к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Архитектура Древнего Рима

Римская империя — одна из величайших в истории человечества. Сами римляне были народом особенным: они постоянно воевали, любили кровавые зрелища и мылись в термах, слушая чтение стихов. И создали архитектуру, не знающую аналогов в мире.

Как попасть в вечный город? Ответ прост: все дороги ведут в Рим!

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

В создании архитектурного облика своего государства древние римляне пользовались архитектурными достижениями не только греков, но и этрусков — исчезнувшей цивилизации, предшествовавшей Риму. Именно у них жители Вечного города позаимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов и дорог, традицию отмечать победу полководцев триумфом. Но римляне все же сумели создать свою, уникальную архитектуру, во многом превзойдя своих предшественников.

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» появилась не случайно. В древние времена Рим был центром великой Империи, и первые дороги соединяли античный мегаполис с другими крупными городами. Путник мог без труда добраться до столицы древнего государства — нужно было лишь выбирать на перекрестках самую широкую дорогу.

Первые римские дороги были проложены в стратегических целях — их строили для того, чтобы армейские соединения — легионы — могли быстро добраться до мест, где велись сражения. Вдоль главных дорог были вкопаны межевые столбы с указанием расстояния до Рима.

Самой старой дорогой считается Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 году до н. э., в период правления Аппия Клавдия. По ней можно ходить до сих пор. В чем же кроется секрет такой долговечности?

Аппий Клавдий прославился не только как инициатор постройки знаменитой Аппиевой дороги, ему приписывают и авторство известного высказывания «Каждый сам кузнец своего счастья»

Дело в том, что именно древние римляне придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем слои земли и камней. Этот способ сделал дороги способными сопротивляться износу, суровой непогоде и оживленному движению. Покрытие из крупных булыжников специально было сделано чуть выпуклым в центре: благодаря этому дождевая вода и грязь стекали на обочины. Все было продумано!

Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.

Римский форум — сердце античного Рима

Древний Рим по праву считался столицей античного мира. Центр города расположился на болотистой равнине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. Здесь римляне устроили центральную площадь — Форум. Вся общественная жизнь проходила именно на этой площади: здесь выбирали консулов, принимали законы и чествовали победителей. На Форуме можно рассмотреть все типы римских сооружений: триумфальные арки и колонны, храмы и базилики.

Из-за естественного рельефа Форум не имел правильных очертаний. Но постепенно площадь превратилась в парадный архитектурный ансамбль. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам, которых у древних римлян было великое множество. Здесь же устанавливали статуи героев и памятники в честь побед над врагами.

Со временем были возведены императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы. Императоры соревновались в построении форумов, создавая один великолепнее другого.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Во II веке в Риме был открыт последний из имперских форумов — форум Траяна. Каменный шедевр архитектора Аполлодора поражал своими масштабами. Он был просто необъятным и занимал почти такую же площадь, сколько все остальные вместе взятые. Римляне во всем старались быть непревзойденными!

Но форумы были не единственной гордостью амбициозных римлян. Стоит поближе познакомиться и с Колизеем.

Арка Септимия Севера

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Триумфальная арка Септимия Севера – трехпролетная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195–203.

Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина – 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика – 5,6 м, в нем расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролет арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые – высоту 7,8 м и ширину 3 м.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Колизей — арена кровавых представлений

Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них — Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, — устраивались именно здесь.

Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.

Колизей — четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них — коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.

Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука — античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

«Навмахия» переводится как «морская битва». Это развлечение римской знати относилось к разряду самых дорогих. Крупнейшей считается навмахия императора Клавдия на озере Фучино — в ней участвовали 50 кораблей и 20 000 гладиаторов!

Термы, или лекарство от скуки

Во всех начинаниях римлян, будь то военный поход или водопровод, чувствовался грандиозный размах. Одним из самых удивительных сооружений стали так называемые Римские термы, или попросту бани. В противоположность сегодняшним, это были обширные архитектурные комплексы. Внутри находились библиотеки и лекционные залы, располагалось здание с центральным пространством, перекрытое куполом. К нему примыкали горячая и холодная бани.

Кроме того, в термах имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр. Не любившие работать, избалованные римляне могли провести там целый день. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, который поступал по специальным каналам, проведенным под полом и в стенах зданий. Это были сложные, высокотехнологичные сооружения.

Название «термы» появилось не случайно. Их строили возле естественных источников термальной — горячей — воды. Не утруждаясь подогреванием, римляне пользовались этой водой, наполняя ею бассейны.

Самыми известными термами в истории стали Термы Каракаллы, названные так в честь жестокого и подлого императора. Несмотря на его сомнительную репутацию, потомкам он оставил еще одно чудо света. До наших дней дошли только руины терм Каракаллы, но и они поражают своей грандиозностью.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Только в Риме бани могли олицетворять собой роскошь целой империи! Интерьеры терм были удивительны. Бассейны создавались из мрамора, стены и полы сплошь были покрыты мозаикой. Ослепляло обилие драгоценных металлов — золота и серебра. А вот входная плата за посещение была вполне приемлемой. Сюда ходили как богатые люди, так и бедняки. Вот пример настоящей демократии!

Купол Пантеона — шедевр инженерной мысли

Вершиной инженерной мысли Древнего Рима по праву можно считать купол, венчающий одно из его величественнейших сооружений — Пантеон. Хотя купольные постройки существовали уже в эгейской и этрусской архитектуре, купол таких огромных размеров смогли создать только римляне.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Сам Пантеон был построен в 117–138 годах и посвящен всем главным римским богам. Большой ценитель греческого искусства, император Адриан пригласил возглавить работы по его постройке прославленного архитектора Аполлодора из Дамаска.

В годы правления Адриана архитектор Аполлодор попал в немилость — возможно, за критику архитектурных талантов императора. Аполлодор в итоге был казнен по надуманному обвинению

Снаружи сооружение выглядит довольно мрачно и сурово. Глубокий портик с тремя рядами колонн совершенно скрывает главное здание ротонды, перекрытое огромным куполом. Свет в храм попадает из круглого окна диаметром 9 метров, расположенного в его вершине.

Купол был построен из бетона, в который вместо камней были добавлены кирпичи в нижней части и пемза — в верхней. Таким образом, такой современный материал, как пенобетон, имел далекого предшественника. Вес купола настолько огромен, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров.

Купол Пантеона стал настоящим шедевром инженерной мысли. Он не давал покоя всем последующим архитекторам: они пытались разгадать секрет римского исполина. Взяв купол римского Пантеона за образец, Филиппо Брунеллески, гений эпохи Ренессанса, построил купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, до сих пор приводящий в изумление всех, кто его созерцает.

Акведуки и триумфальные арки. Содружество красоты и пользы

Кроме купола, одним из важнейших достижений инженерной мысли Древнего Рима считается строительство акведуков. Эти сооружения выполняли важнейшую функцию — по ним в города поступала вода. Справедливости ради стоит отметить, что подобные сооружения уже строили на Древнем Востоке. Но по масштабу построек с римлянами не мог сравниться никто!

Акведук — это не весь водопровод, который часто скрывался под землей, а только его наземная часть, пересекающая реки и овраги. В последнем случае акведук перекрывался сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведук возвышался над землей, строились арочные пролеты. Именно благодаря аркам эти громадные сооружения выглядят очень изящно. Акведуки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

К началу ХХ века сохранились три действующих акведука: Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна. Воистину, римляне строили на века!

Кроме акведуков, был еще один тип сооружений, не знающий аналогов в архитектуре древнего мира: триумфальные арки. Римляне возводили их для прославления и увековечивания в камне великих побед своих императоров. Через главный пролет такой арки, под рев ликующей толпы, победитель въезжал в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Яркие примеры сооружений этого типа — стройная и торжественная арка Тита, арка Септимия Севера.

Знаменитая триумфальная арка императора Константина, построенная в честь его победы над Максенцием, — одна из самых больших за всю историю Рима. Она и стала символом заката Великой империи. Началась новая страница в истории Европы и европейской архитектуры.

Источник

Инфраструктура Древнего Рима

«Благо народа — высший закон».
Римская поговорка

До II-I вв. до н. э. еще можно говорить о разных италийских народах (племенах). Позже, даже если италики воюют с Римом, поддерживая его врагов, это уже борьба внутри одного италийского народа. Этот народ говорит на латыни, имеет очень похожие обычаи, нравы и традиции. Необходимо понять, что же это за народ, что было для него важно и почему.

«Римская цивилизация — это, прежде всего, городской образ жизни. Особенности, которые отличают цивилизованный мир от варварского существования, могут быть найдены только лишь в черте города». Римляне последовательно создавали городскую среду и систему коммуникаций между городами Pax Romana. До них никто никогда не занимался так последовательно устройством обитаемого пространства. Даже греки благоустраивали города и строили порты, но никогда не планировали сооружения целых регионов.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Важнейшими частями инфраструктуры города была система водоснабжения и водоотвода. Воду в города римляне подавали через каналы, но чаще через водоводы — акведуки (aqua — «вода» и ducere — «вести»), в которых вода шла самотеком из расположенных выше источников. Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже сегодня.

Ко II веку от н. э. Рим снабжался водой через 11 акведуков общей длиной почти 350 километров (причем только 47 километров из них были наземными), доставлявшими воду из источников, находящихся на расстоянии до 57 миль (92 км) от Рима.

Акведуки состоят из каменного или кирпичного основания, на котором возводили каменные опоры, и ложа для труб или для воды. Элементы каменной кладки скрепляли бетоном. Поражает и масштаб, и точность инженерных расчетов. Акведук Пон-дю-Гар в бывшей Нарбоннской Галлии при длине 50 км, опускается всего на 17 метров, то есть имеет уклон всего 34 см на километр (1:3000).

Этого более чем хватало: за день через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров. Основное количество поступившей воды распределялось между императорским двором (парки, дворцы, придворные службы — nomine Caesaris), общественными учреждениями (термы, туалеты, сады, амфитеатры, склады, рынки-opera publica) и 638 большими фонтанами (munera): ведь движение воды под естественным напором позволяло создавать фонтаны. Фонтан — типичнейшее явление в городском хозяйстве Древнего Рима.

В Риме на душу населения приходилось в среднем от 600 до 900 литров воды, а в 1900г. в Санкт-Петербурге, для сравнения, потребление одним человеком воды исчислялось в 200 литров.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Термы

Бани для римлян изначально были чем-то почти священным. Первые публичные горячие бани — термы, построил Октавиан Август в Риме. Позднее термы строил почти каждый из римских императоров. Самые гигантские и роскошные из них — Термы Каракаллы. Именно в Термах Каракаллы археологи нашли знаменитые статуи Геркулеса и Флоры.

Система центрального отопления, гипокауст, с подогревом пола и стен позволяла использовать двойные покрытия, и пол не был слишком горячим. В термах были горячие залы, кальдарий (caldarium), теплые — тепидарий (tepidarium), и холодные — фригидарий (frigidarium) — парильни, залы для спорта, места для собраний, и даже библиотека и художественная галерея. В термах был штат банщиков, массажистов, срезывателей мозолей, тренеров и, естественно, проституток.

Приятно теплые полы и стены выкладывались плитами из разноцветного мрамора. Главное здание терм окружено было тенистым парком, аллеями и цветниками. Все необходимое не только для мытья, спорта и приведения себя в наилучшее физическое состояние, но и для общения, обмена новостями, ведения бесед на политические, литературные и философские темы. Термы были прекрасным клубом, их регулярно посещали даже те, у кого в особняках был водопровод и своя частная баня.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Латрины

Почти такую же роль в общественной жизни играли и латрины (latrina), то есть отхожие места, уборные. Как и бани, их существование было чем-то почти религиозным. В римском Пантеоне были особые боги – покровители туалетов. Крепит (Crepitus) был непосредственным богом туалетов, да и Стертиций (Stertitius) — бог земли и отходов, недалек от него. Клоакина (Cloacina), богиня подземных вод, стала покровительницей знаменитой подземной канализации Cloaca Maxima. Общественные сооружения, названные в ее честь клоаками, имели специальные святилища, где люди молились и приносили жертвы Клоакине.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Латрины же под покровительством Крепита, сильно отличались от тех стыдливых сооружений с множеством кабинок, к которым мы привыкли. Римляне строили туалеты-латрины как общественные места. В термах Адриана (современная Ливия) одновременно, могли опорожниться 50 человек. Здесь били фонтаны, пол декорирован богатой мозаикой. В Риме в 315 г. от н. э. было 144 латрины.

Все они отличались комфортабельностью, оборудовались мраморными сиденьями, под которыми журчала вода. Во всех них вместо пипифакса применялась средиземноморская губка, которую полагалось обмыть в соленой воде или в уксусе.

Здесь встречались, беседовали, обсуждали политику, заключали сделки, обсуждали события и слухи. В эпиграмме Марциала описывается некий Вакерра — он несколько часов слоняется в латрине, чтобы подстеречь богатого человека, и получить у него приглашение на даровой ужин. Как видно, латрина была подходящим местом для этого.

Амфитеатры

В городе могло не быть театра и библиотеки, но непременно был амфитеатр. В амфитеатрах жителям сообщали самые важные указы властей. Здесь же проводились зрелища — порой не особенно изящные: бои гладиаторов, травли зверей, инсценировки морских сражений — нумахии.

Много писалось о том, что христиан скармливали зверям на потеху публике. Умалчивалось только, что на растерзание зверям в амфитеатрах вообще отдавались приговоренные преступники: своего рода публичная кормежка зверей людьми.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Афитеатр Флавиев, построенный на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров, имел длину наружного эллипса 524 м, большую ось — 187,77 м, малую ось — 155,64 м, длину арены — 85,75 м, ширину арены — 53,62 м. Высота стен сооружения достигала от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Строили его из блоков местного травертинского мрамора, с 72 по 80 годы н. э., начинал император Веспасиан, закончил его сын Тит.

В этом амфитеатре впервые применен метод, который до нашего времени применяется при строительстве стадионов: по всему периметру здания равномерно располагаются 80 входов. Благодаря этому решению 80 тысяч зрителей могли заполнить амфитеатр Флавиев за 15 минут и покинуть за пять.

Три яруса здания с множеством каменных скамей, идущих рядами — градусами (gradus), заполнялись строго по рангам.

Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причем император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на нее животных.

В первом ярусе сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников.

Во втором ярусе — римские граждане.

Третий ярус предназначался для всех остальных.

А под ярусами еще шла система проходных коридоров, ведших к комнатам служителей, камерам будущих жертв, комнатам для гладиаторов, клеткам зверей, кладовым, больнице, особому помещению для предсказателей.

Амфитеатр Флавиев более известен как Колизей (colosseus — громадный, колоссальный) но так его начали называть уже в Средневековье, века с 8. Спорят, пошло ли это название от колоссальной статуи Нерона, воздвигнутой рядом, или на людей произвели такое впечатление размеры сооружения сами по себе.

Как и все строения Рима, Колизей сделан с колоссальным запасом прочности. Как действующее сооружение, он дожил до начала VI века н. э. Гладиаторские бои в 405 году запретил император Гонорий, но травли зверей продолжались до правления готского короля Теодориха Великого. Четыреста лет практически без ремонта!

Планирование городов и колоний

До 1 века до н. э. римляне создали не менее 40 колоний в Италии, прилегающих к ней районах Галлии, Северной Африке.

До III века н. э. римляне создали не менее 80 колоний по всему Средиземноморью.

Планирование городской среды начиналось римлянами еще до основания нового города: «Куда бы ни приходили римляне, они учреждали миниатюрную версию своего родного города — с его рынками, банями, храмами и всеми другими сложными атрибутами своего образа жизни».

Проектируя создание новой колонии, римляне всегда выясняли, хорошая ли в той местности вода, долго ли живут местные жители, часто ли они и чем болеют, есть ли поблизости выходы хорошего песка, щебня и камня, легко ли провести воду в будущий город. Важным вопросом было и строительство дороги, чтобы связать будущую колонию с другими. Выяснялось, какие есть для этого материалы и возможны ли трудности при ее строительстве, например болотистые поймы рек.

То есть римляне сразу планировали организацию целых районов с подготовленной инфраструктурой. И дорогами, включенными в общую дорожную сеть Римского государства.

Дороги

Рим стал первым государством в истории, которое сделало строительство дорог своей планомерной политикой — причем задолго до того, как стал Средиземноморской империей. Уже в Законах 12 таблиц устанавливалось, что ширина дороги на прямом участке должна быть 2,45 м (8 футов), на поворотах — 4,9 м (16 футов). Собственники придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, а иначе путешественники могли ездить всюду, где пожелают. После сооружения Via Appia (Аппиевой дороги) появилось множество дорог. Каждая из них носила имя цензора, которым была построена, либо по направлению или по области, через которую проходила.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Дороги делились на viae publicae (общественные дороги) — основные дороги Римской империи, соединявшие между собой наиболее крупные города. Эти дороги именовались еще viae praetoriae (преторианские дороги), viae militares (военные дороги) или viae consulares (консульские дороги).

Общественные дороги строились на земле, принадлежавшей государству и на государственные деньги. Средняя ширина viae publicae составляла от 6 до 12 м.

Viae vicinales (проселочные дороги) ответвлялись от viae publicae и соединяли между собой vici (деревни, поселки) в одной области. Это были основные из римских дорог. Средняя ширина viae vicinales составляла около 4 м.

Viae privatae (частные дороги) соединяли крупные владения, villae (вилла, поместье), с viae vicinales и viae publicae. Они находились в частной собственности и полностью финансировались владельцами. Чаще всего они начинались у границ поместий. Средняя ширина viae privatae составляла от 2,5 до 4 м.

Дороги мостились только на территории городов или на подступах к ним (за исключением полностью вымощенной Via Appia), а в основном покрывались песком, щебнем и гравием из открытых карьеров поблизости.

Ко II веку от н. э. общая протяженность римских дорог составляла, по разным оценкам, от 80 до 300 тыс. км. Даже древнеегипетский караванный путь, пересекавший пустыню от Нила к Красному морю, римляне превратили в дорогу, которой пользуются до сих пор.

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» была правдой и до возведения Милия в Риме. Любой путник, попавший на римскую дорогу, мог бы без труда добраться до Рима: лишь бы ему хватило ума на каждом перекрестке выбирать более широкую дорогу.

Римское слово via strata — «мощеная дорога», сохранилось во многих европейских языках. В итальянском — strada и via, в испанском estrada и via, во французском voie. Английское street, немецкое «штрасе», в румынские и молдавское «страдэ» восходят прямо к латыни.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Дорогу изначально проектировали, чтобы сделать ее прямой на максимально возможную длину. Дороги старались не вести в болотистой местности, подводить их к бродам, уменьшать уклон на пересеченной местности; дорогу заметно расширяли на поворотах, чтобы едущие навстречу друг другу повозки могли разминуться, не сцепившись между собой колесами или передком.

Дорогу размечали, используя грому (предок угломера), диоптр — отвес со свинцовым грузиком, для нивелировки дороги. Вместо нивелира применяли хоробат: негнущуюся линейку длиной до 6 метров на специальных подставках. В верхней части линейки была вырезана канавка, в которую заливалась вода. Остается восхищаться точностью, с которой делали расчет римляне с помощью таких простых инструментов.

Обычно дорога строилась одновременно на отдельных участках, отдаленных друг от друга. Этим объясняются небольшие изменения направления, которые сегодня заметны при изучении древних дорог. Чаще всего дорога состояла из множества участков разного качества, при эксплуатации они поддерживались в лучшем или худшем состоянии, в зависимости от того, где именно проходили.

Подготовив углубленное ложе будущей дороги, римляне укладывали несколько сменяющих друг друга слоев:

Дорогу старались делать немного выгнутой в сечении, чтобы вода стекала в дренажные канавы, вырытые вдоль дороги.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Движение в городах

В самом Риме запрещалось ездить верхом или в телегах. Сначала — из соображений, что это священный город, потом — чтобы не создавать помех активному уличному движению. Торговые подводы должны были передвигаться по городам внутри стен и на расстоянии мили от них только ночью. Только замужние женщины и правительственные чиновники могли ездить верхом.

Римские улицы сохранились в Помпеях, а фрагментарно — в Аугсбурге, Трире, Майнце и Кельне. Улицы узкие, с глубокими колеями от повозок — односторонние. Тротуары по обеим сторонам улиц высокие, чтобы обезопасить пешеходов. От тротуара к тротуару сделана высокая пешеходная дорожка из плит. В дорожке три промежутка: для лошади и для колес. Судя по совпадению размеров промежутков для колес во всех городах и расстоянию между ними, в Римской империи существовал стандарт для расстояния между колесами.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Транспортные средства

Первоначально на дорогах использовалась колесница, carrus. Колесница, в которую запрягались два животных, — это уже biga (бига), три — triga (трига), четыре — quadriga (квадрига). Ни греки, ни карфагеняне не ушли дальше колесницы, то есть той же двухколесной арбы, только с более сложными колесами: со спицами и гнутым ободом. Римляне же быстро освоили четырехколесные повозки. В телегах возили грузы, в повозках ездили одновременно несколько человек с багажом. Высокие стенки коляски, четырехколесные raeda или reda, образовывали нечто вроде коробки, внутри которой располагались сидения. В плохую погоду над коляской натягивали тент. Уже использовались примитивные рессоры — изогнутые полосы железа.

Наемные raeda назывались raedae meritoriae, правительственные — fiscalis raeda. Возница и пассажир назывались одинаково — raedarius.

Тянули повозки быки; если запрягали лошадей или мулов, скорость была не намного выше из-за запряжки без оглобель. Колесный бандаж делался из железа; металлические ободы проделывали глубокие колеи даже в каменном покрытии дороги.

Животных погоняли хворостиной и плетью, но была еще специальная острая палочка, которой тыкали мула или лошадь в заднюю часть. Называлась она греческим словом «стимулюс», отчего и происходит наше «стимул».

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Мосты и броды

Броды через реки римляне превращали скорее в дамбы: заваливали русло большими каменными глыбами, сооружали подпорную стенку, канал для отвода воды, а дорога мостилась. На пересечении дороги с глубоким оврагом, горным ущельем, лощиной, суходолом, рекой, строили виадуки: несколько рядов арочных мостов — аркад, возведенных один над другим. Этот прием позволял поднять дорогу на высоту, необходимую для «прыжка» через ущелье.

На быках мостов римляне ставили выступ со стороны верхнего течения. Благодаря этому во время паводков мост предохранялся от разрушения и опасности быть смытым под грузом.

Тоннели римляне не любили: и дорого строить, и опасно для движения. Их тоннели обычно небольшие. Но на больших или особенно важных дорогах в горных местностях (в Испании, в Альпах) строили и тоннели, длиной до нескольких сотен метров.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Дорожные указатели

На всех римских дорогах стояли мильные камни (miliarium): цилиндрические колонны на кубических основах, высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см. Весили мильные камни более 2 тонн. Эти столбы, в отличие от современных дорожных указателей, не ставились через каждую милю. На них указывалось расстояние до ближайшего населенного пункта.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Станции и гостиницы

Уже проектируя дорогу, римские строители ставили вдоль дороги станции, которые получили название mutationes и mansiones.

Mutatio, места смены лошадей, располагались вдоль дороги через каждые 10-15 км. Они предназначались для недолгой остановки путешественников и смены лошадей.

Даже если делать за сутки 50 или 70 километров, ехать через большую страну придется не один день. На каждые три почтовые станции (от 25 до 50 км друг от друга) приходилось по одному mansio — месту отдыха, привалу, ночлегу. Здесь находились tabernae — таверны, харчевни, deversorium — постоялые дворы, гостиницы.

Таверны пользовались плохой репутацией. И не только потому, что ходили слухи о связях содержателей гостиниц с ворами и разбойниками (кстати, время от времени слухи в той или иной местности подтверждались). Репутация у придорожных гостиниц была плохая, потому что еда в них была скверного качества вино разбавлено, а ночевать неудобно. У ворот в одну из таверн на Аппиевой дороге же красовалось такое объявление:

Выпивка стоит здесь асс.
За два асса ты лучшего выпьешь,
А за четыре уже будешь фалернское пить
Достаточно добавить, что самое ценимое в Риме фалернское вино в другом месте стоило бы не четыре, а полтора асса за амфору. Впрочем, цены вокзалов и аэропортов читателю хорошо известны.

В Риме кто имел такую возможность, запасался рекомендательными письмами и останавливался у местных жителей, в стороне. Остальным все же приходилось идти в гостиницу. В римских гостиницах «на первом этаже обычно находился трактир, на втором — комнаты для постояльцев. Меблировка спальных покоев в гостиницах была скромной, если не сказать примитивной. Она включала в себя ложе (в заведениях низшего разряда — простой топчан), лампу и как обязательную принадлежность гостиниц — ночой горшок».

В Помпеях некий «остроумный» гость оставил надпись на стене:

Мы помочились в постель.
Виноваты мы, ладно, хозяин.
Но почему же ты нам не дал
Ночного горшка?

Римская традиция «клозетного» юмора удивительным образом дожила до нашего времени: пошлейшие картинки и надписи можно видеть в английских пабах, а во Франции в кафе любого класса и даже в хороших ресторанах. Вне бывшего Pax Romana, в Германии и Польше, такого сорта «юмора» намного меньше. Российские туристы, столкнувшись с ним, часто оказываются если не шокированы, то неприятно удивлены: мы не привыкли к такому. В России, конечно, есть свой пласт клозетного юмора — как раз в общественных клозетах. В них надписи и рисунки делаются точно того же свойства, что делались в римских клозетах.

Конечно, со стороны хозяина гостиницы в Помпеях нехорошо было пожалеть ночного горшка посетителям. Но почему же посетитель гостиницы не вышел из помещения? Возможно, он не только вредничал: посетитель имел основания бояться лихих людей, которые вполне могли бродить вокруг.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Охрана и службы

Сеть дорог помогла создать сигвив publicus — почтово-курьерскую службу Римской империи. При благоприятных условиях курьер на повозке мог в день проехать около 75 км. Если послание было срочным, то курьер скакал верхом на лошадях и делал до 200 км в сутки.

Курьеры носили характерные кожаные головные уборы, которые назывались petanus. Задерживать курьера и мешать ему было государственным преступлением, и, тем не менее, почтовая служба была довольно опасным занятием: и для разбойников, и для политических заговорщиков курьер мог представлять весьма желанную цель.

Частную переписку состоятельных людей перевозили рабы — tabellarii, то есть посланцы, гонцы. Или они частным образом договаривались с курьерами.

Стоит сравнить скорость передвижения: во Франции до середины XVII века скорость движения «посланников короля» редко превышала 45 км в день. В XVIII веке курьеры прусских королей делали по 100-150 км верхом на лошади.

В России с середины XVIII века ямская служба позволяла доскакать из Петербурга в Москву за 2 суток, но чаще эти 635 км преодолевали за 7-8 дней, а с семьями, в своем возке, ехали 10-12 дней.

Чтобы охранять движение путников, курьеров и грузов, вдоль путей римляне начали строить оборонительные сооружения и ставить военные лагеря. Гарнизон такого лагеря еще и вел ремонтные дороги, а лагеря вырастали порой в настоящие крепости.

Карты и итинерарии

Карты в Риме чертились еще в эпоху царей. Местность на них была искажена, потому что масштабирование и законы перспективы не применялись: их просто не знали.

По приказанию Октавиана Августа в последние годы до н. э. его родственник Агриппа создал карту на свитке из 11 листов общей длиной в 6,8 м, а шириной — 0,34 м. На карте в виде перечня племен и народов вдоль торговых маршрутов изображен весь известный римлянам мир — от Англии до Сахары и от Атлантического океана до Индии.

Были, конечно, и карты отдельных областей, но карты в дорогу обычно не брали. В пути роль карт играли итинерарии (itinerarium), то есть дорожники, или путеводители. Это были списки городов, мостов, бродов, станций по пути следования.

Иногда в итинерариях даже рисовали схематичные карты дорог и их ответвлений. Больше всего итинерарий подобен спискам железнодорожных или автобусных станций по нужным нам направлениям: такие есть на каждой автобусной станции или на каждом вокзале.

Римское правительство заботилось, чтобы население получало надежные карты и итинерарии. Марк Антоний и Юлий Цезарь в 44 году до н. э. поручили трем географам-грекам, Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту составить итинерарий всей империи. Географы выполнили задание уже в начале правления Октавиана Августа, через 25 лет. Тогда в Риме, около Пантеона установили каменную плиту, и выгравировали на ней этот громадный итинерарий. Всякий желающий мог его копировать.

к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Смотреть картинку к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Картинка про к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада. Фото к какой древней культуре относятся понятия термы колумбарий амфитеатр акведук аркада

Громадная континентальная страна тратила много время в дороге. О путешествиях по стране, приключениях, нечестности прислуги, о разбойниках, диких зверях и гостиницах ходило множество историй, слухов и анекдотов, писалось много романов, повестей и стихов.

Бытовые реалии этого пласта культуры крайне отличаются от наших, но дух очень похож. Если перевести на латынь пушкинского «Станционного смотрителя», соответственно изменив чины и бытовые реалии, у римлянина удивление вызвали бы разве что описания зимы и саней.

Какую бы критику ни наводили на свои гостиницы и станции сами римляне — а ведь эта система работала. В пределах Римского мира, Pax Romana, римский гражданин мог совершить путешествие на тысячи километров, причем по отличным дорогам с указателями, мостами и источниками воды, вполне приемлемыми станциями и гостиницами. Согласно итинерарию Антонина Августа, в начале III века от н. э. длина римских дорог составляла около 85 тысяч километров и соединяла между собой 372 населенных пункта.

Для движения по всем этим дорогам на всем пути от Пальмиры в Сирии до Улис Боно (будущего Лиссабона) в Иберии-Испании и от столицы Африки Утики до столицы Северной Британии Эборакума (нынешнего Йорка) путник не нуждался ни в каких документах или специальных разрешениях. Только для поездки в Египет долгое время нужно было специальное разрешение императора.

При этом путник все время находился под защитой закона, пользовался одними и теми же деньгами, говорил на той же латыни, находился в привычной ему культурной среде. В Пальмире он ел бы ту же круто сваренную кашу «пульс», в Эборариуме он принимал бы такие же горячие ванны, в Утике пошел бы в точно такой же латрин, чтобы узнать местные новости.

Сравнить жизнь такой империи можно только с двумя похожими примерами: с жизнью Британской империи конца XIX — начала XX веков, когда в Индии, Гайане (Южная Америка), в Южной Африке и Австралии одинаково одетые горничные на английском языке предложили бы вам одинаково заваренный чай в одно и то же местное время, и стоил бы он одинаковую сумму в пенсах и шиллингах.

Похожий пример дает и Российская империя, в которой в начале XX века можно было проехать по железной дороге от Харбина в Китае до Варшавы и Одессы, получая в дорожных ресторанчиках одни и те же блюда за сравнимые цены и общаясь на русском языке.

Для римлянина границы привычной инфра структуры кончались только на границах Империи. Империя расширялась — и тут же тащила за собой свою инфраструктуру. Выходить ли за столб с надписью «Дальше этого места закона нет» — следовало хорошо подумать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *