к какому виду общения характерна беспредметность то есть люди говорят не то что думают
К какому виду общения характерна беспредметность то есть люди говорят не то что думают
Сергей Иванович Самыгин и др
Психология делового общения
© Авторский коллектив, 2019
© Оформление ООО «Феникс», 2019
Дисциплина «Психология делового общения» основана на знании психологических особенностей в сфере делового общения, необходима специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек», в особенности психологам, юристам, бизнесменам, политикам, менеджерам, переводчикам, педагогам и другим. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, располагать их к себе лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
1. Иметь представление:
• об основных характеристиках делового общения;
• о роли личности в деловом общении;
• о невербальных аспектах делового общения;
• об основных формах делового общения;
• о психологических приемах и принципах делового общения;
• о культуре ведения споров;
• об управлении конфликтными ситуациями;
• об основных правилах делового этикета;
• об общих правилах оформления документов.
• определение и функции общения;
• уровни и средства общения;
• основные стратегии общения;
• основные концепции личности;
• защитные механизмы личности;
• понятия «личность», «архетип», «взаимодействие»;
• психологические типы, типы акцентуации характера;
• особенности общения через переводчика;
• принципы делового общения;
• определение, цели, методы, навыки ведения деловых переговоров;
• определение понятия «спор», цели и подходы к ведению спора;
• особенности критики в споре;
• принципы ведения спора;
• понятие «конфликт», структуру и типологию конфликта;
• модель конфликтного процесса и его последствия;
• правила, методы и стратегии управления конфликтной ситуацией;
• основные понятия об этикете;
• основные понятия дисциплины «Психология делового общения».
• применять на практике синтоническую модель общения;
• использовать основные закономерности проксемики;
• использовать основные закономерности такесики;
• применять основные законы общения;
• преодолевать барьеры общения;
• применять правила раскрепощения в деловом общении;
• учитывать гендерные особенности деловых партнеров;
• применять основы графологии в деловом общении;
• использовать основы кинесики в деловом общении;
• вести деловую беседу;
• использовать рекомендации по приему подчиненных;
• вести деловые переговоры;
• вести деловые совещания и собрания;
• вести подготовку и проводить публичные выступления;
• применять на практике основы документационного обеспечения;
• использовать психологические приемы влияния на партнера;
• слушать в процессе делового общения;
• использовать технику убеждения партнера;
• корректно вести телефонный разговор;
• учитывать специфику подготовки к деловому завтраку, обеду, ужину.
Деловое общение связано с такими дисциплинами, как философия, психиатрия, психология, педагогика, этика, социология, информатика, русский язык и культура речи, иностранный язык, маркетинг, менеджмент, связи с общественностью и другими.
Глава 1. Основные характеристики общения
1.1. Функции и структура общения
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:
• коммуникативная: состоит в обмене информацией между людьми;
• интерактивная: заключается в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);
• перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. Язык: система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, субъективный смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, то есть иметь закрепленные за ними значения, так и экспрессивными, то есть служить для большей выразительности речи.
Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. д.): побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентирование в целях и ситуации общения.
3. Ориентирование в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов: общение окажется неэффективным. Эти умения называют социальным интеллектом, практически-психологическим умом, коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью.
1.2. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики общения
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. В переводе с латыни слово обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в ее успехе, необходимо иметь обратную связь, информирующую о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Для эффективной коммуникации характерны достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
• стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
• предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»); мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
Виды общения
Цель: рассмотреть различные виды общения и ситуации их использования.
Задачи
— охарактеризовать различные виды общения;
— рассмотреть ситуации их применения;
— разыграть общение различными способами;
— глубже понять свой стиль общения и поведения.
Ход урока
Кроме стратегий общения (открытое — закрытое, монолог — диалог, ролевое — личностное), можно выделить еще и несколько распространенных видов общения, отражающих многообразие наших контактов с людьми. Например, следующие:
1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Когда в троллейбусе с вами заговорит словоохотливая старушка и начнет рассказывать о своих проблемах, то, не особенно вслушиваясь в ее слова, вы с вежливым видом киваете в ответ, будто слушая ее. Или вы увидели симпатичную девочку и с интересом рассматриваете ее, но стоит ей, почуствовав ваш взгляд, взглянуть на вас, как вы сразу напустите на себя безразличный вид и будете смотреть в окно. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем общаются под масками, не раскрываясь и что-то «строя из себя», то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно.
2) При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него — активно вступаешь в контакт, мешает он тебе — отталкиваешь безразличием или грубостью. Если получил от собеседника желаемое, то теряешь интерес к нему и не скрываешь этого. Это элементарное использование другого. Как в мультике про Масяню, когда она стояла строила глазки проходящим молодым людям и сладким голосом говорила: «Молодой человек, не угостите девушку мороженым, а?», добившись своего, грубо обрывала: «А теперь проваливай!». Ценя свои отношения с людьми, вы крайне редко будете прибегать к таким уловкам, иначе с вами будут поступать так же;.
3) В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника. Придя в магазин, вы говорите продавщице те же слова, что и тысячи других покупателей, а она отвечает вам как все другие продавцы; есть определенная схема взаимодействия. Вас совершенно может не интересовать, какой она человек и как живет, а ее не интересует ваша жизнь — ее интересует, что вы хотите купить. Если же вас заинтересовало что-то в ее облике, вам захотелось узнать, почему она такая радостная или грустная сегодня, то вы выходите на другой, личностный, уровень контакта. Все мы являемся носителями множества ролей: примерный ученик, строгий учитель, добрая мама, требовательный папа, грубый хулиган, модная девчонка и т. п..
4) При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты. О человеке, который учится или работает рядом с вами, вы можете знать достаточно много: в каком настроении он приходит в школу, какой предмет ему нравится, насколько хорошо он его знает, волнуется ли на контрольной. Но вы можете совершенно не подозревать, какие у него интересы вне школы, с какой компанией он общается, какую профессию хочет выбрать, о чем мечтает. Зачастую коллеги по работе и не подозревают, что их всегда строгий, «непробиваемый» шеф обожает на выходных возиться с цветами в саду, а ваша неприметная соседка по кабинету на днях победила на конкурсе дизайнеров веб-сайтов. Несомненно, деловые качества нашего партнера по делу важны в первую очередь, но не стоит считать, что человек только из них и состоит; иногда полезно узнать его в нерабочей обстановке и, возможно, у вас найдутся общие интересы.
5) Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Почти любая предлагаемая тема будет встречена с интересом и пониманием, ведь у вас общие интересы, вы интересуетесь жизнью другого человека.Такое общение очень приятно, так как вы знаете интересы, убеждения, характер собеседника, можете предвидеть его реакцию, не обидеть его.
Вывод
Существуют различные формы и виды общения, призванные сделать его эффективным в различных ситуациях взаимодействия людей друг с другом.
Вопросы
1. Какие виды общения вы знаете?
2. Приведите примеры общения каждого вида, разыграв соответствующие ситуации.
3. Какие еще виды общения вы знаете? Какие вы используете чаще всего и почему?
4. Составьте список своих ролей в повседневной жизни.
Основы психологии (100 стр.)
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то
Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);
д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Виды общения
iФормально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие: «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».
совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу». Из сопоставления этих двух факторов-векторов по кругу Лири выявляет 8 индивидуальных стилей общения:
Общение: стратегии, виды и позиции. Рассмотрение трансактного анализа общения
Особенности различных стратегий общения
Психология рассматривает следующие стратегии общения:
Открытое общение — желание и умение в полной мере выражать собственную позицию и готовность учесть точку зрения окружающих. Открытые коммуникации эффективны, когда присутствует сопоставимость, но нет тождественности предметных позиций (в процессе обмена мнениями, замыслами).
Закрытое общение представляет собой нежелание (неумение) понятно выражать собственную позицию, отношение, имеющиеся сведения. Цель такого типа коммуникаций является оправданной в нескольких случаях:
«Одностороннее выспрашивание» представляет собой полузакрытую коммуникацию, в которой человек проявляет попытку выяснить точку зрения другого без раскрытия собственной позиции. «Истерическое предъявление проблемы» используется, когда индивид открыто выражает собственные чувства, проблемы, обстоятельства. При этом он не интересуется тем, хотят ли окружающие «войти в чужие обстоятельства», выслушивая «излияния».
Характеристика видов общения
Можно выделить следующие виды общения:
Кодексы делового и светского общения основаны на разных принципах.
Кодекс светского и делового общения
Кодексы делового и светского общения в своей основе имеют разные принципы. Так, для Кодекса светского общения характерно:
Кодекс делового общения подразумевает:
Когда один собеседник будет ориентироваться на принципе вежливости, а другой на принципе кооперативности, то их общение не будет эффективным. По этой причине необходимо согласование правил общения и их соблюдение всеми участниками.
Трансактный анализ общения
Тактика общения в психологии представляет собой реализацию в определенной ситуации коммуникативной стратегии (strategies), основанной на владении техниками и знании правил общения. Техника общения включает конкретные коммуникативные умения говорить и слушать.
Общение включает позиции доброжелательности (принятия собеседника); нейтральности; враждебности; доминирования; общения на равных; подчинения.
Концепцию трансактного анализа общения предложил американский психолог Эрик Берн. В ней он выделяет три основные позиции: Ребенок, Родитель, Взрослый. Позиции могут много раз сменять друг друга в течение дня, также какая-то из них может быть преобладающей в поведении. В позиции Ребенка индивид смотрит на другого снизу вверх, готов подчиняться, испытывает радость от того, что его любят, одновременно чувствуя неуверенность и беззащитность. Данная позиция является в детстве базовой, но часто встречается и у взрослых. Общаясь с коллегами, человек стремится занять позицию Взрослого. Для нее характерен спокойный тон, выдержка, солидность, ответственность, равноправность в общении. В позиции Родителя разыгрывается роль старого отца, старшей сестры, внимательного мужа (жены), педагога, врача, начальника.
Для позиции Родителя характерны 2 типа поведения:
Позиция Ребенка может сочетать склонность к подчинению, поддержке и защите («послушный ребенок»). Также это может быть эмоциональный импульсивный протест, бунт, непредсказуемые капризы («бунтующий ребенок»).
Общение Родителя и Взрослого характеризуется динамичностью. Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением может либо сбить спесь с Родителя, переводя его в равную позицию Взрослого. Если же Родитель сумеет подавить собеседника, то переведет его в позицию подчиняющегося (бунтующего) Ребенка.
Можно встретить замаскированные разновидности общения, в котором внешний (социальный) уровень не будет совпадать, маскирует истинный психологический уровень общения. Так, общение продавца и покупателя внешне носит равноправный характер двух Взрослых, но фактически, диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») осуществляется на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).
Тест по дисциплине «Психология общения» по теме: «Виды и уровни общения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
По дисциплине «Психология общения» на тему: «Виды и уровни общения»
1. Выберите правильный ответ. К видам общения относятся:
б) вербальное общение;
д) невербальное общение;
е) светское общение;
ж) все ответы верны;
з) все ответы неверны.
2.Общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, это:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
4. Общение, когда учитываются особенности личности, возраст, настроение собеседника, но интересы дела являются более важными, это:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
5. Общение, при котором оценивают другого человека как нужный или мешающий объект:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
6. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, это:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
7. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий – основа данного вида общения:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
8. В ходе общения используется стандартный набор масок:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
9. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему, это характерно для следующего вида общения:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
10. Б. Ломов выделяет следующие уровни общения:
11. Человек общается с другими людьми согласно традиций, обычаев, общественных отношений, это:
12. Следующие уровни общения или способы структурирования времени – ритуалы, развлечение, игры, близость, выделяет:
13. А. Добрович предложил выделить 7 уровней общения, анализируя особенности:
14. Выберите правильный ответ, определите уровень общения. Человек испытывает потребность в контакте и возникает установка на внешнюю коммуникацию:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
ж) стандантизированный уровень
15. Общаясь на этом уровне люди выносят из контактов не только определенные «плоды» совместной деятельности, но и устойчивое чувство доверия:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
ж) стандантизированный уровень
16. Выберите правильный ответ. А. Добрович определил самый высокий уровень общения:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
17. Укажите правильный ответ. Когда мы говорим «Праздничное общение», то подразумеваем именно этот уровень общения:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
Эталоны правильных ответов
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально – 22 балла.
Количество правильных ответов
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Тест по Дисциплине «Психология общения». Тема : «Виды и уровни общения». Тест для студентов очной формы обучения в СПО. Тест состоит из 17 вопросов с вариантами ответов. Правильных ответов может быть несколько. Даны эталоны правильных ответов и критерии оценивания. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально – 22 балла.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Методическая разработка сценария внеурочного мероприятия «Молодёжь против СПИДа»!
Презентация к внеурочному мероприятию «Молодёжь против СПИДа»
Программа летнего отдыха для детей семейной группы детского дома
Конкурсные задания «Подросток и закон»
Методическая разработка по Правовому обеспечению профессиональной деятельности
Ашық сабақтың тақырыбы: «Үстел жабдықтау»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия«ОТКРЫЛАСЬ БЕЗДНА ЗВЕЗД ПОЛНА»
Өндірістік оқыту сабағы «Бірінші тағамдар»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5240709 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.