изучение темы солнечные системы предусмотрено в каком классе начальной школы
Урок окружающего мира «Солнечная система»
Выполнила : Замедлина Д.В., учитель начальных классов МАОУ «Лицей №62», г.Саратов
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «Солнечная система»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о Солнечной системе.
— формировать умения определять отличительные особенности планет;
— углубить знания детей о составе Солнечной системы;
— воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
— формирование умения работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
— научаться составлять модель Солнечной системы;
— закрепление знаний о Солнечной системе, планетах, космических телах.
— развитие умения работать в сотрудничестве с учителем, умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии.
— формирование умения работать в группе, воспитание взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник (ПНШ: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова; 4 класс, 1 часть, 2016), презентация к уроку, раздаточный материал.
I .Этап самоопределения к деятельности
Добрый день, ребята! Чудесная погода сегодня и от этого отличное настроение. Самое время окунуться в волшебный мир нашего урока.
Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место
II .Актуализация знаний и мотивация
— Что вы встречаете на своем пути? (планеты, Солнце).
— Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями.
СЛАЙД №2. Вы никогда не задумывались: «А что я знаю о Солнце?» И вот сегодня на уроке приступаем к изучению новой главы, в которой вы узнаете много интересного.
Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отвечать на вопросы учителя.
Анализировать ответы одноклассников.
К. Строить речевое высказывания
П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал
III. Постановка учебной задачи
— Кто догадался, какая тема нашего урока? (Солнечная система) СЛАЙД №3.
— Давайте поставим цель на урок? (выявить отличительные особенности планет, узнать состав Солнечной системы.) СЛАЙД №4.
Ребята, чтобы достичь цели и получить новые знания, предлагаю составить план! Посмотрите на экран.
Пункты плана перепутались, восстановите последовательность наших действий. СЛАЙД №5.
Определять тему урока
Ставить цели на урок; определять задачи.
Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
IV .Открытие нового знания
Наглядный: рассматривание иллюстрации
Практический: упражнение, работа в группе.
— Сегодня, путешествуя, мы встретимся с загадочными и далекими планетами. Сколько планет составляют нашу Солнечную систему? (9 планет). Назовите их. Стр. 50 учебника вам в этом поможет.
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО. (зачитать из книги с.4)
— СЛАЙД №6. Итак, мы взлетаем и отправляемся в путь. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)
— Почему космонавты называют Землю голубой планетой? (На Земле много воды.)
— Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на слайд «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля? СЛАЙД №7. (Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна)
-Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.
-Как вы думаете, почему Землю называют «планета-сад? » (Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.)
Работа с учебником, работа в группе
-Чтобы продолжить путешествие, нам нужно объединиться в команды по 4 человека. Но прежде, чем начать задание, давайте повторим правила работы в группе. Какие правила вы знаете? СЛАЙД №8.
— На выполнение задания вам 3 минуты.
— Итак, 1 представитель от команды к доске. Зачитывай вопрос и ответ, а все остальные внимательно слушайте, правильно ли отвечает ученик.
— Давайте проверим ваши знания о космосе и солнечной системе. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно». СЛАЙД №9.
Земля – это одна из планет Солнечной системы. (+)
Солнце – ближайшая к нам звезда. (+)
Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (-)
Земля движется вокруг Солнца. (+)
Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. (-)
Конспект урока окружающего мира на тему «Планеты Солнечной системы»
Технологическая карта урока окружающего мира.
Учитель: Шлыкова (Бальчикова) Татьяна Ильинична
Предмет: Окружающий мир
Тема: Планеты Солнечной системы
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: 2 урок по теме Земля и человечество
Цель: расширить знания о планетах солнечной системы ; создать условия для определения границ знания и «незнания».
изготавливать «книжку- малышку»
Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Умение работать с информацией, представленной в табличном виде. Умение моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение.
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении
осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
Умеют высказывать и доказывать свою точку зрения ;
осознают ответственность за общее дело
Действия учащихся (предметные, познавательные,
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
Диагностика достижения планируемых результатов урока
Мотивация учебной деятельности.
Приветствие детей, создание положительного эмоционального фона.
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Здравствуйте ребята! Садитесь. Я вижу, с каким отличным настроением вы пришли сегодня на урок. Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся, а я улыбнусь вам.
Проверьте, все ли готово к уроку. Отлично, мы готовы работать.
Учащиеся улыбаются в ответ на улыбку учителя.
Р: организуют свое рабочее место под руководством учителя.
Эмоциональный настрой учащихся
на предстоящий урок.
Организация рабочего места.
Подготовка к основному этапу занятия
развитие связной устной речи посредством развернутых высказываний учащихся; развитие произвольного внимания посредством выполнения задания.
Ребята, обратите внимание на доску. Тема нашего урока потерялась среди букв и сейчас ваша задача найти затерявшееся слово, убрав из нарисованного поля на доске все одинаковые буквы.
Какая же тема у нас получилась?
Учащиеся выходят по очереди к доске и убирают одинаковые буквы.
В итоге получается
Познавательные: осуществляют знакомство с русскими народными песнями; осмысмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.
Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения; аргументируют, опираясь на жизненный опыт; прислушиваются к мнению других.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Составили из предложенных букв тему урока
Проявляет интерес к изучению темы
Актуализация знаний учащихся.
Развитие воображения через прослушивание аудиозаписи
-Давайте уточним тему нашего урока: Планеты Солнечной системы.
-Сегодня нам предстоит вспомнить узнать много нового о Вселенной, раскрыть секреты планет Солнечной системы, познакомиться с историей их открытия.
Прослушивают аудиозапись о планетах солнечной системы
Закрепляют собственные знания о солнечных системах
П: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение,
Формирование умения планировать свою деятельность, посредсвом составления плана работы; развитие связной речи учащихся посредством составления плана работы; развитие связной речи учащихся посредством устных высказываний на вопросы учителя.
-Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать.
— все ваши предположения мы будем записывать.
— а почему,- я скажу чуть позже.
— Ребята, сегодня на уроке мы будем творить, писать свою книжку малышку « Планеты Солнечной системы», куда войдут все ваши ответы на вопросы и задания.
Высказывают свои предположения
Ученик фиксирует ответы учащихся у себя на листе, где заранее подготов-лена таблица для ответов.
П:преобразовыва-ют информацию из одной формы в другую
воспринимать и понимать других учащихся и учи-теля посредством работы фронтальной;
Р: умеют определять и фор-мулировать цель на уроке с помощью учителя;
планируют и проговаривают свою деятельность в соответствии с поставленной целью урока.
Высказа-ли свои предположения и зафикси-ровали их в таблицу
Обобще-ние и системати-зация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Проводит игру «Верно» или «не верно»
– Земля – это одна из планет Солнечной системы.
– Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
– Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
– Земля движется вокруг Солнца.
– Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
– Луна – планета Солнечной системы.
– Почему космонавты называют Землю голубой планетой?
– Она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу,
и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?
– Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Солнечная система: Земля и другие…»
Оборудование: фотографии планет Солнечной системы; таблицы: расстояния планет от Солнца, диаметров планет, количества спутников, температур на поверхности планет; таблички-заголовки: Планеты-гиганты, Космические крошки, Планеты Земной группы; таблички-названия групп: Эксперты, Космонавты, Исследователи, Наблюдатели; конверты с заданиями каждой группе, компьютер, магнитофон.
I. Оргмомент
II. Введение в тему
Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.
III. Сообщение темы урока
Учитель. Тема урока: Солнечная система: Земля и другие… А кто это – другие? Какое место в Солнечной системе занимают они. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие группами. У каждой команды свое задание. Успешный результат будет зависеть от работы каждого из вас. К любому путешествию надо готовиться. С собой мы лишних предметов не берем. Нам необходимы: карандаш, умения сплоченно работать, быть внимательными и конечно же знания. Начнем с разминки. Кто помнит и знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.
– К путешествию готовы! Наступило время познакомить вас с заданиями
V. Задания группам
Учитель. Командиры получите задания и приступайте к работе. Желаю вам успехов!
1 группа. Космонавты
Задание. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.
(У детей: фотографии с названиями планет, план ответа, таблица расстояний планет от Солнца)
План ответа:
1. Сколько планет движутся, как и Земля вокруг Солнца? ___________________________
2. В каком порядке?___________________________________________________________
Название планеты | |||
Юпитер | Диаметр планеты в км | Расстояние от Солнца в млн. км. | |
1. | Меркурий | 4 880 | 58 |
2. | Венера | 12 100 | 108 |
3. | Сатурн | 116 000 | 1 426 |
4. | Марс | 6 800 | 227 |
5. | Юпитер | 140 000 | 777 |
6. | Земля | 12 742 | 150 |
7. | Уран | 50 800 | 2 869 |
8. | Нептун | 48 600 | 4 496 |
1. Самая большая планета Солнечной системы________________
2. Самая маленькая планета?______________________________
Название планеты
1. Самая горячая планета
2. Самая холодная планета
3.У какой планеты больше всего спутников?
Название планеты
Температура
на планете
Кол-во спутников
1. Самая медлительная планета________________
Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)
2. Самая быстрая планета______________________________________
Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)
3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)
Дети оформляют свои ответы у доски.
VI. Физкультурная пауза
Учитель. Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)
VII. Отчеты групп
VIII. Вывод
Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, какие небесные тела входят в Солнечную систему.
Ответы детей. Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела.
Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
В самом далеком, глухом городке!
IX. Релаксация
Отдых под музыку Л. Бетховина «Лунная соната» (картинки «Земных просторов).
XII. Закрепление. Игры
Учитель. Давайте поиграем.
2. Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.
Стихи:
(Юпитер) – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?
(Сатурн) – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Планета (Нептун) от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
(Марс) – таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
XI. Рефлексия
Учитель. Отгадайте загадку:
Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья? (Спутники)
– Какой спутник у Земли? (Луна)
– Если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают карточку Луны)
Учитель. Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.
XII. Задание на дом
– Подготовьте рассказы о космонавтах-исследователях космоса. Урок окончен. Спасибо!