как определить какой суффикс нужно писать перед суффиксом прошедшего времени л примеры
Трудные вопросы орфографии
Теория. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ ПЕРЕД СУФФИКСОМ Л В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПЕРЕД СУФФИКСАМИ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ ПЕРЕД СУФФИКСОМ Л В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПЕРЕД СУФФИКСАМИ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
Правописание гласной перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени и перед суффиксами действительных (-вш-) и страдательных (-нн-/-н-) причастий прошедшего времени зависит от гласной основы и н ф и н и т и в а глагола. Чтобы не ошибиться в написании гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени, необходимо:
ü поставить глагол, от которого образовано причастие, в начальную (неопределенную) форму (инфинитив);
ü гласная, стоящая перед -ть в инфинитиве, сохраняется.
Образец рассуждения:
услыш..вший – услышать, услышАвший
посе. нный – посеять, посеЯнный
закле. вший – заклеить, заклеИвший
закле. нный – заклеить, заклеЕнный
Навигация
Детский технопарк «Кванториум»
ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
ГОТОВ НА 100! ЗАДАНИЕ 12 ЕГЭ. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛО.
История и обществознание
Основы безопасности жизнедеятельности
МОУ «Лицей прикладных наук»
МУДО «Центр дополнительного образования»
МОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик»
МУ ДО «Центр детского творчества»
Олимпиада_Информатика и ИКТ
МАУ ДО «Центр дополнительного образования для детей»
МАДОУ «ДС № 236 Лукоморье»
МУДО «Детско-юношеский центр»
МУДО «Центр детского творчества»
ОУ городского подчинения и ГБУ
Ассоциация попечителей образования
МАОУ «Физико-технический лицей № 1»
МУДО «Центр туризма, краеведения и морской подгото.
МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
МБОУ СОШ с. Новоалександровка им. Героя Советско.
МБОУ СОШ№ 1 с.Александров-Гай Саратовской области
МБОУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай Александрово-Гайс.
МОУ-СОШ села Марфино Аткарского района
МАОУ Гимназия №2 г.Балаково
МАОУ «ООШ № 10» г. Балаково
МАОУ СОШ №13 г. Балаково
МАУДО ЦДО г. Балаково
МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашов
МОУ «СОШ с. Черкасское»
МОУ «СОШ №11» г. Вольск
ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.
МУДО ВМР «ЦДО «Радуга»
МОУ «СОШ с. Воскресенское»
МОУ «СОШ с. Синодское»
МОУ «ООШ с. Верхазовка»
МОУ «СОШ п. Первомайский»
МУДО «Дом детского творчества»
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»
МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка»
МОУ СОШ с. Андреевка
МБОУ «Дом детского творчества»
МОУ «СОШ с. Ивантеевка»
МУ ДО «Дом детского творчества»
МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Калин.
МБОУ «СОШ с.Симоновка Калининского района Саратовс.
МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Сара.
МБОУ «СОШ с. Колокольцовка»
МБОУ «СОШ с.Симоновка»
МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»
МБУДО «ЦТОТД и М г.Красноармейска»
МОУ «СОШ с.Логиновка»
МУ ДО «Районный Дом детского творчества р.п. Горный «
МБОУ «СОШ № 2 р.п. Лысые Горы»
МОУ «СОШ № 1 р.п. Лысые Горы»
МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш»
МБОУ «СОШ с. Большая Рельня»
МБУ ДО «ЦДОД» р.п. Лысые Горы
МБОУ «ООШ с. Юнгеровка»
МБОУ «СОШ с. Двоенки»
МБОУ «СОШ с. Атаевка»
МБОУ «СОШ с. Бутырки»
МБОУ «СОШ п. Яблочный»
МБОУ «СОШ п. Октябрьский»
МБОУ «СОШ с. Невежкино»
МОУ СОШ с. Подлесное
МОУ «СОШ с. Павловка»
МОУ «СОШ с. Кировское»
МБОУ-СОШ №6 г. Маркса
МОУ «СОШ № 4» г. Маркса
МОУ СОШ с. Звонаревка
МОУ-СОШ с Орловское
МУ ДО – Центр внешкольной работы
МОУ «СОШ п. Динамовский
МОУ «СОШ с. Гремячка»
МУ ДО «ДДТ г. Новоузенска»
Метапредметный курс «Биология + Химия»
МОУ «СОШ п. Сланцевый рудник»
МОУ «Школа с. Новочерниговка»
МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»
МБОУ «СОШ с. Н. Покровка»
МБОУ «СОШ с.Натальин Яр»
МБОУ «СОШ с.Грачев Куст»
МБОУ «СОШ имени М.М. Рудченко»
МБУ ДО «Детско-юношеский центр» г. Петровск
МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В.
МБУДО «ДОООЦ «ДЕЛЬФИН» г. Петровск
МУ ДО «Дом детского творчества»
МОУ «СОШ №14 г. Пугачёва им. П.А.Столыпина»
МОУ СОШ с. Старая Порубёжка
МОУ «СОШ с. Заволжский»
МОУ «СОШ №2 г. Пугачева»
МОУ «СОШ № 13 г. Пугачева Саратовской области имен.
МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношеств.
МБОУ «СОШ с. Скатовка»
МБУ ДО «Дом детского творчества р.п.Ровное»
МОУ«СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»
МОУ «СОШ с.Березина Речка»
МОУ «СОШ с. Синенькие»
МОУ «СОШ р.п. Соколовый»
МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»
МУ ДО «ЦДТ р.п. Самойловка»
МБОУ «СОШ №1» р.п. Степное
МБОУ «СОШ р.п. Пушкино»
МБУ ДО-РДДиЮ Советского района.
МОУ «СОШ с. Сторожевка»
МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка
МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна»
МОУ «Татищевский лицей»
МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»;
МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска
МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»
Звуковая культура речи
Трудовое обучение(технический труд)
Информатика, физика, астрономия
МОУ «СОШ №30 им. П. М. Коваленко»
МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
МОУ «СОШ п. Пробуждение»
МБОУ «СОШ с. Генеральское»
МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами»
МОУ «ООШ с. Квасниковка»
МОУ «СОШ п. им. К Маркса»
МОУ «ООШ с. Ленинское»
МОУ «СОШ с.Широкополье»
МОУ «СОШ с. Зеленый Дол»
МОУ «ООШ с. Титоренко»
МБОУ «СОШ с Красный Яр
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
МБОУ «СОШ с. Старицкое»
МОУ «СОШ п. Коминтерн»
МОУ «СОШ с.Воскресенка»
МОУ «СОШ №12 г. Шиханы»
МУ ДО ЗАТО Светлый
МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева
МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова»
МБУ ДО «Дом детского творчества Балтайского района
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Мероприятия для МЦДОДИ
Российские цифровые образовательные платформы
Семинар 7 октября 2021
Семинар 18,19 декабря 2020
Курсы для преподавателей
Образовательная сессия 18-20.11.2020
Семинар 20 августа 2020
МАУДО «ЦДТ» Кировский район
МБУ ДО «ДДТ г. Калининск»
МОУ «СОШ с. Клещевка»
МОУ СОШ п. Возрождение
МУ ДО «Дом пионеров и школьников» Романовка
МБУ ДО «ЦРТДЮ» г. Пугачев
МУДО ЦДТ «Светлячок» г. Ртищево
Семинар 19-20 марта 2020
Семинар для СПО (Базарный Карабулак)
Семинар 18, 20 декабря 2019 года
Семинар «Разработка дистанционного курса в СДО Moo.
Дополнительное образование 23.09.2019
Семинар 27 марта 2019 года
Региональный Краеведческий марафон «Саратовская кр.
Областной конкурс видео и дистанционных курсов «До.
Консультационный центр конкурса «Доступное образо.
Виртуальный исторический класс
Методическое объединение дистанционных педагогов
Суффиксы глаголов — правила, таблица, примеры
Суффиксы глаголов чаще всего имеют безударные гласные. Рассмотрим, как пишутся суффиксы глаголов в соответствии с правилами русского языка.
В морфемном составе глаголов суффиксы бывают словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы образуют глаголы совершенного и несовершенного вида. Узнаем, какое правило применить в написании безударных гласных в словообразовательных суффиксах.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
Поставив ударение, убедимся, что гласные в глагольных суффиксах являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и» в суффиксах, применим правило орфографии.
ПравилоЕсли в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол заканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс -ова- или -ева-. Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.
Понаблюдаем, как применить это правило:
Слова с этимологическим корнем -вед- («знать») пишутся по-разному. Часть этих глаголов имеет суффикс -ова-:
А другая часть глаголов сохраняет суффикс -ыва- во всех грамматических формах:
Отличаем эти глаголы от слов с ударным суффиксом -ва-:
Гласный корня, обозначенный буквами «е», «и», оказался в безударной позиции. Чтобы правильно написать такое слово, воспользуемся правилом орфографии.
ПравилоПеред суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.
Примеры
Исключения:
Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов
1. В суффиксах глаголов после шипящих основы пишутся буквы «е», «ё»:
2. В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Этот выбор сделаем в зависимости от категории переходности глагола и от смысла слова в контексте.
Переходные глаголы пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-.
Сравним:
Наша земля совсем обесплод е ла.
Она обессил е ла от этой тяжелой ноши.
Формообразующие суффиксы глаголов
Формы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов образует суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:
ПравилоПеред суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределенной форме глагола.
Чтобы правильно написать безударный суффикс, обозначенный буквой -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:
Нулевой суффикс
Суффикс -л- может быть материально не выраженным буквами или звуками. Наличие нулевого суффикса в форме единственного числа мужского рода можно определить, если сравнить с другими формами прошедшего времени, в которых он проявляет себя.
Сравним:
Формообразующие морфемы повелительного наклонения
С помощью формообразующего суффикса -и- или нулевого суффикса образуются формы единственного числа повелительного наклонения глаголов. Постфикс -те участвует в грамматическом оформлении глаголов множественного числа:
С помощью постфикса -ся(-сь) образуются возвратные глаголы:
Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.
Таблица
Правописание суффиксов глаголов
Видеоурок
Суффиксы глаголов в русском языке
Суффиксы глаголов чаще всего имеют безударные гласные. Рассмотрим, как пишутся суффиксы глаголов в соответствии с правилами русского языка.
В морфемном составе глаголов суффиксы бывают словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы образуют глаголы совершенного и несовершенного вида. Узнаем, какое правило применить в написании безударных гласных в словообразовательных суффиксах.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
Поставив ударение, убедимся, что гласные в глагольных суффиксах являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и» в суффиксах, применим правило орфографии.
Понаблюдаем, как применить это правило:
Слова с этимологическим корнем -вед- («знать») пишутся по-разному. Часть этих глаголов имеет суффикс -ова-:
А другая часть глаголов сохраняет суффикс -ыва- во всех грамматических формах:
Отличаем эти глаголы от слов с ударным суффиксом -ва-:
Гласный корня, обозначенный буквами «е», «и», оказался в безударной позиции. Чтобы правильно написать такое слово, воспользуемся правилом орфографии.
Примеры
Исключения:
Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов
1. В суффиксах глаголов после шипящих основы пишутся буквы «е», «ё»:
2. В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Этот выбор сделаем в зависимости от категории переходности глагола и от смысла слова в контексте.
Переходные глаголы пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-.
Сравним:
Наша земля совсем обесплод е ла.
Она обессил е ла от этой тяжелой ноши.
Формообразующие суффиксы глаголов
Формы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов образует суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:
Чтобы правильно написать безударный суффикс, обозначенный буквой -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:
Нулевой суффикс
Суффикс -л- может быть материально не выраженным буквами или звуками. Наличие нулевого суффикса в форме единственного числа мужского рода можно определить, если сравнить с другими формами прошедшего времени, в которых он проявляет себя.
Сравним:
Формообразующие морфемы повелительного наклонения
С помощью формообразующего суффикса -и- или нулевого суффикса образуются формы единственного числа повелительного наклонения глаголов. Постфикс -те участвует в грамматическом оформлении глаголов множественного числа:
С помощью постфикса -ся(-сь) образуются возвратные глаголы:
Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.
Таблица
Правописание суффиксов глаголов
Видео «Суффиксы глаголов»
Правописание суффиксов глаголов
Понятие суффикса
Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.
У суффиксов есть две функции:
Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.
Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.
Как применить это правило:
Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:
Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:
Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.
Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов
В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:
В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:
Формообразующие суффиксы глаголов
Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:
Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.
Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:
Нулевой суффикс
Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:
С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:
Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.
Таблица с суффиксами глаголов
Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.
Суффикс
Правила написания суффикса
балую — баловать, беседую — беседовать.
В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:
Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:
лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).
Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).
Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Записаться на марафон
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель русского языка и литературы Андреева Ирина Ивановна МОУ Урлукская СОШ Забайкальский край Красночикойский район
Урок русского языка в 5 классе.Учебник:Р.Н.Бунеев
Цель урока: познакомить обучающихся с написанием безударных суффиксов глагола прошедшего времени.
— формирование умения правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени;
— развитие теоретического мышления на основе конкретизации основного законов письма применительно к правописанию суффиксов глаголов в форме прошедшего времени;
— развитие учебной самостоятельности, инициативы обучающихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности;
-развитие познавательного интереса,воспитание письменной и речевой культуры,воспитание любви к природе.
Цели как деятельность учеников.(ууд)
познавательные : анализировать,сравнивать,обобщать, делать выводы, составлять алгоритм деятельности
регулятивные : высказывать предположения на основе наблюдений,формулировать тему и цель урока,планировать свою деятельность, искать пути решения проблемы,соотносить цель и результат своей деятельности,определять степень успешности работы,
коммуникативные: договариваться о совместных действиях, задавать вопросы, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль.
-высказывать свою точку зрения,слушать других;
личностные: воспитывать интерес к русскому языку,осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
I .Орг. момент. Мотивация Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение (на слайде)
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник
-О каком времени годаидет речь?Почему?
-Какая часть речи помогает представить, что идет весна?(глагол)
-Почему вы так решили?(обозначает действие)
1.Что называется глаголом?
2.Назовите постоянные морфологические признаки глагола(спряжение,вид,возвратность-невозвратность, переходность-непереходность)
3. Назовите непостоянные морфологические признаки глагола(наклонение,время, число, лицо, род)
4.Назовите времена глагола.Как определяете, к какому времени относится глагол?
5.Что знаете о глаголах прошедшего времени?(изменяются по числам, в ед.ч.по родам, имеют суффикс-л-)
— оценивание (полный ответ,без ошибок-5,1 ошибка-4,2 ошибки-3,3 ошибки-2)
-Прочитайте слова,записанные на доске.
Крас_л Обид_л Слыш_л Та_л Кле_л Увид.л Завис.л Строил Приех.л Ла.л
-Определите время глагола
-Что на это указывает?
-Какая проблема возникает при написании данных слов?
-сформулируйте тему урока ( Буквы гласных перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени)
-цель ( узнать, как правильно написать безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л-)
III .Открытие новых знаний
-наблюдение –с.177(учебник)-работа в парах
-сделайте вывод.Попробуйте сформулировать правило Буквы гласных перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени)
-сравните выводы с текстом правила-с.177
IV .Первичное закрепление
1.Составление алгоритма применения правила(работа в группах)-на листах А4-самопроверка по слайду
-оценивание.совпали 3 пункта без недочетов-5, 3 пункта с недочетами-4,2 пункта-3,1 пункт-2)
2.Комментированное письмо(по алгоритму)- запись на доске(выше)
Крас_л Обид_л Слыш_л Та_л Кле_л Увид.л Завис.л Строил Приех.л Ла.л
Зате_ли игры, предвид_л опасность, наде_лся возвратиться, проветр_ла комнату, раста_ли на солнце, оштукатур_л стены, завис_ла от подруги, поздрав_ла с праздником, отправ_лись рыбачить, нянч_ла братишку, постро_ли в срок
2 улицы обезлюд_ли
4 разве_ли сомнения
10 прикле_л ярлык (глаголы с орфограммой по алгоритму)
2. Устная работа с сигнальными карточками
Залаял, посеял, видел,утешил,бросил,выглядел,оттаял,слышал,дышал
4. Сочинение по картине и использованием глаголов с изученной орфограммой.Дифференцированная работа(текст, предложения, словосочетания, стихотворение)
VI .Итог урока.Рефлексия.
Легко ли писать гласную букву в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л-?
Вернемся к началу урока. Какова тема была цель, достигли ли мы ее?
Еще о чем или о клм говорили на уроке?(о природе, животных)
Как нужно относиться к природе, животным?
Как сегодня поработали?Оценивание
VII .Домашнее задание- правило-с.177, №636 или текст о домашнем животном с использованием глаголов прошедшего времени