Что такое потенциал рынка
Что такое емкость рынка и как ее определить
Емкость рынка — это термин на стыке экономики и маркетинга. Определив её, компания может скорректировать стратегию развития. Разберемся в видах емкостей рынка и способах их расчета.
Что такое емкость рынка
Это показатель, который приблизительно отражает способность рынка потребить какую-то продукцию.
Обычно термин сужают, рассчитывают емкость рынка в конкретной сфере — например, смотрят, какой спрос существует на рынке туризма в конкретно обозначенных географических границах.
Говоря проще, емкость рынка — это показатель, который подскажет, сколько примерно продукта могут купить потребители на конкретном рынке. Под рынком подразумевается некое абстрактное место или отрасль — например, это может быть широкий рынок IT-услуг в стране или узкий рынок парикмахерских в одном городе.
Зачем нужно вычислять емкость
Емкость рынка помогает планировать экспансию на рынок, принимать управленческие решения и аргументировать предложения для инвесторов.
Вовремя принимайте важные управленческие решения, чтобы избежать непредвиденных рисков
Например, вы открываете сеть парикмахерских. С помощью емкости рынка вы заранее выяснили, что доступный спрос в конкретном городе составит порядка тысячи стрижек в день. Посчитав финансовую схему и убедившись в конкурентных преимуществах, вы можете планировать необходимые инвестиции. То есть вы заранее понимаете, что с такой емкостью прибыльно будет открыть 10-15 точек, не больше.
Три вида емкости рынка
Например, вы организовали службу такси и считаете емкость в натуральном выражении, то есть в количестве потребителей.
Потенциальная емкость вашего рынка — клиенты служб такси или каршеринга, автомобилисты, которым надоело водить машину самим, люди, которые пользуются общественным транспортом.
Фактическая емкость — это люди, которые уже сейчас пользуются такси, их не нужно переманивать с других рынков и отраслей.
Доступная емкость — это целевая аудитория конкретно вашего продукта. Например, если у вас эконом-класс, то это люди, которые хотят быстро и недорого добраться до нужного места. Аудитория, которая пользуется бизнес-классом, входить в доступную емкость не будет.
С чем нужно определиться до начала расчетов
Перед расчетом емкости нужно подготовиться и решить, что конкретно вы будете вычислять. В универсальный список входят следующие критерии:
Методы сбора и источники информации
Есть несколько источников данных, которые пригодятся при вычислении емкости рынка.
Что еще нужно учитывать в расчетах
В зависимости от конкретной ситуации нужно учитывать и вторичные факторы, которые могут оказать влияние на показатели емкости рынка. Вот что может пригодится:
Как посчитать емкость
Есть три базовых способа расчета. Если у вас несколько целевых аудиторий или несколько товарных групп, то стоит рассчитывать каждый сегмент отдельно, а после сложить показатели.
Метод «по норме потребления»
Этот метод еще называют «снизу вверх», потому что расчет идет от данных по ожидаемым покупкам потребителей, то есть от тех, кто формирует спрос.
Формула: количество целевой аудитории умножается на норму потребления за конкретный период
Если нужно вычислить денежное выражение, то показатель умножают на стоимость 1 единицы продукции. Если нужен объем — на средний объем одной упаковки.
Пример
Вы хотите открыть производство хлеба. Норма потребления хлеба — в среднем 96 кг в год на человека. Весит булка 350 г, то есть на человека приходится порядка 275 булок.
Вы знаете, что ваша целевая аудитория — трудоспособное население. Таких в городе порядка 200 000 человек. Булка стоит 50 руб.
Это потенциальная емкость. Чтобы посчитать фактическую и доступную, нужно сужать данные — определять конкретное количество целевой аудитории для каждой точки продаж, уточнять с помощью опросов реальное потребление конкретно такого хлеба. Цифры окажутся в десятки раз меньше.
Метод на основе аналитики рынка
Этот метод называют «сверху вниз», потому что он идет от тех, кто удовлетворяет спрос, то есть от данных компаний. Метод можно использовать, если в вашем сегменте крупный бизнес раскрывает информацию о выручке или есть иной способ получить данные.
Емкость определяют так: складывают все продажи крупных компаний, которые закрывают потребность 80-90 % рынка. Учитывать нужно розничные цены для потребителя.
Этот метод чаще заказывают в аналитических агентствах, а они получают данные из опросов компаний. Цифры всегда неточные, нужно учитывать погрешность в зависимости от количества компаний, которые отказались сотрудничать.
Метод реальных продаж
Этот метод расчета практикуют исследовательские агентства — они заключают договора с крупными ретейлерами и анализируют их реальные данные о продажах.
Попробуйте CRM для малого бизнеса: внедрение и адаптация под особенности бизнес−процессов, контроль и автоматизация отдела продаж
Собрав информацию от нескольких компаний, можно с точностью утверждать, сколько продуктов из определенной категории было продано за конкретный период. Таким образом вычисляется примерная емкость как всего рынка, так и отдельных территорий.
Выводы
Емкость рынка — это потенциальный спрос на ваш продукт в конкретном месте за отдельный период. При расчете этого показателя нужно учитывать особенности вашей отрасли, полноту источников информации и точность расчета.
Проще всего посчитать емкость, найдя нормы потребления вашего продукта и умножив их на количество целевой аудитории.
Погрешность будет большая, потому что нормы не учитывают ситуацию, когда люди замещают потребность в продукте товарами из другой категории. Например, не выбирают, у какого продавца купить хлеб, а заменяют его на хлебцы.
Поэтому такой метод нужно использовать только для приблизительных расчетов.
Второй вариант — спросить данные о продажах крупных компаний. Это возможно, если они публикуют подробную финансовую отчетность или предоставляют данные в маркетинговые агентства для отчетов о рынках. Расчет получится точнее.
Собрать аналитику конкретных продаж — когда ретейлеры отдают данные из чеков и формируют подробную статистику. Это довольно точный расчет — данные анализируют в динамике, поэтому можно изучить, например, помесячную статистику продаж за последний год. Такое исследование можно заказать в маркетинговых агентствах.
Узнав емкость конкретного рынка, вы можете планировать развитие бизнеса, аргументировать и рассчитывать необходимые финансовые вложения. Если окажется, что рынок маленький, стоит искать другие площадки для сбыта.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как определить потенциал рынка для любого продукта или услуги?
Каждый раз, когда мы запускаем новый продукт или услугу, мы думаем, достаточно ли у него рыночного потенциала? Ведь известно, что прежде чем запускать продукт или услугу — нужно рассчитать потенциал рынка. Эта статья содержит 5 основных факторов, которые помогут вам понять, есть ли у вас хороший потенциал на рынке.
Проще говоря, рыночный потенциал — это совокупный спрос на продукт в бизнесе. Конечно, определить реальные данные очень сложно, поэтому нужно использовать различные техники, которые помогут Вам в этом нелегком деле 🙂
Представляю Вашему вниманию 5 таких техник.
1) Размер рынка
Первым и наиболее важным фактором, который следует учитывать при определении потенциала рынка, является общий размер рынка вашего будущего продукта. Размер рынка — это общий рыночный потенциал продаж всех вместе взятых компаний. Например, если я планировал запустить очередную CRM-систему, то такие проекты как Битрикс24 или AMOCRM, являются моими конкурентами. И их совместные продажи — это мой полный объем рынка.
Если Вы будете смотреть на уровень потребительского спроса, размер рынка, как правило, будет огромен. Сотни тысяч, или даже миллионы потенциальных покупателей. Поэтому проще для начала посмотреть общее количество представленных на рынке компаний и оценить их объемы продаж.
Самый простой способ определить размер рынка — обратиться к специальным исследовательскими агентствами, или взять уже готовые исследования, например вот тут или вот тут. Определение размера рынка является первым шагом для определения потенциала рынка.
Кроме того, Вы можете самостоятельно оценить рыночный потенциал при помощи анализа данных, взятых из открытых источников, например — отсюда.
2) Темпы роста рынка
Рынок ПК по сравнению с рынком ноутбуков или смартфонов сокращается. Так что, если Вы собираетесь производить ПК, вы должны знать, что вы выходите на убывающий рынок. Вместо этого, если у вас есть возможность, почему бы не выйти на рынок ноутбуков или смартфонов?
Текущие тенденции в отрасли важны, поскольку они могут предсказать будущее вашего проекта. Первоначально книги были в моде, но теперь их заменили электронные книги, и вряд ли нужны делать упор на бумажные носители (хотя люди все еще любят их читать).
Когда вы изучаете рост рынка, вы должны понимать различие между расширениями продуктовой линейки и совершенно новыми продуктами. Например, компания Samsung выпускает телефоны модели Galaxy. Естественно, каждый раз, когда будет выпущена новая модель Samsung Galaxy, она будет продаваться на рынке. Но будет ли эта модель продаваться теми же темпами, что и первая выпущенная на рынок Galaxy? Таким образом, темпы роста рынка субъективны и зависят от типа продукта, который вы собираетесь запустить.
Темпы роста рынка можно определить, проверив данные за последние 5 лет отрасли, в которой вы планируете запускаться. Многие онлайн-сервисы предоставляют такие данные. Даже обычные СМИ часто анализируют, какие отрасли растут и в каком процентном отношении. Например сегодня, если идти в электронную коммерцию, это, вероятнее всего, будет хороший выбор выбор, потому что индустрия стремительно растет. Однако через 10 лет может быть изобретена новая технология, которая сделает покупки в через интернет устаревшими.
3) Рентабельность
Возвращаясь к примеру электронной коммерции, многие компании по разному относятся к этому рынку. Некоторые говорят, что он огромен и рыночный потенциал большой. Другие же говорят, что они понесли огромные потери из-за упаковки, логистики и конкуренции с китайскими монстрами (особенно когда дело касается больших стран). Как ни странно, обе этих позиции — верны.
Определение и прогноз вашей прибыльности очень важны для понимания потенциала рынка. Если бизнес будет приносить низкую доходность, то объемы должны быть высокими, а если бизнес будет давать низкие объемы, тогда прибыль должна быть как можно выше.
Для определения потенциала рынка можно использовать четыре основных метрики:
Используя любые из вышеперечисленных метрик, можно рассчитать потенциальную прибыльность и определить, насколько доходной будет отрасль в целом или конкретный продукт.
4) Конкуренция
Вам необходимо знать и понимать конкуренцию в отрасли, чтобы определить рыночный потенциал для продукта, который вы собираетесь выпустить. Если в отрасли высока конкуренция, вход на рынок будет стоить дорого, а уж для того чтобы закрепиться на рынке — могут понадобится целые состояния. Возможно, на первом этапе придется даже демпинговать или продавать товар по себестоимости. Естественно необходимо, чтобы у вас было достаточно денег, чтобы держаться на рынке, пока конкуренция не спадет.
Именно это происходит, когда ведущие бренды входят в отрасли, где доминируют мелкие игроки. Например, когда в небольшом городке с нишевыми магазинами открывается огромный сетевой гипермаркет. Это не означает, что малые предприятия скоро прекратят свое существование, просто они используют другие стратегии для привлечения клиентов в свой бизнес — эксклюзивное обслуживание, различные бонусы постоянным клиентам и т.д.
Когда конкуренция низкая, осведомленность о рынке также будет низкой. Например, мало кто знает название бренда, который выпускает бетонодробильные ковши. Таким образом, ваш конкурент в равной степени может повлиять на потенциального покупателя, как и вы. С точки зрения пользователя — различия будет минимальными, поскольку компании не видят смысла активно вкладывать в свои уникальные торговые предложения. Но есть тонкость — компании, которые на таком рынке на самом деле выделяются, чаще всего доминируют.
Определение рыночного потенциала требует, чтобы вы понимали рыночное положение различных конкурентов, а также, чтобы у вас был проработан план действий, как бороться с этими конкурентами, когда придет время.
5) Тип продукта и потребителя
Будут ли Ваш продукт покупать регулярно, или это единоразовая покупка? Например, кофе и чай являются продуктом повторной покупки. Но если Вы покупаете стиральную машинку, вряд ли Вам понадобится еще одна в ближайшие десять лет. Т.е. за всю вашу жизнь вы купите не такое большое количество стиральных машинок, а вот кофе или чая Вы купите несколько десятков упаковок в течение всего лишь одного года. Умножьте это количество на население страны, в которой планируете продавать, и вы поймете потенциал рынка.
Компании часто ускоряют процесс потребления как не слишком честными методами (искусственное устаревание), так и при помощи рекламных и дизайнерских методов (делают пошире горлышко у тюбика зубной пасты, чтобы выдавливалось как можно больше, активно рассказывают в рекламных кампаниях, что надо чистить зубы дважды в день и т.д.).
Вышеуказанные 5 факторов дадут вам очень хорошее представление о рыночном потенциале вашего продукта, независимо от того, работаете ли вы на рынке или вы собираетесь выпустить новый продукт.
Обратите внимание, что все вышеперечисленное не относится к инновационным продуктам, потому что размер рынка и их темпы роста чаще всего заранее неизвестны, а строятся на гипотезах.
Пример определения рыночного потенциала
Допустим, Вы хотите запустить итальянский ресторан.
Итак, с помощью приведенного выше анализа я могу с уверенностью сказать, что потенциал рынка существует и открывать новый ресторан определенно стоит.
По аналогии Вы можете выполнить анализ вашего продукта или услуги, которую собираетесь запустить, и принять верное решение.
Что такое емкость рынка: простыми словами
Узнайте, для чего нужно определять емкость рынка и ознакомьтесь с методами ее расчета
Емкость рынка — это объем всех предоставляемых товаров и услуг внутри одного рыночного сегмента.
Содержание
С помощью этого показателя компании выясняют количество потребителей, у которых теоретически может быть спрос на их продукты или услуги, а также реальное количество людей, покупающих аналогичные продукты у конкурентов. Кроме того, емкость рынка помогает определить долю рынка, которую они потенциально могут занять.
Давайте узнаем, для чего нужно определять емкость рынка.
Зачем знать емкость рынка?
Емкость рынка рассчитывается для следующих целей.
Давайте рассмотрим существующие виды емкости рынка.
Виды емкости рынка
Выделяют три вида емкости рынка: потенциальная, фактическая и доступная.
Давайте узнаем, какие факторы влияют на емкость рынка
Что влияет на емкость рынка?
Прежде чем рассчитывать долю рынка, нужно учесть следующие факторы, которые влияют на этот показатель.
Давайте узнаем, как вычислить емкость рынка.
Как рассчитать емкость рынка
Существует три основных метода расчета емкости рынка.
Поздравляем, вы узнали, что такое емкость рынка и ознакомились с факторами, которые влияют на ее расчет.
Как оценить и рассчитать емкость рынка
Статья поможет разобраться, кому и для чего нужно оценивать объем рынка. В ней приведены методы и примеры расчета, а также формулы для самостоятельного расчета емкости рынка с описанием.
После ее прочтения вопрос о необходимости определения емкости рынка отпадет сам собой, ведь она — прямой путь к увеличению рентабельности бизнеса.
Что такое емкость рынка
В маркетинге нет понятия проще и одновременно сложнее, чем емкость рынка. С первого взгляда задача кажется простой: узнать объем продаж конкурентов, добавить импорт, вычесть экспорт, не забыть учесть собственные продажи.
Емкость ≠ объем:
Емкость рынка — это число сделок купли-продажи или количество продукции, которое доступно к приобретению. Величина характеризуется соответствием покупательского спроса товарному предложению. Ее суть — узнать, сколько покупателей готовы купить товар, сколько товара им нужно для разового потребления, и как часто они его потребляют.
Зачем рассчитывать емкость рынка
Емкость помогает определить качество рынка. Бизнес, который не обладает данной информацией, явно отстает от конкурентов и значительно теряет в прибыли. Без этих показателей нельзя принимать управленческие решения и планировать развитие бизнеса.
Почему так? Во-первых, объем рынка наглядно показывает, сколько людей готовы купить товар. При этом в расчет берется его количество в определенный момент времени. Точка отсчета — статистика уже продающихся товаров.
Во-вторых, это помогает проанализировать конкурентов и понять, какой объем потребителей приходится на каждого из них. При этом можно сказать почти наверняка, какое положение занимает каждый производитель.
Оценка емкости рынка позволяет узнать, сколько товаров или услуг лучше предложить на данный момент, какую прибыль это принесет и какое положение занимает компания среди конкурентов. Также это позволяет оценить обстановку и понять, рентабелен ли будет бизнес в данной нише или стоит изменить направление и стратегию его развития.
Виды емкости рынка:
Примеры разных объемов рынка
Допустим, компания занимается реализацией роботов-пылесосов. Параметры расчета будут зависеть от вида емкости:
Потенциальную— можно определить с помощью следующих гипотез:
Фактическая — она основана на опросе возможных потребителей. Это поможет получить ответы на следующие вопросы:
При доступном объеме рынка компания занимается уточнением показателем для потребителей своего сегмента, например, мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет.
Какие данные необходимы для реального расчета объема рынка
Для расчета необходимо собрать вводные данные. Их перечень представлен в таблице ниже:
Основные способы расчета емкости рынка
Расчет емкости рынка можно выполнять тремя методами:
Метод «снизу-вверх»
Самый популярный способ, позволяющий определить объем рынка по текущему спросу. Емкость рынка равняется числу всех ожидаемых покупок, совершенных ЦА за отведенный период (обычно он равен одному году).
Формулы для расчета:
Емкость рынка за период N
Метод «сверху-вниз»
Для определения размера рынка используется информация о совокупных продажах внутри рынка. Если всех участников охватить невозможно, можно взять самых крупных из них. Формула расчета:
Емкость рынка = Совокупность продаж всех игроков рынка (по розничным ценам)
Информацию для расчетов можно получить, проведя опрос конкурентов или найдя данные в открытых источниках.
Метод от реальных продаж
Такой способ сейчас используется большинством компаний, помогающих с расчетом емкости рынка в Москве. Преимущество в том, что метод позволяет оценить объем реальных покупок.
Уровень продаж определяется исходя из чеков покупателей. Информация берется в крупных сетевых магазинах, которые предоставляют информацию в соответствии с установленным соглашением. Стоит отметить, что магазины составляют репрезентативную выборку, а собранные данные примеряются на всю страну.
Недостаток метода — в невозможности определить отдельную аудиторию. Зато он позволяет получить реальные данные о товарах: сколько единиц и по какой цене продано, каков общий объем продаж за период N. Это универсальный метод, позволяющий получать и анализировать данные в динамике.
Примечание: все три метода подчиняются одному правилу — если есть несколько рыночных сегментов, стоит рассчитать емкость каждого из них и затем сложить показатели.
Реальный расчет
Допустим, в поселке проживает 100 человек, а автомобиль есть у 10. Замена шин выполняется раз в год. Значит емкость рынка шин составит: 10*1=10 комплектов шин. Средняя стоимость одного комплекта — 7 тыс. руб. 10*7000=70 000 — объем рынка шин в стоимостном выражении.
Теперь проведем расчет по видам емкости:
Как поможет эта информация предпринимателю? Он сможет понять, сколько денег доступно на рынке, и сколько из них можно заработать.
Подводя итог
Не все молодые предприниматели понимают, что масштабирование бизнеса требует тщательного планирования. Необдуманные решения могут ударить по финансовой базе. Чаще всего ошибки связаны с чрезмерным выпуском продукции на рынок. Это ведет к снижению дохода и выходу конкурентов вперед. Даже больше: в некоторых случаях компания разоряется.
Чтобы не допустить этого, стоит выстраивать стратегию не на теории, а на реальных расчетах. В их основу должна лечь информация о емкости рынка, его структурных подразделениях и т.д.
Хочешь получать еще больше полезных материалов, информацию о бесплатных вебинарах, скидках и новых курсах Like Центра?
Оставь свой email 😉
Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.
Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.
В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:
Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.
Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.
Безусловно, поддержка бизнеса не строится только на статьях из блога. «Лайк Центр» предлагает и обучающие курсы ведения бизнеса, которые содержат не только полезную информацию, но и реальные кейсы по выведению компании из кризиса, максимизации ее прибыли и решению других глобальных проблем.
Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.
Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.
В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.