобилуют искусственные каналы, замаскированные под заросшие тростником речушки. Рептон более густо засаживает свои сады кустами и деревьями, организованными в группы различной плотности.
Континентальные парки
В середине XVIII века вместе с архитектурой рококо и барокко стал выходить из моды и регулярный парк. Распространению культа природной естественности более других мыслителей способствовал Жан-Жак Руссо, который одним из первых перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. При Людовике XVI английский парк получил уже всеобщее распространение, а его супруга Мария-Антуанетта устроила в Версале ферму с огородом, где под крестьянскую посуду был стилизован драгоценный севрский фарфор.
Наибольшее распространение на континенте английский парк получил в Германии, где одним из первых его образцов стало «парковое королевство» близ Дессау — фантазия на тему Стоу, Стоурхеда и Кларемонта. Этот обширный парк признан памятником Всемирного наследия, равно как и ещё более протяжённый парк князя Пюклера в Бад-Мускау. Другие характерные примеры пейзажных парков в Центральной и Восточной Европе — Английский парк в Мюнхене, парк Браниц в Пруссии, Лазенковский и Уяздовский парки в Варшаве, Царицынский парк в Москве, Екатерининский и Павловский парки под Петербургом и парк Монрепо в Выборге.
Характеристики
Рептон сформулировал следующие принципы построения пейзажного парка:
В построении пейзажного сада приветствуется неровный рельеф — возвышенности, склоны, овраги, природные водоёмы и даже болотца. Все природные недостатки местности сглаживаются, а достоинства обыгрываются. Плоский ландшафт требуется изменить искусственно, создать водоём, насыпи или впадины, затушевывая их рукотворность.
Архитектурные сооружения в пейзажном парке второстепенны, они должны быть вписаны в пейзаж — например, с помощью растительного объёма, значительно превышающего объём сооружений. Растительностью маскируют все острые углы и вспомогательные конструкции.
Эффект пейзажного сада — впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом, или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. Несмотря на то, что пейзажный сад вроде бы просто воссоздаёт природный пейзаж, в нём существует свой порядок, иерархия, строгий подбор растений, следуя которым, создается сад, одинаково великолепный во все времена года.
Интересно, что многие элементы английского парка стали буквально классическими в своём жанре. Так, например, в нескольких пейзажных парках мира имеются пирамиды, схожие архитектурные сооружения, а также огромную популярность получили декоративные сооружения, стилизованные под руины. Отдельно можно выделить Палладиевый мост. Он настолько впечатлил создателей парков, что его точные копии появлялись в новых парках. Сегодня эти мосты имеются в английских парках Стоу (украшенная ферма), Уилтон-хаус и в ландшафтном парке города Бат. Есть близнец этих мостов и в России, в Екатерининском парке в пригороде Санкт-Петербурга. Возможно, это не единственные копии этого легендарного моста.
Ландшафтные парки мира
Искусством создавать вокруг себя пространство, которое соперничает с самой Природой, в котором все гармонично и спокойно, владеют конечно немногие. Это настоящий талант – создавать экстерьер, в котором рука художника как будто и не видна. Как будто каждый цветочек и каждая травинка выросла на своем месте по желанию матушки Природы.
Величайший философ Платон, однажды любуясь закатом, сказал: «Выше всех красот – природы красота». Гений талантливых создателей ландшафтных парков мира в том, что их парки не красивее самой Природы. Они красивы как сама Природа! Действительно, существуют на нашей планете места, которые радуют и вдохновляют людей многие годы и даже столетия. В этой статье вы узнаете лишь о некоторых прекрасных уголках на нашей Земле, где люди творили, восхищались и заставляли восхищаться других.
Этот раздел будет регулярно пополняться. Если вы предложите новую тему для восхищения нашей планетой – команда «Divo-dacha» с благодарностью постарается её осветить.
Ландшафтный парк, как направление, возникло в Англии в 18 веке. Он представляет из себя комплекс, где планировка объектов максимально приближена к природной. Такие парки часто имеют эстетическую, экологическую и историческую ценность. В отличие от городских парков, где вся растительность посажена в соответствие с законами композиции, ландшафтный парк выглядит более естественно. Дороги, аллеи, поляны, водоемы здесь располагаются более свободно. Задача современных ландшафтных комплексов – дать возможность современному жителю почувствовать себя как бы в дикой природе, но без чувства опасности.
Формирование ландшафтных парков в разных странах имеет большую историю. Как правило, оно сопровождалось зарождением стилей. Сейчас каждый знает, что есть французский, итальянский, восточный и др. стили. А ведь когда-то в самом истоке зарождения стилей определяющим фактором были климат и рельеф конкретной страны.
Например, висячие сады Семирамиды. Сейчас являются одним из семи чудес Света. Несмотря на то, что это удивительное архитектурное сооружение не дожило до наших дней, память о нем жива до сих пор. История хранит упоминание о том, что это было сооружение из четырех террас, расположенных друг над другом каскадом. На нижних террасах росли деревья. Верхние были засажены кустарниками и вьющимися цветами.
Французский стиль ассоциируется с ровными садами и ароматными цветами. Регулярные парки, с правильными геометрическими формами, расположенные на холмах принято называть итальянскими. Сады эпохи Возрождения стали некой вершиной в формировании ландшафтных парков и ландшафтного дизайна. Искусственные водоемы, фонтаны и обилие скульптур кричали о роскоши дворцовых садов.
В 17 веке в Европе начинают различать понятия парк и сад. Если сады больше ассоциируются с местом для отдыха и уединения, то парк становится местом проведения баллов и различных торжеств. Регулярный стиль постепенно сменяется пейзажным. По дорожкам, ведущим к красивым архитектурным или растительным объектам, гуляет много нарядных людей и устраиваются концерты с вечерней иллюминацией.
Свою историю ландшафтные парки имеют и в России. В 17 веке у нас появляются ботанические оранжереи, а затем приходит мода из Голландии на клумбы с нарциссами и тюльпанами. 20 век приносит миру не только техническую революцию. В связи с новыми технологиями меняется архитектура зданий, а с ней и парковый дизайн.
Если обобщить историю садово-паркового искусства, то можно сказать, что оно развивалось в двух направлениях: геометрическом и живописном. Геометрическими называются композиции, в основе которых лежит симметрия. Живописное, или пейзажное, означает подражание природе с ее естественными формами.
В последние годы парковое строительство получило новый размах и преподносит обществу все новые и новые решения организации пространства для отдыха в естественном «природном» исполнении. Десятки талантливых ландшафтных дизайнеров подключились к этому направлению и дали мощный толчок строительству ландшафтных парков.
Современные ландшафтные парки мира являют собой пример осознанного взаимодействия человека с Природой. Подсознательно тягу к природе человек чувствовал всегда. Но если в наше время не каждый городской житель отважится пойти в дикий лес, то прогулка по ландшафтному парку будет для него максимально комфортной и безопасной.
Искусственные зеленые насаждения в таких парках призваны выполнять особые дизайнерские решения. Ведь это ландшафтно-архитектурное пространство не должно напоминать городской парк культуры. Исторические архитектурные объекты, находящиеся на территории подобных комплексов, имеют большое просветительское значение и положительно влияют на формирование нового сознания современного жителя мегаполиса.
Прогулки по ландшафтным паркам становятся все популярнее и привлекают много туристов. Появилось даже понятие «ландшафтные путешествия». Любители истории и всего прекрасного путешествуют по миру в поисках живописных мест и новых вдохновляющих идей. Здесь можно лишь коротко указать некоторые красивые места, которые являются образчиком ландшафтной архитектуры:
Парк Петергоф
Петергоф – величайшее творение Петра 1, задумавшего превзойти французский Версаль. Представляет из себя блестящий ансамбль дворцов и парков. Расположен на южном берегу Финского залива и считается грандиозным историческим памятником, прославляющем мощь и величие нашей страны. Датой создания принято считать период с 1714 по 1723 гг. Он был посвящен победе в Северной войне и выходу к Балтийскому морю. Над созданием Петергофа трудились знаменитые архитекторы и садовые мастера того времени.
Ландшафтный ансамбль Петергофа включает:
- Большой Петергофский дворец, являющий собой вершину композиции, и объединяющий Верхний сад и Нижний парк. Большой каскад, представляющий из себя грандиозное сооружение из каскада фонтанов. Верхний сад, который является парадным въездом в Петергоф. Нижний парк, который объединяет с помощью аллей Большой дворец и дворец Марли.
Весь комплекс Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, которые формировались на протяжении двух веков. В него также входят музей «Екатерининский корпус», павильон «Эрмитаж», дворец «Монплезир», дворец «Марли» и музей «Банный корпус». Ландшафтный парк Петергоф является историческим достоянием России, и во многом действительно превосходит французский Версаль.
Выборгский скальный ландшафтный парк Монрепо
Парк Монрепо был заложен в 19 веке. Это единственный в России скальный пейзажный парк. Он находится на берегу Выборгского залива. Перед посетителями возникают удивительные пейзажи из вековых сосен и нагромождений валунов ледникового периода. Территория парка занимает более сотни гектаров. Когда-то это было поместье коменданта выборгской крепости. Позже на территории парка был построен особняк, и с тех пор здесь бережно хранят историю. К счастью, сохранились многие элементы парка, имеющие отпечаток той или иной модной на тот момент архитектуры. Например, некоторые части парка спланированы в китайском стиле. Сохранилась и деревянная готика. Туристам будет интересно побывать и в Пещере ведьм. Считается, что мужчины пройдя через нее, обретают силу и смелость, а женщины избавляются от депрессии и нервных расстройств.
Парк Во-ле-Виконт (Vaux le Vicomte), Мелён, Франция
Ландшафтный парк Во-ле-Виконт расположен на 46 км от Парижа. Этот архитектурно-парковый ансамбль был спроектирован и построен для министра финансов Людовика XIV Никола Фуке в 17 веке. На его территории находится одноименный замок.
Этот великолепный парк воплотили в жизнь дизайнер Ленотр, архитектор того времени Лево и художник Лебрен. У замка богатая история. Он знал времена упадка и расцвета. Современный вид замок приобрел после реставрации французским промышленником Альфредом Соммье. Сейчас ландшафтный парк Во-ле-Виконт имеет несколько геометрических садов, в которых расположены скульптуры и фонтаны. Парк был создан для проведения крупных праздников и по сути был ареной для театральных представлений.
Ландшафтный Императорский парк Киото, Япония
Императорский парк и дворец Госё были созданы более 1000 лет назад в старой части города Киото. И парк, и замок были свидетелями войн и пожаров, неоднократно были разграблены. Парк славится своими соснами и прекрасным пейзажным садом. На северо-западе парка расположены виллы Сюгакуин и Кацура, которые являются ярчайшим образцом ландшафтной архитектуры Японии. Они были построены в 17 веке принцем Хатидзоно Мия Тосихито. Виллы спроектированы таким образом, что перед посетителями открываются поочередно все новые и новые удивительные пейзажи.
Национальный австралийский парк «Дейнтри» (Daintree)
Парк «Дейнтри» был основан в 1981 году. Он раскинулся на территории более 1000 кв. км. и является объектом Всемирного наследия Юнеско. Это уникальный ландшафтный парк, где можно встретить рептилий, кенгуру, летучих мышей. Парк является естественной средой обитания для редких птиц. И все это на фоне удивительной природы, где потоки воды хлещут сквозь тропические леса. Возможно, тропический лес Дейнтри является самым древним на земле. В парке есть много интересных географических объектов – например, мыс Несчастья (Cape Tribulation), ущелье Моссман (Mossman Gorge), знаменитые «Прыгающие камни» на пляже Торнтон Бич (Thornton Beach). Говорят, что этот пляж особо почитали местные аборигены и проводили на нем свои обряды.
Сохранившаяся уникальная флора и фауна является наглядным примером того, как может человек жить в гармонии с природой.
Австралийский парк скульптур Бруно Торфса
Был создан в окрестностях австралийского городка Мэрисвилл в конце прошлого века скульптором Бруно Торфс. Парк сразу стал популярен благодаря скульптурам из терракоты, идеи для которых Бруно Торфс подсматривал у разных народов мира. На фоне экзотической природы посетителей парка встречают самые разнообразные сказочные существа – ведьмы, принцессы, русалки. На сегодняшний день в парке имеется уже более сотни экспонатов.
Несмотря на то, что в 2009 г. парк настигла трагедия – в пожаре сгорела почти вся растительность – к счастью терракотовые скульптуры удалось спасти. Команда Бруно Торфс усердно трудится над восстановлением парка.