к какому виду методов обучения обществознанию относится лекция

К какому виду методов обучения обществознанию относится лекция

Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из присущих ему компонентов. Вместе с тем существует идеальное представление о методе обучения, обобщенная теоретическая модель, характеристик которой необходимо учитывать в творческом использовании любого конкретного метода. Суть этих характеристик в следующем:

в педагогической и психологической целесообразности, функциональной определенности метода;

в направленности метода на организацию деятельности учителя и учащихся на общение, взаимодействие в практической работе;

в соответствии методов возрастным возможностям школьников, особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жизненного опыта;

в соответствии методов индивидуальным возможностям, общекультурной, педагогической подготовке учителя, уровню его творческого методического развития;

в соотнесении методов с характером содержания изучаемого материала;

в соотнесении методов с этапом обучения;

в соотнесении методов с формой обучения;

в соответствии методов своеобразию возникшей ситуации процессе обучения;

во взаимосвязи и взаимодействии методов между собой, включенности их друг в друга;

в эффективности достижения качественных результатов в обучении и воспитании школьников в процессе обучения и творческого применения знаний, умений, навыков.

Все эти общие требования, характеризующие методы обучения, предполагают их индивидуальное своеобразие в живом, динамичном познавательно-обучающем процессе.

Метод обучения расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода, направленная на решения конкретной задачи.

На методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе выделено три группы методов, каждая из которых использует свой вид источников:

К практическим методам относятся: работа с дидактическим материалом; решение задач; упражнения; дидактические и деловые игры; работа с исторической картой; работа с лентой времени и т.д.

Источник

Интерактивные и активные методы обучения на уроках обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Интерактивные и активные методы обучения на уроках обществознания

Современное общество предъявляет к обучению и воспитанию учащихся все новые и новые требования. Теперь основной целью любого урока становится не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка учеников к реалиям современной жизни. Сегодня перед педагогами поставлена задача по формированию людей с новым типом мышления, инициативных и коммуникабельных, творческих личностей, умеющих принимать обдуманные решения, способных и готовых постоянно повышать свое образование. Именно таким должен быть выпускник, ориентирующийся в быстро меняющемся мире.

В настоящее время образовательно-воспитательные и развивающие цели изучения обществознания тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Этот предмет ориентирован на усвоение учащимися определенного количества знаний, связанных с обществом, человеком, экономикой, политикой и другими сферами жизни общества. Обществознание также призвано разъяснить учащимся развитие, роль и действия человека в обществе. Помимо этого данный предмет направлен так же на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей.

В связи с этим учебный процесс требует постоянного совершенствования. Пожалуй, самыми простыми, но в это же время эффективными инструментами педагога являются активные и интерактивные методы обучения. Они позволяют учителю на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные образовательные стандарты.

Почему именно данные методы отвечают требованиям современного образования? Активные и интерактивные методы обучения позволяют повысить познавательную мотивацию, помогают обеспечить активную и результативную учебную деятельность обучающихся, а так же делают работу педагога творческой и интересной. Именно от этого зависит качество и результативность обучения.

При использовании активных и интерактивных методов на уроке роль учителя и учеников разительно отличается от роли при пассивном методе обучения.

Применение активных методов позволяет ученику и учителю взаимодействовать на протяжении всего урока, причем учащийся является наравне с педагогом активным участником учебного процесса.

В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Учителю на таких уроках отводится роль координатора, следящего за работой учащихся по достижению поставленных в начале занятия целей.

Задания, которые используются в активных и интерактивных методах, разительно отличаются от тех, которые может нам предложить пассивный метод обучения. Их главное отличие в том, что задания активных и интерактивных методов обучения позволяют обучающимся в процессе их выполнения не только и не столько закрепить уже изученный материал, сколько изучить новый.

Использование данных методов возможно на всех этапах урока, что позволяет сделать занятие интересным, увлекательным, а также дает возможность проявить себя на уроке всем учащимся в классе.

Первое, с чего начинается любой урок, это мотивация обучающихся на дальнейшую учебную деятельность. Есть очень простой способ, который позволит повысить интерес к теме урока. Необходимо просто взять задание, которое не потребует от учеников каких-то сложных действий. Можно предложить ученикам обычные опросники или простые игры.

Россия – государство конфедеративное(нет)

В составе России 83 субъекта(нет)

Патриот-это человек любящий свою страну, преданный своему народу? (да)

Общим языком для всех россиян является русский (да)

С помощью этой игры можно подвести учащихся к определению темы урока, а так же помочь определиться с целями и задачами занятия, создать позитивный настрой на дальнейшую работу.

На следующем этапе, объяснение нового материала, очень важно не потерять зародившийся интерес учащихся. Для этого необходимо избрать такие приемы, которые позволят ученикам всесторонне и глубоко проработать новый материал. В этом могут помочь такие приемы как: работа с текстом и дальнейшее обсуждение, дискуссии и игры, групповая работа. Причем на данном этапе возможно использование нескольких приемов.

Плюсом групповой работы является то, что она повышает познавательную и учебную мотивацию в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

Как уже говорилось ранее, на каждом этапе урока возможно использование активных и интерактивных методов обучения. Этап закрепления материала не стал исключением. Здесь можно использовать опросы в разных формах, создание обобщающих схем и конспектов, разные виды письменных и устных работ, игры. Работа может проходить как индивидуально, так и в парах, в малых группах или всем классом.

На данном этапе интересно использование метода «Ромашка». Учащимся предлагаются бумажные ромашки, на лепестках которых написаны вопросы, которые относятся к теме урока. Ученики отрывают лепестки и отвечают на предложенные вопросы. Ответы могут быть как устные, так и письменные.

Не менее важным этапом урока является рефлексия. На данном этапе происходит получение эмоциональной и содержательной оценки самого процесса обучения, а так же полученных результатов.

Для этапа рефлексии можно использовать прием «Репортер». Один из учеников получает роль репортера, который проводит интервью у своего класса, задавая вопросы: «Каковы Ваши впечатления о…? Считаете ли Вы, что…? Что Вам больше всего запомнилось/понравилось? Справились ли Вы…?». Вопросы могут возникать у репортера по ходу интервью.

Как видно, использование активных и интерактивных методов обучения позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке, более глубоко проработать тему, а так же включить всех обучающихся в образовательный процесс.

Необходимо отметить плюсы и минусы использования интерактивных и активных методов обучения.

К положительным сторонам этих методов можно отнести то, что они позволяют учащимся самостоятельно осваивать новый материал, развивают коммуникативные умения и навыки, позволяют повысить учебную и познавательную мотивацию обучающихся.

К большому минусу активных и интерактивных методов мы можем отнести то, что может создаваться впечатление, что весь учебный материал освоен, но впоследствии может оказаться, что какая-то часть материала была упущена. Поэтому очень важно проводить обсуждение с учениками по итогу занятия.

Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / Под ред. В.И.Гребенюкова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014 — 155 с.

Источник

К какому виду методов обучения обществознанию относится лекция

Термин «метод» (происходит от греческого слова «methodos»), что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а. словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б. наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в. практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а. упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

б. упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер. Этот метод используется в основном после прохождения каких-то больших тем и разделов, выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности.

Выделяют пять этапов познавательной деятельности учеников на уроке практического применения знаний, умений:

— Объяснение учителя. Теоретическое осмысление работы;

— Показ. Этап инструктажа;

— Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка;

— Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание;

— Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

С середины 60-х годов все чаще в начальной школе стали применяться дидактические игры. Некоторые ученые относят их к практическим методам, другие выделяют их в особую группу. И это правомерно. Они вбирают в себя элементы словесных, наглядных и практических методов имеют только им присущие особенности.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Т.о. Практические методы обучения направлены не только на получение знания, но и вырабатывают умения обучающихся при выполнении практических действий.

Источник

Педразвитие

Автор: Шадинянц Марина Николаевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района
Населённый пункт: ст. Елизаветинская Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания обществознания в современной школе»
Раздел: среднее образование

Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания

обществознания в современной школе

обучения. Нас интересует, та в основе, которой главной является

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые

должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем

— источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют

творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это

творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к

3) Интерактивные: От

обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся,

с о о т в е т с т в у ю т

личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение

(коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог

являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в

создателя условий для инициативы учащихся.

взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как

учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение

формируется на основе такого опыта.

В России использование активных и интерактивных методов широко

практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод,

производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка

Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег,

поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные

эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов,

наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в

центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют

отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой

пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь

мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту

“Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К

тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно

усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно

согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут

проследить практически все педагоги.

богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает

умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку

интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его

чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс

обучения, “целостного человека”.

Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо

Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов

последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей

по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает,

обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться

дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.

Становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы,

как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же –

представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю

выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.

ц е л е с о о б р а з н о

п р е д с т а в и т ь

классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются

использования. Использование тех или иных методов зависит от разных

причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.

Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и

наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

5. Социальные проекты.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

9.2. Проектный метод.

10. Разрешение проблем (а также).

10.1. Мозговой штурм.

10.2. Дерево решений.

10.3. Переговоры и медиация.

В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные

методы. Все разработки включают в себя применение различных активных и

предметах образовательной области “обществоведение”.

Сегодня многие слышали о всяческих модернизациях и инновациях,

компетенциях в современном образовании. Главный смысл всех обновлений

самостоятельно». Хотя по–прежнему, основной формой общения учителя и

ученика был и остается школьный урок. А вот здесь задача каждого учителя не

большее количество учеников, … эти и многие другие задачи стояли перед

Сегодня и методика преподавания предлагает учителю обновленный набор

приемов, форм и методов организации и проведения урока.

По роли обучающегося в процессе обучения выделяют три метода:

Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения,

которые должны усвоить и воспроизвести материал. Основные методы это

лекция, чтение, опрос.

Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения,

выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем.

Интерактивные: обучение построенное на взаимодействии всех

обучающихся, включая педагога, обучающиеся и педагог являются

субъектами учебного процесса.

Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся,

а значит, успешнее решить др. задачи: развитие навыков самостоятельной

Активные методы обучения характеризуются:

1. принудительной активизацией мышления обучаемого

2. постоянной вовлеченностью учащихся в учебный процесс

3. самостоятельной выработкой решений, повышенной

степенью мотивации и эмоциональности учащихся;

4. постоянным взаимодействием учащихся и преподавателей в процессе

форм организации учебного процесса;[1]

Методы организации активной познавательной деятельности чаще

всего применяемые в собственной практике:

ролевая игра, методы театральной педагогики

дифференцированные домашние задания. В ФГОСО нового

выполнение декоративно-прикладных работ, изготовление поделок,

визитных карточек, их защита;

выполнение творческих работ (историческое сочинение, эссе-

рассуждение, исторический портрет);

работа в творческой группе по выполнению различных заданий;

обсуждение и решение проблемных вопросов;

ответы на вопросы в режиме состязательности; «цепочка», «эстафета»,

работа с дополнительной литературой;

исследовательская деятельность уч-ся

рефлексивно- ситуационная деятельность /представь,

вспомни,ответь,предложи свой вариант решения/

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из

них являются сложным переплетением нескольких приемов.

Отработанными на практике являются такие как:

интервью с историческим героем

«историческая вещь» например: уч-ся вручается корона и он ведет

рассказ от имени правителя, повествуя о своих успехах и неудачах,

одноклассники могут задать вопросы

Ученики сами создают рекламную брошюру,

приглашающую в путешествие по Древнему Египту

работа с компьютером и медиатехникой

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в организации

интерактивного обучения в собственной практике отнесу: мультимедиа

образовательные ресурсы Интернета, интерактивные карты и атласы, научно-

исследовательские работы и проекты, DVD и CD диски с картинами и

иллюстрациями, электронные энциклопедии и справочники.

Испытываемые трудности при использовании активных и

интерактивных приемов обучения : требуют большой подготовки как

самого учителя /информация, раздаточный материал, оборудование урока/,

так и подготовки учащихся, а использование интерактивной доски \работа с

компьютером \ на уроке занимает большой объем учебного времени.

Возможности техники не соответствуют «обновленным возможностям

И все же результативность применения интерактивных методов в

обучении очевидна: Их реализация происходит в атмосфере

доброжелательности и взаимной поддержки, позволяет не только получать

новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение

выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки

зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение[2, c4].

Они способствуют установлению эмоциональных контактов между

учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку

школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и

К личным достижениям могу отнести то, что существенно возрос интерес

научно-исследовательской деятельности у тех ребят, которые этой

деятельностью ранее не интересовались. Кроме того учащиеся стали

уроках обществознания с 5 по 11 класс позволяет ребенку не только получать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *