к какой политической системе принадлежит россия
Политическая система России
Эта статья — часть серии:
Политическая система
России
Содержание
Основы конституционного строя
Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
—Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова, Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 года N 13-П [1]
Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Форма правления
У нас не парламентская республика, а президентская. У нас правительство, которое проводит президентский курс. Кто не согласен — в сторону. Только так и может быть. Это жесткая позиция, однозначная позиция, я и дальше намерен ее придерживаться
Государственная власть
Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.
В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:
Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Глава государства
В 1991-1993 годах существовал пост вице-президента, но указом Президента он был упразднён; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Законодательная власть
Федеральное Собрание
Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России 1993 года.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.
Порядок формирования Совета Федерации
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.
В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.
Порядок избрания Государственной Думы
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).
С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.
Вопросы законодательства
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Исполнительная власть
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Судебная власть
Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.
В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.
Местное самоуправление
Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).
Стыдные вопросы. Как устроена политическая система России
В сентябре в России пройдут выборы. Томичи будут выбирать депутатов в Государственную и областную Думу. Однако по вопросам в соцсетях мы видим, что далеко не все понимают, как устроена политическая система в России. Вы спрашивали — мы отвечаем.
Как устроена Госдума?
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Выборы проходят по смешанной системе: 225 депутатов выбираются по спискам, а еще 225 по округам.
Округ — это определенная территория. Например, территорию Томской области составляют два округа. В соседней, Новосибирской области, округов уже четыре. Кандидаты от округов избираются по личному мандату. То есть, не могут передать его, если вдруг передумали и не хотят больше быть депутатом.
Другое дело списки. Депутаты Госдумы по спискам формируются следующим образом. Мы голосуем за партию, если она набирает 5% голосов избирателей, то кандидат от партии уже может претендовать на место в Госдуме. Чем больше голосов, тем больше мест. Каждая партия формирует списки, кому могут достаться эти места. Если место всего одно, то его забирает тот, кто занимает первое место в списках. Правда, он может отказаться от мандата и передать его кандидату под номером два.
В Госдуме седьмого созыва 343 голоса принадлежит депутатам от партии «Единая Россия», 42 голоса депутатам от партии КПРФ, 39 голосов от партии ЛДПР, 23 голоса депутатам от партии «Справедливая Россия».
Госдума — орган законодательной власти. То есть, именно этот орган разрабатывает, принимает и корректирует законы. Принятие любого закона должно пройти три чтения. Затем, если большинством голосов проект принят, он поступает на рассмотрение в Совет Федерации.
Что такое Совет Федерации?
Совет Федерации – это сдерживающий орган, представляющий из себя фильтр. В него входят по два представителя от региональной власти, от законодательной и исполнительной ветви соответственно. Основной функцией данного собрания сенаторов является проверка и утверждение законов, принятых государственной Думой. Если Дума не заметила чего-либо, или упустила что-то при принятии закона, Совет Федерации имеет право блокировать принятие.
Если Совет Федерации одобрил законопроект, то затем он поступает на подпись к президенту.
Госдума и Совет Федерации – это законодательные органы власти. Переходим к исполнительной.
Можно ли выбрать Мишустина?
Исполнительная власть — это правительство Российской Федерации. Данный орган несет ответственность за формирование бюджета и определяет направление, в котором будут развиваться различные сферы общества, такие как спорт, образование, культура и здравоохранение.
Правительство не выбирается, а назначается. Поэтому, выбрать премьер-министра (сейчас эту должность занимает Михаил Мишустин) мы не можем. Кандидата на должность премьер-министра вносит президент, а затем это назначение должна утвердить Госдума.
Заместитель премьер-министра и остальные министры назначаются уже главой Правительства с одобрения президента. Главная цель — формирование бюджета нашей страны, а также контроль за его реализацией.
Как все работает в Томске?
Есть законодательная ветвь власти — это областная Дума. Она принимает законы и формирует бюджет.
Есть исполнительная ветвь власти — это администрация Томской области во главе с губернатором. Администрация должна следить за тем, как на практике реализуются законы, которые принимает Дума, а также исполнять все то, что заложено в бюджете.
А как принимают бюджет. И почему в нем всегда не хватает денег?
Основу любого бюджета составляют собранные налоги. Их платят как граждане, так и предприятия. Кроме того, есть специальные налоги на определенный вид деятельности, штрафы, взносы и многое другое.
Главная проблема в том, что большинство собранных налогов уходят в Москву. Например, в местном бюджете (города Томска) остается земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Налог на прибыль организаций, на имущество организаций, транспортный налог остаются в региональном бюджете (то есть, областном).
Обратно в Томск, из федерального центра, как мы знаем, возвращается «восемь копеек с рубля». Подобную систему межбюджетных отношений неоднократно критиковали и просили ее изменить, однако этого так и не случилось.
Бюджет для людей. Если я хочу отремонтировать дорогу или сделать площадку, то куда мне нужно обращаться?
Здесь несколько путей.
Во-первых, вы можете обратиться к депутату от вашего района.
Во-вторых, вы можете обратиться напрямую в администрацию.
В-третьих, вы можете написать обращение в прокуратуру. Есть вероятность, что надзорный орган обяжет администрацию сделать дорогу или починить ливневку.
Однако быстрого решения проблемы, вы, скорее всего, не добьетесь. Любая трата бюджетных денег подразумевает ряд согласований, и, чаще всего, проведение аукциона. Это, если деньги есть. Если денег нет, то вашу заявку могут поставить «в очередь». А дальше будут смотреть.
Например, если вам нужен ремонт дороги, то администрация может выделить деньги на её ремонт из городских средств, или в рамках нацпроекта, или отсыпать дорогу гравием. Подобное касается и ремонта дворов. Есть федеральный нацпроект, есть городские программы.
Как узнать, кто мой депутат?
Там есть специальные графы, куда можно вбить адрес, и система покажет, какой именно депутат представляет ваш округ. Там же есть и время приема, а также контактные номера.
Российская политическая система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Зарождение отечественной политической системы
Момент начала формирования российской политической системы в специальной исторической и политологической литературе традиционно связывается с распространением деятельности политических партий в конце XIX – начале XX века. Так, например, в 1898 году была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 году – партия эсеров, партия октябристов в 1905 г., и т.д.
Однако их деятельность в собственно политическом понимании оказалась недолгой, поскольку в результате победы Октябрьской социалистической революции в 1917 году были упразднены все партии, кроме РСДРП(б) и в России на протяжении более семидесяти лет было установлено господство единственной коммунистической партии.
При этом исходя из особенностей политического режима, советское государство нередко называют тоталитарным, для которого характерно сращивание партийного и государственного аппарата, в связи с чем фактически отсутствовало поле для нормальной критики, а также жестко пресекались любого рода оппозиционные настроения. Руководитель партии в таких условиях, соответственно выступал и руководителем государства.
Иными словами, все политическая система советского государства выстраивалась вокруг функционирования коммунистической партии, в условиях фактического и юридического отсутствия каких-либо иных серьезных политических институтов и субъектов соответствующего взаимодействия.
На Учредительном собрании в январе 1918 года высшей партийной и государственной властью признавался Всероссийский съезд Советов, формируемый посредством проведения многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов.
При этом в силу того, что Всероссийский съезд Советов действовал не на постоянной, а на сессионной основе, в период между его заседаниями высшей властью признавался ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет.
В дальнейшем, ключевые преобразования политической системы связывались с принятием Конституций, посредством которых вносились изменения в структуру и процедуру формирования законодательных и исполнительных органов РСФСР.
Готовые работы на аналогичную тему
Так, например, с принятием Конституции СССР 1936 года, двухступенчатая система органов законодательной власти была заменена единым органом – Верховным Советом. В свою очередь, роль ВЦИК была отведена Президиуму Верховного Совета, в частности, им издавались указы, содержавшие ключевые нормативные предписания, закреплялось право толкования законов, и т.д.
Российская политическая система в переходный период
Значительные изменения в устоявшейся за семьдесят лет отечественной политической системе были обусловлены социально-экономическими преобразованиями, начавшимися в 1989-1990 г. Так, в связи с отменой в феврале 1990 г. нормы ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли партии, началось активное преобразование организации государственной власти и реализация принципа разделения властей, в том числе в деятельности ведущих федеральных органов. Кроме того, постепенно получались распространения выборы народных депутатов на альтернативной основе.
Важнейшим событием, предопределившим ход и направления развития современной политической системы и политической системы России того времени стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году.
В частности, система органов государственной власти в соответствии с требования Конституции 1993 года должна была формироваться с опорой на начала разделения властей и разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Кроме того, в результате референдума 1990 года в нашей стране был учрежден пост президента с весьма широким объемом полномочий. Данное событие значимо для характеристики отечественной политической системы, с одной стороны, потому что оно оказало непосредственное влияние на организацию такого института соответствующей системы как государство, а с другой – во многом предопределило направления деятельности современных политических партий, стремящихся к захвату и удержанию, в том числе, должности президента.
Содержание и особенности современной политической системы России
Как было отмечено выше, основные начала организации и функционирования политической системы современной РФ были заложены в содержании действующей Конституции РФ 1993 года.
Так, в соответствии с нормой ст. 1 Конституции РФ наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Анализ приведенной характеристики позволяет моментально сформировать представления об основных признаках современной российской политической системы:
Кроме того, важнейшей характеристикой политической системы РФ выступает провозглашение идеологического и политического многообразия, позволяющего говорить о наличии многопартийности, а равенстве соответствующих общественно-политических объединений перед законом.
Типы политических систем. Политическая система современной России
Типология политических систем
В ходе своей истории человечество выработало множество форм организации обществ. Ввиду этого и типы политических систем бесконечно разнообразны. Все они явились продуктом развития цивилизации на тех или иных этапах ее развития. Подобно тому, как мировой прогресс двигался неравномерно, а по целому ряду причин то ускоряя, то замедляя свой ход, так же и государственные системы сменяли друг друга в одних случаях крайне медленно, растягиваясь на века, а в других это происходило за считанные дни.
Кроме того, типы политических систем не всегда можно чётко разграничить. Это вполне объяснимо. Например, элементы политической системы, отжившей свой век и уступающей место своей преемнице, часто надолго продолжали жить в последней, несмотря на всю свою архаичность. Для того чтобы, рассматривая историю политического развития общества, иметь твёрдые ориентиры, выделим четыре основных формы политических режимов. К ним относятся: демократия, теократия, тоталитаризм и авторитаризм. Что же включают в себя эти понятия?
Демократическое общество
Демократия – это тот труднодостижимый идеал организации общества, к которому человечество шло на протяжении всей своей истории. Сам термин, состоящий из двух греческих слов, переводимых как «народ» и «власть», определяет сущность обозначаемой им системы – народовластие. То есть это политический режим, при котором осуществляется коллективное принятие решений по наиболее важным вопросам.
В современном мире этот принцип находит своё выражение в том, что широкие массы граждан могут сами назначать управляющих ими лидеров. Для этого существует система выборов, честно осуществляемых на состязательной основе. Отсюда следует, что только народ во всей своей полноте может являться легитимным источником власти. На основе таких выборов реализуется принцип общественного самоуправления, направленный на удовлетворение общих интересов.
Модели демократического общества
За многовековой период развития демократии предлагалось много моделей её практического воплощения. Это, прежде всего, «прямая демократия», при которой решение принимается путём достижения консенсуса или механизмом подчинения меньшинства большинству. Другой моделью можно назвать «представительную демократию», при которой массы граждан реализуют свои права через избранных ими депутатов или иных должностных лиц. Этот перечень можно продолжать очень долго. Принято считать, что демократия – это политическая система современной России.
Особенности авторитарного общества
Другой формой является авторитаризм. В обществах подобного типа главный носитель власти (например, диктатор) сам провозглашает своё право на управление государством. История показывает, что приход к власти авторитарного правителя, как правило, происходит вследствие революции, вспыхнувшей в стране, где правовая система не в состоянии справиться с текущей ситуацией. Переворот в таком случае полностью уничтожает старую правовую систему. Образовавшийся временный правовой вакуум и даёт возможность прихода к власти авторитарного правителя.
Основным признаком авторитаризма является преданность лично правителю и беспрекословное подчинение общества его лидерам. Авторитарный политический режим не допускает проявлений демократии ни в отношении свободных выборов, ни в вопросах, связанных с управлением государством. Всем этим признакам во много соответствовала политическая система СССР.
Многообразие авторитарных обществ
Говоря о разновидностях авторитарных режимов, можно выделить несколько наиболее распространённых типов. Прежде всего это традиционные абсолютистские монархии, примером которых могут служить Марокко, Саудовская Аравия, Непал, Эфиопия (до 1974 года) и ряд других государств.
Далее следуют авторитарные режимы олигархического типа. Чтобы было понятней, о чём идёт речь, достаточно упомянуть страны Латинской Америки, среди которых наиболее характерными в этом отношении являются Гватемала, Никарагуа и Куба. Сюда же можно отнести государства с так называемым постколониальным авторитаризмом – Камерун, Тунис и почти все африканские страны.
Особые модели авторитаризма
Особую форму посттоталитарного авторитаризма породил распад СССР. Бывшая партийная и военно-политическая номенклатура практически всех советских республик, путём широкомасштабных афер и махинаций, образовала класс бизнесменов и олигархов-монополистов, захватив тем самым власть в своих странах. К этой же категории относятся и современные политические системы Ирака, Ливии и Египта.
Завершают перечень авторитарных стран военные режимы Перу и ряд других. Сюда же можно по праву отнести и многие государства исламского мира, в которых неограниченная власть принадлежит духовенству.
Тоталитарные государственные режимы
Понятие политической системы, именуемой тоталитаризмом, подразумевает прежде всего полный, или же тотальный, контроль политической власти над всеми аспектами человеческой жизни. При этом любые оппозиционные действия подавляются и пресекаются самым жестоким образом. Одной из важнейших черт тоталитаризма является создание иллюзии того, что действия властей находят всемерную поддержку и одобрение у населения.
Первым появившемся в Европе тоталитарным государством является Италия, когда в начале двадцатых годов там пришёл к власти Бенито Муссолини. Для него были характерны не ограниченные законом властные полномочия, пренебрежение конституционными правами граждан, массовые репрессии в отношении противников режима и милитаризация общества. Кстати, сам термин «тоталитаризм» впервые ввёл в употребление итальянский политический деятель либерального направления Джованни Амендола, когда в 1923 году выступал с критикой политической системы Муссолини. Позже его охотно использовали сами итальянские фашисты. В последующие годы тоталитарные политические системы установились в фашистской Германии и Советском Союзе в период сталинизма.
Теократические системы
Типология политических систем в особую группу выделяет государственные режимы, при которых религиозные деятели оказывают решающее влияние на формирование внутренней и внешней политики стран. Они называются теократическими. Термин этот произошёл от греческих слов, в переводе обозначающих «бог» и «управление». Подразумевается, что управляются они от имени самого бога, а находящиеся у власти представители духовенства являются выразителями его воли.
Если сравнить все типы политических систем по времени их возникновения, то, несомненно, теократическая окажется самой древней. Её идеологом считается древнегреческий философ Геродот. Согласно его учению, теократия является выражением гармонии, установленной в мировом порядке самими богами – обитателями Олимпа. Однако корни этого явления уходят в гораздо более древние времена.
Древнейшие теократические системы
Исследователи установили, что, например, в древнейших государствах Египта, Месопотамии и Мексики верховные правители были жрецами, то есть концентрировали в своих руках и светскую, и духовную власть. При решении ими различных государственных вопросов главную роль играли их религиозные убеждения. Кстати, находились и такие правители, что и вовсе провозглашали себя богами.
Яркий пример теократии можно найти, если полистать Библию. В ней описывается, как на ранней стадии становления государства у власти находились судьи, через которых Бог изъявлял свою волю. Подробно описывается и механизм этого процесса. Для принятия решений использовался жребий. Это были два одинаковых по форме и размеру, но отличавшиеся по цвету камня, спрятанные в мешок. Священнику задавался вопрос, сформулированный таким образом, что предполагал лишь два варианта ответа – да или нет. Дальше всё просто. Вынутый наугад белый камень обозначал положительный ответ, а чёрный – отрицательный. Считалось, что в этом проявлялась божья воля.
Теократия исламского мира
Это пример из далёкого прошлого. Но и в наши дни элементы политической системы, характеризуемой как теократия, можно наблюдать во многих исламских государствах, и в первую очередь в Саудовской Аравии и Иране. В этих странах установлены религиозные суды, в компетенции которых находятся все правовые вопросы. Кроме того, в них существует и религиозная полиция, в обязанности которой входит тотальный контроль за соблюдением всех социальных норм.
Это два наиболее ярких примера, но типы политических систем, построенных в соответствии с требованиями шариата, характерны также и для целого ряда иных ближневосточных государств. В той или иной степени к ним относятся Турция, Индонезия, Пакистан и многие другие.
Политическая составляющая общечеловеческой культуры
Продолжая разговор о различных политических режимах, нельзя не коснуться и такого важного понятия, как политическая культура. Её роль необыкновенно высока вследствие того, что она представляет собой систему нравственных ценностей, установок и убеждений, на основе которых вырабатывается схема поведения людей. Именно она обеспечивает воспроизводство той или иной общественной модели.
Политическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой. Она включает в себя многие элементы духовной сферы, связанные с уровнем и особенностями политической ориентации граждан, обусловленной опытом предшествующих поколений. Именно от неё зависит качество воспроизводства этих элементов в текущей жизни. По этой причине уровень политической культуры определяет степень политической зрелости общества.
Одним из важнейших элементов этой культуры является политическое сознание. Оно состоит из целого ряда идеологических компонентов, таких как знания, убеждения и особенности мышления. Кроме этого, политическое сознание имеет и психологическую составляющую. В неё входят чувства, эмоции, переживания и настроения. Всё это и обуславливает модель поведения членов социума. Понятие политической системы выражает совокупность всех перечисленных факторов, на основе которых существует то или иное конкретное общество.
Оценка политического состояния современной России
В заключение следует сказать о том, что представляет собой политическая система современной России. Прежде всего заметим, что она построена на основе Конституции 1993 года, содержащей целый ряд положений, позволяющих характеризовать её как в полном объёме соответствующую демократическим требованиям.
Однако, несмотря на это, действительность говорит о том, что на данном уровне российская политическая система не в полной мере отвечает критериям демократии. Это в первую очередь относится к вопросу ответственности власти перед обществом и проявляется в отсутствии действенного контроля за выполнением ею своих функций. В рамках существующей сегодня политической системы демократические формы осуществления власти порой подменяются элементами, отступающими от этих принципов.