к какому типу героев можно отнести башмачкина
9. Какие герои русской классики относятся к тому же типу, что и герой «Шинели» и как они соотносятся с Акакием Акакиевичем? (ЕГЭ по литературе)
К “маленьким” людям, помимо Акакия Акакиевича, можно также отнести главного героя поэмы Пушкина “Медный всадник и рассказа Шукшина “Миль пардон, мадам”.
Евгений, как и Башмачкин, “низший” чиновник. Он не выделяется особыми личными качествами и чертами характера, “дичится знатных и не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине”. Герой живёт мыслями о женитьбе на своей возлюбленной — Параше, подобно тому, как Акакий Акакиевич живет мыслями о покупке новой шинели. После утраты смысла существования оба героя восстают против власти, оказавшейся не способной защитить их счастье.
Однако, Евгений, бросивший вызов “грозному царю” в своём “бунте” заходит намного дальше, нежели Акакий Акакиевич, ограничившийся “самыми страшными словами” по отношению к “вашим превосходительствам” и сумевший отомстить власти только после смерти.
К типу “маленького” человека также можно отнести Броньку Пупкова. Единственным увлечением героя является охота (подобно тому, как переписывание — единственное развлечение Башмачкина). Он, как и герой “Шинели”, не достиг больших успехов из-за чего терпит насмешки со стороны знакомых. Однако Бронька, в отличие от Акакия Акакиевича, осознает свою ничтожность и тяготится ею. Для того чтобы придать себе значимость герой рассказывает “городским” выдуманную историю о покушении на Гитлера, в котором он якобы участвовал. В своем рассказе герой приводит свое тайное желание: отомстить “за кровь советских людей”, “за разрушенные города и села”, “за слёзы наших жен и матерей”, которое он не смог воплотить ввиду своей незначительности.
Таким образом “маленькие” люди широко представлены в русской классической литературе и каждый из них, несмотря на схожие черты характера, имеет свои уникальные особенности.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
«Шинель» (Н. Гоголь)
Цитата: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
История создания
Николай Васильевич увидел в этой истории больше трагедию, чем комедию, — и написал «Шинель».
Проблематика: человеческое достоинство маленького человека.
Смысл названия: новая шинель — та оболочка, которая позволила бы Акакию Акакиевичу быть принятым в мире чиновников и не ощущать их презрения. Шинель становится смыслом жизни главного героя.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (из цикла « Петербургские повести »).
Жанровые особенности: «Шинель» написана в житийной традиции и формально схожа с описаниями жизни святых. Поэтому повесть следует читать как притчу с философским подтекстом.
Кстати, с глубиной содержания связано и жанровое определение: по объёму «Шинель» ближе к рассказу, но вечные проблемы бытия, раскрытые в ней, выводят это произведение на иной уровень.
Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в Петербурге.
Действующие лица
Краткое содержание
Акакий Акакиевич Башмачкин был ничем не примечательным человеком. Он любил переписывать бумаги, но был, в общем-то, незначительным, и все над ним посмеивались. Жалование у Башмачкина было скромное — 400 рублей.
Однажды шинель Акакия Акакиевича совсем прохудилась. Он попросил портного Петровича зашить, но и шить-то уже было нечего — вся ткань гнилая. Надо шить новую. Акакий Акакиевич стал экономить: отказался от чаепитий, старался ходить на цыпочках, чтобы беречь ботинки, реже отдавал бельё стирать, а дома носил только халат. Наконец деньги были накоплены, и Акакий Акакиевич получил новую шинель.
В департаменте все его поздравили и пригласили на именины к коллеге. Ночью Акакий Акакиевич возвращался домой, как тут к нему подошли неизвестные и со словами: «А шинель-то моя!» — драгоценную одежду отобрали.
Квартирная хозяйка советовала обратиться в полицию. Акакий Акакиевич обратился — но толку никакого. На работу он пришёл в старой шинели. Сотрудники пожалели его и посоветовали обратиться за помощью к «значительному лицу», но это «лицо» так накричало на Башмачкина, что тот ушёл, «себя не помня».
Было холодно, старая шинель не грела, и Башмачкин слёг, а через несколько дней умер. Только у Калинкина моста появился призрак в образе чиновника, снимающий с прохожих верхнюю одежду. Кто-то даже узнал в этом призраке Акакия Башмачкина. Однажды мимо моста проезжало «значительное лицо». Призрак с криком: «Твоей-то шинели мне и нужно!» — снял с «лица» верхнюю одежду и больше не появлялся.
Экранизации
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
В честь кого главный герой «Шинели» был назван?
Ответ. В честь отца — Акакий Акакиевич.
К какому типу героев можно отнести Башмачкина?
Ответ. Акакий Башмачкин — представитель типа героя, который называется маленьким человеком. Первым представителем этого типа героя стал Самсон Вырин (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»). Маленький человек безобиден и зауряден, но от того не менее значим, чем любой другой человек.
В какой цикл повестей включена повесть Н. В. Гоголя «Шинель»?
Ответ. «Петербургские повести».
Какие герои русской классики относятся к литературному типу маленький человек, как и герой «Шинели», и в чём авторское отношение к ним перекликается с позицией Н. В. Гоголя? (ЕГЭ по литературе)
Герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин принадлежит к литературному типу маленького человека. Подобных персонажей мы можем встретить в произведениях А. С. Пушкина и А. П. Чехова.
В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» мы также встречаем образ маленького человека. Евгений, как и герой «Шинели» Башмачкин, занимает невысокую должность и находится в весьма плачевном материальном положении. Их объединяет и то, что у них одинаково приземленные мечты: у Башмачкина это покупка новой шинели, а у Евгения – мирная и спокойная семейная жизнь с любимой девушкой Парашей.
Объединяет этих персонажей и то, что до них никому совершенно нет дела. Когда Башмачкина грабят (отбирают у него шинель), никто не собирается помогать ему. К трагедии Евгения (потоп погубил его девушку и её мать) все также равнодушны. Однако есть у этих героев и отличие. Оба этих персонажа доказали, что способны на бунт, но доказали они это по-разному — Евгений при жизни гневно грозит памятнику Петра I, а Башмачкин уже после смерти стал бродить возле Калинкина моста, сдирая со всех без разбору шинели.
Подобный литературный тип прослеживается и в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника». Мы сразу же можем отметить сходство между героем рассказа Червяковым и Башмачкиным в незначительности их должности: Червяков — экзекутор, который следит за хозяйством и наводит порядок в канцелярии, Башмачкин же «вечный титулярный советник». Однако здесь следует указать и на разительные различия между этими героями. Во-первых, различны ситуации, в которых оказались персонажи разных произведений. Башмачкин действительно не получил должной помощи от соответствующих органов (ни частный пристав, ни «значительное лицо» не могут помочь Акакию Акакиевичу в решении его проблемы), а Червяков, решивший, что Бризжалов, на которого он случайно чихнул, рассержен на него, сам создал себе проблему. Во-вторых, Башмачкин (как и другие герои подобного литературного типа) обратился за помощью тогда, когда от этого начала зависеть его жизнь (лишь когда у него отобрали шинель), Червяков же проявляет несвойственную «маленькому человеку» смелость и назойливость, пытаясь добиться прощения от Бризжалова.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что «маленького человека» мы можем встретить не только в повести Гоголя, но и в произведениях многих других отечественных авторов.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
ГДЗ литература 9 класс, Коровина; шедевры русской литературы XIX века. Характеристика главного героя Шинели
Кто главный герой повести «Шинель»? Каков его характер и образ жизни? Что бы вы могли сказать об отношении автора к герою? Против чего направлена повесть и как в ней раскрывается тема возмездия?
Главным героем повести «Шинель» является Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий одного петербургского департамента, «вечный титулярный советник». Молодым чиновникам кажется, что Акакий Акакиевич работал в этом департаменте вечно и так и родился титулярным советником. Но автор подробно рассказывает о рождении Акакия: при крестинах ребёнку долго не могли выбрать имя, и матушка решила назвать его по отцу. При этом младенец «сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».
Акакий Акакиевич не отличается примечательной внешностью, одежда его поношена и часто выглядит неопрятной. Ведь Башмачкин часто не обращает внимания на то, что происходит вокруг него, и вечно уносит «на своей шляпе арбузные и дынные корки», которые выбрасывают из окон неряшливые служанки. У него нет ни духовных интересов, ни стремлений или мечтаний. Он живёт в мире переписанных документов, ровных строчек, затейливых буковок, каждой из которых он подмигивает, как знакомой. Часто дома он переписывает бумаги «для себя», восхитившись, однако, не «красотой слога», а адресом «какому- нибудь новому или важному лицу». По вечерам он не выходит из дома, у него нет друзей и знакомых. Но не чувствуется, что Акакий Акакиевич одинок, ведь он даже не испытывает потребность в человеческом общении.
При этом автор относится к своему герою с жалостью и состраданием. Характерен один из эпизодов повести, в котором молодой чиновник, вместе с другими подшучивающий над Акакием Акакиевичем, вдруг останавливается «пронзённый» его смиренными словами: «Оставьте меня, зачем вы меня, обижаете?» С тех пор образ Башмачкина для молодого человека становится символом человеческих страданий и людского бессердечия.
Повесть направлена против таких человеческих пороков, которые происходят не от злого сердца (ведь не кажутся злыми сослуживцы Акакия Акакиевича; и автор старательно подчёркивает, что и «значительное лицо» бывает добр и сердечен в кругу приятелей), а от гордости или равнодушия. Тема возмездия начинает звучать в сцене болезни Башмачкина, когда чиновник, сквернохульничая, поминает распекшего его генерала. Окончательно тема возмездия раскрывается в фантастической финальной части повести, когда Акакий Акакиевич после смерти добивается справедливости, в которой ему было отказано при жизни. Он снимает шинель с того самого не захотевшего помочь ему генерала.
К какому типу героев можно отнести башмачкина
1.1.1. Тип героя, к которому принадлежит Акакий Акакиевич Башмачкин, назван в русской критике «маленьким человеком» Какие черты этого типа героя проявляются в приведённом отрывке?
1.2.1. Поэт Александр Блок писал, что стихотворение похоже на покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Они просвечивают через покрывало, как звёзды. За счёт этих слов и живёт стихотворение. Такие слова иногда называют ключевыми, часто именно они становятся «ключами» к стихотворению. Какие ключевые слова Вы бы выделили в этом стихотворении и почему?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьёт его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзённый, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых весёлых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своём, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости, и, Боже! Даже в том человеке, которого свет признаёт благородным и честным..
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.