изучение темы солнечные системы предусмотрено в каком классе начальной школы

Урок окружающего мира «Солнечная система»

Выполнила : Замедлина Д.В., учитель начальных классов МАОУ «Лицей №62», г.Саратов

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Солнечная система»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о Солнечной системе.

— формировать умения определять отличительные особенности планет;

— углубить знания детей о составе Солнечной системы;

— воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

— формирование умения работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

— научаться составлять модель Солнечной системы;

— закрепление знаний о Солнечной системе, планетах, космических телах.

— развитие умения работать в сотрудничестве с учителем, умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии.

— формирование умения работать в группе, воспитание взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник (ПНШ: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова; 4 класс, 1 часть, 2016), презентация к уроку, раздаточный материал.

I .Этап самоопределения к деятельности

Добрый день, ребята! Чудесная погода сегодня и от этого отличное настроение. Самое время окунуться в волшебный мир нашего урока.

Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место

II .Актуализация знаний и мотивация

— Что вы встречаете на своем пути? (планеты, Солнце).

— Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями.

СЛАЙД №2. Вы никогда не задумывались: «А что я знаю о Солнце?» И вот сегодня на уроке приступаем к изучению новой главы, в которой вы узнаете много интересного.

Девять братьев и сестер

Вокруг мамы бродят,

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать ответы одноклассников.

К. Строить речевое высказывания

П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

III. Постановка учебной задачи

— Кто догадался, какая тема нашего урока? (Солнечная система) СЛАЙД №3.

Давайте поставим цель на урок? (выявить отличительные особенности планет, узнать состав Солнечной системы.) СЛАЙД №4.

Ребята, чтобы достичь цели и получить новые знания, предлагаю составить план! Посмотрите на экран.

Пункты плана перепутались, восстановите последовательность наших действий. СЛАЙД №5.

Определять тему урока

Ставить цели на урок; определять задачи.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

IV .Открытие нового знания

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический: упражнение, работа в группе.

— Сегодня, путешествуя, мы встретимся с загадочными и далекими планетами. Сколько планет составляют нашу Солнечную систему? (9 планет). Назовите их. Стр. 50 учебника вам в этом поможет.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО. (зачитать из книги с.4)

СЛАЙД №6. Итак, мы взлетаем и отправляемся в путь. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

Почему космонавты называют Землю голубой планетой? (На Земле много воды.)

Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на слайд «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля? СЛАЙД №7. (Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна)

-Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

-Как вы думаете, почему Землю называют «планета-сад? » (Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.)

Работа с учебником, работа в группе

-Чтобы продолжить путешествие, нам нужно объединиться в команды по 4 человека. Но прежде, чем начать задание, давайте повторим правила работы в группе. Какие правила вы знаете? СЛАЙД №8.

— На выполнение задания вам 3 минуты.

— Итак, 1 представитель от команды к доске. Зачитывай вопрос и ответ, а все остальные внимательно слушайте, правильно ли отвечает ученик.

— Давайте проверим ваши знания о космосе и солнечной системе. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно». СЛАЙД №9.

Земля – это одна из планет Солнечной системы. (+)

Солнце – ближайшая к нам звезда. (+)

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (-)

Земля движется вокруг Солнца. (+)

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. (-)

Источник

Конспект урока окружающего мира на тему «Планеты Солнечной системы»

Технологическая карта урока окружающего мира.

Учитель: Шлыкова (Бальчикова) Татьяна Ильинична

Предмет: Окружающий мир

Тема: Планеты Солнечной системы

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: 2 урок по теме Земля и человечество

Цель: расширить знания о планетах солнечной системы ; создать условия для определения границ знания и «незнания».

изготавливать «книжку- малышку»

Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Умение работать с информацией, представленной в табличном виде. Умение моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение.

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

аргументировать свою позицию;

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении

осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Умеют высказывать и доказывать свою точку зрения ;

осознают ответственность за общее дело

Действия учащихся (предметные, познавательные,

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

Мотивация учебной деятельности.

Приветствие детей, создание положительного эмоционального фона.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Я вижу, с каким отличным настроением вы пришли сегодня на урок. Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся, а я улыбнусь вам.

Проверьте, все ли готово к уроку. Отлично, мы готовы работать.

Учащиеся улыбаются в ответ на улыбку учителя.

Р: организуют свое рабочее место под руководством учителя.

Эмоциональный настрой учащихся

на предстоящий урок.

Организация рабочего места.

Подготовка к основному этапу занятия

развитие связной устной речи посредством развернутых высказываний учащихся; развитие произвольного внимания посредством выполнения задания.

Ребята, обратите внимание на доску. Тема нашего урока потерялась среди букв и сейчас ваша задача найти затерявшееся слово, убрав из нарисованного поля на доске все одинаковые буквы.

Какая же тема у нас получилась?

Учащиеся выходят по очереди к доске и убирают одинаковые буквы.

В итоге получается

Познавательные: осуществляют знакомство с русскими народными песнями; осмысмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения; аргументируют, опираясь на жизненный опыт; прислушиваются к мнению других.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Составили из предложенных букв тему урока

Проявляет интерес к изучению темы

Актуализация знаний учащихся.

Развитие воображения через прослушивание аудиозаписи

-Давайте уточним тему нашего урока: Планеты Солнечной системы.

-Сегодня нам предстоит вспомнить узнать много нового о Вселенной, раскрыть секреты планет Солнечной системы, познакомиться с историей их открытия.

Прослушивают аудиозапись о планетах солнечной системы

Закрепляют собственные знания о солнечных системах

П: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение,

Формирование умения планировать свою деятельность, посредсвом составления плана работы; развитие связной речи учащихся посредством составления плана работы; развитие связной речи учащихся посредством устных высказываний на вопросы учителя.

-Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать.

— все ваши предположения мы будем записывать.

— а почему,- я скажу чуть позже.

— Ребята, сегодня на уроке мы будем творить, писать свою книжку малышку « Планеты Солнечной системы», куда войдут все ваши ответы на вопросы и задания.

Высказывают свои предположения

Ученик фиксирует ответы учащихся у себя на листе, где заранее подготов-лена таблица для ответов.

П:преобразовыва-ют информацию из одной формы в другую

воспринимать и понимать других учащихся и учи-теля посредством работы фронтальной;

Р: умеют определять и фор-мулировать цель на уроке с помощью учителя;

планируют и проговаривают свою деятельность в соответствии с поставленной целью урока.

Высказа-ли свои предположения и зафикси-ровали их в таблицу

Обобще-ние и системати-зация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Проводит игру «Верно» или «не верно»

– Земля – это одна из планет Солнечной системы.

– Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

– Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

– Земля движется вокруг Солнца.

– Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

– Луна – планета Солнечной системы.

– Почему космонавты называют Землю голубой планетой?

– Она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу,
и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?

– Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

Источник

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Солнечная система: Земля и другие…»

Оборудование: фотографии планет Солнечной системы; таблицы: расстояния планет от Солнца, диаметров планет, количества спутников, температур на поверхности планет; таблички-заголовки: Планеты-гиганты, Космические крошки, Планеты Земной группы; таблички-названия групп: Эксперты, Космонавты, Исследователи, Наблюдатели; конверты с заданиями каждой группе, компьютер, магнитофон.

I. Оргмомент

II. Введение в тему

Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.

III. Сообщение темы урока

Учитель. Тема урока: Солнечная система: Земля и другие… А кто это – другие? Какое место в Солнечной системе занимают они. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие группами. У каждой команды свое задание. Успешный результат будет зависеть от работы каждого из вас. К любому путешествию надо готовиться. С собой мы лишних предметов не берем. Нам необходимы: карандаш, умения сплоченно работать, быть внимательными и конечно же знания. Начнем с разминки. Кто помнит и знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.

– К путешествию готовы! Наступило время познакомить вас с заданиями

V. Задания группам

Учитель. Командиры получите задания и приступайте к работе. Желаю вам успехов!

1 группа. Космонавты

Задание. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.

(У детей: фотографии с названиями планет, план ответа, таблица расстояний планет от Солнца)

План ответа:

1. Сколько планет движутся, как и Земля вокруг Солнца? ___________________________

2. В каком порядке?___________________________________________________________

Расстояние от Солнца в млн. км.

2 группа. Исследователи

Задание. Прочитать описание всех планет Солнечной системы и выявить планеты похожие на Землю.

(У детей: фотографии всех планет, план ответа, тексты-описания планет, табличка заголовок – Планеты земной группы)

План ответа:

Из восьми планет Солнечной системы есть планеты, которые похожи на Землю, другие – очень сильно от нее отличаются. Мы исследовали все планеты, сравнили с Землей и пришли к выводу, что есть планеты похожие на Землю:

1. Перечислите планеты______________________________________________________

2. Что общего у этих планет?

Размер (большой, небольшой)___________
– Твердая поверхность (да, нет)_________
– Атмосфера? (да, нет) _____________
– Спутники (да, нет)____________кроме___________________________
– Жизнь (да, нет)_________________

3. Как такие планеты называются? ___________________________

4. Тексты-описания планет.

Каждый ученик группы должен по описанию двух планет выбрать планету, похожую на Землю.

1. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля.

2. Пятая от Солнца планета – Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех. Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.

3. Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.

4. Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников 27.

5. Марс – четвертая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)

6. Шестая планета – огромный Сатурн. Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. Много спутников – 60.

7. Нептун – восьмая от Солнца планета Она кажется темно-голубой, потому что тоже состоит из газа, газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Вечная зима там царит. Спутников –13.

8. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля.

3 группа. Исследователи

Задание. Прочитать описание всех планет Солнечной системы и выявить планеты непохожие на Землю.

(У детей: фотографии планет, план ответа, тексты-описания планет, табличка заголовок – Планеты-гиганты)

План ответа:

Мы исследовали все планеты, сравнили с Землей и пришли к выводу, что есть планеты непохожие на Землю:

1. Перечислите планеты _________________________________

2. Что общего у этих планет?

Размер (большой, маленький) __________________
– Твердая поверхность (да, нет) _________ Они состоят из ___________________________
– Там царит (тепло, холод) почему? ____________________________
– Планеты состоят из _______________________________
– Спутники (много, мало) __________________
– Жизнь (да, нет)_________________

3. Как такие планеты называются? ______________________

4. Тексты-описания планет те же, что и у второй группы исследователей.

Каждый ученик группы должен по описанию двух планет выбрать планету, непохожую на Землю.

4 группа. Наблюдатели

Задание. Прочитать описание небесных тел и найти иллюстрацию к каждому описанию.

(У детей фотографии: комета, астероиды, метеоритные тела; тексты-описания небесных тел; табличка-заголовок – Космические крошки)

Тексты

1. Они маленькие, возникают, когда крохотные космические частички или камешки с большой скоростью врезаются в земную атмосферу, разогреваются в ней и вспыхивают на высоте около 100 км. Некоторые падают на Землю, иногда оставляя след на поверхности Земли.

2. Многие эти космические тела по форме отличаются от шаров, они похожи на большие глыбы, мчащиеся вокруг Солнца. Они разместились двумя поясами:

1) между Марсом и Юпитером;
2) за планетой Нептун

3. Это не очень крупные объекты. Но, когда они находятся вблизи Солнца, их часто можно видеть с Земли невооруженным глазом. Обычно они выглядят как маленькие, тускло светящиеся пятнышки. Изредка появляются яркие объекты с длинными серебристым хвостом, прорезающим небо, словно прожектор. Давным-давно люди связывали появление этого объекта с войнами и стихийными бедствиями.

5 группа. Эксперты

Задание. Определите, какие планеты в Солнечной системе являются рекордсменами.

(У детей таблицы: диаметров планет, расстояний планет от Солнца, температур на поверхности планет, количества спутников. Каждый ученик получает задание и выполняет его.)

1. Самая далекая планета Солнечной системы? ________________
2. Самая ближайшая к Солнцу планета? ______________________
3. Планета, сравнимая по размерам с Землей?_________________

Название планеты

Название планеты
ЮпитерДиаметр планеты в кмРасстояние от Солнца в млн. км.
1.Меркурий4 88058
2.Венера12 100108
3.Сатурн116 0001 426
4.Марс6 800227
5.Юпитер140 000777
6.Земля12 742150
7.Уран50 8002 869
8.Нептун48 6004 496

1. Самая большая планета Солнечной системы________________
2. Самая маленькая планета?______________________________

Название планетыДиаметр планеты в км1.Меркурий4 8802.Венера12 1003.Земля12 7424.Марс6 8005.Юпитер140 0006.Сатурн116 0007.Уран50 8008.Нептун48 600

1. Самая горячая планета
2. Самая холодная планета
3.У какой планеты больше всего спутников?

Название планеты

Температура
на планете

Кол-во спутников1.Меркурий+ 430–2.Венера+ 500–3.Земля+ 3014.Марс– 2325.Юпитер– 160636.Сатурн– 150607.Уран– 220278.Нептун– 21013

1. Самая медлительная планета________________
Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)
2. Самая быстрая планета______________________________________
Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)
3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)

Дети оформляют свои ответы у доски.

VI. Физкультурная пауза

Учитель. Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)

VII. Отчеты групп

VIII. Вывод

Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, какие небесные тела входят в Солнечную систему.

Ответы детей. Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела.

Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
В самом далеком, глухом городке!

IX. Релаксация

Отдых под музыку Л. Бетховина «Лунная соната» (картинки «Земных просторов).

XII. Закрепление. Игры

Учитель. Давайте поиграем.

2. Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.

Стихи:

(Юпитер) – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?

(Сатурн) – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.

Планета (Нептун) от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

(Марс) таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.

XI. Рефлексия

Учитель. Отгадайте загадку:

Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья? (Спутники)

– Какой спутник у Земли? (Луна)

– Если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают карточку Луны)

Учитель. Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.

XII. Задание на дом

– Подготовьте рассказы о космонавтах-исследователях космоса. Урок окончен. Спасибо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *