Что такое пейзаж в живописи
Пейзаж, как жанр живописи, его разновидности и характер
Пейзажем называется один из жанров художественного творчества, а также произведения этого жанра, где основным героем картины является первозданная природа или природные ландшафты, преображенные человеком.
Представление о пейзаже, которое актуально на сегодняшний день, формировалось не в одночасье. Для этого потребовался длительный временной период, в течение которого развивались и усовершенствовались художественные приемы и техники.
Ключевыми понятиями данного жанра являются понятия передачи света, воздушной среды, передачи состояния атмосферы, а также теория построения перспективы.
В пейзаже художник старается отразить реальные городские ландшафты, виды зданий и различных сооружений, сельскохозяйственные угодья, морские просторы. Эти виды могут быть восстановленными по памяти, нарисованными с натуры или полностью выдуманными.
Пейзаж может выступать не как самостоятельный жанр, а как отдельный прием в любом другом жанре живописи, графики или декоративно-прикладного искусства. Дошедшие до наших дней труды великих мастеров представляют особую ценность, как культурную, так и историческую.
Дело в том, что художник при написании картины изначально вкладывает в нее свое отношение, видение мира, настроение. По тональности пейзажа мы можем судить, как общество того времени относилось к тем местам, где люди жили, работали, отдыхали.
Таким образом, картины с изображением природных ландшафтов наделены эмоциональным содержанием.
Тот факт, что пейзаж отображает виды природы, не исключает появления на картинах людей или животных. Но они никогда не играют ключевой роли, оставаясь на втором плане. Природу рисовали во все времена, однако до 16 века она не была центром картины. Скорее, природа выступала неким дополнением в описании исторических событий, образов. Словом, она служила фоном.
В живописи пейзаж весьма многогранен. Этот жанр стал основой для многих мировых шедевров. Многие художники предпочитают переносить на холст природные стихии, грозы, космическое пространство, леса, реки. Временных ограничений нет, то есть, картины могут уносить зрителя, как в прошлое, так и в будущее. Сюжетная линия может переносить во времени или же просто отражать общий настрой.
Картины, которые приобрели мировую известность, оцениваются миллионами долларов. Такие художники, как Уильям Тернер, Исаак Левитан, Иван Айвазовский по праву считаются элитой среди живописцев.
Удивительно, но еще несколько веков назад пейзаж, как жанр, не вызывал особого интереса у художников. Причиной тому был нераскрытый потенциал изображения ландшафта.
История пейзажа
Изображение природы встречаются еще в работах древних художников. Такие элементы, как земная поверхность, небосвод, небесные светила присутствуют в картинах, созданных в эпоху неолита. Отдельные элементы пейзажа можно встретить в наскальной живописи. Изображения элементов природы было весьма условным. Огромное влияние на изобразительное искусство оказала культура Древнего Востока.
На рельефных фресках и расписных вазах изображались повествовательные картины о ведении быта, об охоте, ловле рыбы или сцены милитаристического характера. Искусство Древнего Египта эпохи Нового царства, приходящейся на период 1550 – 1069 гг. до н.э., изобилует пейзажами. Лейтмотивом всех зарисовок является идея о единении человека и природы.
Искусство античного Средиземноморья богато примерами использования пейзажных мотивов в росписи патрицианских домов.
В пейзажах, которые пришли к нам из Древней Греции, можно отметить, что присутствие людей является обязательным фактом.
Древнеримский пейзаж считается более совершенным, так как в нем присутствует перспектива. Природа же выступает в качестве повседневной среды обитания человека и богов.
В Европе пейзаж – способ указания места, где разворачиваются те или иные события. По картинам художников можно судить о мировоззрении и миропонимании того времени.
Культура мусульманского Востока периода средневековья до нас дошла в «усеченном» виде. Сказалось влияние на нее греческих и эллинистических культур. Но уже из имеющихся материалов можно сделать вывод о том, что пейзажи в восточных картинах встречались крайне редко.
Жанр в Индонезии и Индокитае в то время уже процветал, так как неописуемую эмоциональную силу ему придавали изображения тропических рельефов.
В живописи средневекового Китая пейзаж выступает, как не зависящий от человека жанр. Способствовало обособлению то, что обновляющаяся природа наглядно показывает выполнение основного философского закона Дао.
Основной его посыл о предпочтительных вариантах развития событий прослеживается в каждой картине.
Важное отличие китайского пейзажа состоит в том, что он может служить иллюстрацией к стихам, говорящим о возвышенности духовности.
Благодаря тому, что такие пейзажи содержат огромное количество горных видов, они кажутся бесконечными. Особую глубину картинам придает водная гладь и дымка.
В истории пейзажа есть один любопытный период. В эпоху средневековья сменяются идеалы, воодушевляющие художников. На место радости бытия, правдивости и телесности пришли религиозные нотки.
Живопись должна была воздействовать на человека, как некая проповедь. Из нее на достаточно продолжительное время исчезает пейзаж полностью. Даже иконописцы отображают природу схематично, и то только тогда, когда в этом возникает острая необходимость.
Но все меняется с эпохи раннего Возрождения. Гармония человека и природы – основное стремление живописцев.
В искусстве Западной Европы с XII по XV вв. пейзажные фоны были неотъемлемой частью любого произведения. Отдельные фрагменты незамысловатых фонов образовывали задний план. Отдельный интерес пейзаж стал вызывать у художников эпохи Возрождения. Привлекала внимание сама натура, запечатленная быстрыми набросками и этюдами.
Приверженцы эпохи итальянского кватроченто разработали основные принципы построения пейзажа в перспективе. Постепенно природа играет доминирующую роль в картине, становясь, таким образом, главенствующим персонажем и выходя на первый план. Итальянские художники старались подчеркнуть единое начало природы и человека, вписывая в пейзажи изображение Святых. Отдельно стал развиваться и городской пейзаж, подчеркивая самобытность архитектурной среды.
Важность пейзажных мотивов усилилась в эпоху чинквеченто, которая начинается примерно с XVI века. В этот период идет активный поиск новых возможностей, видов, перспективы для подачи зрителю красоты окружающего мира. Теперь пейзаж предстает не второстепенным, а ключевым элементом картины.
Ярким тому примером служит портрет Моны Лизы, которые написал знаменитый Леонардо.
Фоновый пейзаж на этой картине по своей значимости не уступает главному персонажу. Благодаря всемирно известному шедевру, диаметрально изменился социальный статус художника. Если изначально он относился к низшему сословию, то впоследствии превратился в социокультурный идеал, так как реализовал в своих картинах основные культурные ценности и идеи.
Мастера Венецианской школы внесли огромный вклад в становление пейзажного жанра. В картинах Джорджоне природа выступает в роли главного персонажа. В картине «Буря» она однозначно передает чувства и настроения. А в работе Тициана «Бегство в Египет» природа, изображенная на заднем плане, доминирует над сценами переднего плана.
Эти тенденции были воплощены в работах ученика Тициана, испанского мастера Эль Греко, автора картины «Вид Толедо».
В странах северной Европы с 16 века пейзаж также начинает обосабливаться, как жанр. Многие художники голландской школы выделяют образ природы в качестве ключевого элемента своих картин.
Голландские пейзажи характерны приглушенным колоритом, который формируется из светло-серебристых, коричневых и оливково-ох-ристых оттенков. Именно эти цвета считаются максимально приближенными к естественным тонам природы. В Германии пейзаж встречается с начала 16 века в работах мастеров Дунайской школы.
Последующее развитие пейзажной живописи происходило под влиянием реалистического искусства Италии, Франции и Испании. Картины Диего Веласкеса представляли собой пленэрные пейзажи. Художник в точности передает сочную свежесть зелени, игру света и тени, прочие оттенки.
XVII век вошел в историю искусства, как эра классицизма. Природа получает рациональное толкование с позиции разума. Она представляется в виде гармонии. В лексиконе художников появляется новый термин «идиллический пейзаж». Мастера эпохи барокко старались передать природу, как нечто, ведущее «бурную жизнь», и пребывающее в постоянной динамике. Для них характерны пейзажи, в которых утверждается радость бытия (пример – картина Питера Пауля Рубенса «Пейзаж с радугой»).
В начале XVIII века начинает развиваться архитектурный пейзаж, хотя его элементы достаточно широко применялись в искусстве Средневековья.
Огромный вклад в развитие нового поджанра внесли представители венецианской школы.
Во второй половине столетия акцент пейзажной живописи делается на эстетику естественной натуры. Многие картины эпохи Просвещения наполнены яркими зрительными эффектами. Особенный восторг вызывают морские пейзажи.
Так, к примеру, живопись Жозефа Верне оказала непосредственное влияние на течение романтического направления, которое стало развиваться в начале XIX века в Европе и Америке.
Французские пейзажисты уделяли внимание красоте сельской природы. К знаменитым представителям барбизонской школы относятся такие мастера, как Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Камиль Коро. Работы Камиля Коро были выполнены в духе импрессионизма. Именно его считали своим предшественником Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсаро и другие импрессионисты. Когда же наступила эпоха импрессионизма, традиции пейзажной живописи продолжили Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Синьяк.
К началу XX века элементы пейзажной живописи были востребованы в самых различных художественных направлениях. Интересовал пейзажный жанр даже кубистов и сюрреалистов. Если первые рисовали пейзажи в характерном для них стиле – при помощи простейших геометрических фигур, то вторые наполняли картины абстракцией и аллюзией.
Ярким представителем кубистов считается французский и испанский художник Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо. Течение сюрреалистов представлял Сальвадор Дали.
Пейзаж в русском искусстве переживает этап своего становления в конце XVIII века. Основоположником пейзажного жанра по праву принято считать Семена Щедрина. Его работы оставались преданными стилистическим канонам классицизма, включающим в себя трехплановое распределение цвета, использование кулис и заглаженной фактуре письма в композициях. Его картины уже существенно отличались от тех зарисовок природы, которые существовали в более раннюю эпоху.
Пейзаж стал более разнообразным. Он содержит контрастные яркие оттенки. Гармонично сочетаются предметы на заднем и переднем плане. Зелено-голубые просторы придают картине некую воздушность.
Русская пейзажная живопись конца 19 века характерна многообразием направлений. В творчестве Ивана Шишкина и Виктора Васнецова были реализованы повествовательно-художественные замыслы.
Ряд русских живописцев направили свою деятельность на поиски обобщенного образа пейзажа. К ним относят Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Примерно в это же время становится популярной пленэрная живопись.
Появление лирического пейзажа, как особой эстетической концепции восприятия природы, произошло, благодаря особенностям импрессионизма. Традиционно считается, что пика популярности пейзажная живопись достигла в работах Исаака Левитана. Его картины называют щемящими «пейзажами настроения». На большинстве его картин изображен Плес на Волге и его виды.
Разновидности пейзажей
Многообразие искусства объясняется многоликостью самой природы. Основными объектами пейзажной живописи становятся реки, горы, леса, водопады, небо, луга, улицы городов.
Начиная с XX века, в пейзаже появляется даже космическая тематика. Такое многообразие тем подтолкнуло искусствоведов на то, чтобы определить поджанры пейзажа, то есть, выделить его виды.
Стоит вернуться к городскому пейзажу, так как его разнообразие привело к тому, что он подвергается более четкому делению.
Как ни странно, но между приведенными ниже подвидами городского пейзажа есть вполне ощутимая разница, поэтому зрителю не составит труда определить направление поджанра.
Отдельным поджанром выступают картины, на которых изображено небо. Сформировалось целое течение художников-пейзажистов, специализировавшихся на таких пейзажах.
Основоположником этого течения считается Уильям Тернер. Его также называют художником «воздуха и света». Анималист Ив Кляйн считал, что синий цвет отражает ассоциацию с безграничным небом. Его картина «IKB» представляет собой синий монохромный прямоугольник.
Классификация видов пейзажей может основываться и на делении сюжетов по временам года. В такой интерпретации отличают зимние, весенние, летние и осенние пейзажи. В делении по времени суток бывают утренние, вечерние, дневные и ночные пейзажи. Отдельной категорией выступают картины, в которых природные явления украшены метафорически: жаркий полдень, освежающий ливень, таинственная ночь.
Следует понимать, что приведенные выше примеры классификации не являются официальными.
Разделение работ по направлениям носит исключительно условный характер.
Характер пейзажа
Виды пейзажа, основанные на характере его жанра, позволяют в большей степени прочувствовать общий посыл художника, определить его взгляды и «поймать» настроение.
