к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток

1. К какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решёток?
• проективные техники
• стандартизованные самоотчёты
• объективные тесты
• диалогические техники

3. К какой группе методов психодиагностики относится интервью?
• проективные техники
• объективные тесты
• стандартизованные самоотчёты
• интерактивные техники

4. Когнитивная организация выявлется преимущественно:
• проективными техниками
• тестами-опросниками
• репертуарными решётками
• диалогическими методиками

9. Мотивация и отношение диагностируются преимущественно:
• диалогическими методиками
• проективными техниками
• тестами-опросниками
• репертуарными решётками

10. Тест Равенна относится к:
• диагностическим методам, основанных на заданиях, которые предполагают правильный ответ
• диагностическим методам, основанных на заданиях, которые не предполагают правильный ответ

12. Какие техники психодиагностики основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает?
• Шкальные техники
• Диалогические техники
• Открытые опросники
• Проективные техники

13. Диагностика взаимоотношений производится преимущественно:
• диалогическими методиками
• репертуарными решётками
• тестами-опросниками
• проективными техниками

16. Укажите техники, которые обладают наименьшей вовлечённостью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и его опытности как психолога на результаты обследования?
• диалогические техники
• аппаратурные методики
• объективные психологические тесты

17. Теоретическая психодиагностика обусловлена следующими областями психологического знания:
• психомеханика
• практика использования психологического знания
• психометрика
• предметная область психологии

18. К диагностическим методам, основанным на заданиях, которые предполагают правильный ответ, относятся:
• личностные опросники
• тесты специальных способностей
• тесты интеллекта
• тесты некоторых личностных черт

19. Личностные черты в основном диагностируются:
• проективными техниками
• тестами-опросниками
• диалогическими методиками
• репертуарными решётками

Источник

Рассмотрение репертуарных личностных методик

В личностной диагностике применяются идеографические методы, к ним относятся репертуарные личностные методики. Автор методик Джордж Келли назвал их репертуарными решетками, потому что при диагностировании получается матрица, которую заполняет психодиагност или испытуемый. В столбиках расположены объекты, которые оценивает испытуемый. Объектами могут быть разнообразные предметы, явления, отношения. Все, что представляет интерес для психолога и кажется, на его взгляд, существенным для выявления свойств, оценок человека. Строки матрицы являются конструктами — шкалами, по которым определяется отношение человека к окружающему миру. Каждый элемент оценивается по отдельному конструкту.

Суть метода репертуарных решеток

Метод репертуарных решеток заключается в том, что в решетку группируются элементы по определенным правилам. В результате из элементов образуется область исследования, все они связаны единым образом, примерно, как репертуар ролей в пьесе. В самых первых исследованиях Келли элементы выражались именно в виде репертуара ролей, на место которых испытуемый мысленно определял своих знакомых людей.

Ролевой метод личностных решеток помогает выстроить индивидуальные шкалы оценки, в которых человек выражает свое отношение к миру, оценивая конструкты. Это дает возможность психологу — диагносту оценить, насколько тесна связь между конструктами, определить ее направленность, выявить главные параметры, которые лежат в основе конкретных оценок (глубинные конструкты). Психолог выстраивает общую систему конструктов, которая необходима при описании оценок и отношений человека. Эта методика хороша тем, что к данным, полученным от одного человека, можно применить методы, которые используются для анализа групповых данных.

Данная методика — это вид диагностического интервью, которое проводится по строгим правилам.

Методика гибкая, получаемые сведения качественные, их много, поэтому при помощи метода репертуарных решеток можно решать широкий круг психологических задач, которые находятся в области психологического консультирования, в системе образования, в профориентации.

Уникальный человеческий опыт реконструируется, определяется система показателей, помогающая в оценке окружающего мира, происходящих событий, в прогнозировании будущих ситуаций. Если элементами решетки являются люди, то конструкты — это отражение личностных качеств человека, его отношение к окружающим его людям и к самому себе. Грамотное использование методики позволяет выявить представления человека о себе, об окружении, выстроить иерархию личностных качеств человека в отношении окружающего мира.

Келли считает, система конструктов помогает человеку осуществлять контроль над событиями и адаптироваться к ситуации. Своей задачей исследователь ставил выделить, реконструировать уникальные системы представлений индивидов, чтобы познать своеобразие личности каждого. Как правило, данная методика применяется вместе с другими методами диагностирования: личностными опросниками, проективными техниками. Тогда в одном исследовании объединяются стандартизированные методики и идиографические описания.

Теория Келли

Метод репертуарных решеток — способ реализации теории Келли, которую он выдвинул в 1950-е гг. Дж. Келли утверждал, что цель психологии не в изучении процессов переработки данных, поступающих из внешнего контура, а в объяснении внутреннего целостного образа мира человека, который он выстраивает мысленно.

Конструкт — основное понятие теории, биполярный признак, противопоставленные понятия. Например, добрый-злой, умный-глупый, учитель-ученик.

Келли дал важные характеристики конструкту. Объединение в конструкте двух функций: обобщения и противопоставления. Объединяя элементы по одному полюсу конструкта, одновременно признается отсутствие у них противоположного полюса конструкта. Например, если человек считается злым, мы не ждем от него проявления доброты. Еще одной важной характеристикой конструкта является наличие диапазона пригодности. Возможности конструкта ограничиваются определенным количеством элементов. Например, конструкт «старый-новый» может быть использован для описания вещи, но не может применяться для описания планеты. Конструкт «простой-составной» может использоваться при описании чисел, но не пригоден для описания живописных картин.

Однако, одни и те же элементы можно характеризовать при помощи разных конструктов, поэтому важным является выявление собственных, индивидуальных показателей человека, по которым идет восприятие элементов. Тогда будут получены гарантированно точные и психологически значимые результаты. Если навязывать человеку существующие оценочные шкалы, можно получить экспериментальные артефакты, которые не имеют отношения к характеристикам конкретного индивида. Поэтому еще один смысл диапазона пригодности связан с необходимостью выявления индивидуальных шкал.

Оценивание не обязательно может быть осуществлено через противопоставление, хотя конструкт и является биполярным. Конструкт — это дробная шкала, на которой распределяется каждый элемент в диапазоне его пригодности. Не следует представлять конструкты как изолированные образования в сознании человека, все они взаимосвязаны и имеют взаимодействие, образуя системы. В связи с тем, что конструкты объединяются, они приобретают новые системные качества. В системе отношения устанавливаются вертикально и горизонтально. Горизонтальная взаимосвязь — это взаимосвязь между конструктами одного уровня, вертикальная — между конструктами разных уровней. Существуют еще отношения между подсистемами конструктов. Чтобы выявить типы взаимодействия конструктов используют специально разработанные способы и техники построения репертуарных решеток.

Техника построения репертуарных решеток

Любое построение решетки начинается с выбора элементов. Элементы — это область, в которой работает психолог. Они подбираются с учетом охвата всего исследуемого пространства. Например, анализ межличностных отношений человека требует в качестве элементов внести всех окружающих его людей разных типов отношений. Если исследуется отношение ученика к учебным предметам, то элементами будут все школьные предметы. Все элементы должны находиться в диапазоне пригодности конструктов, которые выявляются. Если исследуется проявление интереса к различным профессиям, то элементами будут профессии, другие виды деятельности здесь не уместны.

После подбора элементов, выявляются конструкты. Здесь необходимо остановиться на методе триад, предложенном Келли. Испытуемому предлагаются элементы, выписанные на карточках (карточная форма метода триад). Поэтапно человек получает три карточки с элементами. Он должен назвать качество, которое было бы сходным с двумя элементами и отличаться от третьего из предложенных. Ответ фиксируется и определяется как полюс конструкта (полюс сходства). Далее человек должен назвать, в чем состоит отличие третьего элемента от приведенного им качества. Ответ является противоположным полюсом конструкта. Затем человек оценивает другие элементы, не вошедшие в триаду, и называет те, которые обладают названным им качеством.

Психолог может предъявить столько триад элементов, сколько ему необходимо для проведения исследований.

Табличная форма выявления конструктов представляет собой столбики, куда занесены элементы. В каждой строке особо отмечены триады. Поэтапно вопросы задаются в отношении триады каждой строки, так же как и в карточной форме. Выявленный полюс конструкта заносится в конце каждой строки, а у элементов, объединенных в триаду, по выявленному качеству ставится знак, у третьего элемента ничего не ставится. Затем определяется противоположный полюс конструкта, также записывается в конце строки. Наконец оцениваются другие элементы, и значками отмечаются, обладающие выявленным качеством.

к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть картинку к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Картинка про к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток

Рисунок 1. Таблица выявления конструктов

Метод триад — не единственный способ выявления противоположного полюса. Психолог Эптинг выяснил, что явные контрасты могут быть выявлены тогда, когда испытуемого просят прямо назвать полюс, который противоположен полюсу сходства. То есть используют не три, а два элемента. Метод диад упрощен, поэтому его можно использовать при проведении исследований, в которых участвуют дети или люди с отставанием умственного развития.

Конструкты, которые выявляются должны удовлетворять требованиям, предложенным Келли:

При диагностике возможны такие случаи, когда называются конструкты, которые по характеру исследования не подходят. Например, психолог хочет сопоставить ролевые персонажи по личностным качествам, а испытуемый называет признаки поверхностного плана (они в одинаковых рубашках, они работали в одном цехе), неопределенные признаки (с ним сложно договориться), избыточные признаки (они похожи,потому что китайцы). Тогда психолог просит назвать еще какую-нибудь важную черту.

Конструкты анализируются не только качественно, но и количественно. Качественный анализ — это содержательная сторона конструктов, их распределение по признакам и задачам исследования. Для количественного анализа применяются вычислительные методы: вычисление корреляций между разными конструктами, подсчет баллов совпадений, определение расстояния между элементами и конструктами.

Часто репертуарные решетки Келли были несимметричными из-за того, что испытуемый оценивал элементы с помощью одного полюса.

На смену пришел другой метод — метод ранговых решеток. Его предложила Филлида Салмон. Конструкты вписываются в отдельные карточки, имеющие свой номер на лицевой стороне. Каждый элемент тоже заносится в отдельную карточку с номером на обратной стороне. Карточки с элементами раскладываются на столе перед испытуемым. Далее ему предлагается карточка с конструктом под № 1. Человек должен назвать или показать элемент, более всего соответствующий предъявленному конструкту. Карточка с названным элементом откладывается. Следующий этап — те же действия. Убирается еще одна карточка. Процедура повторяется, пока на столе не останется одна карточка. Произведено ранжирование карточек с элементами по конструкту № 1, результаты размещаются в таблице:

к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть картинку к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Картинка про к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток

Рисунок 2. Порядковые номера выбора элементов по каждому конструкту

Эта таблица преобразуется, получается следующая таблица, где каждый элемент проранжирован по каждому конструкту. Находим в первой таблице порядковый номер первого элемента по первому конструкту — 5. Значит его ранг равен пяти, записываем его на пересечении первого столбика и первой строки во второй таблице. Второй элемент — 11, записываем на пересечении первого столбика и второй строки и т. д. В результате мы получаем матрицу с элементами, имеющими ранг по каждому конструкту. Далее можно вычислить коэффициент ранговой корреляции между каждой парой конструктов.

к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть картинку к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Картинка про к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток

Рисунок 3. Ранги элементов по каждому конструкту

Существуют и иные способы выявления конструктов: метод пирамид, лестницы, самохарактеризации. При анализе используются методы компьютерной обработки.

Репертуарные методики применяют относительно недавно. Они являются эффективными средствами при проведении личностной диагностики. В нашей стране репертуарные методики применял М.Ю.Кондратьев при исследовании процесса вхождения подростка в группу. Он подготавливал карточки. Их количество было равно количеству членов группы. На каждой карточке записывалась одна фамилия. Ученый использовал метод триад. Именно при помощи этого метода можно понять, на каком этапе адаптации находится диагностируемый ребенок.

У метода есть свои сторонники и противники в разных сферах практической психологии. Следует подчеркнуть, что этот метод будет полезен профессионалу, хорошо владеющему им.

Источник

Основные группы методов в психодиагностике и их классификация.

к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть картинку к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Картинка про к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть картинку к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Картинка про к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть картинку к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Картинка про к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть картинку к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Картинка про к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток

к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть картинку к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Картинка про к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток

к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть картинку к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Картинка про к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток

1.Методы психодиагностики на основе наблюдения.

2.Опросные психодиагностические методы.

3.Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ

поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

4.Экспериментальные методы психодиагностики.

Можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специ­альных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диаг­ностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16PF Р Кеттелла):

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психо­диагностические методики.

Характеризуя диагностический метод, мы также должны подчеркивать, что любое диагностическое обследование должно включать в себя элементы объяснения, раскрытие причин и выработку соответствующих рекомендаций. Требования: операционализации и верификации. Операционализация предполагает теоретический, а верификация – практический шаг.

Малоформализованные методы в психодиагностике: проективные методики.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений т.д.).

1. Метод наблюдения — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблюдения, и отбор нужных фактов. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения.

2. Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле).Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Смотреть картинку к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Картинка про к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток. Фото к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток

3.Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) — это количественно-качественный анализ документ. источников, позвол. изуч. продукты человеч. деят.письма,автобиографии,дневники и т.д.

—методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

—методики конструирования: создание из деталей единого целого;

—методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ) (Тематический Апперцептивный Тест)анализ свободного рассказа) ;

—методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в специально организованных условиях (психодрама);

—экспрессивные: рисование на свободную или заданную тему;

—импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера);

—адаптивные или методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).

Проективный подход. Классификация Розенцвейга:

1. Моторно-экспрессивные методики (все рисуночные тесты).

2. Перцептивно-структурные (методики на структурирование материала (тест чернильных пятен Роршарха)).

3. Апперцептивно-динамические (интерпретационные методики).

Источник

Мир психологии

психология для всех и каждого

Анализ различных подходов в системе классификации методов психодиагностики.

В настоящее время существует несколько достаточно обоснован­ных классификаций психодиагностических методик.

Типы диагностических методик

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:

К формализованным методикам относятся:

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести:

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особен­но когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло­хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких ме­сяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических на­блюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Источник

Классификация психодиагностических процедур

Настроить шрифт

Психодиагностика задается перечислением трех областей психологического знания: предметной (областью психологии, изучающей данные явле­ния), психометрикой (наукой об измерении инди­видуальных различий в диагностируемых перемен­ных) и практикой использования психологического знания.

Практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, богатый клиниче­ский и житейский опыт. Помимо этого, практиче­ская психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструмен­тов, знание этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифици­ровать условия проведения обследования и учи­тывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Например, если при прове­дении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и ситуация обследова­ния превратилась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нор­мами, если последние были получены в ситуации доверительного контакта. И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное об­следование имеет доверительный характер, то соот­несение с нормами также становится некорректным. Все это психодиагност-практик должен не только знать, он должен выяснить, как восприни­мает ситуацию обследуемый. Практическая психо­диагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее под­держания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред об­следуемому, способность представлять информа­цию для заказчика и многое другое.

В настоящее время существует несколько доста­точно обоснованных классификаций психодиаг­ностических методик, из них наиболее полной, на наш взгляд, можно считать классификацию, пред­ставленную В. Столиным и др.

Во-первых, различают диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первому типу относятся многие тесты интеллекта, тес­ты специальных способностей, некоторых личност­ных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости — поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или ино­го ответа, но не его правильностью. Таково боль­шинство личностных опросников (например, тест 16РF Р. Кэттелла).

Во-вторых, различают вербальные и невербаль­ные психодиагностические методики.

Первые так или иначе опосредованы речевой ак­тивностью обследуемых; составляющие эти мето­дики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность ис­пытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невер­бальные способности — перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классифи­кации психодиагностических инструментов, — это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приема. По этому основанию обычно выделяют:

1) объективные тесты;

2) стандартизованные самоотчеты:

б) открытые опросники, предполагающие по­следующий контент-анализ;

в) шкальные техники, построенные по типу се­мантического дифференциала Ч. Осгуда, и ме­тодики классификации;

г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;

3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (бесе­ды, интервью, диагностические игры);

5) психофизиологические, аппаратурные методи­ки, предполагающие психологическую интерп­ретацию физиологических или аппаратурно за­регистрированных поведенческих показателей. Объективные тесты — это те методики, в кото­рых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизо­ванного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обра­щение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых ис­пытуемый выносит суждения (как правило, исполь­зуется двух- или трехальтернативный выбор отве­тов). Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6—7). Пункты теста-опросника могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (например: «Боитесь ли вы темноты?»), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в кото­рых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: «Большинство людей честны»). Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психо­логических переменных.

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандар­тизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изоб­разительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, «теплый — холодный», «сильный — сла­бый»). Обычно используются трех-, пяти- и семито­чечные шкалы. Особый вариант шкалирования — это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективной структуризации объектов на уровне шкалы наименований.

Индивидуально-ориентированные (идеографи­ческие) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со школьными опросными ме­тодами, напоминать беседу или интервью. Их ос­новное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, изме­рения, конструкты), не задаются извне, а выделя­ются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуар­ные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относитель­но индивидуальных особенностей субъекта.

Проективные техники основаны на том, что не­достаточно структурированный материал, высту­пающий в качестве стимула при соответствующей организации всего эксперимента в целом порожда­ет процессы фантазии, воображения, в которых ра­скрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные техни­ки часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных тех­ник предполагает, как правило, применение кон­тент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку данных.

Диалогические техники учитывают, что психо­диагност вступает в контакт с обследуемым и дости­гает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Так, довери­тельный контакт необходим при диагностике семей­ных затруднений, характера личностного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диаг­ност одновременно выступает в роли консультанта или психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует по­строение общения по принципу экспертизы.

Диалогические техники могут быть вербальны­ми (интервью, беседы) и невербальными (напри­мер, игра с ребенком может выступать как невер­бальная диагностическая процедура).

Различные методические приемы, на основе ко­торых строятся те или иные методики, можно рас­положить на одной шкале, если за единое основа­ние классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиаг­носта и степень его влияния на результат психо­диагностики.

Аппаратурные методики и объективные психо­логические тесты обладают наименьшей вовле­ченностью психодиагноста в процедуру психо­диагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста, его опытности как психолога на результаты диагностического обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психоди­агноста обладают и некоторые формы стандартизо­ванных самоотчетов — многие опросники и шкаль­ные техники. Можно сказать, что в этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики, сама же процедура обследо­вания, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может

выполняться с помощью лаборанта (непсихолога) или по программе ЭВМ. Диалогические техники, напротив, характеризуются максимальной степе­нью вовлеченности психодиагноста в процесс пси­ходиагностики, максимальным влиянием его опыт­ности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты психодиагностиче­ского обследования. Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр. Например, патопсихологический эксперимент как особый психодиагностический метод известен высокой степенью вовлеченности психодиагноста: должен быть создан мотив экспертизы (обследуе­мый должен понимать, что на основе его ответов будет сделано важное для него диагностическое за­ключение), результаты отдельных проб интерпре­тируются в зависимости от того, насколько выра­жен этот мотив (по мнению психодиагноста). Не менее явно влияние психодиагноста на результаты диагностического заключения, выносимого на ос­нове беседы с клиентом психологической консуль­тации. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может как соз­дать оптимальные условия для получения диагнос­тически важной информации, так и полностью исказить эту информацию, ее смысл.

Все остальные психодиагностические методы занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими методами.

Многомерные тесты-опросники, предполагаю­щие анализ профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значений других и характе­ра профиля в целом, требуют клинической опыт­ности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностического заключения несвободны от влияния личности диагноста. Не менее явно это влияние и при необходимости кодирования ре­зультатов обследования, полученных с помощью открытых опросников либо проективных техник. В последнем случае существенное значение имеет создание психодиагностом атмосферы, раскры­вающей способности испытуемого к воображе­нию, творчеству.

Итак, способности и психические функции ди­агностируются в основном методами, в которых влияние психодиагноста выражено минимально (в основном объективными тестами и тестами-опросниками). Личностные черты преимуществен­но диагностируются тестами-опросниками; ког­нитивная организация, другие индивидуальные свойства — преимущественно методиками средне­го уровня (по степени влияния психодиагноста на процесс диагностики) — репертуарными решетка­ми, проективными техниками.

Мотивация, отношение диагностируются преи­мущественно проективными техниками. Вес диа­логических методик, обладающих максимальной степенью включенности психодиагноста, особен­но важен в области диагностики взаимоотно­шений, общения (таких свойств, актуализация ко­торых требует воссоздания реальных ситуаций общения).

Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. С. 7-10.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *