как понять какую музыку слушает человек
Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования
Связь музыкального вкуса с уровнем интеллектуального развития — популярный стереотип. Многие считают, что умные люди слушают только Баха и Моцарта, а попса и рэп — любимая музыка людей простых и менее образованных. Но так ли это?
Есть ли у этого стереотипа научная основа? Что на этот счет говорят психологи, нейробиологи и социологи? Сегодня мы решили разобраться в основных исследованиях.
Психология: связь музыкального вкуса и типа личности
Музыка — часть нашей идентичности, и многие считают, что любимая музыка может многое сказать об их характере. В Университете Техаса провели исследование, в рамках которого попытались найти корреляцию между любимыми музыкальными жанрами и чертами характера респондентов. Студенты прошли несколько тестов — на музыкальные предпочтения, тип личности и уровень IQ. Потом психологи сравнили результаты тестов и нашли некоторые корреляции между результатами.
Всего они выделили четыре группы (в более поздних версиях теста появилась и пятая группа):
Вторую группу предпочитают «напористые и бунтующие» натуры — у них много общего с предыдущей группой, но они более спортивны и не любят казаться умнее всех.
В третьей группе — оптимисты и экстраверты, более добросовестные и склонные соглашаться с другими. Они видят себя спортивными, богатыми, красивыми и политически консервативными. Эта группа менее всего склонна к депрессии, но и результаты теста IQ у неё ниже, чем у всех остальных.
Музыку из четвертой группы предпочитают энергичные и ритмичные люди, которые разделяют многие представления респондентов из третьей группы, отличаются отсутствием консерватизма, более высоким уровнем дохода и IQ. Интересно, что представители последней группы менее всего склонны к эмоциональным порывам и предпочитают не прислушиваться к своим чувствам.
Фото Tony Smith CC
Похожее исследование провели в Университете Хериот-Ватт, Эдинбург. Ученые попросили 36 тысяч человек оценить множество музыкальных стилей и пройти личностный тест.
Оказалось, что поп-музыку любят «честные и не очень креативные», у фанатов рэпа высокая самооценка, а любители хэви-метал — нежные, но недостаточно уверенные в себе люди. Инди предпочитают «не очень трудолюбивые интроверты», а джаз и классическую музыку — люди с высоким интеллектом и самооценкой.
Личностные тесты — не единственная метрика. Есть другая группа исследований, где используются когнитивные тесты — они позволяют оценить стиль мышления человека по шкале от чисто эмпатического до чисто систематического. Первые хотят и умеют понимать чувства и эмоции других людей. Вторые склонны искать паттерны поведения и анализировать системы отношений.
Такое исследование провели среди четырех тысяч респондентов — они заполнили онлайн-опросники и узнали свой стиль мышления. Потом они прослушали 50 музыкальных отрывков из разных жанров и оценили их по шкале от 1 (очень не понравилось) до 9 (очень понравилось).
Оказалось, что те, кто более склонен мыслить эмпатически, любят более мягкую музыку (RnB, соул, софт-рок). Люди со систематическим мышлением предпочитают панк, хэви-метал и тяжелый рок.
Это интересная статистика — люди действительно слушают музыку по-разному: кто-то воспринимает её исключительно на уровне эмоций, другие же, например, живо интересуются её композиционным устройством. Отсюда может проистекать и связь между типом мышления и жанровыми предпочтениями.
Культурная подвижность против эволюционной предопределенности
Принято считать, что человек на биологическом уровне предпочитает гармоническое звучание. Но есть исследования, которые говорят об обратном — правда, они используют при этом довольно необычные данные.
Джош МакДермотт (Josh McDermott) из Массачусетского технологического института и его коллеги отправились к племени Чимани (Tsimane) в леса Амазонки. Это одно из последних человеческих поселений, практически никак не связанных с внешним миром.
Эти люди не знакомы с западной музыкой, которая основана на мелодии, гармонии и полифонии. Им нравятся многие звуки, которые наш слух сочтет неприятными, расстроенными и некрасивыми. Ученые попросили 64 местных жителей оценить, насколько приятными им кажутся звуки из обширной выборки консонантных и диссонантных звуков. Аналогичное испытание ученые провели среди тех, кто был знаком с западной музыкой: американских музыкантов, американских не-музыкантов и жителей столицы Боливии, Ла-Пас.
Представители племени Чимани не выказали очевидных предпочтений — и консонантные, и диссонантные звуки им казались одинаково приятными (ученые предварительно убедились, что жители племени понимают разницу между консонантными и диссонантными звуками и имеют определенные музыкальные предпочтения). Те же, то был знаком с западной музыкой, отдали предпочтение консонантным звукам.
Фото Steve Snodgrass CC
Поэтому исследователи предположили, что музыкальный вкус — всё же не биологическая категория, а культурная. Мы слушаем музыку, устроенную по определенным принципам, всю свою жизнь. Гармоническая музыка чаще всего звучит в кино и рекламе на счастливых, радостных и вдохновляющих моментах. Вполне вероятно, что музыкальные предпочтения — результат «воспитания, а не природы».
Социология — правильный ответ?
Группа ученых из Университета Британской Колумбии провели большое исследование, в рамках которого они искали ещё одну связь — на этот раз между социальными категориями и музыкальными предпочтениями. В телефонных интервью приняли участие 1600 респондентов.
Оказалось, что любители кантри, диско, хэви-метала и рэпа беднее и хуже образованы. Более богатые и образованные предпочитают классическую музыку, блюз, джаз, оперу, поп, рэгги, рок и мюзиклы. Это исследование — важная часть общего дискурса, актуального для социологии культуры: социальному классу просто «приписаны» определенные культурные вкусы, или же разные предпочтения — это реальный инструмент разграничения социальных элит? Социологические школы предлагают различные ответы — единого мнения на этот счет нет.
Стереотипы появляются из-за ненаучных исследований — например, Вирджил Гриффит (Virgil Griffith), автор WikiScanner, создал карту, на которой показал связь музыкальных вкусов школьников (данные он взял с Facebook) с их уровнем интеллекта (а именно — оценками за экзамен SAT). Оказалось, что фанаты Лил Уэйна справились с экзаменом хуже всех (поклонники жанров в целом — будь тот «поп-музыка» или «классика» — также не смогли похвастаться высокими оценками), в то время как любители Бетховена получили лучшие оценки. Это — пример ненаучного и нерепрезентативного эксперимента с популистским результатом.
Научные же исследования обнаруживают некоторые корреляции между разными культурными, личностными или социологическими сущностями и музыкальным вкусом, но результаты не так однозначны. Не все исследования показывают и наличие причинно-следственных связей между явлениями, а неоднозначность результатов — явный повод к тому, чтобы оставить «жанровые войны» в прошлом.
Как определить характер по музыке
Музыка стала важной частью в жизни любого человека. Без неё не пройдёт ни одно торжество и веселье, её слушают, когда весело и грустно. Музыка иногда будоражит, а порой успокаивает, всё зависит от её жанра. Любой человек слушает только ту музыку, которая ему больше по душе, а вот если она ему не по вкусу – это может раздражать.
Психологи утверждают, чтобы узнать, какой характер у человека, нужно обратить внимание на то, какую музыку он слушает. И при помощи данной информации можно охарактеризовать человека более подробно.
Если люди предпочитают слушать классическую музыку – они постоянно стремятся вырваться вперёд, любят работать над собой в различных сферах жизни. Им легче всего добиться успеха и благополучия. А если их кто-то недооценивает, то они на этом не зацикливаются, одним словом, такие люди практически идеал.
Любители рока – такие люди чаще всего пассивные. В музыке они стараются найти нужный настрой. Продвигаться таким людям вперёд сложно, им для этого необходим толчок сзади. На них должен кто-то воздействовать, чтобы любители рока проснулись и начали активную деятельность. Но если они всё же возьмутся за работу, то доделают её до конца. Чаще всего такие люди не уверены в себе, тревожные, хотя на первый взгляд так не кажется. Также они ещё и безумные романтики, любящие отдыхать на природе и песни у костра.
Люди, которые обожают джаз и блюз, – они значительно отличаются оригинальным мышлением. Большинство таких людей самовлюблённые, считают себя «выше» всех. Они общительны, имеют много друзей и хороший вкус. Если им плохо живётся, они готовы пойти на всё, чтобы это изменить и сделать свою жизнь лучше.
Поклонники шансона – такие люди смелые, умеют с правильной стороны подойти с просьбой и непременно правильно отблагодарить. Всегда находят выход из любого положения, имеют много полезных знакомых, но в своё время их считают ненадёжными людьми. Люди такой категории – большинство ленивцы и не способны мечтать.
Любители «попсы» – практически все непостоянные, впрочем, как и сама «попса». Всё, что они совершают и делают, зависит от их собственного настроения, как говорится «человек настроения». Люди, которые предпочитают зарубежную «попсу», — любители выделиться из толпы.
Кто предпочитает клубную музыку – такие люди, в основном, относятся к молодому поколению. Эти люди находятся в юном возрасте, когда постоянные клубы, танцы до утра, всё это со временем пройдёт. «Клубные» люди жизнерадостные и верят в прекрасное будущее.
Электронная музыка — воспринимается положительно практически всеми людьми, но только в качестве нейтрального или даже незаметного фона. Считается, что истинными ценителями такой музыки являются флегматики: невозмутимые, спокойные, уравновешенные люди, настроение у которых долгое время не меняется. По статистике больше всего любителей электроники встречается среди программистов и людей IT-сферы.
Приверженцы кантри, вестерна, фолк — настоящие трудоголики. Коммуникабельные, открытые, оригинальные и умеющие находить общий язык люди.
К числу любителей оперы принадлежат вежливые, открытые, творческие личности.
Регги. Понятие «трудолюбие» — это не про них. Такие люди креативные, общительные и имеют высокую самооценку.
Рэп. В рэпе главная составляющая – тексты. Они длинны, порой достаточно глубоки, часто поднимают острые социальные проблемы. Как правило, любителями рэпа являются молодые коммуникабельные независимые люди с высокой самооценкой и не очень высоким уровнем IQ. Они могут отстоять свою точку зрения в любом споре. Такими же характеристиками наделены любители хип-хопа и R’n’B.
Ценители инди, как утверждают исследователи, люди «с низкой самооценкой, творческие, не очень трудолюбивые, жесткие».
НО не принимайте информацию близко к сердцу, ведь она достаточно усредненная. Музыка зависит от состояния нашей души и пристрастия к ней могут меняться с возрастом и в зависимости от обстоятельств.
Любите музыку! И пусть она вас сделает счастливым!
Психология музыкальных предпочтений: почему мы это слушаем
Разбираемся вместе со специалистами, как формируется наш музыкальный вкус.
Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты. Сами мы, конечно, вряд ли скажем – а вот эксперты-психологи смогут ответить.
«Музыка играет важную роль в развитии детей и подростков. Поэтому многие исследователи интересуются тем, как развиваются музыкальные предпочтения и как они связаны с другими чертами личности, такими как открытость к опыту и потребность во влиянии. Существует несколько важных факторов, формирующих эти предпочтения. Например, семья, сверстники, СМИ, личностные качества и музыкальное воздействие», – рассказал Николас Рут, исследователь Лондонского университета Голдсмитс. Область исследований Николаса – развитие музыкальных способностей и индивидуальности.
«Большая пятерка»
Психологи до сих пор спорят и рассуждают о том, как же классифицировать личность человека (скорее всего, единого варианта не найдется никогда, потому что люди слишком сложны и многогранны). Но есть, например, «большая пятерка» – общепризнанный в научном сообществе набор параметров, по которым оценивают характер. Каждый аспект обладает двумя противоположными полюсами.
То есть в характере человека есть либо одно, либо другое по каждому пункту. В итоге получается множество разных сочетаний. Чтобы определить свое, необходимо пройти специальное тестирование.
Между этими параметрами и музыкальными предпочтениями прослеживается некая закономерность. Хотя нельзя утверждать, что выбор песен напрямую зависит от «большой пятерки».
Метаанализ 2017 года, который провели исследователи Ричард Шефер и К. Мехлхорн, обнаружил, что открытые опыту предпочитают разнообразную и сложную музыку – спокойную (софт-рок, R’n’B), утонченную (классика) или интенсивную (панк, метал). В то время как экстраверты выбирают современные направления (рэп, электроника). Доброжелательные же люди чаще всего отдают свой голос простой музыке (кантри). Чем более эмоционально нестабилен человек, тем более простые и веселые мелодии он предпочитает – саундтреки к кино и поп. А чем выше уровень сознательности – тем меньше вероятность выбора в пользу тяжелых жанров.
«Конечно, это не значит, что все доброжелательные люди любят и слушают кантри. Но исследование все-таки позволяет сделать вывод, что существует некоторая корреляция между музыкальными предпочтениями и этими пятью личностными параметрами», – заявил Николас Рут.
Музыкальное «наследство» и другие факторы
«Не думаю, что можно говорить о «наследовании», если вы имеете в виду то, что музыкальные предпочтения заложены в наших генах. Но! Родители, безусловно, играют важную роль в развитии музыкального вкуса. Обычно это первые люди, которые знакомят нас с музыкой, ее стилями и жанрами. Более того, они же и первые, кому хочется идти наперекор в какой-то момент – с помощью выбора музыки в том числе», – полагает Николас.
Кандидат психологических наук, врач-психотерапевт Владимир Дашевский как-то сказал, что изначально музыкальные предпочтения зависят от «выбора стаи», к которой хочется принадлежать. Когда этот этап позади, человек формирует свои собственные вкусы и основывается на предпочтениях в других сферах, например, в кино, книгах, искусстве. Но и тогда люди обмениваются «музыкальным опытом» с близкими и принимают их выбор – так круг предпочтений расширяется.
Внутри уже сформированного музыкального вкуса выбор зависит от эмоционального состояния в конкретный момент, от настроения и ситуации.
«Есть несколько причин для выбора песни. Например, настроение, отвлечение внимания, социальные ситуации и сбор информации. Что касается музыкальных предпочтений, то, вполне вероятно, подростки чаще всего выбирают музыку по социальным причинам – желая найти контакт с кем-либо или самовыразиться», – объяснил Николас Рут.
Один английский исследователь Дж. Хэррис предположил, что мы оцениваем песню как приятную, если наша интерпретация идеи совпадает с той, что была заложена автором. Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии Борис Теплов тоже говорил о том, что эмоции играют важную роль в процессе восприятия музыки.
Адриан Норт, профессор психологии Эдинбургского университета Херриот-Уотт, и вовсе полагает, что музыкальные предпочтения могут сказать о человеке больше, чем, например, его профессия. Норт провел собственное исследование и выяснил, что любители классической музыки и джаза в основном креативные личности, как и поклонники хеви-метала. Фанаты поп-музыки отличаются трудолюбием, а те, в чьем плей-листе преобладают тяжелые направления, на самом деле добрые и тонкие натуры.
Но наверняка вы встречали людей, которые либо слушают все подряд, либо не слушают ничего. Что можно сказать о них?
«Обычно это значит лишь то, что у них не было особенного развития интереса к музыке в детстве и отрочестве – что совсем не плохо. Возможно, человек просто фокусировался на других хобби – например, спорте, театре или искусстве», – подчеркнул Рут.
Как формируется наш музыкальный вкус — и что о нас говорит?
Развитие плейлиста от колыбели до зрелости
Включите прямо сейчас выступление победителей «Евровидения-2021» Måneskin — и мозг наградит вас за прослушивание так же, как за занятие сексом: «гормоном счастья» дофамином. (Разумеется, только если такая энергичная и не слишком сложная музыка вам нравится.) На первый взгляд кажется, что этот выбор — любить или не любить Måneskin, Манижу, Бетховена или любую другую музыку — абсолютно случаен. «Дело вкуса» — так принято говорить. Но на самом деле музыкальный вкус может многое рассказать о вашей личности. Reminder изучил исследования, посвященные тому, как формируются пристрастия в музыке и что они говорят об интеллекте, эмпатии и характере.
Подростки в наушниках
Наше знакомство с музыкой начинается еще в раннем детстве, с особого «языка», который взрослые используют, когда общаются с маленькими детьми. Это семантически очень простой язык, с утрированными интонациями, особым ритмом, завышенными частотами и короткими фразами. Эхо воспоминаний об этом «мелодическом лепете» можно различить и во взрослой музыкальной культуре. Например, песня-хит 1984 года Стиви Уандера «I Just Called to Say I Love You» апеллирует к детскому опыту беззаветной любви.
Но критический возраст для формирования вкуса — подростковый. К 11 годам лимбическая система мозга, которая отвечает за обработку социальной информации и эмоциональное реагирование, уже полностью развита. Подросток фокусируется на своей роли в социуме и осознании своей индивидуальности. Музыка, которая раньше была лишь культурным фоном, становится инструментом для поиска себя и снятия эмоционального напряжения. А музыкальные пристрастия подростка формируются под влиянием значимой для него социальной группы. Слушать ту или иную музыку важно, чтобы быть «своим», чувствовать сопричастность и выражать общие представления и идеалы.
Конечно, подросток постоянно слушает музыку не только из-за социализации. Есть объяснение и получше. Лимбическая система связана с прилежащим ядром, центром вознаграждения и удовольствия мозга. Сканирование мозга показывает: центр вознаграждения у подростков намного чувствительнее, чем у взрослых и детей. Подростки получают гораздо больше удовольствия от музыки.
Лобная доля мозга, отвечающая за контроль эмоций, принятие решений и планирование, развивается полностью только после двадцати лет. Поэтому музыкальный вкус подростка — отражение его эмоций. Настолько точное, что канадские исследователи научились по плейлисту подростков определять их проблемы и составили три типовых музыкальных профиля. По ним, конечно, нельзя судить о личности конкретного подростка, но можно понять, какие особенности характера и поведения типичны для любителей тех или иных музыкальных жанров.
Портрет 1. Тяжелая музыка: рок, метал и рэп
Подростки, которые предпочитают тяжелый и классический рок, метал и рэп, — независимые нонконформисты. Они склонны подвергать сомнению чужие мотивы, способности и правила. Они не признают авторитеты и противятся давлению родителей и учителей. Часто они не получают особого удовольствия от учебы. При этом из-за напряженных или конфликтных отношений с родителями их самооценка и уверенность в себе невысоки. Отсюда проблемы с идентичностью. Эти подростки не понимают, кто они и какими должны быть. Мрачная, тяжелая, бунтарская музыка, отражающая их мысли и чувства, дает им пространство для самопознания и ощущение того, что они не одиноки в своих переживаниях. А еще она может заглушать эмоции, когда они становятся невыносимыми.
Портрет 2. Легкая музыка: софт-рок, поп и танцевальная
Портрет 3. Эклектичный плейлист
Подростки с разносторонними вкусами, которые слушают и легкую, и бунтарскую музыку, переживают пубертат легче других. У них нет ни серьезных конфликтов с родителями или учителями, ни беспокойства о своей сексуальности, ни проблем в отношениях со сверстниками. У них стабильная самооценка. Они выбирают музыку в зависимости от настроения (чтобы подчеркнуть или поменять эмоциональный фон), ситуации (в одиночестве или в компании сверстников) и конкретных потребностей: когда на первый план выходят отношения — это поп, а когда волнуют вопросы автономии — метал.
Классная песня = новизна + сложность
Мозг привередлив к впечатлением. Песня, от которой сегодня мурашки по коже, завтра может вызвать скуку, а то и раздражение. И вот мы уже лихорадочно листаем плейлист в поиске той самой композиции, которая вызовет новый дофаминовый всплеск. Для этого она должна соответствовать определенным критериям.
Модель, объясняющую выбор музыки, предложил еще в 1960 году психолог Даниэль Берлин. Вкус формируется в результате взаимодействия двух систем. Первая позволяет нам анализировать звуковые паттерны и делать прогнозы. Вторая оценивает точность прогнозов и награждает за их правильность. Поэтому нам нравится такая музыка, которая уже более-менее знакома, но достаточно сложна, чтобы заинтриговать. Если включить незнакомый трек, в мозге будут одновременно активироваться и прилежащее ядро, «центр удовольствия», и корковая область лобной доли, отвечающая за анализ и оценку. По степени активности этих зон можно определить, насколько вам понравилась услышанная музыка.
Модель Берлина также объясняет, почему по мере взросления музыкальные предпочтения становятся разнообразнее и сложнее. Подросток, предпочитающий поп-музыку, будет искать песни со знакомыми элементами. Но нравиться ему будет музыка, в которой привычные для него элементы сочетаются с новыми. По мере обогащения опыта у него будет расти интерес к новым музыкальным формам. В итоге подросток станет взрослым с эклектичным вкусом.
Но это не единственное, что изменится с возрастом. Благодаря формированию высших областей мозга его музыкальные предпочтения начнут отражать не только эмоции, но и аналитические способности. Если верить исследованиям, по плейлисту взрослого можно даже оценить его IQ. Чем лучше и точнее мозг анализирует и предсказывает слуховые паттерны, тем более сложная музыка необходима для получения удовольствия, — и наоборот.
Джаз — для либералов, кантри и метал — для спортсменов?
Первый факт, которые установили ученые, когда исследовали вкусы более трех с половиной тысяч взрослых, — большинство из нас абсолютно уверено: выбор музыки отражает нашу личность. Но не наивно ли так считать?
Оказалось — нет: музыкальные предпочтения действительно совпадают с определенными чертами характера. Сопоставив данные о вкусе участников исследования и с Пятифакторной моделью личности (Big Five), исследователи вывели четыре музыкальных типа личности.
Рефлексивная сложная музыка. Блюз, джаз, классическая и народная музыка сложны по структуре и способствуют рефлексии. Люди, которые предпочитают эти жанры, редко ведут спортивный образ жизни. Зато они открыты новому опыту и изобретательны, имеют хорошие вербальные способности и развитое воображение. Часто они придерживаются либеральных взглядов и отвергают консервативные. Они не стремятся к социальному доминированию, терпимы к другим и ценят эстетический опыт.
Энергичная бунтарская музыка. Рок, альтернативная музыка и хеви-метал в плейлисте у взрослых, в отличие от подростков, редко является маркером невротизма, агрессии или неприязни. Любители таких стилей любят рисковать, физически активны и открыты новому опыту.
Оптимистичная традиционная музыка. Кантри, инструментальная, религиозная и поп-музыка — жанры, которые акцентируют положительные эмоции и структурно просты. Они встречаются в плейлистах приветливых, сознательных экстравертов. Часто у них консервативные взгляды, они избегают нового опыта, но любят спорт и стремятся помогать другим.
Энергичная и ритмичная музыка. Рэп, хип-хоп, электронная и танцевальная музыка — тоже излюбленные жанры экстравертов, но среди них меньше консерваторов и больше уступчивых и снисходительных людей.
Эмпатичные люди слушают R&B
Если музыкальные вкусы отражают наши личные качества, можно ли судить по ним о нашем стиле мышления? Таким вопросом задались кембриджские исследователи. Оказалось, действительно: одни слушают музыку умом, то есть воспринимают ее прежде всего на уровне аналитического интеллекта, а другие — сердцем, задействуя эмоциональный интеллект.
Люди первого типа склонны к систематизации: они анализируют и прогнозируют, стараются выявить закономерности и механизмы. Ко второму типу относятся эмпатичные люди, которые интуитивно понимают чужие эмоции и могут предсказать поведение другого человека. Есть еще «сбалансированный тип»: его представители одинаково хороши и в эмпатии, и в систематизации.
Исследователи из Кембриджа протестировали 4000 добровольцев на уровень эмпатии и систематизации, а затем сопоставили результаты тестов с их музыкальными предпочтениями. Оказалось, люди с высоким уровнем эмпатии предпочитают эмоционально глубокую и проникновенную музыку типа софт-рока, R&B и авторской песни. Например, многим эмпатам нравится Hallelujah в исполнении Джеффа Бакли. Систематизаторы предпочитают более насыщенные композиции, с сильными и даже агрессивными элементами: классический рок, хеви-метал, панк. Тяга к сложным структурам выражается у них и в выборе музыки с интеллектуальной глубиной и сложностью. Например, авангардной классики вроде Etude opus 65 no 3 Александра Скрябина.
Судя по всему, систематизаторов больше привлекает музыкальная структура. Эмпаты получают удовольствие от музыки благодаря сопереживанию выраженным в ней эмоциям. А представителей «сбалансированного типа» привлекает и то и другое.
Правда, точно определить степень эмпатии по плейлисту не получится из-за того, что музыкальные жанры не укладываются в строгие научные рамки. Возьмем, к примеру, джаз. Его любят и эмпаты, и систематизаторы. Но эмпатичные люди предпочитают мягкий, расслабленный, неприхотливый mellow jazz и unpretentious jazz. А люди, склонные к систематизации, — быстрый, сложный и напористый sophisticated jazz и intense jazz.
Но для экспресс-теста на эмпатию можно воспользоваться методом английских и финских ученых. Их заинтересовал парадокс: мы слушаем грустную музыку — и нам становится приятно. Почему? Они дали послушать сотне добровольцев фрагмент малоизвестной и очень грустной музыкальной композиции Discovery of the Camp Майкла Кэймена из саундтрека к сериалу про Вторую мировую войну Band Of Brothers. Она звучит в тот момент, когда американские солдаты входят в оставленный охраной немецкий концлагерь. Как показали опросы испытуемых до и после эксперимента, а также электрическая активность кожи и сердечный ритм в процессе прослушивания, есть прямая связь между удовольствием от грустной музыки и уровнем эмпатии. Так что если при звуках печальной баллады вы ощущаете сладкую тоску, значит, с эмпатией у вас все в порядке.