Выделяют следующие характеры пейзажа:
Инструменты, материалы и техники
Приобретать особые инструменты при работе над пейзажем не придется. Чаще всего используется бумага, карандаш, пастель, уголь, акварель, чернила, фломастеры и перо. Но при этом каждый из перечисленных инструментов способен создать тот или иной оттенок на рисунке, если его использовать в конкретной технике, а так же на конкретной основе.
В зависимости от того, будет ли рисунок формироваться на гладкой или шероховатой бумаге, на льняной или обычной цветной бумаге, результат будет различным.
Одна из техник выполняется простым карандашом твердостью Н, В, 2В на зернистой бумаге. Карандаш – достаточно распространенный инструмент в рисовании, использующийся в любом жанре изобразительного искусства. В создании пейзажа при помощи карандаша можно добиться повышенной экспрессивности, дать картине жизненность.
В то же время, техника рисования остается тривиальной. Карандашом создаются детализированные объекты или целые этюды. Для создания черновых эскизов желательно выбирать карандаши с тонким грифелем.
Естественно, начинающий художник должен сначала познакомиться с маркировкой грифелей по твердости.
Следующая техника подразумевает использование пера и туши на бумаге средней плотности. В некоторых случаях вместо туши задействуют обычную шариковую ручку. Этому не стоит удивляться, так как художники часто прибегают к использованию чернил вместо красок. Бамбуковыми или птичьими перьями создают интересные визуальные эффекты.
Если необходимо создать плавный переход тонов, то сделать его можно с помощью небольшой губки или кусочка поролона.
Насыщенность тонов меняется методом перекрещивания линий, расположенных близко друг к другу.
Важно выбрать гладкую бумагу или картон, который плохо впитывает влагу. Только в этом случае чернила можно будет перемещать целыми слоями.
Использование прессованного угля по зернистой бумаге составляет основу еще одной техники рисования пейзажа. Углем очень удобно создавать пейзажные этюды, так как при умелом обращении художник получает гамму оттенков, от светло-серого до черного.
Детали при этом получаются четкими и хорошо прорисованными. Дозировка угля зависит от фрагмента пейзажа. Именно в этом жанре изобразительного искусства уголь, как универсальный инструмент, полностью раскрывает себя, создавая не только четкие очертания, но и легкие размытости.
Для работы в помещении берут древесный уголь. Для пленэрного пейзажа больше подойдет прессованный уголь. Затемнение или осветление линий, сделанных углем, производится элементарным затиранием пальцем, ластиком или хлебным мякишем.
Наибольшей популярностью пользуется техника с применением акварели и чернил. Рисунок формируется на бумаге средней плотности.
Художник должен уметь работать с кистью, а также знать теорию восприятия и передачи цвета. При создании легких этюдов на пленэре пользуются цветными карандашами с водорастворимыми грифелями. Они легко размываются, если провести по ним увлажненной кистью.
При этом желательно отдавать предпочтение бумаге с картонной основой, чтобы от влажности не деформировалась поверхность рисунка.
Пейзаж в современном искусстве
Как и в живописи, пейзаж в фотографии сегодня является обособленным жанром, в котором основным объектом является природа. Он также делится на подвиды, но особой категорией выступает городской и индустриальный пейзаж.
Пейзажная фотография – далеко не самый простой вид творчества. Фотограф, как и художник, должен «поймать» такой вид и ракурс, чтобы раскрыть гармоничное сочетание всех элементов композиции.
Пейзаж в керамике – это не просто вид художественного творчества. Сегодня это одно из популярных течений, к которому присоединяются многие представителя популярных художественных школ. В этом направлении работают и художники-керамисты.
Пейзаж на керамическом панно или на декоративной тарелке является настоящим шедевром декоративно-прикладного творчества. Работа керамиста считается более сложной, чем работа художника. Картина формируется послойно, так как она отличается рельефностью.
На основная сложность состоит в том, что краски в процессе обжига меняют свои оттенки, поэтому мастер должен так подобрать их состав, чтобы получилась реальная картина.
Современный пейзаж – это спектр творческих решений, начинающихся гиперреалистичными фотокомпозициями и заканчивающихся навеянными импрессионизмом шедеврами. Широкий выбор современных материалов и инструментов позволяет художникам работать буквально «на ходу».
Такие произведения ценятся за естественную передачу природной красоты. Сегодня с работами талантливых мастеров можно познакомиться не только на выставках, но и в онлайн-галереях.
Краткая история развития пейзажа. Городской пейзаж
Пейзаж
Пейзаж — это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой это природа, первозданная или преображенная человеком. Наше представление о пейзаже сформировывалось, за счет развития всевозможных художественных приемов и техник, на протяжении длительного времени. В данном жанре особое место придается перспективе и ее построению, так же уделяется достаточно много внимания передачи света и атмосферы.
В пейзаже изображают реальные или придуманные виды окружения или места, зданий и сооружений, городские виды или сельские, лесные или морские. Бывает, что пейзаж становится не основным жанром изображения, а только его фоном в произведениях любого жанра, будь то живопись, графика или декоративно-прикладное искусство. Когда человек изображает свое окружение, он априори выражает свое отношение к нему, и мы можем проанализировать как люди того или иного времени относились к пейзажу, в котором они жили, работали или где отдыхали. За счет этого пейзаж получает идейное и эмоциональное содержание.
Пейзаж с натуры отражает действительность через конкретные, наглядные передачи зримых форм окружения, передает облик предметов и явлений мира вокруг нас, все многообразие воспринимаемых зрением красот природы или рукотворных архитектурных сооружений.
История пейзажа
Древнеримский пейзаж является более самостоятельным, в нем уже присутствует перспектива, а окружающий мир воспринимается как простая и повседневная среда обитания людей и богов.
В искусстве средневековой Европы пейзаж выступает как средство указания на место действия того или иного события. Пейзажные изображения того времени показывают нам как человек того времени представлял мир и Вселенную.
Индокитай, Индонезия и Индия придавали своим пейзажам большую эмоциональную силу в изображениях тропических лесов в рельефах и миниатюрах.
Живопись средневекового Китая начинает показывать нам пейзаж как самостоятельный, не зависящий от человека, жанр. В то время непрерывно обновляющаяся природа считалась самым наглядным кодексом мирового закона дао. Этот посыл мы видим в каждом изображении пейзажа Китая того времени. Так же эти произведения искусства можно считать иллюстрациями, ведь стихи играли важную роль в восприятии пейзажа Китая, говоря нам о возвышенности духовных качеств. Пейзажи данной страны и эпохи кажутся беспредельными, за счет введения в композицию большого количества горных панорам, водных поверхностей и туманной дымки. Так же все изображения, подчиняясь общему декоративному решению, не разграничиваются на пространственные планы, а плавно перетекают один в другой за счет своей воздушности и колорита.
В искусстве западной ЕвропыXII — XV вв.пейзажный фон становится неотъемлемой частью произведений. Незамысловатые и условные фоны перерастают в полноценные пейзажи на заднем плане, иногда их изображают как карту мира. В эпоху Возрождения живописцы начинают более детально исследовать натуру посредствам создания набросков и кратковременных этюдов. Так же мастера кватроченто разрабатывали принципы перспективного построения пространства пейзажа. В это же время, преимущественно в графике, появляются предпосылки для обоснования пейзажа как самостоятельного жанра, где природа это единственный из присутствующих персонажей, или же является более главенствующим изображением, чем, даже передний план. Итальянские мастера стремились показать единение начал природных и начал людских, за счет вписывания человека (или Святого) в гармоничную и созвучную с природой окружающую среду. А там, где фоном выступает городской пейзаж, нам показывают идеализированную архитектурную среду.
Немецкие мастера данной эпохи, в отличие от своих итальянских соседей, любили изображать дикую природу, показывая ее более бурной и живой, чем она была на самом деле.
Нидерландский пейзаж того времени отличаются грандиозностью и широтой панорамных композиций, пейзажные моменты соединяются и приводят к очень ярким результатам. Характерно еще то, что художники стремились проникнуть и передать суть народной жизни, тесно связанной с окружающим их миром. Чуть позже это стремление, которое прочно переплетается с чертами ренессансного пейзажа и духовными потрясениями общества, показывает эмоциональное, а так же субъективное отношение мастеров к миру.
Не смотря на то, что человек издавна рисует окружающую его природу, пейзаж, как самостоятельный, является молодым жанром. Так как все это время художники изображали ландшафтные образы только как окружение главных героев своих картин, рельефов или мозаик, или как декорации к иконам. С изучением и развитием знаний о перспективе, рельефности и светотени, изображение природы постепенно становилось равноправным участником композиции, а затем и вовсе стало ее главным персонажем.
Очень долгое время пейзажи были довольно обобщенными, фантазийными. Большим шагом явилось осознание мастеров пейзажа, как изображение им какого-либо места или локации.
Как самостоятельный жанр пейзаж, во всемирном культурном процессе, был услышан, для начала, как европейское искусство, хоть уже и существовали восточная и древнекитайские традиции изображения пейзажа. Несомненно именно восточная культура повлияла на европейский пейзажный рисунок.
Изобретение и начало производства красок в тюбиках в XIX вв. привело к расцвету пленэрной живописи, а следовательно и пейзажа. Теперь художники могли работать в большей удаленности от своих мастерских, чем ранее, больше писать на природе, детальнее изучить солнечное освещение и его влияние на цвет. Это помогло мастерам более точно выразить свое впечатление от окружающей среды и ландшафтов, приблизило их к зрителям и увеличило количество изображаемых природных мотивов.
В начале XVII в. художники определили пейзажные принципы и законы. В классицизме закрепляются различия между наброском, этюдом и длительным завершенным пейзажем. Благодаря этому пейзажные картины начинают носить возвышенный и эстетический характер. Пейзажи барокко представляют собой необузданную и мощную стихию, что явилось достаточно свежим взглядом на природу, и что отразилось, непосредственно в работах художников того жанра и времени. Детально изучали и разрабатывали принципы трехплановой композиции и световоздушной перспективы голландские мастера. В своих картинах они передают нам изменчивость и непостоянность природы, ее естественность, показывают нам нерушимую ее связь с жизнью человека. Голландские художники изобрели много новых видов пейзажа, в том числе городской и морской пейзажи.
Когда в XVII в. камеры-обскуры были уже довольно распространенной вещью, появляется тенденция к видовому топографическому пейзажу. При помощи данного изобретения художники могли с небывалой точностью перенести самые мельчайшие детали пейзажа на свои холсты. Буквально в следующем веке такие пейзажи открыли абсолютной новый этап в искусстве изображения пейзажа итальянский художник Франческо Гварди. Его работы наполнены большим количеством воздуха и света, заметны изменения световоздушного пространства. Пейзажи этого времени значительно повлияли на становления пейзажа как самостоятельно жанра в России и странах Европы, где до этого момента он не являлся таковым. Так же появляются предпосылки к романтизму в графических работах Дж. П. Пиранези, который наделял особой грандиозностью свои изображения памятников античной культуры и всевозможные руины и развалины. В эпоху рококо пейзажи приобрели бо́льшую декоративность и изысканность.
В первой половине XIX в. преобладающим стилем пейзажа является романтизм. Обуславливается это тем, что художники стремились к естественной среде природы, как бы сближаясь с ней и соприкасаясь, тем самым пытаясь, в своих произведениях, загладить несовершенства человеческой натуры, моральные и социальные. Пытаясь проникнуть в суть первозданной чистой природы, мастера стремились передать ее неповторимость и чуткость, и показать уникальность местного природного окружения человека того времени. Дж. Констебл ознаменовал своим творчеством переход к более реалистичным пейзажам. В своих работах он старался сохранить ту свежесть натурного пейзажа, которая характерна для пленэрной живописи. Его возвышенное восприятие мира и обобщенность, интерес к натурной живописи очень похожи на манеру художников, стоявших у истоков европейских школ реалистичного пейзажа.
Во второй половине того же века мастера-реалисты начинают изживать манеры пейзажа романтического и все больше стремятся к реалистичности и объективности передачи ландшафтов. Художники отказываются от панорамной передачи видов и создают более простые и естественные композиции, чем в романтизме. Более детально разрабатываются отношения светотени, что позволило более точно передать материальность природы. В пейзажах начинают появляться сцены сельской повседневной жизни.
В русском пейзаже художники так же стремились уйти от театральности и искусственности, возвращаясь к родной и чистой природе. В мотивах русского ландшафта характерны монументальность и широкий размах. Но некоторым мастерам русского пейзажа присущи изображения изменчивых настроений природы и драматичность. А. И. Куинджи отличается своими пост–романтическими тенденциями, которые выражаются в декоративности работ и очень сильными световыми эффектами.
Считается, что французские живописцы, представители барбизонской школы, были предшественниками импрессионистов. У них пейзаж являлся доминирующим жанром, так как данные художники считали, что писать на пленэре необходимо для создания пейзажного образа. Так же неотъемлемой частью пейзажа в стиле импрессионизм является мягкая, пастельная палитра с множеством оттенков красок, которая помогает произвести впечатление как бы вибрирующей воздушной и световой среды, которая зрительно обволакивает картину и показывает нам неразделимость человеческого начала и природного. Пытаясь изобразить многогранность и изменчивость окружающего мира, художники-импрессионисты не редко писали серии картин, которые объединял общий мотив. В ту пору городской пейзаж стал так же популярен как и природный, за счет картин, на которых изображали динамику современной городской жизни. Тогда же начали складываться отдельные направления в пейзажном искусстве, которые либо поддерживали стилистику импрессионизма, либо наоборот, уходили от нее.
Такие стили как символизм и модерн привнесли в изображения пейзажа новые и свежие идеи, а именно идею о родстве людей и матери-земли. В следствии чего в тот период были популярны картины, которые условно можно обозначить как пейзаж-мечта. В таких произведениях можно заметить подражание ритмам природы за счет компоновки изображаемого как орнамент.
В XX в. художники, работавшие в стиле кубизм ищут какие-либо устойчивые и неизменяющиеся черты природы, как бы отбрасывая всю переменчивость со своих холстов. Иные же напротив, при помощи напряженных цветовых решений и их сплетений показывают национальное своеобразие местных ландшафтов и динамику природы. А сюрреалисты, испытывая на себе влияние фотографии как искусства, обращают свое внимание на причуды природы и рисуя свое впечатление от них. Переход к абстракции произошел благодаря тяготению мастеров к деформациям и изменениям форм природных мотивов.
В том же веке в Америке и Европе стал довольно популярен городской индустриальный пейзаж, вдохновленный идеей враждебной человеку анти-природой. Пейзажи данной тематики облачаются в агрессивные в работах экспрессионистов и футуристов, как следствие необратимой и неизбежной индустриализации.
В XX в. влияние модернистов и импрессионистов соединяется с традициями русского реалистичного пейзажа. Появляются камерные пейзажи и пейзажи-настроения, отличающиеся непосредственностью и повседневностью, и на первый взгляд, скромностью колорита, как в пейзажных произведениях В. А. Серова.
Так же для некоторых мастеров характерны жанровые пейзажные композиции и пейзажи, показывающие всю национальную романтику Родины. А другим ближе литературные, фольклорные и исторические жанры (А. М. Васнецов, Н.К. Рерих). В тоже время становится популярным пейзаж, который можно условно обозначить как пейзаж-воспоминание, которому присущи моменты историчности, героизма и драматизма, последнее особенно показательно для городского пейзажа той эпохи.
В духе социалистического реализма развивался и советский пейзаж. Мастера, которые уже успели заявить о себе до 1917 года теперь открыли для себя новый этап творчества, в котором были нотки красоты природы и мира как жизнеутверждающих и неотделимо переплетающихся с человеческой преобразовательной деятельностью. Появляются художники, чья деятельность была завязана только на Советском Союзе, а именно А. М. Грицай, В. В. Мешков. Здесь же появляются новые направления и течения в пейзажном искусстве – советский индустриальный и мемориальный, вдохновленные большой социалистической стройкой. Чуть позже, в работах советских художников, все чаще можно наблюдать собирательную идею Родины, на полотнах, где они изображают свои родные края., благодаря чему они смотрятся для нас такими своими. Мастера стараются уловить ту связь, которая появилась между человеком, природой и неудержимой индустриализацией, вдохновившись изменением восприятия мира после Октябрьской революции 1917 года, когда жизнь стала все время убыстряться и перестала быть размеренной.
Развитие городского пейзажа
Художники не могли не заметить, что городские ландшафты имеют свое неповторимое очарование эстетику. Итальянские венецианские художники дали начало разновидности городского пейзажного жанра еще в XVIII в., не смотря на то, что первыми архитектурные пейзажи стали изображать мастера живописи и графики Древнего Китая, а так же есть источники, что в Европе первыми городские виды стали рисовать Беллини и Карпаччо еще в XV веке. Но все же считается, что именно художники Венеции открыли городской пейзаж как разновидность пейзажного жанра. Их отличительной чертой была фотографическая точность и мельчайшие детали, с которыми изображались венецианские ведуты. Картины такого типа были написаны с некой театральностью, и выглядели как декорации к спектаклю. Позже такой стиль изображения местных архитектурных ландшафтов стал очень популярен и распространился по все Европе, что оказало большое влияние на развитие городского пейзажа как самостоятельного жанра. Итальянские архитектурные пейзажи того времени можно разделить на два направления. Первое направление берет свое начало в Венеции, и характерно тем, что город изображают панорамно, и с особой тщательностью передают мельчайшие детали видов, как архитектурные, так и ландшафтные. Одним из ярких представителей этого направления является итальянский художник, который родился, жил и работал в Венеции, Джованни Антонио Каналь, более известный как Каналетто. Художник считается главой венецианской школы ведистов и мастером архитектурных пейзажей в академическом стиле.
Второе направление, которое довольно часто именуют романтическим, в итальянской ведуте характерно для творчества другого венецианского художника– Франческо Гварди. Его работы отличались тем, что чаще были вертикальными, небольшого формата, нежели грандиозные, панорамные картины Каналя. В это же время в Италии, когда активно развивалась венецианская ведута, так же становились популярны пейзажи с изображениями развалин и руин. На этих картинах изображали древние разрушенные крепости и башни. Но к концу XVIII века жанр идет на спад и перестает распространяться по европейским странам, за счет исчезновения интереса к нему у аудитории.
В XIX в. начинается эпоха романтизма, и у художников возрастает интерес к древним античным храмам и постройкам. Здесь важность приобретает возвышенное настроение и атмосферность, а не точность передачи ландшафтов, как в итальянской ведуте. Произведения в стиле романтизм как бы идеализируют прошлое, показывают нам более лирическое восприятие мира, чем оно есть на самом деле. Чаще всего в этом стиле преобладает мифологическая тема. В целом можно сказать, что романтический пейзаж является фантазией художника.
Открытие в изображении городского пейзажа совершили французские импрессионисты. Главным персонажем их картин стала повседневная жизнь города и его обитателей. Импрессионисты изобретали новые средства и техники изобразительного искусства, чтобы точнее передать изменения света и ритм атмосферы. Быстрые мазки и размытые контуры передавали динамику и скорость городской жизни того времени. Детализация была уже не так важна, когда стремишься изобразить свое впечатление от натуры. Выявляя особенности окружающей среды, художники отмечали в своих работах только то, что передавало их эмоциональное состояние и настроение. Городской пейзаж занимал в стиле импрессионизма довольно таки важное место. Изобретательность и традиции академической живописи очень гармонично сочетались в работах мастеров того времени, доказательством этого служит творчество Клода Моне.
Для его картин характерны умение передачи неуловимых переходных состояний дневного освещения, нахождение правильного выражения вибрации воздушной атмосферы, и их нерушимой связи. Все это считается достижениями в методах живописи. В возрасте примерно тридцати лет, художник полностью посвящает все свои работы пейзажу, и практически все свои произведения пишет только на пленэре.
Почти все импрессионисты были пейзажистами, и в своих работах немало места отводили городскому пейзажу, именно за счет того, что люди в то время устремились в город на заработки, и городская среда стала неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Многих художников–импрессионистов не замечали и они остались недооцененными, лишь потому что жили и работали в одном месте и в одно время с Клодом Моне, хотя и не уступали ему в живописном мастерстве, искусстве владения цветом и видении окружающего мира. Тем не менее все архитектурные пейзажи импрессионистов объединяет умение запечатлеть какой либо отдельно взятый, вырванный из жизни, случайный момент, но при этом захватить в него городской пейзаж. Смелые и необычные композиции рождались за счет того, что на первом месте были вовсе не предметы или люди, как мы привыкли думать, а воздух и свет и их изменчивость и непостоянство. Нетипичный угол зрения и прочие приемы импрессионистов в будущем применялись в различных новых стилях и техниках изображений.