к какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решеток
1. К какой группе методов психодиагностики относится техника ролевых репертуарных решёток?
• проективные техники
• стандартизованные самоотчёты
• объективные тесты
• диалогические техники
3. К какой группе методов психодиагностики относится интервью?
• проективные техники
• объективные тесты
• стандартизованные самоотчёты
• интерактивные техники
4. Когнитивная организация выявлется преимущественно:
• проективными техниками
• тестами-опросниками
• репертуарными решётками
• диалогическими методиками
9. Мотивация и отношение диагностируются преимущественно:
• диалогическими методиками
• проективными техниками
• тестами-опросниками
• репертуарными решётками
10. Тест Равенна относится к:
• диагностическим методам, основанных на заданиях, которые предполагают правильный ответ
• диагностическим методам, основанных на заданиях, которые не предполагают правильный ответ
12. Какие техники психодиагностики основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает?
• Шкальные техники
• Диалогические техники
• Открытые опросники
• Проективные техники
13. Диагностика взаимоотношений производится преимущественно:
• диалогическими методиками
• репертуарными решётками
• тестами-опросниками
• проективными техниками
16. Укажите техники, которые обладают наименьшей вовлечённостью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и его опытности как психолога на результаты обследования?
• диалогические техники
• аппаратурные методики
• объективные психологические тесты
17. Теоретическая психодиагностика обусловлена следующими областями психологического знания:
• психомеханика
• практика использования психологического знания
• психометрика
• предметная область психологии
18. К диагностическим методам, основанным на заданиях, которые предполагают правильный ответ, относятся:
• личностные опросники
• тесты специальных способностей
• тесты интеллекта
• тесты некоторых личностных черт
19. Личностные черты в основном диагностируются:
• проективными техниками
• тестами-опросниками
• диалогическими методиками
• репертуарными решётками
Рассмотрение репертуарных личностных методик
В личностной диагностике применяются идеографические методы, к ним относятся репертуарные личностные методики. Автор методик Джордж Келли назвал их репертуарными решетками, потому что при диагностировании получается матрица, которую заполняет психодиагност или испытуемый. В столбиках расположены объекты, которые оценивает испытуемый. Объектами могут быть разнообразные предметы, явления, отношения. Все, что представляет интерес для психолога и кажется, на его взгляд, существенным для выявления свойств, оценок человека. Строки матрицы являются конструктами — шкалами, по которым определяется отношение человека к окружающему миру. Каждый элемент оценивается по отдельному конструкту.
Суть метода репертуарных решеток
Метод репертуарных решеток заключается в том, что в решетку группируются элементы по определенным правилам. В результате из элементов образуется область исследования, все они связаны единым образом, примерно, как репертуар ролей в пьесе. В самых первых исследованиях Келли элементы выражались именно в виде репертуара ролей, на место которых испытуемый мысленно определял своих знакомых людей.
Ролевой метод личностных решеток помогает выстроить индивидуальные шкалы оценки, в которых человек выражает свое отношение к миру, оценивая конструкты. Это дает возможность психологу — диагносту оценить, насколько тесна связь между конструктами, определить ее направленность, выявить главные параметры, которые лежат в основе конкретных оценок (глубинные конструкты). Психолог выстраивает общую систему конструктов, которая необходима при описании оценок и отношений человека. Эта методика хороша тем, что к данным, полученным от одного человека, можно применить методы, которые используются для анализа групповых данных.
Данная методика — это вид диагностического интервью, которое проводится по строгим правилам.
Методика гибкая, получаемые сведения качественные, их много, поэтому при помощи метода репертуарных решеток можно решать широкий круг психологических задач, которые находятся в области психологического консультирования, в системе образования, в профориентации.
Уникальный человеческий опыт реконструируется, определяется система показателей, помогающая в оценке окружающего мира, происходящих событий, в прогнозировании будущих ситуаций. Если элементами решетки являются люди, то конструкты — это отражение личностных качеств человека, его отношение к окружающим его людям и к самому себе. Грамотное использование методики позволяет выявить представления человека о себе, об окружении, выстроить иерархию личностных качеств человека в отношении окружающего мира.
Келли считает, система конструктов помогает человеку осуществлять контроль над событиями и адаптироваться к ситуации. Своей задачей исследователь ставил выделить, реконструировать уникальные системы представлений индивидов, чтобы познать своеобразие личности каждого. Как правило, данная методика применяется вместе с другими методами диагностирования: личностными опросниками, проективными техниками. Тогда в одном исследовании объединяются стандартизированные методики и идиографические описания.
