к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе

К какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе

Однако не все младшие школьники, как показывает наше исследование, правильно понимают, что значит быть ответственным учеником. Только 25% детей говорят, что ответственный старается, выполняет требования учителя. Безответственность понимается несколько лучше (33% детей безответственным называют того, кто не выполняет заданий, требований учителя).

Многие младшие школьники проявляют очень низкий уровень личной ответственности, они склочны винить в своих неудачах, ошибках не себя, а других людей, товарищей, близких. Как показало наше исследование, дети в 2,5 раза чаще указывают на эти причины, чем на собственную безответственность. Это говорит о некритическом отношении к себе, о завышенной самооценке.

Аналогичные данные получены при сопоставлении мнения учащихся о своей ответственности. Сопоставление с реальным проявлением ответственного поведения показало, что половина детей переоценили себя, т. е. реально не проявили того уровня ответственности, какой себе приписывали.

Это говорит о том, что в большинстве своем дети не видят своих недостатков. Тем более младшие школьники затрудняются в поисках путей их устранения. Таким образом, требуется специальная работа по формированию ответственного отношения к учению.

Ответственное отношение предполагает: понимание социальной ценности учения, понимание, что образование—это не просто личное достояние, но прежде всего достояние страны, что получение образования имеет государственное значение (младшие школьники редко указывают на этот мотив); понимание ученического долга перед обществом, родителями, коллективом (как мы уже говорили выше, младшие школьники плохо осознают мотивы, связанные с долгом, очень редко дети указывают на эти мотивы в словесных высказываниях).

Однако одного понимания значимости учения еще далеко не достаточно. Ответственное отношение предполагает высокий уровень самоконтроля и самооценки. В связи с этим очень важно формировать умения организовать свою учебную деятельность, планировать ее, контролировать выполнение: не отвлекаться на уроке, доводить начатое дело до конца, самостоятельно выполнять задания, проявлять старательность и аккуратность при выполнении учебных заданий, активность на уроке и при подготовке к уроку; критически оценивать свое отношение к учению, свое поведение: относить свои ошибки и неудачи не за счет других людей, обстоятельств, а за счет своих личных особенностей.

Источник

Тест. Человек

к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Смотреть фото к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Смотреть картинку к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Картинка про к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Фото к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Смотреть фото к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Смотреть картинку к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Картинка про к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Фото к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Смотреть фото к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Смотреть картинку к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Картинка про к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Фото к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Смотреть фото к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Смотреть картинку к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Картинка про к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Фото к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе

1. Вопрос о происхождении человеческого рода

2. вопрос о формировании человеческого общества

3. врожденный способ реагирования

4. вечные и неизменные стремления и желания людей

1. Вопрос о происхождении человеческого рода

2. вопрос о формировании человеческого общества

3. врожденный способ реагирования

4. вечные и неизменные стремления и желания людей

3. Что общего у человека и животного?

1. богатство эмоционального мира : умение плакать и смеяться, любить и ненавидеть, давать оценки и выносить суждения

2. подчинение физическим и биологическим условиям выживания

3. способность создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы

4. сознание свободы и стремление к исполнению духовных идеалов

4.Только для человека характерно (-а)

2. забота о потомстве

3. преобразовательная деятельность

4. коллективное взаимодействие

5. Верны ли суждения о человеке как результате биологической и социокультурной эволюции?

Б.Человек от природы наделен инстинктами, обеспечивающими выживание.

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

7.Потребность в утолении голода и жажды является

8.Желание общаться с другими людьми- это потребность

13. Для какой деятельности характерно воплощение результата в изменении социальных условий жизнедеятельности человека?

2. для социально- преобразовательной

3. для духовно- практической

14. Для какой деятельности характерно воплощение результата в конкретных предметах?

2. для социально- преобразовательной

3. для духовно- практической

16.Что является объективной материальной формой мышления?

17. Что из перечисленного является чувственной основой мышления?

18. Что является основным условием возникновения и развития мышления?

1. учет условий действия

4. практическая деятельность

23.Убеждения, что разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на земле, что все наши познания относительны и во всем нужно сомневаться, присущи

к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Смотреть фото к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Смотреть картинку к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Картинка про к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе. Фото к какому виду чувств относится ответственное отношение к труду и учебе

25. Какую жизненную позицию занимают нонконформисты?

1. достаточно быть просто наблюдателем

2. следует влиять на развитие ситуации

3. всегда приспосабливаться к другим людям и обстоятельствам

4. иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать

26.Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия называется

27.Веры ли суждения о самореализации?

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

28.Веры ли суждения о саморазвитии?

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

1. Человек — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств.
2. Индивид — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств
3. Индивидуальность — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств.
4. Отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к
его реальным особенностям — это
1) человек
2) индивид
3) индивидуальность
4) личность
5. Неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа
жизни, отличающее каждого из нас, — это
1) человек
2) индивид
3) индивидуальность
4) личность

6. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А) Мировоззрение — это устоявшаяся система взглядов на мир, на себя и
своё место в этом мире. Б) Мировоззрение — это процесс формирования личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. К числу основных элементов духовного мира можно отнести:
А) Духовные потребности, знание о природе, обществе, человеке. Б) Убеждения, ценности, способности, цели, которые человек ставит перед собой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Какое мировоззрение отрицает всё не признанное наукой?
1) научное
2) паранаучное
3) религиозное
4) атеистическое
9. Какое мировоззрение предполагает существование иного мира — духовного?
1) научное
2) паранаучное
3) религиозное
4) атеистическое
10. Кто из философов считал, что «сознательное стремится к моральному, а бессознательное — к аморальному»?
Э. Гартман
3. Фрейд
Б. Марков
Дж. Уиггинс
11. Процесс самопознания начинается с
1) самооценки
2) самоузнавания
3) самоисповеди
это
4) общения
12. Осмысление самого себя
1) самопознание
2) самоисповедь
3) творчество
4) общение

13. Способ, позволяющий дать оценку собственным действиям, поступкам и их результатам, — это
1) самопознание
2) самоисповедь
3) творчество
4) общение
14. Эмоциональное отношение человека к своему образу, к собственным качествам называется
1) самоузнаванием
2) самооценкой
3) самоисповедью
4) самоутверждением
15. Внешнее проявление деятельности человека, его отношение к обществу, другим людям, рассматриваемое с точки зрения нравственности и права, — это
1) самопознание
2) поведение
3) инстинкт
4) эмоция
16. Верны ли следующие суждения об инстинктах?
А) Инстинктами обладает не только человек, но и любой обитатель живого мира.
Б) Нашим поведением управляют прежде всего врождённые инстинкты.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Отрицательные эмоции — это
1) радость, удовольствие
2) голод, страх
3) любовь, дружба
4) печаль, разочарование
18. Положительные эмоции — это
1) радость, удовольствие
2) голод, страх
3) любовь, дружба
4) печаль, разочарование
19. Печаль и радость, раздражение и удовольствие — это
1) инстинкты
2) эмоции
3) чувства
4) поступки
20. К какому виду чувств принадлежит ответственное отношение к труду и учебе?
к практическим
к эстетическим
к интеллектуальным
к нравственным

21. К какому виду чувств относится понимание прекрасного?
1) к практическим
2) к эстетическим
3) к интеллектуальным
4) к нравственным
22. Кто из мыслителей понимал свободу как «право делать то, что разрешено, а не запрещено законом»?
1) Платон
2) Цицерон
3) Ш. Монтескье
4) Ж.-Ж. Руссо
23. Самостоятельность личности, выраженная в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями — это
1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность
24. Абсолютизация свободы воли, доведение её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорирование объективных условий и закономерностей, — это
1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность
25. Ограничителем свободы в обществе выступает:
1) поведение
2) обязанности
3) чувства
4) эмоции
26. Требования к поведению, выработанные обществом и закреплённые в правовых актах государства, — это
1) фатализм
2) права
3) обязанности
4) ответственность
27. Соблюдение правил дорожного движения — это
1) патриотизм
2) свобода
3) обязанность
4) волюнтаризм
1. В чём принципиальное отличие человека от животных?
1) в зависимости от природных условий
2) в подчинении физическим и биологическим условиям выживания
3) в стремлении к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты
4) в стремлении реализовать свои влечения и инстинкты
2. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты.
Б) Если человеческий детёныш формируется вне общества, к примеру среди зверей, он уподобляется зверю.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Потребность максимально обезопасить свою жизнь — это потребность
физиологическая
экзистенциальная
социальная
духовная
4. Потребность в достижении успехов и уходе от неудач, во взаимодействии и взаимоподдержке — это потребность
1) физиологическая
2) экзистенциальная
3) социальная
4) духовная
5. Потребность иметь жильё, предметы домашнего обихода, относится к потребностям
1) материальным
2) экзистенциальным
3) социальным
4) духовным
6. Потребность в ежегодных заграничных путешествиях относится к потребностям
1) повседневным
2) экзистенциальным
3) физиологическим
4) особенным
7. Особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью, — это
1) потребности
2) мотивы
3) убеждения

