как происходило освоение русскими новых земель какие положительные и отрицательные последствия несла
Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствие несла с собой русской колонизация народам Сибири и Дальнего Востока
Как происходило освоение русскими новых земель?
Как правило, освоение русскими новых земель происходило в рамках завоевательной политики. Иногда это был и добровольный союз. Например, присоединение Казани (Казанского ханства) укладывается в три кровопролитных похода. Некоторые территории были получены как трофеи в результате военных побед, например, Финляндия была получена в войне со Швецией, когда Российская империя помогла Наполеону (по договору).
Какие положительные и отрицательные последствие несла с собой русской колонизация народам Сибири и Дальнего Востока?
Положительные последствия русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока:
— были положены основы будущих крупных городов
— через Сибирь Россия могла торговать и оказывать свое влияние на страны Средней Азии, а также Восточной Азии – Японию, Китай и Корею.
— Дальний Восток помог взаимодействию с Америкой, заселению русских на Аляску
— Сибирь и Дальний Восток – территории богатые землей, реками, озерами, лесами, и полезными ископаемыми
Негативные последствия русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока:
— русские проводили насильственную русификацию и насильственную христианизацию
— народы Сибири и Дальнего Востока были экономически зависимы и платили ясак
— эти территории осваивались, но никак не развивались
Конспект и презентация к уроку истории «Народы России в XVII в.» (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ конспект.docx
17.04.2018 7 класс история Урок №58
Тема: Народы России в XVII в.
Цель урока: Раскрыть особенности формирования России как многонационального государства в XVII веке.
Предметные : давать определения понятий: острог, ясак, чум, шаман, юрта; определять, как формировалось наше многонациональное государство в XVII веке, на каком уровне развития находились народы и как влияли друг на друга, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные : регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, российский многонациональный народ и историю России, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Оборудование: учебник, мультимедийный комплекс, презентация, раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока: урок открытия нового знания
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала.
Ответы на вопросы на стр 93.
3. Актуализация знаний (слайд 1)
Учащиеся формулируют тему урока
Используя прием «Корзина идей», определите цели нашего урока.
Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске. Затем при консультативной помощи учителя ученики формулируют цели урока.
Проблемный вопрос (стр. 81)
Как в XVII веке происходило дальнейшее формирование многонационального Российского государства?
Какие народы вошли в состав России в XVII веке?
5. Изучение нового материала
В XVII веке авторитет России в славянском мире неуклонно укреплялся, расширялись ее связи со всеми без исключения славянскими народами. Однако характер этих контактов четко различался в зависимости от конфессиональной ориентации различных частей славянского мира. Если даже некоторые представители православного духовенства Балкан порой именовали русского православного монарха «своим царем», не говоря уже об украинцах и белорусах, то католики, каковыми были чехи и поляки воспринимали Россию как чужой и даже враждебный мир.
Задание (раздаточный материал) работа в парах
Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствия несла с собой русская колонизация народам Сибири и Дальнего Востока?
Работа с определением острог.
Продвижение русских на Восток проходило достаточно мирно. В редких случаях происходили кровавые схватки с местным населением, в отличие от колонизации Северной Америки. Причина этого – России не нужны были пустующие земли, т.к. население Севера платило ясак – пушной налог с северных народов.
Основные тенденции освоения новых регионов: (слайд 7)
1. Колонизация Поволжья и Приуралья русскими крестьянами.
2. Проникновение на новые территории норм российского права.
3. Стремление заручится поддержкой местной племенной знати.
4. Развитие охоты и добывающих промыслов на новых территориях.
5. Принудительная христианизация местного населения.
Работаем с картой (слайд 8)
Посмотрите на карту России в XVII в. Какие народы ее населяли?
Работа в 3х группах (сравнительная таблица) стр.учебника 81-85 (слайд 9)
Время вхождения в состав России
Положение народа в составе России
Основные занятия и особенности жизненного уклада
6. Физминутка (слайд 10)
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
И снова работаем. Немного еще.
7. Итог урока (слайды 11-14)
1.Как в XVII в. происходило формирование многонационального Российского государства? Какие народы вошли в состав России в XVII в.?
В XVII в. продолжалось развитие России как многонационального государства. В ее подданство перешли народы, населявшие Украину, Сибирь и Дальний Восток. Эти народы говорили на разных языках, имели различные обычаи, исповедовали различные религии и культы, но отныне у них было общее Отечество – Россия.
2.Воспользовавшись картой, перечислите государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге и на Востоке.
Государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге: Османская империя, Крымское ханство. На востоке – Китай.
9. Рефлексия (слайд 15)
8. Выставление отметок. Домашнее задание (слайд 16)
Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствия несла с собой русская колонизация народам Сибири и Дальнего Востока?
Освоение русскими новых земель происходило по-разному. Какие-то территории были завоеваны (Сибирское ханство), но в основном шло мирное присоединение.
Положительные и отрицательные последствия русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока:
+ Русские основали в Сибири многие остроги, которые затем превратились в города. Сибирь также стала плацдармом для дальнейшей колонизации Азии и северо-запада Северной Америки (Русская Америка).
Время вхождения в состав России
Положение народа в составе России
Основные занятия и особенности жизненного уклада
Народы России в XVII в.
ГДЗ◄ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 7 кл.◄
Как в XVII в. происходило дальнейшее формирование многонационального Российского государства? Какие народы вошли в состав России в XVII в.?
В XVII в. продолжалось развитие России как многонационального государства. В ее подданство перешли народы, населявшие Украину, Сибирь и Дальний Восток. Эти народы говорили на разных языках, имели различные обычаи, исповедовали различные религии и культы, но отныне уних было общее Отечество – Россия.
Когда Левобережная Украина вошла в состав России?
Левобережная Украина вошла в состав России в 1686 г.
Когда украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси?
Украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси в 1687 г.
Как называлось правительственное учреждение, находившееся в Москве и ведавшее управлением украинскими землями, вошедшими в состав России?
Правительственное учреждение, находившееся в Москве и ведавшее управлением украинскими землями, вошедшими в состав России называлось Приказ “Малые России”. Был учрежден в середине XVII в., после воссоединения украинского и русского народов в единое государство. В ведении приказа находились Малая Россия, войско Запорожское, казаки и города Киев и Чернигов.
Когда в Поволжье была создана первая православная епархия? Где располагался ее центр? Кого называли новокрещеными?
В 1555 г. была образована Казанская епархия, которая развернула активную работу по христианизации народов Поволжья. Ее центр – Казань. Называли новокрещеными тех, кто принял православие.
Вопросы и задания к тексту материала для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
1. Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствия несла с собой русская колонизация народам Сибири и Дальнего Востока?
Освоение русскими новых земель происходило по-разному. Какие-то территории были завоеваны (Сибирское ханство), но в основном шло мирное присоединение.
Положительные и отрицательные последствия русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока:
2. Охарактеризуйте особенности управления украинскими землями в XVII в. Почему часть украинцев выступала против воссоединения с Россией?
Особенности управления украинскими землями в XVII в.: самоуправление. Выборный гетман управлял украинскими землями вместе со старшинской радой, которая назначала на должности – уряды. Территория разделена на 10 полков, во главе – полковники и полковая старшина. Крупные города сохраняли самоуправление, но во всех городах назначены московские воеводы с военными гарнизонами.
Часть украинцев выступала против воссоединения с Россией потому, что усилилось имущественное неравенство. Казацкой верхушке достались большие земельные угодья, она подчинила себе крестьян-бедняков. Это вызывало недовольство крестьян. А казацкая верхушка требовала больше привилегий.
3. Каким было положение народов Поволжья?
Вхождение народов Поволжья в состав России произошло в начале XVII в. Здесь возникли города и крепости. Состав населения – многонациональный. Население платило налоги, татарская знать перешла на службу к российским царям. Активно проводилась христианизация.
4. Какие шаги были сделаны в XVII в. по укреплению российского влияния на Кавказе?
Принятие в российское подданство Кахетии и Имеретинского царства.
5. Расскажите о жизни народов Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Заполните (в тетради) таблицу «Народы Сибири и Дальнего Востока в XVII в.»
Народ | Территория проживания | Занятия и жизненный уклад |
Ненцы | Тундра от европейского севера до низовьев Енисея | Оленеводство, рыбная ловля, охота. Чумы – переносные жилища. Вера – язычество. Шаманы – служители культа. |
Эвенки (Тунгусы) | От Енисея до Охотского моря | Охота, рыбная ловля. Жили в чумах. племена делились на роды. Межплеменные войны. |
Буряты | Берега Ангары и Байкала | Скотоводство, охота, рыбная ловля, земледелие. |
Якуты | Северо-восточная Сибирь | Скотоводство, охота, рыболовство, гончарное и кузнечное ремесло. Жили в юртах. |
Юкагиры, чукчи, коряки, комчадалы, курилы | Крайний северо-восток Сибири | Рыболовство, собирательство, оленеводство. |
Дауры | Приамурье | Земледелие, огородничество, садоводство. Разводили коров, лошадей, свиней, овец, кур, + охота и рыбная ловля. Строили города |
1. Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России в XVII в. Какие народы ее населяли?
Россию в XVII в. населяли народы: украинцы, татары, чуваши, марийцы, мордва, удмурты, башкиры, а также народы Сибири – ненцы, эвенки, буряты, якуты, чукчи, дауры.
2. Воспользовавшись картой, перечислите государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге и на Востоке.
Государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге: Османская империя, Крымское ханство. На востоке – Китай.
Что нового вы узнали из документа о жизни тунгусов (эвенков)?
Новое, что узнали из документа о жизни тунгусов: жили по берегам рек и заготавливали на год сухой рыбы.
1. Как определяют Семен Дежнев и Никита Семенов цель своего похода?
Цель своего похода Семен Дежнев и Никита Семенов определяют так: найти прибыль для царской казны.
2. О каких прибыльных промыслах они рассказывают?
Они рассказывают о прибыльном промысле – охоте на моржей и добыче ценных клыков моржа.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Как формировалось наше многонациональное государство в XVII в.? На каком уровне развития находились народы, вошедшие в состав России в XVII в.? Как они влияли друг на друга?
Формировалось наше многонациональное государство в XVII в. очень активно, но не просто. Присоединенные территории приходилось отстаивать в борьбе в европейскими странами. В процессе мирной колонизации территории тоже присоединялись.
Народы, вошедшие в состав России в XVII в. находились на разном уровне развития: Украина – собственная государственность с органами самоуправления, а народы Сибири – даже на уровне первобытнообщинных, родоплеменных отношений. Влияли друг на друга народы, вошедшие в состав России, плодотворно, обмениваясь хозяйственными и культурными достижениями.
2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию об одном из народов (о территории проживания, основных занятиях, быте, культурных и религиозных традициях, одежде и т.д.), вошедших в состав России в XVII в. На основании собранного материала подготовьте электронную презентацию.
К моменту присоединения Якутии к Московскому государству, в начале XVII в., якуты заселяли Ленско-Амгинское и Ленско-Вилюйское междуречье и часть бассейна р. Вилюя. Основным занятием якутов было разведение крупного рогатого скота и лошадей. Скотоводство было примитивное, мясо-молочное по преимуществу.
К началу XVII в. скот уже являлся не родовой, а частно-семейной собственностью, причем отдельные семьи имели по нескольку сот голов скота. Основная масса якутов имела по 10, а то и меньше голов скота, что, в условиях скотоводческого хозяйства, не обеспечивало прожиточного минимума семьи. Были и совсем бесскотные якуты.
Вслед за частной собственностью на скот установилась частная собственность и на покосы. Это произошло не позднее конца XVI – начала XVII века. Покосы высоко ценились и составляли предмет всевозможных сделок. Покосы продавались и передавались по наследству, арендовались у владельцев на год и больше, причем оплата производилась мехами. Якуты вели постоянную борьбу за покосы, заливные луга (аласы). Уточним лишь, что это была не вообще земля, все еще находившаяся в общинно-родовом владении, а покосы.
Охотничий и рыболовный промыслы в районе Амгино-Ленского плоскогорья, где русские впервые встретились с компактной массой якутов, играли лишь подсобную роль. Только в таежных северных районах эти промыслы наряду с оленеводством были основными. Якуты охотились на пушного зверя – соболей и лисиц – и на дичь – зайцев, перелетных птиц и т. д. Пушнина шла для собственного употребления – на одежду, – а также и на обмен. Соболиные угодья обычно находились в стороне от основного жилья якутов, якуты ездили туда осенью на лошадях, поэтому бедняки, не имевшие лошадей, не могли заниматься охотой на соболей.
Рыболовство было широко распространено среди беднейшей части населения как в скотоводческих, так и в охотничьих районах. Слово “балыхсыт” (рыболов) часто бывало синонимом слова “бедняк”. “Я-де худой человек, рыболов”, – говорил бесскотный якут Оилга.
Меновые отношения у якутов в это время были уже достаточно развиты. Поскольку основное богатство сосредоточивалось в руках верхушки общества – тойонов (якутская полуфеодальная аристократия). Эта верхушка вела и меновые отношения. Московские служилые люди выменивали у князцов коней и коров, сено, утварь и снедь.
Обмен происходил и среди самих якутов, между населением различных районов. Так, скотоводы обменивали скот на пушнину у якутов и тунгусов таежной полосы. Намские, батурусские и другие якуты продавали “скот свой на соболи дальним якутам и тунгусам”.
Якуты ко времени покорения их Московским государством, в XVII в., сложились уже как народность с общим языком, территорией и обшей скотоводческой культурой, противопоставляющая себя как единое целое тунгусам, юкагирам и другим соседним народностям и племенам, с которыми им приходилось соприкасаться.
Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками.
Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.
Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас).
Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.
Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные
Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствие несла с собой российской колонизация народам Сибири и Далекого Востока
Как происходило освоение русскими новых земель?
Как правило, освоение русскими новых земель происходило в рамках завоевательной политики. Время от времени это был и добровольческий альянс. К примеру, присоединение Казани (Казанского ханства) укладывается в три кровопролитных похода. Некие местности были получены как трофеи в итоге военных побед, к примеру, Финляндия была получена в войне со Швецией, когда Русская империя помогла Наполеону (по уговору).
Какие положительные и отрицательные последствие несла с собой русской колонизация народам Сибири и Далекого Востока?
Положительные последствия российской колонизации народов Сибири и Далекого Востока:
— были положены основы будущих крупных городов
— через Сибирь Наша родина могла вести торговлю и оказывать свое влияние на страны Средней Азии, а также Восточной Азии Японию, Китай и Корею.
— Далекий Восток посодействовал взаимодействию с Америкой, заселению русских на Аляску
— Сибирь и Дальний Восток территории богатые землей, реками, озерами, лесами, и полезными ископаемыми
Нехорошие последствия русской колонизации народов Сибири и Далекого Востока:
— российские проводили насильную русификацию и насильную христианизацию
— народы Сибири и Дальнего Востока были экономически зависимы и выплачивали ясак
— эти местности осваивались, но никак не развивались
Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствие несла с собой русской колонизация народам Сибири и Дальнего Востока
Как происходило освоение русскими новых земель?
Как правило, освоение русскими новых земель происходило в рамках завоевательной политики. Иногда это был и добровольный союз. Например, присоединение Казани (Казанского ханства) укладывается в три кровопролитных похода. Некоторые территории были получены как трофеи в результате военных побед, например, Финляндия была получена в войне со Швецией, когда Российская империя помогла Наполеону (по договору).
Какие положительные и отрицательные последствие несла с собой русской колонизация народам Сибири и Дальнего Востока?
Положительные последствия русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока:
— были положены основы будущих крупных городов
— через Сибирь Россия могла торговать и оказывать свое влияние на страны Средней Азии, а также Восточной Азии – Японию, Китай и Корею.
— Дальний Восток помог взаимодействию с Америкой, заселению русских на Аляску
— Сибирь и Дальний Восток – территории богатые землей, реками, озерами, лесами, и полезными ископаемыми
Негативные последствия русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока:
— русские проводили насильственную русификацию и насильственную христианизацию
— народы Сибири и Дальнего Востока были экономически зависимы и платили ясак
— эти территории осваивались, но никак не развивались