к какой категории относится строительный мусор
Что является строительным мусором и как его утилизировать
Строительный мусор – это битый кирпич, старая кафельная плитка, куски бетона, штукатурка, обрывки обоев, старый линолеум, двери, прочие обрезки и остатки стройматериалов. Также к нему относятся продукты сноса, капитального ремонта, реноваций, реставрации, реконструкции сооружений.
Вступившие в нашей стране в силу новые правила обращения с отходами привели к значительным изменениям в отрасли. Важным изменением для граждан стало выделение строительного мусора из состава ТКО. В результате этой реформы после ремонта квартиры, дома или дачи его нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры.
Чем различаются строительный мусор и ТБО
Бытовые отходы это всё то, что остаётся после использования человеком в повседневной жизни. Например, это бумага, пластиковые бутылки, трикотажные изделия, мебель, электроника, пищевые остатки.
Строительные отходы – это остатки, которые образуются после строительства объектов недвижимости, разрушения старых зданий, построек, объектов, проведения косметического и капитального ремонта помещений.
Его основное отличие от ТКО – более однородный состав. Это облегчает сортировку и переработку.
Классификация строительных отходов
Согласно Федеральному классификационному каталогу ФККО, утверждённому Приказом Росприроднадзора № 242 от 22 мая 2017 год (с изменениями по состоянию на ноябрь 2019 г.) остатки после строительных и ремонтных работ относятся к 8-му:
Классификация по степени опасности
Все остатки, образующиеся при строительстве и ремонте, относятся к разным классам опасности:
К первым двум категориям относятся высокоопасные и чрезвычайно опасные виды, образующиеся при промышленном, а не при строительном производстве. Тем не менее, отходы при демонтаже объектов химических и радиоактивных производств также относятся к этой группе.
К третьей группе собраны растворители, лакокрасочные материалы, электрические провода, утратившие свои свойства и являющиеся умеренно опасными.
Строительный мусор, относящийся к четвёртому и пятому классу, является самыми безопасными в осуществляемой деятельности. Сюда относятся и отходы ремонта квартир, домов, коттеджей, садовых построек. К этому классу также относятся ТКО.
Грузовая классификация
Для транспортировки строительных отходов подразделяются:
Правила работы с отходами ремонта и строительства
Порядок сбора, длительного хранения, вывоза, последующей утилизации образующегося строительного мусора оговорён в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Также для этого используется уже упомянутый Федеральный классификационный каталог (ФККО), структурированный по видам и сгруппированным в блоки.
Можно выделить несколько этапов обращения с отходами:
Сбор и упаковка строительного мусора
Образующиеся отходы упаковываются, аккуратно складываются в ёмкость, убираются в отведённое место.
Перечень распространённых видов первичной упаковки:
Хранение отходов до транспортировки
Обычный мусор на стройплощадке может храниться в мешках, изготовленных из прочных материалов выдерживающих большую нагрузку. Затем он должен быть быстро погружен в предоставленный транспорт для вывоза с территории.
Для хранения организуются специальные площадки, складские помещения, бункеры или большие контейнеры. Опасные отходы хранятся отдельно, с регулярным контролем концентрации вредных веществ, находящихся в окружающем воздухе.
Таблица усредненной плотности некоторых материалов:
Бетон | 2,4 т/м3 |
Железобетон | 2,5 т/м3 |
Обломки кирпича, кафеля, керамической плитки | 1,8 т/м3 |
Остатки деревянных конструкций | 600 кг/м3 |
Разный строительный мусор | 1200 кг/м3 |
Соблюдение правил хранения становится гарантией сохранности природы, здоровья людей, отсутствия штрафов и иных наказаний.
Вывоз
Учитывая нормы законодательства, в частности ФЗ №99 от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», самым лучшим способом быстрого избавления от накопленных отходов становится обращение к компании-перевозчику. За услуги по вывозу мусора придётся заплатить, но это позволит избавиться от лишних хлопот.
Вывозом может заниматься только компания, имеющая лицензию для размещения на участок хранения до переработки.
При долгосрочном сотрудничестве клиенту предоставляются специальные бункеры необходимого объёма, в дальнейшем вывозимые компанией-исполнителем. Клиент должен только правильно складировать мусор.
Также избавление от залежей ненужных материалов возможно следующими способами:
Утилизация и переработка
Утилизация происходит путём сжигания под воздействием высоких температур. Но самым простым и экономным вариантом является захоронение, выполняемое на отведённых территориях – полигонах и карьерах. Но такой способ наносит больший вред окружающей среде.
Кроме того, строительный мусор может быть переработан на специализированных заводах для дальнейшего применения. В нашей стране такой способ пока находится в стадии зарождения.
Строительный мусор может быть переработан с помощью специального оборудования непосредственно на месте работ. Тем самым, часть отходов может превратиться в необходимое вторсырьё. Такие решения приносят ощутимую выгоду с точки зрения экологии и экономически.
Ресайклинг
Ресайклингом называется переработка с повторным применением. В результате этой процедуры происходит полная или частичная замена переработанного мусора.
В строительной отрасли он чаще всего заключается в переработке бетона и железобетона остающихся в большом количестве при сносе недвижимых объектов, а также асфальтового покрытия при ремонте дорожного полотна.
Штрафные санкции за несанкционированное складирование
Размещать мусор после ремонта и проведения строительных работ на контейнерных площадках или в контейнерах для ТКО запрещено. За неправильную утилизацию строительных отходов граждане и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности и оштрафованы. За нарушение грозит штраф до трёх тысяч рублей для физических лиц, а компании в этом случае будут оштрафованы на сумму до ста тысяч рублей.
Какие мешки подходят для сбора строительного мусора — описание, виды
Расчет веса строительного мусора в 1 м3 с помощью таблицы для демонтажа
Отходы 5 класса опасности — перечень и способы утилизации
Классификация отходов 1-5 класса опасности — перечень и таблица
Вывоз крупногабаритных отходов — куда выбрасывать такой мусор
Педальное ведро с утопителем для отходов класса Б
К какому классу отходов относится строительный мусор?
Строительный мусор представляют собой все виды отходов, возникающих при сносе, демонтаже, строительстве и ремонте сооружений и зданий. Как правило, он включает куски бетона, кирпичи, металлические арматуры, блоки, битое или цельное стекло, обрезки и остатки материалов.
Классификация строительного мусора
Сегодня существует несколько классификаций строительных отходов. По разновидности сырья различают 3 группы:
По опасности стройотходы относятся к 4–5 классу, то есть они оказывают минимальный вред экосистеме с восстановлением около 3 лет. Но при строительстве и монтаже не исключено выделение тяжелых металлов, солей, газообразующих смесей, возникновения кислотных и щелочных остатков.
По агрегатному состоянию выделяют такие типы мусора:
По степени горючести отходы классифицируют на следующие категории:
В связи с этим складирование подобного мусора категорически запрещено вблизи проводки и открытого огня. Рекомендуется хранить его в железных контейнерах и перевозить на специализированном транспорте. Такие разновидности, как резина, древесина и полиэтилен желательно убирать с рабочей площади максимально быстро по мере накопления.
Способы утилизации строительных отходов
С виду безобидные горы строительного мусора могут стать причиной пожара, взрыва и быть крайне опасными для человека. Поэтому своевременный вывоз из жилых зон и утилизация — важнейший этап по обеспечению безопасной жизнедеятельности каждого поселения.
Существует несколько методов утилизации строительного мусора:
Захоронение — распространенный способ, предполагающий аккумуляцию отходов на специально обустроенных свалках-полигонах. Но следует отметить, что такой вид утилизации приводит только к увеличению объемов мусора, загрязнению природных ресурсов, снижению количества агроземель и территорий для проживания. К тому же отходы, содержащие химические вещества, люминофоры и ртуть, хоронить запрещено.
Сжигание — все еще популярный и доступный способ в РФ, но не все разновидности стройотходов ему подлежат. Также метод способствует выделению токсичных веществ и максимальному загрязнению окружающей среды.
Переработка считается самым экологичным и финансово целесообразным методом утилизации. Мусор — довольно дешевый материал для вторичного производства стекла, кирпича, асфальта, пластика и прочих изделий.
Строительный мусор
С каждым годом объемы частного и городского строительства растут. В период с 2000 года по 2015 год они увеличились в 15 раз. Вместе с ними растет и объем мусора, который образуется в процессе монтажно-ремонтных работ. В результате становится все более актуальным вопрос обращения с отходами: утилизация, захоронение, транспортирование, обезвреживание. В развитых странах строительный мусор составляет более 30% всех отходов.
Строительный мусор образуется в процессе возведения, реконструкции, реставрации и сноса зданий. Одна из его особенностей – разнообразный состав. Это электропроводка, бетон, гвозди, цемент, стекло, разные упаковочные материалы и тара, асбест, кирпичи, изоляция, древесина с пропиткой и без нее, химические вещества (краска, растворитель, лак), рубероид, минеральное волокно, керамзит.
Если на строительной площадке образовались ртутьсодержащие отходы, свинец, асбест и другой мусор, представляющий особую опасность для окружающей среды и человека, владелец должен обеспечить его утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с нормативными требованиям. Для этого необходимо заключить договор с лицензированной компанией, которая организует транспортирование и дальнейшее обращение: захоронение, обезвреживание или утилизацию.
Какого класса опасности строительный мусор
Строительный мусор имеет разнородный состав. Согласно классификационному каталогу, он представлен отходами 3-5 класса опасности.
Стратегия обращения с отходами зависит от того, какого класса опасности образовался строительный мусор в ходе монтажно-ремонтных работ, сноса здания и разбора конструкций. Для сокращения площади полигонов и снижения негативного воздействия на экологические системы необходимо активно внедрять технологии утилизации и переработки с получением вторичного сырья.
Вывоз строительного мусора
Строительные отходы 3-4 класса опасности должны быть транспортированы лицензированной компанией с соблюдением всех нормативных требований. Они отправляются на захоронение, обезвреживание или утилизацию.
Вывоз строительного мусора обычно организуют на автомобильном транспорте. Но допустимо использовать железнодорожные, водные, трубопроводные, конвейерные, канатно-подвесные пути. Оптимальный вариант выбирают с учетом экономичности и безопасности, характеристики отходов.
Особенности перевозки строительного мусора:
Вывоз строительного мусора должен быть организован с учетом его физико-химических особенностей. Например, транспортирование сыпучих материалов часто требует предварительного увлажнения, использования плотной ткани, защитного экрана или других действий, которые предотвратят разброс и выделение в окружающую атмосферу большого количества пыли. Жидкие отходы надежно упаковывают в герметичные емкости, пастообразное отработанное сырье – в сварные контейнеры с усиленными ребрами жесткости и верхними люками.
Нужна ли лицензия на перевозку строительного мусора
У некоторых собственников зданий может возникнуть вопрос: «Нужна ли лицензия на перевозку строительного мусора?» Причиной сомнений обычно становится разнородный состав отходов после сноса объекта, монтажных и ремонтных работ. В них присутствуют компоненты, которые опасны и практически неопасны для окружающей среды.
Для перевозки строительного мусора 5 класса лицензия не требуется. Но после ремонтно-монтажных работ и сноса объектов также образуются отходы 3-4 класса опасности. Для их перевозки компания обязана получить лицензию в Росприроднадзоре. В противном случае деятельность будет признана незаконной, и предпринимателя привлекут к административной или уголовной ответственности.
Лицензирование деятельности помогает государству контролировать сферу обращения с опасными отходами. Росприроднадзор не выдаст разрешительный документ, если в компании не созданы условия для корректного обращения со строительным мусором. Перевозка должна быть организована таким образом, чтобы полностью исключить негативное влияние на экосистему.
Лицензирование обращения с опасными строительными отходами – многоэтапный процесс с множеством нюансов и сложностей. Качество подготовительных работ во многом определяет исход процесса.
Компания «КАСЛ» предлагает услугу оформления лицензии Росприроднадзора «под ключ». Специалисты подготовят все необходимые документы и техническое оснащение на производственной площадке, организуют максимально быстрое согласование и проверку в контрольных ведомствах. Стоимость определяется индивидуально в зависимости от объема работы. Для расчета цены и получения консультации свяжитесь с менеджером «КАСЛ» по телефону.
Строительный мусор утилизация
Строительный мусор может быть использован для изготовления новых товаров и производства вспомогательных монтажно-ремонтных работ, если налажена утилизация отходов. Это процесс, который подразумевает определенную обработку отработанных изделий с целью получения вторичного сырья.
Переработка строительного мусора – экологически выгодный и экономически эффективный способ обращения со строительными отходами. Утилизация позволяет сократить площадь полигонов и снизить объемы добычи природных ресурсов, сэкономить на производстве новых изделий.
Разнородный состав – главная отличительная характеристика строительных отходов. Источник образования и другие параметры определяют методы сбора, транспортирования и дальнейшего обращения с мусором. Технология утилизации строительных отходов напрямую зависит от материала изделия. Переработке может подвергаться дерево, пластмасса, стекло, химические растворители, краски, лом, бетон и другое сырье. В России на утилизацию чаще отправляется кирпич и лом железобетона. Строительный мусор из других материалов перерабатывают реже.
В зависимости от источника образования строительные отходы можно условно разделить на две группы:
Отходы первой группы отличаются разнородностью состава и перед утилизацией требуют тщательной подготовки: сортировки, мойки. Для их переработки часто используют роторные дробилки ударно-отражательного действия сборно-разборного типа, что позволяет организовать весь процесс недалеко от места образования строительного мусора.
Для утилизации отходов второй группы чаще применяют стационарные установки. Данную категорию строительного мусора подвергают двухэтапному дроблению, в результате которого образуется вторичное сырье разной фракции. Перед его использованием требуется сортировка.
Вторичное сырье, полученное в результате утилизации строительных отходов, находит применение в разных отраслях:
Вторичное сырье часто отправляется на производство новых материалов для возведения здания и реализацию вспомогательных строительных работ.
Методы утилизации пластмассового строительного мусора
Из пластмассового строительного мусора получают гранулированный легкосыпучий или нарезанный полимерный материал. Используют две основные технологии утилизации:
Для утилизации также применяется механический рециклинг по «сухой» или «мокрой» технологии. Эффективность переработки во многом определяется качеством предварительной подготовки. Пластмассовые отходы перед утилизацией необходимо тщательно очистить и отсортировать по химическому составу, цвету, степени загрязнения, качеству.
Механическая утилизация состоит из дробления, мойки, обезвоживания и сушки. Если в технологический процесс добавить операцию грануляции, получится гранулят, если агломерацию – агломерат. Технология «мокрой» утилизации дополнительно включает в себя пропускание вторичного сырья через металлодетектор и двухэтапную сортировку.
К физико-химическим методам утилизации пластмассового строительного мусора относится литье под давлением и метод повторного плавления (экструзия).
Литье под давлением – двухэтапный технологический процесс, включающий в себя измельчение отходов и формирование нового изделия. Утилизация методом экструзии подразумевает плавление строительного мусора и непрерывное продавливание вторичного сырья через специальный агрегат. В результате переработки получается полиэтиленовая пленка толщиной до 200 мкм.
Методы утилизации строительного мусора из стекла
Оптимальная технология утилизации стекла зависит от его качества, целостности и иных показателей. Строительный мусор (стеклобой) чаще подвергается многоэтапной переработке:
Вторичное сырье используется для изготовления новой продукции: стеклобетона, тары, пеностекла, стеклонаполненного бетона, стекловолокна.
Технологический процесс может быть расширен или сокращен. Например, для производства бетонов стеклобой не плавят, а только сортируют и измельчают.
Утилизация строительного мусора из другого материала
Деревянные рамы, двери, стропила и другие изделия восстанавливают или отправляют на переработку. Полученное вторичное сырье используется для реализации новых проектов. Из него изготавливают сложнопрофильные, влагостойкие древесные пластики, теплоизоляционные плиты и арболит.
Из продуктов переработки бумажных обоев, картонной тары и упаковочной бумаги производят кровельные материалы и теплоизоляционные смеси.
Кирпичи, цемент и штукатурку сортируют, перерабатывают методом дробления и отправляют на повторное использование. Аналогичным образом поступают с камнями, щебнем и другим дноуглубительным материалом.
После сноса и возведения здания переработанный строительный мусор представляет собой вторичный щебень и отсевы дробления. Их соотношение составляет примерно 70% и 30%. Щебень отправляют на производство бетонов в качестве крупного заполнителя, а также применяют для подсыпки автомобильного дорожного полотна, для вспомогательных строительно-монтажных работ, при благоустройстве городской территории.
Строительный мусор класс опасности
Строительные работы всегда сопровождаются образованием огромного количества отходов. В результате демонтажа здания, перекрытий, старых оконных и дверных конструкций, напольного и настенного покрытия на объекте появляются тонны хлама, от которого нужно оперативно избавиться во избежание административных штрафов.
Выбрасывать обрезки труб, гипсокартонных листов, краску и цементные смеси в дворовые контейнеры запрещается. Существуют утвержденные законом требования к обращению с отходами. Они основываются на общих принципах работы с тем классом, к которому относится мусор строительный.
Из чего состоит строительный мусора
Новые правила работы с отходами привели к существенным изменениям в отрасли. Согласно принятым постановлениям, строительный сор не относится к ТКО, поэтому его нельзя выбрасывать в установленные на контейнерных площадках многоквартирных домов бункеры. В данной категории оказались различные наименования:
Важно! В отличие от ТБО, строительные отходы характеризуются более однородным составом. Это значительно облегчает их сортировку, упаковку и последующую переработку.
Общая классификация по уровню опасности
Разработаны специальные нормативные документы, где прописано, к какой группе относятся конкретные загрязнители экологической среды. Действующая классификация описывает 5 классов опасности. Чем выше уровень, тем меньший урон природе наносят причисленные к нему отходы. К какому классу относится строительный мусор? Это зависит от его вида.
Материалы, не подверженные разложению в течение нескольких столетий. Сюда причисляют древесные пропитки, полимерные покрытия, химические соединения. Чаще всего это высокоопасные отходы, которые образовались в процессе промышленного производства или при демонтаже объектов радиоактивных и химических.
Для разложения таких загрязнителей требуется не менее 50 лет. Они наносят меньший вред экологии, но должны быть утилизированы по особым правилам. Обычно это газообразующие смеси или материалы, имеющие в составе вредные вещества, например, свинец или ртуть.
Для восстановления экосистемы после воздействия сора данного класса понадобится до 25-30 лет. Строительный мусор III класса опасности включает потерявшие свои первоначальные свойства материалы: электрические провода, кабели, химические растворители, лакокрасочные составы.
Большая часть строительных отходов входят в IV класс мусора. Срок их разложения составляет около 3 лет. В перечень включены: бумажно-картонные остатки, древесные опилки и обрезки от древесно-стружечных плит, бетонная и гипсовая пыль, асфальтные материалы, металлическая стружка.
Характеризуются максимальной безопасностью для окружающей среды. Это изделия из натуральной древесины, незагрязненная пластмасса, керамика и прочее.
Обратите внимание! Чрезвычайно важно определить, какой класс строительного мусора предстоит транспортировать на полигон. От этого зависит способ его упаковки и перевозки.
Правила обращения с мусором со стройки
Чтобы определить порядок сбора, хранения, транспортировки отработанных материалов для последующей утилизации, необходимо обратиться к ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, правила обращения с ТБО регламентирует Федеральный классификационный каталог, где все отходы четко разделены по блокам и группам.
Для упаковки остатков стройматериалов часто используют большие мешки из полиэтилена или полипропилена. Они подходят для сыпучего хлама, но не рекомендованы к использованию для сбора арматуры, бетонных кусков, обломков деревянных конструкций с острыми углами, способными повредить текстильную тару.
Хранить мусор можно в мешках на специально оборудованных площадках или в складских помещениях. Следует учитывать, что разные по классу опасности отходы от строительных работ нужно складировать отдельно, поскольку некоторые материалы имеют способность к самовозгоранию. Это явление весьма опасное, поэтому при обращении с отходами необходимо не пренебрегать правилами безопасности.
На заметку! Сжигать мусор даже на собственном участке запрещено. Такие действия вредят экологической обстановке, которая и без того неблагоприятная в крупных мегаполисах. Противоправные действия повлекут за собой штрафы и административные наказания.
Транспортировка отходов
Строительный мусор в зависимости от класса груза транспортируют разными способами.
Внимание! Самостоятельно отправить мусорные остатки на полигон для дальнейшей утилизации не получится. Вывезти строительные отходы может только уполномоченная компания, имеющая специальное разрешение на сотрудничество с пунктами переработки.
В зависимости от класса опасности строительного мусора определяется наиболее удобный и безопасный вариант его перевозки. К месту погрузки заказывают Газель, если речь идет о неопасных отходах в полипропиленовых мешках, или спецтехнику – самосвалы или грузовые машины с контейнерами, если перевозят крупногабаритный груз насыпью. Чтобы выбрать подходящий по объему бункер, важно знать усредненную плотность некоторых материалов в 1 кубическом метре:
Способы утилизации
Поскольку строительный сор даже низкого класса опасности представляет угрозу для экологии, его требуется уничтожать правильно. Отработанные стройматериалы утилизируют несколькими способами:
В качестве вторсырья используется бой кирпича, деревянные рамы, стекло, асфальтное покрытие. Особых мер ликвидации мусор IV-V класса опасности не представляет. Сор от III и выше должен утилизироваться профильными предприятиями, поскольку является опасным. Не стоит сжигать пустые емкости от краски или клея, выбрасывать остатки гипсокартона или ДСП в обычные мусоросборочные контейнеры у дома. Этим можно нанести вред не только природе, но и поставить под угрозу здоровье человека.
Важно! Захоронение подходит только для отходов, которые имеют органическое происхождение и отличаются способностью разлагаться за короткий период времени.
Лучший способ избавиться от мусора после ремонта или стройки – обращение за услугами к специализированной компании-перевозчику. В автопарке подрядчика найдется подходящая под конкретную ситуацию спецтехника, организация имеет все необходимые разрешения на работу с полигонами.
Многие компании предоставляют услуги грузчиков, которые не только соберут хлам на территории частного дома или промышленного предприятия, но и осуществят его сортировку по классам опасности, а затем погрузят в контейнер или на борт автомобиля. Цены на работу всегда остаются доступными, несмотря на ее сложность.