к какому периоду относится вырождение риторики
К какому периоду относится вырождение риторики
Правильные ответы отмечены » + «
1. К основным понятиям риторики относится:
а. познание внутреннего и внешнего мира; строение фундамента принципа жизни; познание человека и его места среди других
б. объяснение форм познания разумом мира; законы развития интеллекта
+ в. Красноречие; изучение развития, построения и искусства художественного разговора
2. Софизм в риторике:
а. Простое рассуждение. Апеллирование предположениями или поверхностными фактами
+б. Сложное рассуждение. Нахождение нестандартных решений
в. Ограниченное рассуждение. Донесение мысли несколькими предложениями, содержащие факты
3. Упражнение по риторике, использующееся до н. э. в школах:
а. Сочинение художественных текстов
+б. Сочинение судебных речей
в. Составление описаний действий и предметов
4. Раздел риторики, изучающий вопросы произношения речи:
5. Условие популяризации риторики, а конкретнее, ораторства:
6. Что включает в себя «красноречие»:
а. Преподнесение речи в убедительной форме
+б. Сочетание слов в формах и фигурах речи
в. Изложение аргументов
7. Наиболее ярким ритором в античности считается:
8. От куда риторика пришла на территорию Руси?
9. Какая теория бытовала в эпоху Возрождения
а. О малом и великом
б. О простом, обычном, сложном
+в. О низком, среднем и высоком
10. Создателем первой школы риторики является:
11. Первые книги по риторике в России были переведены:
12. Что не входит в школьную риторику?
+а. Не оценивать общение
б. Обыгрывать речевой жанр
в. Брать ответственность за сказанное
13. Сколько видов опровержения выделяется в риторике?
14. К какому периоду относится «вырождение» риторики?
15. Основной аргумент о важности говорить внятно и точно принадлежит:
16. Риторика – это наука о поиске истины:
а. обобщающей понятия реальности
+б. построения и структуры речи
в. особого значения слова в жизни общества
17. Какие черты соответствуют направлению софистической риторики?
а. Диалогический, смысловой
б. Авторитарный, гармонизирующий
+в. Агональный, манипулирующий
18. Речевое обращение считается успешным, и законченным если:
+а. Собеседники достигли согласия
б. Доказательство преимущества одной стороны над другой
в. Зарождения противоречий или конфликта меж собеседниками
19. Раздел риторики изучающий вопросы композиции текста:
20. В риторике комплементы, шутки и заигрывания являются тактиками какого воздействия:
21. Первый трактат по основам риторики принадлежал:
22. Какое государство провозгласило риторику царицей наук?
23. Первый институт, изучающий устную и письменную речь был открыт в:
24. В Средневековье наиболее распространена была риторика для:
а. Академического красноречия
+б. Церковной проповеди
в. Светских выступлений
25. Риторика нового времени относится к периоду:
26. Раздел риторики, изучающий вопросы украшения текста:
27. Продуцирование речи без непосредственного собеседника:
28. На протяжении скольких лет риторика продолжает свое существование, как наука?
29. Что непозволительно для оратора по завершению его речи?
а. Кланяться, выходить на поклон
+б. Извиняться, оправдываться
в. Аплодировать, благодарить за слушание
30. Употребление слов, словосочетаний и выражений с двумя и больше значениями называют:
31. Какой из наук относится риторика?
32. Как называется вопрос, не требующий ответа?
— Таких вопросов не существует.
33. Ораторское искусство предполагает:
— Объяснить сложные термины простым языком.
— Добиться понимания у людей и веры у народа.
+ Удержать внимание публики.
— В совершенстве овладеть дикцией.
34. Наука об истолкования смысла слова называется:
Ораторское искусство юриста. Тренинг
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Наука об истолковании смысла слова:
Герменевтика
Филология
Орфоэпия
Морфология
Грамматика
2. Закономерности, механизмы и способы формирования и применения убеждающей речи — это:
Объект риторики
Предмет риторики
Субъект риторики
Формы риторики
Виды риторики
3. К основным понятиям риторики относится:
Разговорные ловушки
Внушающая речь
Демагогия
Самовнушение
Культура
4. Раздел риторики, изучающий вопросы выработки аргументации и разработки общей концепции текста:
Инвенция
Мемория
Демонстрация
Эллокуция
Диспозиция
5. Раздел риторики, изучающий вопросы композиции текста
Эллокуция
Инвенция
Диспозиция
Мемория
Демонстрация
6. Раздел риторики, изучающий вопросы украшения текста
Демонстрация
Мемория
Эллокуция
Инвенция
Диспозиция
7. Раздел риторики, изучающий вопросы запоминания речи
Демонстрация
Мемория
Элокуция
Диспозиция
Инвенция
8. Раздел риторики, изучающий вопросы произношения речи
Диспозиция
Инвенция
Демонстрация
Элокуция
Мемория
9. Кто автор определения: «Риторика — это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»:
Ломоносов
Аристотель
Кант
Демосфен
Сократ
10. Кто автор определения: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым преклонять других к своему об оной мнению»:
Сенека
Овидий
Аввакум
Ломоносов
Аристотель
11. Кто из ученых отрицал риторику как науку:
Толстой
Муравьев
Ломоносов
Белинский
Герцен
12. Кто из авторов дал следующее определение риторики: «Риторика — это наука о поиске истины»:
Аристотель
Платон
Плутарх
Диоген
Сократ
13. К какой из наук относится риторика:
Философия
Филология
Лингвистика
Математика
Социология
14. Условием появления ораторского искусства явилась следующая форма правления:
Демократия
Олигархия
Республика
Монархия
Анархия
15. Сколько лет насчитывает история риторики:
5 тыс. лет
1 тыс. лет
5,5 тыс. лет
2,5 тыс. лет
1,5 тыс. лет
16. Риторика Эпохи Возрождения относится к периоду:
18-19 вв.
17-18 вв.
16-17 вв.
15-16 вв.
14-15 вв.
17. Риторика Нового Времени относится к периоду:
20-19 вв.
18-19 вв.
17-18 вв.
16-17 вв.
15-16 вв.
18. Где и когда возникла Риторика:
Древняя Греция — 5 в. до н.э.
Древний Рим — 5 в. до н.э.
Древняя Греция — 1 в. до н.э.
Древний Рим — 5 в.н.э.
Древний Китай — 6 в. до н.э.
19. В России первый перевод книг по Риторике появился в:
15 в.
16 в.
17 в.
18 в.
19 в.
20. Наиболее ярким ритором античности считается:
Платон
Горгий
Дионисий
Плиний
Сократ
21. С деятельностью представителей какой древней школы связывают возникновение риторики:
Киники
Стоики
Эллины
Софисты
Классики
22. Кому из древних философов принадлежит создание модели диалога, в которой участники при помощи умело поставленных вопросов ищут истину:
Протагору
Платону
Сократу
Аристотелю
Дионисию
23. Создателем первой Школы риторики считается:
Софокл
Платон
Марк Фабий
Горгий
Сократ
24. Кому из древних авторов принадлежит написание следующих работ: «Об ораторе», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов»:
Цицерону
Марку Фабию
Аристотелю
Демосфену
Платону
25. Для риторики в Средние Века характерно развитие:
Публичной речи
Церковной проповеди
Убеждающей речи
Риторических стилей
Риторических форм
26. Гомилетика — это искусство:
Академического красноречия
Ораторского красноречия
Конфронтационного красноречия
Церковной проповеди
Академического красноречия
27. К какому периоду относится «вырождение» риторики:
Средним Векам
Эпохе Нового Времени
Эпохе Возрождения
Эпохе Просвещения
Настоящему времени
28. Риторика начинает сближаться с изучением поэтической художественной речи в:
Средние Века
Эпоху Возрождения
Эпоху Нового Времени
Эпоху Античности
Настоящее время
29. В какие века риторика как наука начинает развиваться в России:
20-19 вв.
18-19 вв.
17-18 вв.
16-17 вв.
15-16 вв.
30. Общая и частная риторика появляются в:
20-19 вв.
18-19 вв.
17-18 вв.
16-17 вв.
15-16 вв.
31. Институт устной и письменной речи был создан в:
Германии
Бельгии
России
Франции
Италии
32. Изучением содержательной стороны речи занимается раздел риторики:
Эллокуция
Топика
Этика
Герменевтика
Мемория
33. Слова и выражения, употребляемые в переносном значении — это:
Амплификации
Тропы
Фигуры
Формы
Морфы
34. НЕ является видом ораторского искусства:
Академическое искусство
Социально-бытовое искусство
Церковное искусство
Межличностное искусство
Лекционное искусство
35. Психологическое образование, основанное на знаниях и определенных действиях — это:
Умение
Знание
Навык
Склонность
Качество
36. Сколько основных разновидностей аргументов к человеку различают в риторике:
две
три
четыре
пять
шесть
37. Аргументы, которые затрагивают личные интересы людей — это:
Доводы к этосу
Аргументы к этосу
Доводы к пафосу
Аргументы к пафосу
Доводы к статусу
38. Аргументы, вытекающие из того, что и как говорит оратор:
Доводы к этосу
Аргументы к этосу
Доводы к пафосу
Аргументы к пафосу
Доводы к статусу
39. Случай, когда оратор в процессе рассуждения доказывает положение, отличное от того, что было им заявлено — это:
Порочный круг доказательств
Использование ложных посылок
Унижение личного достоинства оппонента
Подмена тезиса
Подмена фактов
40. Сколько видов подготовки подразумевает публичное выступление:
Два
Три
Четыре
Пять
Шесть
41. К элементам речевой техники НЕ относятся:
Дыхание
Голос
Дикция
Мимика
Произношение
42. В подробном конспекте речи НЕ нужно оставлять:
Имена собственные
Цифры
Развернутый текст
Высказывания
Первые фразы
43. К видам выразительности речи НЕ относятся:
Синтаксический
Морфологический
Морфемный
Лексический
Грамматический
44. Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот — это:
Синекдоха
Метафора
Оксюморон
Анафора
Афоризм
45. К типам эпитетов НЕ относятся:
Общеязыковые
Народно-эпические
Авторские
Профессиональные
Языковые
46. К аспектам полемики НЕ относятся:
Логичность
Статичность
Психологичность
Этичность
Культура речи
47. Сколько видов опровержения выделяется в риторике:
Два
Три
Четыре
Пять
Шесть
48. В заключении оратор не должен …
использовать дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи
извиняться и говорить, что недостаточно подготовился
суммировать сказанное, обобщить информацию
способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых во вступлении
49. В риторике не выделяют аргументацию…
опровергающую и поддерживающую
одностороннюю и двустороннюю
логичную и нелогичную
дедуктивную и индуктивную
50. К психологическим (воздействующим на эмоциональную сферу слушателя) аргументам относится (-ятся)…
ссылка на личностные особенности оппонента
статистический материал
документы
логическое обоснование
51. Речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта — это речевое (-ая)…
событие
ситуация
поведение
взаимодействие
52. Совокупность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора, — это …
предмет судебной речи
содержание судебной речи
материал судебной речи
53. Видами судебных речей НЕ могут быть:
обвинительная речь
защитительная речь
самозащитительная речь обвиняемого
заключительная речь
Ораторское искусство юриста. Тест с ответами
1. Условием появления ораторского искусства явилась следующая форма правления:
• Демократия
2. Сколько видов опровержения выделяется в риторике:
• Три
3. Раздел риторики, изучающий вопросы произношения речи
• Демонстрация
4. Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот – это:
• Синекдоха
6. Закономерности, механизмы и способы формирования и применения убеждающей речи – это:
• Предмет риторики
7. Кто автор определения: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым преклонять других к своему об оной мнению»:
• Ломоносов
8. Раздел риторики, изучающий вопросы выработки аргументации и разработки общей концепции текста:
• Инвенция
9. Раздел риторики, изучающий вопросы композиции текста
• Диспозиция
11. К какой из наук относится риторика:
• Филология
12. Аргументы, которые затрагивают личные интересы людей – это:
• Доводы к пафосу
13. Слова и выражения, употребляемые в переносном значении – это:
• Тропы
14. К какому периоду относится «вырождение» риторики:
• Средним Векам
15. Сколько основных разновидностей аргументов к человеку различают в риторике:
• три
16. Речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта – это речевое (-ая).
• взаимодействие
17. В какие века риторика как наука начинает развиваться в России:
• 18-19 вв.
18. Кто из авторов дал следующее определение риторики: «Риторика – это наука о поиске истины»:
• Платон
19. К психологическим (воздействующим на эмоциональную сферу слушателя) аргументам относится (-ятся).
• ссылка на личностные особенности оппонента
20. К типам эпитетов НЕ относятся:
• Профессиональные
21. В риторике не выделяют аргументацию.
• одностороннюю и двустороннюю
22. С деятельностью представителей какой древней школы связывают возникновение риторики:
• Софисты
23. Кому из древних философов принадлежит создание модели диалога, в которой участники при помощи умело поставленных вопросов ищут истину:
• Платону
24. Риторика начинает сближаться с изучением поэтической художественной речи в:
• Эпоху Возрождения
25. Риторика Нового Времени относится к периоду:
• 18-19 вв.
26. В подробном конспекте речи НЕ нужно оставлять:
• Развернутый текст
27. Раздел риторики, изучающий вопросы украшения текста
• Эллокуция
28. Видами судебных речей НЕ могут быть:
• заключительная речь
29. Кто из ученых отрицал риторику как науку:
• Белинский
30. К видам выразительности речи НЕ относятся:
• Морфемный
31. Для риторики в Средние Века характерно развитие:
• Церковной проповеди
32. К основным понятиям риторики относится:
• Внушающая речь
33. Общая и частная риторика появляются в:
• 20-19 вв.
34. К аспектам полемики НЕ относятся:
• Статичность
35. Наука об истолковании смысла слова:
• Герменевтика
36. Изучением содержательной стороны речи занимается раздел риторики:
• Топика
37. Сколько видов подготовки подразумевает публичное выступление:
• Два
38. Риторика Эпохи Возрождения относится к периоду:
• 16-17 вв.
39. Аргументы, вытекающие из того, что и как говорит оратор:
• Аргументы к этосу
40. Гомилетика – это искусство:
• Церковной проповеди
41. Институт устной и письменной речи был создан в:
• России
42. В России первый перевод книг по Риторике появился в:
• 17 в.
43. Раздел риторики, изучающий вопросы запоминания речи
• Мемория
44. Психологическое образование, основанное на знаниях и определенных действиях – это:
• Умение
45. Случай, когда оратор в процессе рассуждения доказывает положение, отличное от того, что было им заявлено – это:
• Подмена тезиса
46. Кто автор определения: «Риторика – это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»:
• Аристотель
47. Где и когда возникла Риторика:
• Древняя Греция – 5 в. до н.э.
48. Создателем первой Школы риторики считается:
• Марк Фабий
49. К элементам речевой техники НЕ относятся:
• Мимика
50. Кому из древних авторов принадлежит написание следующих работ: «Об ораторе», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов»:
• Цицерону
51. НЕ является видом ораторского искусства:
• Межличностное искусство
52. Наиболее ярким ритором античности считается:
• Горгий
53. Сколько лет насчитывает история риторики:
• 2,5 тыс. лет
Риторика: от зарождения к вырождению
Самый краткий очерк истории ораторского искусства.
Наука о языке вообще возникла так давно, что ученые не стесняются ошибаться в датировках лет эдак на тысячу – возникла она 2-3 тыс. лет до Р.Х. Где-то в Китае, Индии или Египте, или всюду там разом. Но для нас, европейцев, значение имеют не китайские изыскания, а греческие.
В пятом веке до Р.Х. у греков риторика вполне отпочковалась от философии, хотя занимались ею только философы. До сих пор это является некоторой проблемой, поскольку философские корни риторики мешают ее усвоению «в три приема за семь уроков». Логика, например, являясь неотъемлемой и необходимой частью риторики, вообще с огромным трудом укладывается в головах современных студентов. Но мы отвлеклись.
Риторика появилась в Греции вместе с демократией, демократия ведь просто нуждается в демагогии. Демагогов воспитывали софисты, за огромные деньги они учили их «речи как инструменту управления». Учили структурировать желания, воли и умы людей посредством звучащего слова. Риторика была техникой, но и одновременно искусством, а слово было произведением этого искусства. Целью ораторских курсов было умение составлять завершенное высказывание.
С течением времени риторика начала разделяться, сперва из нее проросла грамматика, поэтика и логика – в этом заслуга, или вина, в первую очередь римлян, с их сухим разлагающим мозгом. А потом процесс распада стал необратим, и вместо риторики у нас появилось несколько отдельных дисциплин о языке, как будто бы связанных друг с другом, но не настолько, чтобы позволить одному человеку овладеть ими всеми. А ведь только знание всех частей когда-то единой риторики позволяет составить грамотную речь.
Обратимся к России. В 19 веке у нас вовсю начала развиваться литература, художественное слово, и потому риторика была вовсе исключена из программ обучения. Это был жутко ошибочный шаг. Изучая поэтов, мы не подражаем им, а восхищаемся. Люди, не занимавшиеся риторикой, а только литературой, могут отличить хороший рассказ от дурного, но не могут сами написать ничего. Отказавшись от изучения риторики, мы разучились строить свою собственную речь.
Ораторское искусство наверняка исчезло бы совсем, но появился суд присяжных: прокурор и адвокат стали говорить для публики, они вынуждены были произносить яркие речи с целью убедить всех участников суда в своем мнении. Впрочем, долго они риторику поддерживать на плаву не смогли, так как грянула революция.
Большевики ввели обязательное образование и сделали народ всеобщеграмотным. Сделали они это, разумеется, для того, чтобы промывать мозги с помощью газет. Как видите, проект их жив и работает до сих пор. В условиях тотального засилья свободных и независимых СМИ, когда право говорить есть только у журналистов, люди о риторике даже и не вспоминают, все забыли о том, что могут не просто «общаться», а могут публично отстаивать свою точку зрения.
Так окончательно умерла риторика – наука о целесообразном слове.
ps Но потом появился интернет; и пришли блогеры; и всё без толку.
Риторика
Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Краткая история риторики
Риторика в Древней Греции
История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.
Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.
Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.
Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).
Позднее начало постепенно складываться теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который в 335 г. до н.э. написал «Риторику». Труд Аристотеля состоит из 3-х частей: 1) анализ принципов, на основе которых строится речь; 2) личные свойства и способности, необходимые оратору; 3) техника речи, способы и приемы, применяемые в ораторском искусстве. Аристотель считается основоположником теории спора. В риторике он различал диалектику — искусство спорить в целях выяснения истины, эристику — искусство любой ценой оставаться правым в споре и софистику — стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.
Развитие риторики в Древнем Риме
Дальнейшее свое развитие ораторское искусство получило в Древнем Риме в I в. до н.э. В плеяде известнейших древнеримских ораторов звездой первой величины был Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.) — глава римского сената, автор трех трактатов: «Оратор», «Об ораторе», «Брут». Из сочинений Цицерона сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.
Другой римский оратор и теоретик красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (35–95 гг. н.э.), который написал «Риторические наставления», состоящие из 12 книг и охватывающие опыт нескольких столетий. Книги отразили проблемы, которые не рассматривались его предшественниками: о воспитании будущего оратора, о чести оратора-гражданина, о «благоприличии» в слове.
Риторика в Средние века и эпоху Возрождения
Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.
Наиболее значительной фигурой является знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.), считавшийся идеальным византийским проповедником. Само прозвище «Златоуст» свидетельствует о высокоуважительном отношении к публично сказанному слову и о почитании людей, владевших им и умевшим посредством живой речи воздействовать на слушателей.
Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.
В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.
Следующий этап развития риторики — эпоха Возрождения — для которого характерно появление трудов на национальных европейских языках, в отличие от средневековой латыни. Доминантой развития риторики в этот период является ее «литературизация». Части риторического канона: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание, произнесение — стали рассматриваться как отдельные самостоятельные направления риторической науки. В трудах французского философа и логика Пьера де ла Раме активно разрабатывались такие разделы, как элокуция и акцио.
Становление русской риторики
В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.
На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.
Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.
Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.
Первые русские руководства по риторике написаны епископом Макарием (1617–1619 гг.), М.И. Усачевым (1699 г.), Феофаном Прокоповичем (два сочинения — «De arte poetica» (1705 г.), «De arte rhetorica» (1706 г.). Их учебники риторики использовались в школах, открываемых при церквях, и для обучения будущих церковнослужителей, в частности в Киевской духовной семинарии. В XVII–XVIII вв., с общим развитием культуры и науки, широкое распространение получила и риторика. Одними из самых ярких представителей риторической традиции того времени стал Прототоп Аввакум (1612–1682 гг.). Аввакум был идеологом и вождем движения старообрядцев на Руси. О «слове» Аввакума мы узнаем из его произведения «Житие» и из переписки его с боярыней Морозовой.
Становление риторики как научной дисциплины не отделимо от имени М.В. Ломоносова — автора «Краткого руководства к красноречию» (1748 г.), дважды переиздававшегося при его жизни (1759, 1765 гг.). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно — философские темы. Риторика Ломоносова сыграла положительную роль в дальнейшем развитии русского ораторского искусства. Ломоносов соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал ее русской наукой. В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного Ломоносовскому.
В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.
Риторика Сперанского была написана в 1792 г., а опубликована в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия». Книга посвящена искусству церковной проповеди. Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика Рижского. Его «Опыт риторики» вышел свет в 1796 г. И переиздавался еще несколько раз. Особое место в этой книге занимали вопросы чистоты и правильности русской речи.
В истории развития русской риторики период первой половины XIX в. оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н.М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка. Это отразилось во взглядах на риторику в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится не менее 16-и руководств по риторике, и именно этот период называют «золотым веком русской риторики».
Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.
В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.
В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.
Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.