4) способности
8. Совокупность умственных способностей человека и умелое их применение в разных ситуациях называют
1) талантом
2) интеллектом
3) задатками
4) интересами
9. На уроке химии учитель показывает опыт. Субъектами этой деятельности являются
1) столы в аудитории, где проводятся занятия
2) учитель и лаборант
3) приборы для проведения опыта
4) ученики
10. К какому виду деятельности следует отнести создание при районных администрациях центров по обслуживанию одиноких людей преклонного возраста?
1) к хозяйственной
2) к политической
3) к социальной
4) к культурной
11. Что является критерием истинности мышления?
1) обдумывание
2) планирование
3) практическая деятельность
4) наблюдение
12. Мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений — это
1) анализ
2) синтез
3) абстрагирование
4) обобщение
13. Синтез — это
установление сходства и различия предметов и явлений
объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое
мысленное разложение целого на части
возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
14. Абстрагирование — это
1) установление сходства и различия предметов и явлений
2) объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое
3) процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего его познания
4) возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
15. Вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира, называется
1) суждением
2) рассуждением
3) дедукцией
4) умозаключением
16. Отражение существенных признаков предмета — это
1) понятие
2) понимание
3) суждение
4) умозаключение
17. Какое качество мыслительной деятельности проявляется в умении строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода?
1) последовательность ума
2) гибкость ума
3) самостоятельность ума
4) инертность ума
18. Какая жизненная позиция характерна для конформистов?
1) достаточно быть просто наблюдателем
2) следует влиять на развитие ситуации
3) всегда приспосабливаться к другим людям и обстоятельствам
4) иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать
19. Личность — это
1) отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям
2) единение телесного и духовного начал
3) неповторимое своеобразное сочетание природных задатков поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас
4) человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств
20. Существо, обладающее речью, мышлением, сознанием и нравственными качествами, — это
1) человек
2) индивид
3) индивидуальность
4) личность
21. Положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей, называется
1) девиацией
2) социализацией
3) социальным статусом
4) социальной ролью

22. При биологическом подходе изучение личности основывается на
1) изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру её свойств
2) изучении ее с точки зрения раннего приобретения опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития
3) изучении социального окружения индивида и его воздействия на развитие личности
4) изучении процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности
23. Верны ли следующие определения духовного мира человека?
А) Духовный мир — это сознательная деятельность человека, направленная
на возможно более полную реализацию себя как личности. Б) Духовный мир — сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
24. Научное мировоззрение
1) предполагает существование иного мира — духовного
2) опирается на веру в сверхъестественное, основывает свои действия и поступки на одной из священных книг
3) признает решающее значение научных знаний в понимании мира
4) отрицает существование высших, не природных сил
25. Какое мировоззрение отстаивает резкие, кардинальные преобразования общества?
1) гуманистическое
2) человеконенавистническое
3) революционное
4) консервативное
26. Процесс осмысления человеком собственных возможностей, потребностей, своего места в обществе — это
1) самопознание
2) самоисповедь
3) творчество
4) общение
27. Сознательные действия, направленные на достижение определённых целей, — это
1) инстинкты
2) эмоции
3) чувства
4) поступки
28. К какому виду чувств относятся зависть, ревность, ненависть?
1) к практическим
2) к эстетическим
3) к интеллектуальным
4) к нравственным
29. Контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил — это
1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность
30. Верны ли следующие суждения о свободе?
А) Свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Б) Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1. Особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах,- это

2. Позиция философа, которая отрицает возможность достоверного познания окружающего мира, называется

3. Позиция философа, который утверждает, что в мире все относительно, называется

Источник

Урок-тренинг » сознательная дисциплина и ответственное отношение к учебе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок-тренинг: «Сознательная дисциплина и ответственное отношение к учебе».

Цели классного часа:

1. Изучить уровень дисциплинированности учащегося.

2.Научить объективно оценивать свои познавательные возможности, настойчиво работать над собой.

3.Научить контролировать свои действия.

Участники: обучающиеся 9 класса.

Дата проведения: 21.09.2018 год

Подготовила и провела: классный руководитель Голубева В.В.

I. Вступительное слово учителя.

Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

Хочу напомнить древнее правило: «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях». Важно понять ошибочность мнения о том, что контролировать надо только свои действия, а мыслить можно о чем угодно.

11. На доске слова: устав школы, учебник, труд, внешний вид ученика, урок, домашняя работа, ответ ученика, оценка.

Вопрос: Как вы думаете о чем пойдет речь?

Объедините вышеперечисленные слова в две группы. Назовите каждую из групп слов одним словом. ( дисциплина, учеба).

Как вы считаете есть ли связь между двумя этими понятиями?

( ответы, рассуждения учеников)

Сознательная дисциплина- это….

Мне необходимы знания, полученные на уроках для…..

Вывод: Успеваемость зависит от дисциплины. Дисциплина влияет на качество успеваемости.

1 V . Проведение письменного опроса обучающихся класса.

1.Удовлетворен ли я итогами своей успеваемости за 8 класс?

2.Что помешало мне добиться лучших результата?

3.Моя цель в 2018-2019 учебном году.

4.Какими способами я могу этого добиться?

5.Что мне мешает достичь поставленной цели?

6.Необходима ли мне в этом помощь?

7. К кому бы я обратился за помощью?

8.Какие качества я хотел бы в себе развить?

9.Ожидаемые результаты моей успеваемости в конце учебного года.

10.Планирую ли я продолжить свое образование после окончания 9 класса:

Нарисуйте ученика, дайте ему имя.

Внутри ученика запишите все « чего я хочу добиться»

Проведите стрелки к ученику с разных сторон « что ему мешает»

( выступление учеников от каждой группы)

Но только иметь цель недостаточно. Необходимо еще приложить усилия, чтобы ее достичь.

V 1.Упражнение: « Что я могу сделать, чтобы стать успешным в учебе» (индивидуально)

Посмотрите вокруг, наверняка вам известны люди, которые достигли успеха благодаря своим умениям, знаниям, трудолюбию и упорству.

Приведите известные вам примеры. ( ответы учеников)

В одном из интервью знаменитый хоккеист Павел Буре сказал: «Мне импонируют люди, умеющие преодолевать трудности, нытик не может добиться успеха в жизни, испытать чувство удовлетворения от нее. Я во всем стараюсь найти положительную сторону. Можно забросить три шайбы и жалеть, что не забил пять. Можно выиграть Олимпиаду и отыскать повод для печали».

Для достижения успеха в жизни психологи советуют: выберите цель, которая вас вдохновляет. Отбросьте все сомнения и страхи. Примите решение и не позволяйте себе его отменить.

Упражнение «Я все смогу»

Учитель предлагает учащимся встать в круг и по очереди уверенно, четко произнести слова: «Я преодолею все проблемы, я все смогу!»

Дисциплинированность, организованность, исполнительность – важные нравственные качества, необходимые для успешной учебной деятельности.

Ну а теперь, давайте попробуем сделать вывод из всего того, о чем мы сегодня поговорили.

Нужно четко ставить перед собой цель.

Нужно знать, при помощи чего ты будешь этого добиваться.

Нужно незамедлительно начинать действовать.

Я надеюсь, вы все сделаете правильные выводы для себя, и ожидаю от вас хороших результатов.

Источник

Тема: Воспитание ответственного отношения к учению

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Воспитание ответственного отношения к учению

Одна из главных забот родителей – это забота о том, чтобы дети учились, приобретали широкие и разнообразные знания, а также умения и навыки, необходимые для жизни и для будущей специальности. Дети учатся в школе, но их успехи во многом зависят от родителей, от того, как они организовали подготовку ребенка к школе, дали нужный настрой с первых дней учебы.

С раннего детства семья должна развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру, его пытливость, его стремление наблюдать и сравнивать. Общение родителей с детьми, беседы с ними помогают детям узнать о загадках природы, обо всем, что рядом и далеко, отвечают на бесконечные детские вопросы. Очень рано в жизнь ребенка приходит книга. Любовь к книге прививает прежде всего семья: это чтение сказок, походы в детскую библиотеку, покупка книг в магазине, объяснение картинок и т. д. Психологическую подготовку к школе также ведут родители, объясняют детям, что их ждут новые обязанности, новые требования к дисциплине, к режиму дня. Родители воспитывают у детей качества, необходимые для успешной учебы: аккуратность, внимание, волю, коллективизм, любознательность, настойчивость; развивают память, правдивость и честность, прилежание, трудолюбие. Оформляют уголок ребенка, закаливают его физически, приучают к дисциплине и порядку.

Учение – это важнейшая обязанность детей. Родители должны проявлять интерес ко всем деталям школьного дня, к рассказу ребенка о том, что происходило в классе, что объясняли учителя на уроках, что задали на дом, как оценили работу ученика. Во время таких бесед родители видят, какие предметы хорошо усваиваются, а какие вызывают трудности у их ребенка, и могут вместе с учителями найти выход и помочь ему. Родители видят, как дети относятся к учению. Детская лень, неисполнительность и необязательность сразу же бросаются в глаза, и если вовремя не обратить внимания на систематические недоделки при выполнении домашних заданий, это может привести к отставанию и даже к второгодничеству.

Родители должны заметить ослабление активности ребенка в учебе и вовремя помочь ему.

Сын или дочь должны хорошо усвоить правило: «Работе (делу) – время, потехе – час»; знать, что час отдыха и развлечения приходит только тогда, когда приготовлены уроки. Иначе ребенок может тратить время на компьютер, телепередачи, музыку и т. д., а уроки оставлять на потом. Иногда ребенок нуждается не только в контроле, но и в помощи по выполнению домашнего задания. Родители должны показать практические приемы его выполнения: разобрать с ребенком условие задачи или упражнения, помочь в работе над картой, подсказать, как выучить стихотворение, подбодрить ученика, укрепить его веру в свои силы, послушать его пересказ текста учебника, помочь найти ответы на вопросы. Такая работа не проходит даром, и в конечном итоге ребенок овладевает навыками учебного труда.

Иногда учение дается слишком легко. Тогда у детей появляется поверхностное отношение к урокам, они не прилагают к их выполнению достаточно усилий. Важно вовремя подметить такие явления и вырабатывать у школьника трудолюбие.

Нельзя допускать, чтобы ученик выполнял задание только «от» и «до». Надо побуждать его расширять свои знания, искать ответы не только в учебнике, но и в другой литературе: справочниках, энциклопедиях, журналах и т. д.

Часто родители заставляют ученика переписывать заново работу, выполненную небрежно. Это крайне редко надо делать: только в том случае, если вы видите здесь «злой умысел» скорее бежать гулять. Но часто небрежность – это результат утомляемости, и не надо за это наказывать: кроме того, переписывание может развить безответственное отношение к делу: «Подумаешь! Напишу плохо, возьму и переделаю!». Пусть небрежная работа будет оценена более низкой оценкой. Это подтолкнет ученика впредь стараться писать аккуратно.

Великая организующая сила – режим дня, правильное чередование занятий, труда, спорта, домашнего чтения и т. д.

Ребенку также необходимы нормальные условия для занятий. Он должен иметь свое рабочее место, где может готовить уроки, читать без помех, где на полке есть его учебники и письменные принадлежности.

Кроме того, ученика не следует освобождать от обязанностей по самообслуживанию и труду в доме. Этому тоже должно быть время в режиме дня. Младшие школьники должны заниматься дома уроками 1,5–2 часа, старшие – от 2 до 3 часов в день. Время приготовления уроков для тех, кто учится в первую смену, – от 16 до 19 часов, для тех, кто учится во вторую, – с 9 до 12 часов. Свободное от учебных занятий время – это время для чтения, спорта, музыки, конструирования, рисования, помощи семье, общественно-полезных дел. Старшие школьники могут работать в саду, огороде, ухаживать за домашними животными.

В режиме дня есть время для утреннего и вечернего туалета, для закаливания организма. Сразу же после подъема дети должны делать зарядку, принимать душ или обливаться водой комнатной температуры, мыть лицо и руки, уши, шею, чистить зубы. Перед сном личная гигиена повторяется. Спать ребенок должен ложиться в одно и то же время. Этот порядок должен стать привычным и не нарушаться.

Необходимо приучить ребенка следить за чистотой своего стола, убирать учебники, не раскладывать лишние предметы и т. д.

Аккуратность – это черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, а также во внешней опрятности.

Родители должны требовать от детей бережного отношения к учебным пособиям, оборудованию, инструментам. Школьники уже сами могут чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы и вешалки, содержать в порядке свои книги и учебные принадлежности. Эти правила надо постоянно напоминать детям, пока у них не выработаются устойчивые навыки и привычки. Надо следить, чтобы дети не делали в учебниках пометки, чтобы записи в тетради и дневнике были аккуратные. Надо внушать детям, что аккуратный человек успешнее справится со своими обязанностями, из его рук выйдут добротные вещи, с таким человеком приятно окружающим, от него веет чистотой и опрятностью.

Внимание бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание привлекается к каким-либо предметам или явлениям само по себе, независимо от усилий с нашей стороны. Обычно это что-то яркое, необычное, интересное.

Но для того чтобы сделать намеченное дело, достичь поставленной цели, приходится заставлять себя быть внимательным, проявлять усилие воли. Это произвольное внимание.

Учение – важнейший способ тренировки и развития произвольного внимания у детей. Младшим детям и подросткам свойственны неустойчивость интересов, импульсивность поступков, склонность отвлекаться и уходить от важных, но малоувлекательных дел. Лишь в юношеском возрасте, когда определяются интересы и стремления, накапливается опыт сосредоточенной работы, произвольное внимание достигает высокого уровня. Важная задача родителей – учить ребенка быть внимательным. Внимание можно тренировать в игре, в выполнении обязанностей по дому, в соблюдении режима дня, в совместных занятиях детей и родителей: прогулках на природе, уходе за животными и растениями, при обсуждении книг и телепередач. Родители должны во всех этих делах побуждать ребенка отвечать на вопросы: что? где? когда? сколько? Что запомнилось в передаче, кино, книге?

Воля – это ценнейшее качество, которое ведет человека к поставленной цели, дает силы для преодоления трудностей на своем пути. Волевой человек умеет управлять своими поступками, отказываться от чего-то, делать то, что нужно, даже если ему этого не хочется.

Люди не рождаются с сильной волей, она вырабатывается воспитанием.

К. Д. Ушинский, великий русский педагог, говорил: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности… Не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю».

Нельзя все разрешать, но и нельзя все запрещать. Постоянные одергивания, запреты могут воспитать безволие.

В школе ребенок попадает в коллектив, и здесь он должен соблюдать правила, выполнять различные роли, осознавать, что такое «я» и «мы». Это тоже служит воспитанию воли, умению жить среди людей.

Самообслуживание и труд по дому также тренируют волю. Ребенку приходится принимать самостоятельные решения, преодолевать разные затруднения – и на каждом шагу одерживать победу над собой, пренебрегать соблазнами, поступать не так, как хочется, а так, как необходимо.

Память – это уникальная способность человеческого мозга накапливать огромное количество впечатлений, сведений, знаний. Все случайное и ненужное забывается, иначе бы память была сильно перегружена. Но и важные сведения могут забываться, если не тренировать память. Память не дана человеку от рождения готовой и совершенной, она вместе с ним растет и развивается. Развивать память ребенка – очень важная задача родителей. Иногда родители удивляются, почему их ребенок, став школьником, плохо запоминает и быстро забывает. А дело здесь в том, что с ранних лет он не приучен напрягать свою память. Еще до школы надо тренировать детей пересказывать сказки и детские книжки, учить стихи и песенки, запоминать правила игры, приемы выполнения той или другой работы, то есть развивать у них произвольную память.

Например: ребенка просят рассказать сказку, прослушанную по радио или прочитанную в книге. Чтобы он не упустил главного, ему советуют сначала рассказать о добрых героях сказки, затем – о злых, и наконец, о том, как добрые одержали победу над злыми. Из многих героев сказки он выбирает тех, которые подходят к одной группе и к другой. Он учится таким образом сопоставлять сходные явления, находить общие черты, видеть различие.

Запомнить – это прежде всего понять смысл, сущность и последовательность событий.

Запомнить – это закрепить понятое с помощью упражнений и повторений.

Для того чтобы хорошо запомнить формулу, надо решить много задач, сделать множество вычислений.

Чтобы воспроизвести текст стихотворения, надо заучивать его по частям, а затем несколько раз повторять его в целом.

Детям часто кажется, что они запомнили урок сразу и что учить его не надо. У таких детей нет усидчивости, они не приучены напрягать свою память.

У некоторых детей есть представление, что заучивание – это зубрежка. На самом деле зубрежка – это чисто механическая работа памяти, которая дает непрочное запоминание, так же как и схватывание «на лету», не подкрепленное дальнейшей работой.

От семьи во многом зависит, научится ли ребенок думать и осмысливать все то, что он приобрел на уроке, из книг и собственных впечатлений. Это тесно связано с терпением, усидчивостью и внимательностью.

Дома надо побуждать учащихся применять свои знания. Например, знания по биологии – при уходе за растениями и животными; по физике – при починке электроприборов; по математике – при различных расчетах на приобретение необходимого в магазине.

Старшеклассники выбирают будущую профессию. Это приводит их к осознанной работе по запоминанию нужного материала для поступления в различные средние и высшие учебные заведения. Если у них развита память, они делают это успешно.

При выполнении домашних заданий в некоторых семьях большую часть работы родители берут на себя. Они стараются оградить сына или дочь от напряжения сил и от переживаний. Детям это приносит большой вред, задерживает их развитие. Огромный вред наносят родители, покупая различные «решебники» с домашними заданиями по математике, физике и химии, с готовыми сочинениями по литературе.

Выполнение домашних заданий – это серьезный труд души: памяти, воли, внимания, – и ребенок должен через это пройти сам, хотя и с помощью родителей. В чем она может заключаться?

1) В организации рабочего места.

2) В соблюдении режима дня школьника.

3) В советах, как правильно учить уроки.

а) Не следует подряд выполнять все устные задания, а затем – все письменные. Или: сначала – все легкие, а затем – все трудные; занятия надо чередовать.

б)Начинать с изучения правила, закона, теоремы, а затем уже писать упражнение или решать задачу.

в) Через каждые 30–40 минут делать перерывы на 5–10 минут.

г) Не надо сразу после школы браться за уроки. Сначала надо пообедать, погулять на свежем воздухе, развлечься, отдохнуть.

д) Трудные задания надо еще раз повторить перед школой.

е) Садиться за уроки надо в одно и то же время и не отвлекаться.

Если эти правила соблюдать регулярно, ученик привыкнет к обязанности «учить уроки» и в школе будет чувствовать себя спокойно и уверенно.

Дневник ученика – это контрольный документ, где ученик записывает домашние задания, учитель ставит оценки, а родитель должен его ежедневно просматривать и раз в неделю подписывать. Это очень важный документ, это мост между школой и семьей. Он помогает оценить учебную работу ребенка дома и в школе. Родитель может увидеть, насколько его сын или дочь дисциплинированны, как они относятся к учителям, товарищам по школе.

Но дневник выполняет свою роль только в том случае, если родители в него заглядывают не от случая к случаю, а реагируют вовремя на замечания учителей. В идеале ребенок сам должен ежедневно показывать родителям свой дневник, а не ждать их просьбы.

Как учатся дети? Это одна из главных забот родителей. А учатся они не только на уроках, но и в кружках. Есть в школах кружки по учебным предметам, краеведческие, технические, художественные и спортивные. Кружковая работа проводится также в Домах детского творчества, на станциях юннатов, во Дворцах культуры и в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Какой кружок выбрать? Обычно подростки хотят быть во многих кружках, но от такой разбросанности мало пользы. Нормально посещать 2 предметных кружка или 1 кружок и 1 спортивную секцию, а также участвовать в художественной самодеятельности. Важно только, чтобы внеклассные занятия не мешали учению и не отражались на здоровье детей.

Когда у подростка есть ярко выраженный интерес, например к математике, технике, искусству, тут выбор кружка ясен.

Но чаще всего дети среднего и даже старшего школьного возраста не могут выбрать, чем заниматься в свободное время. Здесь на помощь приходит союз семьи и школы. Учителя могут знать о ребенке то, чего не знают родители, и наоборот. Вместе они могут подметить интересы и склонности детей и дать продуманный серьезный совет. Часто бывает так, что занятия в кружке приводят человека к будущей профессии.

Неуспеваемость – это недостаточное усвоение знаний, умений и навыков, отставание в учебе.

Знания таких детей отрывочны и бессистемны. Если вовремя не оказать им помощь, то это приведет к второгодничеству.

Иногда неуспевающих детей считают неспособными к учебе. Но если ребенок нормален от рождения, то он имеет полную возможность успешно учиться. Отставание в учении, как правило, есть результат неправильного воспитания.

Например: а) ребенок плохо подготовлен к школе; б) не пробужден интерес к учению; в) в семье не созданы условия для нормальных занятий; и т. д.

Подготовка к школе не сводится к тому, чтобы обеспечить ребенка формой и учебниками. Он должен прийти в школу с достаточным запасом знаний и впечатлений об окружающей жизни. Эти знания должны дать ему родители. Это их беседы, обстоятельные ответы на тысячи «почему?», чтение и обсуждение доступных пониманию ребенка книг, объяснение разных явлений в природе и быту, рассказы о производстве, о труде людей и т. д.

Однако, как бы ни был развит и любознателен ребенок, учение в школе требует волевых усилий и умения трудиться, быть ответственным и организованным. И здесь опять уместно сказать о режиме дня, организации уголка школьника и постоянном контроле за школьными успехами.

Если все же появилось отставание, надо встретиться с учителем, узнать причину и помочь ликвидировать пробелы.

Часто неуспевающими становятся из-за лени. Здесь надо воспитывать и убеждением, и наказанием. Надо создать такую обстановку в семье, чтобы ребенку было стыдно лениться. Постоянный пример родителей – лучшая форма убеждения. Надо видеть и поощрять даже небольшие сдвиги в учебе в лучшую сторону. Надо реально относиться к способностям своих детей. Одного за «4» по математике надо ругать, так как он может иметь «5», а другому за трудовую «тройку» надо сказать «Молодец!». Ни в коем случае не допускать оскорблений: «Усы уже растут, а простую задачу решить не можешь!» и т. п.

Причиной плохой успеваемости может быть одностороннее увлечение какой-нибудь отраслью знаний, непонимание того, что изучать надо все предметы: «Зачем мне учить математику, если я буду музыкантом?» или «Физика – это дело, а без знания о народниках и о Достоевском я проживу!». Задача родителей – доказать детям, что однобокое развитие приводит к узости кругозора, мешает получить хорошее образование и как следствие – мешает найти хорошую работу и устроиться в жизни.

Иногда дети плохо учатся потому, что их перегружают различными обязанностями по дому или они пропадают целыми днями в спортивной секции. Задача родителей – упорядочить эти занятия. Полезно использовать и памятки учащимся при подготовке домашних заданий. Например:

Как готовить домашние задания

– Ежедневно и тщательно записывай в дневник все домашние задания.

– Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и то же время (если учишься в I смену, то с 16–17 часов, а если во II – то с 8–9 часов).

– Готовь уроки всегда в одном и том же месте.

– Правильно организуй свое рабочее место, убери все лишнее со стола, выключи радио и телевизор.

– Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и под конец выполняй легкие предметы.

– Через 30–40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10–15 минут.

– Во время подготовки уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся.

– Пользуйся словарями и справочниками.

– После выполнения письменной работы тщательно проверь ее. Лучше сначала используй черновик, а потом перепиши на беловик.

– Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом родителей, товарищей, учителя.

– Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно – правила, формулы, теоремы, законы.

– После приготовления уроков отдохни, погуляй на воздухе, помоги в домашнем труде.

Есть специальные памятки, которые можно взять у учителей-предметников. Например: «Как решать задачу», «Как учить стихотворение», «Как писать сочинение», «Как работать с текстом по истории, географии» и т. д.

Родитель вправе обратиться к учителю за помощью и дополнительными занятиями, если ребенок пропустил занятия по болезни или ему трудно дается предмет. Можно попросить помощи у хорошо успевающего ученика, но не в форме «списывания», а получить разъяснение того или иного материала.

После лекции учителя на этом собрании надо организовать беседу с родителями по обмену опытом. Для этого классный руководитель может использовать следующие вопросы:

1) Как вы оборудовали ученику рабочее место?

2) Есть ли там «Режим дня» вашего ребенка? Как вы следите за его выполнением?

3) Проверяете ли вы выполнение уроков, в какой форме, как часто, в какое время?

4) Делает ли уроки ребенок сам или только в вашем присутствии? В чем состоит ваша помощь?

5) Как вы поощряете (наказываете) ребенка за его успеваемость? Как вы оцениваете его способности?

6) Посещают ли ваши дети кружки и секции? Какие? Когда? Что это дает вашему ребенку?

7) Как вы следите за внеклассным чтением ученика?

8) Ваш контроль за просмотром телепередач, за играми на компьютере.

9) Какие задачи в учебе вы ставите своему ребенку? Как добиваетесь их выполнения?

10) Ваша работа с дневником ученика.

11) В чем состоит ваша связь со школой?

12) Есть ли у вашего ребенка качества, необходимые для успешной учебы: воля, прилежание, аккуратность, работоспособность, память, любознательность, настойчивость. Как вы их вырабатываете?

13) Правдивы ли ваши дети? Всегда ли честно говорят о своих учебных делах, об оценках?

14) Какие вопросы воспитания детей вас волнуют? О чем бы вы хотели послушать на родительском собрании?

15) С учителями каких предметов вы бы хотели встретиться на собрании?

Дети должны по совету родителей и учителей соблюдать следующие «Правила умственного труда».

Правила умственного труда

1) Периоды занятий должны чередоваться с периодами отдыха.

2) Не занимайтесь более 1,5–2 часов подряд.

3) Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.

4) Правильно оборудуйте свое рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям – всему должно быть свое место.

5) Чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение – залог хорошей работоспособности.

6) Работайте спокойно, без беготни к телефону, без игры с кошкой или собакой. Уберите все шумовые помехи (радио, телевизор, компьютер).

7) Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только тогда беритесь за другой.

8) Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай и т. д.).

Можно дать учащимся памятку: «Как слушать учителя на уроке».

Как слушать учителя на уроке

1) Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90 % знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.

2) Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.

3) Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично.

4) Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит и лучше помнит.

5) Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.

Полезны для учащихся памятки по НОТ.

Как работать с книгой

При чтении текста нужно решить 4 задачи.

1) Ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь.

2) Продумать прочитанное, то есть разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль.

3) Сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект, уяснить синтаксическую конструкцию и логическую структуру предложений.

4) Дать себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Возбудила ли новые мысли, настроения, желания?

Все эти памятки желательно дать всем родителям, чтобы они могли дома с детьми вести соответствующую работу. Так будет обеспечиваться единство требований семьи и школы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *