к какой группе жанров относятся поговорки

Пословицы и поговорки

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча 1 ).

Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.

Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.

Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.

В.И. Даль понимал пословицу как «суждение, приговор, поучение». В своем «Толковом словаре» он дал следующее определение:

«Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи». 2

Поговорка, по определению Даля, это:

«складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение, в принятых – ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться». 3

К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. 4

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

Неслучайно В.И. Даль в своем знаменитом сборнике пословиц и поговорок расположил материал по темам: работа – праздность, двор – дом – хозяйство – земледелие, суеверия – приметы – счастье – удача, добро – милость – зло и т. п. 5

В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления («вещий сон не обманет»); особенности крепостной жизни («вот тебе, бабушка, и юрьев день»); события вражеских нашествий и войн («пусто, словно Мамай прошел»); храбрость, мужество и героизм народа («смелость города берет», «волков бояться, так и в лес не ходить»). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд («без дела только небо коптить», «труд кормит, а лень портит»), выражается чувство глубокого достоинства человека («гол, да не вор», «денег ни гроша, да слава хороша», «беден, да честен»).

Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах «до поры до времени не сеют семени», «доброе семя, добрый и всход».

Пословицы возникали и в среде ремесленников – «без топора – не плотник, без иглы – не портной», и в среде бурлаков – «нужда научит калачи есть».

В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения («чужая душа – что темный лес»), метафоры, олицетворения («хмель шумит – ум молчит», «ставить палки в колеса»), антитезы, т. е. противопоставления («корень учения горек, да плод его сладок»), гиперболы («из кожи вон лезть», «в трех соснах заблудиться»). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология 6 («от добра добра не ищут», «слыхом не слыхано, видом не видано»).

По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их – двучленные («хвали рожь в стогу, а барина – в гробу»).

Пословицы могут строиться на противопоставлении («мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе»). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма («червь точит дерево, печаль крушит сердце»).

Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова («без труда не вынешь и рыбку из пруда»), отдельные части или вся пословица («на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай»). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог («из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать», «Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь»).

Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях.

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и литературно-художественную роль, вливаясь в народную культуру.

Источник

Отличие пословиц от других жанров устного народного творчества. Пожалуйста помогите!

В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями).
В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, пословицы, поговорки, сказы.

Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки.

К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда

Пословицы и поговорки занимают особое место среди различных жанров народного творчества.
Родившиеся в гуще народной жизни, они широко употребляются не только в устной речи, но и в художественных произведениях, и в публицистике, и в средствах массовой информации

В пословицах и поговорках нашла отражение вся многогранная жизнь народа, все сферы деятельности человека, т. е. они представляют собой обобщение многовекового жизненного опыта народа, содержат эиоционально-экспрессивеую оценку поступков человека, событий, явлений.

Общие обязательные признаки, отличающие пословицы и поговорки от других произведений народного творчества :

а) краткость (лаконичность),

б) устойчивость (способность к воспроизведению),

в) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи),

г) широкую употребляемость.

Небольшие по объёму произведения относятся к малым жанрам фольклора.
Это притчи: каламбуры, скороговорки, присловья, прибаутки, загадки, приметы, поговорки, пословицы.

— Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/272090/narodnoe-tvorchestvo-rossii-vidyi-janryi-primeryi
к какой группе жанров относятся поговорки. Смотреть фото к какой группе жанров относятся поговорки. Смотреть картинку к какой группе жанров относятся поговорки. Картинка про к какой группе жанров относятся поговорки. Фото к какой группе жанров относятся поговорки

Источник

К какой группе жанров относятся поговорки

Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества, бесценное наследие народа. Они появились задолго до появления письменности и устно передавались из поколения в поколение.

Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов».

Поговорка – это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Поговорка является малым жанром фольклора, часто носит юмористический характер.

Согласно определению Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей.

Даль также отмечает, что поговорка – это такое ходячее выражение, которое не смогло доразвиться до полной пословицы и по сути представляет собой новый образ, который заменяет какое-то обычное слово.

В отличие от пословицы, поговорка не содержит никакого поучительного обобщающего смысла. Это просто образ, который замещает обычное слово или определяет какое-либо явление: «яйца курицу не учат»; «слово не воробей».

Также следует отметить, что зачастую поговорки являются какой-либо частью уже соответствующей пословицы: «Два сапога – пара, да оба на левую ногу надеты».

Источник

Пословицы и поговорки как литературный жанр

Материал разработан в помощь учителю. Довольно большой выбор пословиц и поговорок

Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки как литературный жанр»

Что за роскошь, что за смысл,

какой толк в каждой поговорке нашей!

Пословицы и поговорки живут в народной речи. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые дошли до нас из литературы ХI-ХII вв.: «Слово о полку игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в ХVI веке, а может и раньше, но записи того времени не дошли до нас. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к ХVII-ХVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Лишь со второй половины ХVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. Даль больше тридцати лет собирал по крупицам пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал великий труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» (1803-1866), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Сам В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, пословица – ягодка; и это верно». И далее: «Это одна первая половина пословицы».

Лучше синица в руке… (чем журавль в небе).

Маленькое дело лучше… (большого безделья).

Семь раз отмерь. (один раз отрежь).

Как аукнется… (так и откликнется).

Терпенье и труд… (всё перетрут).

Один в поле… (не воин).

Друзья познаются… (в беде).

Куй железо… (пока горячо).

С миру по нитке …. (голому рубаха).

Поспешишь – (людей насмешишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда) (нет плода).

Верный друг … (лучше новых двух).

На чужой каравай… (рта не разевай).

Часть пословиц и поговорок к нам пришла из сказок. Вспомните, из какой сказки или басни следующая пословица или поговорка.

«А Васька слушает, да ест» (И. Крылов, «Кот и Повар»)

«У сильного всегда бессильный виноват» (И. Крылов, «Волк и Ягненок»)

«Битый небитого везет» (Сказка «Лиса и Волк»)

«Не плюй в колодезь, пригодится воды напиться» (И. Крылов, «Лев и мышь»)

«Рыльце у тебя в пуху» (И. Крылов, «Лисица и сурок»)

«За тридевять земель» («Сказка «Царевна-Лягушка»)

Определите значение следующих поговорок.

Заткнуть за пояс – победить кого-либо

Медведь на ухо наступил – нет слуха

Водить за нос – обманывать

Льет как из ведра – сильно

Засучить рукава – взяться за дело

Работа в группах. Каждая группа выбирает тематику пословиц и поговорок. Из приведенных примеров команда должна выбрать подходящую по теме пословицу и поговорку.

Про книги Про хлеб Про дружбу Про родину

Книга мала, а ума придала.

Хлебу – мера, деньгам – счет.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Будет хлеб – будет и обед.

Книги читать – скуки не знать.

Будь друг, да не вдруг.

На родной стороне и камешек знаком.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.

Без беды друга не узнаешь.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Добрый друг лучше ста родственников.

Всякому мила своя сторона.

Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Друг до поры – тот же недруг.

За морем теплее, а у нас светлее.

Работные дети – отцу хлеб.

Родина – мать, умей за нее постоять.

ПОСЛО́ВИЦА — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день;Москва от копеечной свечки сгорела). Образность пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают). Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения (Любишь кататься — люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай). Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.

Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное.

Теперь попытайтесь дать определение поговорки.

ПОГОВОРКА – это образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» означает выражение досады.)

Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)

Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?

Источник

Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

к какой группе жанров относятся поговорки. Смотреть фото к какой группе жанров относятся поговорки. Смотреть картинку к какой группе жанров относятся поговорки. Картинка про к какой группе жанров относятся поговорки. Фото к какой группе жанров относятся поговорки Анна Дронина
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Схема конспекта занятия.

Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор

Возраст детей: 10-11 лет

Тема занятия: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Цель занятия: Формирование знаний о малых жанрах фольклора: пословицами и поговорками.

обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.

развивающие: развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.

ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора»

Этапы работы Содержание этапа

1. Организационный момент

Цель: организация детей на занятии, мотивация детей на получение нового материала

Методы и приемы: игровой прием, игра на сплочение детского коллектива «Подари тепло другу» Хотелось бы, чтобы наше занятие прошло в теплой дружеской атмосфере. Я постараюсь своим хорошим настроением поделиться с вами.

Игра «Подари тепло другу»

Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.

— Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)

Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,

Цель: выявление знаний детей по данной теме

Методы и приемы: проблемный, информативный

Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.

В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора).

Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор»

— Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая». Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.

В каждое окошко мы напишем жанры фольклора, которые знаем. Назовите их.

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т. д.)

— Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора»

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).(1 слайд)

Зимой оживает (снег). (загадка) (2 слайд)

3) Киса, кисонька, коток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)

Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)

5) А у нас во дворе

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились. (потешка)

7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)

8) Потягунчики, порастунчики!

Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица) (11 слайд)

12) Обманули дурака

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка) (13 слайд)

4.Цель: ознакомление детей с формами фольклора: пословицами и поговорками, выявить сходство и различие

Методы: беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой

Цель: формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.

Методы и приемы: активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап.Изучение нового материала:

— Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы детей)

— Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)

— А когда так говорят?

— О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?

— Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками. (заполнение таблицы в результате объяснения)

«Сходства и различия пословиц и поговорок» (использование интерактивной доски)

Пословица Поговорка

Отражение народной мудрости

Законченное суждение Нет законченного суждения: она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ,замещающий обычное слово: «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека

Ребята, я буду вам читать пословицы и поговорки. Если вы услышите пословицу – то топайте, а если поговорку – хлопайте.

Закрепление учебного материала.

Дети делятся на группы (по цвету). Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)

— Сегодня на занятии, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.

Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем.

А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее.А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?»Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел,а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить!»

Чтение нескольких работ

5. Рефлексивно-оценочный этап

Цель: формулирование вывода

Методы и приемы: оценочный,Подведение итогов:

— Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

— Было ли занятие для вас интересным?

— Что нового вы для себя узнали?

— Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

— Какая информация сегодня на занятии была новая?

Цель: нацеливание детей на применение новых знаний в жизни

Метод: частично-поисковый Сделать подбор пословицпо одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.

Загадки, пословицы, поговорки, приметы, стихи, потешки о птицах Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Богатырь» города Курчатова Курской области Картотека.

Конспект занятия в средней группе «Малые формы фольклора» «Пришёл медведь к броду» Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация». Цель: приобщение.

Консультация для воспитателей «Загадки, пословицы, поговорки-школа развития речи для детей» Загадки, пословицы, поговорки играют огромную роль по своей значимости в нашем общении с детьми. Ошибочно считать, что ребенка можно развлекать.

Малые жанры народного творчества в работе со старшими дошкольниками. Бесспорно, что ни в одной из форм устного народного творчества не проявляется так ярко мудрость народа, не отражается так ясно его история,.

Пословицы и поговорки о труде Мудрость пословиц и поговорок о труде научит ваших детей уважать и ценить труд других людей. Пословицы и поговорки о труде помогут в формировании.

Картотека «Пословицы и поговорки о временах года» • Лето сухое и жаркое – зима малоснежная, морозная. • Если летом много полевого осота, зима будет холодной, если много щавеля, зима будет.

Становление самостоятельности у детей младшего возраста в процессе самообслуживания через малые формы фольклора. Самостоятельность – это ценное качество, которое необходимо каждому человеку в жизни. Его необходимо воспитывать с раннего детства. Дети.

Конспект тематического занятия «Танцевальные жанры» Тематическое занятие «Танцевальные жанры» (старший дошкольный возраст). Цель занятия: Закреплять представления детей о танцевальных жанрах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *