как начать презентацию проекта с каких слов
Как начать презентацию – 5 способов
Каждый из нас когда-то бывал в такой ситуации: смотришь на пустой экран компьютера, не имеешь ни малейшего представления о том, как начать свою презентацию в PowerPoint. Конечно, прежде чем начать готовить любую речь, мы сначала должны поставить перед собой цель (подробнее об этом читайте здесь). Но если эта цель уже поставлена, с чего же начать? Итак, вот 5 отличных приемов и примеров, как правильно начать свое презентационное выступление, рекомендованных ведущим порталом размещения презентаций slideshare.com:
Молчание и паузы
Большинству людей очень сложно молчать на публике, но попробуйте сделать так: скажите несколько слов и на время остановитесь, окиньте взглядом ваших слушателей, убедитесь, что они смотрят на вас. Потом произнесите еще несколько слов, и снова сделайте паузу. Это быстрый и простой способ завоевать внимание аудитории, а главное побороть свой страх и сохранить самообладание перед выступлением.
Перспектива и ретроспектива
Удачно начать презентацию можно, рассказав несколько интересных фактов о прошлом и будущем рассматриваемой проблемы.
Так сложилось, что у люди видят реальность в ее соотношении с прошлым и будущим.
Значимая цитата
Самый простой способ начать рассказ — просто процитировать кого-то из известных и уважаемых людей. Вы, наверняка, не раз слышали, как многие успешные ораторы используют этот прием, начиная свой рассказ или презентацию словами Наполеона или Эйнштейна. Хорошая цитата всегда помогает вам получить чуть больше доверия, так как вашу речь, мысли и тезисы слушатели начинают невольно ассоциировать с тем, кого вы цитируете.
Удивительный факт
Если вы можете представить какой-нибудь удивительный нетривиальный факт на тему вашего выступления, то именно с этого вы можете начать свое выступление. Даже если этот факт не содержит в себе глубокой морали, людям всегда интересно узнать, что-то экстраординарное. Не правда ли?
Небольшая история
Правильно подобранная небольшая история поможет вашим слушателям лучше погрузиться в проблему. Часто, слушая о ком-то, мы сопереживаем, ставя себя на место персонажей рассказа. Кроме того, история поможет вам, разбавить большое количество цифр, дат и другой фактической информации.
Также вы можете ознакомиться с уроками на нашем сайте в разделе «Ораторское искусство»:
Как за 10 минут подготовиться к презентации
Студентка «Нетологии» Анна Малюк рассказывает о способах борьбы с нудными и длинными презентациями.
Каждый квартал я наблюдаю за выступлениями своих коллег, которые рассказывают о проделанной работе и предстоящих проектах. К сожалению, мало кто умеет презентовать четко, понятно и убедительно. Говорят много, иногда не по теме, с кучей терминов и иностранных слов. Так, вместо отведенных 10 минут, речь затягивается на полчаса. В аудитории начинают ерзать, переговариваться и копаться в телефонах. Все сидят и думают об обеде, а не о том, что говорит выступающий.
Мои коллеги считают, что только ораторы, лекторы, бизнес-тренеры пишут сценарии своих выступлений, а маркетологам, логистам, финансистам этого делать не нужно. Достаточно нарисовать числа и графики на слайдах, а прокомментировать можно и без подготовки. В результате люди ничего не понимает и мысленно отключаются от презентации.
Чтобы выступить «без потерь» и уложиться в отведенное время, составим план.
1.Начнем с вступления
От того, как начнете, что скажете после приветствия, зависит успех презентации. Вступление поможет сразу установить контакт с людьми, заинтересовать их и наладить диалог. В учебниках по риторике и деловому общению, на сайтах бизнес-тренеров есть много вариантов. Приведу пример некоторых из них, самых распространенных:
Интересный факт
«Только вчера узнал, что самый большой валенок в мире находится в Санкт-Петербурге, его высота — 6 метров».
Комплимент
«На сколько я знаю, здесь люди собрались серьезные, образованные, с высокой степенью подготовленности…». (Д. А. Медведев)
Короткая история
«Когда я ехал к вам на встречу….»
Вопрос
«Зачем носить неудобные валенки, когда есть практичная кожаная обувь?
Беспроигрышный вариант добиться расположения публики. Но шутить нужно уметь. Иначе люди вас не поймут и получится странная ситуация, когда вам смешно, а другим нет.
Если у вас тихий или высокий голос, проблемы с дикцией или с языком, лучше сразу предупредить аудиторию.
В этом нет ничего страшного. Люди отнесутся к вам с пониманием. Зато никто не будет отвлекаться во время выступления, чтобы обсудить с соседом ваши недостатки.
В этом случае самоирония сыграет вам только на руку. Вот как начал речь министр иностранных дел ФРГ Ганс Геншер: «Леди и джентльмены! С английским языком у меня — как с женой: я ее люблю, но ею не владею».
2.Тезис
Продумали вступление, теперь сформулируйте тезис. Это короткая фраза из 5-6 слов, которая выражает главную мысль и цель выступления. Сразу скажите людям, для чего вы к ним пришли.
Носите наши валенки! Почему и зачем? Объясняем дальше.
3.Переходим к основной части
В основной части обоснуйте тезис. На этом этапе важно продумать хронологию расположения фактов и аргументов (в риторике это называется изложением).
Часто спикеры перескакивают от одной мысли к другой или вообще затрагивают третью тему.
«Наши продажи в этом квартале упали. Причин много: падение рубля, конкуренция с Китаем, дорогая логистика. Но мы вот недавно закончили исследование рынка в Казахстане, даже встретились с потенциальными клиентами. Кстати, чуть не забыл, у нас в команде появился новый сотрудник. Он и будет работать с казахскими заказчиками….»
В итоге в конце, когда ожидаете вопросов из зала, стоит тишина. Люди запутались в потоке информации и не поняли, о чем была речь.
Мастера публичных выступлений рекомендуют располагать информацию по определенному принципу, например:
Проблема — решение (есть проблема — есть решение)
У людей мерзнут ноги. (проблема)
Молодые мамы считают валенки непрактичной обувью для детей.
Валенки — неудобная обувь. (недостаток)
Структура речи должна быть понятной, а главное — воспроизводимой. Так, чтобы после выступления, слушатели смогли вспомнить и повторить то, что вы говорили.
4. Доказательства
Аргументы — движущая сила выступления. Они убеждают, влияют, манипулируют сознанием людей. Поэтому стоит потратить время на изучение принципов и методов составления аргументов.
1. Думаю, вы не будете отрицать тот факт, что валенки — самая теплая обувь, они выдерживают 30 мороз….(Метод Сократа)
2. Да, валенки — неудобная обувь, но зато ноги в них всегда сухие благодаря животному жиру в овечий шерсти…(Метод «да — но»)
3. Медики утверждают, что животный жир, который сохраняет сваленная шерсть, снимает боль в суставах….(аргумент к авторитету)
В учебниках по риторике авторы подробно расписывают техники построения аргументации. Мне нравится, как подает информацию И. М. Дзялошинский в книге «Деловые коммуникации: теория и практика».
5. Переходим к заключению
В заключении повторите главную мысль еще раз и призовите аудиторию к действию.
Например: «Валенки — это не только тепло, но и полезно. На нашем сайте вы можете выбрать цвет, размер и оформить заказ».
Хорошо также закончить свою речь шуткой или комплиментом аудитории.
Вступление и заключение запоминаются больше всего. Люди уходят с презентации, но у них еще остаются в голове последние фразы вашей речи.
Если страшно
Речь можно продумать, написать, выучить… Но как быть с волнением? Ведь все слова вылетают из головы, когда стоишь перед публикой. Надо сначала разобраться, чего боитесь:
Как побороть все эти ужасы? Понятно, что только с практикой приходит уверенность.
Интернет наводнен советами и рекомендациями. Каждый автор предлагает свои способы борьбы со страхом публичных выступлений. Но, на мой взгляд, никто из них еще не превзошел Дейла Карнеги. В книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» он с помощью примеров из личной практики убеждает, что со всем справиться реально.
Что делать, чтобы снизить градус волнения, если нет времени читать книги
Итого
1.Импровизация не работает. План речи поможет уложиться в отведенное время и донести информацию до людей понятно и убедительно.
2.План:
3.Бояться не нужно. Если одолевает волнение, лучше сразу сказать об этом публике. Люди поймут и простят ошибки.
4.Главное — настроить себя на успех. Все получится!
Как эффектно начать и убедительно закончить презентацию
Russian (Pусский) translation by Lexie Bykova (you can also view the original English article)
А способ этот заключается в отсутствии уверенности.
Представьте, как выступающий выходит на сцену с сутулыми плечами и взглядом, устремленным в пол. Затем он подходит к трибуне, прочищает горло и говорит:
«Ааа. Здравствуйте, я Джейк. (Нервный смешок.) Эээ. микрофон включен? В общем. «
К этому моменту, если вы находитесь в зале, вы начинаете ерзать на сиденье, и вам почти больно от дискомфорта выступающего. Вы жалеете, что не можете закрыть уши ладонями так же незаметно, как у вас получается закрыть глаза.
А теперь представьте, что вы и есть тот самый выступающий.
Что?! Кошмарный сценарий только что усугубился в тысячу раз, и вам хочется умереть на месте!
И это еще не конец. Потому что вы добираетесь до конца своей презентации и говорите:
«Ну вот. В общем, это все, что я думаю. И. А, да. Есть вопросы? Ааа. «
Вы пожимаете плечами, опускаете голову, снова сутулитесь и покидаете сцену, чувствуя свое поражение.
Нет, только не это! Согласны? Можете представить себе, как ваше исследование, подготовка и тяжелый труд пропадают впустую?
Если можете, то прекратите это немедленно! Такого не должно быть.
Презентации не должны вызывать у вас страх или чувство, что сводит желудок.
Как начать презентацию, которая вызывает интерес и надолго запомнится? (источник графики)
Прежде чем приступить к этому курсу, сначала ознакомьтесь с пособием о том, как победить волнение на презентации:
Как эффектно начать презентацию, управляя непредсказуемостью.
Посмотрим, как мы можем сделать начало презентации сильным, и что я подразумеваю под этим. В контексте потрясающей презентации, эффектное начало означает непредсказуемое начало.
Невероятно, но факт.
Психологические исследования показали, что, когда мы знаем, чего ожидать от стимула (например, вы щелкаете выключателем, и загорается свет), мы перестаем обращать внимание на то, что происходит после стимула.
Но когда мы не знаем, что произойдет после стимула (например, вы щелкаете выключателем, и иногда включается свет, иногда звенит звонок, а иногда ничего не происходит), мы начинаем уделять внимание.
Кстати, по этой же причине мы любим фильмы с неожиданным поворотом: непредсказуемость позволяет нам глубже вовлечься в историю.
Итак, как вы можете использовать фактор непредсказуемости в своей презентации, чтобы придать ей сильное начало?
Этого можно добиться несколькими способами, и какой вы выберете, будет зависеть от темы вашей презентации, от обстоятельств, и от вашего личного стиля презентаций. Техники, предложенные ниже, помогут вам придумать эффектное начало презентации.
1. Сделайте дерзкое заявление.
Наверное, каждый слышал о речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта».
Однако стоит заметить, речь не начинается со слов «У меня есть мечта». На самом деле это кульминация. Сама речь начинается так:
«Я рад быть с вами сегодня в том, что увековечится в истории, как самая великая демонстрация свободы в истории нашей страны».
Утверждение, что это ралли станет «самой великой демонстрацией свободы» может показаться нормальным для нас. Потому что мы знаем, что произошло дальше. Но представьте себе, каково было услышать это заявление в тот день?
Дерзко, как минимум.
Мог ли кто-нибудь в аудитории не обращать внимания после такого?
Если вы уверены, что ваша презентация произведет глубокий и мгновенный эффект на аудиторию (например, вы скажете, как вы смогли решить серьезную проблему для индустрии или улучшить показатели для клиента на 50%, или как помогли командам удвоить производительность, не увеличивая рабочих часов), не оставляйте эти данные напоследок.
Объявите об этом в самом начале, и сделайте это с уверенностью. Когда ваша аудитория осознает, что они могут что-то приобрести, они не смогут не уделять внимания каждому вашему слову.
2. Обманите ожидания
Начните с утверждения, которое противоречит тому, чего люди ожидают от вас услышать. Это заставит их сидеть на краешке стула и внимательно вас слушать. Затем воспользуйтесь вниманием, обращенным на вас, и перейдите к теме своего выступления.
Сэр Кен Робинсон блестяще с этим справляется в самом популярном выступлении на «Ted». Выйдя на сцену после того, как другие выступающие уже потрясли аудиторию замечательными речами, он говорит:
«Здорово было, правда? Я в полном восторге от этого мероприятия. Поэтому мне здесь нечего делать, так что я ухожу».
По смеху аудитории вам становится понятно, что его заявление всех застало врасплох. И выступающий пользуется моментом удивления (и ссылкой на замечательные выступления до него), чтобы сразу же погрузиться в свою тему.
Сэр Кен Робинсон выступает с потрясающей презентацией, которая стала самой популярной речью за историю проекта «Ted».
Памела Майер добивается подобных результатов с помощью слегка иного метода. Она начинает презентацию о том, как заметить лжеца, с того, что все в аудитории являются лжецами!
3. Пробуждайте любопытство.
Почему? Потому что, как только включается любопытство, мы хотим знать ответ. Мы должны разгадать загадку. И поэтому мы пристально следим, в надежде найти правильные подсказки. Просто мы были созданы так думать и действовать.
Итак, как вы можете стимулировать любопытство в начале презентации?
Вы можете начать с заявления, что хотите поделиться секретом, как это сделал Дэн Пинк в своем знаменитом выступлении на «Ted Talk». Он сказал:
«Я хотел бы сразу же признаться кое в чем. Чуть более 20 лет назад я сделал нечто, о чем жалею. То, чем не могу особо гордиться. То, о чем бы я хотел, чтобы никто не узнал, но сегодня, чувствую, я должен в этом признаться. В поздние 1980-е, будучи молодым и незрелым, я по глупости поступил в юридический институт.»
И поэтому он не оставляет нам иного выбора, как внимательно слушать каждое его слово, чтобы узнать ответ!
Дэниел Пинк «совершающий признание» в начале своего популярного выступления на «Ted Talk».
4. Задавайте вопросы
Но эти вопросы должны быть реторическими. На эти вопросы невозможно ответить только «да» или «нет». Эти вопросы, скорее, нацелены на то, чтобы заронить в нас идею, помочь выступающему сосредоточить наше внимание на этой идее в течение всей презентации.
Саймон Синек блестяще делает это в своем выступлении о том, как великие лидеры вдохновляют людей на поступки, начав свое выступление с вопроса к аудитории:
«Как можно объяснить вещи, когда все идет не так, как ожидалось? А еще лучше, как объяснить то, что другим людям удается достичь таких вещей, которых от них никто не ожидал? Например, почему компании «Apple» так удачно даются инновации? [. ] Почему у Мартина Лютера Кинга получилось возглавить движение за гражданские права?»
К этому моменту вся аудитория потирает подбородок и думает: «И правда, как им это удалось?»
Теперь у нас ушки на макушке, потому что мы хотим узнать, что же он скажет.
5. Расскажите удивительную историю
Так Брене Браун начинает ее известную речь на «Ted Talk» о хрупкости. Она рассказывает забавную историю о том, как она общалась с организаторм мероприятия, который не знал, к какой категории выступющих ее отнести. Оказалось, она тоже не знала!
Стоит ли объявить ее как исследователя (что звучит скучно) или рассказчицу (что звучит как-то по-сказочному)? В итоге она представилась как исследователь-рассказчик.
В итоге аудитория и рада и заинтригована услышать ее историю:
Кто это, исследователь-рассказчик? И как исследование этой женщины превращается в рассказ?
Мы заинтригованы и готовы внимательно слушать, чтобы узнать.
Как быть убедительным в середине с помощью пауз и наглядных примеров
Прежде чем мы перейдем к эффектным финалам, стоит упомянуть несколько стратегий, которые помогут удержать внимание аудитории в середине вашей презентации.
Если вы посмотрели хотя бы несколько минут из презентаций, которые я упомянула выше, вы заметили две вещи: паузы и визуальные опоры.
1. Пауза для создания эффекта
Хорошие ораторы умеют делать паузы во время выступления.
После веского заявления сделайте паузу. Дайте аудитории несколько секунд усвоить то, что вы сказали. То же самое относится к моментам, когда вы используете немного юмора. Сделайте паузу. Дайте аудитории посмеяться, расслабиться на момент и не упустить ничего важного. Также делайте паузу, когда закончите один важный раздел своей речи, и перед тем, как перейдете к следующему.
Если вы будете мчаться по своей презентации слишком быстро, ваша аудитория потеряет ход мысли и перестанет уделять вам внимание.
Более глубокий обзор того, как написать текст центральной части презентации, содержится в этом курсе:
2. Использование визуальных опор для лучшего понимания
Даже самые лучшие выступающие на «Ted Talk», которым ораторство дается легко, пользуются слайдами PowerPoint.
Потому что визуальные опоры помогают нам лучше усвоить идею и понять аргумент.
Когда заняты не только наши уши, но и глаза, зрительные образы направляют внимание к презентеации и тем самым уменьшают возможность того, что мы отвлечемся на что-то другое.
Правильная презентация PowerPoint так же поможет вам направлять свою аудиторию по разным сегментам вашей речи, и они не потеряются и не запутаются.
Чтобы научиться, как создавать убедительную презентацию PowerPoint, ознакомьтесь с этой статей:
Шаблон PowerPoint Marketofy, один из бестселлеров шаблонов презентаций на Envato Market.
Вы можете найти еще больше замечательных вариантов дизайнов РРТ в нашем «Основном гиде по лучшим шаблонам PowerPoint», или прочтите эту статью:
Как с силой закончить презентацию, чтобы вас не смогли забыть
Помните пример слабого завершения, который мы привели в начале? Нельзя заканчивать речь бурчанием вроде «да. ну, в общем. кажется, это все. » и прочей несуразицей.
Так не заканчивают «убойную» презентацию! Вернее, вы уничтожите плоды тяжелого труда, который вложили в хорошее начало и продолжение вашего выступления.
Вместо этого, эффектно закончить презентацию так же важно, чтобы аудитория помнила о вас еще долго после того, как вы покинете сцену.
Еще раз подчеркнем, есть несколько способов хорошо закончить выступление, поэтому выбирайте такой, который подойдет лучше всего вашим потребностям и личному стилю выступления.
1. Призовите аудиторию к действию
Когда вы заканчиваете презентацию призывом, побуждающим аудиторию к действию, вы берете инициативу в свои руки. Не уходите со сцены, оставив слушателей в размышлении о том, что же им теперь делать со всей замечательной информацией, которой вы с ними поделились.
Скажите им точно, что они могут сделать, и как это поможет им. Для этого необходим ясный и прямой призыв к действию.
Для вдохновения посмотрите, как это делает Брене Браун в своей речи (временной маркер 19:01). Поделившись ключевыми аргументами, она говорит аудитории:
«Есть еще один способ, и вы сами решайте, воспользоваться им, или нет».
Затем она объясняет, как именно аудитория может применить представленные ею принципы хрупкости в своей повседневной жизни и работе.
В своем выступлении «Ted Talk» Брене Браун призывает аудиторию к действию с помощью ясных шагов, которые они могут предпринять.
Если вы хотите узнать больше идей о том, как призвать свою аудиторию к действию, прочтите эту статью:
2. Нарисуйте картину будущего
Что произойдет, если аудитория последует предложенному вами совету или плану?
Неважно, нацелена ваша речь на то, чтобы изменить целое общество, или улучшить бизнес клиента конкретным способом, нарисуйте картину будущего в завершении выступления.
Когда слушатели могут мысленно увидеть картину будущего, они запомнят ее. Более того, они поверят, что это возможно.
Так Мартин Лютер Кинг заканчивает свою легендарную речь «У меня есть мечта». Он представляет, что наступит день, когда:
«. все дети Бога, черные и белые, евреи и язычники, протестанты и католики, смогут взяться за руки и спеть слова негритянского духовного гимна:
Свобоны наконец! Свободны наконец!
Спасибо Господу Всемогущему, мы свободны наконец!»
Вашей речи не обязательно изменять ход истории человечества для того, чтобы закончить ее с помощью видения.
Есть и другой пример. Послушайте, как Дэн Пинк заканчивает свою речь (временной маркер 17:17), где он делится видением о том, как можно укрепить бизнес и, возможно, изменить мир к лучшему.
3. Используйте противоречивый пример
Вот блестящий пример динамичного окончания презентации. Сэр Кен Робинсон подходит к кульминационному финалу своего выступления на «Ted Talk» с помощью мрачной цитаты американского виролога Джонаса Салка (временной маркер 18:13).
«Если бы все насекомые исчезли с поверхности земли, через 50 лет жизнь на планете бы прекратилась. Если все человеческие существа исчезли бы с поверхности земли, все формы жизни бы процветали».
Затем он продолжает выступление утверждением, что виролог прав.
Однако Сэр Кен Робинсон продолжает свою мысль, что, нам необходимо научиться использовать свое воображение и творчество позитивно и конструктивно. Затем он возвращается к своей главной мысли о необходимости реформирования образования.
Противоречивый пример выталкивает нас из привычного комфортного убеждения, что мы оказываем позитивное влияние на этот мир. Он становится мощным финальным аккордом в этом выступлении, которое мы будем еще долго помнить.
Сразите аудиторию в начале и конце!
Ваша презентация будет успешной только, если вы завладеете вниманием аудитории.
А как лучше всего закончить презентацию? Точно так же. Мощно. Не позволяйте вашим мыслям расползтись в разных направлениях. Призовите аудиторию к действию, нарисуйте картину того, как будет выглядеть будущее, если все, что вы предлагаете будет иметь место, пробудите их совесть с помощью противоречивого примера. Что бы вы не делали, постарайтесь произвести сильное и памятное впечатление о себе.
Если вы сейчас готовитесь к презентации, поделитесь с нами некоторыми идеями о том, как вы собираетесь эффектно начать выступление и мощно его закончить.
Какой пример, цитату, заявление или историю вы используете для того, чтобы привлечь внимание аудитории?
Не забывайте удерживать внимание с помощью визуальных опор
Если вам необходимо найти дизайн великолепной презентации, просмотрите нашу подборку бестселлеров среди шаблонов PowerPoint, чтобы найти наиболее подходящий дизайн, который вы быстро сможете адаптировать под себя.
Также вы можете увидеть потрясающие шаблоны РРТ в нашем «Основном гиде по лучшим шаблонам PowerPoint», который предлагает несколько вариантов PowerPoint на выбор, а также статьи, которые помогут вам сразу приступить к делу.