Теория Келли
Метод репертуарных решеток — способ реализации теории Келли, которую он выдвинул в 1950-е гг. Дж. Келли утверждал, что цель психологии не в изучении процессов переработки данных, поступающих из внешнего контура, а в объяснении внутреннего целостного образа мира человека, который он выстраивает мысленно.
Конструкт — основное понятие теории, биполярный признак, противопоставленные понятия. Например, добрый-злой, умный-глупый, учитель-ученик.
Келли дал важные характеристики конструкту. Объединение в конструкте двух функций: обобщения и противопоставления. Объединяя элементы по одному полюсу конструкта, одновременно признается отсутствие у них противоположного полюса конструкта. Например, если человек считается злым, мы не ждем от него проявления доброты. Еще одной важной характеристикой конструкта является наличие диапазона пригодности. Возможности конструкта ограничиваются определенным количеством элементов. Например, конструкт «старый-новый» может быть использован для описания вещи, но не может применяться для описания планеты. Конструкт «простой-составной» может использоваться при описании чисел, но не пригоден для описания живописных картин.
Однако, одни и те же элементы можно характеризовать при помощи разных конструктов, поэтому важным является выявление собственных, индивидуальных показателей человека, по которым идет восприятие элементов. Тогда будут получены гарантированно точные и психологически значимые результаты. Если навязывать человеку существующие оценочные шкалы, можно получить экспериментальные артефакты, которые не имеют отношения к характеристикам конкретного индивида. Поэтому еще один смысл диапазона пригодности связан с необходимостью выявления индивидуальных шкал.
Оценивание не обязательно может быть осуществлено через противопоставление, хотя конструкт и является биполярным. Конструкт — это дробная шкала, на которой распределяется каждый элемент в диапазоне его пригодности. Не следует представлять конструкты как изолированные образования в сознании человека, все они взаимосвязаны и имеют взаимодействие, образуя системы. В связи с тем, что конструкты объединяются, они приобретают новые системные качества. В системе отношения устанавливаются вертикально и горизонтально. Горизонтальная взаимосвязь — это взаимосвязь между конструктами одного уровня, вертикальная — между конструктами разных уровней. Существуют еще отношения между подсистемами конструктов. Чтобы выявить типы взаимодействия конструктов используют специально разработанные способы и техники построения репертуарных решеток.
Техника построения репертуарных решеток
Любое построение решетки начинается с выбора элементов. Элементы — это область, в которой работает психолог. Они подбираются с учетом охвата всего исследуемого пространства. Например, анализ межличностных отношений человека требует в качестве элементов внести всех окружающих его людей разных типов отношений. Если исследуется отношение ученика к учебным предметам, то элементами будут все школьные предметы. Все элементы должны находиться в диапазоне пригодности конструктов, которые выявляются. Если исследуется проявление интереса к различным профессиям, то элементами будут профессии, другие виды деятельности здесь не уместны.
После подбора элементов, выявляются конструкты. Здесь необходимо остановиться на методе триад, предложенном Келли. Испытуемому предлагаются элементы, выписанные на карточках (карточная форма метода триад). Поэтапно человек получает три карточки с элементами. Он должен назвать качество, которое было бы сходным с двумя элементами и отличаться от третьего из предложенных. Ответ фиксируется и определяется как полюс конструкта (полюс сходства). Далее человек должен назвать, в чем состоит отличие третьего элемента от приведенного им качества. Ответ является противоположным полюсом конструкта. Затем человек оценивает другие элементы, не вошедшие в триаду, и называет те, которые обладают названным им качеством.
Психолог может предъявить столько триад элементов, сколько ему необходимо для проведения исследований.
Табличная форма выявления конструктов представляет собой столбики, куда занесены элементы. В каждой строке особо отмечены триады. Поэтапно вопросы задаются в отношении триады каждой строки, так же как и в карточной форме. Выявленный полюс конструкта заносится в конце каждой строки, а у элементов, объединенных в триаду, по выявленному качеству ставится знак, у третьего элемента ничего не ставится. Затем определяется противоположный полюс конструкта, также записывается в конце строки. Наконец оцениваются другие элементы, и значками отмечаются, обладающие выявленным качеством.
Рисунок 1. Таблица выявления конструктов
Метод триад — не единственный способ выявления противоположного полюса. Психолог Эптинг выяснил, что явные контрасты могут быть выявлены тогда, когда испытуемого просят прямо назвать полюс, который противоположен полюсу сходства. То есть используют не три, а два элемента. Метод диад упрощен, поэтому его можно использовать при проведении исследований, в которых участвуют дети или люди с отставанием умственного развития.
Конструкты, которые выявляются должны удовлетворять требованиям, предложенным Келли:
При диагностике возможны такие случаи, когда называются конструкты, которые по характеру исследования не подходят. Например, психолог хочет сопоставить ролевые персонажи по личностным качествам, а испытуемый называет признаки поверхностного плана (они в одинаковых рубашках, они работали в одном цехе), неопределенные признаки (с ним сложно договориться), избыточные признаки (они похожи,потому что китайцы). Тогда психолог просит назвать еще какую-нибудь важную черту.
Конструкты анализируются не только качественно, но и количественно. Качественный анализ — это содержательная сторона конструктов, их распределение по признакам и задачам исследования. Для количественного анализа применяются вычислительные методы: вычисление корреляций между разными конструктами, подсчет баллов совпадений, определение расстояния между элементами и конструктами.
Часто репертуарные решетки Келли были несимметричными из-за того, что испытуемый оценивал элементы с помощью одного полюса.
На смену пришел другой метод — метод ранговых решеток. Его предложила Филлида Салмон. Конструкты вписываются в отдельные карточки, имеющие свой номер на лицевой стороне. Каждый элемент тоже заносится в отдельную карточку с номером на обратной стороне. Карточки с элементами раскладываются на столе перед испытуемым. Далее ему предлагается карточка с конструктом под № 1. Человек должен назвать или показать элемент, более всего соответствующий предъявленному конструкту. Карточка с названным элементом откладывается. Следующий этап — те же действия. Убирается еще одна карточка. Процедура повторяется, пока на столе не останется одна карточка. Произведено ранжирование карточек с элементами по конструкту № 1, результаты размещаются в таблице:
Рисунок 2. Порядковые номера выбора элементов по каждому конструкту
Эта таблица преобразуется, получается следующая таблица, где каждый элемент проранжирован по каждому конструкту. Находим в первой таблице порядковый номер первого элемента по первому конструкту — 5. Значит его ранг равен пяти, записываем его на пересечении первого столбика и первой строки во второй таблице. Второй элемент — 11, записываем на пересечении первого столбика и второй строки и т. д. В результате мы получаем матрицу с элементами, имеющими ранг по каждому конструкту. Далее можно вычислить коэффициент ранговой корреляции между каждой парой конструктов.
Рисунок 3. Ранги элементов по каждому конструкту
Существуют и иные способы выявления конструктов: метод пирамид, лестницы, самохарактеризации. При анализе используются методы компьютерной обработки.
Репертуарные методики применяют относительно недавно. Они являются эффективными средствами при проведении личностной диагностики. В нашей стране репертуарные методики применял М.Ю.Кондратьев при исследовании процесса вхождения подростка в группу. Он подготавливал карточки. Их количество было равно количеству членов группы. На каждой карточке записывалась одна фамилия. Ученый использовал метод триад. Именно при помощи этого метода можно понять, на каком этапе адаптации находится диагностируемый ребенок.
У метода есть свои сторонники и противники в разных сферах практической психологии. Следует подчеркнуть, что этот метод будет полезен профессионалу, хорошо владеющему им.
Основные группы методов в психодиагностике и их классификация.
1.Методы психодиагностики на основе наблюдения.
2.Опросные психодиагностические методы.
3.Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ
поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
4.Экспериментальные методы психодиагностики.
Можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16PF Р Кеттелла):
Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики.
Характеризуя диагностический метод, мы также должны подчеркивать, что любое диагностическое обследование должно включать в себя элементы объяснения, раскрытие причин и выработку соответствующих рекомендаций. Требования: операционализации и верификации. Операционализация предполагает теоретический, а верификация – практический шаг.
Малоформализованные методы в психодиагностике: проективные методики.
К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений т.д.).
1. Метод наблюдения — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблюдения, и отбор нужных фактов. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения.
2. Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле).Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.
3.Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) — это количественно-качественный анализ документ. источников, позвол. изуч. продукты человеч. деят.письма,автобиографии,дневники и т.д.
—методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
—методики конструирования: создание из деталей единого целого;
—методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ) (Тематический Апперцептивный Тест)анализ свободного рассказа) ;
—методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
—экспрессивные: рисование на свободную или заданную тему;
—импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера);
—адаптивные или методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).
Проективный подход. Классификация Розенцвейга:
1. Моторно-экспрессивные методики (все рисуночные тесты).
2. Перцептивно-структурные (методики на структурирование материала (тест чернильных пятен Роршарха)).
3. Апперцептивно-динамические (интерпретационные методики).
Мир психологии
психология для всех и каждого
Анализ различных подходов в системе классификации методов психодиагностики.
В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.
Типы диагностических методик
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:
К формализованным методикам относятся:
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К малоформализованным методикам следует отнести:
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Классификация психодиагностических процедур
Настроить шрифт
Психодиагностика задается перечислением трех областей психологического знания: предметной (областью психологии, изучающей данные явления), психометрикой (наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных) и практикой использования психологического знания.
Практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, богатый клинический и житейский опыт. Помимо этого, практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, знание этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Например, если при проведении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и ситуация обследования превратилась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нормами, если последние были получены в ситуации доверительного контакта. И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное обследование имеет доверительный характер, то соотнесение с нормами также становится некорректным. Все это психодиагност-практик должен не только знать, он должен выяснить, как воспринимает ситуацию обследуемый. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность представлять информацию для заказчика и многое другое.
В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик, из них наиболее полной, на наш взгляд, можно считать классификацию, представленную В. Столиным и др.
Во-первых, различают диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первому типу относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости — поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таково большинство личностных опросников (например, тест 16РF Р. Кэттелла).
Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики.
Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности — перцептивные, моторные.
Третье основание, используемое для классификации психодиагностических инструментов, — это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приема. По этому основанию обычно выделяют:
1) объективные тесты;
2) стандартизованные самоотчеты:
б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;
в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, и методики классификации;
г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
3) проективные техники;
4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры);
5) психофизиологические, аппаратурные методики, предполагающие психологическую интерпретацию физиологических или аппаратурно зарегистрированных поведенческих показателей. Объективные тесты — это те методики, в которых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.
Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.
Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6—7). Пункты теста-опросника могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (например: «Боитесь ли вы темноты?»), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: «Большинство людей честны»). Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психологических переменных.
Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, «теплый — холодный», «сильный — слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования — это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективной структуризации объектов на уровне шкалы наименований.
Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со школьными опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.
Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные техники часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных техник предполагает, как правило, применение контент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку данных.
Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диагност одновременно выступает в роли консультанта или психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы.
Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).
Различные методические приемы, на основе которых строятся те или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за единое основание классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики.
Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста, его опытности как психолога на результаты диагностического обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов — многие опросники и шкальные техники. Можно сказать, что в этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики, сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может
выполняться с помощью лаборанта (непсихолога) или по программе ЭВМ. Диалогические техники, напротив, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты психодиагностического обследования. Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр. Например, патопсихологический эксперимент как особый психодиагностический метод известен высокой степенью вовлеченности психодиагноста: должен быть создан мотив экспертизы (обследуемый должен понимать, что на основе его ответов будет сделано важное для него диагностическое заключение), результаты отдельных проб интерпретируются в зависимости от того, насколько выражен этот мотив (по мнению психодиагноста). Не менее явно влияние психодиагноста на результаты диагностического заключения, выносимого на основе беседы с клиентом психологической консультации. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить эту информацию, ее смысл.
Все остальные психодиагностические методы занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими методами.
Многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значений других и характера профиля в целом, требуют клинической опытности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностического заключения несвободны от влияния личности диагноста. Не менее явно это влияние и при необходимости кодирования результатов обследования, полученных с помощью открытых опросников либо проективных техник. В последнем случае существенное значение имеет создание психодиагностом атмосферы, раскрывающей способности испытуемого к воображению, творчеству.
Итак, способности и психические функции диагностируются в основном методами, в которых влияние психодиагноста выражено минимально (в основном объективными тестами и тестами-опросниками). Личностные черты преимущественно диагностируются тестами-опросниками; когнитивная организация, другие индивидуальные свойства — преимущественно методиками среднего уровня (по степени влияния психодиагноста на процесс диагностики) — репертуарными решетками, проективными техниками.
Мотивация, отношение диагностируются преимущественно проективными техниками. Вес диалогических методик, обладающих максимальной степенью включенности психодиагноста, особенно важен в области диагностики взаимоотношений, общения (таких свойств, актуализация которых требует воссоздания реальных ситуаций общения).
Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. С. 7-10.