к какой этнической группе относятся евреи

СОДЕРЖАНИЕ

Историческое прошлое

Древний Израиль и Иуда

к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть фото к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть картинку к какой этнической группе относятся евреи. Картинка про к какой этнической группе относятся евреи. Фото к какой этнической группе относятся евреи

Спустя столетия после крестовых походов и инквизиции евреи со всего мира начали эмигрировать в большом количестве. По прибытии эти евреи переняли обычаи общин мизрахи и сефардов, в которые они переехали.

Диаспора

к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть фото к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть картинку к какой этнической группе относятся евреи. Картинка про к какой этнической группе относятся евреи. Фото к какой этнической группе относятся евреи

После провала второго восстания против римлян и изгнания еврейские общины можно было найти почти во всех известных центрах по всей Римской империи, а также разрозненные общины в центрах за пределами империи в Северной Европе, в Восточной Европе, в других странах. Юго-Западная Азия и Африка. Дальше на восток, вдоль торговых путей, еврейские общины можно было найти по всей Персии, а в империях даже дальше на восток, включая Индию и Китай. В раннем средневековье с 6 по 11 век радханиты торговали по сухопутным маршрутам между Европой и Азией, ранее установленным римлянами, доминировали в торговле между христианским и исламским мирами и использовали торговую сеть, которая охватывала большую часть еврейских территорий. поселок.

В средневизантийский период хан Хазарии на Северном Кавказе и его двор обратились в иудаизм, отчасти для того, чтобы сохранить нейтралитет между христианской Византией и исламским миром. Это событие формирует основу для Иегуда Галеви работы «s The Кузарей (c.1140), но сколько следы иудаизма в этой группе пережили крах империи Хазар является предметом научных дискуссий. Артур Кестлер в своей книге «Тринадцатое племя» (1976), а совсем недавно Шломо Санд в своей книге «Изобретение еврейского народа» (2008) недавно (спорно) выдвинули теорию о том, что восточноевропейские евреи в большей степени этнически хазары, чем семиты. Однако многочисленные генетические исследования не подтвердили эту теорию.

Современные подразделения

к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть фото к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть картинку к какой этнической группе относятся евреи. Картинка про к какой этнической группе относятся евреи. Фото к какой этнической группе относятся евреи

к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть фото к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть картинку к какой этнической группе относятся евреи. Картинка про к какой этнической группе относятся евреи. Фото к какой этнической группе относятся евреи

Генетические исследования

В исследовании, опубликованном Национальной академией наук, говорится, что «результаты подтверждают гипотезу о том, что отцовские генофонды еврейских общин из Европы, Северной Африки и Ближнего Востока происходят от общего ближневосточного предкового населения, и предполагают, что большинство еврейских общин оставались относительно изолированными от соседних нееврейских общин во время и после диаспоры ». Исследователи выразили удивление по поводу удивительной генетической однородности, которую они обнаружили среди современных евреев, независимо от того, где диаспора рассредоточена по всему миру.

Ранее израильское происхождение, идентифицированное в еврейском населении мира, приписывалось только мужчинам, которые мигрировали с Ближнего Востока, а затем создали известные в настоящее время общины с «женщинами от каждого местного населения, которых они взяли в жены и обратились в иудаизм». Исследования евреев-ашкенази показали, что, помимо мужчин-основателей, значительная родословная основательница-женщина могла также происходить с Ближнего Востока, при этом около 40% нынешнего населения ашкенази произошли по матрилине всего от четырех женщин, или «родословных основателей», что были «вероятно, из пула мтДНК иврита / Леванта », происходящего на Ближнем Востоке в I и II веках нашей эры.

Исследование 2014 г., проведенное Fernández et al. обнаружили, что евреи-ашкенази демонстрируют частоту гаплогруппы K в их материнской ДНК, что свидетельствует о древнем ближневосточном матрилинейном происхождении, аналогично результатам исследования Бехара в 2006 году. Фернандес отметил, что это наблюдение явно противоречит результатам исследования 2013 года, проведенного Ричардсом. это предполагает европейский источник трех исключительно ашкеназских линий К.

Исследование Haber et al. (2013) отметили, что, хотя предыдущие исследования Леванта, которые были сосредоточены в основном на еврейском населении диаспоры, показали, что «евреи образуют особый кластер на Ближнем Востоке», эти исследования не прояснили, «будут ли факторы, определяющие эту структуру, также вовлекают другие группы в Леванте «. Авторы обнаружили убедительные доказательства того, что современные левантийские популяции происходят от двух основных очевидных предковых популяций. Один набор генетических характеристик, общих с современными европейцами и выходцами из Центральной Азии, наиболее заметен в Леванте среди «ливанцев, армян, киприотов, друзов и евреев, а также турок, иранцев и кавказцев». Второй набор унаследованных генетических характеристик характерен для популяций в других частях Ближнего Востока, а также для некоторых африканских популяций. Популяции Леванта в этой категории сегодня включают «палестинцев, иорданцев, сирийцев, а также североафриканцев, эфиопов, саудовцев и бедуинов». Что касается этого второго компонента происхождения, авторы отмечают, что, хотя он коррелирует с «моделью исламской экспансии» и что «Левант доисламской экспансии был генетически более похож на европейцев, чем на жителей Ближнего Востока», они также говорят, что » его присутствие у ливанских христиан, сефардских и ашкеназских евреев, киприотов и армян может свидетельствовать о том, что его распространение в Леванте могло также представлять собой более раннее событие «. Авторы также обнаружили сильную корреляцию между религией и очевидным происхождением в Леванте:

«все евреи (сефарды и ашкенази) объединяются в одну ветвь; друзы с горы Ливан и друзы с горы Кармель изображены на частной ветви; а ливанские христиане образуют частную ветвь с христианским населением Армении и Кипра, считая ливанских мусульман Внешняя группа. Преимущественно мусульманское население сирийцев, палестинцев и иорданцев группируется на ответвлениях с другими мусульманскими популяциями, столь же далекими, как Марокко и Йемен ».

Авторы также повторно проанализировали исследование Эрана Эльхайка 2012 года и обнаружили, что «провокационное предположение о том, что армяне и грузины могут служить подходящими доверенными лицами для хазарских потомков, проблематично по ряду причин, поскольку свидетельства происхождения среди кавказского населения не отражают хазарское происхождение. «. Кроме того, авторы обнаружили, что «даже если допустить, что родство с Кавказом может представлять хазарское происхождение, использование армян и грузин в качестве хазарских ставленников особенно мало, поскольку они представляют южную часть Кавказского региона, в то время как Хазарский каганат был с центром на Северном Кавказе и дальше на север. Кроме того, среди населения Кавказа армяне и грузины географически наиболее близки к Ближнему Востоку, и поэтому ожидается, что априори они будут демонстрировать наибольшее генетическое сходство с населением Ближнего Востока ». Относительно сходства популяций Южного Кавказа с группами Ближнего Востока, которое наблюдалось на уровне всего генома в одном недавнем исследовании (Юнусбаев и др., 2012). Авторы обнаружили, что «любое генетическое сходство между евреями-ашкеназами, армянами и грузинами может просто отражать общий компонент ближневосточного происхождения, фактически обеспечивая дополнительную поддержку ближневосточного происхождения евреев-ашкенази, а не намек на хазарское происхождение». Авторы утверждали: «Если принять предпосылку о том, что сходство с армянами и грузинами представляет собой хазарское происхождение евреев-ашкеназов, то, в более широком смысле, следует также утверждать, что евреи Ближнего Востока и многие средиземноморские европейские и ближневосточные народы также являются потомками хазар. не имеет силы, поскольку различия между еврейским и нееврейским населением Средиземноморской Европы и Ближнего Востока на тысячи лет предшествуют периоду хазар «.

Источник

Евреи

европеоиды, негроиды и пр.

Евре́и (самоназвание — йеhудим на иврите (יְהוּדִים) и йидн (ייִדן) на идише) — древний народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство Израиль). Численность — от 12 до 14 миллионов человек (2010 г., оценка), из них около 40 % в Израиле и 35 % — в США.

Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых — идиш — входит в германскую группу языков.

Содержание

Название

Евреи

Древним названием является также бнэй-Исраэль — сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).

Согласно Танаху корень евреев происходит из месопотамской семьи середины 2-го тысячелетия до нашей эры. Праотцы народа Авраам, Исаак и Иаков. Потомки Иакова образовали 12 колен (племён) Израиля, которые жили во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Египте. Приблизительно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры они вышли из Египта и обосновались на земле Ханаан.

Происхождение слова «иудеи»

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

Происхождение слова «евреи»

Название в русском языке

Слово «гебреи» («hebraeus») является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

Критерии еврейства

Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе,

к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть фото к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть картинку к какой этнической группе относятся евреи. Картинка про к какой этнической группе относятся евреи. Фото к какой этнической группе относятся евреиевреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном (гиюр)к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть фото к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть картинку к какой этнической группе относятся евреи. Картинка про к какой этнической группе относятся евреи. Фото к какой этнической группе относятся евреи

В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если ещё в XVII—XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров. [13]

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль в настоящее время гласит [15] :

к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть фото к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть картинку к какой этнической группе относятся евреи. Картинка про к какой этнической группе относятся евреи. Фото к какой этнической группе относятся евреиВ применении к настоящему Закону евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизмк какой этнической группе относятся евреи. Смотреть фото к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть картинку к какой этнической группе относятся евреи. Картинка про к какой этнической группе относятся евреи. Фото к какой этнической группе относятся евреи

Обращение в иудаизм происходит путем прохождения процедуры посвящения, называемой гиюром (ивр. גֶּיוּר ‎), который сопровождается у мужчин обрезанием (брит мила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм, миссионерство среди других народов запрещено [источник не указан 434 дня] и гиюр пройти нелегко. Но очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»). В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший ортодоксальный гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.

В новых течениях иудаизма — реформистском, консервативном и реконструктивистском — имеются иные правила для прохождения гиюра.

История

Периоды еврейской истории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

Древнейшая (библейская) история

Как народ, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. По одной из версий, это произошло в результате ассимиляции семитоязычными скотоводами-кочевниками среднего течения Евфрата («хапиру») земледельцев оазисов Ханаана, говоривших на иных семитских языках (амореи) и местного досемитского населения («рефаим»).

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих свое происхождение от сыновей Иакова-Израиля.

На рубеже 2—1 тыс. до н. э. возникает Израильское царство Давида.

Эпоха Первого Храма

В X веке до н. э. царём Соломоном (Шломо) был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона еврейское государство разделяется на два царства — Израиль и Иудею. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

В 722 году до н. э. население Северного Израильского царства — потомки десяти из двенадцати колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

В 586 году до н. э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение).

Эпоха Второго Храма

С завоеванием Нововавилонского царства персами и экспансией Персидской империи Ахеменидов (539 год до н. э.) часть евреев возвратилась в Иудею, где был построен Второй Храм, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев, а бо́льшая её часть стала расселяться по всей Персидской империи, которая простиралась от Индии до Эфиопии. С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку и Египет, Западное Средиземноморье, Грецию, Малую Азию, Сирию, Кавказ, Крым, Иран, Среднюю Азию и до Индии.

В период подчинения Земли Израиля Птолемеям и Селевкидам (IV—II вв. до н. э.) евреи подвергаются культурной эллинизации, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне).

В результате восстания Маккавеев возникло Хасмонейское царство (164—37). В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

Средние века

Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания 638, хотя еврейское присутствие всегда сохранялось.

История еврейской диаспоры

В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, где складывались этнические группы евреев (эдот), различающиеся по языку и бытовой культуре:

Одна из древнейших этнических групп — вавилонские или иракские евреи (бавли), сложилась в середине 1 тысячелетия до н. э. Община использовала вначале арамейский язык, вытесненный около VIII—IX веков первой волной арабских диалектов (кылту), которые впоследствии сохранились в основном лишь у евреев и христиан, а окружающие мусульмане перешли на диалекты кочевников. Последние представители бавли покинули Ирак в начале американо-иракской войны (2003).

Евреи, сохранившие арамейский язык после арабского завоевания, были оттеснены в Курдистанское нагорье, где сформировались в этническую группу таргум, или лахлухов. В современном Израиле они известны как курдистанские евреи, сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские евреи (парас-у-мадай) обитали в Иране и Средней Азии с ахеменидского периода. С VI—VII веков н. э. сохранились памятники еврейско-персидского языка. Впоследствии они разбиваются на собственно иранских евреев (джиди — 25 тыс. в Иране, 75 тыс. в Израиле, в XX веке большинство перешли с еврейско-иранских языков на фарси); татоязычных горских евреев; афгано — среднеазиатскую группу, которая в XVIII веке подразделялась на среднеазиатских евреев и говоривших на одном из еврейско — персидских этнолектов афганских евреев, покинувших окончательно Афганистан в конце XX-го века.

С иранскими евреями была связана и группа китаеязычных кайфынских евреев в Китае, сформировавшаяся в VI—VIII веках н. э. и ныне почти ассимилированная китайцами; её немногочисленные потомки в городе Кайфын сохраняют отдельные признаки культурной обособленности.

В раннем Средневековье вдоль путей международной торговли пряностями формировались говорящие на языке маратхи бней-исраэль в штате Махараштра в Индии и говорящие на языке малаялам кочинские евреи, ранее обитавшие на юге Малабарского побережья, проживающие ныне в Израиле.

Еврейские поселения на Аравийском полуострове возникали с середины — 2-й половины 1 тыс. до н. э. Мухаммед создавал новую религию в противостоянии с еврейским населением Медины, однако отдельные еврейские кланы вошли в первоначальную исламскую общину. Арабоязычные потомки евреев населения южной Аравии («тейманим», то есть йеменцы) живут в основном в Израиле (около 140 тыс. человек), около 200 человек — в Йемене. В раннем Средневековье складываются арабоязычные группы в Северной Сирии и Южной Турции (халяби), Южной Сирии и Ливане (сами); с XVI века в их состав интегрировались беженцы-сефарды из Испании. В XVIII веке несколько кланов халяби и иракских евреев переселились в Индию на службу британской короне, откуда далее они расселились по Юго-Восточной Азии (Сингапур, Мьянма (Бирма), Гонконг, Индонезия и др.), где они известны под названием багдади. С середины второй половины 1-го тысячелетия до н. э. складывалась этническая группа евреев Магриба, разбивавшаяся на многочисленные географические и субэтнические подгруппы, в том числе бербероязычных евреев Атласа.

В изоляции от всех этих общин развивались эфиопские евреи (бета-исраэль, или фалаша), до XX века говорившие на агавских языках, затем — на амхарском и тиграй.

Еврейское население Византии (еваним, романиоты) с XVI века подверглось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в XX века сменившие этнолект греческого языка (еваника) на стандартный греческий язык, живут в Греции (около 1 тыс. человек).

Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими евреями, вероятно связаны славяноязычные евреи Киевской Руси и западно-славянских земель X—XVII веков (кенааним), говорившие на еврейских этнолектах древнерусского и древнечешского языков и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами.

На юго-западе Европы с поздней античности существовала еврейская группа сефардов, говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания 1492 из Испании они расселяются в Восточном и Западном Средиземноморье, где в их среде фомируется еврейско-испанский язык. К ним культурно близки евреи Прованса и евреи Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итальянского языков (южный лоэз). Все эти группы, сохраняли общееврейское самосознание, дополнительным к которому выступало самосознание субэтническое.

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне и во время её, были систематически уничтожены около шести миллионов евреев [17] [18] Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала [19] (см. Холокост). Приведенные цифры пытаются оспаривать отрицатели Холокоста.

Расселение в настоящее время и численность

к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть фото к какой этнической группе относятся евреи. Смотреть картинку к какой этнической группе относятся евреи. Картинка про к какой этнической группе относятся евреи. Фото к какой этнической группе относятся евреи

Общая численность евреев в мире оценивается от 12 до 15 млн чел. Численность еврейского населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.

В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 30-х гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20 %) [20] В дальнейшем доля евреев в СССР, не считавших разумным декларировать свою национальность, продолжала расти — вплоть до начала 80-х гг.

Наиболее крупные еврейские общины в странах мира

№ страныСтраныЕвреи% по стране% от всех евреев
1США (2009)[1]6,544,0002,1 %45 %
2Израиль (2010) [2]5,800,00075,5 %42 %
3Франция606,0001,0 %4,2 %
4Канада393,6601,2 %3,0 %
5Великобритания350,0000,57 %2,3 %
6Аргентина [3]280,0000,8 %2,3 %
7Россия228,0000,14 %1,7 %
8Австралия120,0000,56 %0,9 %
9Германия118,0000,14 %0,88 %
10Бразилия96,5000,05 %0,70 %
11Украина80,0000,16 %0,60 %
12Южная Африка72,0000,15 %[21]2,0000,035 %Этнические группы евреев

Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются ашкеназы (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и сефарды (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).

Изучение генотипа разных групп евреев и сравнение с генотипами других народов показывает, что основные еврейские группы ближе друг другу, чем к соседним народам. Это противоречит аргументам о том, что евреев объединяет лишь культурное, а не этническое происхождение. [22] [23] [24]

Близкие группы

По признаку вероисповедания к евреям относят себя т. н. криптоиудеи и иудействующие.

Криптоиудеи — потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавшие тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы трансформированной еврейской бытовой культуры:

Иудействующие — группы разного этнического происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев:

Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы караимов и самаритян. Последние не рассматриваются евреями как часть еврейского народа.

Языки евреев

Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.

В странах диаспоры иврит (древнееврейский язык) сохраняется как основной язык иудаизма. Разговорным языком ряда хасидских общин в США, Израиле, Бельгии, Великобритании, Канаде и некоторых других странах служит идиш. Из других специфически еврейских языков и этнолектов наиболее сохранились также сефардский, татский (горско-еврейский), еврейско-арамейские, еврейско-иранские. На сегодняшний день около 45 % евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР, Израиле и др.), приблизительно 34 % на иврите (в Израиле и США), 13 % — по-русски, около 5 % — по-испански, около 4,5 % — по-французски, около 4 % на идише, приблизительно 3,5 % по-арабски (в том числе на еврейско-арабских диалектах), распространены также немецкий, румынский, персидский, польский, амхарский, португальский, венгерский, нидерландский, турецкий и др.

Религия

Священная книга еврейского народа — Танах (еврейское Священное Писание) (ТаНаХ — аббревиатура: Тора́ ивр. תורה ‎, Невии́м ивр. נביאים ‎, Ктуви́м ивр. כתובים ‎ — Пятикнижие, Пророки и Писания). ТаНаХ является частью Священного Писания христиан (Ветхий Завет) и почитается в исламе.

Традиционная культура

Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре (см. также Антисемитизм) способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир — «сильный», парнас — «кормилец») и раввинатом.

Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века — полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки (см. Еврейство). Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др.

С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру.

Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В 1881—1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) — в Западную Европу, Америку, Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину.

Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное Государство Израиль, где складывается нация израильтян.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *