к какой концепции правопонимания относится следующее определение право это система общеобязательных

Понятие права. Основные концепции правопонимания

Право – это система действующих в обществе общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и охраняемых государством.

Для марксистского правопонимания характерно понимание сущности права в качестве возведенной в закон воли правящего класса.

Уже в начале XIX в. немецкая историческая школа юристов считала, что право является не продуктом чьей-либо воли, а результатом естественного развития народного правосознания. Государство должно выявлять и систематизировать те нормы, которые стихийно возникают в общении между людьми, а не насаждать насильственно нормы, противоречащие «народному духу».

Еще более древней (времена Цицерона) является идея естественного права. И человек, и общество тесно связаны с природой. Естественные права человека – право на жизнь, на неприкосновенность личности на стремление к счастью. Эти права происходят от самой природы человека, всякий человек имеет их от рождения. Государство должно учитывать эти права.

Нормативизм. Сущность права – в его нормативном характере и общеобязательности пр. норм. Разные концепции правопонимания. Еллинек (волюнтаристская концепция) понимал право как проявление государственной воли, авторитета. Иеринг («юриспруденция интересов») – в основе возникновения, развития и понимания объективного права всегда право субъективное. Субъективное право – это охраняемый законом интерес. Кельзен исследовал право с точки зрения его бытия, разработав «чистую теорию права». Существуют суждения с алетической модальностью (т. е. суждения о сущем, например, снег белый) и суждения с деонтической модальностью (т. е. суждения о должном, например, снег следует убрать). Правовая норма – это суждение о должном. (Например, УК РФ прямо закрепляет, что УК основан на Конституции РФ. Такое суждение имеет алетическую модальность. Его следует преобразовать в суждение с деонтической модальностью – положения УК нельзя толковать так, чтобы они противоречили Конституции РФ.)

Социологическая теория права возникла в начале XX в в Австрии (Эрлих) на почве позитивизма и получила развитие на почве американского прагматизма. Право отождествляется со сложившейся судебной практикой его применения. Реальное право существует не в законе, а в суде, в административном и ином органе, применяющем право. Американский юрист Паунд развил эту теорию – судья, принимая решение, должен учитывать не только предписания закона, но и потребности обществ, развития.

Источник

1. Каково соотношение объекта и предмета теории государства и права как науки?

А. Предмет включает в себя объект

Б. Предмет является частью, стороной объекта

В. Объект и предмет тождественны друг другу

2. К какому подходу правопонимания относиться следующие определение:

«Право-это система общеобязательных, формально определенных, исходящих от государства и им охраняемых норм, регулирующих общественные отношения»?

В. К социологическому

К нормативному, потом, что в предложенном определении ключевая фраза, что право это система норм исходящих от государства.

3. К какому подходу правопонимания относиться следующие определение:

«Право –это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства»?

Б. К социологическому

В принципе здесь правильного ответа нет, потому что это определение. Но в самом отдаленном виде это отражение социологического подхода.

4. К какому подходу правопонимания относиться следующие определение:

Право-это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создает, а лишь открывает»?

А. К социологическому

Потому что право- это многомерное явление, это сложный социологический феномен, и поэтому считать что право создается государством в рамках философского подхода это не верно.

5. В чем состоит суть реалистической модели соотношения государства и права?

А. Право верховенствует над государством

Б. Государство создает право, но в своей деятельности связано им

В. Государство стоит над правом и им не связано

Потому что государство- это особая политическая, структурная, территориальная организация общества, обладающая монополией на принуждение, суверенитетом, издающая законы и взимающая налоги. Которые определяет правовой формат деятельности государственных органов: правовой статус, полномочия и т. д.

6. К какому понятию относиться следующее определение:

«Совокупность правил и приемов, с помощью которых создаются нормативно-правовые акты»?

А. Юридическая практика

Б. Юридическая техника

В. Юридическая методика

В данном определении есть неточность «регулируется», но если создается и принимается- тогда это юридическая техника.

Потому что именно в рамках эксперимента происходит мысленное моделирование правила поведения.

8. как соотноситься норма права и статья нормативного акта?

Б. Как причина и следствие

В. Как часть и целое

Потому что нормативно правовой акт- источник права- это внешняя форма его выражения.

9. Как соотноситься система права и система законодательства?

А. Как часть и целое

В. Как причина и следствие

Потому что система права – это внутреннее строение права, а система законодательства – это построение нормативного массива.

10. Как соотноситься система права и правовая система?

Б. Как содержание и форма

В. Как причина и следствие

Поскольку правовая система- это конкретно историческая совокупность системы права, системы законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государстваю

11. Назовите условия, не имеющие значения для образования самостоятельной отрасли права.

А. Степень своеобразия общественных отношений.

Б. Удельный вес или определенная значимость общественных отношений

В. Невозможность урегулировать возникшие общественные отношения с помощью норм других отраслей права.

Г. Предпочтения законодателя в сфере правового регулирования

Д. Необходимость применения особого метода правового регулирования

Потому что критериями деления системы права на отрасли является предмет и метод правового регулирования. Предмет любой отрасли это всегда типовые, устойчивые, однородные, повторяющиеся общественные отношения.

Источник

Понятие и признаки права, его определение. Концепции (школы) современного правопонимания

Право – это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Объективное право – это система (совокупность) устанавливаемых и обеспечиваемых государством общеобязательных и обеспечиваемых государством, формально определенных правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений. Объективность заключается в том, что право выражено вовне – объективировано и непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право – предусмотренная нормами права мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Субъективны они в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему.
Объективное и субъективное право необходимо рассматривать в единстве, т.к. конкретные юридические возможности субъекта права (субъективное право) возникают на основе и в пределах объективного права. Именно из правовых норм объективного права субъект узнает о своих правах и свободах, а также об их объеме, т.е. объективное право – это форма закрепления субъективного.

1. Государственно–волевой характер, то есть выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни;

2. Нормативность, то есть выражение в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в качестве системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм;

3. Взаимосвязь права и государства, которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;

4. Общеобязательность, так как все принятые правовые предписания адресуются неопределенному количеству лиц и являются обязательными для исполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5. Формальная определенность, то есть выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;

6. Системность и иерархичность, так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;

7. Регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;

8. Установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства;

Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества.

Правопонимание — определённое представление о сущности права.

Множественность концепций правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, марксистская, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев).

«Право – есть совокупность естественных прав человека». Главные идеи:

1) Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность);

2) право по существу отождествляется с моралью. Такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Историческая школа права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта).

«Право – совокупность правовых обычаев». Основные идеи:

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Нормативистская теория права (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен).

«Право – пирамида не зависящих от сущего норм». Основные идеи (по Кельзену):

1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

Марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

«Право – возведенная в закон воля господствующего класса». Основные идеи:

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер).

«Право – правовые эмоции личности». Основные идеи:

Социологическая теория права (Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд).

«Право – реализация законов, юридические действия». Основные идеи:

1) разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов.

3) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Источник

Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.

1. Общая теория права

1.1. Понятие и сущность права.

1.2. Источники права. Нормы права.

1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

1.4. Российское право и «правовые семьи».

к какой концепции правопонимания относится следующее определение право это система общеобязательных. Смотреть фото к какой концепции правопонимания относится следующее определение право это система общеобязательных. Смотреть картинку к какой концепции правопонимания относится следующее определение право это система общеобязательных. Картинка про к какой концепции правопонимания относится следующее определение право это система общеобязательных. Фото к какой концепции правопонимания относится следующее определение право это система общеобязательных

1.1. Понятие и сущность права

Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости

В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Следует выделить также следующие функции права:

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

Источник

Вопрос 1. Основные концепции правопонимания

Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особого целостного явления духовной жизни общества.

Существует множество различных трактовок данного феномена, сложились целые школы, направления, доктрины, так или иначе объясняющие сущность, природу, назначение права, его роль в жизни общества.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая доктрина. Как теория идея естественного права оформилась в ХѴП-ХѴШ вв., став идеологией Нового времени. Из наиболее выдающихся ее приверженцев следует назвать Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева.

В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.

Поэтому, по логике данной теории, закон может быть как правовым, так и неправовым. Правовым закон является только тот, который не противоречит естественному праву.

— это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

— сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е.

— провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

— данное понимание права умаляет его формально-юридические свойства;

— такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

Основные идеи названной доктрины:

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

— впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

— справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

— верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

— ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Юридический позитивизм. Его философскую основу составило учение И. Канта. Представителями юридического позитивизма являются К. Берг, Г.В. Шершеневич и др. В основу данного подхода был положен тезис о том, что правом может признаваться только выраженная в законе в виде властных предписаний воля государства. Право и закон тождественны.

Одним из основных направлений юридического позитивизма является нормативистская теория австрийского юриста Г. Кельзена (1881-1973 гг.).

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

— верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

— нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

— признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

Материалистическая теория права возникла в XIX-XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

— в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

— показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

— обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

— преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

— излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

— акцентируется внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

— представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

— в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

3) формулируют такое «живое» право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

К плюсам данной теории относятся:

— она обращает внимание, прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

— фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

— хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

— если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

— в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

Для современной юриспруденции характерно существование трех основных подходов к пониманию права: нормативный, социологический и философский (естественно-правовой).

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.

К пониманию права нельзя подходить с одной точки зрения, каждый из подходов правомерен, каждый отражает определенную сторону права. Без нормативного понимания права недостижима определенность и стабильность в правовых отношениях, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Напротив, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или практическое осуществление остается для него декларацией, системой текстов или моральных пожеланий.

Таким образом, возникает необходимость интегративного (комплексного) подхода к праву, объединяющего возможности всех других взглядов. Его отличает гибкость, поскольку он может использовать позитивные стороны других подходов, чем компенсируются их недостатки. О необходимости данного подхода говорят В.С. Афанасьев, Н.Л. Гранат, В.В. Лазарев, А.Г. Братко. Важной стороной интегративного правопонимания является признание нормативности права, тот факт, что только государство в лице его органов может устанавливать или (санкционировать) обязательные для исполнения правила поведения. Без участия государства право просто не может получить объективного выражения.

Таким образом, какой же из данных подходов является наиболее правильным? Каждый из представленных подходов имеет свои достоинства и недостатки, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование. Без естественного права невозможно развития действующего права. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношений, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *