что такое состояние бытия

Бытие, материя, сознание как категории философии

1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.

2.Формирование научно-философского понятия материи.

3.Проблема сознания в философии.

1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).

Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.

3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.

Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.

3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

Источник

Переход в новое состояние бытия — 10 простых шагов

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

Приветствую вас. В данной статье поговорим о переходе в новое состояние бытия. я напишу 10 простых советов, применив которые, вам будет легче и интересней жить. Все довольно просто и легко внедрить.

Для тонкочувствующих людей последние месяцы выдались непростыми. Явственно ощущалась разбалансировка, событийный ряд был шатким и хлопотным, а общее самочувствие оставляло желать лучшего. Хочу вас немного обнадёжить – следующие несколько недель принесут с собой ощущение большего спокойствия и благостного единения со всем сущим, с Землёй, с Высшим Разумом, с Матушкой природой, с нашей Вселенной.

Однако, для того, чтобы привести себя в пространство, где явственно ощущаются так сильно желаемые светлые связи, важно не забывать постоянно приводить себя в новое состояние бытия, отказываясь, забывая при этом своё прежнее привычное поведение, которое влекло за собой погружение в тяжёлые уже для нынешних дней трёхмерные вибрации. Жизнь бежит, меняется и мы меняемся вместе со всем этим многообразием.

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

Для кого-то новые практики и состояния стали уже привычными, кто-то пока только вводит эти методы в свою повседневность. Неизменно одно, это – работает. Но работает только при регулярном применении.

Как привести себя в новое состояние бытия за 10 простых шагов.

В этой статье вы узнаете:

Переход в новое состояние бытия — шаг № 1.

Выберете для себя радость как важнейший жизненный приоритет. Радуясь, смеясь и наполняясь этим свежим искрящимся состоянием, вы будто задеваете те самые волшебные струны, которые в звучании объединяют вас с Божественной Вселенской мелодией.

Переход в новое состояние бытия — шаг № 2.

Найдите способ и возможность выражать себя творчески. Танец ли это, игра ли, или создание чего-то рукотворного – не важно. Главное, какие благостные ощущения вы при этом испытываете. Делитесь своими талантами, результатами своего творчества с окружающими – так вы приумножите свет и добро.

Переход в новое состояние бытия — шаг № 3.

Непременно находите в течение дня время для того, чтобы побаловать себя, позаботиться о себе любимом или любимой. Не мимолётно, а прицельно чувствуя, а не плутая в эти моменты в дебрях собственных раздумий. Ведь концентрация на ощущении неги от капель, стекающих по коже в то время, когда вы принимаете душ, гораздо более продуктивна, чем если вы в это же самое время перебираете в уме никому не нужные новости, обмусоливаете уже случившееся или гадаете о будущем.

Переход в новое состояние бытия — шаг № 4.

Ешьте лёгкую вкусную пищу, питающую не только ваше тело, но и Дух. Пейте чистую вкусную воду. Конечно, советы давать легко и я прекрасно понимаю, что для того чтоб выполнить мои рекомендации нужно много пересмотреть в жизни, кое-что организовать по новому. Но поверьте, оно того стоит.

Переход в новое состояние бытия — шаг № 5.

Постарайтесь больше времени проводить в единении с Природой или, если в повседневной рутине это затруднительно, гладьте домашних животных и больше бывайте на улице. Может выручить кошка, прилегшая на вас и мурлыкающая. Кошки как никто другой из домашних животных гармонизируют энергетику как в доме в целом, так вашу в частности, если конечно брать ее на руки, общаться больше и позволять лежать на себе.

Переход в новое состояние бытия — шаг № 6.

Будьте благодарными и признательными. И находите в каждом своём дне как можно больше поводов для того, чтоб быть благодарными и признательными. К людям, к Природе, к Жизни, к самому себе. Порой это бывает не просто, жизнь такая штука, что у всех случаются сложные периоды. И чтоб выполнять этот пункт нужно выработать себе подобную привычку быть благодарным и признательным. Обычно на выработка привычек уходи в районе месяца. Не так у много, согласитесь.

Переход в новое состояние бытия — шаг № 7.

Осознанно дышите. Возьмите себе за каждодневную практику утром после что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытияпробуждения, открыв окно, сделать несколько плавных глубоких вдохов, наполнив себя чистой свежей прохладой. Вечером перед отходом ко сну так же повторяйте осознанное глубокое дыхание. Наполняя наши клетки и мозг чистым кислородом, мы будто «промываем» застойные участки, ускоряем все обменно-восстановительные процессы и делаем течение нашей физической трансформации более плавным.

Переход в новое состояние бытия — шаг № 8.

Чаще «заземляйтесь». Стоя на земле, ощущайте связь с ней, «наполняйтесь» через стопы ног. Даже уход за домашними цветами и общение с ними может принести неожиданное умиротворение. А те кому нужно наоборот, прокачивайте верхние каналы, Родник в частности, чтоб быть более чувствительным к божественному.

Переход в новое состояние бытия — шаг № 9.

Старайтесь не реагировать привычным способом на свой или чужой опыт, людей, событие. Отключайте привычные привязки ума по этому поводу. Помните, что сейчас в вас взамен старым и деструктивным создаются совершенно новые нейронные связи. И уже ничто не является таким как прежде и не несёт в себе гарантированно тех же самых последствий, как ранее. Если, разумеется, вы сами своим умом привычно не будете воссоздавать это раз за разом. Некоторым лучше медитировать. Другим же лучше срочно оказываться в состоянии «здесь и сейчас». Проще всего сделать это, ответив себе на вопрос: «Где сейчас мои руки? Как они себя чувствуют?». И тогда вы из ролей и набродов ума выходите в реальность, порой, это лучше, чем медитация.

Переход в новое состояние бытия — шаг № 10.

И в моменты вдруг нахлынувшего уныния, когда вы сомневаетесь в себе, в правильности того, что происходит в вас и вокруг вас, помните – вы всё делаете правильно, вы просто не можете по-другому! Просто потому, что вектор на преображение и трансформацию уже взят, просто потому, что вас ведут и потому, что рядом с вами незримо находится очень много тех, кто преданно и безусловно любят вас, тех кто горячо заинтересован в том, чтобы вы шли в Свет, кто всеми силами ежеминутно поддерживают вас. Это их вы видите в красивых снах, их ласковое присутствие ощущаете сквозь дрёму, вместе с утренними лучами, едва проснувшись. Вы не одни. Всё правильно. Всё хорошо.

Мы живем в удивительное время, наслаждайтесь переходным состоянием бытия.

Если у вас не получ ается наполняться, вы не можете победить уныние и другие отрицательные эмоции. Мой курс « Обучение эзотерике » легко научит вас, как обрести гармонию с собой!

Друзья. сделайте репост в соц сети и пусть мир станет краше!

Источник

Что такое бытие

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со стопроцентной уверенностью о бытии можно сказать только, что слово это для русского уха явно устаревшее, образовано оно от глагола быть, а Карл Маркс считал, что «бытие определяет сознание».

На элементарном уровне хочется думать, что бытие — это сама жизнь, но не все так просто. Понятие настолько емкое, что для его изучения в философии существует отдельное направление — это онтология.

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

*«Смерть — очень неприятная форма бытия»
Кадр из фильма «Достучаться до небес», 1997 г.

В старинном словаре Даля бытие определено как «существование, пребывание вживе, жизнь», но что же тогда делать с цитатой из прекрасного немецкого фильма?

Бытие — это.

Бытие — слово многозначное. На элементарном уровне оно, действительно, означает жизнь. Просто слово это устаревшее, и сегодня мы можем услышать его разве что во фразе «радость бытия».

Еще одно значение отсылает нас к библии. «Бытие» — это название первой книги Ветхого Завета, в которой рассказывается о происхождении мира, первых людях и патриархальном обществе.

Библия убеждает нас, что бытие — это творение Бога.

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

*Альбрехт Дюрер, иллюстрация к книге Бытия,
«Грехопадение»

И, наконец, значение, которое нас интересует больше всего.

Бытие — это философская категория, обозначающая реальность, сущее, существование.

Категория бытия в философии

Философия изучает (как это?) наиболее общие принципы бытия, поэтому эта категория занимает центральное место в системе философских учений и за все века, начиная с Античности, обросла такими замысловатыми трактовками, что сам черт ногу сломит.

Простым, более современным языком бытие — это все существующее. То, что существует, противопоставлено тому, что не существует, отсюда главная антитеза (это как?) онтологии «бытие–небытие».

Бытие объединяет все объекты реального мира, несмотря на их, порой, глобальные различия. Все эти объекты ЕСТЬ. Попытки объяснить источник существования того, что ЕСТЬ, предпринимались и в мифологиях (как это?), и в религиях (как это?), и в первых древних философских учениях.

В Индии, например, это Брахма — бог творения, первоначальная священная сила, создавшая все сущее. В древнекитайской философии — Дао — первопричина и исток всех вещей.

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

*Древнеиндийский бог Брахма

Можно говорить о двух ипостасях бытия в философии:

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

Бытие у древних греков

В Древней Греции первым мудрецом, озаботившимся вопросом бытия, был Парменид Элейский, который утверждал, что подлинное бытие подвластно только мышлению. Оно неделимо и однородно, как гладкий шар, за пределами которого нет ничего, даже небытия.

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

*Парменид Элейский (около 540–470 гг. до н.э.)

Главные характеристики бытия у Парменида:

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

Если у Парменида бытие неизменно, то Гераклит (около 544–480 гг. до н.э.), напротив, считал, что сущее находится в процессе постоянного становления.

Ему принадлежит знаменитый афоризм «В одну реку нельзя войти дважды», смысл которого в том, что каждую секунду бытие изменяется из-за круговорота вещественных стихий: воды, воздуха, огня и земли.

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

*«Все течет, все изменяется», Гераклит Эфесский

Идеалист Платон (427–347 гг. до н.э.) соглашался с тем, что бытие вечно, неизменно и недоступно чувствам, но оно не едино, т.к. состоит из сущностей — нематериальных идей.

Платон противопоставляет бытию изменяющийся чувственный мир вещей и признает существование небытия, благодаря которому становится возможным познание бытия.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) логически завершил учения своих предшественников и в разговоре о бытии вывел на первый план отношения общего и единичного.

В основе бытия лежат 4 причины:

Средние века

Полтора тысячелетия средневековые трактовки бытия пытались с разной долей успеха примирить античное и христианское понимание этой категории.

Греки описывали бытие как нечто единое, определенное, познаваемое, а небытие, соответственно, как безграничное и непознаваемое.

Средневековые философы рассматривали бытие с точки зрения христианства, где самое что ни на есть правильное бытие — это Бог, но он-то как раз обладает безграничным, непознаваемым всемогуществом.

В основе многих средневековых толкований лежит идея, что бытие есть благо, а небытие — зло. К XV–XVI векам из-за открытий Коперника и Галилея приходится допустить мысль о бесконечности мира, и бытие начинает трактоваться как бесконечный процесс становления.

Новое время

Философы Нового времени по-разному определяли качество и количество субстанций, из которых соткано бытие.

У Декарта это две субстанции-первоосновы — материя и сознание, у Спинозы — одна, имя которой Бог, у Лейбница бытие состоит из множества монад — духовных первооснов каждой вещи.

Материалисты (это кто?) сошлись на том, что единая первооснова мира — материя, из которой состоят все вещи и явления природы.

Эта позиция пришлась очень кстати, т.к. бурное развитие естественных наук не подразумевало существование никаких божественных вмешательств в объективно существующую природу.

Такой подход, когда бытие рассматривается как существование движущейся материи, развязывал руки ученым в построении научных теорий.

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

*«Жирафы Ламарка»,
первая эволюционная теория изложена Жаном-Батистом Ламарком
в книге «Философия зоологии» в 1809 году

Знаменитая фраза материалиста Карла Маркса о том, что бытие определяет сознание, уравнивает бытие и объективную реальность. Исходя из этого утверждения, материя, т.е. та самая объективная реальность, первична, а сознание человека вторично и зависит от факторов реального существования.

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

Философам новейшего времени бытие интересно с антропологической точки зрения, как человеческое существование.

Хайдеггер противопоставляет бытие вещей и бытие человека, а подлинным бытием называет осознание своей свободы и конечности. Экхарт считает, что бытие — это самореализация человеческих возможностей.

Формы бытия

Бытие является самой широкой категорией философии, т.к. под ней понимается любая реальность, всякое существование во всех возможных формах.

Известны разные подходы к выделению форм бытия — общих способов существования всех вещей.

Наиболее известна классификация, которой придерживались сторонники диалектического материализма. В ней каждая форма состоит из пары взаимосвязанных способов существования.

Формы бытия в реальности неотделимы друг от друга, это всего лишь абстракции, выделяемые для удобства восприятия сложнейшей и слишком обширной философской категории.

что такое состояние бытия. Смотреть фото что такое состояние бытия. Смотреть картинку что такое состояние бытия. Картинка про что такое состояние бытия. Фото что такое состояние бытия

В заключение приведу определение бытия живого классика постмодерна, японского писателя Харуки Мураками:

«Бытие не есть проявление чьей-либо частной воли, это явление хаотическое. Ты, сидящий предо мной, — вовсе не индивидуальное существо, а лишь частица всеобщего хаоса. Твой хаос — это и мой хаос. Мой хаос — также и твой. Бытие — это общение. Общение суть Бытие».
Харуки Мураками, «Охота на овец», 1982 г.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Средневековые философы достаточно странно трактовали понятие бытия. Как можно называть злом то, чего не можешь понять или постичь?

Источник

Глава I. «Бытие»

Содержание главы первой раздела второго:

• Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия

• Философская категория бытия

• Основные формы и диалектика бытия

Эти слова, которые вызывают в памяти знаменитый монолог Гамлета, на самом деле вариант перевода (возможно, вольного) мысли, сформулированной за много столетий до Шекспира древнегреческим философом Парменидом в поэме «О природе».

Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Души терпеть удары и щелчки

Обидчицы судьбы иль лучше встретить

С оружьем море бед и положить

У. Шекспир. Гамлет. Акт III, сцена I

В первом случае размышлением охватывается мир в целом, включающий и человека. Во втором случае внимание человека сосредоточено на его жизни и судьбе. Но как бы ни различались парменидовский и шекспировский (гамлетовский) вопросы, они постоянно переплетаются друг с другом.

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия

Содержание:

• Мир есть, был и будет
• Бытие мира как выражение его единства
• Мир как совокупная реальность

Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего озабочены вопросом о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что «распалась связь времен. » и сомнение коснулось тех основ человеческого бытия, которые раньше казались прочными и несомненными.

Размышление о бытии не может остановиться на простой констатации существования, то есть наличия, «присутствия» мира «здесь» и «теперь». Установив, что мир есть, существует, наличен «здесь», не естественно ли заключить, что мир существует, наличен не только «здесь», но и «там», за самыми дальними горизонтами? А поскольку трудно представить себе, что за самым последним горизонтом вовсе нет мира, то не значит ли это, что мир существует везде? Философия еще в древности ставила такие вопросы и тем самым шла по пути, открываемому внутренней логикой проблемы. (Мы отвлечемся здесь от того, что еще до возникновения философии мифология и религия вывели человечество к раздумьям о возникновении мира, о его «начале» и «конце», о его границах или бесконечности.)

Если утверждение о существовании мира «здесь» и «теперь» опирается на очевидные предпосылки, ориентации, факты человеческой жизни, то этого нельзя сказать об идее не имеющего пространственных границ непреходящего мира. Она отнюдь не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Напротив, жизнь в условиях всегда ограниченной части Земли, жизнь, которая для человека (и многих существ) когда-то начинается и, увы, кончается, скорее наводит на мысль о преходящем мире, о существовании его границ в пространстве и времени. Вот почему для отдельного человека, особенно для того, чья личность и чей дух только формируются, мировоззренческое освоение идеи бесконечного и непреходящего существования мира становится непростой задачей. Но, быть может, человек в повседневной жизни не обременяет себя размышлениями о границах или безграничности мира, о преходящем или непреходящем его существовании?

Все бытие и сущее согласно

В великой, непрестанной тишине,

Все бытие и сущее застыло

такие поистине эпические, философские строки написаны Александром Блоком.

Бытие мира как выражение его единства. Итак, внутренняя логика проблемы бытия (которой во многом соответствует история ее философского анализа) вела философию от вопроса о существовании мира «здесь» и «теперь» к вопросу о непреходящем (или преходящем) существовании мира как бесконечного (или ограниченного) целого. Философы, далее, обнаруживали, что мир, с одной стороны, неоднороден именно в его существовании: в целом он непреходящ, но отдельные его предметы и состояния преходящи. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует. Но между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ (то есть сущих, если говорить на философском языке) имеются, таким образом, и различия. С другой стороны, мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Отсюда второй аспект философской проблемы бытия, который связан с вопросом о единстве мира.

Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Однако проблема возникает потому, что люди, практически действуя в окружающем мире, связывая благодаря своей деятельности преходящее с непреходящим, прежде всего должны раскрыть для себя эти объективные отношения единства в многообразии. Кроме того, им приходится постоянно «встраивать» в единый, целостный мир созданные им отдельные предметы, конкретные целостности, отношения.

Человек в повседневной жизни, в практической деятельности склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми, с обществом (каждый из нас знает это по своему опыту). В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными проявлениями окружающего мира. Тем более что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное.

Человеку, таким образом, приходится считаться с реальностью как с совокупной (и расчлененной) целостностью, то есть именно как с единым, обладающим собственной логикой существования и развития бытием. И даже в тех случаях (а быть может, особенно в таких случаях), когда люди вынашивают планы коренных преобразований реальности, настоятельно требуется понять, что именно есть, наличествует и как оно «есть», каковы объективно возможные рамки преобразования, тенденции развития реальности. В истории и в деятельности отдельных людей, правда, нередки случаи, когда волюнтаристски и субъективистски игнорируется внутренняя логика существования и развития реальности, то есть бытийная логика. Но реальность рано или поздно мстит за то, что с нею не считаются или считаются в недостаточной мере. Это очень важно учитывать сегодня, когда в нашей стране, как и в других странах, развертываются коренные преобразования, глубокие реформы социальной жизни.

Общий вывод: третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и которая реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей.

2. Философская категория бытия

Содержание:

• В чем суть категории бытия в философии?
• Специфика размышлений о бытии

От предложений языка можно теперь идти дальше, к философской категории «бытие». Великие философы, рассуждавшие о философских категориях и приводившие их в систему, справедливо полагали, что введение каждой категории требует оправдания: она нужна философии, поскольку выражает особое содержание, которое не ухватывается другими категориями. Из этого, однако, не следует, что для разъяснения смысла данной категории нельзя пользоваться другими категориями или общими понятиями. Более того, в силу диалектической природы категорий одна категория «определяет себя» через другую.

В свете сказанного понятна несостоятельность двух распространенных возражений против введения в философию категории бытия. Первое возражение: поскольку категория бытия не говорит о конкретных признаках вещей, ее надо отбросить. Это возражение несостоятельно, ибо философские категории как раз и призваны фиксировать именно всеобщие связи мира, а не конкретные признаки вещей. Второе возражение: раз бытие первоначально определяется через понятие «существования» (то есть наличия чего-либо), то категория бытия не нужна, ибо не дает ничего нового по сравнению с категорией существования. Однако в том-то и дело, что философская категория бытия не только включает в себя указание на существование, но фиксирует более сложное и комплексное содержание, о котором мы и говорили ранее, фиксируя три смысловых оттенка понятия бытия.

Итак, философия фиксирует не просто существование вещи (или человека, или идеи, или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть, наличествует в мире. И фиксируются данные связи, характеристики с помощью категории бытия, причем здесь применение этой категории не заканчивается, а только начинается.

Специфика категорий бытия, как мы видим, состоит в том, что с ее помощью можно анализировать процессы, относящиеся к отдельным вещам, предметным сферам и миру в целом. Подробнее мы раскроем это в дальнейшем. А пока вернемся на уровень всеобщих рассуждений о мире в целом.

Философская категория бытия, следовательно, заключает в себе достаточно сложное и комплексное содержание. При его осмыслении могут возникнуть трудности, вопросы и сомнения. О некоторых из них имеет смысл поговорить специально.

Чтобы убедиться в этом, снова вспомним о языке. Сколько раз в день, говоря о вполне конкретных вещах, мы употребляем глагол «быть», предложения со связкой «есть», столько же раз мы как бы автоматически встраиваем это конкретное в общие отношения бытия, или, как иногда выражаются философы, в «бытийственные» отношения. Раньше над такими привычными автоматизмами задумывались разве что теоретизирующие лингвисты и философы. Но когда человек стал создавать самые современные думающие машины, потребовалось, в частности, решать вопрос о том, как в сознании и в языке осмысливаются и фиксируются указанные бытийственные отношения.

Обратимся к тем нашим мыслям и переживаниям, которые касаются мира, космоса, Земли, человечества и его судьбы. Чаще всего это и есть выход к проблеме бытия, например к вопросу «быть или не быть» человечеству, природе, Земле.

Многим из нас близок вопрос о космосе. Мы интересуемся тем, что есть космос сегодня и что с ним будет завтра. И опять-таки сама жизнь заставляет формулировать и обсуждать вопрос о космосе не только в терминах конкретных дел, но и как предельно общую и одновременно напряженную проблему бытия.

Имея в виду какие-то известные факты и опираясь на свои вполне конкретные переживания, мы все же не можем не ставить эти вопросы в предельно общей форме. Ведь нас беспокоят судьбы человеческого бытия и бытия в целом. Прав был Борис Слуцкий, когда писал:

Бытие, все его категории,

радость точно так же, как горе, я

3. Основные формы и диалектика бытия

Содержание:

• Бытие и сущее; основные формы бытия
• Бытие вещей, процессов и состояний природы
• Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»)
• Бытие человека в мире вещей
• Специфика человеческого бытия
• Бытие индивидуализированного духовного
• Бытие объективированного духовного

Признание уникальности (единичности) каждого сущего особенно важно для учения о человеке. Из осознанной уникальности бытия каждого человека прямо вытекает важнейшее правило гуманизма: признавать и уважать в каждом человеке неповторимое существо.

Проблема форм бытия важна, следовательно, для повседневной практики и познавательной деятельности людей (пусть в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).

Первые три формы будут рассмотрены в данной главе, а четвертая форма анализируется в главе, посвященной обществу.

Бытие вещей, процессов и состояний природы. Начнем с уточнения понятия «окружающий мир», из признания существования которого исходит человек. Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности были и остаются сегодня вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей («первая природа»). Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством вещей, процессов, состояний. В философии его назвали «второй природой».

Рассмотрим сначала особенности формы бытия первой природы. Казалось бы, что тут мудрить: природа, ее вещи, процессы, состояния, бесспорно, существуют вне и независимо от сознания. Даже принимая существование природы в качестве простого факта жизни (а его признает, по-видимому, большинство философов), философия все же считает необходимым разрешить по крайней мере основные, возникающие в данной связи сомнения и трудности. И. Кант был прав, когда сказал: «. нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас. и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению» [Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 101.].

Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»). Большинство окружающих нас вещей и предметно-вещественных целостностей произведено людьми. Они входят и в житейское и в философское понятие «окружающий мир» в качестве его важного элемента. Но в философии понятие «окружающий мир» нередко остается недифференцированным, более того, он часто отождествляется с первой природой, что неправомерно.

В чем же состоит отличие «второй природы» от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная в философском смысле реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах «второй природы» воплощены или, если воспользоваться термином Гегеля, «опредмечены» труд и знания человека.

Так, станок не просто предмет, сделанный из металла и каких-то других материалов (которые, кстати, тоже часто принадлежат ко «второй природе», ибо прошли через горнило человеческой деятельности). В нем предметно, материально запечатлены знания людей, воплощены труд и навыки тех, кто его изготовил. Для того чтобы использовать и в случае необходимости преобразовать далее предметные результаты человеческого труда, требуются не только знания о материалах природы, из которых предметы сделаны, нужно, чтобы люди, которые пускают их в дело, хотя бы частично располагали ранее воплощенными в них знаниями об их назначении, процессе работы, особенностях конструкции и т.д. Или, если снова применить термин Гегеля, нужно «распредметить» эти знания. Многие философы акцентируют внимание на роли духовных, идеальных элементов в процессе труда, предметной деятельности человека и отводят существенную роль таким компонентам человеческой деятельности, как целеполагание, формирование проекта, плана действий, образа изготовляемого предмета и т.д. Эти компоненты можно назвать идеальными, поскольку благодаря им формируется идея предмета, которая затем воплощается в жизнь. И их роль действительно огромна. Однако бытие предметов и процессов «второй природы» состоит в том, что они представляют собой нерасторжимое единство природного материала, опредмеченного духовного (идеального) знания, опредмеченной деятельности конкретных индивидов и социального предназначения, функций данных предметов. Будучи созданными в качестве такой особой единой реальности, эти предметы заданы, объективно предпосланы последующим актам человеческого труда, познания, творчества.

Природный материал, объективные природные процессы составляют, таким образом, то первичное и реальное в предметах «второй природы», с чем в человеческой деятельности нельзя не считаться, с чем требуется жестко сообразовывать свои цели, планы, проекты, замыслы, критерии. Если, положим, из одного и того же металла можно сделать совершенно разные виды предметов (да и изготовление каждого вида предметов в принципе предполагает многовариантность результатов), то все же металл в данном случае обладает инвариантными, то есть постоянными исходными свойствами. Человек может многократно менять проекты и способы изготовления предметов из металла, но во всех случаях относительно постоянной первоосновой будут свойства металла как объективно данные и все глубже раскрываемые, осваиваемые людьми.

Однако специфика бытия предметов «второй природы» и ее целостности состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социалъная) реальность.

Действительно, в существовании человеческого тела, в его бытии есть немало загадок, тайн, противоречии: между хрупкостью и выносливостью, зависимостью от природы и особой «мудростью», живучестью, между непосредственным «физиологизмом» и способностью прилаживаться к высшим порывам человеческого духа и т.д.

Р. Декарт был одним из тех, кто участвовал в полемике вокруг понятия «мыслящая вещь». Он, по собственным его словам, «не отрицал, что, для того чтобы мыслить, надо существовать. » [Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 430.]. Когда же Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую» («cogito egro sum»), то он уже переводил спор о бытии человека в другую плоскость. Он ставил вопрос о том, что важнее для понимания специфики человеческого бытия: то, что человек существует (подобно любой другой вещи среди других вещей), или то, что благодаря мышлению (понимаемому Декартом в широком смысле) человек способен размышлять о самом факте своего существования, то есть становиться мыслящей личностью.

Специфика человеческого бытия рассматривается не только в плане объединения тела и духа. Не менее важно для философии то, что существование человека как вещи в мире природы (именно мыслящей и чувствующей вещи) было одной из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению. Конечно, это была не единственная предпосылка, ибо, взятая в отдельности, она еще не объясняет возникновения производства. Но между фактом существования человека как природного живого тела с естественными потребностями и возникновением производства и общения людей имеется диалектическая взаимосвязь. А это значит, что между бытием человека в качестве природного тела и социальным бытием также существует тесное единство.

Специфика человеческого бытия. Непосредственно существуя как природное тело, человек, как мы видели, подчиняется законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие человека.

Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Это не означает обязательной «смерти» всех результатов деятельности сознания: сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую, внеиндивидуальную духовную форму, а также те, которые непосредственно передаются другим людям в процессе общения.

«Микромир» бытия духовного в его индивидуализированных формах, о котором сейчас идет речь, исследуют такие, например, науки, как психология. Но он пока еще недостаточно изучен в науках о сознании и в философии. Более развиты те подходы к сознанию, которые основаны на косвенных наблюдениях за ним. Мы наблюдаем за поступками людей и по ним судим о лежащих в их основании мотивах, побуждениях, целях, идеях, замыслах.

В науках о человеческом сознании широко и в определенных пределах эффективно применяются косвенные методы изучения сознания (например, физиологические или поведенческие). Особых достижений в нашем столетии добилась наука о человеческом мозге [Подробнее об этом см. в главе «Сознание».]. И все же с успехами естественных наук о сознании не разрешились, а, пожалуй, усугубились те трудности, которые связаны с определением специфики сознания.

Некоторые философы полагают, что самосознание существует только тогда, когда (с помощью давно и хорошо отлаженных механизмов) человек явно и целенаправленно «поворачивает внимание» на самого себя, свои переживания, мысли, действия. Другие считают, что самосознание «работает» и тогда, когда мы этого не замечаем, и что любой акт сознания, в том числе и направленный на внешние предметы, невозможен без спонтанно синтезирующих наш опыт механизмов самосознания.

Говоря об индивидуализированном духовном, мы должны иметь в виду не только процессы сознания, спонтанные или целенаправленные, смутные или ясные. Индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает и бессознательное. Если относительно существования сознания нет сомнений, то вопрос о том, существует ли бессознательное, долгое время был, а для некоторых исследователей еще и сегодня остается дискуссионным. Собственно, есть два вопроса: существует ли бессознательное? А если существует, то как именно?

На первый вопрос многие ученые и философы в наше время отвечают утвердительно. Если в начале XX века изучение бессознательного в человеческом духовном мире, в психике человека велось лишь немногими философскими и психологическими направлениями (например, фрейдизмом), то ныне оно осуществляется более широко, в том числе и в нашей стране. Специалисты считают, что бессознательное не просто существует, но и является важной стороной психической жизнедеятельности индивида, его духовной целостности.

Третий уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа. В этих процессах бессознательное тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.

Противоречие и трудность в проблеме существования бессознательного состоит в том, что нам являются лишь отдельные фрагменты бессознательного, причем уже в виде как-то схваченных, уловленных сознанием психических процессов. И все же внимательные, прямые наблюдения за тем, как всплывают из его глубин или погружаются в него эти фрагменты (а также косвенные наблюдения психологов, психиатров, философов, писателей, например, за процессами творчества, сновидениями, психическими патологиями), позволяют обоснованно судить о существовании бессознательного и анализировать его.

Специально анализируя индивидуализированное духовное как особое бытие, философия одновременно рассматривает его в связи с бытием человека и бытием мира в целом. Каково место бытия индивидуализированного духовного в бытии мира в целом? Точно ответив на этот вопрос, можно понять пафос тех традиционных и современных учений, создатели которых (подобно Р. Декарту, И. Канту, М. Хайдеггеру, Ж. П. Сартру) подчеркивали высочайшую значимость индивидуализированного духовного и его своеобразный приоритет перед другими формами человеческого существования.

Бытие объективированного духовного. Как известно, индивидуализированное духовное существует в виде сугубо индивидуальных, неповторимых процессов сознания и бессознательного, материализованных и «локализованных» в процессах и проявлениях работы мозга, центральной нервной системы, всего организма. Но имеются такие формы материализации духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным формам ее бытия. Наиболее универсальны естественные и искусственные знаково-символические формы существования, воплощения духовного.

На примере плодотворных идей можно видеть, что они, действительно, свободно и широко «шествуют» в мире человеческой жизни, если, конечно, не вносить в этот образ никакого идеалистического буквализма. «Шествуют» идеи не сами по себе, а вместе с развитием других конкретных индивидов, поколений людей, для которых идеи становятся своего рода общезначимыми принципами, правилами, схемами действия. По мере развития человека и человечества они преобразуются, иногда довольно существенно. Однако самые ценные идеи отбираются, накапливаются, в совокупности образуя духовное богатство человеческой цивилизации и культуры. Не вдаваясь в их анализ (он дается в главах, посвященных обществу, его культуре), отметим лишь то, что характеризует особый способ бытия объективированного (внеиндивидуального) духовного.

Итак, внешние воплощения идей, мыслей, ценностей (как идеальных смыслов) различны, но они обязательно имеются. В этом отношении никакие «чистые» (свободные от объективированных воплощений) идеи и ценности невозможны. Платон утверждал, будто где-то далеко-далеко, на «хребте неба» существуют, обособленно от всякой материи, идеи блага, истины, красоты и т.д. Разумеется, эта идеалистическая картина возникла не на пустом месте. Платон мистически истолковал удивительные особенности бытия объективированного духовного, во многом опираясь на вполне реальные процессы. Мы их рассмотрели на примере идеи колеса. Платон приводил другие, но сходные примеры. Ткацкий челнок, рассуждал он, может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имелся в виду хорошо продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изготовить.

А идея-идеал красоты? Или справедливости? Или истины? Как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного, научного творчества. Такие идеи в процессе развития человечества кристаллизуются, формируя духовные сокровища общечеловеческих ценностей. Мир идей обогащается, а тем самым приобретает все большее значение относительно самостоятельное бытие. Отсюда, однако, неправомерно делать вывод об абсолютной независимости бытия духовного от бытия мира природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от бытия природы и человеческого мира, но изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *