к какой амортизационной группе относятся огнетушители
Как учитывать огнетушители: в составе ОС или материалов?
Автор: Алексеева М., эксперт журнала
Как отражать в бухгалтерском учете образовательного учреждения огнетушители: в составе основных средств или материальных запасов?
Основные критерии отнесения активов к основным средствам приведены в п. 7, 8 СГС «Основные средства»[1], а к материальным запасам – в п. 7 СГС «Запасы[2], п. 99 Инструкции № 157н[3].
Главным критерием в данном случае является срок полезного использования огнетушителей. Если он превышает 12 месяцев, то они включаются в состав основных средств, если нет – в состав материальных запасов.
Окончательное решение по данному вопросу принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
Если принято решение учитывать огнетушители как основные средства, то расходы на их покупку следует относить на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н[4], п. 11.1 Порядка № 209н[5]).
Огнетушители принимаются к учету по их первоначальной стоимости, формируемой в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом предъявленного НДС. Такая стоимость отражается на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» и может включать элементы затрат, поименованные в п. 15 СГС «Основные средства» (п. 23 Инструкции № 157н).
Согласно п. 45, 53 Инструкции № 157н группировка основных средств по счетам бухгалтерского учета (применение аналитики по счетам) осуществляется по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ[6]. В данном классификаторе огнетушители отнесены к коду 330.28.29.22.110, включенному в группировку 330.28 «Машины и оборудование, не включенные в другие группировки». В связи с этим для учета указанных объектов будет использоваться счет 0 101 04 000 «Машины и оборудование».
Срок полезного использования (эксплуатации) огнетушителей в целях принятия их к учету и начисления амортизации определяется в соответствии с Классификацией ОС[7]. Однако код 330.28.29.22.110 ОКОФ в ней отсутствует. В связи с этим срок полезного использования данных объектов может быть установлен исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя (технической документации).
Огнетушители, стоимость которых (за штуку) не превышает 10 000 руб., при передаче в эксплуатацию подлежат списанию с баланса и постановке на забалансовый учет (забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации») (п. 373 Инструкции № 157н). Отметим, что амортизация на такие объекты основных средств не начисляется.
Огнетушители, стоимость которых превышает 10 000 руб., числятся на балансе учреждения. Амортизация по таким объектам начисляется в общем порядке, предусмотренном п. 39 СГС «Основные средства»:
при стоимости от 10 000 до 100 000 руб. – 100 % при вводе в эксплуатацию;
при стоимости свыше 100 000 руб. – в соответствии с рассчитанными нормами амортизации.
Автономное образовательное учреждение за счет субсидии на выполнение государственного задания приобрело 10 огнетушителей на сумму 20 000 руб. (2 000 руб. за штуку). Данные средства пожаротушения были приняты к учету в составе основных средств – иного движимого имущества учреждения и введены в эксплуатацию.
Согласно Инструкции № 183н[8] в бухгалтерском учете отражены следующие корреспонденции счетов:
Как узнать код огнетушителя по ОКОФ
Для того чтобы верно произвести квалификацию расходов на покупку огнетушителей, необходимо определить, к какой группе относится это оборудование – материальные запасы или основные средства (ОС).
На основании Инструкции 157н (п. 38) объекты имущества принимаются для учета в качестве ОС, когда:
Как правило, огнегасящее оборудование устанавливается на период, превышающий 12 месяцев (согласно ГОСТ Р51057-2001). И когда приборы для ликвидации пожаров регулярно обслуживаются и защищают установленную площадь, они считаются постоянно эксплуатируемыми.
Поэтому огнетушители относятся к ОС и имеют свой код в ОКОФ (общероссийском классификаторе основных фондов).
Что такое ОКОФ, его назначение, иерархия, действие во время переходного периода.
Также рассмотрим код по ОКОФ огнетушителя, группу, к которой относят огнегасящее оборудование, и зачем определяют это значение.
Каждому ОС на основании классификатора присваивается свой цифровой код. Структуризация производится по определенной системе, детализируется по уровням, каждый из которых имеет свое название.
Код для конкретного основного средства определяется в ОКОФ.
Что это такое, описание
Классификатор ОС – это нормативный документ, который относится к области стандартизации. Его главная задача – структурировать ОС.
Система ОКОФ присваивает каждому объекту ОС код, состоящий из цифр. Их должно быть не меньше пяти, но и не больше двенадцати:
Работать с классификатором довольно трудно, потому что в официальной версии все коды представлены в виде одного большого списка. Нет выделения групп и вложенных уровней.
Назначение классификатора
Присваивание кодов по ОКОФ важно для финансовых подразделений в следующих случаях:
Амортизационные группы
В классификаторе таковых выделяется 10 штук. Для удобства разместим их в табличной форме.
Номер п/п | Виды ОС |
Срок полезного применения более тридцати лет | |
10 | Транспортные средства (ТС). Устройства передаточные, строения. Посаженные многолетние растения. Здания. |
Период использования от двадцати пяти до тридцати лет | |
9 | ТС. Устройства передаточные, строения. Здания. |
От двадцати до двадцати пяти лет использования | |
8 | ТС. Устройства передаточные, строения. Здания. |
Срок амортизации для расчета от пятнадцати до двадцати лет | |
7 | ТС. Посаженные многолетние растения. Устройства передаточные, строения. ОС, не входящие в перечисленные группы. |
Период для расчета амортизации от десяти до пятнадцати лет | |
6 | ТС. Устройства передаточные, строения. Многолетние насаждения. |
От семи до десяти лет | |
5 | ТС. Устройства передаточные, строения. ОС, не входящие в перечисленные группы. |
Расчетный период пять-семь лет | |
4 | ТС. Посаженные многолетние растения. Устройства передаточные, строения. Здания. |
От трех до пяти лет | |
3 | ТС. Устройства передаточные, строения. Инвентарь. |
Срок амортизации два-три года | |
2 | ТС. Посаженные многолетние растения. Инвентарь. |
Один-два года | |
1 | Оборудование, машины. |
На заметку. Согласно классификатору, пожарные системы размещены в шестом разделе. Соответственно и огнетушитель ОКОФ 2019 имеет ту же амортизационную группу.
Приказы и постановления
До конца 2016 г. имел силу ОКОФ ОК 013-94, утвержденный в 1994 г. 359 Постановлением Госстандарта.
С начала 2017 г. действует ОКОФ ОК 013-2014 на основании Приказа того же ведомства номер 2018-ст от 12 декабря 2014 г.
Изменения и поправки
За шесть лет после разработки нового документа, его утверждения и начала действия было внесено 5 корректировок – 1-я в 2015, еще одна в 2016, две – в 2017 и последняя – в 2018 годах.
Суть всех изменений заключается во внесении или исключении из списка основных фондов ряда наименований. При добавлении нового вида ОС ему в классификаторе присваивается код.
С 2018 года вступили в силу поправки, изменяющие состав амортизационных групп со второй по десятую.
Период действия
На заметку. Для всех приобретаемых и вводимых с 2017 г. ОС период полезного применения регламентируется ОКОФ ОК 013-2014. Для тех ОС, которые были поставлены на учет до вступления в силу нового документа, сроки определяются по ОКОФ ОК 013-94, даже если в действующем с 2017 г. ОС относится к другой группе амортизации.
Огнетушители в ОКОФ
В связи с выходом нового классификатора у огнетушащих устройств также сменились коды.
Если в предыдущем варианте цифровые шифры присваивались отдельно углекислотным и пенным устройствам, а также выделялась группа для прочих видов оборудования, куда входили порошковые, хладоновые, химически-пенные, ранцевые агрегаты, то по ОК 013-2014 все приборы для локализации и ликвидации возгораний получили код, состоящий из одиннадцати цифр.
Рассмотрим подробнее порядок и значения символов в шифре огнегасящего оборудования в новом ОКОФ.
Их коды и расшифровки
Огнетушитель по новому ОКОФ 2019 как основное средство имеет цифровое обозначение 330.28.29.22.110.
Для того чтобы понять принцип формирования кода, рассмотрим каждый знак:
В отличие от предыдущего классификатора в ныне действующем нет подробной дифференциации огнетушащего оборудования.
К какой группе относятся
Период амортизации устройств для локализации и ликвидации пожаров для бухучета составляет от 10 до 15 лет. Поэтому огнетушитель – это шестая амортизационная группа на основании ОКОФ 2019.
Зачем нужны коды
Главная задача присвоения цифровых значений по ОКОФ – устранение ошибок в налоговом и бухгалтерском учете ОС.
При неверном присвоении кода можно ошибиться в оценке сроков амортизации ОС, что ведет к начислению штрафных санкций со стороны ГНИ.
Пример. Является ли подставка под огнетушитель основным средством? Если да, какой код ей присваивается.
Решение. Подставка используется совместно с огнегасящим оборудованием, срок службы которого составляет более одного года. Соответственно ее надо отнести к ОС. Далее простой поиск по документу ОК 013-2014 приводит нас к группе «Мебель для офисов и предприятий торговли», код которой 330.31.01.1. Далее выбираем материал, из которого изготовлен предмет (330.31.01.11 – металлический, 330.31.01.12 – деревянный для офисов, 330.31.01.13 – деревянный, используемый на предприятиях торговли) и ставим ОС на учет. После чего исчисляем амортизацию в соответствии с периодом, определенным для этой группы (5–7 лет).
Выводы
Классификатор основных фондов помогает определить объект учета в определенную группу и установить верный период амортизации.
Новый ОКОФ применяется для ОС, подлежащих постановке на учет только с 2017 г.
Все огнетушители для бухгалтерского и налогового оприходования считаются основным средством и объединены одним кодом классификатора.
Износ огнегасящего оборудования рассчитывается по шестой группе, период амортизации для которой составляет 10–15 лет.
Расходы на первичные средства пожаротушения
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) государственные (муниципальные) учреждения, как и любые другие организации, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В статье обращено внимание на соблюдение правил противопожарного режима и осуществления расходов на исполнение требований противопожарной безопасности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 69-ФЗ Правительством РФ разработаны и утверждены Правила противопожарного режима.
Данные правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 Правил противопожарного режима).
В отдельных разделах Правилпротивопожарного режима перечислены нормы, которые следует соблюдать организациям и учреждениям в силу специфики осуществляемой ими деятельности. Автономным учреждениям нужно обратить внимание на:
– разд. V «Научные и образовательные учреждения»;
– разд. VI «Культурно-просветительные и зрелищные учреждения»;
– разд. VIII «Лечебные учреждения».
Кроме перечисленных разделов, также следует обратить внимание на разд. XIX «Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения».
В соответствии с п. 463 разд. XIX «Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения» при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляются в соответствии с приложениями 1и 2 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара.
Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:
Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты. Требуемое их количество для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с приложением 5.
Бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, должны иметь объем не менее 0,2 куб. м и комплектоваться ведрами.
Ящики для песка должны иметь объем 0,5 куб. м и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.
Далее остановимся на отражении расходов, связанных с приобретением и обслуживанием первичных средств пожаротушения, но сначала определим учетную группу данного имущества.
Классифицируем учетную группу
для первичных средств пожаротушения
Как уже было отмечено выше, осуществление расходов на первичные средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты является одним из мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным средствам пожаротушения относятся:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания.
При этом следует учитывать, что согласно приложению 1 «Основные виды пожарной техники для защиты объектов», приведенному в ГОСТе 12.4.009-83, к пожарному инвентарю относятся:
Для правильной классификации производимых расходов следует учесть, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее – ОКОФ), огнетушители и инвентарь пожарный отнесены к группе «Машины и оборудование» как оборудование для пожаротушения (код 14 2944020).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» данное имущество относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно.
Поскольку первичные средства пожаротушения – огнетушители, пожарный инвентарь, пожарные щиты относятся к основным средствам, их учет осуществляется на счетах, регламентированных п. 8 Инструкции № 183н, таким образом:
– 0 101 24 000 «Машины и оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения»;
– 0 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».
Далее необходимо отметить, что в силу п. 92 Инструкции № 157н амортизация по объектам основных средств начисляется в следующем порядке:
– на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
– на объекты основных средств стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно – в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
Таким образом, норма амортизации (исходя из срока полезного использования) рассчитывается только в отношении основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. Поскольку первичные средства пожаротушения (огнетушители, пожарные щиты, стенды) в большинстве случаев имеют стоимость менее 40 000 руб., в бухгалтерском учете амортизация по таким основным средствам будет начислена при выдаче их в эксплуатацию.
Амортизация по объектам основных средств отражается в бухгалтерском учете путем ее накопления на соответствующих счетах аналитического учета счета104 04 «Амортизация машин и оборудования» (п. 84 Инструкции № 157н).
При списании основного средства с учета списывается и начисленная амортизация.
Отражаем расходы на приобретение и эксплуатацию первичных средств пожаротушения
Напомним, что вся закупочная деятельность по приобретению первичных средств пожаротушения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Проведение процедур закупки (включая способы закупки) производится согласно принятому в учреждении положению о закупке. Кроме того, данный вид расходов должен быть отражен в плане финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), приобретение огнетушителей, пожарных стендов и пожарного инвентаря отражается по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Расходы по приобретению первичных средств пожаротушения учитываются на счете 106 01 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции № 157н).
За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в январе 2014 года автономным учреждением были приобретены огнетушители ОП-10 АВСЕ в количестве 10 шт. на сумму 10 тыс. руб. Расходы по доставке составили 1,5 тыс. руб. В этом же месяце огнетушители были введены в эксплуатацию.
В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:
Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.
Периодические проверки необходимы для контроля состояния огнетушителей, контроля места установки огнетушителей и надежности их крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе с огнетушителями.
Техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и использованием необходимых инструментов и материалов лицом, назначенным приказом по предприятию или организации, прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей.
Оказание сторонней организацией услуг по переосвидетельствованию огнетушителей осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. В соответствии с Указаниями № 65н расходы учреждения по оплате договора на переосвидетельствование огнетушителей относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Автономным учреждением заключен договор со сторонней организацией на переосвидетельствование огнетушителей на сумму 17 700 руб. Все расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. В соответствии с учетной политикой учреждения данные затраты отнесены в состав общехозяйственных расходов.
В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии выполнения положений ст. 252 НК РФ. Иными словами, они должны быть обоснованны и документально подтверждены, а также осуществлены (понесены) в рамках деятельности, направленной на получение доходов. Так, расходы автономного учреждения по освидетельствованию огнетушителей принимаются в целях обложения налогом на прибыль в соответствии с заключенными сторонами договорами (соглашениями), а также документами, подтверждающими фактическое оказание услуг (например, актами об оказанных услугах).
Что касается расходов по приобретению первичных средств пожаротушения, то, поскольку их первоначальная стоимость составляет менее 40 000 руб., на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ она включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода указанных средств в эксплуатацию. Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из стоимости их приобретения (без учета НДС и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 НК РФ).
В заключение отметим, что в силу п. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3 – 8ст. 20.4 КоАП РФ, влечет пре-дупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – в размере от 6 000 до 15 000 руб., на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.
В качестве примера привлечения к административной ответственности приведем спор, рассмотренный в Постановлении ФАС ЗСО от 10.03.2011 № А03-7546/2010. В ходе проверки муниципального учреждения инспекцией пожарного надзора среди многочисленных нарушений было установлено, что здание и помещение гаража недоукомплектованы первичными средствами пожаротушения. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы, на их корпуса не нанесены порядковые номера белой краской.
По результатам проверки руководителю было выдано предписание и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Администрация с выданным предписанием не согласилась и попросила суд признать его незаконным.
Принимая решение, арбитры исходили из того, что ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено: организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Более того, администрация не представила суду доказательств принятия всех зависящих от нее мер по соблюдению требований пожарной безопасности. Таким образом, привлечение ее к ответственности признано обоснованным и правомерным.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
- Что такое плазмонные наночастицы
- что делать с цветком абигейл в don t starve