как понять какое направление выбрать
Как выбрать профессию, если не знаешь чего хочешь?
На вопрос отвечает Эльмира Давыдова, директор центра профориентации «ПрофГид», кандидат психологических наук, консультант по карьере и профориентации.
У нас спрашивают взрослые и дети: «Как выбрать профессию, если не знаешь чего хочешь?» и «Не знаю, как выбрать профессию?». Что эти люди имеют в виду? У них много интересов и трудно выбрать между ними? Или совсем нет никаких интересов? И это две разные проблемы. Здесь мы говорим о первой. А для вторых — читайте «Как выбрать профессию, если ни к чему не тянет?»
Самому трудно разобраться, если даже интересов много. Ведь нужно знать, какие бывают профессии: что делает человек, с каким объектом он работает и какие требования предъявляет данная профессия к человеку. Вот это и нужно знать при выборе профессии.
По правде сказать, для каждого из нас есть штук десять подходящих и приятных профессий. Но десятью путями не пойдёшь: надо выбрать самую приятную и самую подходящую профессию.
От чего же зависит выбор профессии?
Тут мы вам Америку не откроем. Выбор профессии зависит от интересов, способностей, ценностей выбирающего человека, возраста, материальных возможностей и планов семьи, от места жительства. Но даже если вы всё это знаете про себя, что же делать с этими знаниями? И как понять, на какую профессию они указывают? Есть два пути: пробовать самому ставить себе диагноз или довериться мне.
Как выбрать профессию самому
Попробуйте пройти тесты. Есть профориентационные тесты и есть тесты на профессии. Пробуйте то и другое. Есть методика 7 шагов для выбора профессии. Она не тест, но помогает разобраться в своих желаниях. Можно, наконец слушать интервью с профессионалами, читать книги о профессиях и даже пробовать поработать на каникулах в какой-нибудь компании и внимательно присматриваться, что там делают люди. И всё это очень может помочь, но если не помогло, то помогу я.
Помощь в выборе профессии (профориентация)
Я помогаю выбрать профессию старшеклассникам или сменить профессию взрослым. Делаю я это за 2 часа. А вы должны подготовиться. Пройти мой вопросник и приготовить работы, если они есть. В результате вы получаете не список профессий, а одну такую, к которой вы способны и к которой лежит ваша душа. И, конечно, список хороших учебных заведений. Тут помощь взрослым, а тут помощь школьникам.
Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Успеть всё: как не бояться начинать и меняться при выборе профессии
Собрали советы от операционного директора компании, которая помогает начинающим специалистам находить классные стажировки и стартовые вакансии
Рынок труда стремительно трансформируется: профессии, которые были востребованы пару лет назад, могут стать неактуальными к моменту выпуска из вуза. Новые профессии появляются каждый год. Как разобраться в этом многообразии и какую профессию выбрать? Поговорили с операционным директором компании, которая помогает молодым специалистам найти первую работу, и разобрались в том, как не ошибиться в выборе сферы и что делать, если в процессе учёбы понимаешь, что после выпуска хочешь заниматься чем-то другим.
Выбирать свою образовательную траекторию и планировать будущее можно уже летом, особенно если вы сейчас переходите в 11-й класс. Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку, а мы в этой серии писем расскажем, как выбрать профессию мечты, не выгореть при подготовке к экзаменам и провести лето перед 11‑м классом с пользой.
операционный директор Grintern
Как выбрать профессию
Опирайтесь на свои интересы и способности
К моменту выпуска из школы ещё трудно определиться со своей первой профессией, но понять что-то про сферы своих интересов и сильные стороны — реально. Посмотрите на программы и подумайте, в каких направлениях вы могли бы максимально реализовать свои интересы и способности? Необязательно ограничиваться одним интересом, ведь сейчас есть множество междисциплинарных программ. Многим профессиям ещё даже и не учат, так что придётся самому определить, какие компетенции пригодятся для этих новых профессий и какое академическое направление максимально поможет с получением этих навыков.
Бывает так, что в школе вы были уверены в том, что станете прекрасным программистом или журналистом, и только окончив университет, вы понимаете, что не готовы работать в этой сфере. Даже если вас постигло разочарование в выборе профессии — это несмертельно. По опыту нашей компании, большинство ребят ищут работу не по профессии.
Помните, что образование не всегда предопределяет ваш карьерный путь
Одна из популярных сейчас карьерных траекторий — работа в стартапе. Стартап — это такой организм, где обычно у вас есть несколько зон ответственности; это не корпорация, где на одного человека — одна функция. Если в процессе развития компании и своих профессиональных скиллов вы поняли, что переросли свою роль или увлеклись чем-то новым, достаточно легко прийти к своему менеджеру с предложением поменять свою роль. Нужно будет получить дополнительную квалификацию и пройти специализированные курсы, а после — осваиваться в новой роли.
Пробуйте разные сферы, потому что свои навыки можно приложить в абсолютно разных профессиях
Каждая профессия состоит из базиса навыков, которые можно менять как конструктор. Навыки журналиста могут пригодиться в сфере подбора персонала, навыки написания курсовых могут вылиться в профессию исследователя-ресёрчера, главная задача которого — гуглить, анализировать и складывать информацию в текст. Любое знание, которое вы получаете в рамках обучения, можно чем-то дополнить и принести в другую сферу.
Чувствуете себя потерянным и не знаете, что ждёт вас после окончания школы?
Только практика поможет вам понять, ваше это или нет. Бывает, что учебная программа вам нравится, а работа в этой сфере — нет. Только когда ты попадаешь в реальные процессы, погружаешься в проблемы выбранной сферы, работаешь со специалистами из этой области, ты понимаешь, хочешь ли ты продолжать свой карьерный путь в конкретной профессии или нет.
Можно ли выбрать (и главное — получить) профессию по душе
Искренний интерес соискателя обычно преобладает в весе над дипломами и другими бумагами. Профессиональные и технические навыки, конечно, важны, однако проактивность, способность самостоятельно организовывать своё время, вовлечённость в процесс и умение строить диалог довольно часто — определяющие качества при приёме на работу, особенно в сфере стартапов. Если стажёр сидит и ждёт, пока ему дадут задачу, и ничего не делает, не учится презентовать себя и свои результаты, не умеет планировать своё время и разбираться в новых программах, в стартапе он надолго не задержится. Базовые офисные программы по типу Trello, Miro, Notion, Jamboard и Google Workplace можно постигать и в рамках организации своей жизни. С этими знаниями и навыком «разобраться в новой программе без готовой инструкции» будет легче начинать свой путь практически в любой сфере.
Недавно у нас был кейс, когда стартап про биотехнологии из Кремниевой долины искал автора на начальную позицию. Главным требованием был искренний интерес к сфере биотехнологий и способность быстро разобраться в новой теме. Среди кандидатов с высшим биологическим образованием, талантливых копирайтеров и ресёрчеров выбрали 18-летнюю девушку, которая недавно окончила школу и с детства увлекалась биологией. Без специального образования и большого опыта, просто благодаря искреннему интересу и энтузиазму она получила это предложение.
Что делать, если не знаешь, кем быть
В любом случае, делать выбор придётся — и не раз: на разных жизненных этапах — выбрать экзамены, которые вы будете сдавать, выбрать университет, выбрать стажировку или компанию для волонтёрства, выбрать первое место работы, выбрать перемены в пользу чего-то нового, если что-то не нравится. Выбор — это всегда отказ от одних вариантов в пользу других. Выбирать бывает непросто, ведь нельзя предвидеть все последствия. Однако когда вы принимаете выбор — о направлении обучения, о профессии, о будущем, самое главное — не бояться последствий.
Не будьте категоричными и не надейтесь, что вы найдёте карьерную дорожку, которой будете идти всю жизнь. Люди сейчас перепридумывают себя на протяжении всей жизни и меняют сферы деятельности.
Какие профессии будут актуальны и как выбрать востребованную
Тренды в разных карьерных сферах и востребованность тех или иных профессий можно предугадывать и даже строить прогнозы. О самых актуальных современных направлениях мы недавно писали в нашем большом материале. С уверенностью можно сказать, что карьера в сфере IT, digital, онлайн-образования и медицины — довольно перспективна.
Сложно ли сменить профессию
За время нескольких лет обучения в университете (и во время первой работы, конечно же) важно по максимуму себя узнать. Если в процессе учёбы вы поняли, что вам интересно что-то другое, — развивайтесь в эту сторону через волонтёрство, проектную работу, студенческие активности и стажировки.
Ваша задача в университете — не просидеть четыре года и получить диплом, а максимально всё про себя узнать, поработать в разных местах, чтобы можно было составить резюме и выйти в мир не с чистым листом, а уже что-то умея и понимая себя.
Если сомневаетесь в своём выборе, попробуйте что-то другое, если окажется не вашим — это не конец жизни. Путь современного соискателя работы — искать, пробовать и узнавать себя. Менять профессии — не страшно и не так сложно, как может показаться.
Изображение на обложке: Camille Pagni / Dribbble
Прим. ред. Grintern – сайт для работодателей и соискателей интересных стажировок и стартовых позиций. На ресурсе собраны стажировки и стартовые вакансии для студентов в российских и зарубежных компаниях, в том числе в стартапах Кремниевой Долины
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как выбрать профессию и вуз
Главные ошибки при выборе профессии
Начинайте готовиться к выбору заранее. Чтобы видеть все возможности, пробуйте разные направления, пока учитесь в средней школе, советует руководитель центра «Арт-Личность» Айдар Фаррахов.
«До 4-го класса вы учитесь учиться — делать уроки, быть самостоятельным. С 4-го по 8-й класс знания стабилизируются, в это время нужно пробовать новые сферы, расширять свой опыт. А с 14 лет уже стоит выбирать те занятия, которые помогут определиться с будущей профессией. Здесь правильнее говорить не только о возможностях для работы, но и о выборе будущего в глобальном смысле, — говорит Айдар. — Надо накапливать багаж умений, участвовать в стажировках, обучающих лагерях, использовать возможности поработать летом. Чтобы чемоданчик набрался, а потом ты его открыл и посмотрел, что умеешь, что тебе приносит удовольствие, чем хочешь заниматься».
Главные ошибки при выборе:
Те, кому не удалось сделать уверенный выбор перед поступлением в вуз, снова сталкиваются с этим вопросом после первых курсов или защиты диплома, говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»: «Мало кто имеет четко выстроенную профессиональную траекторию. Этот тренд существует давно, и поэтому мы видим, что многие выпускники не работают по специальности после вуза. Полноценное профессиональное самоопределение часто происходит уже после получения диплома».
После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.
Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.
Определиться с профессией могут помочь разные техники и специальные тесты. Например, тест «Профориентация».
Выбор вуза: три важных принципа
1. Оцените шансы на успех
Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.
Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно здесь.
«Важно соизмерять свои желания с возможностями рынка труда. Конечно, есть сферы с зарплатами выше рынка. Например, если ты увлеченный айтишник, восходящая звезда, горишь своим делом и уже имеешь хороший опыт — подход к тебе будет другой и предложения по зарплате — тоже. Но большинство выпускников не могут претендовать на такие условия, им потребуется несколько лет, чтобы повысить свою зарплату», — говорит Айдар Фаррахов.
Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).
Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.
«Выбор вуза должен делать сам школьник, а не родители за него. Стоит вступить в студенческие сообщества в соцсетях, походить на открытые мероприятия, посмотреть на студентов — как они общаются, чем интересуются. Живой разговор за чашкой кофе со студентом или выпускником тоже даст много полезной информации», — говорит Айдар Фаррахов.
2. Выбирайте подходящий формат обучения
Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.
«Я бы подумал над тем, каким образом будет сформирована та компетенция, которая заявлена в программе. Полезно обучаться в разных условиях, не только в системе «преподаватель — студент». Совместные проекты, например, помогают учиться у своих одногруппников. Это развивает навыки коммуникации, способность к объединению. Если есть возможность выступать со своим проектом, ты приобретаешь опыт презентации, учишься рассказывать о своей работе», — говорит Дмитрий Сизарев.
Следить за собственным развитием легче вместе с куратором. Выясните, есть ли такая практика в интересных вам вузах: «В образовании важно не просто дойти до конечной точки, а отслеживать свой прогресс. Движешься ли ты вперед, как ты развиваешься — важно наблюдать за этим. Хорошо, если в вузе есть такая практика, когда студент работает с куратором», — отмечает Дмитрий Сизарев.
Интенсивная учеба в разных форматах поможет собрать интересное портфолио. Опыт презентации своих идей, самостоятельной разработки проекта, навыки работы в группе создадут хорошее впечатление о вас, когда придет время поиска первой работы. «Работодателям не интересен сам по себе диплом, — говорит Айдар Фаррахов. — Важнее то, насколько вы увлечены своей специальностью, есть ли у вас новые идеи и хотя бы небольшой опыт».
3. Прислушайтесь к себе
Выбор вуза складывается из нескольких составляющих. Можно положиться на формальные критерии: смотреть рейтинги, читать отзывы выпускников. Например, hh.ru составляет свой рейтинг вузов и факультетов Москвы на основе востребованности выпускников на рынке труда. В топе этого рейтинга факультеты, выпускники которых получают больше приглашений на собеседования, предложения с более высокой зарплатой и чаще ищут работу по специальности по сравнению с другими.
Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.
«Если выбор связан с двумя компонентами, например между двумя вузами или факультетами, я рекомендую инструмент «декартовы координаты», — говорит Дмитрий Сизарев. — Он помогает выбрать то, что человеку ближе на данный момент. Происходит оценка ситуации по четырем критериям. Первый: если это произойдет, то что я приобрету? Что будет положительного, если я сделаю такой выбор? Второй критерий: что я потеряю, с чем придется расстаться. Третий: если это не произойдет, что я приобрету, что сохранится в моей жизни? И четвертый: что я потеряю, что не произойдет в моей жизни, если я не сделаю такой выбор? Затем берешь маркер, выделяешь самые важные слова из того, что записал. И делаешь выбор — А или Б».
Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.
«Такие методы помогут, если стоит выбор оставаться в родном городе или уехать поступать в вуз другого города», — объясняет Дмитрий.
Что говорят исследования
Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.
«В прошлом году мы провели большое исследование среди школьников выпускных классов. Мы увидели, что даже в 11-м классе мало тех, кто четко видит свою дальнейшую траекторию. Мы задавали прямой вопрос: определились ли вы с профессией и учебным заведением? В 11-м классе 40% опрошенных ответили, что не определились ни с тем, ни с другим. Опрос прошел в ноябре, а через полгода у этих школьников уже выпускные экзамены», — говорит Кирилл Кузнецов.
Важная составляющая осознанного выбора — адекватная самооценка. Если вы хорошо знаете свои сильные стороны, можете определить, что вам интересно, а что нет, — решение о будущей профессии приходит легко. Современные методы профориентации тоже могут помочь в выборе, считает Кирилл Кузнецов: «У нас есть проект «Билет в профессию», в рамках которого мы разработали тест о готовности к выбору. Результаты показывают, насколько школьник готов выбирать. И если показатели невысокие, то тест помогает разобраться, на что обратить внимание.
Например, в тесте есть блок про самооценку: насколько хорошо ты себя знаешь, на что опираешься при выборе профессии, к кому прислушиваешься. Дальше мы спрашиваем про конкретные профессии — чем занимаются те или иные специалисты».
Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.
Важные вопросы при выборе профессии:
Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:
Чек-лист по выбору вуза
Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
Действия
Навыки
Ценности
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Найти решение будет несложно, если есть искреннее желание 🙂
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»