Что такое полифоничность в литературе
Термин «полифония» образован словами « поли » (многие) и « фония » (относительно звука, голоса).
Другими словами, полифония указывает на наличие работ или ссылок, которые появляются внутри другого.
Полифония и диалогизм Бахтина
В лингвистических исследованиях термин полифония был изобретен русским философом Михаилом Бахтиным (1895-1975). Эта концепция представляет собой множественность или множественность голосов, присутствующих в текстах, которые, в свою очередь, основаны на других.
В этом смысле полифония тесно связана с интертекстуальностью. По словам лингвиста:
«Везде пересечение, созвучие или диссонанс реплик открытого диалога с репликами внутреннего диалога героев. Повсюду определенный набор идей, мыслей и слов проходит через несколько несмешиваемых голосов, звучащих по-разному в каждом из них ».
Лингвист проанализировал несколько романов, в основном русского писателя Федора Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), И представил различия между монофонией и текстовой полифонией.
В монофонии текст воспроизводится одним голосом, а в полифонии несколько голосов переплетаются.
В этом случае у персонажей полифонического романа есть своя точка зрения, голос и поведение, опосредованное контекстом, в который они вставлены.
Однако, когда текст монофонический, голос преобладает, поглощая речи других. С другой стороны, в полифонических романах персонажи действуют свободно, каждый имеет определенную автономию.
Обратите внимание, что в последнем случае (полифония) голоса, присутствующие в речи, не компенсируют друг друга, а дополняют друг друга. Таким образом, они образуют большую сеть мыслей, мнений и поз.
Согласно Бахтину, диалогизм представляет собой принцип языка, то есть речевого общения, которое может возникать в монофонических и полифонических текстах.
Читайте также Лингвистика и Достоевский: биография и аннотации основных работ
Типы полифонии
По сфере действия понятие полифонии делится на:
Полифония и интертекстуальность
Узнайте больше по теме и ознакомьтесь с некоторыми примерами, прочитав тексты :
полифония
Полезное
Смотреть что такое «полифония» в других словарях:
полифония — полифония … Орфографический словарь-справочник
ПОЛИФОНИЯ — (греч.). Музыка, исполняемая многими голосами, многоголосность, в противоположность гомофонии, одноголосности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛИФОНИЯ в музыке, выполнение мотива многими голосами… … Словарь иностранных слов русского языка
полифония — полифонизм, контрапункт, многоплановость, многоголосие Словарь русских синонимов. полифония см. многоголосие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ПОЛИФОНИЯ — (от поли. и греч. phone звук голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных… … Большой Энциклопедический словарь
Полифония — многоголосная музыка, в которой каждый голос имеетсамостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самымскромным попыткам в этой области, в начале Х столетия. Гукбальдупоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
полифония — (не рекомендуется полифония; встречается в речи музыкантов) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПОЛИФОНИЯ — (от поли. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Различают полифонию имитационную (смотри Имитация), контрастную… … Современная энциклопедия
ПОЛИФОНИЯ — ПОЛИФОНИЯ, полифонии, мн. нет, жен. (от греч. poly много и phone звук) (муз.). То же, что многоголосие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
полифония — ПОЛИФОНИЯ, и, жен. (спец.). 1. Многоголосие, основанное на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов; соответствующий раздел музыки. Подголосная п. 2. Многоплановость художественного произведения. П.… … Толковый словарь Ожегова
Полифония — (греч. polys – многий, многочисленный + phone – звук, голос) – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Полифония — (от поли. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Различают полифонию имитационную (смотри Имитация), контрастную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Полифония
Полифония это музыковедческий термин, почти метафорически перенесенный М.М.Бахтиным в область эстетики словесного творчества, поэтики и теории романа для обозначения особой, высшей в литературе Нового времени формы авторства — «художественного видения» человека и общества, — осуществленной полифоническим романом. Понятие и концепция полифонии, обоснованные Бахтиным на материале творчества и под углом зрения «поэтики» Достоевского (см.: Бахтин М.М. Проблемы творчества Ф.М.Достоевского; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского) нуждаются в существенной оговорке; бахтинская концепция полифонии, как структурного принципа романа Достоевского, оказалась не столько в плену своего времени, сколько в плену социального научного языка советского времени (как 1920-х, так и 1960-х), на который автор концепции вынужден был «переводить» свою мысль, многое оставив в ней непроясненным, непроговоренным (см.: Бочаров С.Г. Об одном разговоре и вокруг него; Он же. Сюжеты русской литературы).
Термин и концепцию полифонии целесообразно тематизировать как некоторую систему взаимосвязанных парадоксов не бахтинской мысли, а скорее восприятия ее (в России и за рубежом): ведь «принципиальное новаторство» Достоевского, с одной стороны, и причины его влияния на художественное (и вообще творческое) мышление настоящего и будущего, с другой, по мысли Бахтина, требуют для своего понимания существенной перестройки устойчивых традиционных навыков самого читательского восприятия (не говоря о теоретическом преломлении его). Полифония — таков первый самый общий парадокс концепции — это такая созданная Достоевским образная «модель мира» в романе, в которой в принципе преодолевается традиционное представление и традиционные теории «образа» в искусстве слова; образ человека у Достоевского теряет свои «объектные» (внешние и «заочные») признаки и характеристики; перед нами не «реалистический», а в некотором более реальном смысле «фантастический» облик человека: не образ, говорит Бахтин, а «слово — чистый голос» сознания и самосознания. Радикальный тезис об образе человека как исповедально-незавершимом в себе голосе-слове, вобравшем и преломившем все возможные внешние завершающие (и в этом смысле «образные») представления и оценки о нем, есть только научное обоснование общеизвестной формулы Достоевского: «При полном реализме найти человека в человеке» (Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 томах).
Другой парадокс полифонии как «структурной особенности» и «художественной мысли» романного целого у Достоевского — главный тезис монографии Бахтина о Достоевском: полифония есть форма завершения незавершимого в себе «этого мира»; это новый тип «видения» в искусстве слова (но также в жизни и в научном познании), где предметом изображения является то, что в известном смысле вообще невозможно «видеть», но только слышать (т.е. чистый голос — «исповедальное самовысказывание»); причем речь идет, подчеркивает Бахтин (решительно отмежевываясь от «монологической диалектики Гегеля» и от романтически-гегельянского и платонизированного «философского монолога» вообще), не об одном сознании, одной исповеди, одном голосе, но именно о «полифонии неслиянных голосов», о «сосуществовании и взаимодействии» не между разными характерами или типами в пределах того или иного социального мира, но между разными сознаниями-голосами и, что существенно, разными социальными мирами. Полифония в этом смысле обозначает и знаменует собою не «разрушение поэтики» (Ю.Кристева), не деконструкцию единства мира и авторской позиции по отношению к человеку и миру, но «радикально новую авторскую позицию по отношению к изображаемому человеку» («Проблемы творчества Достоевского»). То-есть вопреки расхожему представлению адептов самых разных теоретических и идеологических позиций (по недоразумению принужденных спорить с Бахтиным в его же системе понятий, но за пределами и этой системы и этих понятий) книга о Достоевском — не «разрыв» (Ц.Тодоров) с феноменологией «автора» и «героя» в программных текстах Бахтина невельсковитебского периода (1919-23), но имманентное развитие ранней эстетики, которая — вопреки инертному представлению о «традиционалистах» и «новаторах», «древних» и «новых» — сама собою представляет уже развитие и радикальное переосмысление (одно из первых в 20 веке) идей «классического наследия». Отсюда — третий основной парадокс концепции: речь идет о новом решении достаточно традиционной проблемы творческого сознания писателя, в котором сочетается «художник» и «идеолог». В случае Достоевского, который был единственным в своем роде мыслителем, а равно и «героемидеологом» наподобие своих собственных героев, проблема приобретает особую остроту.
Полифония, как воплощенная в поэтике Достоевского «радикально новая авторская позиция» (в терминах исходного философского проекта Бахтина — чистая «этика художественного творчества») предполагает несколько моментов. Во-первых, это утверждаемое самою эстетическою деятельностью художника-творца бытие другого «я» — «ты еси»; этико-религиозный постулат творчества Достоевского, впервые сформулированный Вячеслав И.Ивановым (см.: Иванов Вячеслав Достоевский и роман-трагедия; Он же. Борозды и межи), который Бахтин переосмысливает, превращая его из метафизической гипотезы в феноменологически удостоверяемый и поддающийся объективному научному описанию факт «художественной воли» Достоевского, то-есть в конкретный телеологический принцип самой художественной конструкции произведений писателя. Более того, в полном соответствии с идеей «границы», на которой в действительности осуществляется всякая (эстетическая и иная) относительно автономная творческая деятельность, Бахтин своей концепцией утверждает, что именно как художник Достоевский преодолевает «монологизм» художественный и идеологический (в том числе свой собственный), ибо полифония — это не теоретически формулированная философия автора «Бесов» и «Братьев Карамазовых», но «вера», как осуществленный в структуре романа идейный замысел его. Такая «вера» в объективную полифонию «события бытия» (по ранней терминологии Бахтина) как в сознании Достоевского, так и в сознании абсолютного большинства интерпретаторов-идеологов его творчества (с их «увлеченным софилософствованием с героями») сталкивается с тенденцией идеологической культуры Нового времени «втиснуть» истину бытия-события в один теоретизированный монологический контекст. Полифония в мире Достоевского есть подлинный (и постольку незавершимый в своей постоянно возобновляемой заданное или задаче) «ответ Ивану» (как сказано в лекциях Бахтина 1920-х в записи Р.М.Миркиной: ответить «другому» — значит ответить на его же вопрос (а не только на его ответ на этот вопрос); поэтому Достоевский-художник противоположен «достоевщине», определяемой Бахтиным как чисто «монологическая выжимка из полифонии Достоевского».
Четвертый и самый радикальный парадокс полифонии состоит в том, что полифонический роман Достоевского (подобно «формальной полифонии Данте», но содержательно наполненной и углубленной современным—постромантическим и постмодернистским — «человеком в человеке»), знаменует ситуацию, в которой читатели и интерпретаторы Достоевского (начиная с русских мыслителей-публицистов конца 19 — начала 20 века В.В.Розанова, Д.С.Мережковского, Л.Шестова, Н.А.Бердяева и др.) все еще — методически — находятся на пути «философской монологизации», не адекватной этой объективной всемирно-исторической ситуации — события, в котором все они, в своей незавершимости и неразрешимости, — только отдельные «голоса» в уже увиденной и описанной Достоевским полифонии «этого мира». Незавершенность каждого такого голоса остается этико-религиозным, «ивановским» постулатом, в соответствии с которым (в бахтинский передаче его) герой-идеолог Достоевского должен «преодолеть свой этический солипсизм, свое отъединенное «идеалистическое» сознание и превратить другого человека из тени в истинную реальность» («Проблемы…»). В этом решающем пункте концепция полифонии, с одной стороны, одновременна и коррелятивна смене гуманитарной парадигмы в 1910-20-е, а с другой — вырастает из русских традиций и духовно-исторического опыта пореволюционной эпохи.
С теорией полифонии отчасти перекликаются соображения Отто Людвига в его «Шекспировских этюдах» (1840—65) о полифоническом диалоге как сопоставлении нескольких самостоятельных голосов, взаимоотношения между которыми не исчерпываются и не объяснимы их разногласием, — такова сцена в «Короле Лире» (III, 4) У.Шекспира. В русской литературе о Достоевском с идеей полифонии отдаленно соотносится мысль А.З.Штейнберга о «симфонической диалектике» писателя с ее «многоразличием голосов» и голосом автора, соответствующим «стилю и манере целого» (Штейнберг А.З. Система свободы Ф.М.Достоевского. Берлин, 1923).
Слово полифония произошло от греческого polys — много и phone, что в переводе означает — звук, голос.
Полифонизм художественный
Полифонизм художественный — явление эстетики и поэтики Достоевского, «совершенно новый тип художественного мышления», открытый и описанный М.М. Бахтиным. Художественный полифонизм характеризует и мышление Достоевского-писателя, и структуру его произведений, особенно пяти больших романов 60-70-х гг. Воплотив полифонический принцип, Достоевский совершил, по словам М.М. Бахтина, «радикальный художественный переворот» (Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. второе. М., 1963. С. 13). Понятие, противоположное монологизму художественному. Взятое из музыковедения, понятие основано на «образной аналогии», представляет из себя «простую метафору». Близкое понятие — «контрапункт». В музыке полифонию (или, по-иному, многоголосие) отличает одновременное сочетание и развитие в рамках произведения нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов). По мере того, как идеи М. Бахтина начали входить в культурный обиход, обозначение стало широко применяться и употребляется сегодня в связи со многими фактами мировой литературы. Однако понятие нуждается в дополнительном обосновании и уточнении. От бесконтрольного употребления оно в состоянии потерять и смысл и границы. Не всякое многоголосие можно считать художественным полифонизмом в бахтинском понимании. Нельзя сводить художественный полифонизм к «механическому плюрализму мнений» (А. Панков). Несинонимичен он и с диалогизмом.
По Бахтину, художественный полифонизм предполагает, в первую очередь, «множественность не приведенных к одному идеологическому знаменателю центров — сознаний» (Там же. С. 22), а следовательно, «свободу и самостоятельность» героя-субъекта сознания «по отношению к автору» и равноправие позиций героев и автора. Это осуществляется в «событии» (и со-бытии!) диалогического общения и спора между «полноправными и внутренне незавершенными сознаниями» (Там же. С. 237). Главными условиями художественного полифонизма и его составляющими следует считать предельную объективность и полноту воссоздания точек зрения героев, их разно- и многоголосие, отсутствие преобладающей над ними авторской позиции, состояние диалога-спора между героями-сознаниями, между героями и автором. Чтобы на страницах произведения явление художественного полифонизма состоялось, необходимы особые отношения между «голосами» и своеобычное взаимодействие с авторской позицией, а это наиболее возможно в условиях сложной романной конструкции. Отдельные элементы художественного полифонизма могут встречаться и в других жанрах. Бахтин отрицал за авторским взглядом у Достоевского «всякий существенный смысловой избыток» (Там же. С. 99), не видел в мире писателя «смысловой точки» «третьего» (Там же. С. 86). Художественный полифонизм может рассматриваться как специальное творческое задание, как заостренный, направленный художественный замысел. «Полифонический художественный замысел» включает в себя диалогическую установку. В задачи Достоевского-творца входит «разрушение» «монологического авторского кругозора» (Там же. С. 88). «Полифоническое задание несовместимо с одноидейностью обычного типа» (Там же. С. 103). Автор активен и в условиях полифонической прозы, но его воля и инициатива не преследуют целей возобладания позиций автора и утверждения его оценки. Однако в книге Бахтина поэтико-структурные механизмы реализации художественного полифонизма в произведениях Достоевского не выяснены с исчерпывающей полнотой. (В какой-то мере они прорабатываются в сопутствовавших и последовавших трудах ученого). Дополнительную трудность при восприятии концепции составили метафоризм и терминологические смешения, присущие ее языку (см.: Корман Б.О. Из наблюдений над терминологией М.М. Бахтина // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1978). Это вызвало большое количество замечаний в адрес бахтинской книги. Ее второе издание поставило перед исследователями творчества Достоевского насущную задачу выяснения реальных условий преломления художественного полифонизма у писателя. (См. также: автор и герой, авторская оценка, единство художественного целого).
Наиболее проблематичными и вызвавшими резкую критику в концепции полифонизма являются положения о равноправии автора и героя и отсутствии в позиции автора «смыслового избытка», о безоценочности авторского взгляда Достоевского и полифоническом единстве. Но эти вопросы во многом проясняются, если разграничить в подходе ученого эстетику и поэтику, отделить друг от друга уровни эстетических принципов и внутриструктурных взаимодействий. Нередко Бахтин данным поэтики придает расширительное — эстетическое и общефилософское — толкование или же ограничивается лишь решением в рамках философии и эстетики. Так создается почва для непонимания и несогласия, для неадекватных прочтений (ср. Фридман И.Н. Карнавал в одиночку // Вопросы философии. 1994. № 12. С. 82).
Если же использовать терминологию Бахтина из других его работ, то автор-творец (художник) и автор-повествователь — это все-таки разные и несовпадающие инстанции и в романе полифоническом творец сохраняет на самом деле «смысловой избыток», определяющий его замысел. Он — этот избыток — неотменим на эстетическом уровне, на его основе создается произведение. А вот поэтико-структурные средства и взаимодействия (уровень поэтики) при полифонизме скрадывают этот избыток, позволяют по-иному воплотить авторскую позицию и организовать целое, чем в романе монологическом. Приходится признать: «. нет полной свободы, неограниченного волюнтаризма в мире Достоевского, как нет его и во всем мироздании. Все в конечном итоге подчиняется воле творца» (Степанян К.А.).
Считая Достоевского величайшим новатором «в области художественной формы», Бахтин противопоставил писателя его современникам и особенно Л.Н. Толстому. Однако с этим категоричным противопоставлением трудно согласиться. Тем не менее на примере творчества Достоевского Бахтину удалось подметить существенные признаки литературы нового времени. И прежде всего его открытие объясняет важнейшие структурные черты русского романа второй половины XIX в. и принципы изображения личности в нем. Распространение теории полифонизма на прозу современников Достоевского и, казалось бы, его антиподов лишь на первый взгляд представляется сомнительным казусом: «»Полифонизм», «мениппейность», «карнавальность», первоначально использованные как ключи для объяснения своеобразия Достоевского и Рабле, стали постепенно интерпретироваться М. Бахтиным в качестве ключей к пониманию происхождения сушности романа в целом», — заметил Е.М. Мелетинский (Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. С. 128. Ср. мнение Л.Я. Гинзбург // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб., 1995. С. 11). Преуменьшить значение открытия Бахтина невозможно. Им определена специфика Достоевского-художника, наиболее выпукло выразившего суть явления. У полифонизма своя компетенция: она состоит в показе сознания личности и диалога между героями как носителями такого сознания. «Принципы полифонии и диалогизма лишь в редких случаях воплощаются с той степенью интенсивности, которую М. Бахтин усмотрел у Достоевского. Поэтому бахтинская концепция остается во многом опережающим сознанием того, что возможно в жанре романа и в художественной прозе высокого полета в целом» (Панков А. Разгадка М. Бахтина. М., 1995. С. 37). В какой-то мере полифонизм — утопия нового и желаемого типа мышления, не только художественного.
Что представляет собой полифония в литературе? Кем разработан термин? Как полифония реализуется в романах Ф. Достоевского? Чем полифонический роман отличается от монологического?
3 ответа
Полифония романов Ф. Достоевского, согласно М. Бахтину, заключается в равнозначной борьбе сознаний и идей всех персонажей. У голоса (мнения) автора нет никаких преимуществ перед остальными героями романа. Особенность мыслей персонажа в романах Ф. Достоевского, позволяющая говорить о нем как о самостоятельной полноправной структурной единице: 1. Беспокойство о том, что думают или будут думать о нем другие люди (герои). 2. Стремление предугадать чужие мысли. 3. Желание проанализировать все точки зрения других людей (персонажей). 4. Попытки предвосхитить оценки его действий другими. 5. Детальное старательное формулирование возможных чужих слов о нем и его поступках. 6. Перебивание собственных мыслей репликами других героев. Полифонический роман М. Бахтин противопоставляет монологическому. Монологический роман (например, «Война и мир» Л. Толстого) наделяет автора правами вершить суд над персонажами, определять конечное знание, излагать высшие истинные изречения. Полифонический роман наделяет каждого героя знаниями о мире и собственной правдой, которые не совпадают с авторским видением и мироощущением.
М.М. Бахтин разрабатывал полифонию романов Ф. Достоевского в своей работе 1929 и 1963 гг. «Проблемы поэтики Достоевского». М. Бахтин настаивал на том, что писатель создал новый тип художественного мышления и новый романный жанр, который можно назвать полифоническим. Суть полифонического романа по М. Бахтину: герой со своими мыслями и рассуждениями стоит на одной ступени с авторской речью, персонажи представляют собой самостоятельные структурные части произведения, рассматриваемые наравне с автором и его словом. В полифоническом романе герои в процессе обрастания голосов других героев находят своих идеологических двойников. Примерами могут служить двойники Раскольникова Свидригайлов и Лужин в «Преступлении и наказании», а также двойники Ставрогина Кириллов и Шатов в «Бесах».
Полифония (полифонизм) переводится с греческого языка как «многоголосие». Ввел термин известный литературовед XX в. М. М. Бахтин для обозначения в литературе разноголосицы, которая возникает из-за одновременного равноправного отражения (звучания) мыслей персонажей в произведении и автора-повествователя. М. М. Бахтин еще в 1929 г. предложил теорию «полифонической поэтики произведений Ф. Достоевского».